Информационный Центр Правительства Москвы
24 октября 2025, пятница, 15:35
Новости

Дисбалансы в устойчивом развитии регионов России выявили в МГУ

Дисбалансы в устойчивом развитии регионов России выявили в МГУ
фото: РИА Новости/Павел Лисицын

Исследователи Междисциплинарной научно-образовательной школы МГУ «Математический анализ сложных систем» представили на Фестивале НАУКА 0+ результаты оценки устойчивости и сбалансированности траекторий развития российских регионов. Об этом сообщили в пресс-службе вуза.

Перед российскими регионами стоит непростая задача выполнения комплекса Национальных целей развития (НЦР), утвержденных Президентом России в мае 2024 года, при этом не рискуя долгосрочной устойчивостью региона и действуя в условиях серьезных и усиливающихся бюджетных ограничений. Как показали предшествующие разработки Школы, НЦР в большей степени сфокусированы на экономическом компоненте устойчивого развития, если в качестве ориентира рассматривать Цели устойчивого развития (ЦУР) ООН. Однако картина российских регионов является гораздо более пестрой и сложной, если исследовать их более детально с применением 14 ключевых показателей, интегрирующих задачи НЦР и ЦУР, как это сделали авторы разработки Анастасия Барабошкина и Екатерина Яковлева с экономического факультета МГУ при работе в рамках исследовательского проекта №24-Ш05-09 «Построение траекторий устойчивого развития России в условиях цифровизации экономики и общества». Они сформировали рэнкинг регионов и внутри него идентифицировали четыре кластера, примерно равных по численности (каждый включает около 20 регионов).

Первый кластер — регионы-лидеры по уровню жизни (в их числе, например, Ростовская и Свердловская области, Татарстан и Башкортостан, Москва). Они характеризуются наибольшей усредненной итоговой оценкой по всем показателям, обладают хорошим уровнем развития экономики и технологий, однако имеют один из самых низких уровней экологического благополучия. Второй кластер включает регионы с наиболее сбалансированным развитием (здесь находятся, например, Московская и Ленинградская области). Регионы этого кластера отличаются наименьшей дисперсией оценки по всем компонентам НЦР. Слабое место второго кластера — показатели цифровой трансформации. В третьем кластере (включающем, например, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Чеченскую Республику, Республику Дагестан) оказались социально-ориентированные регионы, которые характеризуются максимальной оценкой по НЦР «Сохранение населения», «Потенциал человека» и «Комфортная среда». Однако эта ориентация сопряжена с экономическим и технологическим отставанием. Наконец, четвертый кластер характеризуется и низкими оценками в целом, и их несбалансированностью, хотя экономические показатели этого блока регионов зачастую выглядят неплохо (в числе этих регионов, например, Кемеровская область, Иркутская область, Камчатская область, Республика Карелия).  

В этих условиях, отметила профессор факультета государственного управления МГУ, со-руководитель проекта Лидия Леонтьева, сложно говорить о применимости к регионам универсальных задач, тем более что новый, цифровой этап технологического развития также развивается в условиях серьезного цифрового неравенства регионов. Эта проблема была обозначена как один из серьезных вызовов для устойчивости развития России и отдельных регионов при цифровой трансформации в рамках того же исследовательского проекта, наряду с проблемами отставания регуляторики, необходимости обеспечения технологического суверенитета и трансформации рынка труда. Тем не менее, как подчеркнул со-руководитель проекта Александр Курдин, заместитель декана экономического факультета МГУ, снижение трансакционных издержек за счет поддержки цифровой трансформации и сопутствующих ей сквозных технологий как в государственном, так и в частном секторе, может стать выходом для сокращения разрывов между решениями различных задач в комплексе национальных и глобальных целей. 

Междисциплинарные научно-образовательные школы МГУ организованы в 2020 году решением ректора Московского университета Виктора Садовничего. Школы — это внеструктурные подразделения МГУ, в которых объединены ученые и преподаватели самых разных специальностей, вместе решающие крупные научно-практические задачи. Основной принцип работы школ — это междисциплинарность, то есть работа над одной и той же проблемой с использованием методов из разных областей наук. Такой подход позволяет существенно повысить эффективность работы и приводит к получению прорывных результатов, обеспечивающих ответ на большие вызовы, стоящие сегодня перед обществом. Научная работа школ организована в форме реализации грантовых проектов, которые университет финансирует за счет собственных средств. Обязательным условием является создание, актуализация и реализация в МГУ учебных курсов на основе результатов, получаемых в рамках научных проектов школ. 

В настоящее время в МГУ созданы и успешно работают следующие научно-образовательные школы: «Фундаментальные и прикладные исследования космоса», «Сохранение мирового культурно-исторического наследия», «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект», «Молекулярные технологии живых систем и синтетическая биология», «Математические методы анализа сложных систем», «Фотонные и квантовые технологии. Цифровая медицина», «Будущее планеты и глобальные изменения окружающей среды».

Следите за важными новостями в Телеграм-канале Информационного центра Правительства Москвы

Последние обновления: