Информационный Центр Правительства Москвы
27 декабря 2024, пятница, 19:59
Архив

Прогулка по Москве. Парк Царицыно

Парковые зоны Москвы – это особые места в городе, где природа и архитектура сливаются воедино, являя москвичам и гостям столицы удивительный синтез. Последние годы Правительство столицы уделяет большое внимание развитию парковой культуры в городе: появляются новые благоустроенные зеленые территории, открываются спортивные площадки, в парках проводятся музыкальные фестивали, кипит ночная жизнь. Особое внимание уделяется работам по реконструкции исторических архитектурных ансамблей и развитию информационных технологий. Парки становятся местом встречи огромного количества совершенно разных людей, где каждый может найти занятие по душе.

Один из самых знаменитых и старинных парков столицы – Музей-заповедник «Царицыно». Историю этого прекрасного места на юге столицы связывают с именами великого архитектора Василия Баженова и императрицы Екатериной II. С 1776 по 1785 гг. архитектор возводил в Царицыне уникальный дворцовый комплекс, насчитывавший семнадцать построек. Немалое внимание было уделено Василием Баженовым природному комплексу будущей усадьбы: восхитительные сады, с любовью разбитые архитектором в исконно русском стиле, аллеи, дорожки, пруды. Но, спустя менее 10 лет с начала работы над императорским дворцом, Василий Баженов попал в немилость императрицы, известной своим совсем не кротким нравом. Уже в 1784 году Екатерина II пригласила в Москву английских садоводов, которые в последствие полностью изменили ландшафтный облик территорий. А в 1785 году своенравная императрица поделилась своими впечатлениями от творения Баженова с бароном Ф.М. Гриммом: «Своды оказались слишком тяжелыми, комнаты слишком низкими, будуары тесными, залы темными, лестницы слишком узкими» и наказала снести все, что возводилось на территории усадьбы долгие 10 лет. К июлю 1786 года дворцы, построенные Баженовым, были разобраны до основания. А на смену пришел новый архитектор М. Ф. Казаков. В течение следующих 10 лет, вплоть до смерти Екатерины II, он занимался созданием нового архитектурного комплекса. Историки утверждают, что во многом архитектор стремился перенять опыт Баженова. Поэтому и по сей день, мы можем увидеть в облике Царицына задумку архитектора, который попал под горячую руку императрицы. Но все же усадьба потеряла свой первоначальный - гармоничный и, возможно, более лирический образ, решающее значение приобрел парадный аспект. После смерти императрицы усадьба была заброшена на долгие годы, лишь в конце 20 века началась реконструкция Царицына, работы по восстановлению парково-архитектурного комплекса были закончены в 2007 году ко Дню города.

Большой Царицынский дворец

Строившийся с перерывами в течение 1786—1796 годов на месте разобранных баженовских корпусов, дворец в чём-то повторял замысел Баженова: его основу составляют два равных крыла, квадратных в плане, предполагавшихся для покоев Екатерины II и цесаревича Павла. Дворец, несмотря на яркие псевдоготические черты по своему решению близок канонам классицизма: строгая симметрия, трёхчастное деление фасадов, общее спокойствие и уравновешенность пропорций, монументальность и некоторая тяжеловесность деталей. В проекте Казакова отсутствует легкость и игривость, в его архитектуре видна настоящая «державная мощь». Строительство Большого дворца прервалось после смерти Екатерины II. Со временем здание обветшало, разрушилось, лишь в 2005-2007 годах Большой Царицынский дворец был превращён в современный музейный комплекс.

Хлебный Дом

Хлебный дом является самой крупной сохранившейся постройкой Баженова в Царицыно. Он возводилась в короткие сроки, в 1784—1785 годах. Часто это строение называют не «Хлебным», а «Кухонный» дом, своё второе название корпус получил по двум горельефам-эмблемам в виде каравая с солонкой, украшающим фасады, развёрнутые к парадной части царицынского ансамбля. Над ними размещается вензель из букв «Х» и «С», что означало «хлеб и соль». Кухонный корпус представляет собой в плане квадрат со скруглёнными углами и имеет внутренний двор, ныне превращённый в атриум. В здании ярко проявился баженовский «театр архитектуры»: прозаические кухни скрываются под маской дворца. Хлебный дом уникален, ему присущ редкий по цельности и гармоничности художественный образ.

Фигурный мост

Именно с этого удивительного строения началось возведение архитектором В.И. Баженовым дворца для императрицы. Стилистика Фигурного моста выразила те архитектурные принципы, которые Баженов воплотил во всем царицынском ансамбле. Характерное сочетание кирпичной кладки с белокаменными цоколями, башен с колонками парапета, орнаментальных карнизов со стрельчатыми проемами — все это стилистически роднит сооружение с готическими традициями. Первоначально архитектор предполагал украсить мост цветными изразцами, но Екатерина II отклонила это предложение — в итоге вся декорация выполнена только из белого камня. Мост является продолжением Берёзовой перспективы, идущей от Большого моста через овраг к Малому и Среднему дворцам, соединяя её северную и южную части. Он является уникальнейшим и красивейшим сооружением не только Царицыно, но и всего российского зодчества второй половины XVIII столетия.

Средний дворец

Средний дворец или Оперный дом - творение Баженова, которое часто сравнивают с огромной шкатулкой для драгоценностей. Дворец возводился в 1776—1778 годах и предназначался, вероятно, для небольших официальных приёмов, проведения придворных церемоний, а также для театральных представлений и придворных увеселений Екатерины II. В основе планировки здания — великолепный двусветный зал со сводчатым потолком и превосходной акустикой, к которому примыкают два аванзала. Название «Оперный дом» закрепилось за постройкой в XIX веке после того, как оно впервые появилось на одном из планов Царицына в 1816 году. Не смотря на «музыкальное» названия дворца, музыка в нем до конца 20 века ни разу не звучала. Лишь после реставрации в 1996 году Оперный дом стал главным выставочным и концертным залом музея-заповедника «Царицыно» и продолжал им быть плоть до 2006 года, пока не был отреставрирован Большой Царицынский дворец.

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Храм замыкает северную часть дворцовой площади в Царицыно. Это единственная постройка усадьбы Кантемиров, которую Баженов включил в свой ансамбль. Храм построен на месте деревянной церкви усадьбы Голицыных в 1722 году по повелению Дмитрия Кантемира. В 1759—1765 годах по воле Матвея Дмитриевича Кантемира храм был полностью перестроен, и у него появился северный придел во имя великомученика Димитрия Солунского, созданный в память отца. Стилистически здание представляет собой характерную храмовую постройку елизаветинского барокко: восьмигранный центральный объём, устроенный по принципу «восьмерик на четверике» увенчан гранёным куполом; сдвоенные пилястры, волюты, оконные наличники акцентированы окраской в белый цвет.

Музей-заповедник «Царицыно» - это не только архитектурные изыски, величественность построек, красота мостов и дворцов, Царицыно – это удивительный ландшафтный парк, который начал складываться еще в 1775 году. Почти сразу же после покупки Екатериной II усадьбы Кантемиров в парке были высажены лиственницы и сибирские кедры, присланные в подарок императрице горнозаводчиком Прокопием Демидовым. Обустройством парка занимался Василий Баженов на всём протяжении своего руководства царицынским строительством. Царицынский парк в процессе обустройства приобрёл не только павильоны и беседки, но и многочисленные скульптурные украшения и несколько гротов. Один из них был восстановлен в ходе реконструкции парка в 2006 году.

Каскад прудов парка формировался на протяжении XVI—XVIII веков. Самым старым является наиболее удалённый от дворцово-паркового ансамбля Борисовский пруд — он появился еще в царствование Бориса Годунова. Верхний и Нижний Царицынские пруды появились в то время, когда имением Чёрная Грязь владели бояре Стрешневы. Средний Царицынский пруд появился в 1980-е годы после сооружения высокой дамбы, по которой пролегла трасса Новоцарицынского шоссе, разделившей Нижний пруд на две части.

Царицыно – необыкновенная усадьба, романтичная, загадочная, таинственная, поражающая своим масштабом. Усадьба – любимица москвичей и гостей столицы, прочувствовать дух которой, невозможно, не побывав на ее просторах.

Последние обновления: