«В булочную на такси все-таки ездят». Как горожане воспринимают сферу пассажирских перевозок?
Москвичи и жители других регионов России привыкли к быстрому и удобному общественному транспорту, а такси выступает одним из самых мобильных средств передвижения. Однако нехватка водителей и высокие тарифы на поездки, особенно с детьми, вынуждает государство задуматься над тем, как улучшить регулирование этой сферы. О текущем состоянии такси и пожеланиях водителей и пассажиров эксперты поговорили на пресс-конференции ИА НСН на тему «Такси в России: оценка качества и безопасности».
Сервис такси глазами водителей и пассажиров
Институт социального маркетинга (ИНСОМАР) провел исследование на тему восприятия изменений в сфере такси среди пользователей и водителей. О его итогах рассказал директор по политическому анализу ИНСОМАР Виктор Потуремский. Оказалось, что жители Москвы и регионов не представляют свою жизнь в современном городе без такси. Если раньше этот сервис считался привилегированным способом добраться до места назначения, то сейчас он стал неотъемлемой частью жизни.
Сервис такси в целом оценивается как цивилизованный и сравнительно качественный. И водители, и пассажиры отмечают высокий уровень развитости рынка легковых перевозок, а его доступность — это важный компонент социального самочувствия. Также стоит отметить, что отрасль играет важную роль в экономике, потому что дает рабочие места сотням тысяч человек. Для того, чтобы начать зарабатывать в такси и помогать деньгами своей семье, не нужно длительной подготовки.
Горожане в целом приветствуют инициативы государства по усилению регулирования отрасли; они считают, что это способствует повышению безопасности и уходу от теневых схем. Люди положительно относятся к тому, что в 2019 году много самозанятых таксистов стали платить налоги и получили возможность брать кредиты и ипотеки благодаря изменениям в законе о такси. Однако и пассажиры, и водители сходятся во мнении, что во многом предлагаемые нововведения (о необходимости перекрашивать машины и заполнять путевые листы перед каждой поездкой) недоработаны и имеют ряд перегибов. Они считают, что такие меры могут вынудить водителей возвращаться в теневой рынок или отказываться от подработки, что приведет к увеличению стоимости поездки из-за нехватки таксистов.
Также стоит отметить, что и водители, и пассажиры пока не заметили кардинальных перемен в сфере работы такси после внесения изменений в законодательство. Конечно, цены на услугу выросли, но не больше уровня инфляции.
Как пассажиры хотели бы улучшить такси
— Появление «социального такси» со специальными тарифами для отдельных категорий населения. Пользователи сервиса хотят, чтобы эта служба впоследствии стала государственной, имела собственный таксопарк и штат водителей.
— Возвращение возможности предварительного заказа такси на конкретное время. Благодаря этому время ожидания машины снизилось бы.
— Прозрачная система ценообразования, позволяющая прогнозировать стоимость поездки и понимать, насколько она вырастет при плохих погодных условиях или иных дополнительных требованиях (перевозке животных, габаритных грузов).
— Ввод ограничений стоимости тарифа «Детский» и бесплатное предоставление хотя бы одного детского кресла.
Запросы и предложения водителей
— Равное распределение ответственности между водителем и перевозчиком/агрегатором.
— Меньшее количество требований для водителей, использующих такси как подработку, в отличие от тех, для кого такси — основная работа.
— Разрешение не перекрашивать машину, находящуюся в частной собственности, в цвет такси.
— Обеспечение инфраструктуры по медицинскому и техническому осмотрам.
— Возможность работать на всей территории Российской Федерации, а не только в том регионе, где было получено разрешение.
Детский тариф
Так сложилось, что детский тариф оказывается почти в два раза дороже, чем стандартный. Это, конечно, невыгодно семьям с маленькими детьми. Доехать до поликлиники с ребенком оказывается дороже, чем до загородного дома. Депутат Госдумы, первый зампредседателя комитета ГД по контролю Дмитрий Гусев считает, что цены на детский тариф должны быть снижены.
«У нас сейчас Год семьи. Если мы хотим, чтобы женщины рожали, то детский тариф не должен стоить так дорого. Водители устанавливают в машинах детские кресла, чтобы заработать, а на этом не нужно зарабатывать. Для семей, особенно многодетных, детское такси должно быть дешевле, чем обычное. Агрегаторы должны взять на себя снижение стоимости. К тому же само детское кресло окупается всего за одну неделю», — сказал Дмитрий Гусев.
Путевые листы и нехватка водителей
В 2019 году в России ввели налог на профессиональный доход (НПД), и самозанятые водителей смогли влиться в экономику страны. Об этом рассказал президент ОРОО «Объединение самозанятых России» Игорь Жмакин.
«Таксисты были воодушевлены этим налоговым режимом. Они смогли начать брать ипотеки, кредиты, платить налоги. В стране на тот момент было 2,5 миллиона водителей такси, большая часть из которых — самозанятые, те, для кого такси — это подработка. Благодаря самозанятым число таксистов увеличивается, и в часы пик цены на поездки растут не так сильно», — отметил Игорь Жмакин.
Сейчас же, добавил эксперт, государство поместило таксистов в более жесткие рамки. Теперь даже те, кто только подрабатывает водителями, должны перекрашивать автомобили и перед каждым рейсом заполнять путевые листы, где указаны данные техосмотра машины и медосмотра водителя. Как отмечают таксисты, заполнять этот документ перед каждым рабочим днем проблематично.
«Из полумиллиона самозанятых только 15 тысяч получили разрешения на работу водителем такси. Остальных остановило то, что их обязали перекрасить машину, а они также используют ее в личных целях, или им просто нравится оригинальный цвет автомобиля. Еще они ежедневно должны заполнять путевые листы, а без них они не могут даже в магазин выехать. Оказалось, что до 95% водителей эти путевые листы фальсифицируют. Либо им их предоставляют за небольшие деньги», — рассказал руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов.
Сейчас в России наблюдается дефицит водителей. В Москве и Московской области не хватает порядка 100 тысяч таксистов. Также каждый год необходимо обновлять по 40-50 тысяч автомобилей, а цены на машины и запчасти растут, и цена на саму поездку тоже становится выше. Из-за этого водители могут уходить в другие сферы занятости, например, в доставку.
«Чтобы заполнять дефицит кадров, необходимо повышать престиж профессии водителя. Также нужно обратить внимание на то, как агрегаторы делят прибыль. Может быть, удастся поднять для таксистов заработную плату», — отметил депутат Госдумы, член комитета ГД по транспорту Олег Гарин.
Такси в современном мире стало удобным, комфортным и быстрым общественным транспортом. Стоит признать, что наши люди на такси в булочную все-таки ездят. А для того, чтобы оно было доступным для всех категорий пассажиров и привлекательным местом работы для водителей, государство продолжит реформировать эту сферу.
Автор: Елизавета Егорова
- Свыше 30 зданий для школ построили за счет города с 2020 года
- Проект «Зима в Москве» помогает бойцам СВО и подопечным благотворительных фондов
- Горожанам рассказали, как поддерживать подопечных НКО с помощью благотворительного сервиса на mos.ru
- Фестиваль «Город неравнодушных» пройдет в столице
- Столичная логистическая компания увеличила объем отгрузки продукции благодаря нацпроекту