Информационный Центр Правительства Москвы
27 июля 2024, суббота, 03:37
Город и мы

Разработка роботов и ядерные технологии: как и чему учат юных москвичей в «Инженерном классе»?

Разработка роботов и ядерные технологии: как и чему учат юных москвичей в «Инженерном классе»?
фото: РИА Новости/Алексей Мальгавко

Сегодняшние старшеклассники все чаще выбирают получить профильное образование еще до окончания школы. Ребята хотят иметь как можно больше навыков в интересующей их стези, чтобы как следует подготовиться к учебе в вузе, либо трудоустроиться сразу после выпуска. Столичный проект «Инженерный класс» направлен на помощь старшеклассникам, стремящимся стать специалистами в технической области знаний. Есть ли привилегии у его участников при зачислении в университет? Чему учат в атомных и предпринимательских классах? Кто может стать участником программы? На эти вопросы корреспонденту Информационного центра Правительства Москвы ответили в пресс-службе Департамента образования и науки города.

ИЦ: Если смотреть на проект в общей парадигме, какие преимущества получает его участник?

ДО::Инженерные классы не случайно пользуются популярностью у московских школьников, поскольку, обучаясь в них, ребята получают возможность погрузиться в современные инженерные профессии, осваивают знания и прикладные умения, необходимые для самореализации в одной из наиболее востребованных отраслей на столичном рынке труда.

Старшеклассники учатся использовать современное лабораторное оборудование, проводят научные исследования и выполняют практико-ориентированные проекты под руководством специалистов ведущих инженерных вузов. Также они посещают тематические экскурсии на площадках компаний-работодателей в различных отраслях «умного города» – в сфере современной энергетики, связи, транспортной инфраструктуры, строительства зданий и автомагистралей. Занятия в инженерных классах ведут не только школьные учителя, но и сотрудники университетов, а также практикующие специалисты инженерных предприятий.

Во время обучения в инженерном классе у школьника есть возможность получить свидетельство о профессиональном обучении в московских колледжах по профессиям оператора беспилотных летательных аппаратов, станков с числовым программным управлением, монтажника радиоэлектронной аппаратуры и приборов и другим. Предпрофессиональное образование гарантирует старшеклассникам важное преимущество – самостоятельный и осознанный выбор будущей профессии, основанный на практике и обучении в команде с профессионалами.

ИЦ: Многих родителей может напугать большая нагрузка в связи с посещением профильных занятий. Как составляется учебный план?

ДО: В инженерных классах обучение организовано в соответствии со стандартом проекта, который утверждён приказом Департамента образования и науки города Москвы и опубликован на сайте profil.mos.ru.

По стандарту для учащихся инженерных классов создаются эффективные учебные планы, содержащие предметы, которые изучаются на углубленном уровне (математика, информатика, физика или химия), а также практико-ориентированные элективные курсы: «Инженерный практикум», «Основы современного производства» – и другие курсы, ориентированные на современные инженерные специальности. За счет гибкого планирования учебного времени школьников нагрузка не превышает утверждённого в нормативных документах количества 34 часов учебных занятий в неделю. При этом практическая подготовка учеников инженерных классов реализуется также во внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования.

ИЦ: Позволяет ли инженерный класс получить привилегии при поступлении в вузы-партнеры и дальнейшей учебе?

ДО: Учащиеся инженерных классов получают фундаментальные знания по предметам, которые необходимы для успешной сдачи ЕГЭ и поступления в технические вузы, а также формируют прикладные умения для продолжения обучения на инженерных факультетах и получения престижных профессий.

Также ученики инженерных классов выполняют прикладные проектные работы: разрабатывают прототипы роботов и транспортных средств, создают модели инновационных построек, подводят исследования в области сопротивления материалов для защиты своих проектов на городских предпрофессиональных конференциях. Ключевыми мероприятиями проекта «Инженерный класс в московской школе» являются открытая городская научно-практическая конференция «Инженеры будущего», конкурс «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал» и Московская предпрофессиональная олимпиада.

Выпускники инженерных классов, ставшие призерами и победителями, имеют возможность получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в вузы – партнеры проекта.

ИЦ: Проект включает ряд направлений. Один из них – атомные классы. Помогут ли выпускникам с трудоустройством Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» и госкорпорация «Росатом», в сотрудничестве с которыми было открыто это направление? Как осуществляется помощь в устройстве на работу ученикам других профилей?

ДО: Атомные классы в настоящее время открыты в пяти московских школах. Программа обучения ориентирована на практическое знакомство с современными решениями в применении ядерных технологий: от инновационной продукции до материаловедения и цифровых разработок. Ключевые партнеры атомных классов, НИЯУ МИФИ и госкорпорация «Росатом», помогают школам наладить сотрудничество с отраслевыми предприятиями в области ядерной энергетики, чтобы уже сейчас познакомить ребят с возможными будущими работодателями.

В качестве практики в атомных классах проводится дистанционное обучение школьников по программам проектной деятельности по разработке киберфизических систем в атомной промышленности на базе Института физико-технических интеллектуальных систем НИЯУ МИФИ. Университет организует дистанционные встречи учащихся с представителями инжиниринговых компаний в области ядерной энергетики, в том числе со специалистами компании «АСЭ» – главной организацией Инжинирингового дивизиона «Росатома» и генеральным подрядчиком по возведению атомных электрических станций.

Выпускникам атомных классов еще предстоит получить высшее образование, но уже в школе благодаря сотрудничеству с МИФИ они взаимодействуют с компаниями-лидерами сферы ядерных технологий.

ИЦ: Ребята могут выбрать такие современные программы, как 3D-моделирование, компьютерное черчение, программирование. Планируется ли открывать еще какие-то направления будущего?

Предпрофессиональное образование зарекомендовало себя как формат современного обучения, благодаря которому школьники осваивают умения, необходимые для жизни в мегаполисе и получения в будущем востребованной профессии.

Проекты предпрофессионального образования постоянно развиваются в ответ на изменяющиеся запросы экономики города и столичных работодателей. Появляются новые направления, ориентированные на развивающиеся сферы рынка труда Москвы, большинство из них находится на стыке инженерных и медицинских, информационных и гуманитарных технологий.

Например, в этом учебном году открыты медиаклассы, ориентированные на получение профессий в современной медиаиндустрии и развитие у школьников умений для жизни в современной информационной среде города. Также созданы предпринимательские классы, в которых ребята изучают тренды современной экономики и бизнеса, повышают финансовую грамотность, разрабатывают собственные стартапы в сотрудничестве с московскими бизнес-партнерами.

Давайте доступно объясним старшеклассникам, как они могут стать участниками проекта «Инженерный класс в московской школе». Каковы основные требования к ученикам?

Поступить в инженерный класс может каждый выпускник 9 класса. Для этого необходимо выбрать школу – участницу проекта, их перечень можно посмотреть на сайте profil.mos.ru. Учитываются следующие образовательные достижения учеников:

- результаты прохождения государственной итоговой аттестации по математике и русскому языку;

- результаты прохождения государственной итоговой аттестации по информатике, физике, химии;

- средний балл по итогам промежуточной аттестации в 9 классе (за все аттестационные периоды) по физике, информатике, химии.

Также учитываются индивидуальные достижения ребят, в том числе в творческих и спортивных мероприятиях. С 2021 года для желающих поступить в инженерные классы проводится конкурс мотивационных писем. В письме претендент должен ответить на вопросы о том, почему он хочет учиться в инженерном классе, почему достоин зачисления и какие карьерные цели ставит перед собой.

Последние обновления: