Главная  /   Пресс-конференции  /   Пресс-конференция «Результаты 2018/2019 учебного года»
21 июля 2019, воскресенье, 22:01

Пресс-конференции

27 июня 2019 Пресс-конференция «Результаты 2018/2019 учебного года»

Пресс-конференция «Результаты 2018/2019 учебного года»


ВЕДУЩАЯ

Добрый день. сегодняшняя пресс-конференция посвящена теме: «Результаты 2018/2019 учебного года».

В пресс-конференции принимают участие Гаврилов Александр Владимирович, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы, Лебедева Марианна Владимировна, директор Московского центра технологической модернизации образования, Ященко Иван Валериевич, директор Центра педагогического мастерства и Кузьмин Павел Владимирович, руководитель Московского центра качества образования.

А.В. ГАВРИЛОВ

Добрый день, уважаемые коллеги. Система образования не уходит в отпуск. Начался период подготовки к новому учебному году. Мои коллеги расскажут о том, что нового появилось, и как было реализовано то, что было введено в систему чуть ранее по итогам этого учебного года. Спасибо.

М.В. ЛЕБЕДЕВА

Добрый день, коллеги. Предпрофессиональное образование, появившееся в Москве несколько лет назад, стало новым трендом в современном образовании.

Всем хорошо известен проект «Инженерный класс в московской школе». В этом году в этом проекте приняли участие 103 школы, 23 федеральных вуза при участии высокотехнологичных предприятий Москвы. «Медицинский класс в московской школе» - 69 школ, Первый Сеченовский университет и Университет им. Пирогова при участии более чем 50 организаций здравоохранения. Это Курчатовский центр непрерывного конвергентного, междисциплинарного образования, в котором принимают участие 36 образовательных организаций. Этот проект возглавляет Курчатовский институт. Это «Академический класс в московской школе», в котором принимают участие 13 школ и 23 научные организации, 14 московских вузов.

Охватывает максимальное количество ребят «Кадетский класс в московской школе» - это 195 школ, при участии вузов, органов государственной власти, силовых министерство.

Очень интересным проектом стал проект профильного обучения Федеральной государственной образовательной организации – в 12 организациях высшего образования были открыты предуниверсарии. Это очень интересный опыт, когда школа становится частью федерального вуза.

«ИТ-класс в московской школе» - в этом году у 9-классников появилась возможность получить необходимые навыки для работы в ИТ-отрасли. Все наши проекты предпрофессионального образования направлены на то, чтобы у ребят появилась возможность профессиональной пробы. Основные задачи проекта «ИТ-класс в московской школе» - это и обновление содержания образования, это и привлечение серьезных ИТ-компаний и вузов к развитию учеников в современных востребованных отраслях, организация предпрофессионального экзамена по направлению ИТ, где ребята вживую могут создавать серьезные программные продукты.

В настоящий момент 79 московских учителей информатики проходят обучение, осваивая курсы, кейсы современной информатики под руководством преподавателей питерского ИТМО.

Проект развивается в 6 направлениях: программирование, информационная безопасность, моделирование, прототипирование, робототехника, большие данные, технологии связи. Это самые современные тренды ИТ-отрасли. Подробнее о развитии этого проекта можно узнать в соответствующем разделе на сайте «Mos.ru».

Ребята будут учиться в самых современных технологичных помещениях. Школы, у которых его еще нет, получат ИТ-полигон – возможность применять практические знания для каждого участника проекта ИТ-классов. Уже состоялись оба этапа тестирования и идет активное зачисление в ИТ-классы. На первом этапе решались задачи по математике и физике, на втором – по информатике. На сегодняшний день классы уже укомплектованы.

Интересно в этом году развивалась МЭШ. Растет контент, количество учителей-грантополучателей. Новым в этом году стало то, что с 21 марта этого года всем пользователям интернета стали доступны к просмотру сценарии уроков, тесты, интерактивные приложения, художественная литература атомарные элементы и учебные пособия, созданные нашими учителями. С 27 мая  2019 года у каждого пользователя интернета есть возможность создавать собственные материалы в библиотеке МЭШ и получить грант за вклад в развитие проекта МЭШ, если материалы станут востребованными московскими учителями. Уже сегодня почти 1000 человек из других регионов и стран зарегистрированы  в МЭШ и активно размещают там свои материалы. Надеемся, что эти материалы будут полезны всем, кто готов учиться на русском языке.

П.В. КУЗЬМИН

Добрый день, уважаемые коллеги. без объективной самооценки и мотивации не возникает никакого развития. Поэтому, в конце учебного года в МЭШ появился сервис самодиагностики. Это онлайн-сервис для самопроверки готовности школьников к итоговым контрольным работам. Это работы, которые похожи на контрольные работы в школе. Он содержит 5 предметов начальной школы, 12 предметов средней и старшей школы. Все работы разрабатывали московские педагоги и методисты, прошли многоступенчатую экспертизу. Мы дали возможность школьникам многократно проходить самодиагностику, пробовать свои силы, тренироваться. В сервисе видны дефициты ребенка по каждой самодиагностической работе. Результаты самодиагностики появляются сразу. Доступны только школьнику и родителям, и содержат детальный анализ всей работы. Сервис запущен с 15 апреля и получил огромный спрос в первые же недели – за полтора месяца более 1 100 000 работ было запущено в рамках сервиса Московской электронной школы.  Даже сейчас, в июне, цифры постоянно меняются, но школьники узнают про этот сервис и пробуют, видимо, работы следующего учебного года, или проверяют себя по большинству других предметов, которые есть в самодиагностиках. Самые популярные предметы – это русский, математика. Надо отметить, что в данном сервисе высокие результаты по математике показывают те, кто проходит самодиагностические работы.

И.В. ЯЩЕНКО

Добрый день, дорогие коллеги. Победно завершен цикл Всероссийской олимпиады школьников. Хочу анонсировать и прошу СМИ не забывать, что летом идут международные олимпиады школьников. Ближайшая – по физике, куда в начале июля направится сборная России, где тоже достойно представлены московские школьники. Второе самое главное – главный этап Всероссийской олимпиады школьников, который закладывает успехи всех побед. Перестройку системы развития таланта мы начали именно со школьного этапа. В 2010 года половина школ Москвы вообще не проводили школьный этап Всероссийской олимпиаде школьников, а по ряду предметов – 80-90%. Ну так, математику провели и все. А муниципальные этапы проводили не объединения директоров школ, как сейчас, а районные методисты, которые стремились дать побольше дипломов школам, с которыми они дружат. Результаты же на городском и заключительном этапе показывали ребята из единичных школ. 15% дипломов в 2010 году нам давал центр и юго-запад, куда съезжались ребята со всей России. И, конечно, таких результатов достичь, просто вложившись в эти несколько школ, которые собирают т.н. одаренных детей со всего города, было бы невозможно. Мы работаем по принципу: каждый ребенок талантлив и каждая школа может и должна, и имеет для этого все ресурсы развивать таланты школьника. Действительно, в этом году у нас 944 диплома, 228 школ подготовили победителей и призеров заключительного этапа. За несколько лет более половины школ Москвы подготовили победителей заключительного этапа. Это огромное количество школ уже сделало. А если мы говорим о региональном этапе, то вообще почти все школы.

Когда мы затеяли перестройку работы системы с одаренными детьми, вместо которой сделав систему развития таланта, которая являлась частью комплексной системы модернизации образования Москвы, в первые годы результатов почти не было. Как и для любой системной перестройки, нужно подождать. Может даже какой-то спад быть. Но после этого мы видим такой рост, который уже не остановить. Если завтра закрыть Центр педагогического мастерства, который готовит  наши сборные на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников, уверен, что результаты примерно такими же и останутся. Потому что школы Москвы стремятся достичь результата, потому что у них есть ресурсы и четкий ориентир – рейтинг школ Москвы, ориентирующих школы работать на результат.

Развитие таланта школьников Москвы заключается в непосредственной работе со школьниками и учителями, и это дает результат. Простая формула: ориентируемость на результат каждой школы и объединение ресурсов города в интересах этого проекта. После этого «неудобный» ребенок, который хочет заниматься олимпиадами, становится интересен школе, как и «неудобный» учитель, который дает результат, влияющий на рейтинг, т.е. успех всей школы. Причем, каждая единичка в этих таблицах – это успех конкретного ребенка.

Еще вчера состоялся Российский совет олимпиад школьников, который еще раз отметил, что московские школы и в вузовских олимпиадах выступят очень достойно. Поэтому, они достойно конкурируют с ребятами в конкурсе в ведущие вузы. Это неизбежно сказывается и на результатах ЕГЭ. Сейчас первый год, когда школу заканчивают ребята, которые вошли в проект математических классов, которые поддерживались Москвой. Причем, устроены они не по формальным заявкам, защите каких-то программ, а просто математически: есть результат – есть поддержка. Через некоторое время мы ждем, когда ребята из проекта «Математическая вертикаль», охвативший 430 школ города, перейдут в 9 класс (сейчас они перешли в 8-й). И тогда они уже будут атаковать Всероссийскую олимпиаду школьников, региональный и заключительный этап. Причем, по всем предметам. Мы особенно радуемся, что у нас блестящая динамика по наиболее востребованным в мегаполисе предметам. Ребята чувствуют, где успех будет более значимым, потому что эти профессии востребованы в современном городе. А понимают они это потому что в системе развития талантов задействованы вузы, НИИ, предприятия. Понимают, что у них есть все условия, чтобы раскрыться, быть нужным и востребованным. Оценка этой нужность – это, в т.ч., и гранты Мэра Москвы. Мы видим, какой мощный общественный эффект дает поддержка со стороны города. Когда зал «Зарядье» рукоплескал ребятам, а ребята радовались за своих товарищей. А еще в 2010 году мы все собирались в очень красивом, но маленьком приемном зале Мэрии, где поздравляли победителей в первый год. Кстати, мы очень хорошо видим и динамику в сравнении с регионами. Если вкладываться в школы,  сокращать количество чиновников в образовании, вкладываться в реальное оборудование, то успех будет и динамика будет очень внушительной.

Давайте все вместе порадуемся за наших ребят. Поймем, что любой личный результат – это результат ребенка и семьи, учителя, но так же всей системы. Будем радоваться результатам, я надеюсь, Международной олимпиады, и все вместе будем участвовать в открытии нового олимпиадного сезона в сентябре, который стартует со школьного этапа, а так же наших многочисленных интернет –олимпиад и для школьников, и для учителей (стартует очередной этап олимпиады «Московский учитель»). А еще у нас появится совместная олимпиада для детей и взрослых, чтобы любой житель Москвы могу участвовать наравне с ребятами. Спасибо.

А.В. ГАВРИЛОВ

То, о чем сегодня говорили коллеги – это работа, которая делается для очень большого количества москвичей. У нас в городе учится и воспитывается почти 1 477 000 детей, у каждого из которых есть возможность реализовать образовательные потребности с учетом индивидуальных особенностей, особенностей здоровья, интересов.  На это направлены все наши проекты.

А. СОРОКИН – «Образование в комплексе»

Как вы объясняете то, что в проектах московского образования, в проекте «Кадетской школы» участвует 195 школ, а в академическом проекте – 12, не смотря на прекрасные результаты?

А.В. ГАВРИЛОВ

Коллеги, мы работаем исходя из потребностей семей и города. Насколько серьезно востребованы кадетских классов – мы исходили из потребностей московских семей, когда открывали их.

Академические классы – серьезное предпрофессиональное образование для ребят, у которых есть потребности и способности к такому мышлению, желанию в будущем серьезно заниматься научными исследованиями. Понятно, что таких ребят чуть меньше, чем желающих учиться в кадетских классах. При этом любые классы созданы и работают в сотрудничестве с серьезными научными организациями. Наша задача –не опускать планку.

И.В. ЯЩЕНКО

Эти классы нельзя сравнивать. Кадетские классы – это массовый проект с понятными целями и задачами. Его можно сравнивать с эквивалентным научно-техническим проектом, например, проект «Математическая вертикаль», в котором участвует 430 школ.

Академический класс – один из треков, на который выходят ребята. Но рядом с академическим есть инженерные классы, просто сориентированные немножко на другое. Мы часто видим, что топовые инженеры получают даже больше денег, чем не менее уважаемые ученые. И медицинские классы- это не только врачи, но и биомедицина.

А.В. ГАВРИЛОВ

Коллеги, цифры, о которых мы говорим – это не застывшие цифры. Они будут меняться в сторону увеличения по мере роста потребностей города и московских семей и расширяться наше сотрудничество с академическими научными организациями.

А. КАРНАУХОВА – «РИА Новости»

Вы сказали, что ИТ-классы укомплектованы. Сколько детей в итоге будут учиться в этих классах?

М.В. ЛЕБЕДЕВА

Сейчас школы ведут прием. Ограничивать количество детей, которых решила принять школа, мы не будем. Поэтому, у нас, наверняка, будут школы, где будет несколько классов или большие классы. Как только прием завершиться, мы вам дадим информацию о количестве детей. Но нулевых результатов у этих 2000 детей нет. К нам пришли мотивированные, грамотные дети, которые эту дорогу для себя выбирали сознательно.

М. ПЛАТОНОВА – «Московская правда»

Почему по английскому, испанскому и немецкому в прошлом году было больше дипломов, чем в этом?

И.В. ЯЩЕНКО

Даже если результат по английскому чуть-чуть уменьшился, он все равно является супер-мощным на фоне России. Но, к сожалению, в этом году заключительный этап проводят федеральные органы. Москва к этому не имеет отношения. К сожалению, по ряду предметов в силу разных причины было сокращено количество участников. Имеется правило, и мы все знаем, что количество призеров и победителей не может превышать 45% от количества участников. поэтому, снизилось общее количество участников на заключительном этапе, например, по английскому языку и еще ряду предметов. Как следствие, сократилось общее количество дипломов. Не знаю, может быть, федералы деньги экономят. Это их надо спрашивать. Хотя наша позиция, что, наоборот,  с учетом и национальных проектов нужно увеличивать количество участников, в первую очередь, по предметам, которые связаны с цифровой экономикой, ну и по другим предметам тоже. Поэтому, по некоторым предметам, где у нас произошло хотя бы небольшое сокращение – это во многом связано с сокращением общего количества дипломов.  В этом году по английскому мы взяли 50% всех дипломов.

Но при этом, естественно, когда у нас очень высокий результат, по каким-то предметам, возможно… достигли супер-результата, и чуть-чуть опять…

А. БЕЛИКОВА – «На Западе Москвы»

Есть ли проекты, направленные на креативное и творческое мышление?

И.В. ЯЩЕНКО

Абсолютно все проекты, которые мы ведем в г. Москве направлены на развитие креативного и творческого мышления у школьников. Потому что базой для такого мышления является качественное базовое образование. Мы интегрировали раскрытие таланта в обычную школьную жизнь – в МЭШ неразрывно связаны обычные уроки и развитие талантов. Только это позволяет реально реализовывать массовые олимпиады. У нас в олимпиадах принимают участи десятки тысяч ребят, практически не выходя их уроков – в этом залог успеха.

М. ЛЕМУТКИНА – «Московский Комсомолец»

По каким предметам будет проходить олимпиада для взрослых? В каком году это можно ждать?

И.В. ЯЩЕНКО

Мы говорим про ближайший учебный год. Вся информация будет в сентябре. Там, несомненно, будет математика, история Москвы, а остальное потом расскажем.

М. ШЕВЦОВА – «Вечерняя Москва»

Скажите, пожалуйста, какие новости есть про ЕГЭ?

А.В. ГАВРИЛОВ

Пока еще нет результатов. В понедельник – последний резервный день по ЕГЭ. Вторник – по ОГЭ.

Ю. РЕМИЗОВА – «ТАСС»

Материалы, которые загружаются в МЭШ, каким-то образом фильтруются?

М.В. ЛЕБЕДЕВА

МЭШ работает ка крауд-проект. Его самой важной частью является создание конструкторов, чтобы учителя могли в них создавать сами материалы. Все материалы, которые находятся в МЭШ, кем бы они ни были созданы, проходят модерацию. Есть правила модерации. Модерацию проводят учителя, получившие грант Мэра Москвы за вклад в развитие  московского образования. Модератор не знает, чей урок он модерирует. Он просто работает  с материалом, который он видит. Требования к материалу – есть технические, предъявленные Департаментом информационных технологий, и школьные, чтобы материал был достоверный и научный, и чтобы там не было ошибок.

Ю. РЕМИЗОВА – «ТАСС»

Куда нужно обращаться, если содержание материала, либо его техническая стороны, не устраивают?

М.В. ЛЕБЕДЕВА

У нас на сайте МЭШ есть форум, на который можно написать и получить моментальную реакцию на все замечания.

И.В. ЯЩЕНКО

Хотел добавить по поводу английского языка – у Москвы  в этом году 94% победителей во Всероссийской олимпиаде школьников. Немножко «просели» призеры, но победителей 94% москвичей в этом году.

Не смотря на то, что по ряду предметов сократилось количество участников со стороны федералов - например, по праву было 115, а стало 100; по русскому было 119, стало 106 дипломов. Это общее количество дипломов.

И. БАБАЯН – «ИД-41»

Поучаствовал ли Зеленоград в этих достижениях?

И.В. ЯЩЕНКО

У нас равномерно по всем районам распределены школы, дающие призеров и победителей олимпиад. В 2010 году это был только центр города и юго-запад. Родители вынуждены были стремиться именно в эти школы. Сейчас у нас практически во всех районах есть результаты. В шаговой доступности от каждого ребенка есть школа, которая достигает серьезных результатов. Более того,  их можно достичь в ближайшей школе.

В этом году у нас есть в Зеленограде и победители заключительного этапа, и 10 призеров заключительного этапа. Надо учитывать так же, что Зеленоград по количеству ребят занимает меньше, чем десятая часть…

Когда ТиНАО вошло в состав города, у нас был один победитель и один призер. В этом году у нас в ТиНАО уже очень мощные результаты в заключительном этапе: 9 победителей,  15 призеров.

А.В. ГАВРИЛОВ

По поводу доступности качественного образования, голосуют сами родители, ногами. В городе реализована запись дошкольников в школы через электронный сервис. Количество людей, которые выбрали для ребенка школы рядом с домом, весьма значительно – это подавляющее число москвичей. И именно потому, что эта школа рядом с домом обеспечивает все возможности качественного образования, потребность в которых есть у москвичей.

И.В. ЯЩЕНКО

Хочу через вас обратиться к коллегам  - мы очень открыты. В отличие от спорта, где все берегут свои методики, секреты, мы все работаем на результат страны. Поэтому, все материалы, задания олимпиад, находятся на нашем сайте  Центра педагогического мастерства и на нашем олимпиадном портале. Любой регион, любой учитель может бесплатно всеми этими материалами пользоваться. Более того, в проектах Департамента образования Москвы много проектов, посвященных тому, чтобы делиться нашими наработками с регионами. Поэтому, к этим дипломам мы можем приплюсовать те дипломы, которых достигли ребята в регионах, учителя и региональные тренеры которых пользовались нашими методиками, учились у нас, в образовательном центре «Сириус», с которым активно сотрудничает Москва. Этот центр создан по инициативе Президента России и рассчитанный на то, что ребята из регионов приезжают туда на 3 недели, и топовые педагоги, тренеры из Москвы, Санкт-Петербурга и других ведущих регионов занимаются с ребятами из других регионов. Подавляющее большинство победителей и призеров заключительного этапа по информатике просто онлайн занималось  на нашем московском портале по подготовке к олимпиадам по информатике, который является частью той самой электронной среды МЭШ, о которой говорил Марианна Владимировна. Потому что сейчас многие вещи можно делать электронно. Мы обмениваемся опытом.

Мы отставали по робототехнике и коллеги из Санкт-Петербурга и Владивостока с удовольствием поделились своими наработками с нами. И когда Москва в этом году опередила Татарстан по золотым медалям, мы совместно радуемся успехам детей. Так же, мы сами со всеми делимся методиками с регионами. Но надо понимать, что для успеха нужно, в первую очередь, начать системную перестройку образования, в т.ч., направленную на то, чтобы каждая школа была заинтересована в успехе каждого ребенка. Тогда, через 2-3 года, результат ожидается.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо, коллеги. Благодарю всех за внимание и ваши вопросы. Всего доброго