Информационный Центр Правительства Москвы
24 апреля 2024, среда, 01:32
Пресс-конференции

Пресс - конференция «Спасатели и пожарные столицы - хранители героических традиций (Ко Дню героя России)»

4 декабря состоялась пресс-конференция «Спасатели и пожарные столицы - хранители героических традиций (Ко Дню героя России)».

Пресс - конференция «Спасатели и пожарные столицы - хранители героических традиций (Ко Дню героя России)»
Важное:

Порядка 24 тысяч выездов совершено пожрано-спасательными подразделениями столицы в 2019 году

Более чем на 20% снизилось количество происшествий на водных объектах Москвы в 2019 году

В 2019 году силами Московского авиационного центра ликвидировано 8 серьезных пожаров

Более 800 вылетов было совершено специалистами МАЦ по медико-санитарной эвакуации в 2019 году

ВЕДУЩАЯ

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию на тему: «Спасатели и пожарные столицы - хранители героических традиций (ко дню героя России)».

В пресс-конференции принимают участие Мирмовсум Вагиф Мирмовсумович, заместитель руководителя Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы, Давидюк Сергей Александрович, первый заместитель начальника ГКУ «Пожарно-спасательный центр» города Москвы, Ежов Сергей Николаевич, начальник ГКУ «Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах», Святенко Кирилл Витальевич, директор ГКУ «Московский авиационный центр», Клемехин Максим Александрович, командир воздушного судна 1 эскадрильи летного отряда ГКУ «Московский авиационный центр», Санников Сергей Владимирович, врач анестезиолог-реаниматолог, заведующий отделением специализированной (санитарно-авиационной) скорой помощи медицинской службы ГКУ «Московский авиационный центр», Заболоцких Алексей Леонидович, спасатель 1 класса ГКУ «Московская городская поисково-спасительная служба на водных объектах», Милованов Виктор Геннадьевич, спасатель ГКУ «Московская городская поисково-спасительная служба на водных объектах» и Солопов Алексей Святославович, пожарный 1 класса ГКУ «Пожарно-спасательный центр» города Москвы.

Передаю слово Вагифу Мирмовсумовичу Мирмовсумову. 

В.М. МИРМОВСУМ

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня наша встреча посвящена будущему празднованию Дня героев Отечества и Дня спасателя Российской Федерации. Эти два праздника перекликаются между собой потому, что сегодня, суть профессии спасателя такова, что эти люди практически каждый день проявляют героизм, т.е. круглосуточно помогают предотвратить различные последствия, спасают в случае возникновения ЧС, ДТП, пожаров. Все это мы видим на территории города. Поэтому, это герои в мирное время, люди, выбравшие профессию пожарного и спасателя можно назвать героической, т.е. эти люди очень часть рискуют своей жизнью ради спасения других жизней.

Исторически эти даты связаны между собой тем, что профессии спасателя и пожарного исходят из тех времен, когда эти люди еще так не назывались, но выполняли свою роль, в т.ч., когда мы испытали страшные последствия в годы Великой Отечественной войны. Так, ими было обезврежено более 40 тыс. зажигательных бомб, потушено около 2 тыс. пожаров и возгораний. Пожарные Москвы отстояли от огня 203 промышленных предприятия, 384 крупных жилых домов, 179 учреждений культуры и здравоохранения. Были спасены Государственная библиотека им. В.И. Ленина, комплекс зданий МГУ, издательства газет «Правда», «Известия», завод «Динамо» и другие объекты. Они помогали в эвакуации пострадавших.

Сейчас наши пожарные и спасатели – это воплощение тех людей, многих из которых с нами нет. Мы вспоминаем о них, особенно в преддверие годовщины 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Это люди,  которые совершали подвиг, проявляли героизм. В результате мы живем в стране, в которой ценности воплощены в том, что мы с вами можем чувствовать себя свободно и независимо. 

Хотелось бы остановиться на нашей деятельности. У нас сейчас активно развивается спасательная служба, совершенствуется ее деятельность. Благодаря принятой Правительством Москвы программе «Безопасный город» у нас ежегодно поступают на вооружение новейшие образцы техники, спасательное оборудование, оснащение. Это и водолазное оборудование и техника, которая применяется на воде. Вы неоднократно могли видеть эту технику и показательные мероприятия, которые мы часто проводим, в т.ч. на значимых городской мероприятиях, где мы стараемся демонстрировать наши возможности, деятельность. Это и оборудование уникального центра МАЦ, который выполняет и медицинскую функцию – эвакуируют пострадавших с трудноудаленных территорий и доставляют их в медицинские учреждения для скорейшего оказания помощи. 

Наши спасатели участвуют в обеспечении крупных федеральных и городских мероприятий. Часто мы можем их увидеть при проведении занятий, тренировок, где они совершенствуют свою деятельность. 

Здесь присутствуют руководители 3 основных учреждений в системе Департамента, представители наших аварийно-спасательных служб и пилоты, Московского авиационного центра. Предлагаю сказать несколько слов о своей деятельности А.Л. Заболоцких.

А.Л. ЗАБОЛОЦКИХ

Спасибо большое. Здравствуйте. Работаю в Поисково-спасательной службе уже 7,5 лет. За время службы было 13 спасений. За последний весенне-летний и зимний период было спасено уже 2 человека. В нашей службе работают профессионалы-спасатели, не зависимо от класса, все грамотные специалисты. 

Хотел остановиться на одном случае, когда в августе гости столицы, не понимающие, что на водоемах есть глубокие места и водовороты, заплывают в такие места. Наблюдая за купающимися на пляже, на воде, обнаружил, что человек начал тонуть. При выходе по тревоге – 20-30 секунд, - он уже успел уйти на дно. Глубина того места достигала 3 метра. Нырнули, подняли – в комплекте №1, потому что времени надевать водолазное снаряжение, не было. Было 3 спасателя на катере, готовили водолазное оборудования. Я, в комплекте №1, погрузившись на 3 метра, достал пострадавшего. Пока я передавал его на катер, спасатели тут же приступили к реанимационным действиям, потому что жизнедеятельность человека уходила: остановилось сердце, не было дыхания. Здесь все нужно делать быстро. Мы оживили его за полторы минуты, восстановили дыхание. В сознание он пришел, когда мы привезли его на базу, где были медики, с которыми мы отправили его в больницу. В таких случаях нужно действовать быстро, четко и грамотно. 

ВЕДУЩАЯ

Спасибо. Передаю слово Санникову Сергею Владимировичу, врачу анестезиологу-реаниматологу, заведующему отделением специализированной (санитарно-авиационной) скорой помощи медицинской службы ГКУ «Московский авиационный центр».

С.В. САННИКОВ

Московский авиационный центр существует с 2008 года. После получения лицензии и создание медицинской службы, с 2009 года, уже стали летать и оказывать медицинскую помощь. 

Хочу поделиться случаем, который был в этом году. В июне 2019 года поступил вызов на площадку больницы №15. Повод – массовое ДТП, поселение Полесье. Это отдаленная точка, близко к Калужской области. Лететь было далеко и точное место указано не было. В течение 5 минут уже поднялись в воздух и долетели за 20 минут. На месте, с воздуха, ДТП не увидели. Но один из членов экипажа подсказал, что знает это место и ближайший путь к поселку идет сквозь лес, по шоссе. Стали летать над лесом и заметили небольшое скопление машин, но место ДТП явным не было. Летчики нас высадили на небольшом отдалении и мы были готовы бежать до места, взяли необходимое оборудование, щит, стали выдвигаться. Тут подъехала попутная машина, водитель которой сказал, что наблюдал большое ДТП на отдалении, с выездом машин в кювет. Он помог нам доехать до места. Когда мы прибыли, медицинских служб на месте еще не было. Действительно, оказалось лобовое столкновение 2-х автомобилей с последующим выездом в кювет, и так же столкновение одной из машин со столбом. Один пациент был достаточно тяжелым, в зажатом состоянии. Вытащить его никак не могли и ему стали оказывать помощь. Здесь понадобились навыки спасателя. Отодвинув сидение, с заднего сидения задвинули щит и смогли его вытащить. К этому моменту подъехали наземные медицинские службы и пациента погрузили в машину, начали лечить.  Пациент тяжелый, 29 лет, ушиб мозга, множественные переломы конечностей. На машине доставили к вертолету «ВК 117» и полетели на место госпитализации – Институт Склифосовского. Остальным пациентам помощь была оказана на месте. В течение 25 минут долетели до больницы. В стабильном тяжелом состоянии пациент был сдан в больницу. Тем самым, спасли пациента. 

ВЕДУЩАЯ

Спасибо большое. Передаю слово Клемехину Максиму Александровичу, командиру воздушного судна 1 эскадрильи летного отряда ГКУ «Московский авиационный центр».

М.А. КЛЕМЕХИН

Спасибо. В Московском авиационном центре я работаю с 2015 года. До этого времени тоже летал спасательной авиацией. Очень много летал в горах, выполнял авиационно-спасательные работы, авиационно-строительные работы. Одним словом, к моменту прихода в МАЦ имелся кое-какой опыт, который для стартового момента был достаточен, чтобы начать работу в этом центре. В нашем центре создана уникальная система подготовки летных кадров, которая позволяет очень быстро и квалифицированно подготовить пилотов к решению специфических задач, которые необходимо выполнять в Москве, в условиях высокоэтажной застройки со сложной инфраструктурой, где не просто выбрать места для забора воды при пожаротушении. В этой связи сейчас у нас набрана великолепная команды высококлассных пилотов, которые могут решать практически любые задачи, которые могут быть поставлены руководством и ситуационно, т.е. штабом, каких-либо ЧС. Можно смело выполнять задания в любое время дня и ночи. В данный момент мы уже готовы выполнять в любое время дня и ночи эти задачи. 

Пожары, на которые привлекается авиация, не так часты, поскольку должны иметь очень большую площадь. По решению штаба руководства тушения пожара это должны быть обстоятельства, при которых применение авиации должно быть целесообразным и безопасным. Наиболее характерными за данный год были 2 пожара. Первый случай - 3 августа 2019 года, ул. Дубининская д.41 стр.4. Это недалеко от Павелецкого вокзала,  многоэтажное здание. Возгорание имело площадь более 5000 квадратных метров. Рядом находилась автозаправочная станция и плотная застройка высокоэтажных жилых домов. Все это сопряжено с очень высоким уровнем сложности выполнения тушения таких пожаров. Для пилотов в данных условиях основополагающим является опыт и школьная подготовка, которая должна быть четко прописана в его сознании – выбор высоты и скорости сброса воды или гасящей жидкости (мы не всегда тушим водой, поскольку у нас есть новшества, которые позволяют тушить пожары и горюче-смазочных материалов, соответственно, туда добавляются определенные примеси). Опыт летного состава позволяет в кратчайшее время определить ту скорость и высоту, с которой необходимо в данных конкретных условиях сбрасывать огнегасящую жидкость. На Дубининской приходилось довольно высоко заходить, чтобы выполнять охлаждение рядом стоящих зданий, чтобы огонь не перебросился с основного пожара и не приобрел развитие на рядом стоящих жилых домах. На этом пожаре экипажи проявили, я считаю, очень высокое мастерство, выполнив в довольно сложных условиях 41 слив, при этом – 205 тонн. Этот слив может иметь как положительный эффект, так и отрицательный. В данной ситуации пожар был локализован без фатальных последствий, которые мог бы приобрести, учитывая рядом расположенные жилые здания и автозаправочную станцию.

Второй пожар – это 7 сентября этого же года. Он имел совершенно другую конфигурацию. Это пожар, который начался и проходил в торце взлетно-посадочной полосы Внуково, с курсом 60 градусов. Горел склад твердых бытовых отходов. Это сопоставимо с горением торфяных пожаров. Его очень сложно пролить, поэтому пилотам приходится выполнять очень высокую интенсивность слива. Этот пожар не представлял фатальной опасности для жизни людей или строений, но находясь в торце  взлетно-посадочной полосы такие пожары имеют очень высокую степень дымообразования. Он не так сильно горит, сколько дымит. В такой ситуации он создает помеху для визуального захода заходящих на посадку судов, т.е. прямую угрозу безопасности полетов данного аэропорта. В данном случае экипажам требовалось в максимально сжатые сроки максимальное  количество сбросов воды. На этом пожаре были продемонстрированы наши самые лучшие качества. В течение 1,5 часов было выполнено 75 сливов, что соответствовало 375 тоннам воды.  Это рекорд своего рода. Пожар был локализован в кратчайшее время. Экипажи быстро ушли с посадочного курса. Выполняя эту задачу в непосредственной близости от заходящих бортов – это тоже требовало высокой точности и последовательности отработанных действий, которые мы отрабатываем изо дня в день. Таким образом, МАЦ в очередной раз смог доказать свою эффективность для своего непосредственного применения. Считаю, что летный состав, выполнив эти задачи, пополнил свой багаж знаний, который будет обобщен и доведен для обучения нашего подрастающего поколения пилотов. Спасибо. 

ВЕДУЩАЯ

Спасибо. Передаю слово Милованову Виктору Геннадьевичу, спасателю ГКУ «Московская городская поисково-спасительная служба на водных объектах».

В.Г. МИЛОВАНОВ

Спасибо. Московская городская поисково-спасительная служба на водных объектах. Нашим спасателям приходится постоянно проявлять отвагу и мужество для спасения. Был один случай к этом году, который очень хорошо запомнился. Спасал девочку, которая разрезала себе руку. На раздумья было очень мало времени. Взял кровоостанавливающие салфетки, наложил жгут, остановил кровь, вызвали «Скорую помощь». Девушка была передана бригаде «Скорой помощи» и ее увезли в больницу. После этого приходили родители, благодарили, говорили, что все обошлось, рука восстановилась полностью. Благодаря профессиональным действиям наших спасателей в этот день такой случай хорошо запомнился в этом году. А так, в этом году было около 5 спасений, в которых я участвовал непосредственно. 

ВЕДУЩАЯ

Спасибо большое. Передаю слово Солопову Алексею Святославовичу, пожарному 1 класса ГКУ «Пожарно-спасательный центр» города Москвы.

А.С. СОЛОПОВ

Здравствуйте. Я работаю в пожарно-спасательном отряде №206 Пожарно-спасательного центра с 2013 года. В пожарной охране я уже более 20 лет. Опыт работы имеется. Часто провожу смены. У нашего отряда большая сфера деятельности: тушение пожаров, ДТП, ликвидация ЧС техногенного и природного характера. Так же, выезжаем с социальной помощью. В общем, везде, где нужна помощь людям, везде мы. Помогаем и на водных объектах – в этом году у нас создана мото-группа, т.н. пожарно-спасательные мотоциклы. Это расчеты быстрого реагирования, которые способны в кратчайшее время прибыть и оказать помощь, как на дороге, так и на водных объектах и т.д.
Раз речь идет о героях, каких-то случаях, хочется описать конкретный случай, который произошел в 2019 году, в Новой Москве, г. Московский. 5 июля поступило сообщение о возгорании автомобиля. Изначально мы ехали тушить автомобиль. Это рядовой случай – автомобили часто горят как во дворах, так и при ДТП, на улице. Но когда мы прибыли на место, картина была совсем другая. Горела автогазозаправочная станция. Она была за металлическим забором. Ну, если его можно так назвать – там металлопрофиль, фольга. Рядом находился торговый центр, в котором было более 1000 людей. Так же, в непосредственной близости остановка, светофор, дорога, машины останавливаются. По прибытии факелом горела одна из емкостей – автоцистерна подъехала перекачивать в емкости газ и при перекачке, по всей видимости, были нарушены правила охраны труда, возникла искра и произошло воспламенение газа. От этого загорелась емкость. Факел шел высотой в 3-4 этажа. Гул шел такой, что уши закладывало. Тепловое излучение было метров на 20. Подойти было вообще не возможно. В моей практике такой пожар был в первый раз. Было много пожаров, и нефтяные, было все, но такой – первый раз. Поэтому, как тушить такие пожары я знал только в теории. Было очевидно, что горящая емкость угрозы взрыва не представляет, потому как давления такого нет. Угрозу взрыва представлял собой автомобиль с емкостью, который перекачивал. Емкость была 20 кубов и более половины ее была полной со слов работников заправки. Было очевидно, что угроза взрыва очень серьезная. Рядом люди, автомобили, как всегда, куча зевак с сотовыми телефонами, которые осложняют работу, и не только нам, а всем экстренным службам. Так что занимались еще и тем, что их отводили в сторону. Было принято решение – ранг пожара был повышен до №2, потому что нужны были дополнительные силы и средства, чтобы обеспечить тушение пожара и эвакуацию людей из торгового центра. В общем, от цистерны, на которой находился наш расчет, было принято решение подать лафетный ствол. Он отличается тем, что у него есть возможность с дальнего расстояния – в данном случае нужно было охлаждать емкость, не давать загореться емкости автомобиля. Эту задачу мы выполнили. Затем прибыли дополнительные силы и стало попроще, вода, и т.д. Вторым расчетом была организована эвакуация людей, как правило, самовыходом из ТЦ. Паники никакой не было. Люди вышли нормально, адекватно.  Там было 900 человек. Мы с пожаром справились. Та смена, те ребята, которые работают со мной плечо к плечу, проявили героизм, профессионализм. Я горд, что с ними работаю.

ВЕДУЩАЯ

Вагиф Мирмовсумович, мы сейчас услышали отдельные случаи спасения. С какими успехами и достижениями комплексно вы подходите к профессиональному празднику – Дню спасателя РФ?

В.М. МИРМОВСУМ

Это очень интересный вопрос. Спасибо за него, потому что это оценка нашей деятельности. Каждый год мы подводим итоги, анализируем, что мы достигли в этом году. 

В этом году мы испробовали новую тактику в Москве, учитывая, что в отдельные часы транспортная ситуация осложняется, возникает пик пробок. Мы ввели расчёты быстрого реагирования на мототранспорте. Как коллеги уже говорили, это позволяет решать 2 задачи: оперативно пребывать и оказывать помощь, в т.ч., медицинскую, до прибытия основных сил. Второе достижение – мы сейчас активно развиваем систему добровольчества в городе. Привлекаем добровольцев к нашей деятельности. В этом активно участвуют студенческие формирования, сейчас развивается юношеское движение. Для этого мы пропагандируем профессию спасателя, пожарного, проводим разные соревнования. Это находит свой отклик – очень много людей желают, - это подростки и даже дети, - присоединиться к этому движению и оказывают нам посильное содействие, особенно, среди общественных организаций. Многие из них уже аттестованы и действуют в качестве  общественных аварийно-спасательных формирований. Так же, у нас продолжается переоснащение. Мы участвуем в выставках, таких как, например, «Комплексная безопасность», которые показывают новинки техники, оборудования, которые помогают активно тушить пожары, проводить работы и обеспечивают безопасность спасателей и пожарных от опасных факторов. Эти новинки мы активно внедряем и экипируем свои подразделения.

Я бы хотел предоставить слово своим коллегам. Они скажут пару слов о наших перспективах. Вот Давидюк Сергей Александрович, первый заместитель начальника ГКУ «Пожарно-спасательный центр» города Москвы.

С.А. ДАВИДЮК

Спасибо. Здравствуйте. Начиная выступление, хотел бы сказать про пожарно-спасательную составляющую. В 2019 год для работников Пожарно-спасательного центра Москвы запомнился двумя важными в истории пожарной охраны датами - 370 лет Пожарной охране России и 215 лет Пожарной охране Москвы. Но нашему Центру 11 лет. За прошедшее десятилетние сотрудники центра спасли более четырех тысяч жизней. 

Центр был создан Постановлением Правительства Москвы в 2008 году для повышения пожарной безопасности в городе и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, оказания помощи при несчастных случаях.  Тогда он насчитывал только 3 отряда и на дежурство заступало 20 человек. Сегодня специализированных подразделений в Пожарно-спасательном центре - 37, а на ежедневном дежурстве — более 500 сотрудников. Сотрудники ГКУ «ПСЦ» обеспечены самым современным рабочим оборудованием и средствами личной защиты, чтобы пожарные могли максимально приблизиться к очагу пожара и своевременно приступить к тушению. На вооружении у них передовая пожарно-спасательная техника.

Столичный пожарно-спасательный центр расширяется параллельно с Москвой, увеличивается количество пожарных депо, особенно в ТиНАО. В этом году открыты и поставлены на дежурство пожарно-спасательный отряд №308 (поселок Шишкин лес) и ПСО №310 (поселение Клёновское).

В следующем году планируем ввести в расчет пожарные депо в пос. Киевский, Московский и на улице Академика Анохина.

Также постоянно расширяется парк спецтехники, необходимой для работы в Москве. Мы всегда учитываем специфику районов выезда. Каждый район по-своему особенный: производственный, «высотный», где-то преобладают подземные сооружения и тоннели. Поэтому мы изначально рассредоточиваем спецтехнику по городу так, чтобы именно она была полезна для ликвидации наиболее возможных происшествий в определенном районе. Например, в новом пожарно-спасательном отряде №310 в ТиНАО на вооружении отряда есть также снегоболотоход и вездеход.

В этом году свою эффективность доказали расчеты быстрого реагирования на пожарно-спасательных мотоциклах ГКУ «ПСЦ».

С мая 2019 года на базе 4-х пожарно-спасательных отрядов ГКУ «ПСЦ» в районах Пресненский, Бирюлево-Восточный, Внуково, г. Зеленоград функционируют 11 расчетов быстрого реагирования на 22 пожарно-спасательных мотоциклах. Благодаря такому расположению, пожарные мотогрупп могут осуществлять патрулирование по всей территории Москвы, чтобы оказаться первыми на месте происшествия и оперативно и точно передать информацию, вызвать необходимые дополнительные силы, и сразу приступить к оказанию помощи.

С начала мотосезона с 1 мая 2019 года расчёты быстрого реагирования совершили 1821 выезд на патрулирование, пожары, ДТП и происшествия социального характера. При этом спасли 12 человек и помощь оказали 28 людям.

В целом, в этом году пожарно-спасательные подразделения ГКУ «ПСЦ» совершили 24 012 выездов, из них 3395 на тушение пожаров и 20 617 на различные происшествия, в том числе для ликвидации последствий ДТП выезжали 1149 раз и 14230 раз для оказания социальной помощи, спасли 198 человек и оказали помощь 58 людям.

В среднем за сутки подразделения ГКУ «ПСЦ» осуществляют более 100 выездов.

Поставленные задачи на 2019 год наши сотрудники всецело выполняют, и мы в дальнейшем будем стремиться к этому. Спасибо.

В.М. МИРМОВСУМ

Хотел дополнить. Традиционно в конце года мы празднуем День спасателей. Мы в обычной жизни не сталкиваемся со спасателями. Сталкиваемся, только когда попадаем в затрудненную ситуацию или, не дай бог, что-то случилось. Не каждый, к сожалению, может быть спасателем. Это специфическая деятельность. Это специально подготовленный, обученный человек. Мы традиционно чествуем в День спасателей своих сотрудников, спасателей, пожарных. В нашем сообществе очень много людей оцененных по своим заслугам. У нас 128 человек награждены государственными наградами за спасения жизни, 43 сотрудника имеют звание Почетный пожарный и Почетный спасатель Москвы. Эти почетные звания устанавливаются Мэром Москвы. Более тысячи наших сотрудников награждены ведомственными орденами и медалями Минобороны, МЧС, МВД и других ведомств. Наши коллективы очень достойные. Всегда присутствует такой метод, что более старшие коллеги передают свой опыт младшим. Это стало традиционным, потому что все это движение зарождалось очень давно. Просто тогда не было ни спасателей, ни пожарных.

В завершение хотел сказать, что мы сейчас активно привлекаем граждан, студентов, тех, кто хочет получить эту профессию. Это профессия мужественных людей, самоотверженных, умеющих принимать решения в важный, ответственный момент, и умеющие рисковать, когда того требует ситуация. Спасибо.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо. Я бы хотела передать слово Ежову Сергею Николаевичу, начальнику ГКУ «Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах».

С.Н. ЕЖОВ

Спасибо большое. Добрый день, уважаемые коллеги. 

Государственное казённое учреждение города Москвы «Московская городская поисково-спасательная служба» является составной частью сил Московской городской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МГСЧС) и относится к силам постоянной готовности.

История Московской спасательной службы на воде берет свое начало с 19 мая 1875 г., когда открыл свою деятельность Московский округ Общества подаяния помощи при кораблекрушениях (в дальнейшем переименованный в Московский округ Императорского Российского общества спасания на водах). 19 мая следующего года мы будем праздновать юбилей – 145 лет. Думаю, мы разработаем программу и пригласим вас, уважаемые СМИ, на наш праздник.

К 1900 году в Москве и ее окрестностях, в непосредственном ведении Округа находились 11 спасательных станций и 72 спасательных поста (ПСС «Карамышево» - 1895 г., «Косино» - 1894 г., «Строгино» - 1899 г., «Крымский мост» - 1877 г.). На месте этих ПСС находятся современные ПСС, а ПСС «Серебряный Бор» и сейчас располагается в здании, построенном в 1901 году именно как спасательная станция.

Мы до сих пор используем наш 145-летний опыт работы. У нас есть средства и оборудование, еще то, примитивное, которое создавалось в прошлые века,  которые мы используем до сих пор – такие, как «конец Александрова», спасательный круг. Но благодаря Правительству Москвы мы оснащаемся очень современными, быстрыми, скоростными средствами спасения на воде.  Но главная наша сила – это наши люди. Сейчас они здесь выступали и очень скромно о себе говорили. Вот Милованов Виктор Геннадьевич только в этом году лично спас 5 человеческих жизней. Заболоцких Алексей Леонидович спас 13 человек за время своей работы в МГПСС. Мы должны быть благодарны за его работу. 

Московские спасатели на водных объектах очень ограничены во времени. Человек может находиться под водой, чтобы потом вернуть его к жизни, не более 6 минут. У нас очень жесткие нормативы. При объявлении спасательной тревоги в течение 30 секунд наш катер со спасателями, с водолазным и спасательным оборудованием, обязан отойти от пирса к месту происшествия. Во время перехода спасатели должны  одеться в водолазные костюмы,  подключиться, провериться и сразу по подходу к месту происшествия опуститься под лед, ночью, в дождь, в снег, в любую непогоду, в любую температуру.  Это достигается только хорошей подготовкой. Ежечасно, ежесуточно они отрабатывают свою боевую готовность, отходы по тревоге, изучают новые методы спасения, новую технику и спасибо им за это. 

В этом году мы спасли 117 человек на водных объектах г. Москвы. Сравнивая с население города это не так, может быть, и много. Тем более, у нас уменьшается количество спасений. В прошлом году мы спасли 160 человек, т.е. на 27 % меньше, чем в этом. Это говорит, в первую очередь, о хорошей профилактической работе, которая ведется сидящими перед вами спасателями. У нас постоянно осуществляются патрулирования, с утра до позднего вечера, на плавсредствах, пешее патрулирование, по льду. Не смотря на любую непогоду, они выходят патрулировать, проводят профилактическую работу, раздают листовки, сообщают номера телефонов наших ПСС, по которым можно обратиться к спасателям для оказания помощи. За счет правильно проведенной профилактической работы мы уменьшаем количество происшествий на воде, количество спасения. Спасибо, в первую очередь, подготовке спасателей. 

193 человека получили первую помощь. Виктор Геннадьевич рассказывал, как он спасал. Фактически, девочка должна была потерять руку или умереть от не останавливаемого кровотечения. Благодаря его действиям она осталась и живая, и сохранили руку. Там рана была очень глубокой, вена была перерезана. Все это благодаря личной подготовке.

Осуществлен 51 выезд на аварийно-спасательные и другие неотложные работы (в 2018 г. − 49 выездов, в 2017 г. − 59 выездов). Водолазы поисково-спасательного водолазного отряда в 2019 году осуществили 73 поисковые работы.

Кроме людей, мы спасаем еще и животных. В этом году спасены лисица, 8 собак, 3-или 4 кота, которые, попав в оду, не могли выкарабкаться из-за высоких набережных. Спасибо жителям, которые сообщают вовремя нам на станцию. Мы реагируем по спасательной тревоге, нам все равно, человек в воде или животное. В прошлом году даже вытащили лося, который упал в водоем и не мог выбраться на набережную. Мы совместно с пожарно-спасательным центром и МВД вытаскивали лося. Все это говорит о том, что наши спасатели готовятся к любым неожиданным ситуациям, чтобы оказать помощь на воде всем, кто терпит бедствие на воде. Спасибо за внимание. 

ВЕДУЩАЯ

Спасибо. Передаю слово Святенко Кириллу Витальевичу, директору ГКУ «Московский авиационный центр».

К.В. СВЯТЕНКО

Спасибо. Коротко о Московском авиационном центре – он создан более 16 лет назад с целью обеспечения жизнедеятельности города, предупреждения и ликвидации последствий ЧС при использовании авиационных технологий. 

На вооружении в МАЦ находится 10 вертолетов разнообразных классов, которые выполняют задачи как санитарной авиации, так и по тушению пожаров и другие задачи по обеспечению жизнедеятельности города. 

В 2019 году я хочу отметить 2 знаковых явления. Первое - в феврале 2019 года в Московском авиационном центре создан своеобразный спасательный спецназ - служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения для деблокировки и спасения людей в случаях серьезных ДТП, крупных ЧС с участием транспорта, поиска потерявшихся в лесу и эвакуации пострадавших из труднодоступных мест способом беспарашютного десантирования. Мы являемся силами постоянной готовности.

Второе знаковое событие - с февраля этого года впервые организовано круглосуточное дежурство санитарных вертолетов при ГКБ № 79 им. С.С. Юдина. 

Круглосуточная работа вертолета требует определенной подготовки именно при полетах над мегаполисом, потому что ночные полеты сильно отличаются от полетов днем, поскольку из-за засветок от города очень трудно наблюдать те препятствия, которые возникают. Здесь требуются специальные навыки и умения. 

За 10 лет существования санитарной авиации в Москве было спасено выше 6 тысяч человек. За это время мы совместно с Департаментом здравоохранения Москвы не потеряли в воздухе ни одного пациента.  Только в этом году выполнено более 800 вылетов по медико-санитарной эвакуации. Интенсивность полетов достаточно высокая. Госпитализировали где-то 650 человек. 

Никто никогда не знает, когда произойдет ЧС, где случиться пожар, у кого, не дай бог, случиться инфаркт или инсульт или другая беда приключиться с человеком. Поэтому наша основная задача – быть в постоянной готовности к реагированию. Нормативы по реагированию, по прибытию достаточно жесткие: мы должны вылететь через 5 минут после получения вызова. Это для санитарных задач. Мы должны прибыть в любую точку Москвы в пределах 12-15 минут. Чтобы эти нормативы выдерживать, оказывать помощь, мы вынуждены постоянно тренироваться, быть в готовности. Режим работы, который установлен в МАЦ, очень простой – это 24 часа в сутки 7 дней в неделю, 24/7. В таком режиме мы работаем и будем работать с единственной целью – с целью оказания помощи населению г. Москвы, жителям г. Москвы. 

Все, что касается применения авиационных технологий, вертолетов над городом – мы эти технологии будем развивать и дальше, применять новые методы. Надеюсь, вы о них будете узнавать, показывать. Потому что если вы видите вертолет, который летит на городом, вы знаете, что кому-то либо очень плохо на борту, или в городе что-то произошло, и мы готовы к тому, чтобы выполнить свою работу. Спасибо. 

ВЕДУЩАЯ

Спасибо. Мы переходим ко второй части нашей пресс-конференции, вопросам.

Е. РУДНИЦАЯ – «За Калужской заставой»

К  Максиму Александровичу вопрос: вспомните, пожалуйста, какой-нибудь наиболее сложный пожар?

М.А. КЛЕМЕХИН

К наиболее сложному пожару я отнес бы ночной пожар 2017 года, ТЦ «Синдика». Во-первых, была очень высокая интенсивность пожара. Получилось так, что мы работали посменно, начали тушить этот пожар днем. Но, поскольку он получил распространение по этажам, его не получилось сразу же локализовать и пришлось продолжать тушение ночью. Днем еще было не плохо, когда забор воды производился визуально, водоем был не так далеко. Ночью же пришли ночные экипажи, а дневные экипажи сменились. Они не пролетели еще по этому маршруту и только по координатам в первый раз заходили и отыскивали этот водоем, откуда надо было производить забор воды. Это представляло определенную сложность с тем, чтобы четко определить препятствия и высоту этих препятствий в ночном небе – это то, о чем говорил Кирилл Витальевич. Для этого как раз и требуется наша каждодневная тренировка, которая помогает определить конфигурацию препятствий, наличие проводов, препятствия на воде. При этом нам помогают спасатели  МГПСС, которые в ночное время выходят на катерах и выполняют подсветку определенных удобных для зависания и забора секторов. 

В дальнейшем, когда маршруты движения при тушении пожара от забора до слива и обратно, отработаны, процесс становится планомерным действием, которое в любом случае должно завершиться победой над пожаром. Я считаю, что «Синдика» - наиболее сложный пожар, когда экипажи, которые участвовали в этом пожаре, проявили и умение, и высокую сноровку и в какой-то степени героизм. 

М. ВОРОБЬЕВ – «ИД-41»

Сергей Владимирович, как Вы проводите врачебные манипуляции во время полета? Вам не мешает тряска, шум? А если надо делать разряд?

С.В. САННИКОВ

Есть особенности оказания помощи в воздухе. Это связано с тем, что объем помещения не очень большой, но все находится поблизости. Есть необходимая стенка для оказания помощи в полном объеме. По возможности, самое необходимое делаем на земле. Это, допустим, постановка вены, интубация, подключение к искусственной вентиляции. В случае необходимости в воздухе можно сделать те же самые манипуляции, в т.ч., при остановке какой-то деятельности. У нас пол защищенный и все действия можно делать абсолютно безопасно для полета и экипажа. Спасибо. 

ВЕДУЩАЯ

Спасибо, коллеги. есть ли у кого-то еще вопросы? Вопросов я не вижу. Благодарим вас за вашу работу. Спасибо большое. Пресс-конференция завершена.