Главная  /   Пресс-конференции  /   Пресс-конференция «О проведении XI Межрегионального творческого фестиваля славянского искусства «Русское поле»
27 сентября 2022, вторник, 01:36

Пресс-конференции

17 августа 2022 Пресс-конференция «О проведении XI Межрегионального творческого фестиваля славянского искусства «Русское поле»

Пресс-конференция «О проведении XI Межрегионального творческого фестиваля славянского искусства «Русское поле»


ВЕДУЩИЙ
Добрый день. Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Сучкова Виталия Ивановича. Тема пресс-конференции: «О проведении XI межрегионального творческого фестиваля славянского искусства «Русское поле».
В мероприятии принимают участие Железнова Маргарита Николаевна, руководитель Оргкомитета и главный режиссер-постановщик Межрегионального творческого фестиваля славянского искусства «Русское поле», Ольхов Олег Николаевич, шеф-повар Донского монастыря, почетный член Международного альянса профессиональных кулинаров, ведущий программ «Быстрый завтрак» и «Монастырская кухня» на телеканале «Спас» и Петрухин Алексей Петрович, певец, композитор, актер, автор музыки и исполнитель гимна фестиваля «Русское поле».

В. СУЧКОВ
 Добрый день, дорогие друзья. Вижу, что к фестивалю большой интерес.  Все соскучились, наверное, по мероприятиям, которые у нас проходили в очном режиме. Мы тоже ждали момента, когда сможем встретиться с вами на площадке «Коломенского», на фестивале «Русское поле». Это уже 11 фестиваль. Он посвящен Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Кроме того, мы посвящаем наш фестиваль 875-летию г. Москвы и 350-летию со дня рождения первого российского реформатора, императора Петра Первого. Такие у нас знаменательные события. Очень рады, что проводим это мероприятие в оффлайн-режиме.
Гости  фестиваля получат возможность провести настоящий русский душевный выходной на свежем воздухе, в «Коломенском». Они познакомятся с самобытностью культуры, увидят, чем славится наша необъятная Родина, приобщаться к традициям народов России, национальной кухне, обрядам,  раскроют для себе еще больше туристский потенциал нашей страны и каждого региона в отдельности.
Наш фестиваль начинался в «Коломенском» в 2012 году  и продолжает свою деятельность именно в этом парке. У нас были промежуточные, в т.ч., мы проводили фестивали в «Царицыне». Но особенно последние годы мы проводим в парке «Коломенское».
В связи с пандемийными ограничениями, в прошлом и позапрошлом году мы проводили фестиваль в онлайн-режиме. Мы грустили, что не получим то удовольствие, какое мы получаем в «Коломенском», но с другой стороны, были удовлетворены тем, что нам пришлось определять возможности, чтобы донести всю красоту фестиваля до многих людей. В прошлом году трансляцию фестиваля посмотрели практически все регионы  РФ и 111 стран мира – 4 123 358 просмотров. Мы эту форму трансляции оставляем и в нынешнем году. Ждем на фестиваль большое количество людей – у нас превышало и 200 000. Тяжело после пандемии определить, сколько будет людей в «Коломенском», но мы рассчитываем не менее 100 000-150 000, а может быть, и  больше. Потому что многие после отпусков и дачного сезона вернуться в Москву. Синоптики передают, что будет жарко, но могут и ошибаться. Но мы не ошибаемся в том, что это будет очень яркий и красочный праздник. В этом году фестиваль объединит не менее 2000 участников. Это и коллективы, и товаропроизводители, и туроператоры. Участвует 49 регионов. Участие принимают представители Турции, Узбекистана, Луганской Народной Республики и Белоруссии. Мы можем говорить о том, что мы уже проводили международный фестиваль, и могу говорить, что в будущем он уже будет не межрегиональный, а международный фестиваль. 
Жюри фестиваля определят лучший хоровой, хореографический, инструментальный коллектив, лучшую коллекцию наследия и традиций, лучший туристический маршрут, лучший гастрономический бренд, лучшего народного мастера и лучшего товаропроизводителя. Зрители из других регионов и из-за рубежа смогут наблюдать за мероприятием благодаря трансляции в сети Интернет.
Для гостей фестиваля будут работать как традиционные, так и тематические площадки. Посетители смогут изучить гончарное искусство, посмотреть театральные постановки, приобрести изделия народных умельцев, полюбоваться уникальными народными костюмами.
Масштабная развлекательная программа порадует горожан и гостей столицы интересными рекордами. 
Как я сказал, мы посвящаем фестиваль 875-летию столицы. В прошлом году вы, наверное, участвовали в конкурсе на лучшую кашу. Одна из каш была изготовлена в 1147 году. Эта каша будет приготовлена на нашем фестивале в большом количестве – более 2 тонн. Я думаю, и вы, и гости праздника попробуют эту 875-летнюю кашу. Так же на фестивале будут представлены деликатесы национальной кухни от производителей разных регионов России и других стран. Пройдет конкурс поваров «От селянки до солянки:  5 веков», приуроченный к 475-летнему юбилею упоминания солянки в книге рецептов «Домострой» (1547 год). В этом конкурсе примут участие шеф-повара из Москвы, Республики Марий-Эл, Республики Удмуртия, Курской, Смоленской, Ярославской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа и других регионов. 
Широкому кругу наших зрителей будут продемонстрированы изделия-рекорды. В нашем прошлом фестивале, в онлайн-формате, это большое панно, расписанное мастерами Федоскинской  фабрики миниатюрной живописи – 1 м 80 см, 30 кг, самый длинный в мире рушник – 210 м на 35 см, 30 кг, и самый большой поднос России, украшенный росписью мастеров Жостовской фабрики, – 2,10 на 1,5 метра, 84 кг. Посетители могут сделать на фоне этих «рекордных» изделий фотографии. Можете и вы разместить на своих ресурсах. Думаю, в интернете появится очень много довольных людей на фоне этой красоты. 
В этом году на официальном сайте фестиваля нами запущен песенный конкурс. Все желающие до 1 августа отправляли в оргкомитет свои видео-поздравления, посвященные 875-летию Москвы. Народным голосованием, которое продлится до 20 августа, будут определены победители конкурса. Самое яркое поздравление увидят все зрители «Русского поля». Каждый желающий может проголосовать за понравившийся видеоролик. По итогам народного голосования лауреаты выступят на фестивале и получат специально учрежденные призы. Победитель конкурса вместе с большим русским хором исполнит песню о Москве на нашей главной фестивальной сцене. По традиции фестиваль завершится грандиозным фейерверком. С 11 часов уже пойдет конкурсная программа. В середине дня пройдет гала-концерт. Думаю, что мы вместе проведем прекрасный выходной день. Не сомневаюсь, что всем,  кто придет на наш фестиваль, будет очень комфортно и уютно.
Сейчас я хотел бы передать слово нашему организатору, руководителю оргкомитета Маргарите Николаевне Железновой.

 

М. ЖЕЛЕЗНОВА
Спасибо, Виталий Иванович. Очень все соскучились по фестивалю, потому что 2 года пандемии внесли свое. Многие коллективы и участники других номинаций пишут, звонят нам в течение года. За эти 2 года очень большой объем звонков был, как и в начале этого года. Письма мы получили с тем, будет ли в этом году фестиваль в обычном для нас формате, смогут ли приехать в «Коломенское». Мы обрадовали, что «да». Жюри работало не покладая рук, потому что принять всех мы не можем. Сокращали очень сильно, жестко подходили. Но надеемся, что на следующей неделе в субботу мы вас всех увидим и вы сможете посмотреть на все своими глазами. 
Фестивальных площадок у нас действительно много и много интересного. Карту фестиваля вам покажут. Основная – главная фестивальная сцена – на «Музыкальной площади», где пройдут выступления лучших их лучших хоровых и хореографических коллективов, а так же наших артистов эстрады, которые примут участие в этот день. По традиции у нас состоится гала-часть в 17:25, на которой Большой русский сводный хор с артистами исполнит песни о Москве. В этом году все песни будут посвящены нашей любимой столице. После этого пройдет награждение и вручение сертификата рекордов, зарегистрированных на «Русском поле». В этом году наши достижения регистрирует Международный реестр достижений и рекордов «Достояние нации». Так что целый день на площадках все это будет проходить. 
Очень интересная площадка, новая партнерская площадка, на ней вы увидите рекорды, зарегистрированные в 2020 и 2021 годах. Это и Царь-поднос жостовский, и панно федоскинское, и рушник, и другие интересные партнеры будут представлены на этой площадке. Площадь регионов у нас пополнилась новыми товаропроизводителями, регионами, которых раньше не было – Калининградский янтарный комбинат и другие уникальные изделия народных промыслов и декоративно-прикладного искусства там будут представлены. «Молодецкая дружина» - площадка реконструкторов, в этом году посвященная эпохе Петра Первого в честь юбилея со дня рождения. Там будут представлены и стрельцы, и преображенцы, и потешные бои. Разнообразие полное будет. На ней люди разных возрастов отдохнут и порадуются. Так же будет традиционная площадка «Постоялый двор», где представлены туристические бренды нашей страны. Это туроператоры. Там же будут сказочные персонажи проходить. В этом году эта площадка пополнилась партнером благодаря Виталию Ивановичу. Он подключил Комитет по туризму г. Москвы. Они тоже ставят свою бренд-площадку, которая тоже будет интересно представлена. Помимо этого, здесь будет находиться площадка «Модный двор», на которой наши дизайнеры представят новые коллекции своих костюмов, которые мы назвали «Наследие традиции». Объединять эти две площадки будет сцена, где все и будет происходить.
Самые вкусные площадки фестиваля – «Сытный двор», на котором мы кормим всех зрителей фестиваля, и площадка «Национальная кухня». Подробно о ней расскажет Олег Ольхов. 
Детская площадка в народном стиле. Мы стараемся поддерживать это все.  И «Музыкальная завалинка» - там основная конкурсная программа хоровых и хореографических коллективов с утра до вечера будет проходить, там работают жюри и «Ярмарочная площадь». Как всегда, объемно, все внутри, внизу около причала занято – успевай только ходить, смотреть. Каждый зритель найдет, чем себя порадовать.
 В этом году у нас будут проходить прямые трансляции на нашем сайте фестиваля, в наших сетях «В Контакте» и «Одноклассники». Эти две сети поддержали нас, и будут транслировать на всю сеть, помимо нашего сайта, так же и «Культура.рф». Нашими хедлайнерами будут Зара, Шаман, Дмитрий Маликов. Так же примет участие Алексей Петрухин традиционно, которого мы очень любим. Зрители, его поклонники пишут, будет ли он в этом году – более 50 писем пришло, потому что в прошлом году Алексей не смог принять участие. Также примет участие национальный балет «Кострома», мужской праздничный хор Данилова монастыря и другие артисты. У вас программа есть, где можно познакомиться с этими хедлайнерами. 
Мы будем рассказывать и пройдем по площадкам, начиная с 16:30 с Виталием Ивановичем и нашими почетными гостями фестиваля. У нас будет пресс-подход в 17:15 перед главной сценой. 
Наверное, это основное, что я хотела сказать.

О. ОЛЬХОВ
Ну что, друзья, здравствуйте. Всех вас приветствую. Как вы уже поняли, самая вкусная площадка будет за нами. Мы установим мировой рекорд по каше – более 2 тонн ячневой каши мы планируем сварить. Для этого к нам приедет огромная кастрюля объемом 4500 литров. В ней огромные веселки, которыми будет перемешиваться эта каша. В ее приготовлении будут участвовать  20 шефов, которые перед этим будут участвовать в конкурсе «От селянки до солянки». Лучшие шефы будут биться за звание лучшей солянки. Это будет шеф-батл, выражаясь современным языком. Будет очень интересно. Потому что существует огромное количество рецептов солянки. Я знаю более 100. Она бывает и постная, и непостная, и мясная, и рыбная. Каждый из ребят нашел старинный рецепт, который будет готовить и презентовать. Будет целая история. Надеюсь, что вы сможете попробовать эту солянку. Оценивать жюри будет по критериям: вкус, подача и презентация. На первом месте всегда стоит вкус. Это будет интересное кулинарное событие. Но я считаю, что приготовление каши затмит солянку, потому что в мире еще никогда такой объем каши не готовился. Это будет мега-событие фестиваля. Будет вкусно. Все это мы будем делать с Международным альянсом профессиональных кулинаров под предводительством бренд-шефа В. Лобачева. Мы с ним уже устанавливали несколько интересных рекордов – тонна селедки под шубой, царь-винегрет в Талдоме. Думаю, что мы даже превзойдем 2 тонны каши и всех угостим, чтобы все убедились, что это неформально приготовленная каша, а настоящая древняя русская каша, которую можно есть. Думаю, все будет вкусно у нас.
В целом, всех вас жду на нашей гастрономической площадке. Каждый сможет попробовать и солянку, и кашу, и сделать свои выводы. Ждем вас на площадке!

А. ПЕТРУХИН
Всем добрый день. Я очень люблю этот фестиваль. Спасибо большое, что приглашаете. Участвую в нем с 2018 года не только как артист. В 2018 году я написал гимн к фестивалю «Русское поле» вместе с нашим поэтом А. Шагановым. Меня радует, что эта песня пошла в народ и ее все исполняют. Помните, Виталий Иванович, Вы тоже вышли и спели. В этом году споем?
Слежу за этим фестивалем. Очень яркий и интересный. Думаю, в этом году он будет еще масштабнее и интереснее. Спасибо вам большое, что пригласили меня.
К 875-летию Москвы запустили флешмоб организаторы. Нужно было исполнить песню «Москва майская» на телефон. Я тоже принял участие. Нужно с хэштегом «Русское поле» отправить ее организаторам. Лучшие потом войдут в ролик и его покажут. 
У нас было более 200 заявок. Это много и здорово, 53 или 58 коллективов примут участие. Если есть вопросы, с удовольствием отвечу.

М. ГОРБУНОВА – «Звездный бульвар»
Можно ли сказать, что фестиваль «Русское поле» является главным фестивалем России и объединяет все ее народы и конфессии?

В. СУЧКОВ
Я не могу так сказать, это будет очень смело. Но это самый крупный фестиваль славянского искусства в Москве, и я неоднократно говорил, что в Москве сейчас нет монофестивалей, есть межнациональные фестивали. Конечно же, в нем принимают участие представители разных народов. Я называл и Турцию, и Узбекистан, не говоря о том, что регионы нашей страны представлены на нашем фестивале. Конечно же, он объединяет народы, и мы знаем о том, что русская культура очень богата и впитала в себя очень многие традиции всех народов нашей страны. Мы счастливы тем, что в нем принимают участие представители практически всех национальностей Москвы и нашей страны. По-моему в 2015 году, когда завершался фестиваль в «Царицыне», я вышел на поляну, там было еще большое количество людей. Я увидел молодых ребят неславянской внешности и подошел к ним: «Ребят, все практически расходятся, фестиваль закончился, а вы остались. Откуда вы?». Ребята сказали, что они из Дагестана. Я спросил, как им фестиваль, а они ответили, что не могут уйти, им очень нравится то, что представлено на этом фестивале. Поэтому мы говорим о том, что фестиваль расширяет свои возможности. Мы думаем над тем, чтобы увеличить еще на один день, потому что не все коллективы мы можем отсмотреть за один день. Но мы рассчитываем на то, что фестиваль станет самым крупным в нашей стране. 

П. ГРЕБЕННИКОВА – «Icmos.ru»
Расскажите, пожалуйста, подробнее об истории фестиваля «Русское поле».

В. СУЧКОВ
Я уже в своем выступлении сказал об этом. Фестиваль берет начало с 2012 года. С каждым годом у нас что-то происходит новое на этом фестивале. Я очень рад, что у нас появился гимн благодаря, в т.ч., Алексею Петрухину. У нас появились новые площадки. Мы устанавливаем  практически каждый год рекорды, и об этом знает вся наша страна, и многие зарубежные государства. У нас растет число участников и зрителей.  Такой фестиваль нужен и будет и дальше развиваться. Мы ждем и предложений от всех, в т.ч. от вас, чтобы фестиваль не стоял на месте, а получал новое развитие, и чтобы мы шли к тому, чтобы он стал самым крупнейшим фестивалем нашей страны.

С. КОЗЛОВ – «Экоград»
Будьте любезны, вы упомянули, что среди новых участников группа из ЛНР и Белоруссии. Не станет ли фестиваль «Русское поле» конкурентом «Славянскому базару», и на каких основаниях подбираются группы из ЛНР?

В. СУЧКОВ
У нас не группы, а участники. Это товаропроизводители, коллективы и т.д. Мы не ставим задачу быть конкурентом «Славянскому базару». Это международный фестиваль. На «Славянский базар» приезжают лучшие коллективы из стран. А мы определяем лучшие коллективы из регионов, нашей глубинки. Уверен, что многие наши коллективы будут принимать участие и побеждать на «Славянском базаре». Поэтому, у нас другие задачи и цели. Нам главное развить и показать красоту и талант, которые есть в наших регионах, в нашей стране. 

М. ЖЕЛЕЗНОВА
В «Славянском базаре» в основном эстрадные коллективы, а у нас фестиваль и участники  фольклорные. Кто-то в аутентичной манере исполняет. Они присылают для жюри свои заявки и обязательное условие – исполнение песни под а капелла. Плюс еще есть один момент, о котором при создании фестиваля Департамент подумал, и это было прописано, – в первую очередь, мы формируем делегацию. «Славянский базар» - это коллективы, исполнители и т.д., а у нас делегация создается регионом, куда входят коллективы, товаропроизводители, мастера, туроператоры и представители региональных гастрономических брендов. Он у нас более разноплановый. В первую очередь мы принимаем именно делегацию, которую формирует регион. Коллективы после выступления перед жюри идут на площадь регионов, где стоят их товаропроизводители и поддерживают их, поют прямо там а капелла. Таких очень много коллективов. Они приходят к своим туроператорам. Эта общность региона присутствует. Регион может присутствовать на разных площадках.

