Информационный Центр Правительства Москвы
19 апреля 2024, пятница, 18:32
Пресс-конференции

Пресс-конференция «Возможности дополнительного образования московских школьников»

20 сентября 2018 года состоялась пресс-конференция «Возможности дополнительного образования московских школьников»

Пресс-конференция «Возможности дополнительного образования московских школьников»
Важное:

В Москве действуют 153 специализированных творческих учебных заведения

В 11,5 тыс. кружках допобразования технической направленности обучаются более 230 человек

В системе образования Москвы функционирует более 120 тыс. кружков и секций для детей

За два прошедших года московские школьники одержали 92 победы в творческих конкурсах

Порядка 8 млрд рублей с 2017 года предусмотрено горбюджетом на реализацию программы «Искусство – детям»

ВЕДУЩАЯ

Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию на тему: «Возможности дополнительного образования московских школьников».

В пресс-конференции принимают участие Калина Исаак Иосифович, руководитель Департамента образования Москвы, Кибовский Александр Владимирович, руководитель Департамента культуры города Москвы, Гуляев Николай Алексеевич, руководитель Департамента спорта и туризма города Москвы, Гурченкова Анна Александровна, директор Дворца творчества детей и молодежи «Восточный» и Тихонов  Валерий Анатольевич, директор школы в Капотне.

И.И. КАЛИНА

Я хочу, чтобы мы все понимали, что город – это единый комплекс, где нет деления на департаменты, а есть горожане, их потребности, интересы, и есть правительство города, которое старается удовлетворить потребности горожан. Если чего-то нет в конкретной школе, то, скорее всего, это где-то рядом есть у Департамента культуры или Департамента спорта. Для удовлетворения потребностей школьников Москвы в дополнительном образовании работают все департаменты города. Например, у природоохранного департамента есть замечательные кружки по экологии.

Н.А. ГУЛЯЕВ

Добрый день, уважаемые коллеги. Из 145 000 ребят, которые проходят спортивную подготовку в рамках нашего Департамента большинство – московские школьники, которые решили связать свою жизнь со спортом. Они занимаются в секциях по различным видам спорта, которых в системе Департамента 84. Но есть возможности заниматься в спортивных школах олимпийского резерва, в центрах физической культуры и спорта, которых у нас 11 в каждом административном округе. Есть возможности заниматься на открытых площадках. Сейчас большое количество разнообразных секций по интересам, не только спортивных. Возможности у города очень большие и тесный контакт с коллегами позволяет нам такую работу вести.

А.В. КИБОВСКИЙ

Добрый день, уважаемые друзья. В Москве традиционно уделяется большое внимание творческому развитию детей. Этой залог и перспектива того, что в дальнейшем мы займем лидирующие позиции в разных видах искусства. Кроме множества кружков, в Москве действует 153 учебных заведения, ориентированные на углубленные знания в разных сферах: музыкальные, хореографические, художественные и т.д. Всего у нас 10 колледжей (4 музыкальных, 2 театральных, 2 хореографических, 1 музыкально-театральный и 1 театрально--художественный) и 143 школы искусств (76 музыкальных, 3 музыкально-хоровые, 13 художественных, 1 хореографическая, 45 школ искусств и еще объединенные классы с разными направлениями). У нас в этих школах обучается 95 000 ребят. Это высоко квалифицированный учебный персонал. У нас самая большая сеть специализированного творческого образования в мире. В прошлом году на форуме в Лондоне это многих потрясло. Потому что во всех странах, во всех мегаполисах мира дополнительное творческое образование считается элитарным образованием. Оно везде платное и очень труднодоступное. В Лондоне, например, 2 музыкальные школы, и обе частные. Уже сегодня ни один мировой оркестр не обходится без наших музыкантов. Сегодня у нас самая просвещенная аудитория в мире. Когда прошел первый концерт в Зарядье, мы презентовали зал, мы уже продали 110 000 билетов до конца года.

Наши ребята за 2 прошедших года одержали 92 победы в ведущих мировых и российских конкурсах. В прошлом году лауреатами международных конкурсов стали 216 учащихся, а всероссийских 452. Мы занимали всегда первые места на Дельфийских играх, поэтому мы возглавляем национальный олимпийский рейтинг. Куда бы мы ни приехали, например, все гран-при по хоровому пению в Германии, Австрии и т.д. – мы абсолютные лидеры. По хореографии в 2016 году мы взяли золотую медаль в Германии.  В прошлом году мы взяли в Испании медаль и диплом «Легенды Средиземноморья». То качество, которое мы даем в наших школах искусств, дает абсолютный приоритет в международном пространстве. Мы являемся лидерами не только по количеству, но и по качеству образования. С ребятами занимаются 5850 педагогов. Мы много работали над совершенствованием системы приема в наши заведения. Раньше записывали после конкурсов, а сейчас мы принимаем более гибким способом, и сначала принимаем ребят на обучение. Недаром мэр Москвы принял решение – каждый из наших педагогов получает, кроме зарплаты, грант серьезный. Потому что от них зависит качество образования. У нас среди них 485 заслуженных деятелей искусств, 310 заслуженных педагогов-художников, 125 заслуженных и народных артистов и 220 заслуженных учителей. Это серьезная кадровая база.

Мы развиваем материальную базу наших учебных заведений. У нас принята программа мэра Москвы «Искусство детям», направленная на обновление материальной базы наших школ. За последние 6 лет мы ввели в строй 4 новых музыкальных творческих школы, капитально отремонтировали 13 школ.  Работа идет в каждом округе. Бюджет на нее предусматривает порядка 8 млрд рублей. предполагается полное обновление школ, не только ремонт. В этом году 62 школы будут работать уже в обновленных, отремонтированных зданиях. Туда покупается специальная мебель, ориентированная на индивидуальный подход. Предполагается поставить 35 единиц специальной мебели, более 19 000 музыкальных инструментах. Так что за ближайшие несколько лет все наши учебные творческие центры будут полностью обновлены.

В Москве по-прежнему работает система культурно-досуговых учреждений - у нас 221 адрес, 7336 культурно-досуговых формирований, в которых занимается почти 107 000 москвичей. Там ребята участвуют в коллективах, зачастую, наравне со взрослыми, получают навыки открытых выступлений, выступлений на общегородских мероприятий. В прошлом году было проведено 28 000 разных мероприятий с участием этих коллективов.

Не могу не ответить наши библиотеки, которые в рамках программы мэра Москвы «Московский библиоцентр» в последнее время очень активно развиваются, превращаются в коммуникационные центры с широким спектром возможностей. У нас 440 библиотек. На их базе создаются кружки, студии, мастер-классы, и другое. У нас 178 библиотек, которые имеют именно детско-юношескую направленность. На этой базе есть детские комнаты, центры развития языковых направлений.

Правительством Москвы ведется огромная работа по предоставлению возможностей для наших москвичей. Мы считаем это составной частью комплексного развития ребенка. Нас на это ориентирует и Департамент образования, и мы своими возможностями дополняем и усиливаем направления, которые в большей степени специализированы. Мы должны не забыть никого и достучаться до каждого. Наши достижение говорят о том, что эта работа дает хорошие результаты. Рекомендую эти возможности использовать.

В.А. ТИХОНОВ 

Здравствуйте, уважаемые друзья. Любой ребенок абсолютно талантлив. Система, которая существует в Москве, направлена на то, чтобы раскрыть этот талант, дать возможность каждому ребенку развиваться в том направлении, которое ему интересно.

Капотня – это центр общего и дополнительного образования. Любой ребенок может выбрать себе любой кружок, студию и т.д. Ребенок, занимаясь в спортивной школе, имеет возможность не тратить свое время на физкультуру в учебном плане. Эти высвобожденные часы позволяют ему заниматься другими интересными вещами. Это происходит в соответствии со статьей №15 Закона об образовании, которая позволяет нам заключать договор о сетевом взаимодействии. Мы будем продолжать работать над этой темой. Потому что, если ребенок посещает, например, музыкальную школу или ИЗО-студию, то ребенку нет смысла заниматься этим еще и в школе. Он может развиваться и выбирать физику, химию или биологию, т.е. то, что ему интересно наряду с тем, чем он занимается.

А.А. ГУРЧЕНКОВА

Добрый день, дорогие друзья. В настоящее время в каждом районе Москвы есть возможность круглый год получать качественное массовое дополнительное образование в шаговой доступности от дома в любое удобное время 7 дней в неделю. Дополнительное образование сейчас – это практически флагман образовательных услуг, который помогает взращивать профессионалов будущего. Один из примеров - Дворец творчества детей и молодежи «Восточный». Там реализовано образование по 6 направленностям. В этом году учреждению исполнилось 32 года. Каждый день Дворец посещает порядка 4500 москвичей 7 дней в неделю круглый год. Опытные педагоги помогают ребенку обрести навыки, знания и реализовать себя, а зачастую определиться с будущей профессией. Посетители Дворца могут выбрать программы в любом объединении Дворца, выбрать собственный образовательный маршрут. Они могут обучаться по востребованным профессиям и получать специальности, сертификаты, например, программиста, дизайнера, спасателя в ЧС на воде (у нас есть бассейн) и многое другое.

Мы активно участвуем в чемпионатах «WorldSkills», «JuniorSkills», в Открытом чемпионате профессионального мастерства «Московские мастера».

Наш Дворец уникален тем, что у нас реализуется городской социально значимый проект фестиваль «Волшебный занавес». По многочисленным просьбам конкурсантов у нас включены номинации инженерно-технической направленности: мультимедийная журналистика, мультимедиа и технологии и т.д.

Сегодня Дворец является координатором программ Российского движения школьников в ВАО, организатором межрайонного фестиваля школьных команд, межрайонным оператором по образовательному туризму. Мы активно участвуем в пилотном проекте «Московское долголетие», который расширил спектр возможностей для предоставления образовательных услуг людям старшего поколения – более чем 600 человек обучаются по различным направленностям в нашем Дворце. 84% кружков у нас предоставляются на бюджетной основе, и только 16% - на платной.

Мы идем в ногу с технологиями. В том числе, у нас применяется дистанционная форма обучения. Мы гордимся достижениями наших выпускников. Мы рады, когда двери нашего Дворца открывают все новые и новые обучающиеся. Мы всегда открыты для москвичей. Будем рады видеть вас во Дворце «Восточный»!

А. СОРОКИН – «Образование в комплексе»

Какие предусмотрены возможности для детей-инвалидов?

А.А. ГУРЧЕНКОВА

У нас предусмотрены все возможности. Это и инклюзивное обучение. У нас есть высококвалифицированные сотрудники, которые предоставляют такие услуги.

А.В. КИБОВСКИЙ

Вы знаете, что часто для людей с некоторыми ограничениями, творческая профессия является главной, позволяющей почувствовать себя самодостаточным. Поэтому, у нас есть приоритет приема для детей с проблемами со здоровьем на бюджетные места.

Н.А. ГУЛЯЕВ

У нас тоже есть такие возможности. Молодые ребята имеют возможность заниматься спортом. Пример – российские паралимпийцы. Костяк сборной России составляют московские спортсмены.

В.А. ТИХОНОВ

В общеобразовательных организациях у нас тоже делается акцент на детей с ограниченными возможностям здоровья. Любой ребенок имеет возможность прийти в школу и заниматься тем, что ему нравится. У нас много детей-колясочников, которые приезжают к нам в школу и с большим удовольствием посещают наши специализированные классы, лаборатории, где они могут заниматься любимым делом.

М. ШЕВЦОВА – «Вечерняя Москва»

Стало ли у нас больше ребят записываться на футбол после ЧМ-2018?

Н.А. ГУЛЯЕВ

На сегодняшний день интерес к футболу был очень велик. Только в системе Департамента 26 объединений специализированных спортивных школ по футболу. 15 000 детей занимаются футболом. В Москве интерес к футболу всегда был высоким. Такие же возможности профессионально заниматься футболом есть в системе Департамента образования – в московских школах очень хорошие пришкольные стадионы.

Логично, что там, где у наших спортсменов есть успех, там всегда есть желание родителей отдать ребенка в этот вид спорта.

М. ШЕВЦОВА – «Вечерняя Москва»

Могли бы вы выделить самые популярные направления кружков?

А.А. ГУРЧЕНКОВА

Робототехника, моделирование, инженерная направленность… Большое количество ребят выбирают эти кружки и потом становятся профессионалами своего дела.

