Главная  /   Пресс-конференции  /   Пресс-конференция «История становления и развития аварийно – спасательных подразделений в городе Москве»
12 августа 2020, среда, 15:00

Пресс-конференции

17 мартa 2020 Пресс-конференция «История становления и развития аварийно – спасательных подразделений в городе Москве»

Пресс-конференция «История становления и развития аварийно – спасательных подразделений в городе Москве»


ВЕДУЩАЯ

Добрый день. Сегодня информационный центр правительства Москвы проводит пресс-конференцию на тему: «История становления и развития аварийно –спасательных подразделений в городе Москве».

В пресс-конференции принимают участие Иванов Андрей Игорьевич, заместитель руководителя Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы, Квитка Александр Владимирович, начальник аварийно-спасательной службы ГКУ «Пожарно-спасательный центр» (ГКУ «ПСЦ»), Панормов Александр Юрьевич, начальник службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения ГКУ «Московский авиационный центр» (ГКУ «МАЦ»), Рангаев Александр  Владиславович, заместитель начальника ГКУ «Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах» (ГКУ «МГПСС») и начальник Службы применения пожарно-спасательных сил Дергачев Александр Владимирович.

А.И. ИВАНОВ

Добрый день. С большим удовольствием и честью готов сегодня рассказать о специфике деятельности спасательной службы и истории спасательного дела г. Москвы.

15 лет назад постановлением Правительства Москвы №127 от 15 марта 2005 года было создано Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, в котором начали создаваться профессиональные аварийно-спасательные подразделения столицы. Наш Департамент по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы, является правопреемником Управления гражданской защиты и продолжает работу по развитию аварийно-спасательной службы. Сегодня каждый школьник знает кто такой спасатель, а вот 30 лет назад о спасателях знали не много людей.

Впервые о создании профессиональной аварийно-спасательной службы в СССР задумались после крупного землетрясения в Армении 1988 года, в котором погибло несколько тысяч человек. Многочисленные отряды добровольцев из разных городов Советского Союза, в том числе из Москвы, приняли участие в спасательных работах.

В результате этих событий была выдвинута инициатива создания спасательной службы и в 1990 году был проведен I съезд спасателей СССР, который учредил «Ассоциацию спасательных формирований». В Москве спасательную службу возглавил врач Алексей Звездин, подполковник Министерства внутренних дел СССР. 27 декабря 1990 года Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР был образован Российский корпус спасателей.

С 1 октября 1992 г. при штабе ГОЧС Москвы была создана группа оперативного реагирования из 5 дежурных смен в составе каждой – 10 специалистов: 4 спасателя, радиолог, химик, медик, связист и 2 водителя (автобуса и специальной машины). Они находились на круглосуточном дежурстве в готовности к выезду: летом – 10 мин, зимой – 15. На базе этой группы в последствии был создан аварийно-спасательный отряд № 9 по праву считающийся старейшим спасательным отрядом города Москвы.

В 1993 году штаб гражданской обороны Москвы был преобразован в штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и в связи с необходимостью подготовки руководителей и специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, курсы ГО были преобразованы в Учебно-методический центр по ГОиЧС Москвы. Также в 93 году на базе Спасательной службы началось формирование постоянного отряда добровольцев-спасателей. В августе 1995 года бригады спасателей совместно с Центральной региональной поисково-спасательной службой МЧС России перешли на постоянное круглосуточное дежурство.

Распоряжением Мэра Москвы в апреле 1996 г. была создана Московская городская поисково-спасательная служба в составе маневренной поисковой группы, 5 поисково-спасательных отрядов (ПСО) и 24-х спасательных станций на воде. В мае мы будем отмечать 145-летие ПСС на воде.

В 1997 г. на базе Штаба ГОЧС Москвы было создано Главное управление ГОЧС Москвы и до 2005 года спасательные подразделения развивались под руководством МЧС России. В период 97–98 годов были созданы 3 поисково-спасательных отряда.

В 1999 формируются управления административных округов и создается Центр управления в кризисных ситуациях Москвы. Так, все аварийно-спасательные формирования создавались именно по территориальному признаку. В одном из таких отрядов я и А.В. Квитка начинали работать. Это был добровольный спасательный отряд «Надежда», который был преобразован в ЮЗАО в  отряд специального назначения. Там были профессиональные спасатели, альпинисты, водолазы, специалисты практически всех профилей. Здесь уже зарождался спасательный спорт. Это подразделение, помимо несения службы в городе, защищало честь города Москвы на всех региональных и всероссийских соревнованиях.

В 2000 году образована Государственная инспекция по защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций. В 2001 создан Центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В 2003 году решением Правительства Москвы был создан Московский авиационный центр.

В ходе разграничения полномочий федеральных и региональных органов власти 15 марта 2005 г. Главное управление ГОЧС Москвы было реорганизовано в Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты Москвы, которое продолжило формирование аварийно-спасательных подразделений столицы. Так в 2008 году был создан Пожарно-спасательный центр, в котором укомплектованы специальные отряды для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в туннелях, а также высотных зданиях Москвы. 

В 2012 году распоряжением Правительства Москвы была создана «Система 112» обеспечивающая экстренный вызов и оперативное реагирование чрезвычайных служб столицы. В 2013 сформирован Производственно-технический центр пожарной и аварийно-спасательной техники.

Через 10 лет работы Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы в 2015 году было реформировано в Департамент по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Москвы.

Сегодня аварийно-спасательные подразделения Департамента успешно выполняют задачи в мегаполисе, где проживает 12 миллионов человек, размещаются тысячи промышленных предприятий, построено много высотных зданий, создана сложная инженерная и транспортная инфраструктура. Для обеспечения безопасности населения более 2,5 тыс. спасателей Департамента, среди которых 510 спасателей 1 класса и 15 спасателей международного класса, несут службу и готовы прийти на помощь людям, попавшим в беду.

Всего в России 186 спасателей международного класса.

Так кто же такой современный спасатель и каковы квалификационные требования к ним? Это профессионал, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ, постоянно совершенствующий свои знания и повышающий квалификацию. Это человек, который готов прийти на помощь, бороться с природной стихией и чрезвычайными ситуациями.  Квалификация спасателя шлифуется в ходе участия в аварийно-спасательных работах и подтверждается на аттестации раз в три года. Существует пять квалификационных классов спасателя: спасатель третьего, второго, первого и международного класса. Для повышения классности спасатель должен активно участвовать в проведении и руководстве аварийно-спасательных работ, кроме того за три года овладеть двумя новыми профессиями, необходимыми для проведения спасательных работ. Спасатель первого класса, кроме того должен иметь среднее специальное техническое или медицинское образование и обладать навыками инструкторской подготовки. Спасатель международного класса должен проработать в структурных подразделениях не менее 10 лет, быть руководителем аварийно-спасательных операций, иметь высшее техническое или медицинское образование, или свидетельство о прохождении международных курсов спасателей, владеть на разговорном уровне одним из европейских языков,  участвовать в спасательных работах за рубежом или в международных соревнованиях спасателей в команде, занявшей призовые (первое-третье) места.

Подробнее о специфике работы спасателей на воде, на земле и воздушных спасателей вам расскажут мои коллеги: начальник Аварийно-спасательной службы ГКУ «ПСЦ» Квитка Александр Владимирович, заместитель начальника ГКУ «МГПСС» Рангаев Александр Владиславович и начальник Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения ГКУ «МАЦ» Панормов Александр Юрьевич.

Благодарю за внимание и передаю слово своим коллегам.

А.В. КВИТКА

Добрый день.

Формирование пожарно-спасательных отрядов началось с 90-х годов, и вплоть до 2011 года все ПСО входили в состав агентств гражданской защиты административных округов города Москвы, т.е. в то время управление подразделениями осуществлялось в округах. С развитием системы пожарно-спасательных отрядов был необходим централизованный подход к организации работы аварийно-спасательной службы.  Для этого в 2011 году поисково-спасательные отряды административных округов были включены в состав Пожарно-спасательного центра Москвы и переименованы в аварийно-спасательные отряды.

Сегодня в нашем центре 7 отрядов и более 200 аттестованных спасателей, оснащенных специальным оборудованием и техникой, которые способны работать в сложных условиях мегаполиса, от подземных коллекторов и туннелей до высотных зданий.

Профессиональный спорт -  многоборье спасателей, который зарождался  благодаря работавшим в Москве людям — А.В. Курсаков, который был у нас в 1999 году начальником отдела подготовки. В 1999 году были проведены первые соревнования в данном виде спорта.

Кроме того, в прошлом году были созданы мотогруппы спасателей, в составе 160 человек на 22 мотоциклах, которые патрулируют во всех районах столицы и оперативно реагируют на различные происшествия. Даже в условиях транспортной загруженности они могут быстро прибыть на место и оказать помощь пострадавшим.

Исходя из опыта практической работы аварийно-спасательных отрядов, мы планируем оптимизировать систему управления подразделениями, для увеличения оперативности реагирования.  Для этого в Пожарно-спасательном центре создается аварийно-спасательная служба, которая позволит улучшить управление подразделениями и повысит оперативность проведения аварийно-спасательных работ. Новая аварийно-спасательная служба включает 8 аварийно-спасательных расчётов.

Мы разработали принципиально новую систему реагирования на происшествия и ЧС, исходя из принципа необходимости и достаточности. Теперь мы исходя из рисков, которые могут произойти в городе Москве, применяем подразделения по специализации аварийно-спасательных работ. Также планируем провести дополнительную профессиональную подготовку спасателей по специализации, чтобы на определённые виды работ выезжали специально обученные и оснащённые спасатели.

С присоединением новых территорий и расширением Москвы у нас дополнительно планируется создание двух аварийно-спасательных отрядов в ТиНАО.

На сегодняшний день основная часть выездов спасателей – это ДТП и происшествия социальной направленности, такие как: различная помощь гражданам, происшествия с детьми и другие вызовы. В 2019 году спасателями было совершено 12 480 выездов, в том числе на ДТП – 455 раз, на происшествия социального характера - 8 886.   

Все наши спасатели профессионально хорошо подготовлены, способны проводить различные виды аварийно-спасательных работ, оснащены современной техникой для выполнения любых задач и оказания помощи населению. 

А.И. ИВАНОВ

Сегодня спасательные формирования работают в единой системе территориального пожарно-спасательного гарнизона. Самое распространенное количество событий связано с реагированием на тушение пожаров и спасатели вместе с пожарными проводят аварийно-спасательные работы при тушении пожаров: вскрытие конструкций, крыш, кровлей зданий, обеспечение доступа в труднодоступные места, в т.ч., квартиры за железными дверьми, обеспечение допуска к подземным коммуникациям, инженерным системам, к коллекторам.

Наша гордость — это «Московский авиационный центр», деятельность которого в 2019 году получила аварийно-спасательную составляющую. Предоставляю слово Александру Юрьевичу.

А.Ю. ПАНОРМОВ

спасибо. Добрый день всем. Наш город достаточно старый, но, в то же время, молодой. Разрастается, бурно строится, что приводит к возникновению и развитию характерных проблем – разрастание площади застройки, увеличение плотности населения, в том числе и за счет высотного строительства, снижение пропускной способности транспортных магистралей.

В то же время требования предъявляемые к эффективности деятельности спасательных служб остаются неизменны. И в первую очередь – быстрота реагирования. Показатель быстроты реагирования – скорость прибытия спасательного подразделения к точке проведения спасательных работ. Независимо от места нахождения этой точки – на улице, на автомагистрали, в промышленной зоне, на высотном здании, в лесопарковой зоне и т.д.

Прогнозирование потенциальных рисков развивающегося мегаполиса ставит задачу постоянного развития группировки спасательных сил Правительства города Москвы в том числе и авиационной составляющей этих сил.

Все, уже, наверное, привыкли, к вертолетам «МАЦ», которые оказываются в самой гуще событий, чтобы забрать пострадавших и как можно быстрее доставить их в лечебное учреждение.

Специальное спасательное формирование в составе Государственного казенного учреждения города Москвы «Московский авиационный центр» - служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения, является достаточно молодым формированием. Служба заступила на круглосуточное дежурство в апреле 2019 года. У нас уже 230 выездов и вылетов — мы передвигаемся как по земле, так и по воздуху, в зависимости от складывающейся ситуации. Порядка 60 человек спасенных.

Основная отличительная особенность авиационных спасателей– возможность доставки к месту проведения работ воздушным транспортом с помощью вертолета. Причем высадка спасателей и оборудования может осуществляться как посадочным способом, так и с помощью беспарашютного десантирования.  Такой способ должен применяться, когда доставка по земле или по воде затруднена или невозможна. Когда невозможно применить подъёмные механизмы, когда отсутствуют иные, кроме воздушного, пути эвакуации пострадавших из опасной зоны. 

Другие задачи, решаемые авиационными спасателями, схожи с стоящими перед подразделениями, работающими на земле: организация и проведение поисковых и аварийно–спасательных работ при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, оказание помощи людям, когда их жизни и здоровью угрожает опасность. Как в условиях города, так и в условиях лесопарковых зон и водоёмов.

Авиационное спасательное подразделение подготовлено и оснащено для проведения спасательных работ при ликвидации ЧС на транспорте – ДТП, железнодорожные аварии, катастрофы на воздушном и водном транспорте. Готово к проведению аварийно-спасательных работ в зонах разрушений инженерных сооружений, при затоплении территорий. Спасатели в состоянии проводить эвакуацию, используя внешнюю подвеску вертолета, в том числе с водной поверхности.

Для выполнения задач по предназначению спасательное подразделение ГКУ «МАЦ» оснащено современной техникой и оборудованием. В качестве средств доставки воздушным способом используются вертолеты КА-32А. Эти воздушные суда используются в Московском авиационном центре не только для тушения пожаров, но и для быстрой доставки спасателей и специального оборудования в отдаленные или труднодоступные районы ТиНАО, а также для спасения людей в лесных массивах.

В случае необходимости в интересах подразделения выделяются аварийно-спасательные автомобили, транспортные средства повышенной проходимости, прожекторные установки и другая спецтехника.    

Залогом поддержания высокого уровня профессионального мастерства является непрерывный процесс подготовки. Особое внимание уделяется авиационно-десантной подготовке. Спасатели тренируются высаживаться в сложных условиях на различные виды рельефа – лес, овраги, карьеры, насыпи и дамбы, водная поверхность, или инженерные и инфраструктурные объекты – крыши зданий, металлические или строительные конструкции, речные суда. Отрабатываются задачи по десантированию спасателей, доставке оборудования и эвакуации пострадавших в условиях, когда вертолет не может осуществить посадку.

В ближайшее время планируется обучение авиационных спасателей борьбе с природными пожарами.

Перспективное направление ближайшего будущего – освоение работы с легкого вертолета ВК117С-2. В Московском авиацентре этот вертолет сейчас применяется для перевозки больных или эвакуации пострадавших с места ЧС. Легкий маневренный вертолет, работая со спасателями на борту, сможет существенно расширить область применения службы. Мы перейдем на этот вертолет во второй половине года.

Ведется активная работа по совершенствованию методов проведения поисковых и аварийно-спасательных работ с применением авиации. Совместно с производителями совершенствуются или разрабатываются новые образцы оборудования.

Наша работа нацелена на помощь жителям и гостям нашего города и на будущее. Спасибо.

А.И. ИВАНОВ

Успешная деятельность спасателей-десантников зависит от слаженности действий с летными экипажами. Это всегда командная работа, включающая диспетчерский состав, который управляет полетами, слаженная команда командиров воздушных судов и их помощников, вторых пилотов и выпускающих. Одно из отличий земных спасателей — это подготовка на выпуск спасателей, т. е.выход из салона вертолета, готовность к спуску. Филигранные, точечные посадки, десантирование спасателей беспарашютным способом как раз говорит об уровне подготовки пилотов и спасательных расчетов.

Третье направление спасательной деятельности в Москве выполняется на акваториях. Передаю слово Рангаеву А.В.

А.В. РАНГАЕВ

Главной задачей деятельности Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах «МГПСС» является - осуществление поиска и спасания людей на водных объектах, обеспечение безопасности граждан и проведение профилактических мероприятий по предупреждению случаев гибели и травматизма людей на водных объектах.

В состав нашей службы входит 24 поисково-спасательные станции и  поисково-спасательный водолазный отряд, станции, расположенные на территории Москвы, в наиболее посещаемых местах отдыха у воды москвичей и гостей столицы: 12 ПСС – расположены на Москва реке, 2 ПСС – на Химкинском водохранилище, 10 ПСС - на внутренних водоемах.

В нашей службе работает 482 высококлассных специалиста.

В 2019 году нашими спасателями было спасено 117 человек, что составляет, 90% от всех спасённых за год на водоёмах города Москвы, а за предыдущие 10 лет мы спасли 1663 человека, в т.ч. 102-х с проведением реанимационных мероприятий, до прибытия скорой помощи.

На вооружении нашей службы находятся современные образцы аварийно-спасательного оборудования и снаряжения, а также водолазно-спасательные патрульно-спасательные катера, надувные и гребные лодки, гидроциклы, а в зимнее время суда на воздушной подушке (СВП).

Всего Московская поисково-спасательная служба имеет в своём распоряжении 179 единиц плавсредств.

Дежурство наших спасателей организовано в круглосуточном режиме, в среднем на дежурстве находится до 80 спасателей и до 70 единиц плавсредств ежедневно.

Для реагирования на происшествия в удаленных районах Москвы аварийно-спасательные формирования используют подвижные спасательные посты (ПСП) на базе грузового автомобиля высокой проходимости.

Специалисты нашей службы участвуют в ликвидации последствий резонансных аварий водного транспорта и на объектах жилищно-коммунального комплекса Москвы. В их числе такие, как авария на теплоходе «Булгарин», столкновение самоходной баржи «АК-5» и прогулочного судна «Ласточка», пожар на теплоходе «Сергей Абрамов», обнаружение места повреждения нефтепродуктов в Марьино, обрушение Краснохолмской набережной и герметизация трубопровода канализационной системы и многих других.

По заявкам СК РФ оказываем помощь в поисках и извлечении различных предметов из водоемов.  Во всем этом непосредственное участие принимают наши водолазы.

Водолазы нашей службы, имеют высокую профессиональную подготовку, позволяющую проводить водолазные спуски в особых условиях: в темное время суток, в воде, загрязненной нефтепродуктами и сточно-бытовыми водами, в стесненных условиях (колодцы, шахты, тоннели).

Квалификация водолазов позволяет производить работы на глубинах более 60 метров, при том, что в Московском регионе максимальная глубина — 40 метров. Для выполнения широкого спектра задач водолазный отряд имеет необходимую технику, в т.ч. инновационные электросредства: гидролокаторы, эхолоты, телеуправляемая аппаратура. При проведении подводно-технических и других неотложных работ водолазы применяют грунтоуборочный инжектор,  экзотермическую резку, подводную сварку, судоподъемные понтоны.

Так же на них возложена задача по обследованию и очистке дна водоемов нашего города при подготовке пляжей к купальному сезону.

Особое место в нашей работе занимает профилактическая работа с населением.  Само нахождение спасателей на воде или на берегу дисциплинирует граждан. В среднем спасатели ежесуточно осуществляют 150 патрулирований акваторий зон ответственности на плавсредствах и 60 патрулирований по берегу.

При патрулировании проводятся беседы с нарушителями правил безопасного поведения на воде и отдыхающими у воды - более четырехсот бесед ежедневно.

В 2019 году работниками ГКУ «МГПСС» было проведено более двухсот тысяч (228362) профилактических мероприятий, в т.ч. 521 выезд на обеспечение безопасности мероприятий общегородского и федерального значения.

Особое внимание мы уделяем нашему подрастающему поколению. На базе ПСС в 2019 году было проведено 454 занятия и 43 занятия на базе школ, в которых приняли участие более 12000 школьников, по правилам безопасного поведения на воде. Дополнительно в 2019 году спасатели и работники службы принимали активное участие в реализации проектов с детьми и подростками, таких как открытые уроки, ОБЖ, летняя программа временной занятости подростков, «Лето в новом формате», «Помощники спасателей», «Юный спасатель», занятия с воспитанниками спортивной базы «Олимпийский», «Надежды» и другие.

В ходе месячников безопасности в 2019 году нашими спасателями было проведено 4272 дополнительных рейда по выявлению детей и подростков, находящихся у водоемов без контроля взрослых, выявлено и удалено с водоемов порядка 6000 детей и подростков.

С развитием мегаполиса, динамично развивается и служба на водных объектах.

В 2019 году в ГКУ «МГПСС» были закуплены 4 судна на воздушной подушке «Славир-9» и 2 катера РУСБОТ, болотоход, снегоход, введены в опытную эксплуатации 2 единицы беспилотных авиационных систем для мониторинга районов на Москве-реке, с возможностью доставки и дистанционно управляемого сброса малогабаритного спасательного средства до подхода других сил, и средств спасания; с постоянным местом базирования на ПСС «Серебряный Бор». Также, существуют профилактические работы на акваториях, введение дальнодействующей акустической системы (дальность действия - почти 2 км). Заключено соглашение между МГПСС и ЦОДД о взаимном использовании видеонаблюдения  зон ответственности на Москва-реке и Химкинском водохранилище.

В 2020 году в МГПСС запланировано открытие новой ПСС в Марьино, дальнейшее  обновление наших плавсредств, увеличение группировки авиационных беспилотных систем и, конечно участие наших спасателей в мероприятиях, посвященных празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Убежден, что благодаря нашим сплоченным командам эти и другие, поставленные Правительством города задачи, будут решены на высоком уровне.

Благодарю за внимание!

А.И. ИВАНОВ

Хочу отметить, что специфика деятельности в нашем городе, Московском регионе учитывает все технологии, и методы, которые имеются не только в РФ, но и в мире, они все обобщаются. Используется вся инфраструктура города. Например, для тушения пожаров с использованием авиации необходимо обеспечить безопасность на акватории. Водная составляющая определяет место отчуждения, авиационная составляющая заходит на акватории прямо в центре Москвы, набирает воду из близлежащего к месту пожара источника. Спасательная составляющая обеспечивает не только посадку воздушных судов для транспортировки пострадавших, например, при ДТП, но и обеспечивает безопасность десантирования на сложную инфраструктуру, например, крыши зданий. Все взаимодействие организовывает единый центр управления. Руководит этой системой Службы применения пожарно-спасательных сил. Сегодня у нас присутствует начальник этой службы — Дергачев Александр Владимирович, который является спасателем, медиком, который сегодня успешно отрабатывает со своей командой и командой присутствующих коллег в системе города Москвы. Все это отражается в уровне подготовки. Показать это можно в разного уровня соревнованиях. У нас не ниже 3-го места ежегодно в многоборье спасателей, где принимают участие от 20 до 32 команд. Если мы говорим о высотной подготовке, то в прошлом году наша спасательная команда г. Москвы заняла Кубок Кавказа, выиграв все этапы организации поиска в горах. Нас уже в этом году пригласили на международные соревнования по ликвидации последствий ДТП, впервые за все время их существования — более 10 лет, - которые происходят раз в 2 года в Ганновере, в Германии, на международной выставке пожаро-спасательных технологий «INTERSCHUTZ 2020». Правительство Москвы получило предложение выставить именно московских спасателей для участия в международных соревнованиях такого уровня.

Еще хотелось сказать о взаимодействии с нашими добровольными спасательными командами. Эта категория сегодня проводит львиную работу с подрастающим поколением. Это «Всероссийский корпус спасателей» и «Студенческий корпус». Есть результаты по организации работы с добровольной поисково-спасательной командой «Лиза Алерт». Подводя итоги ее деятельности за 2019 год Москва была отмечена как один из лучших субъектов по организации взаимодействия. Поисковые бригады «Лиза Алерт» организованы во всех регионах нашей страны. Это сплоченное спасательное братство. Но помимо подготовки, опыта и оснащения, всегда нужна удача и своевременность получения информации. У нас развивается в Москве организация системы «112», принимающая вызовы от населения. Наши диспетчеры — в основном, это женская категория, - и диспетчеры службы «01», и единая диспетчерская служба пожарно-спасательного центра, которые принимают вызовы от населения, незамедлительно определяют вид, классификацию происшествия, высылают то или иное подразделение или систему реагирующих подразделений, исходя из специфики оперативного события.

На этом хотелось бы закончить.

И. ЖАРКОВ - «Экоград»

Андрей Игоревич, при ликвидации пожаров, особенно, больших, есть опасность для здоровья сотрудников МЧС, связанная с дымом и другими выбросами. Если с радиационным заражением налажена система работы, контроль здоровья сотрудников, то как обстоит ситуация здесь?

А.И. ИВАНОВ

Мы называем это агрессивной средой или средой, непригодной для дыхания. Есть специальные изолирующие средства. Благодаря обеспеченности практически на 100% наших подразделений у каждого спасателя и пожарного при выполнении боевой задачи по тушению пожаров, работе в агрессивной среде обязательно есть требование и допуски после подготовки — работа в средствах защиты органов дыхания. У нас есть как воздушная система, так и кислородная. В связи с этим, при прибытии на место, «чистую» или «грязную» зону определяет штаб пожаротушения или проведения аварийно-спасательных работ, образуются посты газодымозащитной службы или газоспасательной службы. Никакого захода в грязную или задымленную зону без включения в эту дыхательную систему не будет. Помимо этого, спасатели и пожарные ежегодно проходят обязательную медицинскую комиссию, где сдают не только все свои данные по по состоянию здоровья, которые сравниваются с предыдущими периодами, но и еще есть наблюдение за работниками. Если возникает тенденция профессиональных заболеваний, даются рекомендации, чтобы профилактировать это.