Журналист - «Вся Россия»
Виталлий Иванович, 11 лет уже «Русскому полю». Не хотели бы со следующего этапа, 12-го, создавать конкретный этап, осветить контакт – Москва или «Русское поле», контакт с соседними странами? Север, юг, восток, запад? Вот, конкретные контакты с соседними странами. Было освещение таких событий?

В. СУЧКОВ
Вы знаете, я говорил о том, что, допустим, в прошлом году 111 стран посмотрело «Русское поле». Эта работа уже идет. Не зря мы взяли все хорошее, что было в прошлом, позапрошлом году. Сейчас через интернет мы освещаем. Все, кто заинтересован, могут смотреть трансляцию нашего «Русского поля» и участвовать в активностях, когда мы их объявляем. Мы не изолируем наш фестиваль от внешнего мира. У нас принимали участие в онлайн-формате и представители Польши, Румынии, Франции. Мы за контакты. 

М. ЖЕЛЕЗНОВА
Еще в планах – прямые мосты во время фестивалей.

Л. СИМОЧКИНА – «Окружная газета Зеленограда»
В прошлом году имели возможность посмотреть 111 стран, а в этом году число увеличилось?

В. СУЧКОВ
А мы не знаем. Мы по итогам вам скажем и подсчитаем количество зрителей, дадим цифру, сколько пришло очно в парк, и сколько посмотрело нашу трансляцию. Ограничений нет. 

Л. СИМОЧКИНА – «Окружная газета Зеленограда»
Как на Ваш взгляд сохранить народные традиции в современном мире?

В. СУЧКОВ
Проводя такие фестивали, мы и сохраняем наши лучшие традиции. Чем больше будет подобных мероприятий, тем больше мы узнаем о людях, которые свой талант до этого показывали только в селе, городе или области. Важно, чтобы как можно больше энтузиастов было в этом направлении.

А. ПЕТРУХИН
По музыкальной части скажу, поскольку я пишу песни, сам народник, занимался народными песнями. Песни, которые мной написаны, я вижу там народные мотивы. Получается, они современные, но там есть эта народность, заложена. Я тут размышлял и слышу песню «Ягода-малинка, о-о-о» - казалось бы, да? Но если посмотреть, это современная народная песня. У нас есть такие песни, как «Выйду в поле ночью с конем», и каждый ребенок знает ее. Надо, чтобы дети слушали русские песни, чтобы дома звучали песни, были традиции, и тогда все будет хорошо. 

Н. ЛУЖНОВА – «На Западе Москвы»
Вы сказали, что в номинации «Модный двор» будут представлены национальные костюмы. Насколько сейчас есть спрос на одежду с народными мотивами? У вас есть планы на коллаборации с производствами, дизайнерами?

М. ЖЕЛЕЗНОВА
В плане коллабораций, мы только организуем фестиваль. Надеемся, что вскоре он сможет не один день существовать, а больше. Виталий Иванович последние годы за это бьется, пытается доказать необходимость этого.
Костюмы, у нас дизайнеры разные, но опыт мы уже имели. В 2018 году мы делали пробный шаг – у нас был подиум на фестивале, и там приезжали дизайнеры со своими костюмами. Потрясающее было платье из вологодского кружева стоимостью около 2 млн., мы все его охраняли. В этом году очень интересно получается. Сохранение традиций, например сарафан, душегрея, зипуны и павлово-посадские платки. Это я одного дизайнера коллекцию представила. На соседней площадке – «Площадь регионов» –товаропроизводители  - это фабрика павлово-посадских платков. Там же недалеко Ивановская область, представленная уникальными ивановскими тканями. Их коллекции тоже будут здесь, они не только показывают уникальные коллекции, которые у них в музеях хранятся, но и еще можно приобрести. Это интеграция в современное направление. Очень много будет, например, коллекция «Сказки Аленушки». Интеграция идет в современность, чтобы любой человек мог что-то интересное купить. Сейчас даже в массовых торговых сетях появляются вещи, связанные с народными мотивами, в т.ч. русскими. Ну, уж, а летом сарафаны с вышивкой, с ришелье – это идешь по улице и обязательно встретишь. А вышивка ришелье пошла из Иваново. Думаю, что это очень важно и интересно. Когда приходишь на такой фестиваль, послушал коллектив из какого-то региона, увидел региональный костюм, попробовал их уникальные блюда – вот это происходит полное погружение в региональность. Ты уже представление о регионе получаешь и понимаешь: «А я хочу туда поехать». Например, в прошлые годы я увидела какие-то изделия, и захотелось попасть в Республику Марий-Эл и попробовать там их уникальный зарегистрированный бренд – «Марийский подкоголь». Знаете, что это такое? Все будет.  Такие вещи очень важны. Будут представлена смоленская коллекция, коллекция калло. Они очень интересные и разнообразные. Есть современные, интегрированные восток-запад. Какая связь между востоком и западом? Наша страна объединяет и восточное, и западное. Дизайнеры подходят очень универсально. А кто станет победителем в номинации «Лучший национальный костюм» - это нам жюри скажет на месте. Будем ждать результатов. Награждение победителей будет на главной сцене в 18:40. 

В. СУЧКОВ
Очень хороший вопрос и мы подумаем, как развить эту тему. У нас есть  фестиваль «Этно-Эрато». Вы, наверное, слышали. Это фестиваль национальных костюмов. Великолепный фестиваль, и костюмы, и дизайнеры уже работают. Мы подумаем, возьмем и опыт с этого фестиваля, и что-то новое, может быть, и придумаем.

ВЕДУЩИЙ
Олег Николаевич, какой у Вас самый любимый рецепт солянки?

О. ОЛЬХОВ
Друзья, поскольку я монастырский шеф, и значительную часть своей жизни я посвятил работе на кухне Данилова и Донского монастырей и до сих пор являюсь наставником нынешнего шеф-повара Данилова монастыря, Ивана, который будет выступать на фестивале, тоже готовить одну из солянок, естественно, мое любимое блюдо – это «Солянка монастырская с лососем». Представление о солянке у нас какое? Что это, в первую очередь, блюдо на основе соленых огурцов, а это не так. Главный ингредиент солянки – это  квашеная капуста. А блюдо из соленых огурцов, которое мы все знаем под названием «Солянка» - это не что иное, как  калья. Калья может быть мясная, утиная, куриная, лососевая, грибная. Там главный ингредиент – огурцы и огуречный рассол. Главный ингредиент, именно солянки, – это квашеная капуста. Чаще всего там были и соленые огурцы, соленые грибы, а так же согласно годовому кругу постов, другие ингредиенты. Это могла быть рыба, если не очень строгий пост, такой как Рождественский. Если строгий пост, то только капуста, огурцы и грибы. Если нет поста, то это может быть любая боровая дичь, любое доступное мясо, как домашнее, скажем, баранина, так и добытое на охоте. Главным мясом на Руси была баранина. Сейчас почему-то это многих удивляет. Считается, что на Кавказе, в основном, баранов разводили. Так вот, на Руси тоже в основном, разводили баранов. Практически до революции. Об этом, кстати, говорят археологические раскопки. Просто я о русской кухне могу бесконечно говорить. 
Мой любимый рецепт солянки, естественно, монастырский, с квашеной капустой, лососем, солеными огурцами, присыпанный сухарной крошкой и запеченный в русской печи, точнее даже томленый на вольном духе с температурой от 120 градусов и ниже. Томить можно и 3 часа, чтобы она стала, может быть, пюреобразный. Дело в том, что вкус русской печи – это и есть настоящий русский вкус. Сейчас, к сожалению, он практически утерян. Воспроизвести режим русской печи невозможно ни на одной духовке, ни пароконвектомате. Потому что русская печь выдает скорее даже не нагрев, а излучение. У нее очень толстый слот, который очень долго прогревается и очень долго остывает, очень плавно и инертно выдавая тепловое излучение,  благодаря которому появился уникальный русский вкус, который называется «томление». Вот томление в русской печи – это и есть самый настоящий русский вкус, который, к сожалению, сейчас мало кто знает, потому что мы все, в основном, переехали в город и русской печи там у нас нет, в основном, стоят духовка, индукционная плита, на которой можно приготовить быстро, но невозможно воспроизвести режим русской печи. Чтобы сохранить русскую культуру, нужно возродить интерес к  русской кухне. Этим занимается, в частности, фонд «Русская поварня» под управлением М. Сырникова. Он сейчас ведет «Монастырскую кухню» на канале «Спас». У нас есть несколько шефов, которые занимаются возрождением русской кухни. Мы так же участвуем в разных фестивалях, проводим региональные фестивали, в которых пытаемся возродить интерес к русской кухне, потому что, как ни странно, в Москве ресторанов русской кухни, в которых есть русская печь, по-моему, всего три. А ресторанов итальянской кухни или сетей возможно несколько сотен. Это же парадокс! Москва – столица России, а ресторанов русской кухни в ней только три. Я имею в виду настоящей русской кухни, а не со всяким фьюжном из советской кухни и разных блюд русской кухни в представлении шефов, которые мало изучают вопрос. Это современное представление о русской кухне, чем действительно она. Такая боль наша, шефов, которые занимаются реставрацией русской кухни, что современные шефы начинают готовить блюда  русской кухни со всевозможными современными технологиями, такими как су-вид, например, или с азотом. Но сами не знают исконный вкус русской кухни. Чтобы здание было крепким, нужен фундамент, чтобы стоять, нам нужно держаться корней. У многих уже ни корней, ни фундамента не осталось. Наша задача, в т.ч. тех людей, шефов, которые занимаются культурой русской трапезы, чтобы вернуть нормальное положение дел, вернуть интерес к русской кухне.

О. КУЛИНЧИК – «ТАСС»
У Москвы есть тортик «Москва». Тут такая каша 1147 года. Она не станет случайно кашей «Москва» и не придет к нам в заведения на завтрак?

В. СУЧКОВ
Это было бы здорово. Мы ж не просто хотим что-то организовать, чтобы люди запомнили на небольшое количество времени. Нам очень важно, чтобы то, что делается на фестивале, сохранялось годами. Конечно, если эта каша пойдет в наши рестораны… Я думаю, что жюри и наши шеф-повара поделятся и не будут ничего скрывать, скажут рецепт. Конечно, если я приду в ресторан и увижу кашу 1147 года, я буду очень счастлив – значит, наша идея пошла дальше. 

С. КОЗЛОВ – «Экоград»
У меня технический вопрос, как аккредитоваться через сайт?

М. ЖЕЛЕЗНОВА
Вообще, аккредитовываются – нам на почту пишут (электронный адрес там есть) и мы аккредитовываем. Здесь присутствует наша пиар-служба. Пожалуйста, можете хоть сейчас подойти аккредитоваться.

П. ГРЕБЕННИКОВА – «Icmos.ru»
Почему каша  - это главное блюдо фестиваля в этом году? Откуда взят этот рецепт?

В. СУЧКОВ
Я уже говорил о том, что в прошлом году проводили конкурс каш. Когда я услышал, что эта каша 1147 года – это год основания Москвы, поэтому мы другого русского блюда этого возраста не увидели. Это соответствует возрасту Москвы.

О. ОЛЬХОВ
Как вы понимаете, каша злаковое блюдо, некое злаковое варево, варево из зерен – одно из самых древних блюд в истории человечества, в целом, и на Руси, в частности. В 1147 году состоялась историческая встреча Юрия Долгорукова с новгородским князем Святославом Ольговичем, и по традиции того времени, которая никуда не ушла, обязательно была трапеза. К сожалению, ни один из князей не оставил нам точного рецепта каши. Видимо, другие дела они решали в тот момент. Но как исследователи, мы можем предполагать, из чего она была приготовлена. Основным злаком на тот момент был ячмень, опираюсь на исследование В.В. Похлебкина, известнейшего советского исследователя русской кухни, и те блюда, которые могли в нее входить, например, мед и ягоды – это не только русское блюдо. Дело в том, что в Византии главным пиршественным блюдом была каша, причем, перловая. Ячневая, перловая – одна культура, ячмень. Она осталась у нас  в отголосках русской кухни, как, например, канун, кутья, колево. Это к нам пришло из Византии вместе с христианством. На Руси была очень распространена каша. Она была главным трапезным блюдом, потому что имела символическое значение. Например, при заключении перемирия оба войска варили в поле большую общую кашу, которую вкушали вместе как знак примирения. Отсюда и появилась пословица: «С ними вместе кашу не сваришь», т.е. с человеком невозможно общих дел иметь, или «Мы в одно каше (или тарелке)» - мы в одном деле. Поэтому каша – очень символичное блюдо, и в данном случае оно привязано к Москве. Можно смело назвать эту кашу «Московской» или «Долгоруковской». Посмотрим, что более приятно будет звучать. Потому что появляются какие-то официальные названия, а потом народ дает им другие названия. История покажет, под каким именем  она у нас останется. Это очень символично. В русской кухне одно из самых символичных блюд – это каша. А это московская каша, которая была вкушаема на высшем уровне, что тоже символично. У нас столица и свои особые столичные блюда. Уверен, что ни один ресторан, специализирующийся на русской кухне, захочет этот рецепт, который не очень сложный, кстати. Потому что русская кухня вообще достаточно простая. Но это тот момент, когда все гениальное просто. Это гениальная простота вкуса. С одной стороны, ничего сложного в приготовлении. С другой стороны, мастерство шеф-повара всегда проявляется, когда ему нужно приготовить что-то простое и известное с детства. Во французской кузне повара проверяют так, годиться ли он вообще для работы повара – его просят приготовить омлет. А у нас нужно готовить кашу, что мы и сделаем. Мы приготовим настоящую царь-кашу и всем дадим ее попробовать. Надеюсь, я ответил на ваш вопрос.

В. СУЧКОВ
Мы подумаем, как назвать эту кашу. Но как вариант – «Московская», каша «Долгоруковская». Подумаем и название тогда уже вам объявим. 

Д. АЛТУХОВА – «РИА Новости»
Виталлий Иванович, сейчас в Москве увеличивается рост заболеваемости ковидом. Сегодня в столице выявлено более 10 000 зараженных. Планируется ли как-то обеспечивать эпидемиологическую безопасность участников фестиваля? Вводить какие-то ограничения?

В. СУЧКОВ 
У нас же фестиваль в парке, на открытом воздухе. Пока серьезных ограничений в Москве нет. Мы предусмотрим определенные меры, чтобы люди могли руки помыть и т.д., но обязательные какие-то вещи не планируем вводить.  Существующий режим в Москве сохраняется. Ничего нового пока мы не вводим. 

П. ЗОТОВА – «Аргументы и факты»
Этот фестиваль пройдет в последний день Успенского поста. Будет ли какое-то постное меню, помимо каши?

О. ОЛЬХОВ
Безусловно, около половины рецептов солянки будут постными. Она будет, скорее всего, с рыбой. Там будет выступать мой ученик И. Клевцов, монастырский шеф-повар. Он совершенно точно приготовит постную монастырскую солянку. Думаю, что многие из ребят тоже приготовят рыбную солянку. Думаю, по строгому посту, по уставу, без рыбы вряд ли кто-то будет готовить. Все-таки они соревнуются, чтобы выиграть, и рыбный вкус чаще всего будет выигрывать у грибного. Рыбная солянка повкуснее, откровенно. Для строгого поста достаточно и грибов, но к концу поста хочется чего-то более скоромного. Там будет, конечно, и не постные рецепты. Можно попробовать и постные, и не постные. Ту же кашу можно приготовить и постным способом, и не постным. Если она будет постная, мы варим ее на воде с добавлением меда и ягод, а если она не постная, мы рассчитываем угощать вне поста, то можем добавить туда молока, сливок, сливочного масла и т.д., думаю, что удастся попробовать и то, и другое.

СМИ
Маргарита Николаевна, вопрос к Вам. На площадке реконструкции будет представлена выставка оружия и снаряжения. Можно узнать, что там вообще будет? Я так поняла, со времен Петра Великого. Смогут ли это потрогать гости фестиваля? Там, пострелять из лука, взмахнуть палицей…

М. ЖЕЛЕЗНОВА
 Ну, Вы так говорите – «выставка оружия». Муляжи оружия! Это все сертифицировано и безопасно. Это самое важное, чтобы у нас не было таких вопросов. Да, все можно попробовать, потрогать, поучаствовать в мастер- классах. Будет лагерь стрельцов,  где будет и сам походный лагерь представлен, и фотозона с муляжами оружия и доспехов, где можно все надеть, попробовать и т.д. Будет походная кузня стрельцовская, лучный тир, пневмотир. Вот такого плана. Детская площадка – там разные подвижные игры  и рекрутское депо. Это,  где и будет обучение ружейным приемам, строевая подготовка. Будут настольные игры, барабанная наука на детской площадке. Лагерь солдат лейб-гвардии Преображенского полка там, как походный лагерь будет. Там, как начало 18 века. Фотозона  с муляжами оружия Петровской эпохи и пушечный двор, где будут стоять аналоги первых пушек, и монетный двор, и канцелярия тайного приказа с мастер-классами. Так же будет конный двор. Площадка, где будут лошади. Желающих будут учить седлать правильно лошадей, живых. Показательные выступления на плацу, у нас по времени все будет расписано, как будут проходить показательные выступления: и бойцовские, и со стрельнями. В течение дня мы программы опубликуем. С 11 до 19 работает площадка.

ВЕДУЩИЙ
Спасибо коллегам за интересные вопросы.
Увидев коллег и услышав  их вопросы, их заинтересованность, я не сомневаюсь в успехе нашего фестиваля. И вы действительно с любовью его осветите.