А. ВИНОГРАДОВА – «Здоровье школьника»

Можете ли вы прокомментировать распоряжение Министерства просвещения о том, что дети обязательно должны посещать кружки?

И.И. КАЛИНА

Такого документа нет. Сейчас более 90% детей от 5 до 18 лет посещают кружки не потому, что их кто-то обязал, а потому что это взаимный интерес.

А.В. КИБОВСКИЙ

Мы были в ситуации, когда есть программа школьного образования, где есть предмет «Музыка», а затем ребенок идет в музыкальную школу. Вот эта проблема разрешена – с этого учебного года родители могут написать заявление и освободить ребенка от посещения занятий в школе по соответствующим предметам, если ребенок по соответствующей программе посещает учреждение дополнительного образования. Потом те оценки, которые он получит в своем учебном заведении, будут вставлены в его итоговые оценки, полученные в средней школе. Это инструктивное письмо от 3 сентября 2018 года.

И.И. КАЛИНА

Мы сегодня вывесим его на «Школе большого города».

А. ВИНОГРАДОВА – «Здоровье школьника»

У вас в школе наверняка много кружков, на которые дети ходят после уроков. Наверняка, занятия там не всегда начинаются сразу после окончания уроков. Где школьник проводит время до соответствующего кружка и как решается проблема с домашними заданиями?

В.А. ТИХОНОВ

Между первой и второй половиной дня должен быть перерыв, чтобы ребенок мог отдохнуть и перекусить. У наших детей есть такая возможность – в каждом нашем здании есть зона отдыха для детей, где они могут перекусить (есть холодильники, СВЧ-печи), они могут сделать там уроки. Поэтому, у нас этих проблем нет. 

А. ВИНОГРАДОВА – «Здоровье школьника»

Т.е. в каждой школе эта проблема решается по-разному.

И.И. КАЛИНА

В Москве нет проблем со второй половиной дня, с обучением тоже. Все задачи каждая школа решает индивидуально.

«Московский образовательный телеканал»

Уровень основного школьного показателя оценивается оценками. Как оценивается дополнительное образование? Какие есть способы оценить уровень дополнительного образования?

ВЕДУЩАЯ

Встречный вопрос: а зачем?

И.И. КАЛИНА

Там же есть дипломы государственного образца. В рамках программ, которые мы реализуем в городе, мы проводим большие мероприятия по созданию линии «школа» - «колледж» для тех, кто предполагает профессионально заниматься творчеством и сделать это своей профессией. Поэтому, их достижения в рамках предпрофессиональной подготовки, конечно же, должны быть оценены на стадии поступления в колледж, и дальше в ВУЗ. Но если это занятия скорее для души, чем для профессионализма, то тут оценочная система не нужна.

И. АЛЕЙНИКОВА – «Аргументы и факты»

Как строится учебный день ребенка, которому разрешили не ходить на музыку, если он занимается в музыкальной школе?

В.А. ТИХОНОВ

Для таких детей существует индивидуальный учебный план. Для каждого ребенка в рамках общеобразовательной программ создаем индивидуальный учебный план. Ребенок, выбирая то или иное направление, идет не на физкультуры, например, а на физику. Сейчас практически каждая школа обладает возможность, когда в параллели не 1-2 класса, а 8-12. Ребенок вполне может пойти заниматься на физику с параллельным классом.

А.В. КИБОВСКИЙ

Этот вопрос тщательно прорабатывался. Занятия, касающиеся творчества, относятся ко второй половине дня по объективным причинам. Наши школы – это отдельные здания, и ребенку нужно время, чтобы доехать до музыкальной школы, хореографической и т.д.

Хотел напомнить еще о том, что кроме того, что ребята могут сами бесплатно заниматься в школах, секциях, а также приходя бесплатно в любой из городских музеев. С 1 сентября появилась возможность бесплатно заказывать автобусы, чтобы класс отвести до музея. Также, с этого года у нас вводится программа «Театр в школу». В ней участвуют 34 театра. Театры будут приходить в школу, и школа позволяет посещать театры. Мы сняли ограничение, которое у нас раньше было – количество школьников для посещения театра. Теперь мы открыли городские площадки и для индивидуальных форм.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо всем.