В нашей пожарно-спасательной группировке есть лаборатория контроля объектов за окружающей средой. Помимо нас, в городе еще есть «Мосэкомониторинг» - это автомобили бело-зеленого цвета, которые так же замеряют окружающую среду (воздух, воду). Когда происходит пожар, и, если ветер идет на жилой сектор, эти силы высылаются для замера концентрации загрязненных веществ в воздухе, в связи с чем делается вывод о незамедлительном информировании населения, что им нужно сделать в том или ином районе, от закрытия окон до незамедлительной эвакуации в случае угрожающей ситуации. Поэтому, вся система реагирования на происшествия рассматривается со всех сторон и все направлено на безопасное проведение работ. Спасибо.

И. ЖАРКОВ - «Экоград»

Включены ли в эти опасные вещества диоксин урана и другие?

А.И. ИВАНОВ

У лаборатории аккредитация на почти 30 видов загрязняющих веществ. То, о чем Вы говорите, у нас однозначно в классификаторе веществ имеется и незамедлительно диагностируется. Лаборатория сразу определяет, какое вещество.

Е. РУДНИЦКАЯ - «За Калужской заставой»

Много ли было проведено в этом году воздушных тренировок? Каких именно?

А.Ю. ПАНОРМОВ

в этом году у нас проведено 12 воздушных тренировок, порядка 250 десантирований. Основная задача, к которой мы готовимся — работа с лесными массивами. В конце прошлого года грибники нам задали много материала для размышления. Сейчас мы отрабатываем задачу по эвакуации человека в тяжелом состоянии из лесного массива. Причем, чем плотнее массив, тем важнее для нас выполнить эту задачу. Март будет посвящен подготовке в этом направлении. Каждая смена, каждый человек должен отработать это упражнение с оценкой не менее, чем «хорошо», иначе ничего не получится.

«Аргументы и факты»

У меня вопрос к А.В. Квитке. Написано, что созданы мотогруппы спасателей. Работа спасателя подразумевает работу с оборудованием. На мотоцикле много не увезешь. Чем они оборудованы? В какого рода спасательных операциях участвуют мотогруппы спасателей?

А.В. КВИТКА

У нас мотогруппы находятся в разных местах города. В составе мотогруппы 2 мотоцикла и 3 мотоциклиста, которые выезжают на вызов. Их главная задача — наикратчайшее время прибытия к месту проведения работ, к аварии. У них минимальное оборудования для выполнения первичных задач. Если это ДТП, что является их первой задачей, то у них с собой, помимо оборудования, средства сигнальной визуализации места происшествия, минимальное гидравлическое оборудование. Задача прибыть первыми и оказать первичную помощь. В последующем срабатывает полная система реагирования, где прибывают дополнительные силы, которые производят дальнейшую работу.

А.И. ИВАНОВ

Я непосредственно развивал мотоциклетную тему. В 2010 году мы подготовили научно-техническую работу, где зафиксировали методически и сделали видео-пособие для организации двумя мотоциклами ликвидации последствий ДТП. Эта работа получила оценку главным всемирным брендом «Холматро» по системе международной классификации оказания помощи и ликвидации происшествий. Нам было приятно, что мы все нормативные требования, в т.ч., заботу о пострадавших от технологических разрушений транспортных средств при ликвидации последствий ДТП выполнили силами 2 мотоциклистов. Новый мотоцикл позволяет выезжать на одном мотоцикле 2 спасателям. Гидравлическое оборудование — сегодня бензоинструмент заменен на электроинструмент. В связи с этим мы на порядок снизили вес пожарно-технического вооружения. Это позволило нам увеличить средства пожаротушения, такие как ранцевые установки и специальный большой огнетушитель. Все это позволяет снизить развивающуюся возможность последствий пожара. Мотоциклетные подразделения снизили нагрузку на основные, большие подразделения. Например, при угрозе взрыва — сейчас идут ежедневные сообщения об угрозах взрыва, вот это телефонное хулиганства, как раз будут привлекаться мотогруппы на обеспечения безопасности. Плюс, проведение профилактических мероприятий в лесопарковых зонах в особо жаркий период, патрулирование территорий и проведение профилактической работы — львиная доля тоже за ними.

ВЕДУЩАЯ

Благодарю спикеров за сегодняшнее выступление. Спасибо большое за вашу работу. Пресс-конференция завершена.