«Мы поверяли гармонию алгеброй»: Об эстетике Зайцева и знакомстве СССР с Dior рассказали в Музее Москвы
Октябрьская революция 1917 года трансформировала не только социально-политический режим, но и повлияла на индустрию моды. Корреспондент Информационного Центра Правительства Москвы посетила выставку «Дом моделей. Индустрия образов» в Музее Москвы и узнала, как складывалась система профильных учреждений в Советском Союзе и каким образом создавалась мода на протяжении нескольких десятилетий.
История модных производств
В начале 1920-х годов над переосмыслением моды работали авангардисты – от Владимира Татлина до Веры Мухиной. Поначалу художники предлагали довольно утопичные идеи, невозможные для реализации в существующих реалиях промышленного производства одежды, которое в те годы только зарождалось. Тогда для преодоления разрыва между работой художников и практикой стали появляться теоретико-художественные лаборатории. Художникам предстояло разработать новые модели одежды с учетом возможности их воплощения на производстве.
Фото: ИЦПМ
Одним из важнейших экспонатов выставки «Дом моделей. Индустрия образов» становится как раз хроника зарождения различных производств и организаций, посвященных одежде, и карта их расположения. Они находятся вдоль подиума, ведущего от первых каталогов с обзорами модных тенденций иностранных журналов и тематических выставок до экрана с демонстрациями показов советских модных коллекций. Так, ключевые роли здесь сыграли Ателье мод на Петровке, Московский дом моделей на Сретенке и Общесоюзный дом моделей одежды на Кузнецком мосту, который встал во главу идеологии создания костюмов и модных экспериментов.
Ателье мод открылось в 1923 году при тресте «Москвошвей», его директором становится юная Ольга Сеничева. Она привлекла к работе художников, которые работали над массовым производством одежды и одновременно занимались частным пошивом. Позднее «Москвошвей» разделился на два треста, один из которых в 1935 году открыл Дом моделей на Сретенке. Уже он создал базу для основания Московского дома моделей, впоследствии ставшего Общесоюзным.
Зал производственного и экспериментального цехов
В центральной части подиума выставки организован своеобразный «перекресток». Слева гостям представлены образцы женского, мужского и детского костюма. Например, для маленьких жителей страны создавались новые модели не из тканей, оставшихся от производства одежды для взрослых, а из функциональных и эстетичных материалов. В 40-х годах специалисты начали больше времени уделять изучению особенностей телосложения детей разного возраста и их потребностей в одежде: школьной форме, костюмов для занятий спортом, летних платьях и так далее. Также создавалась одежда для мужчин и женщин, модельеры обращались не только к веяниям современности, но и к народным мотивам.
В основе идеологии страны по-прежнему лежала массовость, поэтому модельеры должны были придумать доступную и практичную одежду и определить вектор развития отрасли. Однако желание создавать что-то оригинальное, определяющее страну, сохранялось. Одной из ведущих задач стала разработка моделей, которые не поступали в производство, а служили эстетическим ориентиром для отрасли. Над этим работали художники экспериментального цеха ОДМО, в том числе ушедший из жизни 30 апреля 2023 года Вячеслав Зайцев.
Фото: ИЦПМ
«Как мы работали! Можно сказать, поверяли алгеброй гармонию. Каждый раз мы выстраивали оригинальную концепцию за счет силуэта. Коллекция должна была быть разложена особым образом: например, каждый из основных силуэтов должен был быть представлен в определенном процентном соотношении с остальными. Затем мы расписывали, детально прорабатывали конструкции, где все детали зависят друг от друга. И уже на основе этих построений работали над коллекциями», – делился модельер.
Кстати, среди экспонатов выставки «Дом моделей. Индустрия образов» представлены костюмы авторства Вячеслава Зайцева и фотоснимки самого мастера за работой.
Реконструкция одежды по выкройкам и «гастроли» советских коллекций
Отдельное пространство посвящено журналам мод с выкройками, которые использовали девушки и женщины для создания оригинальных и современных костюмов на любой случай, и ряду платьев, сделанных именно по этим выкройкам. По словам авторов экспозиции, советские модницы также любили покупать журнал «Я шью сама» с детальным анализом кроя новейших моделей и чертежами пропорционально уменьшенных лекал. Таким образом, женщины могли следить за мировой модой и адаптировать лучшие образцы под собственные вкусы и потребности.
Фото: ИЦПМ
За залом с реконструированными платьями – небольшой коридор об истории выездов ОДМО за границу. Впервые российскую коллекцию представили за рубежом в 1953 году: в Праге проходил Международный конкурс моделей одежды. Среди образцов были дневные и вечерник платья, которые создавались совместно с художниками текстильных фабрик. Позднее Общесоюзный дом моделей одежды сам организовал тематическое мероприятие мирового масштаба – Международный фестиваль мод, который состоялся в 1967 году.
Посетители могут познакомиться с фотографиями манекенщиц на показах в Париже и Монреале, а также снимками делегаций ОДМИ в мастерских отделения дома Кристиана Диора в Нью-Йорке и другими архивными кадрами, рассказывающими об успехах не только внутри страны, но и на мировой арене моды.
Автор: Юлия Захарова
- Овчинский: Более 150 нежилых помещений используют на первых этажах новостроек по программе реновации в САО
- Овчинский: Более 38 тыс. москвичей и гостей столицы посетили VR-аттракцион «Полет над макетом Москвы»
- Собянин: Кадровый центр позволяет московским врачам регулярно проходить обучение
- Облачность и мокрый снег придут в Москву 8 декабря
- Три участка в Ново-Переделкине реорганизуют по программе КРТ