Информационный Центр Правительства Москвы
26 апреля 2024, пятница, 20:07
Пресс-конференции

Пресс-тур на тему: «Как устроена работа предпрофессиональных классов в московской школе»

В четверг, 20 октября 2022 года состоялся пресс-тур Департамента образования и науки города Москвы на тему: «Как устроена работа предпрофессиональных классов в московской школе» На примере школы № 1474 участники мероприятия ознакомились с основными аспектами реализации проектов профильного образования в столичной системе образования.

Пресс-тур на тему: «Как устроена работа предпрофессиональных классов в московской школе»
фото: РИА Новости/Евгений Епанчинцев
Важное:

Около 70% мест в московских вузах заняли столичные школьники

Наталия Киселева назвала топ-3 предпрофессиональных направлений в школах Москвы

Взаимная выгода: Тематические классы в школах приносят пользу компаниям Москвы

 

 

 

СМИ

Начну первая, задам вопрос, который нас всех волнует на протяжение всего пресс-тура: «А что если ребенок передумает? Например, он 10-й класс проучится в каком-нибудь медицинском классе, а потом поймет, что это не его, и захочет, например, в инженерный перевестись. Что тогда? Есть ли какой-то алгоритм на этот случай?          

И. КУРЧАТКИНА

Мы очень уважаем выбор наших учеников, и алгоритм существует: и ребятам, и родителям говорим, что, конечно, можно передумать, можно, вдруг, резко поменять свою траекторию образования. Для этого мы предлагаем, они переходят в другой профиль, досдают определенное количество зачетов, материала с помощью ведущих учителей.

Н. КИСЕЛЕВА

Вы знаете, в чем еще важность этого вопроса, что если ребенок понимает, что то, что он выбрал, не совсем ему подходит на уровне школы 10-го и 11-го класса, это гораздо легче изменить и исправить, чем если он понимает это в ВУЗе и потом дальше не идет работать по той специальности, по которой он учится 4, как минимум, года в ВУЗе. Поэтому, конечно, внутри 10-11 класса мы обеспечиваем такой переход.

СМИ

Т.е. это не страшно, это не стыдно, это не составляет какого-то большого труда и большой проблемы. Можно просто обратиться к директору или классному руководителю и сказать: «Так и так я хочу поменять».

Н. КИСЕЛЕВА

Выстраивается такой учебный план, когда эти изменения возможны, допустимы, на самом деле достаточно легко осуществимы. Это не то, что не страшно, это на самом деле — хорошо, когда ребенок понимает на уровне образовательной вертикали 7-8-9 классов , что то, что он выбрал изначально,  не совсем то, что ему интересно, и чем он готов заниматься всю жизнь. Если он уже обучился какое-то время в 10-11 классе, и он понимает, что он хочет заниматься в соседней сфере, смежной. Именно так и появляются эти индивидуальные учебные планы. Так и появляется медицинская журналистика, например, на стыковке медицинского и инженерного классов. Так появляется медицинская техника, на стыковке медицинского и инженерного классов. Так появляются первые предпринимательские идеи из взаимодействия инженерного и предпринимательского классов. И т.о. получается, что есть возможность создать для ребенка именно такую программу, которая позволит ему найти себя.

СМИ

Извините, то, что мы сегодня увидели, это некая модель абсолютно для всех московских школ в будущем?

Н. КИСЕЛЕВА

У нас сейчас 20 школ старшеклассников, которые совершенно разные, потому что это обычно типовое здание, в Москве много разнообразных образовательных комплексов и разных по архитектуре зданий, поэтому даже те лаборатории, которые мы видели здесь, инженерный класс,IT-полигон, несмотря на то, что называются «инженерный класс», «IT-полигон» имеют одинаковый состав комплектов оборудования, в каждой школе выглядят по- разному. Где-то это большое трансформируемое открытое пространство, где-то это набор лабораторий отдельных, как мы видели здесь. В зависимости от условий конкретной школы. А есть также обычные комплексы, где 10-11 классы не собираются все вместе, но так, тем не менее, реализуется программа предпрофессионального образования, и открытие этих классов обусловлено двумя вещами: первое — это наличие детей, которые хотят продолжить обучение в том или ином профиле, и, второе - это наличие условий в школе, которые позволяют реализовать предпрофессиональное направление. Школы подают заявку, у нас заявительный характер в департаменте образования, на открытие предпрофесиионального класса. Каждый год директор школы и заместитель директора анализируя детей, которые учатся в 9-м классе, уже понимают, какие классы они могут спрогнозировать на следующий год, рассказывают детям 9-го класса о том, что у школы есть возможность вот такие предпрофессиональные классы предоставить, и подают заявку на участие в проекте. Мы анализируем результаты ребят этой школы по этим направлениям, анализируем, как ребята сдают экзамены, как они сдают предпрофессиональные экзамены, какие они показывают результаты, участвуя в конференциях, и принимаем решение по абсолютно открытым критериям, которые понятны и доступны всем школам о том, какие классы мы рекомендуем открывать на следующий год в школе. Далее происходит процесс ознакомления ребят с тем, что получилось, набор детей в школе. Может сложиться ситуация, когда у школы есть возможность открыть все предпрофессиональные направления, а ребята изъявляют желание обучаться,  в инженерном и медицинском, в предпринимательском и медиа, и не хотят обучаться в академическом классе по химико-технологическому направлению. Тогда школа говорит, что мы открываем в соответствии с запросами ребят такие и такие классы: у нас два инженерных, у нас два медицинских класса, а академический класс, который мы могли бы открыть,  мы не открываем, потому что желающих на этот класс не набралось в этом году. А в следующем году, возможно, эта ситуация изменится. Поэтому вот здесь большой выбор предпрофессиональных классов в московской системе образования, которые описаны детально, которые стандартизированы, и вот такой заявительный храрактер школы с одной стороны, а с другой стороны — возможность ребятам выбирать любую школу, в которой есть предпрофессиональные классы, и поступать, и позволяет нам делать гибкие программы школе и максимально учитывать запросы ребенка и потребности семьи.

СМИ

Наталия Александровна, Вы много говорили о том, что дают такие классы ребятам, старшеклассникам, расскажите, пожалуйста, что дает такая программа партнерам — ВУЗам, колледжам и , в том числе, предприятиям.

Н. КИСЕЛЕВА

Отличный вопрос. В последнее время у нас очень увеличилось количество обращений производств, организаций, бизнеса на идеи взаимодействия с ребятами постольку поскольку ребята более открыты, чем мы, взрослые. Ребята имеют доступ ко всей информации, к новым знаниям, и эта открытость к знаниям детей позволяет, зачастую, продумывать интересные решения технологические, которые , может быть, не так сразу видны взрослым. Поэтому мы видим сейчас большой спрос со стороны IT-компаний, со стороны промышленных предприятий на взаимодействие с нашими детьми в рамках каких-то курсов, в рамках конференций, чтобы посмотреть на те идеи, которые предлагают ребята, потому что это, может быть, позволит в перспективе сделать какой-то прорыв в той или иной технологии. Сейчас для нашей страны это очень важно, и поэтому такая система взаимодействия, открытость детей, другой взгляд на традиционные многие вещи, на традиционную систему образования, она позволяет нам изменить в будущем и подходы к обучению ребят, и позволяет нам выстроить какое-то новое взаимодействие науки и технологии.

СМИ

Скажите, пожалуйста, насколько конкурентноспособны выпускники профильных классов при поступлении в Московские ВУЗы,  и какой процент выпускников поступает в профильные ВУЗы?

Н. КИСЕЛЕВА

На самом деле практически 80 % москвичей после 9-го класса идут в 10-й. В отличие, например, от выбора в стране, потому что в стране этот процент меньше. Многие школьники после 9-го класса идут в колледжи и там получают уже свое образование. Мы видим, что московские школьники в большей степени ориентированы на ВУЗы. Если говорить по прошлому году, то 70 % мест в московскизх ВУЗах занимали московские школьники. Сейчас этот процент выше. Четкую статистику мы сможем дать чуть позже, когда проведем сбор информации от каждого ВУЗа, но мы понимаем и видим уже, что увеличивается количество детей московских, поступающих в московские ВУЗы в том числе и за счет предпрофессиональных классов, потому что идет связка школа — ВУЗ уже со школьной скамьи. И ребята знают, что вот это ВУЗ, куда я иду дальше, вот они, преподаватели, вот условия — они погружаются в эту среду уже в 10-11 классе. Поэтому программа преемственности и процесс перехода из школы в ВУЗ становится более гибким, более удобным.

СМИ

Скажите, пожалуйста, почему гуманитарных классов не так много? Есть медиа-класс, но он больше к техническим относится, а где история, где литература?

Н. КИСЕЛЕВА

Есть академические классы, есть социально-экономические классы, которые охватывают весь спектр гуманитарных специальностей, есть новые педагогические и психолого-педагогические классы, которые готовят не только учителей, но и социальных работников, педагогов-психологов.  Среди академических классов в отдельных школах выделяются и классы юридической направленности или социально-экономические классы. Т.е. здесь достаточно широкий спектр, но чем часть из них уже представлена как единые городские  проекты  и реализуются в школах как городские стандартные проекты , например, инженерный класс  - это стандартный проект города, а есть часть классов, которые реализуются школой локально на основании ФГОСв лингвистических направлениях и социально-экономических направлениях, которые предусмотрены ФГОСами.

СМИ

Скажите, пожалуйста, новые предпрофильные классы планируется открыть в следующем году, например?

Н. КИСЕЛЕВА

Конечно, у нас стоит задача от города расширение количества предпрофессиональных классов  и расширение направлений, потому что предпрофессиональные классы доказывают свою успешность в реализации. Мы видим, что результаты ребят выпускников предпрофессиональных классов выше, чем у учеников других классов и здесь, конечно, может быть, нет смысла увеличивать количество уже существующих направлений, а делать то, что мы сейчас делаем. В рамках инженерного класса с этого года выделены отдельные узкие специализации — это космические классы, авиационные классы, в перспективе, конечно, с учетом экономики нашего города и потребностей нашего города, мы рассматриваем возможность класса московского транспорта, инженерно- строительного класса, и отдельные практики в отдельных школах уже реализуются для того, чтобы потом их представить всему городу, как новые проекты. Вот то же самое мы смотрим в отношении медицинских. Мы же понимаем, что в каждой школе открыть медицинский класс будет невозможным, потому что детям по окончании просто некуда будет поступать. У нас всего несколько ВУЗов, которые принимают учеников потом на медицинскую специальность. Поэтому мы смотрим на такие смежные специальности для ребят, которые увлекаются химией и биологией которые мы можем предложить. И тоглда мы предлагаем программы взаимодействия с Роспотребнадзором, взаимодействие с химической технологией, химико-технологическое направление. Внутри академического медицинского класса выделяются медицинская техника, всевозможное развитие IT в медицине, которое сейчас тоже очень востребованно и популярно. Т.о. расширение предпрофессионального образования идет не за счет увеличения уже существующих направлений, а за счет более узкой специализации, за счет тех задач, которые ставит город, потому что нам крайне важно для системы образования г. Москвы подготовить ребенка, выпускника школы так, чтобы он смог реализовать себя в экономике нашего города, чтобы он стал успешным. Поэтому здесь мы смотрим и на запросы города, и на возможности школы, и на взаимодействие школы и ВУЗов, когда решаем о расширении предпрофессионального образования. Так, кстати, появился и космический класс. Потому что идея развития космического класса возникла из строящегося научно-исследовательского центра, который открываться будет в 2024 году — это рабочие места потенциальные и госкорпорация Роскосмос обратилась в департамент образования с идеей открыть несколько космических классов, которые могли бы подготовить специалистов в трех направлениях: исследователи космоса, разработчики космических аппаратов, и будущие космонавты. Мы посмотрели, сели, проанализировали. В течение года эта идея, эта программа была нами совместно разработана, подготавливаются учителя будущих классов, уже дополнительно прошли подготовку и в Звездном городке, и в Королеве, т. е. Они включаются в эту программу. Также проводится экскурсионная программа,  и мы смотрим, каким образом включить идею космических классов в обычную школьную программу в виде внеурочной деятельности, в виде доп.образования, как структурировать тот учебный материал, который ребята получают на разных предметах. В этом плане интересна, например, система взаимодействия с медицинскими ВУЗами, с медицинскими организациями. Потому что они уже сейчас приходят и говорят: «Нам важно не только подготовить в школе ученика, хорошо обладающего знаниями академическими серьезными химии и биологии, но и если он выбрал направление медицины, чтобы он понимал специфику работы, чтобы формировался у него портрет врача»,  - и поэтому мы включаем в литературу произведения дополнительные, которые помогают ребятам узнать о специфике работы врача. Тогда уже получается такая интеграция во всю школьную программу этой идеи медицинского класса, которая рождается из углубленного химии и биологии, и взаимодействия школы и ВУЗа.

СМИ

Наталия Александровна, скажите, пожалуйста, как решаются кадровые вопросы, хватает ли преподавателей, как их готовят или переподготавливают?

Н. КИСЕЛЕВА

С одной стороны в отношении подготовки наших учителей нам помогают наши ВУЗы-партнеры, потому что они организуют для учителей мастер-классы, программы повышения квалификации,  на протяжение всех лет существования предпрофессионального образования, с другой стороны — работы на таком сложном оборудовании, которое вы видели в инженерных классах, IT -классах  - у нас выстроена система взаимодействия лабораторий предпрофессионального образования  городского методического центра и школ, и это обучение идет постоянно.  Потому что одни курсы повышения квалификации ,законченные учителем, а у нас по закону учителя проходят повышения квалификации раз в три года, они не всегда являются достаточными для того, чтобы научиться работать с новым оборудованием или ,может, освоить решение каких-то новых задач в этом оборудовании. Поэтому мы проводимпо работе в инженерном и IT-полигоне в течение года IT-марафоны на разных площадках, в разных локациях г. Москвы, куда наши учителя приглашаются, которые работают в этих классах предпрофессиональных и они, взаимодействуя друг с другом, обучая друг друга , разрабатывают новые методики , апробируют эти методики, применяют их на практике, обмениваются опытом, как  они потом возвращаются в свои школы, как применяются эти методики, и какие результаты получаются потом у ребят. У нас есть кураторы у каждого предпрофессионального направления и это не представители административных команд, это учителя — практики, которые работают в этих классах. И городской методический центр, как единый проектный офис всех предпрофессиональных классов, ведет постоянную системную работу с кураторами всех классов Для них проводятся треннинги, выездные треннинги на наших базах, проводятся встречи в разных школах, разных локациях и постоянно происходит обмен опытом.

СМИ

Недостатка в преподавателях нет?

Н. КИСЕЛЕВА

Ну, Вы знаете, кадры решают всегда все, это известная поговорка, и, я думаю, директора школ справляются с этим вопросом подбора кадров, обучения кадров. Но многие школы рассматривают варианты педагогических классов, как варианты выращивание учителей для своих школ. И мы видим, что наши ученики, которые обучались в педагогических классах, которые обучались в инженерных и медицинских классах, по окончании ВУЗов возвращаются на работу в школы. И это хорошо, потому что это создает такую среду, в которой приходящий учитель не является чуждым, а он из нее, он понимает уже в чем особенность школы, в чем самобытность каждой школы, как выстроена школьная жизнь, и ему легче адаптироваться в школьной команде. Поэтому вот такое постоянное развитие кадров, постоянное обновление кадров, постоянный рост педагогических кадров — это одна из задач каждого московского руководителя образовательной организации и всей системы департамента.

СМИ

У Вас в школе все места заняты?

И. КУРЧАТКИНА

Вакансий нет. Мы уже забыли, что такое вакансии. Постоянные коллективы, причем учителя предпочитают, например, педагогический коллектив, который обучает детей в инженерном классе, медицинском и т. д. И вот такие слаженные педагогические коллективы работают. Очень много наших выпускников работает, очень дорожим этим. , потому что они действительно несут традиции школе и новое привносят. Мы очень рады. И еще я хочу сказать, в силу того, что много новых предпрофессиональных классов, вторая половина дня, когда у нас внеурочная деятельность, и проходят какие-то очень интересные значимые лекции, они проходят практически еженедельно,  то все ученики из разных предпроф.классов их посещают именно как раз для того,чтобы понимать, что инженер может себя приложить в медицине , работая с медицинским оборудованием, и т. д. Это очень полезно.

Н. КИСЕЛЕВА

В продолжение Вашего вопроса можно, знаете еще что сказать, как мы работаем с подбором и обучением кадров, т. к. мы понимаем, что у нас очень большой вопрос на технологические специальности, инженерные специальности, то мы обращаемся к классическим университетам. У нас есть совместная программа Городского методического центра и Московского Государственного Педагогического Университета по педагогической подготовке выпускников классических ВУЗов, которые хотят прийти работать в московские школы. Потому что работа в московской школе имеет и достойную зарплату , достойное поощрение, и вообще, московские учителя — это высокие профессионалы , поэтому выпускники классических ВУЗов охотно приходят работать в московские школы, а мы создаем возможности и условия, чтобы погрузить их в эту работу, чтобы дать им возможность освоить методику преподавания предмета, которую они отлично знают по окончанию классического университета , помочь им узнать психолого-педагогические особенности возраста детей, с которыми придется работать , и как устроена система образования московских школ, где система электронного документооборота применяется , как работать с МЭШ — вот такая программа есть, она востребована, и на самом деле мы отмечаем, что у нас становится все больше выпускников классических университетов, которые стремятся прийти работать в школу учителями.

СМИ

Можно три самых популярных направления или везде равное количество учеников?

Н. КИСЕЛЕВА

Нет, конечно у нас неравное количество учеников и количество школ. Какие-то направления только открываются, какие-то уже давно существуют. Среди самых популярных можно назвать инженерные классы, медиа классы и IT- классы. Сейчас это самые популярные направления среди школьников этого года, которые поступили в 10 кл.

СМИ

Часто мы видим, что развитие предпрофессионального образования требует больших вложений, большой оснащенности, а Вы можете назвать какие-то цифры, затраченные на оснащение школ для развития предпрофессионального образования?

Н. КИСЕЛЕВА

Сложно сказать сейчас. Лаборатории предпроф. образования, которые Вы видели сейчас, формируются с момента открытия и постепенно оснащаются, они все стандартизированы. Еще раз обращу внимание, они могут быть по-разному структурированы, но состав, комплект оборудования в лабораториях независимо от того, в каких школах они находятся, одинаковые. Это системная программа, которая на протяжении ряда лет существует и реализуется  в московской системе образования по оснащению. Вот, например, в этом году акцент делается городом на оснащении компьютерных классов, и мы сейчас поставили более 500 компьютерных классов моноблоков, один из них вы видели, в каждой московской школе, это наше отечественное оборудование, и более 50 тыс ноутбуков,  которые в течение года мы поставляем в школы, это рабочие компьютеры учителей. Каждый учитель в московской школе имеет ноутбук, который предоставляется ему школой. Эти два акцента, которые мы делаем на обновление оборудования в московской системе образования. А в перспективе со следующего года с учетом требований импортозамещения , с учетом развития технологий, конечно пересматриваются и дорабатываются инженерные лаборатории, лаборатории IT, лаборатории медицинских классов. Здесь очень важно отметить, что наука не стоит на месте, и организации не стоят на месте, поэтому сейчас совместно с мед.учреждениями Москвы с Департаментом здравоохранения мы анализируем то, как сейчас реализуется медицинский класс, какое оборудование стоит в этих мед. лабораториях, и мы понимаем, что оно будет обновляться, дорабатываться, и в следующем году программы тоже будут обновляться с учетом запросов больниц города, куда наши ученики придут работать.