Информационный Центр Правительства Москвы
02 декабря 2024, понедельник, 19:49
Жизнь в городе

«Москва — Третий Рим». Историк Кулаков — о том, как появилось это выражение и как утратило актуальность

«Москва — Третий Рим». Историк Кулаков — о том, как появилось это выражение и как утратило актуальность
фото: «Спасская башня в Московском Кремле. 16 век», Николай Гончаров. Репродукция

Москва считается одним из исторических центров мировой политики. К XVI веку российскую столицу начали признавать главным городом всего христианского мира, ее именовали третьим Римом. Как Белокаменная получила такое величественное название и что поменялось для города рассказал преподаватель Исторического факультета ИАИ РГГУ, координатор Молодежного клуба Российского исторического общества Иван Кулаков в беседе с Информационным Центром Правительства Москвы. 

Откуда появилось понятие «Москва — Третий Рим»

По словам Ивана Кулакова, термин «Москва — Третий Рим» придумал старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря монах Филофей еще в далеком XIV веке. Он его озвучил в письме Ивану IV (Ивану Грозному). Напомним, что вторым Римом считался некогда великий христианский город Константинополь (ныне Стамбул, Турция).

«Боровицкие ворота Кремля. 16-й век», Николай Гончаров. Репродукция


«Понятие "Москва — Третий Рим" стоит считать геополитической претензией. Она обеспечивает государству возможность претендовать на различные территории, ресурсы и расширения», — отметил историк.

Эксперт подчеркнул, что исторически Византия объединяла практически тот же ареал народов и различных государств, что и Россия: в частности, восточных славян. 

«Ареал территории расселения восточных славян был как раз под контролем Византии. Византийская империя активно использовала восточных и южных славян в качестве своих наемников и части своей армии», — сказал специалист. 

Однако позже от Византии откололись болгары, сербы, а затем народы Кавказа. И в связи с этим, заметил историк, появились религиозные и идеологические аспекты по объединению открепившихся от византийцев народов. 

«И, конечно, Москва стала претендовать (на эту роль) в связи с укреплением позиций Московского княжества и, собственно, собственной трансформации из княжества в царство», — подчеркнул Иван Кулаков. 

Московский царь становился не только «божьим помазанником народов» своего государства, но и влиял на других христиан. В то же время усиливалось идеологическое противостояние с Польшей, которая впоследствии трансформировалась в Речь Посполитую. Польские власти, подчеркнул историк, всяческим образом пытались претендовать на влияние в восточнославянских землях: на нынешней Украине, а также на территории Белоруссии, где в тот период уже существовало Великое Княжество Литовское. 

Также Иван Кулаков подчеркнул, что в дальнейшем Белокаменная столкнулась с религиозным противостоянием — между католиками и православными.

«Конечно, Москва активно использовала все рычаги центра православия, которая провозглашалась в тезисе "Москва — Третий Рим". Она стала объединять вокруг себя православные народы: казаков на Украине, которые в итоге сделали выбор в пользу Москвы. В 1654 году к Московскому Царству присоединилась и Левобережная Украина. Также стала частью Москвы территория нынешней Белоруссии, которая долгое время была под контролем польской шляхты», — сказал историк. 

Как концепция «Москва — Третий Рим» повлияла на развитие столицы

Историк рассказал, что роль благодетеля христианского мира повлияла на столицу. Москва стала «магнитом» для православных людей, а также для государств со схожей культурой.

«Безусловно, это содействовало в притяжении к Москве различных православных людей, государств, княжеств и объединений. Мы помним, что как к центру православия к России тянулись и Грузия, и Армения. Это было, конечно, значительно позже времен Ивана Грозного. Но, например, буквально уже в конце XVII — начале XVIII веков развиваются активные сношения Москвы, Черногории и Сербии», — сказал Иван Кулаков. 

Так, русский негоциант из Османской Империи Савва Лукич Рагузинский-Владиславич был в числе преданных сторонников царя Петра I. Благодаря его посредничеству был заключен первый Нерчинский договор с Китаем, поделился эксперт. 

«То есть, это было такое массовое вовлечение южных, восточных православных славян в ареал Москвы. Греки, византийцы, они приезжали в Москву учить людей или приезжали чему-то учиться сами. Также открывались различные школы по иконописи, по печатанию, писанию священных книг», — заявил историк. 

Говоря о культурном развитии, Иван Кулаков напомнил о появлении памятника братьям Лихудам близ станции метро «Площадь революции». Это греческие православные монахи, которые активно участвовали в просвещенческой жизни Московского царства. 

Фото: um.mos.ru


Кроме того, христианское развитие способствовало открытию одного из первых образовательных учреждений страны  — Славяно-греко-латинской Академии в Москве. 

«Москва, благодаря такой позиции, смогла привлечь к себе бывших объединителей православных народов и бывших распространителей православия в греческом мире под свое крыло», — поделился он.

Кроме того, Россия оказывала всяческую военную поддержку православным народам в различных антитурецких восстаниях. По словам Ивана Кулакова, именно Российская Империя стала главным флагманом противостояния Османской империи и борьбы с порабощением славянских православных народов. 

«И, собственно, император Александр II получил свое прозвище "Освободитель" не только как освободитель крестьян от крепостного права, но и как освободитель южных славян от турецкого ига. Поэтому здесь этот тезис имел многовековое долгосрочное влияние на нынешние российские земли и на ту территорию, за которую Россия боролась в разные исторические периоды», — рассказал историк. 

Как мифы о связи Византии с Москвой влияли на столицу Руси

До сих пор ходят слухи о различных связях между Византией и Москвой: возникали легенды о происхождении Рюриковичей от брата римского кесаря Августа; о шапке Мономаха, будто бы подаренной русскому князю византийским императором; о белом клобуке, ведущем свою историю от Константина Великого. Однако такие истории, считает Иван Кулаков, стоит считать мифологемами. 

«Это нормальный процесс, когда люди в разный временной период начинают придумывать, а где-то искренне верить, и разрабатывать собственные теории происхождения тех или иных предметов. Или же придумывать связи людей, которых не было, либо они не доказаны. Надо понимать, где исторический фейк, а где объективная реальность», — считает специалист. 

При этом использование высказывания «Москва — Третий Рим» в наше время неактуально, поскольку понятие имело цель объединить православных христиан под одним государством. 

«После того как эти тенденции и лозунги перестали быть актуальными, и религиозный фактор перестал играть настолько решающую роль в жизни и судьбах народов, главенствующим стал материальный, более прагматический фактор, и мы это видим по XX веку. Конечно, данное утверждение ("Москва — Третий Рим") отражает политику России до 1917 года, но большевики категорически радикально от этого отказались, и Москва стала самобытным и устоявшимся центром, одним из полюсов многополярного мира», — заключил Иван Кулаков.

Автор: Араз Салехов

Последние обновления: