Информационный Центр Правительства Москвы
01 мая 2024, среда, 18:43
Пресс-конференции

Пресс-конференция на тему проведения олимпиады «Москва — столица многонациональной России» в «Орленке»

В пятницу, 23 июня 2023 года, в 11:00 прошла пресс-конференция Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы на тему: «Московская этнографическая олимпиада "Москва — столица многонациональной России": опыт проведения в субъектах РФ и старт мероприятий для детей и вожатых во всероссийском детском центре "Орленок"»

Пресс-конференция на тему проведения олимпиады «Москва — столица многонациональной России» в «Орленке»
фото: РИА Новости/Сергей Пятаков
Важное:

Более 10 тыс. учеников, родителей и учителей стали участниками Московской этноолимпиады

В МПГУ рассказали о миссии Этнографической олимпиады

Религия и быт: Эксперты перечислили темы вопросов Московской этноолимпиады

Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы на тему: «Московская этнографическая олимпиада «Москва – Столица многонациональной России» : Опыт проведения в субъектах РФ и старт мероприятий для детей и вожатых во всероссийском детском центре «Орленок»

Сучков Виталий Иванович  – руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы;

Владимирова Татьяна Николаевна – проректор по общественным связям Московского педагогического государственного университета, директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования;

Омельченко Елена Александровна – руководитель АНО Центр содействия межнациональному образованию «ЭТНОСФЕРА», член Президиума Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы;

Джеус Александр Васильевич  – директор ВДЦ «Орленок» (онлайн);

Баранкин Сергей Юрьевич  – заместитель директора – директор представительства ВДЦ «Орленок» в городе Москве.

В. СУЧКОВ:

Уважаемые друзья, мы сегодня подводим итоги Этно-олимпиады в нашей стране, не только в Москве. И мы аннонсируем проведение Этно-олимпиады в нашем прекрасном детском центре «Орленок». Проект ежегодный, мы в 2023 году посвящаем олимпиаду Году педагога и наставника. Наш проект, целью которого является популяризация знаний о народах России, существует уже на протяжении шесть лет. За эти годы в нем поучаствовало более 10 тысяч учащихся по данным Департамента образования и науки города Москвы, и родителей и педагогов из 467 образовательных организаций, а также, около семи тысяч студентов из 47 вузов и шесть колледжей столицы из 16 субъектов РФ. Впервые мы организовали Олимпиаду в 2018 году. В 2017 году прошел Этно-диктант по инициативе наших коллег из Ижевска. И я попросил подвести итоги этого диктанта по категориям. Тогда было 30 вопросов в диктанте, каждый вопрос весил один балл. По стране порядка 17,3 был средний балл, по Москве — 18 баллов, а школьники не набрали и 12 быллов. Тогда встал вопрос: что-то надо делать с этим. Мы обсудили в Департаменте образования и пришли к такому решению, что нужно провести Этно-олимпиаду. И провели мы ее только со школьниками. Следующий этап заключался в том, что школьники участвуют в Олимпиаде, возможно, им родители помогают, давайте мы подключим и родителей, и учителей. Это мы сделали. Все категории охватили? Нет. У нас есть еще студенты. Елена Александровна взяла на себя сложную миссию разработать для студентов вопросы для Олимпиады. Нам удалось успешно реализовать этот проект. Теперь по Москве школьники, студенты колледжей, ВУЗов, родители, учителя. Нам показалось, что будет интересно и в регионах провести эту Олимпиаду. И мы это сделали в онлайн-формате. Нам показалось, что интерес большой у студентов в регионах, поэтому решили проводить и очно. Мы назвали Этно-олимпиаду «Экспедицией», и наши коллеги поехали уже в регионы. И сейчас мы распространяем нашу Олимпиаду на многие регионы нашей страны. Кроме того, у нас возникла идея попробовать провести Олимпиаду в «Артеке», и мы тоже это реализовали. Конечно, очень приятно, когда ребята, приезжающие из многих регионов нашей страны, в течение часа поработав с гаджетом, ответив на вопросы, получили путевки в Москву на несколько дней с родителем, и мы для них организовываем экскурсии. Наша Олимпиада разрастается. Мы хотим и предлагаем сделать Олимпиаду на федеральном уровне. Мы готовы оказывать помощь и в подготовке различных материалов. Мы надеемся, что нам это удастся. Не только вопросы есть в Олимпиаде и оцениваются нашим жюри, мы решили, что очень важно, чтобы ребята, которые участвуют в Олимпиаде, этим не ограничивались, а участвовали во всех этно-мероприятиях, которые проходят в городе Москве. Каждый, кто приходит на это мероприятие, делает фотографию, прикрепляет к своему ответу, и он получает дополнительные баллы. Очень многие школьники, студенты, которые участвуют в олимпиаде, очень активные участники наших мероприятий: это фестивали, круглые столы и так далее. Я забыл фамилию мальчишки из колледжа московского. Он у нас постоянно побеждает. Он постоянно набирает большое количество баллов, в том числе, и участвуя практически в каждом мероприятии, которое проходит в Москве. Удивительный парень. На сегодняшний день московская олимпиада посетила уже восемь регионов: Дегестан, Карелия, Чувашия, Иркутская и Оренбургская области, Краснодарский край, Калининградская и Астраханская области. К нам приезжали на награждение победители из Приморского края, Воронежской области и ряда других регионов, которые участвуют в московской. Мы туда не выезжали, но ребята участвуют и побеждают. Олимпиада показала, что наши школьники и студенты очень любознательны. Ребятам очень интересно знакомиться с традициями и обычаями, и проверить им хочется свой уровень знаний.  У нас вопросы самые различные. Не только о культуре, быте, но и у нас целая линейка тем. Тем и интересна Олимпиада. А с 2021 года мы выпускаем ежемесячную колонку «Знаете ли Вы?» в газете «Вечерняя Москва», рассказывающую о традициях народов России и ее этно-культурном разнообразии. В прошлом году мы попробовали организовать олимпиаду с небольшим количеством отдыхающих в «Орленке». У нас это получилось. И в этом году мы будем проводить олимпиаду в широком масштабе в «Орленке». Я не сомневаюсь, что это будет успех. Мы ожидаем, что в этой олимпиаде примут участие до трех тысяч отдыхающих ребят. И, конечно, мы поедителей пригласим в Москву и организуем им очень хорошую программу. Ребятам очень интересно, и я уверен, что олимпиаде нашей — жить!

Т. ВЛАДИМИРОВА:

Московский Педагогический Государственный Университет на протяжении пяти лет осуществляет научно-методическое сопровождение проведения Московской этнографической олимпиады. Сначала это был проект, который был направлен только на московских школьников. На базе университета была создана предметно-методическая комиссия Московской этнографической олимпиады, которая продумывала вопросы для детской аудитории, и через год наши преподаватели поняли, что задачи расширяются и к Московской этнографической олимпиаде присоединились педагоги московских образовательных организаций, а также родители обучающихся. Эта часть олимпиады находится в оперативном управлении Департамента образования и науки города Москвы и его подведомственного учреждения — Городского Методического Центра Департамента Образования и науки города Москвы. Параллельно с этим процессом был запущен проект «Москва — столица многонациональной России», целевой аудиторией которого стала студенческая молодежь сначала в Москве, а потом и в других субъектах РФ. Для этой категории участников вопросы Московской этнографической олимпиады также разрабатывались нашим университетом. У нас в МПГУ есть факультет регионоведения и этнокультурного образования, который возглавляет присутствующая здесь Елена Александровна Омельченко, команда которой сегодня представляет собой энтузиастов своего дела, и, конечно, этнографическое просвещение сегодня становится одной из самых важных задач работы данного факультета. Всего за пять лет коллегами было разработано окло 600 вопросов  Московской этнографической олимпиады по самым разным направлениям: традиции и обычаи народов России и мира, фольклор, народная медицина, игры и игрушки народов мира, традиционный костюм, народные промыслы, знаменитые персоналии, наука, театр. Самый разнообразный спектр вопросов был представлен для Олимпиады. Вопросы были как базового, среднего уровня, так и повышенной сложности, так как мы работаем с разной целевой аудиторией, и наша задача, с одной стороны, мотивировать детей, которые только приступают к изучению данной темы, но и не потерять ту целевую аудиторию, которая занимается вопросами этнографии более подробно и это входит в зону интересов детей, учителей и родителей. Мы рады в этом году провести Этнографическую олимпиаду на базе Всероссийского Детского Центра «Орленок». У нас многолетний опыт работы с сотрудниками «Орленка» есть, так как, начиная с 2016 года. МПГУ стал организатором и разработчиком программы «Основы вожатской деятельности». Студенты 167 вузов страны обучаются по этой программе. И по программе вожатской практики 146 ВУЗов РФ проходят педагогическую практику в детских оздоровительных лагерях и центрах. «Орленок» с нами был всегда рядом, это наши сотоварищи, партнеры, люди, которые понимают, что делают, и практический опыт, который необходим сегодня студентам по организации разных вопросов у «Орленка» есть. Мы рассматриваем Московскую этнографическую олимпиаду, с одной стороны, как большое мероприятие и событие, которое обучает и просвещает, но, с другой стороны, мы смотрим на эту Олимпиаду, как на действие воспитательного характера. Сегодня, через обращение к этнографии, к традициям, культуре народов России, можно и нужно воспитывать подрастающее покление. И где, как не через образцы устного народного творчества, промыслов, можно говорить о таких понятиях, как коллективизм, соборность, когда народ собирается, и вместе решает проблему. Для нас  Московская этнографическая олимпиада — это показатель, образец того, как можно работать по вопросам воспитания с нашими школьниками, студентами, с разной целевой аудиторией. Отрадно отмечать, что сегодня это не только Москва, но и более 40 регионов РФ принимают участие в этой Олимпиаде. Через такие мероприятия можно и нужно разговаривать с нашими детьми. Надеюсь, что наше сообщество будет только преумножаться и расти.

Е. ОМЕЛЬЧЕНКО:

Олимпиала всегда сопровождается небольшой просветительской лекцией, в какой бы аудитории мы не работали, и когда мы проводим олимпиаду дистанционно, и в очном формате. Есть целый перечень тем, которые мы предлагаем университетам, и будем предлагать «Орленку», в зависимости от возраста, от направленности, всегда есть просветительский момент. Для того, чтобы ребята начали решать с задором, с энтузиазмом задания, отвечать на вопросы их нужно немного погрузить в тему, ввести в тему. Темы могут быть самые разные, начиная от масок и татуировок народов мира, до роди танца. Это и просветительские какие-то моменты, связанные с традиционными религиями народов России. Когда мы разрабатываем вопросы для этнографической олимпиады, зная, что будет поездка в то или иной регион, мы обязательно включаем региональные вопросы. Меня часто спрашивают: «Если олимпиада называется «Москва — столица многонациональной России», она что только про Москву? Зачем нам из Астрахани, с Камчатки, из Иркутска участвовать?». Нет, конечно. Олимпиада инициирована Москвой, идея принадлежит В.И. Сучкову, и Департаменту национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, но олимпиада о всей России и иногда и сопредельных странах, где тоже живет много русских, и, наоборот, много жителей сопредельных стран, живет в России. И всем очень важно знать об этих аспектах. Это обо всем многообразии нашей страны. В Москве это многообразие очень в большой степени сосредоточено, и, познавая Россию, мы познаем Москву, и, познавая Москву, мы познаем Россию. Выезжая в регионы, мы всегда включаем те задания, которые связаны со спецификой этого региона. Это важный методический, педагогический момент. У ребят должна быть ситуация успеха. Всегда должны быть вопросы, ответы на которые они знают. За первые пять месяцев этого года, когда проходила Этнографическая олимпиада, у нас поучаствовало уже девять университетов, пять столичных и четыре — региональных. Одним из университетов был Донецкий Государственный Педагогический  Университет, там у ребят очень большой интерес к регионам, народам России, к познанию России. Мы и дальше будем с ними работать в этом направлении. Надо сказать, что в Олимпиаде участвуют студенты не только гуманитарного направления подготовки. Это абсолютно все специальности.

В прошлом году среди победителей было много ребят-студентов технических ВУЗов. Когда мы только обращаемся в ВУЗ, недавно была Олимпиада в Университете связи в Москве, они говорят: «Ой, у нас же нет ничего об этом в программах, наши ребята ничего об этом не знают». Мы объясняем, что это просветительский проект, это не проверка знаний по предметам или дисциплинам, которые изучают. Это для того, чтобы молодежь посмотрела вокруг себя, в каком разнообразном и интересном мире она живет. Это все способствует формированию не только представления о России, но и общероссийской гражданской эдентичности, понимания того, что ты гражданин такой разнообразной, но единой по сути, страны. В весенней сессии Олимпиады появились ребята, которые набрали наивысший балл — это один студент Московского Государственного Лингвистического Университета и студент Красноярского Государственного Педагогического Университета. Такое произошло впервые. Мы особое внимание уделяем участию в этом проекте педагогических университетов, так как этнографическое просвещение будущих учителей — это залог того, что интерес к этнокультурному разнообразию и осознанию единства многонациональной страны будет появляться и у будущих учеников. Если педагог «горит» этой темой, то обязательно и его ученики тоже этой темой увлекутся. Мы еще разрабатываем небольшие этно-квесты по Москве, и для московских победителей Олимпиады, обязательно в завершение и весеннего и и осеннего цикла проводим этно-квест по различным уголкам, районам нашей столицы. В этом году ребята имели возможность познакомиться с историей Китай-города, с представителями разных народов и религий, которые жили там, разгадать загадки, связанные с этим районом. В сентябре-октябре мы продолжим Московскую этнографическую олимпиаду 2023 года. Запланировано проведение в 10 ВУЗах: трех — московских, четырех — региональных университетах,  и еще нескольких, посмотрим, что получится. Завершаем мы проект в конце октября — начале ноября, с тем, чтобы к Дню народного единства, 4 ноября, пригласить ребят в Москву, вместе с ними отправздновать этот праздник.

Как правило, собирается 40-50, с учетом московских больше, человек, для которых организуется экскурсионная, культурно-познавательная программа и торжественное награждение. Про «Орленок». В этом году мы очень благодарны руководству «Орленка» за то, что они поддержали инициативу, и Олимпиада пройдет для большого количества ребят. Но я отмечу еще, что мы проведем Олимпиаду еще для вожатых. И лучшие вожатые смогут приехать в Москву, а мы надеемся, что это послужит дальнейшему развитию проекта, и, в целом, развитию этнографического просвещения молодых людей. В этом сезоне у нас во второй раз уже прошла рекламная компания Этнографической Олимпиады в московском метрополитене. Все жители Москвы, которые ездят в метро, имели возможность на экранах в вагонах посмотреть ролик Этно-олимпиады, решать кое-какие задания, вопросы. Надеемся на широкое участие в Олимпиаде жителей Москвы, потому что участвовать может любой. У нас есть мобильное приложение Этно-олимпиады бесплатное, есть тренажер на сайте Олимпиады, где можно это сделать. Мы приглашаем всех к участию.

С. БАРАНКИН:

Начну с того, что Всероссийский Детский Центр — это идеальная площадка для проведения такого проекта. «Орленок» — это федеральный центр, который принимает детей со всех регионов страны. Детских лагерей, которые примут участие, будет 10. В прошлом году пробный вариант был на трех лагерях. Мы выбрали седьмую смену, так как 12 июля будет день рождения «Орленка». Это сама интересная, самая масштабная смена в году. Значимость этого проекта отметил наш Министр — Кравцов С.С. и руководитель нашего Центра Джеус А.В. Решение об участии наших педагогов в этом проекте — это тоже очень важное решение, и мотивация педагогов поучаствовать и получить приглашение в Москву. У нас существуют и технические возможности для проведения этого мероприятия. Уникальный амфитеатр, который построен в «Орленке», уже три года действует, и это сооружение позволит принимать участие сразу целому детскому лагерю, от 300 до 600 человек одновременно. Концертную программу, которая завершит это мероприятие, также можно будет посмотреть и в трансляции на телевидении. «Орленок» готов для проведения Олимпиады.

С. КОЗЛОВ ЖУРНАЛ «ЭКОГРАД»:

У меня традиционный вопрос. Виталий Иванович, Вы сказали, что мало здесь журналистов. А освещение мероприятия в «Орленке» для журналистов было бы очень интересным. Не планируете-ли Вы организовать пресс-тур для московских журналистов?

В. СУЧКОВ:

Я подумаю, и мы доведем информацию до вас.

С. БАРАНКИН:

11 июля будет пресс-конференция в «Орленке». Она будет проводиться во Дворце культуры и спорта, где у нас регулярно проводятся мероприятия. Скорее всего будет приглашены представители Министерства просвещения.

В. СУЧКОВ:

Вопрос очень хороший. Если успеем организовать все в этом году, то сделаем. Если нет — то в следующем.

З. ЕРАСТОВА «НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА»:

Сколько сейчас вопросов для участников в Олимпиаде? И на какие возрастные категории они делятся?

С. БАРАНКИН:

Всероссийский Детский Центр принимает детей с 11 до 16 лет.

Е. ОМЕЛЬЧЕНКО:

Студенческая аудитория у нас отвечает на 40 вопросов. Для ребят, отдыхающих в «Орленке», мы сделали вариант немного облегченный, с учетом того, что ребята помладше, хотя, у нас бывают очень сильные школьники, и очень слабые студенты. Они будут отвечать на 30 вопросов, чтобы они не устали, но там будут и простые, и сложные вопросы.

З. ЕРАСТОВА «НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА»:

Вы говорили о том, что стараетесь включать вопросы, связанные с народностями региона. Здесь ребята съезжаются со всей страны. Какие будут вопросы, касаться именно Туапсе или тех городов, откуда ребята приехали?

Е. ОМЕЛЬЧЕНКО:

У нас есть парочка вопросов, связанных с Краснодарским краем. Но более специфических вопросов здесь не будет, так как в группе могут оказаться дети из любого субъекта РФ. Это когда мы выезжаем в конкретный регион, то пять-семь вопросов мы стараемся включить про конкретный регион.

В. СУЧКОВ:

Когда мы готовим вопросы для московских школьников, такие темы, которые затрагивают практически все регионы. В Москве более 180 национальностей.

ВЕДУЩИЙ:

У вожатых есть какие-то возрастные цензы?

С. БАРАНКИН:

Вожатые принимаются со второго по четвертый курс, педагогические ВУЗы страны, до 23 лет.

Т. ВЛАДИМИРОВА:

Когда мы в рамках программы готовим наших ребят к летней педагогической практике, то вопросы, связанные с этнографическим просвещением в программе тоже есть. Программа состоит из семи модулей, связанных с психолого-педагогическим сопровождением, и с игром-практиками- во всех разделах мы обращаем внимание ребят, как организовывать игры, и мы обращаемся к играм, известным не только из советской педагогики, но и обращаемся к играм этносов России, чтобы ребята понимали, что через игру можно просвещать и воспитывать детей, которые отдыхают в лагере. Программа пронизана теми смыслами, которые нам нужны сегодня.

В. СУЧКОВ:

Для вожатых будут отдельно вопросы.

СМИ:

Какая методическая основа для проведения Олимпиады? Может быть вы проводите этнографические исследования? Я знаю, МПГУ проводило анкетирование москвичей  по свадебным традициям, которые существуют в нашем городе.

Т. ВЛАДИМИРОВА:

Тема моей кандидатской, как раз «Свадебный фольклор», откликается мне этот вопрос. На самом деле в Университете проводятся исследования самого разного порядка. ВУЗ большой, более 25 тысяч студентов обучаются в Университете, мы, конечно не можем остановиться только на исследовании, какие этносы представлены в качестве обучающихся у нас в вузе. Это, конечно, и программа воспитательной работы Университета, которая позволяет нам проводить Дни народов России и Дни народов мира. Вьетнамский день учителя у нас даже есть. Для нас Москвоская этнографическая олимпиадла — это хорошо организованное научно-педагогическое сообщество, где не только люди, который связаны с изучением этносов, культурологией, здесь и люди, которые связаны с изучением литиературы народов России, и специалисты по журналистике, так как наши дети много времени проводят в интернете и чперпают информацию из новых медиа, это и специалисты IT-направления, так как разработка разных программ связанная и со статистическими данными, и с опросами. У нас есть центр социологических исследований, который постоянно проводит анкетирование в форме опроса. У нас внимание к тому, с кем мы работаем, повышенное. От тех исследований, которые проводятся, и направления работы сразу выстраиваются.

Е. ОМЕЛЬЧЕНКО:

Олимпиада уже пять лет проводится, самые лучшие результаты — это результаты ребят, которые эту олимпиаду решают. Мы смотрим, какие темы оказываются наиболее сложными, какие вопросы не берутся. Это значит, в этом направлении тоже нужно поработать, предлагаем темы просветительских лекций под это. А какие-то оказываются очень простыми. База у нас накоплена большая. Несколько тысяч человек за этот период. Больше 10 тыс. человек с учетом школьников Москвы. Дальше можно корректировать эти вопросы. Но вообще исследования межкультурной компетентности педагогов, студентов, детей — это одно из направлений нашей научной работы непосредственно факультета, который я возглавляю.

Ю. ЗАХАРОВА ПОРТАЛ ICMOS.RU:

Сергей Юрьевич, благодаря чему было принято решение продолжать проводить Олимпиаду в «Орленке»? Были ли какие-то показатели по интересам, когда Вы поняли, что ребята интересуются, и Вы поняли, что надо развивать дальше?

С. БАРАНКИН:

Это связано с основным профилем Всероссийского детского центра «Орленок».

Центр занимается образовательной деятельностью. Этот проект ложится в концепцию нашей работы. Это не только просветительская, но и образовательная деятельность. В прошлом году был пробный вариант, он охватил всего три детских лагеря, а всего у нас 10 лагерей, и до трех тысяч детей приезжают одновременно со всей России. Срез понимагния этих вопросов, конечно интересен в образовательной деятельности. Важно проводить именно в таких детских центрах.

ДАРЬЯ ГАЗЕТА «МОСКВА-ЦЕНТР»:

Олимпиада расчитана на школьников и студентов, есть ли планы интегрирования этого проекта в детские сады? Помимо стандартных олимпиадных форм, возможно, ребятам будет интересно участвовать в каких-то играх, вроде «Что? Где? Когда?» по этнографии?

В. СУЧКОВ:

Вы в корень проблемы заглянули. Мы считаем, что вопросы национальной политики очень важны, и всегда говорим и делаем, чтобы у нас разивалась цепочка: семья — детский сад — школа — ВУЗ. Нам нужно просто полумать, в какой форме привлечь детишек из детского сада, но сама форма олимпиады вряд ли подойдет. Возможно какие-то игры, или мы подготовим методические материалы подготовим для воспитателей садов, каким образом им общаться с детьми и давать основу вопросов, которые касаются национальной политики. По форме — надо подумать.

А. ФЕОКТИСТОВ «АиФ», «ЗА КАЛУЖСКОЙ ЗАСТАВОЙ»:

«Орленок» присутствует, «Артек» упоминали, с какими то еще крупными образовательными организациями Вы намерены сотрудничать, на базе них что-то проводить?

В. СУЧКОВ:

Мы идем от простого к сложному. Мы уже вышли на регионы, очно проводим там. Для нас важно, чтобы этот проект стал федеральным. Почему у нас «Орленок»? Потому что там до 3500 ребят с разных регионов, и мы хотим их вовлечь. Им интересно, они могут делиться своими впечатлениями со своими однокурсниками. Если этот проект станет федеральным — таких площадок будет очень много.

А. КОРОНСКАЯ ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЗВЕЗДНЫЙ БУЛЬВАР»:

Елена Александровна, скажите, пожалуйста, как много ВУЗов нужно охватить, чтобы проект стал называться Федеральным?

Е. ОМЕЛЬЧЕНКО:

Здесь дело не в количестве ВУЗов, а, скорее, вопрос в вовлечении регионов. Статус Федерального проекта — это то, что он поддержан Правительством РФ и включен в планы мероприятий, которые разрабатываются на федеральном уровне. Мы сейчас думаем, как это осуществить. Сейчас Московская этнографическая олимпиада в плане мероприятий Правительства Москвы по реализации национальной стратегии города Москвы, хотя аудитория шире.

В. СУЧКОВ:

Есть рейтинг школ. И мы рассматриваем вопрос, что эта олимпиада должна войти со своим баллом в этот рейтинг, и когда мы это сделаем, у нас сразу активность ребят возрастет значительно. Не стоим на месте и думаем, как развивать этот проект. Он очень интересный и ребят не напрягает. Для нас безразлично, ребенок с родителями отвечает на вопросы или нет, потому что все учатся. У нас можно шпаргалками пользоваться, интернетом, самое главное, чтобы человек искал ответы на те вопросы, которые поставлены.

Т. ВЛАДИМИРОВА:

У Московской Этнографической Олимпиады есть еще один вектор возможностей, Российской движение детей и молодежи, которые организовано указом Президента год назад. Там есть одно из направлений, которе называется «Больше, чем путешествие». Изучать свою страну через этнографию могут участники большого детского движения РФ.

Е. ОМЕЛЬЧЕНКО:

Ответы на наши вопросы нельзя просто загуглить. Мы их составляем таким образом, чтобы ребенок все равно провел некоторое исследование. Но найти решение сходу нельзя. Это требует чтения текстов и поиск ответов — значит, просветительский характер.

А. БАДАЕВА «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»:

Мы напишем про олимпиаду, люди заинтересуются, можем ли мы назвать мобильное приложение, сайт я нашла, но не вижу заданий за предыдущие года, выложены ли они где-то? Я нашла тренажер, прошла 15 заданий, обновила страницу, и тренажер предлагает опять те же 15 заданий, а как часто обновляются задания в тренажере?

Е. ОМЕЛЬЧЕНКО:

Про тренажер не отвечу, надо со специалистами поговорить. Про приложение — просто в магазине приложений — Этнографическая олимпиада. Вопросы за 2018-1019 годы выложены в открытый доступ. Если нужно, остальные тоже выложим.