Главная  /   Пресс-конференции  /   Пресс-конференция «Предпрофессиональное образование: новые направления и организации-партнёры»
27 сентября 2022, вторник, 02:02

Пресс-конференции

15 сентября 2022 Пресс-конференция «Предпрофессиональное образование: новые направления и организации-партнёры»

15 сентября состоялась пресс-конференция «Предпрофессиональное образование: новые направления и организации-партнёры»

Пресс-конференция «Предпрофессиональное образование: новые направления и организации-партнёры»


ВЕДУЩИЙ
Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию Департамента образования и науки города Москвы на тему: «Предпрофессиональное образование: новые направления и организации-партнёры».
В мероприятии принимают участие Киселева Наталия Александровна, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы, Шишкин Дмитрий Александрович,  директор Административного департамента Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» – партнер направления «Космические классы», Гетманов Александр Георгиевич, начальник Управления довузовской подготовки федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» – партнер направления «Авиастроительные классы», Павлов Евгений Александрович, исполняющий обязанности проректора по учебно-методической работе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет спорта «ГЦОЛИФК» – партнер проекта «Спортивный класс в московской школе» и Курчаткина Ирина Евгеньевна, директор Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 1474» – участник направления «Космические классы» и «Авиастроительные классы».

Н. КИСЕЛЕВА
Добрый день, дорогие коллеги. Мы очень большое внимание уделяем развитию предпрофессионального направления. Сейчас в Москве реализуется 9 разных направлений предпрофессиональных. Первые предпрофессиональные классы в Москве начали появляться в 2016-2017 учебном году. Это совместная идея Департамента образования и столичных вузов. Первые классы, которые появились, предпрофессиональные, были инженерные и медицинские. Мы прекрасно понимаем требования к нашим выпускникам школ, чтобы они были конкурентно способными не только на уровне выпускников Москвы, но и выпускников всей страны. Потому что мы знаем, какой процент выпускников стремятся в Москву, в ведущие вузы. Здесь уровень подготовки школьников-старшеклассников в Москве всегда привлекал к себе особое внимание со стороны Департамента, Правительства Москвы, всегда отношение к тому, как готовятся старшеклассники, помогают им выбирать перспективы развития и профессии, как помогают им добиваться высоких результатов – это одни из приоритетных направлений нашего внимания.
Если говорить о том, почему вообще появились предпрофессиональные классы, какие мы видим направления, и куда развиваемся, то я бы остановилась на двух позициях. Первая позиция – это высокий уровень подготовки к итоговой аттестации ребятам, чтобы они могли понимать, как они соберут максимальное количество возможных баллов по профильным предметам для поступления в вуз. И второе – это хорошая практическая система профессионального самоопределения, что очень важно для старшеклассников, и профессиональной ориентации, – знакомство с миром профессии, погружение в ту отрасль, которая нравится и подготовка внутри этой отрасли. Именно поэтому для предпрофессиональных направлений важным является не только учеба в школе, но и взаимодействие с вузами и мероприятия, организованные в них для наших школьников 10-11 классов. Также, возможность получить дополнительную профессию в колледже, обучаясь в 10 и 11 классе. Например, практически все выпускники медицинского класса выходят со специализацией «младшая медсестра», или «лаборант», или «фармацевт». Они имеют специализацию, квалификацию и могут параллельно с обучением в вузе уже работать, обеспечивая себя в этой специальности. Аналогично для представителей ИТ-классов, инженерных классов. Это возможность, будучи школьником, уже получить свою первую профессию и утвердиться: «Я действительно хочу быть врачом по окончанию вуза?» или «я действительно хочу понимать, почему я иду в медицинский или инженерный класс?». Именно так выстроена программа 10-11 класса наших школьников. Практически 40% учебного времени занимает погружение в профессию в 10-11 классе. За счет внеурочной деятельности, дополнительного образования, мероприятий вузов-партнеров, тематических каникул. Наши школьники 10-11 класса включены в каникулы, инженерные каникулы, медицинские каникулы на базе вузов. И они уже имеют возможность получить более глубокую подготовку. Посещение учреждений, которые показывают им, где они дальше могут продолжать работать, что тоже очень важно.
В развитии предпрофессионального образования в Москве мы ориентируемся на рынок труда, профессии, специальности, сферы экономики, которые наиболее востребованы для москвичей. Если мы говорим про инженерное дело, то это может быть архитектура мостов и сооружений, транспорт городской, метрополитен. Если мы говорим про медицинские классы, то мы понимаем большое внимание к оснащению, направлениям, действиям городских медицинских центров. Если говорим про новые направления, то мы тоже выбираем новые направления, акцентируя внимание на передовые отрасли, развитие экономики и в перспективе развитие Москвы.
У нас есть единый проектный офис, который находится в Городском методическом центре. В каждой школе, в которой реализуются предпрофессиональные классы, создан проектный офис из руководителей и кураторов. Это непрерывная взаимосвязь. Город в едином структурированном взаимодействии, школа – в ней такой же минимальный проектный офис, и, соответственно, вуз, предприятия, с кем мы выстраиваем отношения взаимодействия.
Что мы ставим одним из приоритетов, и что является перспективой для предпрофессионального образования – это включение бизнеса. Поскольку еще недавно была актуальной задача, в т.ч. для начала предпрофессионального образования в первые годы появления – стыковки школы и вуза. Преемственность между уровнями, чтобы ребенок приходил из школы в вуз не как с чистого листа, совершенно новый ничего не понимающий, по-новому воспринимающий реальность, а человек, готовый к тому, чтобы он понял, как выстроена система обучения в вузах. Поэтому, первое, что появилось в предпрофессиональных классах – это вузы-партнеры для каждой школы, каждого предпрофессионального проекта. Получается гибкая система, когда многие вузы делают специализированные группы для выпускников предпрофессиональных классов, больше практики, начиная с первого года обучения, больше проектной исследовательской деятельности, которая с 10-11 класса ребята больше уже погружаются в вузе и продолжают развивать в вузе. Развивая предпрофессиональное образование, мы понимаем, что этого уже недостаточно. Сейчас много внимания уделяется второму важному стратегическому ресурсу – представителям бизнеса, организаций и мероприятий. Мы понимаем нашу важную задачу показать ребенку не только его путь из школы в вуз, но и дальнейшую возможность, где он может найти и реализовать себя на рынке труда. Поэтому, когда мы говорим о перспективах развития предпрофессионального образования, мы обязательно подключаем возможную траекторию:  школа- бизнес  и вуз. Мы видим тому хорошие примеры. Например, выпускники ИТ-классов после школы устраиваются в ИТ-компании и продолжают параллельно обучаться в вузе. Уже многие компании, развивающие ИТ-отрасль, готовы брать программистами выпускников наших московских школ после их подготовки в школе, а не ждать еще 6 лет, пока они обучаться в вузе, параллельно поддерживая их обучение и становление в вузе. Именно поэтому проекты, которые сейчас рождаются, очень тесно связаны с перспективами развития труда. Именно так появилась идея в этом году открыть космические классы, понимая, что у нас есть в перспективе с 2024 года открывающийся научно-исследовательский центр, который будет требовать новых людей, работников на это направления. Поэтому естественно, мы выстраиваем подготовку специалистов, начиная со школьной скамьи.
Немного статистики. В нашу систему предпрофессионального образования включены все ведущие вузы Москвы, все основные федеральные вузы по каждой своей отрасли. Они являются партнерами проектов, заинтересованы в более качественной подготовке абитуриентов и им интересно развивать направления и выстраивать взаимодействие со школой, потому что школьники-старшеклассники открыты к новым идеям, технологиям, открытиям. Проекты, которые наши ребята представляют в рамках городских научно-практических конференций становятся победителями грантовых конкурсов на первых курсах вузов. Стоит отметить, что у нас сейчас 4 городские научно-практических конференции, которые мы проводим для предпрофессиональных классов, это дополнительная возможность для ребят получить до 10  баллов к ЕГЭ для поступления. Это не просто победа проекта или исследования, но и повышение конкурентоспособности выпускника московской школы при зачислении в вуз.
В прошлом году мы открыли два новых направления. Они выделились из академического класса. Это медиакласс и предпринимательский класс. Мы видим, как востребованы сейчас эти направления, поскольку говорим, что медиакласс – это не подготовка журналистов. Это класс подготовки специалистов,  готовых быть проводниками в медиакоммуникациях в любой отрасли. Эти тренировки ребята из медиаклассов проходят со своими сверстниками во всех классах, рассказывая, например,  о медицинском классе, о достижениях инженерного класса. Здесь очень плотно связана теоретическая подготовка основам журналистики, взаимодействия с разными средствами коммуникации и практики. С первых дней открытия медиаклассов наши ребята становились участниками городских форумов, в т.ч. «Урбан-форума», где они брали интервью, участвовали в панельных дискуссиями  вместе с ведущими спикерами.
За последние 2 года разработаны единые стандарты реализации предпрофессиональных классов в московских школах. По ним сейчас работают все московские школы.  И мы понимаем, что это пока только первая сборка и упаковка, как выстроено управление данными предпрофессиональными классами, и понимаем, что мы еще находимся в пути серьезной работы, структурирования учебных планов, взаимодействия, постоянного обновления. Эти проекты живые, постоянно развивающиеся. На этом мы концентрируем большое внимание.
С этого года ввелись единые правила  приема в предпрофессиональные классы, независимо от того, в какой школе обучался ребенок до 9 класса. Ребенок может по итогам окончания 9 класса, если он хочет поступить в инженерный класс, выбирать любую школу, где есть инженерный класс. Есть прозрачные критерии приема. Ребенок видит в рейтинге среди всех подавших документы в 10 класс, какое он занимает место, какие у него шансы пройти именно в эту школу. Или можно посмотреть в соседней школе, в своей школе. Это дает возможность ребятам из школ, где нет такого направления – не собирается целый медицинский класс или ИТ-класс, - не потеряться, а идти туда, где они получат более квалифицированную подготовку. Впервые мы ввели одним из элементов зачисления ребят мотивационное письмо, которое дает возможность 9-класснику при поступлении в свой предпрофессиональный класс зафиксировать свою цель, осмыслить, почему такой выбор, подумать, а правильно ли он делает выбор.  Это письмо оценивается при наличии в 1 балл, дает дополнительный балл, или, если его нет, дает 0 баллов. Тем не менее, это попытка целеполагания и осознанного выбора. Для старшеклассника очень важно учиться делать осознанный выбор и брать на себя ответственность за него. Это две стратегические целы развития, в т.ч. предпрофессионального образования.
В этом году мы открываем несколько новых проектов, о которых мы уже говорили и Сергей Семенович упоминал про это в августовском педсовете, встречаясь со всеми руководителями образовательных организаций, представляя эти проекты. Мы будем рассказывать и показывать, как будет развиваться это направление. Первое направление – это космические классы. Когда впервые мы встретились с представителями «Роскосмоса», был вопрос о том, а давайте сделаем новые космические классы в московских школах. Мы сказали, давайте посмотрим среди направлений, которые уже реализуются, с чем ваши запросы, как потенциального работодателя, стыкуются в наших проектах. У нас получился потрясающий симбиоз, когда в инженерных классах мы выделили направление подготовки будущих инженеров-разработчиков космических кораблей. Когда в академических классах мы выделяем направление будущих исследователей космоса. Когда среди кадетских мы выделяем направление подготовки будущих космонавтов. Наши кадетские классы в ряде организаций, обучаясь в основной школе, могут уже обрести опыт, в т.ч. парашютного спорта. Имеют возможность участвовать даже в таком дополнительном образовании. Здесь задача стратегическая – дать возможность ребятам в перспективе  прийти на работу в Научно-исследовательский центр освоения космоса, который будет открыт. Дмитрий Александрович об этом расскажет подробнее. И дать возможность понять, что мечта стать космонавтами, которая у многих мальчиков в детстве присутствовала, что это реальность. Эта мечта может воплотиться в жизнь в московской школе сейчас, в наше время, в 10-11 классе. Это не просто мечта, но и серьезная подготовка на углубленном уровне по ряду образовательных предметов – физика, математика, информатика. Здесь большая ответственность перед итоговой аттестацией, своим будущим. Без базовых, академических знаний не выстроится успешный специалист в какой-либо отрасли. Поэтому, формируя этот класс вместе с представителями «Роскосмоса» мы акцентировали внимание на тех профильных предметах, которые будут все ребята изучать на углубленном уровне. Прописаны обязательные элективные курсы, которые позволяют погрузиться в профессию, в т.ч., экскурсии на предприятия, научно-исследовательская деятельность в научных центрах и возможные курсы внеурочной деятельности. Сейчас основная стратегическая задача под каждый предпрофессиональный проект делать стыковку не просто школа-вуз, но школа-вуз-предприятие-бизнес, мы важным этапом включили и возможные предприятия, которые включаются в подготовку детей, организацию их дополнительного образования и внеурочной деятельности для более серьезного погружения в профессию. Уже заключены договора с первыми нашими вузами-партнерами, которые так же являются полноценными участниками данного проекта. Глобальная задача, которую мы сейчас в Москве решаем в обучении наших старшеклассников – выстраивание непрерывной траектории развития: школа-вуз- будущая работа, даем возможность получить конкретный ориентир со школьной скамьи. Помочь ему определиться, сделать выбор, подготовиться не только к обучению в вузе, но и к той деятельности, которую он будет профессионально совершать, уже работая на предприятии.
Второе направление, которое появилось в этом году в инженерных классах – авиастроительные классы. Мы все с вами видим перспективу развития данной отрасли для экономики нашей страны. Московские школьники в инженерных классах с замечательными партнерами, среди которых  МАИ, который является ведущим основным нашим партнером уже на протяжении нескольких лет, готовы включаться в развитие наших школьников как будущих авиастроителей, людей, которые будут развивать нашу авиацию. Когда мы говорим о проекте авиационных классов, это не только кружки авиамоделирования, не только знакомство с миром авиации. Здесь вопрос в том,  как выстроена подготовка ребенка, чтобы он был академически готов к тому, чтобы разрабатывать, чтобы отвечать на вопросы, почему самолет тяжелее воздуха взлетает, и как он взлетает. Для этого нужна углубленная физика. Академические знания  никогда не заменятся простыми навыками. Большое внимание  серьезной подготовке в предметах профильного направления. Во всех предпрофессиональных классах мы реализуем полный спектр  всех общекультуных дисциплин, которые предусмотрены федеральным государственным образовательным стандартом: профилизация, вход в профессию через курсы внеурочной деятельности, систему дополнительного образования. Логика, движение всех предпрофессиональных классов, единая модель разворачивания предпрофессиональных классов - это важно, потому что с увеличением количества классов и направлений мы понимаем, что должны контролировать качество подготовки, реализацию этих направлений и управлять этими большими системами, которые включают такое большое количество предпрофессиональных классов. Как и с космическими классами, участники-партнеры, которые здесь являются основными для нас – это организации, потенциальные работодатели для наших ребят.
Может быть, для многих неожиданно, но в этом году в наших школах появились спортивные классы. В отличие от других предпрофессиональных классов, спортивные классы у нас не только 10-11, но и ранняя подготовка – с 7 и даже 5 класса. Здесь 2 основные задачи для 10-11 классов – дать возможность ребятам, которые занимаются спортом, которые увлекаются спортом, посмотреть, где они могут быть востребованы в нашем мире в виде тренеров, спортивных комментаторов, журналистов, юристов спортивного права. Т.е. показать широкий спектр, и что профессионально быть близко в спорте и рядом со спортом, находиться в спорте можно и журналисту, и юристу, и для спортивной отрасли такие специалисты нужны.
Второе направление – мы видим, какое большое количество спортсменом учится в московских школах, мы заинтересованы в том, чтобы выстраивать образовательный процесс индивидуально под каждого ребенка-спортсмена. Как дать возможность ребенку, который большое количество времени проводит на тренировках, спортивных сборах не  выпадать из образовательного процесса, быть всегда в курсе того, что происходит в школе, иметь возможность  отсрочек, когда они уезжают на соревнования, чтобы вернуться и  не пропустить учебый материал.  В этом нам отлично помогает МЭШ, ресурсы, которые мы апробировали во время коронавирусных мер безопасности и тот большой багаж учебно-методических материалов и сервисов, который есть в  МЭШ, чтобы сохранить полноценное обучение ребенка-спортсмена, находящегося в постоянном сложном процессе совмещения учебы и занятий спортом, и профессиональным спортом. И,  возвращаясь к первому направлению, дать возможность спортсменам посмотреть, где они могут быть востребованы на рынке труда, где они могут получить образование, и где они могут работать, продолжая заниматься тем спортом, который нравится. Так же есть акцент на определенные предметы. Мы ориентируемся на ведущие спортивные вузы. Посмотрим, как можно  обеспечить качественной подготовкой, в т.ч., к итоговой аттестации ребят, чтобы они могли максимально получить в школе возможность через тренинги, практику быть  готовыми к итоговой аттестации. Так же спектр внеурочной деятельности дополнительного образования, который мы реализуем с вузами-партнерами и предприятиями спортивного комплекса Москомспорта, которые присутствуют на территории Москвы.
Вся информация о предпрофессиональном образовании в открытом доступе, можно посмотреть, прочитать все стандарты предпрофессиональных классов, карты тематические, живые, постоянно обновляющиеся, на которых по каждому предпрофессиональному классу отмечено, в каких районах города, где есть, в каких школах, какие классы. Чтобы ребенок уже на уровне 7-9 класса и образовательных вертикалей мог ориентироваться  и смотреть, куда ему дальше идти в 10 классе: оставаться  в своей школе или выбрать школу своего района или другого района. Вот так вкратце  я постаралась представить вам информацию о предпрофессиональных кассах.
Накоплен большой опыт. Это  постоянно развивающийся проект, про который говорить можно бесконечно.


Д. ШИШКИН
Добрый день, уважаемые коллеги. Спасибо за возможность выступления сегодня. Если мы говорим о нашей госкорпорации ракетно-космической отрасли, то в первую очередь стоит задать себе вопрос, почему для нас это интересно, почему мы этой работой занимаемся, почему проект «Космические классы» является  одним из приоритетов. Почему вообще детское  школьное образование для высокотехнологичных отраслей представляет большой интерес? Дело в том, что космическая деятельность и ракетно-космическая отрасль - сфера очень не простая. Сфера, в которой реализуются длинные цели, часто выходящие за пределы жизненного цикла и жизни одного отдельно взятого специалиста. Они долго реализуются. Есть такой термин, как «План Циолковского», реализованный на сегодняшний день только на половину. Где-то он выглядит, и выглядит всегда, как фантастика, но вместе с тем, это то, что двигает нас вперед. Многие задачи, которые ставит перед собой наша отрасль – это и реализация новых проектов, переход на новое поколение ракетно-космической техники, создание индустриальной модели, космической группировки, космических аппаратов, развитие электронной базы, производственных технологий и многое другое – все это требует новых кадров.  Отрасль сложная и  требующая, как можно более понятным языком рассказывать о ней, тем специалистам, которые в нее придут. Это во много снизит сроки погружения молодых людей, которые станут потом молодыми специалистами, пришедшими на работу в эту отрасль, и поможет им быстрее адаптироваться и приступить к обязанностям. Работу образовательную мы ведем не первый год. Тема ориентации профессиональной детей и молодежи, тема их профессиональной подготовки для нас не нова. Мы считаем, что формат инженерных классов при профподготовке – это оптимальный формат прийти и глубоко подготовить молодого человека для будущего рабочего места. Потому что есть разные поддерживающие, информационные мероприятия. Это форумные программы, информационные мероприятия. Но именно формат образования предпрофессионального дает возможность сделать это основательно. Мы к этой работе готовились и обратились к коллегами из Департамента образования, нашли поддержку. Москва является лидером в области предпрофессионального образования в России. Во многих аспектах нам помогли адаптировать наши знания, контент, требования, как готовить молодых ребят. Для нас это очень ценное партнерство, потому что оно позволяет посмотреть еще раз на ту работу, которую мы сами проводим на предприятиях, как эта работа организована в наших опорных вузах, как она сформирована и реализуется в школе. Найти тот формат сотрудничества, который позволит оптимально готовить молодого человека для получения профильного образования в вузе и будущего рабочего места на предприятии или в организации нашей отрасли.
В Москве и Московской области, ближайшем Подмосковье работает около 50 000 специалистов. Самая наша главная задача – подкрепить их высокопотенциальными заинтересованными мотивированными людьми, которые потом придут на работу в отрасль. Для нас проект космических классов – это именно тот ход, который позволяет этой задачей заниматься.
Сейчас большое количество исследований проводится на тему, кем хотят быть наши молодые люди. Многие высокотехнологичные компании на западе и в Китае проводят такие исследования. У нас пока целенаправленно они не проводились, но вместе с тем, это направление, которым сейчас предметно занимаются, и которое изучают. Взаимно сейчас это изучают два крупных технологических центра: США, Великобритания и Китай. Разные абсолютно установки по работе. У китайских молодых людей это астронавт, инженер или преподаватель. До 25% желающих – это блогеры или влогеры, кто хотят иметь постиндустриальную профессию в сфере коммуникаций. На Западе эти ориентации немножко по-другому устроены. У нас пограничное состояние. Есть разнонаправленные тенденции. Как люди, которые желают работать и хотят быть инженером, так и ребята, которые предпочитают работу в виде блогеров, влогеров или в сфере современных коммуникаций.
Ну, понятное дело, что для нас, как для ракетно-космической отрасли непосредственный интерес как можно более доступно, как я уже сказал, поведать о нашей отрасли. Доступным языком о ней рассказать, погрузить в мир дополнительных знаний, рассказать о наших предприятиях, рассказать о тех проектах, которые мы реализуем. И фактически мы идем по той модели, которая Наталия Александровна сейчас уже озвучила – это школа, вуз, предприятия.
Если переложить ее применительно на траекторию развития молодого человека, то это: «Что я должен знать и понимать, когда я школьник? Какие навыки я должен получить, когда я стал студентом вуза? Какие функции я буду выполнять, придя на работу в организацию?».
И эта модель, перекладывая ее на целеполагание, на профориентацию молодого человека позволяет его подготовить наиболее предметно к дальнейшей трудовой функции. Чем раньше он о ней узнает, тем лучше он будет выполнять свои задачи. Для нас структура проекта выглядит ещё и таким образом, что наша задача помочь подготовить педагогов, подготовить методические материалы, организовать для ребят знакомство с местом будущей работы. С той отраслью, в которой им предстоит выполнять трудовую функцию.
Во многом это требует подготовки с нашей стороны, потому что нам надо было, во-первых, погрузиться в требования системы образования, в специфику подготовки преподавания предметов, которые необходимы, и вовлечь в это наших специалистов. Потому что они будут в дальнейшем выступать в роли наставников, выступать в качестве менторов, приходить и работать с педагогами, приходить и работать со школьниками.
Ещё один важный момент, о нем тоже уже Наталия Александровна сказала, это создание в Москве научного национального космического центра. Объект появится неподалеку отсюда, в Филях. Проект предполагает в себе такую очень важную функцию, как интеграция науки, промышленности и образования в одном месте. Это не просто местоположение, где будут находится наши разные организации. Задача заключается в том, чтобы наиболее эффективно, интегрировано начать подготавливать наши кадры. Одновременно находятся производственная площадка, место прохождения практики наших научных организаций, администрация, штаб, госкорпорация «Роскосмос» и место, где могут соединиться наши вузы, школы и среднее профессиональное образование. Где мы сможем оптимально рассказать, показать и научить молодого человека на примере проектов, которые мы реализуем, что из себя представляет сегодня наша ракетно-космическая отрасль.
Это тоже одна из наших задач, поэтому космические классы — это точка, в том числе и инфраструктурного входа в этот проект, более серьезный, который появится у нас в 24-м году, и мы будем готовить кадры для нашей ракетно-космической отрасли.
На сегодняшний день мы провели консультации со всеми нашими предприятиями и получили поддержку по Москве и та модель, которую мы вырабатываем, становится моделью для других регионов. Запросы поступают сегодня из Красноярского края, где есть сегодня наши предприятия. Модели реализованы в Москве, мы фактически транслировали в Калининградскую область, подписаны соответствующие соглашения. К нам обратилась республика Северная Осетия, которая тоже хочет эту работу организовать. И она сегодня работает не только для регионов, где присутствуют наши предприятия, но и для регионов, где их нет, но те, которые готовы готовить свои кадры для ракетно-космической отрасли наших организаций.
И для нас, это вдвойне важно, потому что Москва, департамент образования города Москвы протянул нам руку, которая позволяет нам эту методику потом транслировать в другие регионы и фактически более эффективно там готовит кадры. И мы эту поддержку очень ценим. Мы благодарим коллег за эту помощь.
И, собственно говоря, я ещё раз хочу сказать, что, первое, – для нас это конечно возможность более эффективно готовить специалистов, лучше рассказывать о той работе, которая им предстоит решать. И ещё один важный момент, на базе космических классов будем более предметно развивать тематику проектной деятельности обучающихся, потому что, если молодой человек имеет ни только опыт получения новых знаний, которые необходимы для обучения в вузе, но и умеет что-то делать руками, а такие проекты у нас есть.
В первую очередь, у нас есть программа «УниверСат». Программа, которая позволяет студентам запускать малые научные образовательные космические аппараты. Есть партнерская программа «Space P», которая позволяет делать это школьникам. Есть программа «Стратонавтика», проект «Стратонавтика», благодаря которому ребята запускают космические аппараты в стратосферу. Это формирование детско-взрослых инженерных команд, которые как можно быстрее могут приступить непосредственно к практической работе, к более интенсивной подготовке.
В космических классах мы эту работу тоже поведем. Это позволит более эффективно готовить наших будущих специалистов, которые будет не только знать, но и уметь в ракетно-космической отрасли создавать новые изделия. По началу достаточно простые, но методика их подготовки аналогична подготовке взрослому космическому аппарату со всеми циклами, испытаниями, согласованиями – всем-всем, что необходимо для того, чтобы появился новый космический аппарат или носитель. И все эти форматы мы, безусловно, будем экстраполировать и внедрять в наш совместный проект.
И ещё раз хочу сказать спасибо огромное за эту совместную работу и мы, надеюсь, и уверены в том, что получим очень хорошие совместные результаты. Спасибо большое.



А. ГЕТМАНОВ
Добрый день, уважаемые коллеги. Я представляю Московский авиационный институт, и по названию понятно, что вроде бы как авиационные, авиастроительные классы имеют прямое отношение к нам, но, это действительно так, но я бы хотел начать с другого.
Вот все те проблемы, о которых мы сейчас говорим – ранняя профориентация, насыщения кадрами наших предприятий, это ведь все стратегическая задача, которая, может быть, несколько неожиданно встала перед нами, скажем так, после 24-го февраля. Мы оказались совершенно в другом мире. Оказалось, что по некоторым позициям мы не со всем были готовы к этой ситуации. Ну что говорить? Мы все прекрасно видим, что немножко не хватает самолетов, на которых можно было бы летать по всему миру. Есть проблемы и у ракетно-космической техники, тот же снос луны на 23-й год.
И вот проблемы, которые... Задачи вернее, а не проблемы, которые ставит перед нами и президент, и правительство, они должны, я имею в виду задачи по импортозамещению, по насыщению новейшими образцами авиационно-космической техники, они должны решаться именно вот на уровне сначала подготовки кадров, а подготовка кадров, она, как раз, и начинается с тех инженерных классов. Я уж не говорю об инженерии, и конечно, медицина – всё, и спорт, и предпринимательство. Это всё правильно и важно, но я уж говорю об инженерии, так вот задача подготовки должна начинаться именно на уровне школы и не на уровне 10-го, 11-го класса, нет, это уже достаточно поздно. Ребята уже для себя всё решили, а вот на более ранних этапах, даже может быть действительно и с 5-го класса. На что мы сейчас и ориентируем свою работу по авиационным классам.
Это было бы очень правильно для того, чтобы ребята действительно понимали, вот Наталия Александровна правильно говорила, и почему самолет летает, при этом крыльями не машет, и против ветра, и по ветру, и почему хочу стать космонавтом.
Я могу вам честно сказать, я сам пришел в московский авиационный институт, ну, не буду говорить сколько лет назад, для того, чтобы стать космонавтом. И на втором курсе пошел записываться в эти самые космонавты. На меня посмотрели, у меня рост за метр девяносто и сказали: «Парень, всё хорошо конечно, но, если тебя по колено укоротить, тогда подойдешь». Но я до сих пор коллегам из «Роскосмоса» пеняю, что они так и не сделали космический корабль, куда бы я мог влезть.
Так вот, скажем так, действительно авиастроительные классы - это немножко такое новое, ну, организационно, наверное, новое. Хотя, мы этой работой занимаемся давным-давно, но не только авиационными классами мы занимаемся. Вот в прошлом, позапрошлом году занимались разработкой образовательных программ по академии «Роскосмоса». Очень интересные задачи и они действительно решались, именно, вот образовательные программы строились с 5-го класса.
Сейчас, если говорить об авиационных, авиастроительных классах, то МАИ является не только главником по Москве, но и по всей России. Сейчас к этой программе привлечены порядка 16-ти регионов. То есть те регионы, в которых расположены все наши основные авиастроительные предприятия, двигателестроение, самолето- вертолето-строение.
И наша задача, да, по Москве - это сейчас выделено 9, у нас 9 школ, в которых будет отдельный класс, в некоторых школах группы будут. Там порядка 15-ти человек для начала, для разгона. И, действительно, мы хотим строить свою работу в этом направлении с тем, чтобы ребята на самых ранних, скажем так, этапах своего развития, они начинали понимать, что нужно для того, чтобы стать космонавтом или летчиком-испытателем. Огромное количество ребят ко мне приходят, я ещё и ответственный секретарь приемной комиссии МАИ, и, вот, огромное количество ребят приходят и спрашивают: «А где здесь в летчики-испытатели готовят? А где здесь в космонавта готовят? Куда записываться-то идти?» - ну, рассказываем, что немножко летчиков мы не готовим. Космонавтов готовим. Да, у нас 23 человека, космонавта, – выпускники нашего института – это самое большое количество среди гражданских вузов. И 21 сентября ещё 24-й пойдет в бой. Будет пуск с Байконура.
Ну, действительно, вот эта ситуация, она очень важна. В том плане, что, опять Наталию Александровну буду цитировать, что ребята должны приходить на производство, ну как раньше было и сейчас частично есть. Пришел в вуз после школы, ему рассказывают: «Дорогой друг, забудь чему тебя, и как тебя, учили в школе. Мы тебя будем учить по-другому». Пришел на производство: «Всё, дорогой, забываем, что тебя учили в вузе, будем учить тебя совершенно по-другому. Все по новой». Значит, вот, этого быть не должно.
Конечно, мы выстраиваем образовательную программу по авиастроительным классам в тесном контакте с нашими московскими, ну, я имею ввиду, если говорить о московском кластере, московскими нашими предприятиями – это и «Сухой», это и «Илюшин», «Туполь», «Микоян». Всё, что в Москве есть, производство, конечно, такого серийного нет, но по крайней мере КБ все в Москве сохранились. Вот, в самом тесном контакте. Точно так же, как и выстраивали всегда отношения с коллегами из «Роскосмоса».
Вот, недале, как вчера только подписали, вернее, продлили договор такой большой системный с центром «Протон», заводом Хруничева. Тоже очень интересная программа. И, вот, я считаю, что в этой работе мы должны, ещё один момент такой, который частенько мы забываем, но я всё-таки хотел обратить на него внимание. Да, мы объясним, как синус выглядит, и как косинус выглядит, и почему самолет летает, и какая там должен быть программа угла тангажа у этой ракеты бедной – всё это мы им расскажем, но, ещё один момент, я бы хотел обратить на него внимание - это и исторический, и патриотический воспитательный моменты, которые тоже должны быть в этих программах и у космонавтов, и у самолетчиков, и у спортсменов, и у предпринимателей. Ну, уж, по крайней мере, в нашей отрасли рассказывать об истории космонавтики, истории отечественного авиастроения. Это абсолютно хлебная такая тема. С тем, чтобы ребята вот на тех примерах и военной авиации, и гражданской авиации, и космонавтики, они понимали, куда они идут, и, в общем-то, были не последними гражданами нашей страны. Вот, в таком формате, в таком векторе, мы и будем выстраивать в дальнейшем всю эту работу, - и ещё раз повторюсь, не только по Москве, но и вот по тем 16-ти регионам, которые сейчас определены для МАИ, уже на более верхнем уровне с тем, чтобы обеспечить кадрами все наши авиационные и, конечно же, наши ракетно-космические предприятия. Ещё буквально одну минуту. Ведь здесь в принципе никто не запрещает, я считаю, что это было бы очень правильно, выстраивать вектор вот этого взаимодействия школа-вуз-предприятие, не просто рассказ, приводя на условно, - «Сухой» на экскурсию: «Посмотри, как вот здесь проектируют ТУ-135 или ещё что-то там такое», - а заранее определяя будущее место работы для наших школьников.
Для этого есть прекрасный механизм, определенный постановлением правительства. И никто, в общем-то, не запрещает на уровне школьном во время обучения в инженерных классах, авиационных, космических классах уже отбирать для себя ребят с тем, чтобы они поступали в вуз на условиях вот этого целевого приема. Неправильный термин, но Бог с ним, я по старинке его так и называю. С тем, чтобы затем в процессе обучения ребята просто половину времени проводят на производстве. Они там получают стипендию дополнительную и всё на свете получают. И вот когда, они уже заканчивают вуз, они приходят на производство. Я условно говорю производство. Это и КБ, и всё, что угодно. И они всё прекрасно себе представляют, что не надо их переучивать. Они уже пришли и с первого дня включились во всю работу, которая им будет положена. Вот собственно кратко, готов буду отвечать последственно на все вопросы. Спасибо.       


Н. КИСЕЛЕВА
Наша школа является активным участником предпрофессиональных проектов, которые реализуются в Москве. В этом году мы открыли новое направление в рамках инженерных классов. Инженерные классы у нас существуют уже не первый год. И в этом году наши инженерные классы имеют два направления: авиастроительный и космические классы. И они очень прочно вошли в единую систему работы школы, реализацию образовательной программы школы. Школа оборудована лабораториями инженерными, в которой ребята имеют возможность обучаться и получать знания непосредственно. Даже теоретические знания, работая в лабораториях, выполняя практические работы. Школа оборудована не только инженерной лабораторией, но и IT полигонами. И поскольку у нас реализуются много проектов, то это и проект «Медицинский класс», «Лаборатория». И ребята действительно имеют возможность получать образование по различным направлениям для того, чтобы выбор был более правильный, чтобы понять насколько они действительно правильно сделали выбор и определились с самоопределением.
Учеба у ребят строится активно как в первой, так и во второй половине дня. Если в первой половине дня это, конечно, основная образовательная программа «Стандарты» и профильные дисциплины, то вторая половина дня — это внеурочная деятельность, это элективные курсы, которые предлагаются на выбор ученикам, которые поддерживают профиль.
Мы тоже работаем и считаем, что нужно начинать предпрофессиональную подготовку со средней школы, поэтому мы уже постепенно предпрофессиональную подготовку снижаем и начинаем тоже с 5-х классов. Наверное, самым, то, что в средней школе очень пользуется большой популярностью -  это занятия технологии на базе колледжей, где уже учащиеся имеют возможность познакомиться с системой работы колледжей, с преподаванием, с лабораториями и начинать выполнять уже там проектные работы. Это действительно имеет большую роль в дальнейшем предпрофессиональном, профессиональном самоопределении учеников.
Все учащиеся наших 10-х, 11-х классов, предпрофессиональных классов, имеют возможность обучаться параллельно со школой в вузах, вузах-партнерах, которые открыто предоставляют свои лаборатории. И ребята в этих лабораториях начинают работать по проектам. Там начинается первичная предпрофессиональная работа по будущей специальности.
Вот, в работе космических классов наши ученики уже несмотря на то, что только начало, мы только начали учиться, уже были занятия в музее космонавтики. И ребята очень высоко ценят эти занятия, потому что считают, что их это очень способствует повышению мотивации и, действительно, предпрофессиональному самоопределению.
Помимо этого, большое количество активностей, которое проводится совместно с вузами, совместно с предприятиями-партнерами, которые действительно очень ценят и очень активно участвуют в образовании, в воспитании каждого учащегося, который занимается предпрофессиональной подготовкой. И ребята действительно знают уже не только вуз, который они выберут, они знают кафедру, специализацию и даже то, чем они будут заниматься, какие проектные работы будут делать, когда станут студентами вуза.
Здесь большое значение ещё имеет то, что студенты, которые окончили предпрофессиональные классы, уже есть первые выпуски в Москве, они активно приходят в школы и тоже проводят работу, помогают ребятам. И когда наши учащиеся приходят в вуз, в лаборатории вуза, у них уже есть как бы наставники из числа выпускников предпрофессиональных классов города Москвы.
Большое значение имеют каникулы. Такая работа интересная предпрофессиональная. В каникулярное время для инженерных классов, мы это называем инженерными каникулами, которые проводятся как на базе вузов, так и на базе предприятий, которые тоже открыты.
Единый Московский портал, «Московская электронная школа» - она предоставляет возможность ученикам не только открыто пользоваться и получать знания, работать в экспериментальных лабораториях, но там ещё представлены материалы интересных, допустим, образовательных мероприятий, которые проходят в школах, в которых тоже реализуются данные проекты. И таким образом, ребята, которые учатся в школе (в школах открытая система), ребята имеют возможность знакомиться с учащимися, которые обучаются в других школах по таким же программам предпрофессионального направления, делиться своими знаниями и обмениваться взаимопроектами и делать даже совместные проекты на базе нескольких школ. И на самом деле, это очень большое достижение и большие возможности, которые перед нашими учениками есть, которые занимаются в предпрофессиональных классах.
Нужно отметить, что все учащиеся показывают очень высокие знания. Они, как правило, блестяще сдают предпрофессиональные экзамены и предпрофессиональные экзамены действительно дают 10 баллов для успешного поступления в вуз. Это уже ученики, которые мотивированы, которые знают, за чем они идут, которые готовы отдавать свои силы Москве и получать высокотехнологичные профессии, которые сейчас очень востребованы.
Самое главное, я бы ещё сказала, что ребята очень уверенны в своем будущем. Нет такого, что «я не знаю» и «я боюсь». Ребята понимают, что, прежде всего, это они получают высокий уровень образования. Они получают очень высокий уровень предпрофессиональной подготовки. Их ждут на предприятиях, их ждут в московских вузах. И они действительно получат то образование, которое позволит им успешно реализовывать свою карьеру на протяжении всей жизни. Вот это, наверное, я считаю самым главным, то, что сейчас есть вот в таких проектах.
Проекты очень востребованы. Вот наша школа, мы практически участвуем во всех проектах. И надо сказать, что действительно это дает возможности. Школа устроена по-другому. Вот у нас последний этаж нашей школы, одни лабораторные, кабинеты, где представлены лабораторное оборудование. И надо сказать, что даже обучаясь в таких проектах, как медицинский класс и инженерный, ученики имеют возможность действительно обмениваться знаниями, потому что, понятно, что есть и общие вопросы, которые разбираются, и общие дальнейшие задачи, которые можно делать, можно делать совместные проекты. И в вузах тоже смешанные метапредметные лаборатории, которые сейчас необыкновенно востребованы.
Вот такая интересная система работ, которая реализуется в Московской школе. Она реализуется как в первой, так и во второй половине дня. Она реализуется по субботам, потому что суббота — это день Москвы, когда открыты все лаборатории, когда открыты все музеи и ученики могут свободно получить дополнительные предпрофессиональные знания и компетенции.  

ВЕДУЩИЙ
Спасибо большое! Евгений Александрович, пожалуйста.


Е. ПАВЛОВ
Добрый день! Спасибо за приглашение на данное мероприятие. Для нас проект «Спортивный класс московской школе», взаимодействия, как одного из центральных вузов российской федерации в сфере физической культуры и спорта с московскими школами достаточно новое направление. Но мы совершенно четко для себя понимаем проблемы школьников-спортсменов, с которыми они сталкиваются и, возможно, эти проблемы могут возникать из-за их низкой информированности.
Основная задача спортсмена в любом возрасте, в школьном возрасте, в студенческом возрасте – это показ проявления высоких спортивных достижений. Основная деятельность у такого школьника – это всё-таки соревновательная деятельность. Зачастую образовательная деятельность его, учебная деятельность, она отступает на второй план. Но век спортсмена, он достаточно недолог и когда заканчивается активная спортивная деятельность, такой человек без профессии, без образования оказывается у разбитого корыта. И наша основная задача показать школьникам, что спортивная, его соревновательная деятельность — это далеко не все, что его ожидает в будущем. Конечно мы показываем школьникам необходимость, важность получения школьного образования. Вузы физической культы при поступлении на направление подготовки «Сферы физической культуры и спорта» требуется помимо сдачи ЕГЭ по русскому языку и биологии, еще сдачу вступительных испытаний профессиональной направленности, прохождения собеседования. Но даже спортсмены высокого класса, которые показывают низкие баллы ЕГЭ по русскому языку и по биологии, они занимают далеко не ведущие строчки в рейтингах поступающих. Поэтому наша задача убедить школьников, что нужно показывать высокие результаты не только в спортивной деятельности, но и в общеобразовательных предметах.
Также наша задача — это показать школьникам необходимость наличия спортивного портфолио, потому что при поступлении в университет они могут претендовать на получение повышенной государственной академической стипендии за успехи в спортивной деятельности в том числе.
Следующее, это мотивация школьников на обучение, получение профессии тренера. Это наиболее прямой путь для спортсменов, но также и иных профессий, которые связаны со сферой физической культуры и спорта. Это и «Спортивный менеджмент», и направление «Реклама и связи с общественностью», «Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Психология» и прочие направления, которые так или иначе обеспечивают проведение массовых спортивных мероприятий.
Также мы имеем достаточно богатый опыт подготовки сборной команды города Москвы для участия во всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре. Такие школьники, которые становятся призерами, победителями олимпиады, а в этом году их достаточно много, в 22-м году их достаточно много было. Было 28–ем призеров и 10-ть победителей из города Москвы. Они поступают без экзаменов. Также без экзаменов поступают в профильные высшие учебные заведения победители, призеры Олимпийских, Паралимпийских игр, Чемпионатов Мира, Чемпионатов Европы, которые по программам Олимпийских игр.
Наша важная позиция – это совместное участие школьников и наших студентов, уже обучающихся в дисциплинах спортивно-педагогического совершенствования, где во внеучебное время проходит проявление, скажем так, исполнительского мастерства по видам спорта.
В этом году для школ, учувствовавших в программе «Спортивный класс в московской школе» мы открыли семь конференций для школьников. Обычно эти конференции были для студентов, для ученых, исследователей, сотрудников вузов. В этом году мы семь конференций открыли для того, чтобы школьники уже могли в них участвовать, и мы будем в них проводить отдельную номинацию для таких школьников по результатам их научных исследований. Также естественно педагогов тоже привлекаем к такому участию в наших научных конференциях.
Возможно, уже сегодня говорили о таком профессиональном обучении в медицинских классах, я думаю, что имеет смысл провести такой эксперимент по получению профессий в сфере физической культуры и спорта в рамках профессионального обучения уже школьников, которые по завершению школы могут обладать профессией в сфере физической культуры и спорта. 
Вот это, пожалуй, основные позиции, которые мы для себя строим в этом году. Думаю, что они будут расширятся. Сейчас у нас пока соглашение только с 6-ю школами города Москвы в рамках «Спортивного класса в московской школе». Это школьники 10-х и 11-х классов. Также мы включены в проект «Спортивная вертикаль», которая начинается с 5-го класса. Естественно, будем работать с такими школьниками и учителями физической культуры тоже.
Благодарю за внимание.


ВЕДУЩИЙ
Коллеги, переходим к вопросам. Пожалуйста.

И.АЛЕЙНИКОВА – «Аргументы и факты»
Ирина Евгеньевна, скажите, пожалуйста, насколько высоким был конкурс в инженерные классы? И куда было больше желающих: в космический или авиастроительный?

Е. КУРЧАТКИНА
Конкурс высокий на самом деле. Очень высокий конкурс и ребята готовились. Уже не один год готовятся на самом деле к поступлению, потому что понимают, что важно для этого: проекты, выступления, конференции городские, которые проходят, мотивационное письмо, где ты излагаешь свое желание учиться в предпрофессиональном классе. Приблизительно должна сказать, что инженерный класс делиться на две группы. Одна группа – это авиастроители и одна группа – это космические инженеры. Вот так вот получилось приблизительно одинаково.   

И. АЛЕЙНИКОВА - «Аргументы и факты»
Заявок куда было больше?

Е. КУРЧАТКИНА
В космические классы, потому что ребята сразу поняли конечно, что за развитием космической индустрии будущее. Они молодцы все.

П. ГРЕБЕННИКОВА. «Icmos.ru»
Вопрос к Наталии Александровне. Вы уже освещали эту тему, но хотелось бы более подробно. Насколько конкурентно способны выпускники столичных предпрофессиональных классов по сравнению с обычными выпускниками при поступлении в вузы?

Н.КИСЕЛЕВА
Смотрите, можно так сказать, что, во-первых, выпускники московских школ после 9-го класса в отличие от многих регионов предпочитают идти в 10-й класс. Практически 80% выпускников 9-тиклассников переходят из 9-го в 10-й класс, потому что они видят своей целью дальнейшей поступление в вуз. Поэтому московские школьники ориентированы конечно на высшее образование в большей степени.
Если говорить о возможности выпускников предпрофессиональных классов и их результаты, то по всем предметам, по которым выпускники предпрофессиональных классов сдают экзамены, их результаты выше. Значительно выше, чем у выпускников классов профильных или универсального профиля. Поэтому, конечно, мы видим, что в рейтинге поступающих выпускники предпрофессиональных классов занимают ведущие строчки.
Если говорить о подтверждении, то практически 90% выпускников предпрофессиональных классов продолжают обучение в вузе в соответствии с выбранным профилем, потому что мы мониторим ситуацию, мы собираем такую информацию, данные. Нам для себя это нужно, чтобы понимать, как развивать предпрофессиональное направление. И это очень высокий показатель. И высокий показатель результативности не только подготовки к экзаменам, но и самоопределения в профессии. Поэтому статистика примерно такая.
Если говорить о разнице поступлений, то в разы увеличилось, за время появления и развития предпрофессиональных классов, количество детей, выпускников московских школ, которые поступают в ведущие вузы. То есть, например, в вузы технической направленности количество детей увеличилось в 2,5 раза. В 3 раза, кто поступает на бюджетные места по итогам окончания предпрофессиональных классов. И, естественно, вообще увеличилось количество детей, поступающие на бюджетные места в вузы за последние 10 лет и за последние 6 лет именно с начала развития предпрофессиональных классов.

Л. СИМОЧКИНА -  «Окружная газета Зеленограда»
И у меня вопрос к Александру Георгиевичу. Вы упомянули, что заключили договор с «Протоном». Верно? Это же предприятие Зеленограда. А можно тогда чуть подробнее?

А. ГЕТМАНОВ
Нет, это другой завод.

Л. СИМОЧКИНА -  «Окружная газета Зеленограда»
Это другой завод?

А. ГЕТМАНОВ
Это другой «Протон». Объединение школ, которые здесь в Москве на Филях, около завода Хруничева. Ну, протон просто это изделие, которое Хруничев, собственно говоря, выпускает.

Н. КИСЕЛЕВА
Давайте добавлю немножко, чтобы было понятно. Московские школы – это крупные образовательные комплексы, в составе которых не одно здание школьное, а несколько школьных зданий и несколько дошкольных организаций. В ряде образовательных комплексов Москвы также ещё и учреждения допобразования. И в Филях, о чем говорил сейчас Александр Георгиевич, есть наша школа, которая называется образовательный комплекс «Протон». Это школа - комплекс из школ и дошкольных учреждений, которые включают в себя возможности для образования детей дошкольного уровня до окончания 10-го, 11-го класса. Образовательный центр «Протон» – это одна из ведущих школ в отношении инженерного направления. Там тоже космический класс и авиационный класс в этом году открыты. Это примерно такой же комплекс, как у Ирины Евгеньевны, которая тоже сейчас рассказывала про космические и авиационные классы.

И. ОГИЛЬКО- «Российская Газета»
Я к Наталии Александровне. Вопрос такой: сейчас собираются ввести единые федеральные стандарты в образовании. Скажите, со следующего года что-то изменится в предпрофильной подготовке, в вертикалях в связи с появлением такого стандарта?

Н. КИСЕЛЕВА
Ну, во-первых, федеральные государственные образовательные стандарты существуют уже не первый год. Они закреплены Конституцией с 92-93 года и поэтому мы работаем сейчас в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. С этого года прошли обновления федеральных государственных образовательных стандартов в 1-х и 5-х классах, то есть это касается начальной школы и основной школы.
И вот уже вышел приказ, утвержденный стандарт, который с 1-го сентября следующего года вступит в свои силы. Это стандарт на среднее общее образование. В стандарте предполагается изучение профильного обучения по пяти основным профилям. Он и сейчас так реализуется в действующем до сих пор стандарте 2012 г. и в новом стандарте. И все наши предпрофессиональные классы в наших стандартах предпрофессиональных классов четко соответствуют каждому из представленных федеральным государственным образовательным стандартам профилей. Если обратиться на, я вам показывала на слайде в конце, информацию, наш городской портал предпрофессиональных классов, то там есть все стандарты утвержденные и сразу же, буквально в начале, есть ссылка к какому профилю из федерального государственного образовательного стандарта тот или иной соответствует. Инженерный класс - технологический профиль. Медицинский класс -  естественно-научный профиль. Поэтому для нас, собственно говоря, глобальных изменений в реализации предпрофессионального образования не будет.
Мы также соответствуем всем федеральным программам. Ну и плюс профильное обучение в 10-м, 11-м классе по ФГОСам, предполагает несколько уровней изучения, то есть базовый и углубленный уровень по отдельным предметам. Что позволяет нам выстраивать образовательный процесс очень гармонично и реализовать в полном объеме академические знания в рамках стандарта. А вот то, что мы говорили о предпрофессиональном образовании, Ирина Евгеньевна говорила про вторую половину дня, внеурочная деятельность, дополнительное образование – это как раз вот дополнительная та программа, которой мы дополняем федеральные государственные образовательные стандарты. Таким образом, выстраивается своеобразная школа полного дня, когда ребенок занят в течение учебного времени и реализуется академический набор знаний, в полном объеме федеральный государственный образовательный стандарт, расширяется за счет профильного обучения, дополняется внеурочной деятельностью и дополнительным образованием, но не просто набором всевозможных кружков: макраме, вышивание, вязание, а кружков определенной направленности для каждого предпрофессионального направления. И в полном объеме реализуются все требования нормативов, которые есть.

ВЕДУЩИЙ
Коллеги, давайте мы на этом завершим сегодняшнюю пресс-конференцию. Уже 1 час 10-ть пролетели незаметно. Наталия Александровна обещала нам, что мы на этом не остановимся. Мы ещё в этом году возможно встретимся и поговорим. Спасибо большое за этот интересный рассказ. Спасибо всем.