Информационный Центр Правительства Москвы
04 декабря 2024, среда, 22:31
Жизнь в городе

Двигаться по тротуару, но уступать пешеходам. Правила езды на электросамокате, которые должен знать каждый

Двигаться по тротуару, но уступать пешеходам. Правила езды на электросамокате, которые должен знать каждый
фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

В последние годы самокаты густо заполонили улицы Москвы – лихачи ездят по дорогам, тротуарам и «зебрам», обгоняя на высокой скорости пешеходов и нередко создавая аварийно-опасную ситуацию на дорогах. Так, в июле сотрудница МГУ на электросамокате сбила девочку на территории парка «Музеон» – у ребенка диагностировали сотрясение мозга. Аналогичный случай зафиксировали в июне, когда девушка-подросток в результате столкновения получила перелом лобной кости и ушиб мозга. Несмотря на эти происшествия, москвичи все чаще пользуются арендой самокатов. В 2022 году число пользователей сервисов проката выросло с одного до двух миллионов за год*. Какие правила регулируют движение средств индивидуальной мобильности (СИМ)? Как привлечь нерадивого самокатчика к ответственности в случае нарушения? Ответы на эти и другие вопросы дали эксперты и представители столичной власти в беседе с Информационным Центром Правительства Москвы.

Электросамокаты на столичных дорогах

Сейчас движение на средствах индивидуальной мобильности регулируется разделом 24 Правил дорожного движения РФ, пояснили в пресс-службе управления ГИБДД ГУ МВД России по Москве. Водители старше 14 лет должны ездить на самокатах по велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов.

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков


Допускается передвижение в пешеходной зоне, если масса СИМ не превышает 35 килограммов, а также по тротуару, пешеходной дорожке или обочине при отсутствии велосипедной дорожки.

«Кроме того, водители самокатов могут ездить по правому краю проезжей части дороги при соблюдении условий:

– отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина либо отсутствует возможность двигаться по ним;

– на дороге разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 километров в час, а также движение велосипедов;

– СИМ оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди», – рассказали в ГИБДД.

При этом лица в возрасте от семи до 14 лет по обочинам и проезжей части ездить на СИМ не могут, а дети младше семи лет имеют право передвигаться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, их должны сопровождать взрослые.

Какие маневры запрещены?

Для самокатчиков запрещены обгон и объезд транспортных средств с левой стороны. Скорость движения должна ограничиваться 25 километрами в час. Если владельцы СИМ передвигаются по зонам, где есть пешеходы, последние имеют приоритет.

Фото: РИА Новости/Антон Денисов


«Нарушение правил лицом, использующим для передвижения СИМ, квалифицируется по части 2 статьи 12.29 КоАП РФ, в состоянии опьянения – по части 3 данной статьи и влечет наложение административного штрафа в размере 800 рублей в первом случае и от 1000 до 1500 рублей во втором случае. Если были созданы помехи транспортным средствам или причинен вред здоровью потерпевшего, действия нарушителя квалифицируются по частям 1 и 2 статьи 12.20 КоАП и приводит к штрафу в размере 1000 рублей в первом случае и от 1000 до 1500  рублей во втором случае», – подчеркнули в ГИБДД.

Закон есть – наказания нет

Тем не менее, по словам автоюриста Сергея Радько, на сегодняшний день привлечь самокатчиков к ответственности крайне трудно.

«Несмотря на то, что понятие СИМ внесли в правила дорожного движения, их водители в результате выпали из-под регулирования Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Там есть статья 12.29, касающаяся наказаний для пешеходов, велосипедистов и других участников движения. Но существует оговорка, согласной которой статья распространяется на всех участников, кроме водителей транспортных средств. Поскольку СИМ стали транспортными средствами, по этой статье их наказывать незаконно, и пока еще судебная практика не сложилась. А в других статьях Кодекса эти транспортные средства вообще не указаны. Пункты касаются только тех средств, которые требуют права управления», – объяснил специалист.

По его словам, в случае ДТП в обязательном порядке следует вызывать полицию и оформлять и происшествие. Наказание будет определяться в зависимости от степени повреждения транспортного средства и причиненного вреда здоровью.

«Но об этом, как я уже заметил, говорить сложно, потому что отдельной статьи для самокатчиков нет, а под остальные статьи они попадают незаконно – они не являются субъектами правонарушения. Ущерб будет компенсироваться виновной стороной. Если таковой станет водитель СИМа, то из-за отсутствия полиса ОСАГО он будет возмещать средства либо добровольно, либо после решения суда. Пострадавший сможет апеллировать документом, составленным полицейскими, где будет указана степень ущерба», – добавил Сергей Радько.

Номера на самокаты – есть ли смыл?

Автоюрист подчеркнул: сейчас самокаты берутся в аренду при активации аккаунта, который зарегистрирован на определенное лицо, указывающее личную информацию и передающее данные банковской карты. Это позволяет компании определить, в чьем владении находилось транспортное средство в тот или иной момент времени. Благодаря этому можно будет найти человека в случае, если он устроил ДТП.

Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков


«С частными самокатами сложнее – они никак не регистрируются. Вообще идея регистрации представляется глупой, потому что сложно представить для этого механизм. Для самокатов нет утвержденных единых документов, как для автомобилей, нет признаков, позволяющих самокат индивидуализировать. Порядок регистрации тоже туманен, поскольку ГИБДД регистрирует лишь те средства, которые имеют категорию. Категории уже оговорены в международном техническом регламенте международном, и самокатов там нет. Да и вешать номерные знаки на них небезопасно», – сказал Сергей Радько.

Он добавил, что в случае ДТП нести ответственность будет сам водитель самоката, если он виновен. Компания, предоставляющая транспортное средство в аренду, по аналогии с системой каршеринга, не будет отвечать за причиненный вред. Исключением станут случаи, когда компания не удостоверилась в подлинности личности клиента, если он, например, указал фейковые данные, затрудняющие его розыск, например, номер телефона.

Самокатчиками не рождаются

Как считает юрист, человек должен знать о правилах безопасного вождения самоката с малых лет, а не учиться путем набивания шишек на практике.

«Реальной может быть только одна идея: всех детей нужно воспитывать и обучать правилам дорожного движения. В школах этот предмет убрали, хотя сейчас он остается актуальным. Хотя бы один-два часа в неделю нужно уделить таким занятиям, например, в рамках ОБЖ. Дети должны понимать, что электросамокат не игрушка, а серьезное и довольно опасное средство передвижения. Кроме того, важно срочно нужно менять КоАП и добавлять статью о наказании за нарушение ПДД именно для водителей СИМ. Пока это все находится в подвешенном состоянии», – подытожил эксперт.

Законодательные инициативы

Председатель Московской городской думы Алексей Шапошников в беседе с Информационным Центром Правительства Москвы сообщил, что в столице уделяют особенное внимание регулированию передвижения на средствах индивидуальной мобильности. Так, их статус официально закрепили в Правилах дорожного движения в марте 2023 года, также была начата работа по ограничению скорости движения на электросамокатах и других подобных устройствах.

Фото: РИА Новости/Алексей Майшев


«Была установлена предельная скорость 25 километров в час, определены типы инфраструктуры, на которых разрешено или запрещено передвижение в зависимости от возрастной группы пользователя и технических характеристик устройства. Многие из предложений депутатов Мосгордумы в итоге нашли отражение в ПДД, однако на этом работа не заканчивается, а лишь переходит на новый этап», – подчеркнул политический деятель.

По словам председателя Мосгордумы, после обновления законодательства необходим анализ его применения и влияния изменений на ситуацию с аварийностью. Только за период введения новых правил, с 1 марта по 30 июня 2023 года, в стране произошло почти 500 аварий с участием СИМ, не учитывая данные о поездках на личных самокатах.

«Сегодня остро встает вопрос контроля за соблюдением правил передвижения и соответствия СИМов закрепленным в законодательстве техническим характеристикам. Одна из ключевых мер повышения безопасности на сегодня – введение так называемых «медленных зон». В 2021 году – то есть за два года до внесения изменений в ПДД – в столичных парках и на самых оживленных улицах появились зоны с ограничением скорости для шеринговых самокатов, а в некоторых местах передвижение на СИМ было запрещено. Сегодня в Москве определены порядка 200 зон, где прокатные электросамокаты автоматически снижают скорость до 5-15 километров в час. Каждый год их количество увеличивается примерно на 40-50», – сказал Алексей Шапошников.

Помимо этого, в городе действуют образовательные проекты, направленные на формирование культуры использования СИМ. Например, с октября по конец декабря 2022 года участниками проекта «Безопасное обращение с электросамокатами» стали более одной тысячи учеников из 37 школ. К концу сезона сотрудники ЦОДД и ГИБДД будут предоставлять сведения, отражающие результативность принятых депутатами мер.

* По данным Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы

Автор: Юлия Захарова

Последние обновления: