Дом под рюмкой и Кольцо метро по чашке кофе. Известные архитектурные мифы Москвы, оказавшиеся неправдой

Москва — удивительный город во всех его смыслах. За 876 лет своего существования столица пережила многие события и преобразования. Каждая улица, каждый дом и переулок напрямую связаны с историей города — вокруг них витает немалое количество мифов и легенд. Откуда появился «Дом под рюмкой», действительно ли Кольцевую линию метро создали по подобию кофейной чашки и в чем заключается секрет сталинских высоток — в материале Информационного центра Правительства Москвы.
«Дом под рюмкой»
Существует легенда, что хозяин этого дома находящегося по адресу: 1-й Обыденский переулок, дом 14, купец Яков Филатов, имел сильное пристрастие к алкогольным напиткам. Но однажды он решил изменить свою жизнь и отказаться от пагубной привычки. И, чтобы всем показать серьезность своих намерений, Филатов водрузил на крышу своего доходного владения перевернутую рюмку: таким образом, он пытался сообщить всей столице, что завязал с алкоголем навсегда. Однако в действительности эта история не имеет ничего общего с реальностью.
«Архитектором дома был Валентин Дубовской, мастер стиля модерн и большой любитель готической архитектуры. Характерным элементом готики являются затейливые навершия (верхушка какого-либо изделия или сооружения) и грациозные башенки, так что спорный "алкогольный" элемент — это скорее дань модному архитектурному стилю. Тем более, что на старых фото купол выглядит изящнее и менее напоминает рюмку», — пояснила экскурсовод, руководитель экскурсионного бюро «Городские сказки» Катерина Власенко.
По ее предположению, таким символизмом архитектор пытался показать дом как олицетворение подводного царства. Если присмотреться к узорам на стенах здания, то там можно увидеть обитателей морских глубин: рыб, русалок, ракушек и водоросли.
Кольцевая линия метро
Согласно легенде, задумка Кольцевой линии метрополитена появилась в советский период во время правления Иосифа Сталина: так, уставший Сталин поставил чашку с кофе на план инженеров, лежавший на столе, и заявил: «Так и стройте». Инженеры даже не решились ослушаться приказа верховного главнокомандующего и возвели Кольцевую линию метро ровно по следу чашки на карте. Цвет линии тоже был выбран неслучайно, поскольку его определили по оставшемуся на инженерном плане цвету кофе.

Но исторический факт говорит об обратном: строительство Кольцевой линии планировалось задолго до правления Сталина — еще в начале ХХ века.
«Так как Москва — город с радиально-кольцевой структурой, вполне очевидно, что без Кольцевой линии пересадочные узлы не смогли бы справиться с возрастающей нагрузкой. По все тем же первым планам Кольцевая линия планировалась по трассе Садового кольца. Однако, впоследствии местами пришлось уйти в сторону, чтобы связать московские вокзалы и оптимизировать перемещения прибывающих в столицу. Так что Сталин с его чашкой точно не могли повлиять ни на появление, ни на расположение Кольцевой линии метро», — разоблачила еще один миф Катерина Власенко.
Кстати, цвет линии был определен достаточно просто: из-за небольшого выбора инженеры определили первые линии метро традиционным окрасом в красный, синий и зеленый. Из-за отсутствия других цветов приняли решение смешать имеющиеся, после чего и получился коричневый оттенок.
Сталинская высотка МГУ
Еще одна легенда связана со сталинской высоткой — главным зданием МГУ имени Ломоносова: как утверждается, из-за слабого грунта фундамент сооружения залили жидким азотом и установили холодильные аппараты, чтобы обеспечить вечную мерзлоту. Советские инженеры приняли такое решение, поскольку опасались отключения холодильников. Считалось, что это может привести к таянию почвы и сползанию здания МГУ в Москва-реку.

Автор: РИА Новости/Борис Кавашкин
В случае с высотками действительно применяли подобные технологии, однако они носили лишь временный характер:
«Технология замораживания грунта действительно использовалась при строительстве, например, сталинской высотки на Красных воротах и некоторых станций метрополитена. Правда, использовался не жидкий азот, а соли хлористого кальция. Важно и то, что это была временная часть технологического процесса, вечно работающей морозилки не требовалось», — заявила экскурсвод.
По словам Катерины Власенко, при строительстве высотки МГУ почву также не замораживали, так как грунт достаточно устойчивый, чтобы выдержать постройку. Кроме того, Москва-река находилась на достаточно дальнем расстоянии от высотки, чтобы со зданием ничего не произошло.
Гостиница «Москва»
Последняя архитектурная легенда связана с окончательным проектом гостиницы «Москва», расположенной по улице Охотный ряд, дом 2. Согласно мифу, Иосиф Сталин лично утверждал строительство объекта. На выбор советскому лидеру предоставили два варианта оформления — роскошный, с большим количеством деталей, и лаконичный.

Варианты изобразили на одном листе, разделенные лишь осью симметрии. Утверждается, что Иосиф Сталин якобы поставил свою подпись ровно посередине, однако уточнить, что именно политик имел в виду никто не решился. В связи с этим архитектор Алексей Щусев построил гостиницу несимметричной, в буквальном соответствии с утвержденным чертежом. Но и в этом случае асимметричное возведение здания объясняется технологическими причинами.
«При строительстве правого крыла гостиницы "Москва" было решено не сносить старый "Гранд-отель", а надстроить его до нужной высоты. Однако впоследствии выяснилось, что здание отеля было возведено с нарушением правил: за слоем кирпича находились пустоты, заполненные строительным мусором. Стены начали трескаться, из-за чего пришлось серьезно укреплять стены и облегчать фасад. Именно поэтому были заложены некоторые оконные проемы и убран декор правой башни», — заключила Катерина Власенко.
- Город выставил на торги пять коммерческих помещений в Бескудниковском районе
- Горожанам рассказали, как волонтеры в сфере охраны здоровья помогают бойцам СВО и жителям приграничья
- Более 10 тыс. реестровых ошибок исправлено в Москве за 2024 год
- Около 4 тыс. выездов по сигналу «тревога» совершили столичные росгвардейцы на прошлой неделе
- Культовые погребения в Африке нашли антропологи МГУ