Главная  /   Пресс-конференции  /   Пресс-конференция Рафика Загрутдинова
29 июля 2021, четверг, 17:16

Пресс-конференции

16 декабря 2020 Пресс-конференция Рафика Загрутдинова

Пресс-конференция Рафика Загрутдинова


ВЕДУЩИЙ

Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию руководителя Департамента строительства города Москвы Загрутдинова Рафика Равиловича.

Тема нашей сегодняшней пресс-конференции: «Реализация адресной инвестиционной программы города Москвы в 2020 году. Итоги за год и планы на 2021 год».

Р. ЗАГРУТДИНОВ

Добрый день, коллеги. Рад всех вас видеть в здравии. Сегодня у нас очень информационно насыщенный день. До меня были коллеги, по своим департаментам докладывали. У нас только что закончился доклад Сергея Семеновича перед депутатами. Большой системный доклад. В свою очередь, я хотел бы тоже предварительные итоги деятельности - окончательные мы подобьем в январе - рассказать вкратце по Департаменту строительства г. Москвы.

Год выдался очень интересным, очень много событий. Но для строителей с точки зрения реализации объектов он стандартный. Тем не менее, в этом году у нас были вопросы. Мы весной всю мощь Департамента строительства направили на строительство больницы в Вороново. В конце года, сейчас мы ощущаем вопросы, которые все-таки на повестке дня есть, о нехватке трудовых ресурсов. Они все-таки остаются по тем или иным причинам. Это не только коронавирус, но и то, что мы, несмотря на ситуацию с ограничением строительства, в этом году планируем построить 132 объекта на 1,5 млн квадратных метров, и это не ниже показателей 2019 года. Таким образом, мы тот моховик, последовательно реализуя на протяжении последних 10 лет государственные целевые программы в городе, раскрутили и активно продолжаем реализовывать. Самое главное, важный вопрос – на этой неделе принят бюджет развития. Программы наши в большинстве своем, в виду того, что мы находимся в рамках реализации каждой государственной программы в активной фазе практически по всем объектам строительства, которые были намечены на трехлетку, находятся на той или иной стадии проектирования или строительства. И, конечно же, мэром Сергеем Семеновичем принято решение, что на данном этапе останавливать наши программы строительные нецелесообразно. Это очень важно. Вы знаете, что приняли бюджет. Он дефицитный. Поэтому огромная работа была проведена Правительством Москвы совместно со всеми департаментами. Сергей Семенович заслушивал каждую государственную программу. Программу принимал очень тяжело, с карандашом в руке. Рассмотрели каждый объект АИП. Таким образом, принятая программа позволяет нам в 2021 году наращивать объемы строительства. Мы планируем ввести с ростом к этому году. Ежегодно у нас идет прирост, как в количестве объектов, квадратных метрах, так и по направлению финансовых ресурсов. В следующем году мы планируем ввести в эксплуатацию 170 объектов площадью более 2 млн квадратных метров. Это важно, когда мы идем с планированием. С 2010 года у нас планирование не только 3-летнее. Если говорить про АИП, то это у нас 5-летний бюджет. Мы, наверное, единственный субъект в РФ, который в части стройки живет с 5-летним бюджетом. Это важно, потому что нужно нашим контрагентам и строителям, проектировщикам и архитекторам, специалистам и организациям смежных отраслей формировать свои производственные программы. Это очень важно. Таким образом, мы эту практику продолжаем, несмотря на определенные ограничения в развитии экономики. Принят бюджет в Москве, бюджет развития.

По дорожно-мостовому строительству можем сегодня уже вам доложить, что мы уже месяц назад выполнили принятые на себя обязательства – построили более 88 км дорог, 20 искусственных сооружений и 21 пешеходный переход. Все объекты введены. Запущено движение. Это очень важно. Мы реализуем начатую программу формирования транспортного каркаса Москвы с целью улучшения транспортной ситуации, экологии. По всем расчетам к 2023 году все принятые нами программы по формированию каркаса будут выполнены. В основе транспортного каркаса – строительство хордовых магистралей. Это принципиально новый подход в транспортном каркасе Москвы, который позволяет осуществлять транзитному транспорту сквозное движение по городу, без заезда в центр. Исторически сложившийся транспортный каркас Москвы – это вылетные магистрали и 3 кольца: Садовое, ТТК и МКАД. И мэром было принято важное решение о строительстве хордовых связей. Реализация очень сложная. Большой объем работы мы планируем выполнить в 2021 году. В основном у нас хордовые магистрали проходят по промышленным территориям в непосредственной близости от железных дорог.

В этом году мы построили новую вылетную магистраль – МКАД - улица Генерала Дорохова, мы МКАД соединили с ТТК. Очень важное значения имеет проспект Генерала Дорохова, потому что мы существенно разгружаем движение на западе Москвы: и Кутузовский проспект, и Минскую улицу, и Мичуринский проспект. Эта важная связка, которая связывает Сколково с центром города, и это территория перспективного развития, которая раскрывает огромные площадки для развития.

Также мы в этом году на развивающихся территориях «Новой» Москвы запустили транспортную развязку на Киевском шоссе в районе метро Саларьево. Когда мы открывали первые станции метрополитена в тех районах, это было поле. Сейчас там можно наблюдать огромные потенциал данной территории, где идет активное строительство, есть общественная застройка и создано много тысяч рабочих мест. Таким образом, данная территория является хорошим примером подтверждения идеологии формирования градостроительного развития, которая основывается на строительстве и жилья, и рабочих мест. Развязка была очень востребована.

Весной этого года мы активно реализовывали большой проект. Мы построили больничные корпуса близ поселения Вороновское - 80 000 квадратных метров - буквально за 34 дня. Уже на этапе строительства мы понимали, что будет огромная потребность в транспортном обеспечении, и буквально за 20-25 дней дорожные строители построили полноценные магистрали и обеспечили медучреждение транспортной инфраструктурой, чтобы кареты Скорой помощи и посетители могли доехать до этой больницы.

До конца года мы планируем запустить движение на 18-й развязке на МКАДе, на Волоколамском шоссе. Очень востребованная. По контракту у нас запуск движения был назначен на 2021 год. Но при посещении Сергеем Семеновичем была поставлена задача строительному департаменту, чтобы мы в этом году уже запустили движение. Эта развязка существенно разгрузит данную территорию.

В 2021 году мы будем активно продолжать строительство. Мы, в основном, будем продолжать строительство 2-х участков Северо-Восточной хорды и 9 участков Юго-Восточной хорды. Все эти территории очень сложные. Они проходят через промышленные площадки. Там очень большой объем перекладок и искусственных сооружений. На следующий год мы планируем построить не менее 16 искусственных сооружений и 14 пешеходных переходов.

Особое значение для развития дорожно-транспортной инфраструктуры имеет путепровод на пересечении 1-й Советской улицы с  железнодорожными путями белорусского направления МЖД и мост через р. Сходню в рамках реконструкции Волоколамского шоссе на участке от МКАД до р. Сходни. Движение по Волоколамке, как я уже говорил, мы запустим в этом году. Из центра в сторону МКАДа – на сегодняшний день у нас идет активное строительство моста через р. Сходня. Этот мост был в аварийном состоянии.

На следующий год мы планируем запустить очень важный участок Юго-Восточной хорды от Рязанского проспекта до ТТК. Этот участок позволит замкнуть хорду на этом участке с ТТК. Мы в еженедельном режиме продолжаем работать с РЖД по строительству МЦД. Программа утвержденная, очень актуальная, которая доказала свою эффективность, имеет огромную провозную способность пассажиров и востребована москвичами. С начала 2020 года для пассажиров открыто 5 новых станций МЦД и реконструировано 8 существующих. Это современнейшие остановочные пункты по стандартам Москвы. Они все закрытые, с билетными кассами, по современным требованиям очень комфортные. Когда мы строим станции МЦД, мы по поручению мэра всегда стараемся их увязывать с пересадками на метрополитен, общественный транспорт по принципу «сухих ног». Это очень важно. В некоторых случаях мы даже переносим действующие станции железных дорог. Это очень важно и комфортно. Как вы знаете, там единая билетная система. Для пассажиров это очень удобно. В 2021 году мы будем активно продолжать это направление деятельности.  Деньгами оно обеспечено. Там 3 источника финансирования – федеральный бюджет, бюджет Москвы и средства РЖД. На следующий год мы планируем строительство 5 станций МЦД и реконструкцию 9 станций МЦД. Будем продолжать.

Метрополитен. Главный акцент на сегодняшний день – реализовать в кратчайшие сроки строительство станций Большой кольцевой линии. В этом году, с начала 2020 года, в очень напряженном режиме – самый пик бушующего коронавируса – мы открыли 17,22 км линий, 6 новых станций. В том числе на днях мы открыли тупики Калининско-Солнцевской линии за станцией «Деловой центр». Это тоже важная часть транспортной инфраструктуры. В ближайшее время планируем к открытию еще одну станцию – «Электрозаводскую». В перспективе там планируется пересадка на МЦД.

По жилищному строительству. Мы продолжаем обеспечивать по поставленным перед Департаментом строительства задачам жильем детей-сирот, а также госпрограмму «Жилище». Активно идет развитие по программе реновации. В 2020 году ожидается ввод более 50 жилых домов – огромный объем ввода ожидается в декабре. Технологически по жилью у нас все время происходит ввод жилья в декабре. Потому что по технологиям строительства как-то так совпадает.

Реновация – спасибо вам всем, вы очень широкое освещаете. Очень важная, взвешенная программа. 7 раз отмерь, 1 раз отрежь – так же у нас реализуется программа реновации. Вы все были свидетелями, как мы формировали эту программу. Совместно с москвичами было активное обсуждение, каждого района, каждого дома. Это при непосредственном участии москвичей была сформирована программа. Очень сложная с точки зрения формирования и для административной реализации. Мы сейчас проходим самую активную фазу – строим стартовые дома для реновации.  Конечно, москвичи, жители районов, они все прекрасно понимают, в комплексе, после реализации по намеченной программе, будет действительно новая среда. В основе программы  - комплексное освоение  территории, т.е. обновление всех районов города. Эта совершенно новая задача поставлена при реализации программы реновации. Как вы знаете, она до 2032 года. Мы в этом году опубликовали очередность программы реновации. Мы создаем на территории старых 5-этажек совершенно новую городскую среду. Были утверждены проекты планировок по всем градостроительным правилам. В основном работа по градостроительной документации, по реализации программы завершена. Сформированы удобные кварталы реновации, которые включают в себя всю социальную инфраструктуру, дорожно-транспортную инфраструктуру. В рамках каждого квартала мы разработали комплексную схему инженерных сетей. При комплексном освоении территории инженерное обеспечение на первом месте. К финишу программы мы должны иметь новый микрорайон с обновленными инженерными сетями. Была проделана огромная работа по разработке комплексных схем инженерного обеспечения. Эти схемы были согласованы со всеми сетевыми организациями. Таким образом, наши городские организации ЖКХ, работающие на территории города, до 2032 года четко понимают, где и в каком объеме они должны обеспечить инженерную инфраструктуру, где должны реконструировать и построить новые сети. Это очень важно. Это является основой комплексного освоения территории. Эта огромная работа нами в этом году была определена, определена схема, каким образом мы двигаемся. Для строителя, особенно для инженерного строительства, очень важно знать перспективу развития сетей и микрорайонов. С момента старта мы уже построили 82 объекта по реновации, в т.ч. в этом году мы построили уже 30 домов и продолжаем активное строительство. В декабре у нас будет большой ввод.

Из старых домов, откуда мы переселили жильцов, уже демонтировано 32 жилых дома. В планах тоже очень много домов для сноса, но остаются вопросы организационного характера. К примеру, есть первые этажи, где нужно юридически освободить здание. После этого мы сразу же прибегаем к технологии «умного сноса», про которую мы вам очень много уже рассказывали.

Переданы под заселение 62 дома. По реновации с начала года 13 домов. В процессе переселения у нас находится 28,8 тысяч жителей. Мы уже переселили мы более 22 тысяч жителей. В этом году мы вводили дома, которые с нуля строили по стандартам реновации. До этого у нас были в стройке дома, и нам приходилось перепроектировать, доделывать, дорабатывать. Но в основе вводимых в этом году домов – здания, построенные по стандартам реновации. Мы утвердили стандарт реновации, квадратуру, стандарты отделки, благоустройства и по этим стандартам  продолжаем четко контролировать Департамент строительства, Фонд реновации, чтобы наши контрагенты-подрядчики работали в рамках этих принятых стандартов.

На сегодняшний день порядка 280 домов находятся на разных стадиях проектирования и строительства. У нас на 2021 год планируется ввод 70 жилых домов – это более 1 млн квадратных метров. Мы прошли очень важный этап реновации, сформировали программу. Сейчас находимся на не менее важном этапе – строим стартовые дома. Это очень сложно, потому что где-то очень приближаемся к тем домам, которые предстоит снести. Поэтому, есть определенные неудобства для москвичей. Спасибо им огромное – мы всегда находим взаимопонимание. У нас в каждом квартале реновации есть центры обращения граждан. Мы плотно реагируем, в департаменте тоже работают в круглосуточном режиме. Все замечания мы принимаем и активно их обрабатываем. Думаю, после 2022 года программа реновации пойдет веселее, потому что мы раскроем, после того как переселим, 4-5 домов во вновь построенный дом. Открываются большие площадки, и строителям будет проще там строить и раскрывать, реализовывать и вводить эти дома.

По здравоохранению очень важная программа. В городе принято решение о том, что у нас находится на разных стадиях, только у Департамента строительства, более 600 000 квадратных метров объектов. Это совершенно новые поликлиники, больницы. Больницы, которые находятся сейчас на этапе строительства и проектирования, оборудованы самым современными технологиями. Они будут конкурировать с мировыми ведущими клиниками. Поликлиники. Как вы знаете, в городе утвержден новый «стандарт +». Это совершенно новая логистика, удобная для посетителей поликлиник и медперсонала. В больницах, которые находятся на активных фазах строительства, тоже новая логистика. Повторюсь, современнейшие технологии. Мы изучили опыт в мире, что происходит. Очень отрасль здравоохранения сильно меняется. Это быстроразвивающаяся отрасль. Приходят туда, особенно в РФ, инвестиционные ресурсы. Большой растущий рынок медицинских услуг. Мы как город продолжаем активно реализовывать принятую программу, то если говорить про 2020-2023 гг., в 2-3 раза увеличивается объем реализации данной программы в части строительства.

Как я уже говорил, мы за 34 дня построили корпуса в Вороновском. Причем они все будут служить много десятков лет. Капитальные, по сути, строения, в которых соблюдены все требования по лечению не только моноинфекционных болезней, но и разных заболеваний. Это не временные госпитали. Это инфекционные корпуса с современнейшим оборудованием, с мельцеровскими боксами, с хирургическими отделениями. С крупнейшей лабораторией со всей сопутствующей инфарструктурой, которая на сегодняшний день обслуживает очень большую территорию, не только эту больницу. Получилась современнейшая больница. На сегодняшний день она активно работает, выполняет поставленные перед ней задачи.

Кроме этого, до конца года мы ввели 2 поликлиники. Это детская и взрослая поликлиники, а также подстанция Скорой медицинской помощи. До конца года мы введем подстанцию Скорой медицинской помощи в Коммунарке и новый патологоанатомический корпус на территории НИИ Скорой помощи им. Склифосовского.

По здравоохранению реализация программы на следующий год будет активно продолжаться. Из значимых объектов мы будем дальше застраивать вторую очередь Коммунарки.

По образованию. В этом году мы ввели в эксплуатацию 7 объектов образования на 2700 мест. В 2021 году планируем построить 16 объектов на 7795 мест. Также по образованию у нас в активной фазе строительства находится 24 объекта образования на 11 000 мест. Совместно с Департаментом образования отработали технологические задания, они по новым стандартам. Отрасль образования – быстро меняющаяся отрасль. Мы закладываем, чтобы на этапе строительства 12-18 месяцев, технология у нас не отстала.

Спорт Москвы. 4 объекта в этом году сдано в эксплуатацию. Активное строительство у нас продолжается. До конца года планируем ввести спортивный комплекс с катком в районе Чертаново, спортивный комплекс в Митино и футбольное поле в районе Косино-Ухтомский. Мы приступили к строительству большого спортивного кластера в Некрасовке. Это будет больной спортивный комплекс, который включает в себя многие виды спорта. Там будет и бассейн, и каток, и залы, и много других видов спорта под одной крышей.

В этом году мы ввели в эксплуатацию Дворец пятиборья. Это уникальный объект. Единственный в мире, где можно проводить международные соревнования по этому виду спорта. Таких объектов, чтобы были под одной крышей все виды спорта, в принципе и нет. В Европе точно – мы анализировали.

По культуре. С начала года мы ввели в эксплуатацию 6 объектов культуры. До конца 2020 года планируем ввести в эксплуатацию еще 3 объекта. Это сцена, театр «Уголок дедушки Дурова». Тоже будет хороший уникальный объект. Новый зал будет с амфитеатром, будут соблюдены все требования содержания животных, будет совершенно новая сцена. Также и новое здание Школы искусств им. Глинки, и реконструкция здания для Детского музыкального театра юного актера. По сути, мы построили совершенно новое здание. Детям будет предоставлена возможность заниматься творчеством, создали хорошую сцену, зрительный зал и гримерные для юных актеров.

По всем отраслям я вкратце прошелся. Готов ответить на ваши вопросы.

О. ГАХОКИДЗЕ – РИА «Новости»

Коллеги, выступающие перед вами, затрагивали тему нехватки рабочих. Были ли подсчеты, сколько на городских стройках сегодня трудится человек, и сколько не хватает? Является ли это проблемой? Как ее будете решать в следующем году?

Р. ЗАГРУТДИНОВ

Спасибо за вопрос. У нас, непосредственно у Департамента строительства, сейчас, пока мы с вами это обсуждаем, работает на наших стройках порядка 60 000-65 000 строителей. Это наши контрагенты Департамента строительства. Это только те рабочие, которые находятся на строительных площадках. Я не говорю про сотрудников смежных отраслей, на заводах. Если говорить про декабрь, то в декабре нам непосредственно не хватает порядка 10 000 строителей. Это очень важный для нас вопрос. Мы его решаем и на уровне Федерации тоже. Мы понимаем, что в дальнейшем при развертывании программы реновации, здравоохранения, метрополитена, этот вопрос надо будет решать системно. Мы по 2 направлениям двигаемся. Первое направление – это новые технологии, повышение производительности труда. Мы здесь видим определенные резервы. Также мы ведем большую полномасштабную программу по привлечению специалистов из субъектов РФ. Как правило, у нас сезон – это лето. Но к концу года у нас юридически закрывается год и в ноябре-декабре ежегодно такая проблема есть, но в этом году это особо актуально и остро. Это связано не только с  привлечением трудовых ресурсов из стран СНГ. Какое-то есть ограничение движения внутри РФ. Есть определенные опасения. Вопросы есть. Если в принципе говорить про строителей, то на сегодняшний день, наверное, выгоднее работать разносчиком пиццы, чем на стройке. Поэтому ведем  полномасштабную работу и с нашими контрагентами: и по заработной плате, и по популяризации этой специальности. Мы эту работу будем продолжать. Это и не только у нас. Это есть и у инвесторов тоже. Как вы знаете, жилищное строительство в Москве активно продолжается. Несмотря на коронавирус, объем ввода жилья в Москве не останавливается и не увеличивается, это очень востребовано. По реновации у нас большой объем вопросов. Как вы знаете, у нас квартиры сдаются в чистовой отделке. Заезжаешь – живи, люстра, все готово, все есть. Поэтому актуальная специальность – это отделочники. Поэтому ведем системную работу в субъектах РФ, это образовательные программы. Эту работу будем вести. Спасибо.

О. ГАХОКИДЗЕ – РИА «Новости»

Можно я свой второй вопрос сразу задам? Можете назвать пятерку основных компаний, с которыми вы работаете? Компании–генподрядчики. И какой объем программы на них возложен, хватает ли их?

Р. ЗАГРУТДИНОВ

Я бы не выделял бы пятерку крупных генподрядчиков, чтобы это из моих уст не звучало рекламой этих компаний. У нас работают десятки генподрядных организаций. Когда они выходят на конкурсные процедуры, мы учитываем их предыдущий опыт, сколько они ввели аналогичных объектов, а так же их резервы, мощности, которые им позволят построить эти дома. Поэтому у нас в Москве крупные компании – это десятка организаций, которые работают. Мы стараемся на условиях конкурса и при конкурсной отборе ставить условия, чтобы компании не просто набирали подряды, а четко понимали свои ресурсы. Поэтому по программе реновации (она у нас до 2032 года) застройщики в Москве четко понимают, какой объем ресурсов необходим будет. Это очень важно. Когда я говорил об утвержденных стандартах отделки, элементарно наши сопутствующие коллеги, заводы могут посчитать, какая емкость продукции для программы реновации будет – отделочных, строительных материалов, машино-механизмов. Поэтому важно, что мы приняли программу реновации, она долгосрочная и позволяет нашим контрагентам планировать свои ресурсы на 10 лет вперед.

Таким образом, ответ на Ваш вопрос: у нас этих компаний работают десятки. Все крупные застройщики в Москве, которые, в том числе строят коммерческое жилье для москвичей, они задействованы в программе реновации. 

Г. ШЕЙКИНА – «Аргументы и Факты»

Рафик Равилович, расскажите, пожалуйста, поподробнее об объектах культуры следующего года? Что будет построено или реконструировано? А то в наших материалах я нашла только Московский зоопарк. И то, там кроме павильона «Ластоногие», 2 скорее «некультурных» объекта – пешеходный мост и вход в зоопарк. Спасибо.

 

Р. ЗАГРУТДИНОВ

Спасибо за вопрос. Павильон «Ластоногие» действительно важный объект, поэтому мы его обозначили. У него назначение – не только наблюдать за животными, это и научные исследования можно будет проводить, и представления, и культурно-массовые мероприятия там будут проводиться. Важны и мост, и вход в зоопарк, потому что это большая работа с одним из лучших зоопарков в мире будет проводиться. 

Мы находимся сейчас в активной фазе - проектируем театр им. Пушкина. Мы смотрим также театр Маяковского (на этапе концепции у нас находится). Мы приступаем к реконструкции оранжерейных прудов музея-заповедника «Царицыно». Департаментом строительства был построен зал Московского театра Табакова. Мы проводим по запросу театра его модернизацию. Это не означает, что мы его не так построили. Просто в ходе эксплуатации они предъявили новые требования, и мы будем его модернизировать, небольшие изменения. Также внутриплощадочные инженерные сети музея-заповедника «Коломенское» по этой программе у нас проходят. По данной программе у нас также проходят памятные знаки, определенные памятники. В целом работа по объектам культуры будет продолжаться.

С. ВОЛКОВА – «Комсомольская правда»

Рафик Равилович, могли бы подробнее рассказать о том, что сейчас происходит по строительству дорог в Мневниковской пойме? Будет ли увязка с дорогами соседних районов, может быть, с хордами? Насколько доступным станет этот район? Насколько активная застройка сейчас идет?

Р. ЗАГРУТДИНОВ

Спасибо за вопрос. Знаете, мы все знаем территорию Мневниковской поймы. Я плотно соприкоснулся с этой территорией, когда мы строили для Чемпионата мира один объект, и предварительно проверяли там транспортные средства. Полностью еще в 2017-2018 году ногами прошел всю эту территорию. Это на самом деле груды мусора, заброшенные территории, по сути, в красивейшем месте Москвы. Мэром было принято решение о том, что мы должны комплексно осваивать данную территорию. Был разработан проект планировки. Это, действительно, будет после реализации проекта планировки один из лучших районов Москвы. У него уникальное расположение – со всех сторон огибается водой. Мы разработали комплексные инженерные схемы данной территории, проект планировки: на данной территории после строительства сделать современнейший мировой парк, а так же очень много объектов спорта. На данной территории будет представлено громадное количество спортивных объектов. Думаю, этот спортивный кластер будет не хуже, чем Лужники, а в каких-то параметрах, может быть, и лучше. Там будут современнейшие объекты. С точки зрения дорог – это очень важный вопрос вы задали. Потому что при комплексном освоении территории на первом месте стоит обеспечение инженерной инфраструктурой и дорогами. Мэром принято решение, что несмотря на тяжелую экономическую составляющую в этом году, – спасибо сетевым компания, все нашли взаимопонимание, - параллельно создавать инженерную и дорожную инфраструктуры, чтобы 10 раз не перекапывать данную территорию. Здесь предполагается строительство порядка 14 км дорог параллельно с инженерной инфраструктурой. В инженерную инфраструктуру в рамках реализации комплексной схемы инженерных сетей будут заложены все диаметры труб под комплексное освоение территорий. Т.е. не так, что положили трубу меньшего диаметра, потом еще и еще больше увеличим. Поэтому на данной территории, чтобы этого избежать, было принято решение разработать комплексную схему и совместно с сетевыми компаниями реализовывать при непосредственной координации данной деятельности Департаментом строительства. Таким образом, у нас предполагается 14 км дорог. Будет увязка с Северо-Западной хордой.  На другой стороне реки планируется комплексное освоение огромной территории завода им. Хруничева. Там будет построено 2 моста, чтобы увязать 2 больше территории, на другую территорию. У нас схема транспортного обеспечения Мневниковской поймы в рамках реализации всего микрорайона, в т.ч. Хруничева, разработана, утверждена и находится на этапе проектирования, концептуальных наработок. Мы будем поэтапно это реализовывать. На сегодняшний день там идет активное строительство. На первом этапе мы там построили ФОК большой. Идет активное строительство 2 станций метрополитена, в рамках которых мы проводим комплексное благоустройство и транспортное обеспечение данного микрорайона, обслуживание этих станции метрополитена и для общественного транспорта, чтобы была связь с общественным транспортом, и со станциями метрополитена. Вкратце все.

В. ЧЕРНЯВСКАЯ – «Вечерняя Москва»

Расскажите, пожалуйста, о перспективах развития БКЛ, ответвления от нее радиальных направлений.

Р. ЗАГРУТДИНОВ

Да, как я говорил, у нас глобальный проект метрополитена – Большая кольцевая линия. Мы много про него рассказывали, про количество пересадок, связи с радиальными направлениями. На следующий год будем активно продолжать. Планируем в основном строительно-монтажные работы завершить и ввести западный, юго-западный и южный участок БКЛ – это от станции «Карамышевская» до «Зюзино», включает 9 станций. На каждой станции метрополитена в БКЛ, где есть места пересечения с МЦД и радиальными направлениями, мы стараемся делать ТПУ. В рамках реализации ТПУ в АИПе заложены средства на благоустройство территории, строительство парковок, отстойно-разворотных площадок для общественного транспорта. Детальную информацию по БКЛ вы можете взять в нашем пресс-центре.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Что происходит с Мосметростроем, акции которого город приобрел не так давно? После этого ничего не известно.

Р. ЗАГРУТДИНОВ

Как Вы знаете, городу принадлежит только доля акций. Мосметрострой у нас очень активно задействован в строительстве метро. Очень дружный большой трудовой коллектив – это более 10 000 профессионалов. Все станции глубокого заложения у нас строит Мосметрострой. Вот станцию «Электрозаводская», которая успешно победоносно будет вводиться в эксплуатацию в этом году, как раз строит Мосметрострой. Мосметрострой активно развивается, двигается. Как любой живой юридический организм, у него периодически бывают моменты, связанные с вопросами финансовыми, которые решаются в рабочем режиме. Строительство – это огромные организационные вопросы. Все строительно-монтажные организации всегда в зоне риска, особенно в эпоху экономической турбулентности. К счастью, на сегодня программа принята. Задел понятен. Эта компания полностью понимает на ближайшие 3 года, где, сколько и что она будет строить. Сегодня Мосметрострой развивается, это работающая компания.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

А потребовалась докапитализация этой компании? Если да, то в каком объеме?

Р. ЗАГРУТДИНОВ

На сегодняшний день пока такие меры не предприняты. У них есть принятые обязательства по реструктуризации налогов, которые они выполняют и выплачивают в срок.

А. МАСТРЕНКОВ – «Интерфакс»

Вы говорили о значимости хордового кольца. Когда Северо-Восточная хорда будет полностью запущена?

Р. ЗАГРУТДИНОВ

Это очень важный вопрос, спасибо за вопрос. Кольцо – это кольцо, хорда – это хорда. Поэтому я хотел бы разделить. Принципиально новый подход – это хорды. К примеру, Северо-Восточная хорда. Это хорда соединяется с платной дорогой «Москва-Санкт-Петербург» и весь транспорт, который с нее заходит, вместо того, чтобы ехать в центр, забивать ТТК, по хорде может проехать и попасть, например, на новую трассу, которая сегодня строится федеральным правительством – «Москва – Нижний Новгород – Казань». Это, по сути, бессветофорно они будут проходить по этой трассе. Мы активно развиваем наши хордовые дороги, их у нас 4.

По Северо-Восточной хорде в активном строительстве у нас находятся 2 участка: от Открытого шоссе до Ярославского и от Ярославского шоссе до Дмитровского. Очень сложные участки, очень много искусственных сооружений. Идет, по сути, параллельно железным дорогам. В процессе строительства приходится перекладывать и железнодорожные пути. По контракту ввод в эксплуатацию этих 2 участков – в конце 2022 года. По мере строительной готовности мы будем стараться запускать движение раньше срока. Как только у нас будет полное понимание, обязательно до вас эту информацию доведем. До 2022 года Северо-Восточная хорда успешно будет завершена.

А. ЧЕРНЫШЕВА – ИА «Москва»

Рафик Равилович, когда планируется построить мост через Яузу в районе метро «Электрозаводская»?

Р. ЗАГРУТДИНОВ

В этом году, когда мы будем вводить станцию, благоустройство у нас будет в ограниченном режиме. На следующий год, когда мы остальные территории будем расширять. Этот мост был очень востребован, просили много жителей, потому что он связывает через реку большой жилой массив с этой станцией метрополитена. Мы находимся на активной фазе строительства. К лету следующего года мы его завершим. В ходе строительства у нас возникли геологические вопросы. Инженерно это не сложный объект, и на следующий год мы его введем в эксплуатацию.

ВЕДУЩИЙ

Спасибо за вопросы. Спасибо за пресс-конференцию.

Р. ЗАГРУТДИНОВ

Вам спасибо, коллеги, за работу. Пользуясь случаем, в таком составе в этом году уже не будем собираться, прежде всего, сказать слова огромной благодарности. Такой тяжелый период. Когда весной появился этот вирус, был определенный страх. Строители с боевым духом первые вступили в бой при строительстве больницы, и нас окружали наши коллеги-журналисты. Ничего не боялись и самоотверженно объективно показывали, что происходит в стране. Благодаря вам население нашей страны понимало актуальную картину. Благодаря самоотверженному труду строителей, своевременному вводу объектов и правильному отражению этих событий, у людей появлялась надежда. Благодаря слаженной четкой работе всего вашего блока. Мы продолжаем работать, уже привыкли и живем с этим – вирус, не вирус, стройка продолжается. Нисколько не упали, а увеличиваемся в объемах. На следующий год, дай Бог нам всем здоровья, будем встречаться, докладывать вам наши победоносные цифры. Хочу вам пожелать здоровья, чтобы вы никогда не болели, чтобы не болели ваши близкие, бабушки, дедушки, чтобы вы их всех берегли, и эта напасть вас миновала. Чтобы вы поменьше боялись этого вируса. Крепкого вам здоровья! Желаю всем профессионалам, чтобы от своей профессиональной деятельности вы получали удовольствие. Потому что если от своей деятельности получаешь удовольствие, значит, и не будешь болеть, потому что правильно гормоны вырабатываются, и человек всегда в здравии. Дай Бог вам здоровья, профессиональных успехов и наслаждения ежедневной вашей трудовой деятельность. Спасибо огромное.