Информационный Центр Правительства Москвы
30 октября 2024, среда, 14:05
Пресс-конференции

Пресс-тур «О реставрационных работах в павильоне №66 "Советская культура"»

В пятницу, 28 апреля, состоялся пресс-тур Выставки достижений народного хозяйства на тему: «О реставрационных работах в павильоне №66 «Советская культура». В программу мероприятия было включено посещение одного из объектов — павильона №66 «Советская культура», где после завершения реставрации откроют Выставочно-культурный и экспозиционный центр Республики Узбекистан

Пресс-тур «О реставрационных работах в павильоне №66 "Советская культура"»
фото: ИЦПМ
Важное:

Реставрацию павильона «Узбекистан» планируют завершить летом 2023 года

Ротонда и каскадные люстры: Москвичам рассказали о ходе реставрации павильона «Узбекистан»

Куратор Музея ВДНХ рассказал о слиянии национального и общесоветского в архитектуре павильона «Узбекистан»

Пресс-тур Выставки достижений народного хозяйства на тему: «О РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТАХ В ПАВИЛЬОНЕ №66 «СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА»

Тарасов Александр  Александрович — заместитель генерального директора — руководитель Департамента капитального ремонта и строительства ВДНХ;

Шурыгин Олег Александрович— главный архитектор проекта;

Саратинян Ольга Николаевна — генеральный директор ООО «Инжстройпроект»;

Нефёдов Павел Вячеславович — куратор Музея ВДНХ.

О. ШУРЫГИН:

Я главный архитектор проекта. Веду научную реставрацию, отвечаю, в том числе, за все решения, принятые по проектированию.

ВЕДУЩАЯ:

Расскажите о ходе реставрации павильона. Какие задачи были поставлены, какие удалось выполнить.

О. ШУРЫГИН:

Реставрацию мы начали в 2018 году. Задача была — восстановить павильон на время его постройки на 1954 год. Считаю, что эта задача выполнена. Были выполнены сложнейшие работы: реставрацию главного фасада здания. Здание было хорошо сохранено, поэтому там сложностей у нас не было. Каскадные фонтаны были полностью воссозданы, так как они были утрачены. И также была отреставрирована главная изюминка этого павильона — беседка-ротонда.

ВЕДУЩАЯ:

Про ротонду расскажите подробнее.

О. ШУРЫГИН:

К моменту начала реставрации Ротонда вид имела практически первоначальный. Только у нее были утраты по всем декоративным элементам, которые сейчас полностью воссозданы. Была утрачена живопись. Был частично утрачен круглый фонтан в центре беседки. Наша задача была привести к первоначальному облику. Сначала мы занимались конструктивной безопасностью. После этого мы подготовили все декоративные элементы. Проводилась научная реставрация, анализировались фотографии, исторические чертежи, архивные материалы. После этого мы занимались анализом живописи, которая тоже была утрачена. Все цвета были найдены, расчищены, проанализированы фотографии, материалы исторические. Утрата декоративных элементов была 70%.

ВЕДУЩАЯ:

Расскажите, на каком этапе сейчас находится реставрация?

О. ШУРЫГИН:

Реставрация сейчас находится на завершающем этапе. Заканчиваются деталировочные работы по разным элементам. По беседке декоративные элементы доделываются. Готовится к запуску круглый фонтан. По каскадным фонтанам тоже работы заканчиваются. Световой фонтан, декоративные элементы на него навешиваются, тоже готовится к запуску. По главному фасаду — просто проверяется, какие элементы необходимо доделать. По главному фасаду весь спектр работ велся, начиная от кровли, от реставрации всех декоративных элементов, это и ганч на стенах, это и цоколи все гранитные, это и металлические отливы, и закомары за колоннами, лестничные спуски, металлические декоративные элементы. Все отделки главного фасада реставрировались, потому что они многогранны: есть и гладкие поверхности, есть и с декоративными элементами. Делалась архитектурная подсветка фасада. По фасаду огромный был спектр работ сделан, как собственно и на всем объекте.

ВЕДУЩАЯ:

Сложно ли воссоздать исторический облик здания, или проще спроектировать новое?

О. ШУРЫГИН:

В нашем случае было достаточно легко воссоздать первоначальный облик, потому что мы обладали историческими фотографиями на период постройки этого павильона. Поэтому все отсутствующие элементы, которые за 70 лет были утрачены, с высокой достоверностью мы воссоздали. Также мы имели в своем распоряжении архив, который находится на ВДНХ. В нем содержатся почти все чертежи по всем элементам. Все воссоздано с высокой степенью детализации. Поэтому, если мы возьмем фотографию прошлого века и настоящего, то мы, наверное, не найдем отличий. Единственное, все старые фотографии — черно-белые. Поэтому, если говорить о цветовых моментах, то сравнить будет сложно, цветов там нет. Мы предполагаем, что в этом году летом будут завершены все работы. Потому что все фасадные работы могут проводиться только в теплое время.

Внутри выставочный комплекс, посвященный Узбекистану, достижениям и людям. Интерьеры были тоже все отреставрированы. Там много интересных элементов, но самые красивые  - это потолок, карнизы, люстры. Там даже есть внутренний купол со стеклом. Все будет очень красиво. Современные элементы Узбекистана, исторические. Интерьеры тоже были высокой сохранности. Там несколько уровней карнизов, потолок живописно расписан. Там есть застекленные элементы с внутренней подсветкой. Все это дополняют люстры каскадные, многоуровневые. Очень красивые. Внутреннее пространство не такое большое, 1200 м. кв. Это пространство единое, и таким оно и осталось.

ВЕДУЩАЯ:

Расскажите нам, как павильон будет выглядеть внутри, сколько там будет этажей, залов?

О. САРАТИНЯН:

У нас там три зала. Один центральный и два боковых. В главном здании будет располагаться арт-кафе, музей и выставка, посвященная Узбекистану.

ВЕДУЩАЯ:

Расскажите о ходе стройки, что конкретно проводилось, какие работы.

О. САРАТИНЯН:

Проводилась реставрация фасадов, интерьеров, фонтанов.

ВЕДУЩАЯ:

Расскажите, в чем заключалась сложность стройки?

О. САРАТИНЯН:

Сложности были, но мы со всеми сложностями справились. Результат налицо.

ВЕДУЩАЯ:

Расскажите про интересные элементы

О. САРАТИНЯН:

Фонтаны, боковые чащи. Они были утрачены, и не были никакх упоминаний о том, что они были, и когда мы начали работу, все чащи были воссозданы вручную, каждая индивидуально. Очень колоритная и интересна живопись. Плитка во всех чашах фонтанов сделана тоже вручную специалистами непосредственно в Узбекистане. В павильоне один этаж.

ВЕДУЩАЯ:

Расскажите нам про историю павильона.

А. ТАРАСОВ:

Реставрация павильона началась в 2019 г. Изначально павильон был в ведении Министерства культуры РФ,  федерального учреждения культуры, впоследствии был передан Узбекской стороне. Узбекская сторона уже продолжила те работы, которые начинало Министерство культуры РФ, на момент передачи павильона уже были выполнены значительные объемы работ по фасаду и часть работ по интерьеру. Также Узбекская сторона продолжила работы по интерьерам, и сейчас проходят завершающие работы по фонтану, по Ротонде, и по фасаду.

ВЕДУЩАЯ:

Расскажите подробнее про Ротонду, откуда она взялась, и как ее восстанавливали.

А. ТАРАСОВ:

Ротонда имеет ажурный легкий каркас, летящий в небо, роспись. Внутри Ротонды располагается фонтан, один из трех, который также будет дополнять каскад фонтанов, обрамляющих павильон. В отделке потолка используется и резьба, и лепной декор, роспись по восточным мотивам. Богатое убранство, светлые тона. Люстры, выполненные из бронзы, имеющие легкие формы, повторяющие восточные мотивы.

СМИ:

Скажите, пожалуйста, есть ли что-то, что можно назвать новоделом?

А. ТАРАСОВ:

Правильнее сказать, не новоделом, а воссозданием. Реставрация выполняется на какой-то период, в данном случае, на 50-е гг. Естественно, за время жизни павильона, в процессе его эксплуатации, что-то было утрачено. Для этого при разработке научно-проектной документации поднимаются фотографии, архивные документы, и смотрится на первоначальный облик, как выглядел павильон. Элементы, которые были утрачены, воссоздаются по чертежам, архивным данным, и они являются новодельными, но в точности повторяют те элементы, которые были изначально в павильоне.

СМИ:

Я имела ввиду что-то, чего не было в 1954 году.

А. ТАРАСОВ:

Того, чего не было в 1954 году,  такого не может быть. Это противоречит принципам реставрации. Реставрация возвращает нас к тому облику павильона, который был в 1954 году. То есть можно сказать, что он будет полностью аутентичный.

ВЕДУЩАЯ:

Расскажите нам еще про двери, они тоже воссоздавались?

А. ТАРАСОВ:

Двери воссозданы полностью по историческим чертежам.

ВЕДУЩАЯ:

И про живопись. Она тоже воссоздавалась. По каким историческим источникам?

А. ТАРАСОВ:

При подготовке проектной документации проводится расчистка, послойное снятие более поздних слоев. Более ранние слои консервируются, разрабатывается методика по реставрации. То,ч то находят под более поздними слоями краски, сохраняется, и дополняется по эскизам, повторяющим первоначальные рисунки.

ВЕДУЩАЯ:

Расскажите нам про историю павильона.

П. НЕФЁДОВ:

Павильон изначально был посвящен Узбекской ССР. Изначально он был построен еще в 1939 году и имел приблизительно такую же форму, как сейчас, но был по габаритам меньше. Была центральная Ротонда, и основное здание в форме буквы П. Но в 1954 году тот же архитектор Стефан Полупанов сделал новое здание в той же форме. Самое примечательное, что есть в работе Стефана Полупанова, в этом павильоне — это сочетание традиционных узбекских художественных и архитектурных мотивов и советской символики. В этом архитектор был большой специалист, потому что он еще с 30-х годах. в Ташкенте занимался созданием общественных зданий, которые соответствовали бы и национальному колориту, и идеологии советской. Если вы посмотрите снаружи на декор, вы там увидите среди бесконечных цветов и коробочек хлопка, что естественно, вы видите советсткие звезды, и даже такой сложный узор, который напоминает что-то восточное по стилю, но на самом деле представляет собой пятиконечные звезды. Также адаптацией узбекского для выставки в Москве является само положение павильона. В Узбекистане здания строятся так, чтобы создать побольше тени, чтобы укрыться от солнца. А здесь центральный фасад смотрит на юг и на запад, то есть больше солнца к себе притягивает. Это сделано для того, чтобы создать здесь в Москве, где солнца не так много, ощущение юга, солнца, южного колорита. Павильон «Узбекистан» в любое время очень ярко освещен и производит впечатление праздника.

ВЕДУЩАЯ:

Расскажите нам про Ротонду, про ее историю.

П. НЕФЁДОВ:

Сама примечательная часть павильона — это Ротонда. Это интересный художественный объект, потому что, если посмотреть на традиционные постройки Узбекистана, то вы ничего похожего там не найдете. Там нет таких беседок — Ротонд. Это некоторая фантазия архитектора, которая передает общее настроение юга, средней Азии. Стефан Полупанов много занимался изучением узбекской архитектуры, и даже в 1947 году выпустил книгу, которая называлась «Архитектурные памятники Самарканда». В этой книге можно увидеть художественные мотивы, которые можно встретить и на фасаде павильона. Например, известное медресе Лук Бека в Самарканде, там есть узоры, которые перекликаются с той майоликой, которая есть на фасаде. Это очень интересный пример перенесения средневековых мотивов в архитектуру советскую, которая здесь легко увязывается, уживается. То есть здесь, на ВДНХ, создавалсь стилистика, которая потом возвращалась в республики, и потом тиражировалась, как официальная в той или иной национальной республике. Типичное здание средней Азии нельзя использовать, как выставочный павильон. Но архитектор смог вдохновиться национальной архитектурой, художественными традициями, и создать такой объект, который однозначно воспринимается, как национальный, характерный для этой республики, и, одновременно может использоваться для современных выставочных технологий. В 1954 году павильон создавался, как Павильон Узбекистана, но в середине 1960-х годах на ВДНХ произошла реформа, и все республиканские павильоны были расформированы. Они были переданы для других целей. Поэтому с середины 60-х годах этот павильон назывался «Советская культура». Тематика павильона радикально поменялась. И с этого момента на ВДНХ сложился такой парадокс, что внешний вид павильонов часто совершенно не соответствовал тому наполнению, которое на тот момент оказалось в павильоне. В «Советской культуре» рассказывали о советской печати, образовании и так далее. В этот период смысловой наполнение, которое было связано с достижениями Узбекистана, было совершенно не нужно, и росписи, которые находились по стенам, были просто счищены и утрачены безвозвратно. Так происходило почти везде на выставке. Тогда к павильонам ВДНХ никто не относился, как к наследию. Это воспринималось очень утилитарно. Например, в этом зале располагалась экспозиция Каракалпакской ССР, автономии в составе Узбекистана. И одна из фресок здесь была выполнена всемирно известным архитектором Константином Мельниковым. В 50-е годы он осталься практически без работы, и брался за все. И в доме Мельникова нашлась расписка, которая ему была выдана за то, что он получил деньги за эту работу. А мы в нашем фотоархиве нашли фотографию этого панно. Конечно, само панно не сохранилось.

СМИ:

Фонтаны тоже исторические?

П. НЕФЁДОВ:

Сама гидросистема совершенно новая. Но расположение, идея — сохранены.

Модель функционирования выставки заключалась в том, чтобы часть павильонов рассказывала об отраслях промышленности, сельского хозяйства, а часть павильонов, которые находились в центре выставки, были полностью посвящены советским республикам и регионам России. У России был не один павильон, а целый ряд — в силу масштаба и разнообразия. Расположение павильонов довольно случайно, нет какого-то глубокого смысла. Но павильону Узбекистан повезло, потому что его фасад смотрит на юг. Это всегда солнечный павильон. Ощущение восточной сказки.