Информационный Центр Правительства Москвы
30 октября 2024, среда, 14:04
Пресс-конференции

Пресс-конференция «Олимпиада «Готов к жизни в умном городе»

18 апреля состоялась пресс-конференция «Олимпиада «Готов к жизни в умном городе»

Пресс-конференция «Олимпиада «Готов к жизни в умном городе»
Важное:

Пригласительный тур Большой игры для школьников «Готов к жизни в умном городе» стартует с 25 апреля

Естественные науки и технологии станут основными направлениями олимпиады для школьников «Готов к жизни в умном городе»

ВЕДУЩАЯ

Добрый день. Сегодня наша пресс-конференция посвящена теме: «Олимпиада «Готов к жизни в умном городе».

В пресс-конференции принимают участие Дмитрий Александрович Путимцев, первый заместитель директора Центра педагогического мастерства, заместитель председателя оргкомитета Большой Игры, Сергей Владимирович Мустафин, главный тренер сборной Москвы по робототехнике, член методической комиссии, Степан Сергеевич Санников, ведущий методист Центра педагогического мастерства, член методической комиссии и Арсений Алексеевич Трунин, ведущий методист Центра педагогического мастерства, член методической комиссии.

Д.А. ПУТИМЦЕВ

Здравствуйте, коллеги. Наши ученики начальной школы каждый день сталкиваются с огромным количеством событий в городе, но зачастую, даже не замечают их. Каждый житель города, в т.ч., школьник, может  построить маршрут с помощью навигатора. Но выбрать оптимальный маршрут – это большая математическая задача. Показать всю глубину такой большой задачи – это уже интересно и организаторам, и участникам.

Мы хотим как можно больше привлечь внимание учащихся к работе разных кружков, прежде всего, в области естественных наук, к практикоориентированным заданиям, которые помогут жить интересно, качественно и полезно.

Наши ученики – это те, кто в будущем будут определять, каким будет наш город потом. Поэтому наша задача сейчас открыть ученикам начальной школы город и открыть учеников начальной школы городу.

Олимпиада рассчитана на учеников 2-4 класса и стартует с пригласительного тура 25 апреля, который продлиться по 13 мая. Основной тур стартует 14 мая. Во время пригласительного тура участники познакомятся с тем, как она будет проходить, зарегистрируются, познакомятся с задачами и т.д. К 14 мая все заинтересованные пройдут через пригласительный тур и примут в олимпиаде непосредственное участие.

Организаторами олимпиады являются Департамент образования и науки Москвы и Центр педагогического мастерства. В качестве партнеров участвует множество общественных организаций.

С.С. САННИКОВ

Добрый день, коллеги. С помощью олимпиады мы хотим порекламировать и расширить интерес учащихся начальной школы к естественным наукам и технологиям, потому что бурное развитие технологий зависит от развития естественных наук. Проблема с естественными науками в школе стоит остро, поэтому мы в Центре педагогического мастерства развиваем большое количество проектов, которые уже в начальной школе стимулируют интерес к естественным наукам. Эта олимпиада станет одним из таких проектов.

В некоторых блоках вопросов мы хотим сосредоточить учащихся на некоторых технологических особенностях нашего города. Обращая внимание на мелочи, происходящие вокруг, на разные технологические процессы, ребенок может не понимать их суть, но ему все равно интересно. Именно вопросами технологического характера в нашей большой игре мы хотим поддержать этот интерес. Также мы хотим уделить особое внимание тому, что ребенок понимает, что его жизнь в городе зависит и от него -  многие вопросы технологического характера будут в себе содержать экологический элемент. Мы хотим воспитать в ребенке в начальной школе экологическую культуру. Всем нам известны успешные экологические проекты в Москве по раздельному сбору мусора, сортировке, утилизации. Просто так рассказать о важности сортировки мало. Нужно на примерах, технологических задачах ребенку показать, как сортируя мусор, он решает важные экологические проблемы своего города. Мы старались наполнить задачи информацией, прочитав которую участник продвинется в освоение той или иной технологии. Задачи носят образовательный характер. С помощью них мы ставим задачу научить рассказать, объяснить и т.д. Задача ребенка – разобраться в этой технологии внутри этой задачи и предложить свое решение.

С.В. МУСТАФИН

Поддержу Степана. В таком современном городе как Москва огромное количество автоматизированных процессов, и ребята возможно даже не задумываются, как это устроено внутри. Но если им предложить  в этом разобраться, то даже ребята начальной школы смогут понять, из каких составных частей состоит тот или иной процесс. Современное московское образование особое внимание уделяет технологическому профилю. Многие московские школы сейчас имеют технологическое оборудование, которому могут позавидовать даже некоторые производства. Ребята средней и старшей школы успешно его осваивают.

В Москве огромное количество соревнований и олимпиад, в т.ч., по робототехнике. Мы видим возрастающий интерес к этому со стороны начальной школы. В этом возрасте ребята уже в состоянии осваивать программирование, конструирование. Мы делаем эту олимпиаду более оптимизированно для ребят начальной школы, чтобы возбудить и поддержать их интерес к современным технологиям уже в начальной школе.

А.А. ТРУНИН

Здравствуйте. Наша олимпиада – своеобразный способ задать детям вопрос о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Мы имеем статистические данные по тому, сколько специалистов и по каким профессиям есть в Москве сейчас, и предположение, каким специалисты и в каком количестве нужны будут через 10 лет, когда эти дети, которые будут участвовать в нашей олимпиаде, выпустятся из школы, и будут выбирать себе университет. Мы зовем детей на бесчисленные кружки и занятия по робототехнике, информатике, физике для маленьких детей. Весь блок естественных наук представлен очень хорошо. Мы понимаем, что дети не знают о том, люди какой профессии выполняют какие функции в нашей жизни. В заданиях нашей олимпиады мы даем им возможность побыть в шкуре инженера, эколога или человека, который решает проблемы большого умного города. Таким образом мы готовим их к жизни в этом городе, когда они вырастут.

А. СОРОКИН – «Образование в комплексе»

Как же произойдет запуск большой игры? Это будет квест? Какова форма?

Д.А. ПУТИМЦЕВ

Первый пилотный запуск нами запланирован в виде теоретического дистанционного тура. Все ссылки будут в новостях Центра педагогического мастерства 25 числа. Первый тур пройдет  в виде теории. В зависимости от успешности этого тура, количества участников, успешно принявших участие, мы планируем развитие в виде очного мероприятия, которое будет больше похоже на квест.

Д. БРОДКИНА – «Вести образования»

Почему не включены первые классы? Планируется ли расширение олимпиады для средней и старшей школы?

Д.А. ПУТИМЦЕВ

Первые классы не включены, потому что они еще недостаточно овладели высокотехнологичным навыком чтения. Но 2-4 класс – это не жесткая граница. Если на олимпиаду зарегистрируется первоклассник, его не будут выгонять, а предоставят возможность. Если требования олимпиады сможет выполнять первоклассник или дошкольник, к нему никаких вопросов не будет.

Расширение олимпиады на старшие классы – большой вопрос. Для обучающихся 5-11 классов уже существует множество разнообразных олимпиад. Эта олимпиада – стартовая, готовящая к остальным. Пока что наша целевая аудитория – 2-4 класс. Но если потребуется, нас ничего не сдерживает в том, чтобы расширить олимпиаду и на среднюю и старшую школу.  

Б. СТАРЦЕВ – «Учительская газета»

Будет ли какая-то специальная подготовка к олимпиаде? Что получат победители?

А.А. ТРУНИН

Подготовка к олимпиаде, к основному туру, который стартует 14 мая, является пригласительный тур. Проходя его, дети не только познакомятся с форматом, но и затронут темы основного тура. Никто не запрещал пользоваться поисковыми системами, чтобы ознакомиться материалами по каждой теме, которые освещены в пригласительном туре.

Д.А. ПУТИМЦЕВ

Никто не сможет оторвать от учеников начальной школы их учителей, родителей, бабушек и дедушек, которые обеспечивают подготовку на высшем уровне, я вас уверяю.

На текущем этапе мы не планируем призов. Но лучший подарок – книга. У нас есть научные издания, которые свои журналы передают победителям, высокотехнологичные компании, которые при успешном прохождении принимают участие в форме подарков или экскурсий по своей территории. Такие задумки мы имеем и ведем. С точки зрения морального поощрения – ощущение решенной задачи. И никто не отменял почетные грамоты. Кроме того, результат ребенка ляжет в его портфолио. Мы будем рады, если все наши участники станут победителями этой игры, олимпиады.

Г. СТУДНЕВ – «РИА ФАН»

О каких предметах идет речь?

С.С. САННИКОВ

Направлений много. Каждый учащийся начальной школы проходит курс «Окружающий мир» с помощью фундаментальных наук (физики, химии, географии и т.д.). Наши вопросы будут метапредметными и адаптированными для начальной школы. Все наши вопросы будут на стыке этих предметов, включая логику и математику, потому что задумка такая, что вопросы будут скорее не на знания, а на анализ информации, которая дана в задаче.

Г. СТУДНЕВ – «РИА ФАН»

Но они будут поделены на какие-то подгруппы, направления?

С.С. САННИКОВ

Направления разработаны. Про содержание задач мы говорить не будем. Направления: технология, экология, логистика (построение правильных маршрутов, определение правильного направления и т.д.), робототехника и все, что возможно на уровне начальной школы задействовать из других наук. Но деление на четкие блоки по задачам, что эта – на экологию, а эта – на робототехнику, - такого не будет. Ребенок сам поймет, о чем эта задача. Главное –максимальное вовлечение ребенка в проблему доступным для него языком.

ВЕДУЩАЯ

Может быть, тогда логичнее было бы говорить, что олимпиада направлена на проверку и предоставление информации, в том числе,  в определенных навыках и умениях, которые нужны в жизни в умном городе? Есть ли какой-то набор навыков, которые эта олимпиада проверяет?

С.С. САННИКОВ

В начальной школе навыки еще не так развиты. Знания этой олимпиадой мы проверять не будем. Будем проверять способность работать с указанной в задаче проблемой. Тут скорее проверяется логика, кругозор ребенка. Они уже имеют навыки, связанные с бытом, с жизнью в мегаполисе. Мы им предлагаем технологические, естественнонаучные задачи, чтобы они эти навыки применили там.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Здравствуйте, уважаемые спикеры. Скажите, как правильно сегодня понимать понятие «умный город»? Что это такое?

Планируется ли что-то подобное для взрослых?

С.В. МУСТАФИН

Мне кажется, что «Умный город» - это городские системы, которые подстраиваются под жителей города, потребности города, запросы.

Что касается такого мероприятия для взрослых, мы с Департаментом образования, говорим скорее о школьниках. Мне кажется, что в современном городе довольно много делается для его жителей. Например, программа «Активное долголетие» и другие программы.

Д.А. ПУТИМЦЕВ

Мы не понимаем под умным городом то, что продается в магазине, в коробке с названием «Умный дом».  Это гораздо шире. Это не набор электронных компонентов, которые включают свет по телефонному звонку. Это самоподстраивающаяся даже под отдельного жителя система города.

Относительно взрослых, любая организация дополнительного образования, кроме образования детей, имеет право и возможность оказывать услуги дополнительного образования взрослым. Если такой запрос со стороны взрослых будет получен, эту методику можно адаптировать и для взрослых. Понятно, что сейчас многие уже что-то аналогичное себе нашли. В интернете есть огромное количество приглашений на квесты, правда, зачастую, на антинаучные темы.

О. ФРОЛОВА – «Звездный бульвар»

Вы могли бы привести пример, какие городские системы подразумеваются под «Умным городом»? Может быть, например, покупка билета через автомат в метро?

С.В. МУСТАФИН

Покупка билета – достаточно простая технологическая операция, которую школьники осваивают даже быстрее, чем мы. А вот, например, планирование маршрута с учетом потребности сменить несколько видом транспорта и загруженности дорог в конкретный час – это более комплексная задача, которую решать интереснее.

 

А.А. ТРУНИН

Предполагается, что взаимодействие людей с городом, получение обратной связи от каждого жителя этого города и реакция на эту обратную связь – то, что сейчас постепенно появляется. Например, если под нашими окнами на дороге есть ямы, мы можем повлиять на это с помощью технологий, и они быстро исчезнут. Это один из первых шагов. Какие шаги появятся в дальнейшем, это зависит от нас с вами, но гораздо больше от тех, кто сейчас пошел в школу или учиться в школе. Появление технологий зависит, в первую очередь, от самих жителей. К будущим жителям мы обращаемся с этой олимпиадой. 

ВЕДУЩАЯ

Благодарю всех за проявленный интерес и активность. Пресс-конференция завершена.