Информационный Центр Правительства Москвы
28 мартa 2024, четверг, 22:12
Культура и развлечения

Музей-заповедник «Царицыно» открывает два выставочных проекта, посвященных 290-летию со дня рождения Екатерины II

Музей-заповедник «Царицыно» открывает два выставочных проекта, посвященных 290-летию со дня рождения Екатерины II
фото: РИА Новости/Юрий Артамонов

Музей-заповедник «Царицыно» продолжает чествовать императрицу, благодаря которой возник его  архитектурно-парковый ансамбль. В 1775 году Екатерина II, пораженная красотой усадьбы Черная Грязь и ее окрестностей, выкупает имение у молдавского князя Кантемира и дает ему новое имя – Царицыно. Этот момент традиционно и отмечает музей-заповедник в свой праздник – День истории Царицына. Об этом рассказали в пресс-службе музея.

В 2019 году это будет тройной праздник: кроме программы для посетителей парка (с ней можно ознакомиться на официальном сайте http://tsaritsyno-museum.ru) к 290-летнему юбилею императрицы Царицыно открывает два новых выставочных проекта.

Первый из них – необычного формата выставка «Екатерина Великая. К 290-летию со дня рождения». На время ее работы в залах обновленной постоянной екатерининской экспозиции в Большом дворце будут размещены произведения искусства из других российских собраний. Живопись и скульптура, предоставленная Эрмитажем, Русским музеем, Третьяковской галереей, Историческим музеем и Рыбинским музеем-заповедником, дополнят рассказ о разных сторонах правления Екатерины II. Так, в зале, посвященном коронационным торжествами 1762 года в Москве, можно увидеть единственное в своем роде произведение – «Аллегорию на воцарение Екатерины II» работы неизвестного русского мастера (Государственный исторический музей). В основе сюжета –  русская народная картинка. Екатерина II крепко сжимает руку маленького сына и указывает на фигуры Христа и ангелов, парящих в небесах. Таким образом подчеркивается ее роль хранительницы прав наследника престола, Павла Петровича, и божественное происхождение ее власти. Тема военных побед дополнена уникальным изображением Чесменской битвы кисти голландского художника Теодора Роде (Государственная Третьяковская галерея). Аллегория символизирует морской триумф России, укрепившейся в Средиземноморье.

             По свидетельствам современников Екатерина II не была наделена особой красотой, но отличалась огромным обаянием. Важное место на выставке уделено иконографии императрицы. В обширном наследии выбраны наиболее редкие  изображения. Один из шедевров – коронационный портрет Екатерины II во всех регалиях царской власти (Государственная Третьяковская галерея), написанный в 1763 году Федором Рокотовым.

             Особое место в экспозиции уделено скульптурным изображениям императрицы. Государственный Эрмитаж предоставил мраморный бюст Екатерины II в вуали (1769) работы Мари-Анн Колло (ученица Этьена Фальконе; она была автором головы Петра I для его Медного всадника). Гипсовый эскиз этой работы Колло итальянский скульптор Бартоломео Кавачеппи использовал как образец для создания еще одного бюста императрицы (ГТГ). У посетителей выставки есть редкая возможность сопоставить эти два произведения.

              Подлинной жемчужиной выставки стал детский портрет Алексея Бобринского (1770), внебрачного сына Екатерины II и Григория Орлова, предоставленный Рыбинским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. В трактовке образа маленького графа русский художник немецкого происхождения Карл Людвиг Христинек успешно преодолевает парадную условность. Алексей Бобринский, грустно взирающий на зрителя, исполнен пленительной непосредственности и выразительности. По словам современника, мальчик был «телосложения слабого, боязлив, робок и застенчив, однако кроток и послушен». На портрете его образ соответствует этому описанию.

Одновременно открывается «Выставка одной картины.  Портрет Екатерины II с георгиевской лентой», которая станет кульминацией празднования в Царицыне 290-летия со дня рождения императрицы. Это будет настоящая премьера: портрет, написанный в 1787 году Дмитрием Левицким, до сих пор ни разу не бывал в России. Он был заказан в качестве ответного подарка Великому магистру Мальтийского ордена Эммануэлю де Рогану, приславшему русской императрице в числе других даров пальмовую ветвь – символ славы и бессмертия. Задачей художника было представить Екатерину II в образе российской Минервы, достойной покровительницы русского воинства. Императрица изображена «в войсковом одеянии» – в кирасе и шлеме с пышным плюмажем. На шее – золотая цепь ордена Андрея Первозванного. Через правое плечо проходит чёрно-коричневая лента, на груди – ромбовидная звезда ордена Святого Георгия I степени. Кстати, этот орден был учрежден Екатериной II ровно 250 лет назад и, таким образом, тоже отмечает юбилей.   

Сейчас картина украшает Посольский зал президентского дворца (Дворец гроссмейстеров) в столице Мальты Валлетте; с конца XVIII века она ни разу не покидала остров.

В 2019 году при поддержке посла Мальты Пьера Клайва Аджуса было принято решение показать полотно в Москве, что стало возможным благодаря объединённым усилиям музея-заповедника «Царицыно» и Национального агентства по музеям, охране природы и культурному наследию Мальты (Heritage Malta). Специально для выставки в Царицыне мальтийские коллеги при щедрой поддержке международной компании Corinthia Hotels тщательно отреставрировали картину – и теперь зрители смогут увидеть портрет таким, каким его видели современники Екатерины II.

Удивительную историю создания и путешествия картины расскажет книга «Мальтийская Екатерина», изданная при поддержке почётного консула Республики Мальта Олега Зайцева.  Ее автор – куратор обеих выставок, доктор искусствоведения, заведующая отделом живописи XVIII – первой половины XIX века Третьяковской галереи Людмила Маркина.

Последние обновления: