Информационный Центр Правительства Москвы
10 января 2025, пятница, 20:51
Жизнь в городе

Повседневная жизнь москвичей сквозь века. О чем расскажет обновленная экспозиция в Музее Москвы?

Повседневная жизнь москвичей сквозь века. О чем расскажет обновленная экспозиция в Музее Москвы?
фото: ИЦПМ

В 2024 году Музею Москвы исполняется 128 лет. В честь этого события учреждение сделало подарок себе и, в первую очередь, москвичам и гостям столицы в виде обновленной экспозиции «История Москвы». Она охватывает историю города со времен первых дьяковских поселений на берегах Москвы-реки (I тысячелетие до нашей эры) до начала Великой Отечественной войны. О том, на что можно посмотреть на выставке, что такое зоны открытого хранения и чья судьба стоит во главе экспозиции, — в материале Информационного Центра Правительства Москвы.

«Когда мы только начинали работать над экспозицией, было очень много полемических вопросов. Нас спрашивали, чем Музей Москвы в историческом контексте отличается от Государственного исторического музея, от музеев Кремля, Музея современной истории России. Что мы можем сказать такого, что не представлено на музейной карте? Нас спрашивали, нужна ли экспозиция, которая живет дольше четырех-шести месяцев? Ведь музей все время должен развиваться, удивлять новыми выставками. Зачем вообще что-то, что придвигается к понятию "постоянное"?» — сказала генеральный директор Музея Москвы Анна Трапкова.

И ответ был найден. Во главу угла выставки поставили не исторические события, а судьбу человека, который их проживал. Экспозиция расскажет о повседневной жизни москвичей, которые сначала появились на этой территории, потом проживали различные потрясения: пожары, войны, периоды благополучия, масштабные стройки и реконструкции, а также технологические изменения, с которыми мы сами столкнулись в последние десятилетия.

«Выставка показывает особый ракурс, с которого мы смотрим на историю Москвы. Это история про повседневность, про человека. Она о личном, она о человеческом измерении московской истории. Большая история фоном присутствует на выставке, но это, скорее, линия второстепенная», — отметила сокуратор выставки Светлана Бабаджан.

Идея выставки появилась в 2020 году во время карантина, а в 2021 году Музей Москвы получил поддержку своего учредителя, Департамента культуры города Москвы, и приступил к активной работе над экспозицией. По словам Анны Трапковой, коллектив разрастался в геометрической прогрессии.

«Сначала нам казалось, что эта задача более легкая, чем вышло на самом деле, потому что создавать что-то новое, формировать новый рассказ, новые подходы к истории, оказалось, требует усилий не только кураторов и сотрудников музея. Вообще в мире нет специалистов, которые бы одинаково хорошо разбирались в археологии Древней Москвы, средневековой Москвы или, например, в архитектуре XX века, поэтому коллектив, работающий над экспозицией, разрастался в геометрической прогрессии — буквально с каждой неделей, с каждым месяцем», — сказала гендиректор учреждения.

Впервые в музее появились залы открытого хранения. Они дополняют хронологическое повествование различными обширными коллекциями: от средневековых белокаменных надгробий и керамической посуды до портретной галереи XIX века и мебели стиля модерн. Эти залы покажут горожанам весь масштаб коллекции Музея Москвы. Каждый зал открытого хранения тематический и связан с основной экспозицией.

Фото: ИЦПМ


Для юных москвичей на протяжении всей выставки спрятали потайные ящики и шкафчики, которые вовлекут школьников в экспозицию на своем уровне. Все они также связаны с основной выставкой и будут интересны не только детям, но и взрослым.

Фото: ИЦПМ


«История Москвы» многоуровневая и не предполагает единственного маршрута ее освоения — каждый посетитель может сам определить, в каком порядке ходить по залам. Можно выбрать самый простой вариант и идти в хронологическом порядке: путешествовать из одной эпохи в другую и наблюдать, как менялся быт москвичей, их привычки. Кроме того, гости смогут составить тематические маршруты, например, «посуда москвича на протяжении столетий», «история книги», «история костюма» и другие.

Музей Москвы впервые показывает такое количество экспонатов. Всего в экспозицию вошли 2200 артефактов и произведений искусства. Среди них — археологические находки, живопись, графика, фотографии, редкие книги, предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектурные элементы.

Левая часть зала посвящена драматическим событиям в истории Москвы: захвату города ордой, интервенции, войнам. А правая часть — мирному времени: быту и повседневности людей.

Основную часть экспозиции предваряет маленький зал, который рассказывает о людях, населявших территорию Московского края в I тысячелетии до нашей эры. Они были носителями дославянской культуры, о которой мало что известно — не сохранились их захоронения. В зале представлены украшения, орудия труда, детские погремушки и другие предметы. Жемчужина этой небольшой экспозиции — Щербинский клад, найденный на территории одноименного городища. Археологи обнаружили около 30 предметов, в основном это женские украшения: подвески, накладки на лоб, браслеты. По ним специалисты могут реконструировать образ женщины тех лет.

Поскольку это период раннего железного века, музей представил много железных предметов. Напротив них — раздел «Загадки». Дело в том, что дьяковская культура чрезвычайно загадочна и многие предметы не имеют финального назначения. Гости смогут сами пофантазировать о реальном предназначении археологических находок. Здесь же представлен небольшой раздел про художественное творчество, которое несет в себе остатки звериной культуры.

Пройдя несколько сотен лет, посетители оказываются в разделе, связанном с первыми славянами, пришедшими на территорию Москвы (IX-X века). Здесь показаны вещи, найденные в курганах (погребальных сооружениях). До XIII века у славян сохранялся дохристианский обряд погребения. Рядом с усопшими клали горшки с предметами, которые пригодятся им в загробной жизни. И эти вещи смогут рассмотреть посетители: женские украшения, предметы женского костюма, мужскую обувь.

Практически в самом начале экспозиции гостей встречает бревно, найденное во время раскопок на территории Московского Кремля, во рве крепостной стены. Бревно было частью конструкции, которая скрепляла крепостную стену изнутри. Благодаря нему можно понять, как была устроена вся конструкция. Этот важный экспонат рассказывает об основании Москвы, о строительстве первых крепостных укреплений.

Фото: ИЦПМ


Следующий зал повествует о дохристианских обычаях и привычках людей в XII и XIII веках. Несмотря на то, что христианизация Руси произошла еще в X веке, дохристианские обряды сохранялись до XIII века. Здесь можно увидеть, например, ожерелье с языческим оберегом, крест или венчик горшка, на котором написано заклятье. Примечательно то, что этот венчик также показывает уровень грамотности населения: и гончар, и заказчик уже умели читать.

О распространении письменности говорит и берестяная грамота, одна из всего четырех, найденных на территории Москвы за все время. На ней написали историю одного путешествия (подробнее ознакомиться с сюжетом можно будет, придя на выставку).

Период Ивана Грозного представит посетителям сразу несколько сюжетов, например, о появлении кирпича, истории происхождения шахмат или популярности азартных игр. Они были запрещены, однако люди все равно любили в них играть. По преданию, азартными играми увлекался даже сам царь.

Ключевая тема зала — это опричнина. И здесь расположен интересный экспонат с личной историей: знаменитое надгробие с именем Каспара фон Эльферфельдта. Он был немцем, который попал в Москву во время Ливонской войны. Ему удалось укрепиться при дворе, стать советником Ивана Грозного и опричником. Спустя некоторое время он попал в опалу, однако до смерти успел заказать себе надгробие, которое и предлагают рассмотреть посетителям.

В секторе московского ополчения представлено обмундирование и оружие. Музей Москвы показывает предметы из своей коллекции: кольчугу, шлем-шишак и другие вещи.

Далее идет рассказ о московских слободах, которые существовали до XVIII века. Гости узнают о работе плотников, кузнецов, кожевников, гончаров и других городских мастеров, увидят результаты их трудов. Из этого зала есть выход в открытое хранение, где представлено все разнообразие московской посуды в основном XVI-XVII веков. 

Чуть дальше — гордость коллекции Музея Москвы, как отметила Светлана Бабаджан. Это серия рисунков Аполлинария Васнецова, реконструирующих виды Москвы. Музей заказал ее, когда еще был Музеем коммунального хозяйства (1920-1940-е годы). На рисунках заметна эволюция города. Сначала посетители видят холмы, которые заселили славяне, потом строительство белокаменного Кремля, кирпичного. Можно заметить, как менялись улицы города, рынки и дома.

Зайдя в следующий зал, гости попадают в период Нового времени, когда в городе развивалась светская культура. Указы  трансформировали все сферы жизни: и бытовую, и общественную. Музей показывает новую стеклянную посуду, голландскую шляпу. Здесь же речь пойдет о немецкой слободе как о месте непрерывного пребывания иностранцев. Сам Петр I часто бывал в немецкой слободе у своих подданных. В этом разделе покажут и новый тип городской усадьбы увеселительного характера, созданной по новгородским образцам. Внутри располагались сады, лабиринты, банкетные залы, которые собирали огромное количество гостей.

Фото: ИЦПМ


Следуя по экспозиции, посетители увидят архитектуру XV века, ознакомятся с предметами светского образования (книгам по арифметике и нравственному кодексу юношей). Барочная Москва представлена подборкой зарисовок основных памятников архитектуры.

Следующий зал связан с масштабными работами по преобразованию русского общества в духе просвещения, которые проводила императрица Екатерина II. В центре внимания здесь — образование Московского государственного университета. На стеллажах представлены книги первого русского выдающегося ученого Михаила Ломоносова и учебники разных университетских факультетов, например, географического и юридического.

Рядом расположен масонский раздел. В коллекции музея оказались два масонских фартука и список масонских лож. Кроме того, посетители смогут увидеть, как выглядели дома некоторых членов лож.

Далее выставка расскажет, как москвичи преодолевали эпидемию чумы и как в городе шло строительство первого Мытищинского водопровода. В коллекции оказалась водонапорная труба, предположительно XVII века. Гости узнают, с каким сложностями сталкивались инженеры того времени, обеспечивая горожан водой.

Выставка затрагивает и Отечественную войну 1812 года. Среди экспонатов этого раздела — несессер (небольшая сумка со всем самым необходимым) французского офицера, картины, иллюстрирующие пожар в Москве, и схема пострадавших стен Кремля.

Посмотреть на то, как выглядела Москва в 30-40-е годы XIX века можно на картинах Ивана Айвазовского. Здесь же висит первая круговая фотопанорама города, принадлежащая Николаю Найденову. Она показывает, как выглядел город в 60-е годы XIX века. По словам сокуратора, ее можно долго рассматривать, изучать. В частности, на фотопанораме заметны Дом Пашкова и Кремлевский дворец.

Раздел «Дворянская Москва» было решено поделить на две части — светское и домашнее дворянство. В рамках первой организаторы показали карту светской Москвы, на которую нанесли частные дома и общественные места для балов и прогулок москвичей. Артефакт иллюстрирует масштаб светской жизни города. Далее на стеллажах — предметы, необходимые москвичам для выхода в свет. К ним относятся сумки, маски и другие элементы наряда. Театральная жизнь представлена билетами в Большой и Малый театры, на частные домашние спектакли, которые долгое время пользовались популярностью, биноклями, моноклями, пенсне и другими предметами.

В разрезе типичного дворянского дома имеются щипчики для снятия нагара со свечей, кофемолки, чашки, домашние туфли, зеркала. Ключевым экспонатом здесь является домашний халат в турецком стиле с соответствующим орнаментом. Завершается раздел дворянской грамотой с печатью.

Большой пласт культуры XIX века занимают крестьяне и мещане. Музей показывает, кем работали жители города (дантистами, работниками фабрик), как выглядели их отпускные. Гости смогут окунуться и в мир извозчиков: во что они одевались, какие платили взносы, где парковались и какие у них были правила (нельзя было нецензурно выражаться и громко петь песни).

Фото: ИЦПМ


Отдельного внимания заслуживают столичные рынки — выходного дня и постоянные. На выставке представлен список продуктов москвича с ценами. Гости смогут сравнить его со своей повседневной продуктовой корзиной. В этом же разделе — «Уличная жизнь» — представлены народные гуляния. Экспозиция отвечает на вопрос: что видел обычный горожанин во время коронаций Александра III и Николая II? Ведь это не просто царская церемония, это настоящий городской праздник.

Тут же нельзя не упомянуть трагедию на Ходынском поле, в ходе которой, по официальным данным, погибли почти 1400 человек. Катастрофа произошла, когда людям начали раздавать коронационные подарки. Сотрудники учреждения реконструировали этот подарок и показали на выставке. Он представляет из себя платок, в который завернуты колбаса, сайка (небольшая продолговатая булочка из пшеничной муки), печатный пряник, пакет с леденцами и жестяная кружка. Историк, привлеченный Музеем Москвы, расскажет на видео свою версию событий: почему началась давка, почему погибли люди и в чем была ошибка организаторов.

Далее следует маленький раздел, посвященный московским конфессиям. Как отметила Светлана Бабаджан, столица — это многонациональный и многоконфессиональный город, поэтому в экспозиции представлены различные атрибуты тех или иных религиозных учений. Здесь же есть карта конфессий Москвы.

Следующая часть выставки рассказывает о городском хозяйстве Москвы, например, о железнодорожном сообщении, которое появилось в середине XIX века. Гости узнают, что лежало в саквояже путешественника. Здесь же речь пойдет о развитии пожарного дела в Москве. Горожанам расскажут историю отважного крестьянина, который спас людей во время пожара в Большом театре.

Фото: ИЦПМ


Развитие городского хозяйства в целом показывает, как рос уровень комфорта жизни москвичей: в обычные дома пришли лифты, электричество, телефоны. Некоторые люди стали счастливыми обладателями фотографической техники. Благодаря фотоаппаратам люди могли путешествовать в Египет, Турцию и Персию, не выходя из дома. Куратор подчеркивает, что это было новое качество ощущения.

Люди во все времена думали о будущем. И именно этому посвящен маленький зал под названием «Утопическая Москва». В первую очередь будущее города связывали с крупными транспортными проектами. Идеи метрополитена разрабатывались еще в XIX веке. А в 1911, 1912 и 1913 годах в Думу вносились проекты новых железных дорог. Художники того времени фантазировали на тему того, как будут выглядеть вокзалы, железнодорожные платформы. На открытках будущего Москва изображалась с летающими трамваями и электрическими санями. Посетили увидят проект метро, где одна из станций находилась в Александровском саду, возле Кремлевской стены.

Советское время представлено московской промышленностью, которое в большей степени было текстильным. На стеллажах расположены образцы текстильного производства того времени. К концу века более мощными стало машиностроение и металлургическое производство. Здесь же организаторы собрали большую карту промышленных производств Москвы XIX века.

Символом волнений 1905 года стала тюремная решетка. А тему Первой мировой войны раскрыли через образ женщины. В те годы женщины начали играть более значимую роль: они собирали пожертвования тем, кого коснулась война, начали принимать участие в общественных процессах и получать образование. Выставка демонстрирует, например, их зачетные книжки. А в 1917 году женщины получили избирательные права наравне с мужчинами.

Фото: ИЦПМ


Время гражданской войны представлено агитационными листовками и различными декретами: об отмене частной собственности, о переносе столицы в Москву (новая эпоха московской жизни).

Следующий раздел рассказывает о борьбе с неграмотными людьми в возрасте от 8 до 50 лет. Население не умело читать, поэтому эта работа была очень важной для города. Также выставка раскрывает проблему детской беспризорности. В экспозиции представлен образ мальчика, «шатающегося» по улице.

В 20-е годы в городе появлялись символические памятники, такие как Мавзолей Ленина и Шуховская башня. В коллекции музея имеется циркуль, принадлежащий архитектору башни Владимиру Шухову. Здесь же раскрывается такое важное событие в истории, как новая экономическая политика (НЭП). Музей показывает новые типы людей, которые появились в 20-е годы прошлого века, демонстрирует, как активно начала развиваться торговля, появилось изобилие продуктов. Посетители увидят этикетки, наклеенные на товары того времени, жестяные банки.

Фото: ИЦПМ


Двигаясь к завершению экспозиции, можно заметить раздел, посвященный искусству авангарда в плакате, книге и фарфоре. Организаторы показывают, как искусство служило народному просвещению и агитациям идей социализма. Архитектура авангарда была яркой вспышкой новых конструктивистских идей. В Москве появлялись новые типы зданий: фабрики-кухни, рабочие клубы, бани.

И в самом финале гости увидят образ совершенно новой столицы. Это город со своими таксопарками, советскими автобусами, пришедшими на замену иностранным, с уже построенным метрополитеном.

Увидеть своими глазами все экспонаты, пройти путь от первых поселений на территории города до строительства огромного метрополитена, каждый желающий может самостоятельно в Музее Москвы по адресу: Зубовский бульвар, дом 2, корпус 3.

Автор: Елизавета Егорова

Последние обновления: