Информационный Центр Правительства Москвы
02 мая 2024, четверг, 17:36
Пресс-конференции

Пресс-тур на площадку реставрации храма святителя Николая на Трех Горах

В пятницу, 1 декабря 2023 года, состоялось пресс-мероприятие «Пресс-тур на площадку реставрации и восстановления исторического облика храма святителя Николая на Трех Горах» Мосгосстройнадзор завершает итоговую выездную проверку хода реставрации и восстановления исторического облика выявленного объекта культурного наследия – храма святителя Николая Чудотворца на Трех Горах

Пресс-тур на площадку реставрации храма святителя Николая на Трех Горах
фото: РИА Новости/Кирилл Калинников
Важное:

Завершена реставрация храма святителя Николая Чудотворца в Пресненском районе

Более 20 объектов в стадии реставрации находится под контролем Мосгосстройнадзора

Староста храма Николая Чудотворца на Трех Горах оценил работы по реставрации

Около 200 объектов принято после проведения реставрации в Москве с начала года

Пресс-тур на площадку реставрации и восстановления исторического облика храма святителя Николая Чудотворца на Трех Горах.

Спикеры:

Войстратенко Игорь Михайлович — председатель Комитета Государственного строительного надзора города Москвы;

Логинова Юлия  Алексеевна — заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы;

Гайгер Сергей Владимирович — староста храма святителя Николая Мирликийского на Трех Горах.

ИГОРЬ ВОЙСТРАТЕНКО:

Здравствуйте, дорогие друзья. Мы, можно сказать, заканчиваем серию пресс-туров в этом году. Это последний пресс-тур декабрьский. Вас всех — с началом зимы. И это непростой тур, мы проводим его в священном месте. Мы находимся на территории Пресненского района, который сам по себе является кладезем объектов культурного наследия. И вот, мы находимся в одном из них. Это храм святителя Николая Чудотворца на Трех Горах. Построен он был еще в XVIII веке. Пережил много перипетий, и, тем не менее, в большей своей части дожил до наших дней. И было решено провести в нем реставрацию.

Реставрационные работы начались в 2020 году после получения разрешения на строительство. В себе они сочетали огромное количество непростых работ, связанных и с усилением фундаментов, и даже с их заменой, например, на колокольне. Мы находимся в двухэтажном здании храма, а рядом еще расположена четырехъярусная колокольня. И это были достаточно серьезные, непростые работы по замене фундаментов. Кроме этого, были демонтированы конструкции купола, перекрытий, полов. Все они были заменены на железобетонные конструкции.

Мосгосстройнадзор на данном объекте провел девять проверок, и сейчас завершается последняя, которая подытожит все работы, которые здесь проводились в составе проекта. Техническим заказчиком данного объекта являлась подведомственная организация города Москвы Мосреставрация. Застройщиком являлась местная религиозная организация.

На сегодняшний день мы фиксируем, что работы завершены. Инженерные коммуникации, и новые, и те, которые пришлось восстанавливать, уже завершены, и сейчас работы уже за рамками проектной документации: роспись потолков, монтаж иконостаса и другие работы, связанные уже в большей степени не со строительным производством. Как вы заметили, данный объект реставрировался в непростых условиях, когда здесь не прекращались службы. Это тоже очень интересный и важный момент. После того, как мы закончим итоговую проверку, выдадим заключение о соответствии, технический заказчик обратится в наш Департамент культурного наследия, который и выдает разрешение на ввод. Теперь готов ответить на ваши вопросы.

ГРИГОРИЙ САХАДЖИ, ГАЗЕТА «МОСКВА. ЦЕНТР»:

Расскажите, пожалуйста, какие еще объекты культурного наследия находятся под надзором вашего ведомства?

ИГОРЬ ВОЙСТРАТЕНКО:

Всех не перечислишь. Это большой уже список. Их у нас 21. Если про основные сказать, которые на слуху, то, например, реставрация Центрального телеграфа. Теперь это будет многофункциональное здание с торговыми галереями, офисами, и даже для обычных посетителей и гостей столицы будет открыт внутренний дворик, который ранее был недоступен для населения. Кроме того, реставрируется кинотеатр «Ударник». Это на Якиманке, он был построен в 1931 году. Усадьба Воронцовых на юго-западе реставрируется. Там даже два объекта реставрации.

ЛИДИЯ СИМОЧКИНА, «ОКРУЖНАЯ ГАЗЕТА ЗЕЛЕНОГРАДА»:

Скажите, пожалуйста, сколько храмов ввели в эксплуатацию в 2023 году в Москве?

ИГОРЬ ВОЙСТРАТЕНКО:

На сегодняшний день введено семь храмов, общей площадью 13 тысяч квадратных метров. В основном, храмы строятся в тех районах, где идет застройка. Именно новодел для того, чтобы люди могли в шаговой доступности посещать духовные места.

ЕЛЕНА КРАСНОВА, ОКРУЖНАЯ ГАЗЕТА «НА ЗАПАДЕ МОСКВЫ»:

Уже завершилась реставрация храма в Филях. Можете ли Вы немного об этом рассказать, какие сложности были в работе?

ИГОРЬ ВОЙСТРАТЕНКО:

Подробности я вам, наверное, не скажу. Объектов очень много. Такие нюансы можно точечно посмотреть. Наше профильное управление может подробно вас проинформировать. В общих словах: там комплекс, насколько я помню. Была временная деревянная церковь, которая так и действует. Дом причта и непосредственно храм.

ЕВГЕНИЙ КАЛИНИН, «МОСКОВСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА»:

Скажите, пожалуйста, с чем связано плачевное состояние фундаментов?

ИГОРЬ ВОЙСТРАТЕНКО:

Это комплекс различных причин. Во-первых, какой материал использовался в те времена? Тогда, конечно, еще не было железобетонных конструкций, монолитов, материалов особой прочности. Кроме этого, наша геология, которая с годами менялась, потому что за это время даже культурный слой Москвы изменился, далеко не сантиметрами. Он менялся метрами. Определенное воздействие щелочной среды, грунтовых вод сделало свое дело, и произошло разрушение частичное, а где-то полное, участков фундаментов. Напоследок скажу, что у нас есть задел по храмам.

На сегодняшний день у нас выдано разрешение на строительство еще 10 храмов. Работа эта идет. Она на контроле. И недавно был попечительский совет, где эта информация была доведена. И работа у нас серьезная, она нацелена на духовное состояние наших жителей, и я надеюсь, что всем будет приятно посещать хорошие, красивые и добрые по своей энергетике храмы Православной Церкви.  

СВЕТЛАНА ВОЛКОВА, «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»:

Из задела можете хотя бы парочку храмов назвать?

ИГОРЬ ВОЙСТРАТЕНКО:

Сейчас не скажу, но в пресс-релизе мы вам дадим перечень.

СЕРГЕЙ ГАЙГЕР:

Первое упоминание о нашем храме — это первая половина XVII века, но та постройка, которую мы видим сейчас, это трапезная часть – вторая половина XIX века. Построена она на средства купцов Прохоровых, владельцев Трехгорной мануфактуры. Основная часть храма – четверик с тремя алтарями – это результат перестройки более древнего объема, который был осуществлен в 1900-1902 году архитектором Кайзером по проекту, который утвердил лично император Николай II.

Смысл и цель сегодняшней реставрации нашей заключается в том, чтобы вернуть нашему храму исторический облик по состоянию на 1902 год. Город совместно с нами этой цели успешно достиг. Убранство, полы, та часть столярных изделий, которые сейчас можно видеть, внешний облик – это одна из лучших, мне кажется, реставраций города Москвы. И с точки зрения исторической достоверности она абсолютна.

Какие работы были проведены: были укреплены фундаменты, было много вычинки и кирпичной кладки, и белого камня, потому что в советское время было очень много потеряно из-за того, что стены были оштукатурены цементом. И при демонтаже этой штукатурки были очень большие утраты и кирпичного слоя, и белокаменной штукатурки. Все это приведено в соответствие. Была разобрана колокольня, которая имела даже небольшой крен и была, если не в аварийном состоянии, то приближалась к этому. Мы укрепили основание колокольни и возвели новую постройку.

Службы у нас в храме, несмотря на такой напряженный график реставрации и на большое количество и шума и работ, не прекращались. Мы нашли контакт с генподрядчиком и смогли построить работы таким образом, что у нас было время для того, чтобы проводить службы, молебны и тому подобное – весь тот объем богослужений, которые мы должны были проводить, мы проводили. Сейчас, слава Богу, все подходит к завершению. Вы все прекрасно видите сами. Получилось просто потрясающе. Мы можем восстановить ежедневный график богослужений в том виде, в каком он всегда был в нашем храме.

Хотел бы выразить огромную благодарность Департаменту культурного наследия, мэрии Москвы и представителям Мосгосстройнадзора за человеческое и теплое отношение. Всему городу и лично Сергею Семеновичу, спасибо огромное.

СВЕТЛАНА ВОЛКОВА, «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»:

Скажите, пожалуйста, за время работ были какие-то археологические находки у Вас интересные? Или вы наши что-то, что считалось утраченным в храме?

СЕРГЕЙ ГАЙГЕР:

По археологии у нас все было достаточно скромно, так как территория храма была несколько раз перекопана. После закрытия это был Дом культуры имени Павлика Морозова. Потом на некоторое время постройку передали Трехгорной мануфактуре. Потом восстановили богослужения и отдали храм приходу церкви на Ваганьковском кладбище. Поэтому тут под культурным слоем все небогато.

СВЕТЛАНА ВОЛКОВА, «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»:

А росписи, которые здесь, изначально были? Вы просто восстановили?

СЕРГЕЙ ГАЙГЕР:

Росписи, которые изначально были, о них информации не сохранилось. Ни в архивах, нигде. Поэтому мы делали росписи по историческим аналогам начала XX века. Это русский модерн. Думаю, все это заметили.

ЮЛИЯ ЛОГИНОВА:

Мы с вами находимся на выявленном объекте культурного наследия, храме святителя Николая Чудотворца на Трех Горах. Все мы очень ждали этой реставрации. К сожалению, в XX веке церковь перестала существовать в этом объекте, и он был сильно перестроен под Дом культуры имени Павлика Морозова. И вплоть до 1992 года о том, что это здание храма, сказать было очень сложно. И только в 2000 году была выполнена реконструкция с частичным восстановлением исторического облика. После этого храм зажил новой жизнью.

Нынешняя реставрации, ее первый глобальный этап, который пройден, – это реконструкция объекта с воссозданием его исторического облика. Здесь восстановлена колокольня, удалена более поздняя штукатурка, восстановлена кирпичная кладка. Возвращен именно тот исторический вид, который задумывался автором этого памятника.

Второй этап – это завершение работ в рамках отдельного цикла по нашему разрешению, по приспособлению объекта: установление иконостаса, завершение работ в части живописи. В следующем году работы будут завершены, и мы сможем с вами встретиться здесь для обсуждения не только технических работ. Тогда уже начнутся плановые богослужения.

В настоящее время на территории Москвы развернулась глобальная работа по восстановлению объектов культурного наследия, и на настоящий момент порядка 500 объектов проходит реставрацию. Это и объекты гражданской архитектуры, объекты промышленного наследия, усадьбы, объекты монументального искусства. Все они реставрируются за счет средств городского бюджета, федерального бюджета, а также за счет частных инвестиций.

ЕЛЕНА КРАСНОВА, ОКРУЖНАЯ ГАЗЕТА «НА ЗАПАДЕ МОСКВЫ»:

Можете рассказать про церковь Покрова в Филях? Как там проходила реставрация? Она уже завершена?

ЮЛИЯ ЛОГИНОВА:

Да, там были полностью завершены работы по фасадам. Работы выполнены за счет средств бюджета города Москвы. Недавно были сняты строительные леса, и храму вернулся исторический вид.

ЕЛЕНА КРАСНОВА, ОКРУЖНАЯ ГАЗЕТА «НА ЗАПАДЕ МОСКВЫ»:

Сложности какие-то были?

ЮЛИЯ ЛОГИНОВА:

В этом храме в оформлении фасада в большом объеме использован белый камень. Этот материал очень сложен и привередлив в реставрации с точки зрения структурных элементов, стыковки поверхности. Там белый камень использован в большом объеме в декоре, в элементах, в подоконниках. И основное тело храма сделано из кирпичной кладки. В этом храме мы проводили только реставрацию фасадов, никаких работ в интерьерах на данный момент мы не вели.

СЕРГЕЙ ГАЙГЕР:

Подклет середины XIX века. 1860-е годы, когда была построена трапезная. Мы нашли уровень исторического пола, восстановили, где-то была вычинка, где-то докомпановка, это все видно. Проведена кропотливая работа. Получилось очень красиво. Часто в подклете жили псаломщики, возможно, какие-то склады были. В XVII веке этого помещения не было. Это помещение второй половины XIX века. Это были хозяйственные помещения храма.

СМИ:

Если в процентном соотношении смотреть, какой здесь процент сохранности?

СЕРГЕЙ ГАЙГЕР:

Здесь очень высокий процент сохранности. В этом помещении – 80 %.

СМИ:

Это самый большой храм в Москве?

СЕРГЕЙ ГАЙГЕР

Нет, мы пятый храм в Москве. Больше нас Храм Христа Спасителя, Елоховский Собор, Церковь Мартина Исповедника и Большого Вознесения.

СМИ:

У Вас в храме есть Дом причта?

СЕРГЕЙ ГАЙГЕР:

Да, у нас есть Дом причта. Он не реставрировался. Реставрировался только храм. У нас много занятий и активностей. Спортивный клуб, боксерская секция, швейная мастерская, занятия для людей с особенностями развития. Это все в приходском доме.

СМИ:

Раньше этой скульптуры не было. Расскажите, чья это работа и где ее планируется установить?

СЕРГЕЙ ГАЙГЕР:

Это одна из последних работ скульптора Вячеслава Клыкова, Святитель Николай. В храме она находится временно. Скульптура будет установлена на территории нашего храма

СМИ:

Сколько она весит, неизвестно? Какая высота?

СЕРГЕЙ ГАЙГЕР

Высота около двух метров восьмидесяти сантиметров. Вес мне неизвестен.

СМИ:

А из чего она сделана?

СЕРГЕЙ ГАЙГЕР»

Бронза.