Информационный Центр Правительства Москвы
11 мартa 2025, вторник, 08:20
Жизнь в городе

Дом под рюмкой и Кольцо метро по чашке кофе. Известные архитектурные мифы Москвы, оказавшиеся неправдой

Дом под рюмкой и Кольцо метро по чашке кофе. Известные архитектурные мифы Москвы, оказавшиеся неправдой
фото: РИА Новости/Анатолий Гаранин

Москва — удивительный город во всех его смыслах. За 876 лет своего существования столица пережила многие события и преобразования. Каждая улица, каждый дом и переулок напрямую связаны с историей города — вокруг них витает немалое количество мифов и легенд. Откуда появился «Дом под рюмкой», действительно ли Кольцевую линию метро создали по подобию кофейной чашки и в чем заключается секрет сталинских высоток — в материале Информационного центра Правительства Москвы. 

«Дом под рюмкой»

Существует легенда, что хозяин этого дома находящегося по адресу: 1-й Обыденский переулок, дом 14, купец Яков Филатов, имел сильное пристрастие к алкогольным напиткам. Но однажды он решил изменить свою жизнь и отказаться от пагубной привычки. И, чтобы всем показать серьезность своих намерений, Филатов водрузил на крышу своего доходного владения перевернутую рюмку: таким образом, он пытался сообщить всей столице, что завязал с алкоголем навсегда. Однако в действительности эта история не имеет ничего общего с реальностью.

Фото: moscowseasons.com


«Архитектором дома был Валентин Дубовской, мастер стиля модерн и большой любитель готической архитектуры. Характерным элементом готики являются затейливые навершия (верхушка какого-либо изделия или сооружения) и грациозные башенки, так что спорный "алкогольный" элемент — это скорее дань модному архитектурному стилю. Тем более, что на старых фото купол выглядит изящнее и менее напоминает рюмку», — пояснила экскурсовод, руководитель экскурсионного бюро «Городские сказки» Катерина Власенко. 

По ее предположению, таким символизмом архитектор пытался показать дом как олицетворение подводного царства. Если присмотреться к узорам на стенах здания, то там можно увидеть обитателей морских глубин: рыб, русалок, ракушек и водоросли. 

Кольцевая линия метро

Согласно легенде, задумка Кольцевой линии метрополитена появилась в советский период во время правления Иосифа Сталина: так, уставший Сталин поставил чашку с кофе на план инженеров, лежавший на столе, и заявил: «Так и стройте». Инженеры даже не решились ослушаться приказа верховного главнокомандующего и возвели Кольцевую линию метро ровно по следу чашки на карте. Цвет линии тоже был выбран неслучайно, поскольку его определили по оставшемуся на инженерном плане цвету кофе.  

Фото: РИА Новости/Борис Приходько


Но исторический факт говорит об обратном: строительство Кольцевой линии планировалось задолго до правления Сталина — еще в начале ХХ века. 

«Так как Москва — город с радиально-кольцевой структурой, вполне очевидно, что без Кольцевой линии пересадочные узлы не смогли бы справиться с возрастающей нагрузкой. По все тем же первым планам Кольцевая линия планировалась по трассе Садового кольца. Однако, впоследствии местами пришлось уйти в сторону, чтобы связать московские вокзалы и оптимизировать перемещения прибывающих в столицу. Так что Сталин с его чашкой точно не могли повлиять ни на появление, ни на расположение Кольцевой линии метро», — разоблачила еще один миф Катерина Власенко. 

Кстати, цвет линии был определен достаточно просто: из-за небольшого выбора инженеры определили первые линии метро традиционным окрасом в красный, синий и зеленый. Из-за отсутствия других цветов приняли решение смешать имеющиеся, после чего и получился коричневый оттенок. 

Сталинская высотка МГУ

Еще одна легенда связана со сталинской высоткой — главным зданием МГУ имени Ломоносова: как утверждается, из-за слабого грунта фундамент сооружения залили жидким азотом и установили холодильные аппараты, чтобы обеспечить вечную мерзлоту. Советские инженеры приняли такое решение, поскольку опасались отключения холодильников. Считалось, что это может привести к таянию почвы и сползанию здания МГУ в Москва-реку. 

На фото: Бригадир комплексной бригады строителей домостроительного комбината №1 Главмосстроя Анатолий Суровцев на прогулк

Автор: РИА Новости/Борис Кавашкин 


В случае с высотками действительно применяли подобные технологии, однако они носили лишь временный характер: 

«Технология замораживания грунта действительно использовалась при строительстве, например, сталинской высотки на Красных воротах и некоторых станций метрополитена. Правда, использовался не жидкий азот, а соли хлористого кальция. Важно и то, что это была временная часть технологического процесса, вечно работающей морозилки не требовалось», — заявила экскурсвод. 

По словам Катерины Власенко, при строительстве высотки МГУ почву также не замораживали, так как грунт достаточно устойчивый, чтобы выдержать постройку. Кроме того, Москва-река находилась на достаточно дальнем расстоянии от высотки, чтобы со зданием ничего не произошло.

Гостиница «Москва»

Последняя архитектурная легенда связана с окончательным проектом гостиницы «Москва», расположенной по улице Охотный ряд, дом 2. Согласно мифу, Иосиф Сталин лично утверждал строительство объекта. На выбор советскому лидеру предоставили два варианта оформления — роскошный, с большим количеством деталей, и лаконичный. 

Фото: РИА Новости/Анатолий Гаранин


Варианты изобразили на одном листе, разделенные лишь осью симметрии. Утверждается, что Иосиф Сталин якобы поставил свою подпись ровно посередине, однако уточнить, что именно политик имел в виду никто не решился. В связи с этим архитектор Алексей Щусев построил гостиницу несимметричной, в буквальном соответствии с утвержденным чертежом. Но и в этом случае асимметричное возведение здания объясняется технологическими причинами.

«При строительстве правого крыла гостиницы "Москва" было решено не сносить старый "Гранд-отель", а надстроить его до нужной высоты. Однако впоследствии выяснилось, что здание отеля было возведено с нарушением правил: за слоем кирпича находились пустоты, заполненные строительным мусором. Стены начали трескаться, из-за чего пришлось серьезно укреплять стены и облегчать фасад. Именно поэтому были заложены некоторые оконные проемы и убран декор правой башни», — заключила Катерина Власенко. 

Последние обновления: