Главная  /   Пресс-конференции  /   Пресс-конференция Максима Гамана
24 января 2021, воскресенье, 05:48

Пресс-конференции

25 декабря 2020 Пресс-конференция Максима Гамана

25 декабря состоялась пресс-конференция Максима Гамана

Пресс-конференция Максима Гамана


ВЕДУЩИЙ

Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию министра Правительства Москвы, руководителя Департамента городского имущества города Москвы Гамана Максима Федоровича.

Тема пресс-конференции: «Проведение городской имущественной политики: итоги 2020 года».

Максим Федорович, Вам слово.

М. ГАМАН

Уважаемые коллеги, добрый день. Я рад нашей очной встрече, это сейчас достаточно редкое явление. Рад приветствовать вас. Благодарен организаторам за такую возможность.

Этот год для нас, департамента, для города, для страны выдался особенным. Год глобальных вызовов, пандемия, которая изменила наш привычный уклад жизни и потребовала внесения существенных корректив в работу каждого из ведомств. Но даже в этих условиях для нас приоритетом является максимальная ориентация на интересы москвичей. Мы понимаем, что залогом нашей качественной работы является эффективное управление городским имуществом. Поэтому одним из ключевых векторов развития для нас является максимальная клиентоориентированность. Мы активно сами внутри своих ведомственных процессов переходим на цифру и стараемся, чтобы аналогичные подходы ощущали и наши контрагенты. Изменения, которые в цифровизации мы проводим, уже действительно ощутили наши партнеры, предпринимательское сообщество и ИП, юридические лица и, конечно же, физические лица. Одним из последних примеров могу привести, что в условиях пандемии, ограниченности, необходимости соблюдения определенных требований, мы изменили формат своего общения, прежде всего, с физическими лицами. Мы внедрили формат онлайн-консультаций на базе видео-сервисов. Это во многом стало вынужденной мерой, но по откликам, эта меры стала на самом деле достаточно эффективной, удобной для москвичей. Мы с октября этого года ввели возможность проведения онлайн-консультаций по имущественно-земельным отношениям. В ноябре добавили еще одну функцию, связанную с консультированием по жилищным вопросам. Напомню, что с учетом специфики нашей работы физические лица являются получателями или пользователями наших услуг. Это, прежде всего, в жилищной сфере. Не всегда удобно или возможно разобраться в нюансах, тонкостях юридических аспектов. Поэтому у нас всегда очно присутствовали  консультации по индивидуальным вопросам, проблемам, которые волнуют москвичей. В условиях ограниченных возможностей весной мы были вынуждены прекратить эту возможность. Но понимали, что необходимость в этом есть, поэтому придумали такой формат. Востребованный формат. Мы буквально за 1,5 месяца провели практически 1500 консультации. Удобный формат сервиса - положительные отклики – через портал «Мос.ру» записаться на прием, и с любого устройства по видеосвязи мы отвечаем на вопросы, помогаем разобраться в сложностях, которые у москвичей возникли. Дальше будем развивать это направление. Его востребованность будет подтверждена и в наступающем году.

Очень важное изменение у нас произошло в 1 квартале этого года. Мы полностью перевели в цифровой вид весь процесс реализации городского имущества. Сами аукционы в электронном виде городом проводятся с 2014 года. Электронный вид имеет определенную этапность, многоступенчатость. В этой цепочке победителю, будущему собственнику надо было совершить порядка 11 действий, т.е. 11 раз нужно было очно взаимодействовать с нами, с тендерным комитетом по передаче, подписанию документов, что в условиях пандемии показало проблематичность этого процесса. Поэтому с начала этого года мы полностью перевели процедуру в цифровой формат, от начала и до конца, включая и подписание электронного документа. Мы ушли от бумаги, и теперь даже регистрационные действия в Росреестре совершаются на основании электронно подписанных документов. Вместо 11 встреч с будущим собственником или арендатором в настоящее время требуется всего одно действие, связанное с передачей ключей. Потому что мы пока не нашли способ, чтобы его как-то исключить.

Первые полностью электронные  торги у нас состоялись в январе. Сейчас мы уже реализовали 836 лотов полного цикла электронного взаимодействия. С августа текущего года в электронный вид мы перевели госуслугу по выкупу субъектами МСП арендуемого у города имущества. Теперь достаточно сделать 2 клика в личном кабинете и в кабинете Росреестра, чтобы выкупить и зарегистрировать у города арендуемое у города помещение.

В ноябре мы реализовали сервис передачи сведений в единый городской суперсервис – «Помощь при переезде в рамках реновации». Благодаря этому сервису все москвичи, зарегистрированные на «Мос.ру», получают от нас уведомления, всю документацию, связанную с переездом в новые реновационные дома, в электронной форме.

Не отстают и наши подведомственные организации. В частности, «МосгорБТИ» достаточно объемно расширил перечень документов, которые тоже теперь доступны для заказа онлайн.

Мы на этом не останавливаемся. Понимаем, что переход в электронный вид будет иметь свою эффективность, если будет от начала и до последнего этапа совершаться в интернет-пространстве. Поэтому поставили для себя амбициозную цель: все свои госуслуги, а их у нас 35, перевести именно в такой формат. Буквально вчера мы 2 такие госуслуги перевели исключительно в этот вид – адресация и выдача разрешения на использование земель. Хочу отметить, чтобы картинка складывалась, что имеется в виду. В настоящее время законодательство позволяет подавать документы, заявки в электронном виде. Но в конце это всегда воплощалось в бумажный документооборот. Первые две услуги, которые мы перевели в исключительно электронный вид от начала и до конца, заканчиваются электронным документом без какого-либо посещения органа власти.

На сегодняшний день у нас оцифровано 70% наших госуслуг. На следующий год мы ставим задачу все 100% во всех сферах оказания госуслуг перевести в электронный формат.

Эффективное управление городским имуществом должно приносить в казну города максимальный доход. Потому что одну из составляющих этого дохода, неналоговой доходной части городского бюджета, составляют имущественные земельные платежи. В этом году, по состоянию на текущую неделю, доходы города от деятельности департамента превысили 105 млрд. Думаю, что до конца года эта цифра будет порядка 110 млрд. Это немного меньше, чем в прошлом году. Здесь существенный вклад внесла пандемия и замедление темпов роста экономики, которые мы видели в последние годы. Тем не менее, несмотря на действовавшие ограничения, нам удалось вовлечь в оборот рекордные объемы городской недвижимости. Основными причинами, послужившими таким достижениям, является увеличения объема предложений со стороны города и корректировка начальных условий для проведения таких процедур. Понимаем, что через большее количество предоставленной городской недвижимости мы обеспечим предпринимателей тем имущественным ресурсом, который позволит заложить основу для будущего роста экономики.

С начала этого года мы на городских торгах реализовали 785 объектов нежилой недвижимости на сумму почти 4,5 млрд. Это на 44% выше, чем годом предыдущим. Также на торгах инвесторы смогли арендовать у города 683 нежилых помещения почти на 1 млрд годовых арендных платежей. И 118 земельных участков на сумму 1,7 млрд рублей будущих годовых арендных платежей.

Земельные аукционы тоже побили в этом году рекорд. Было арендовано 118 земельных участков на 705 млн. Прирост к 2019 году составил 27%. Как ни странно звучит, что пандемия внесла существенные коррективы в предпринимательскую активность, тем не менее мы видим стабильный, существенный рост заинтересованности в городской недвижимости и земельных участках.

В условиях этих ограничений город оказывает максимальную возможную антикризисную помощь бизнесу. В имущественно-земельной сфере предприниматели получили возможность оформить освобождение и отсрочки от арендных и инвестиционных платежей. В совокупности эти меры реализовали более 6000 организаций и предпринимателей на общую сумму почти 18 млрд рублей. Самый массовый получатель отсрочек – это малый и средний бизнес. Более 3000 субъектов МСП оформили отсрочки платежей на выкуп у города арендованного имущества. Такая возможность позволила 3,6 млрд рублей оставить в бизнесе у МСП в эти сложные времена, не вытаскивать эти суммы из своей операционной деятельности.

Для представителей МСП мы также осуществляем меры поддержки, связанные с льготными ставками аренды городской недвижимости. В текущем году около 1000 предпринимателей арендовали у нас помещение по льготным ставкам. Эту меру антикризисной поддержки мы решили пролонгировать, и на 2021 год она так же в полном объеме сохраниться в рамках 5-го пакета мер поддержки бизнеса.

Развитие качественной инфраструктуры в городе тоже имеет для нас большое значение. Мы обеспечиваем ресурсами стратегические градостроительные инициативы. В текущем году мы предоставили 142 земельных участка для инфраструктурных и инвестиционных проектов. Это и строительство метрополитена, и ТПУ, а также предприятия медицинского и промышленного назначения, гостиницы и достаточно широкий спектр инвестиционных проектов.

Новое в этом году – стартовали городские проекты для инвесторов, желающих создать современную спортивную инфраструктуру. Раньше было необходимо проводить достаточно объемную подготовительную работу, связанную с формированием участка, определением градостроительного назначения, ТЭПов земельных участков. Поэтому, понимая спрос, поставили перед собой задачу максимально упростить процедуры и сделать их наиболее привлекательными. В связи с этим в конце прошлого года мы скорректировали нормативку, и в этом году выставили 14 земельных участков, чтобы посмотреть правильность выбранного нами подхода. Все 14 земельных участков у нас вызвали большой спрос. 100% были реализованы с широкой конкуренцией участников этого процесса. По сути, мы говорим о новом виде инфраструктурного развития города, связанного с привлечением частных инвестиций в спортивную инфраструктуру, с достаточно льготными условиями базовыми на старте. В частности, у нас начальная цена таких торгов составляет 0,05% от кадастровой стоимости. При этом договор заключаем на 49 лет для обеспечения гарантированности использования такого бизнеса и возможностью подключения таких некапитальных объектов ко всем сетям инженерного обеспечения.

В октябре текущего года заработал еще один механизм, связанный с возможностью размещения также спортивной инфраструктуры на арендованных у города земельных участках под объекты капитального строительства.

Для своевременного снабжения всей инфраструктуры, которая создается в городе, в текущем году мы закрепили 7500 объектов инженерно-коммунального назначения и отремонтировали 70 000 квадратных метров жилой недвижимости, которая предоставляется социально незащищенным группам населения (порядка 1300 квартир).

Ключевым направлением нашей деятельности является жилищная политика. Город продолжает реализовывать масштабную жилищную политику, связанную с обеспечением отдельных категорий граждан жилыми помещениями. С каждым годом ее темпы и направления увеличиваются. За последние 10 лет очередь на улучшение жилищных условий москвичей сократилась почти в 3 раза. Если в начале 2010 года на жилищном учете состояли 136 000 москвичей, то на конец текущего года этот список уменьшился почти втрое и составил менее 50 000 семей. Текущий год нам позволил обеспечить более чем 5000 семей, позволив улучшить жилищные условия.

Москва является лидером по обеспечению жильем детей-сирот. За 10 лет город предоставил более 6000 благоустроенных квартир. В текущем году 900 детей-сирот смогли улучшить свои жилищные условия. Мы, по сути, являемся единственным субъектом, который не имеет невыполненных обязательств перед данной социальной группой населения.

На следующий год, по нашим прогнозам, порядка 9000 детей-сирот, которые достигнут совершеннолетия, будут также обеспеченны благоустроенным жильем.

Еще один флагманский проект, который успешно реализуется в столице, – это реновация старого жилищного фонда. С начала текущего года в Москве новое равнозначное жилье по программе реновации получили более 3000 семей из 128 старых домов. Данные семьи переехали в 52 новостройки в 9 округах столицы. Всего с начала реализации программы на территории города стартовало отселение 202 многоквартирных домов (бывшие 5-этажки), в которых проживают почти 30 000 семей.

Мы планомерно передаем в общедолевую собственность жителям многоквартирных домов нежилые помещения в этих домах и придомовую территорию. С начала текущего года мы передали 710 нежилых помещений. Имеется в виду подвалы, чердаки и иные помещения для общедомовых нужд общей площадью 94 000 квадратных метров. Всего же с начала реализации  данного проекта свыше 2000 объектов на 250 000 квадратных метров безвозмездно были переданы в собственность жильцов таких многоквартирных домов.

В отношении придомовой территории в текущем году мы разработали порядка 60 проектов межевания на 590 га придомовой территории. Это говорит о том, что данная территория в будущем возможна для передачи в общедолевую собственность жильцов таких многоквартирных домов.

Провели кадастровые работы в отношении 103 земельных участков, и суммарно по этому направлению можно сделать вывод, что практически вся территория города под многоквартирными домами отмежевана. Остаются отдельные элементы, требующие небольших корректировок.

С апреля текущего года действует норма, позволяющая физическим лицам выкупать у города земельные участки под объектами ИЖС, ЛПХ, садоводчества по льготной цене в размере 40% от кадастровой стоимости. Это доступно, это специальная льгота, она была введена и доступна только для физических лиц, которые используют земельные участки именно с таким видом разрешенного использования.

С начала текущего года москвичи таким образом выкупили земельные участки и сэкономили порядка 70 млн рублей.

В завершение скажу, что приоритетом работы в следующем году будет повышение клиентоориентированности по всем направлениям тех структур, которые являются у нас собственниками, арендаторами, пользователями услуг, которые мы оказываем. Прежде всего, это будет максимальное пополнение бюджета. При этом сбалансирована поддержка бизнеса для создания условий его развития и социально ориентированная жилищная политика.

С. ВОЛКОВА – «Комсомольская правда»

Вы сказали, что город передает в общедолевую собственность жильцам подвалы. Но я так понимаю, не во всех случаях это возможно? Иногда же город и продает же эти подвалы? В чем причина, почему надо продать, а не передать?

М. ГАМАН

Первое, тут надо в терминологии, честно говоря, разобраться. Потому что не каждый подвал является общедолевым имуществом. Если погрузиться в историю, юридическую часть этого вопроса, еще в 1990 году было принято постановление Верховного Совета, согласно которому все имущество в таких многоквартирных домах передавалось местным администрациям. На основании этого постановления в свое время было зарегистрировано право собственности города как публичного образования на те площади, которые не были в частной собственности. При этом законодательство говорит, что не любое имущество, которое находится в многоквартирном доме, должно быть автоматом общедолевой собственностью. Чтобы соблюсти эту юридическую грань, мы создали у себя межведомственную комиссию с достаточно широким представительством, где мы индивидуально каждое такое имущество – подвал, чердак - рассматриваем с точки зрения на соответствие юридическим нормам и исходим из максимальной возможности передачи его в общедолевую собственность. Поэтому работа активно ведётся. Мы постановление о передаче такого имущества в долевую собственность постоянно актуализируем, порядка 3-4 раза в год. По результатам рассмотрения на этой комиссии объекты вносятся в это постановление и передаются. Поэтому 250 тысяч квадратных метров — это, честно говоря, немаленькая цифра - такого имущества было передано в долевую собственность. Мы на этом не останавливаемся. Понимаем, что это не предел. Поэтому и оставшиеся объекты, имущество, как по заявлению непосредственно жильцов, так и каких-то отдельных структур, рассматриваем, максимально стараемся передать в собственность жильцов.

М. ГАМАН

Пожалуйста.

О. ГАХОКИДЗЕ - «РИА Новости»

Не так давно в Москве были введены новые правила взимания платы за вид разрешённого использования. Скажите, пожалуйста, как часто девелоперы раньше обращались за этой услугой? Изменилась ли частота сейчас? И есть ли ситуации, когда девелопер поменял свои планы из-за новых правил, и предвидите ли вы какие-либо нюансы? Может, спорные ситуации, может быть, даже судебные разбирательства. Насколько мне известно, на ПИК вы подали иск в суд тоже из-за ситуации с ВРИ.

М. ГАМАН

С последней частью вопроса, что касается судебного разбирательства с группой ПИК — это истории, скажем так, старого периода, не связанные с изменениями 273 постановления. Наша претензия заключается в том, что было очередное изменение вида разрешённого использования. В городе Москве есть нормативная база, которая предусматривает, что такое изменение должно совершаться за плату. Платы, соответственно, не произошло, поэтому данный спор сейчас перешёл в плоскость судебного разбирательства. Что касается изменений, которые мы приняли в конце ноября, то они, прежде всего, направлены не на повышение ставок для увеличения доходной части. На самом деле это постановление имеет более глубокий смысл, и связан он с тем, что создание жилищной инфраструктуры должно сопровождаться созданием мест приложения труда. Всегда должна быть возможность где-то эту рабочую силу приложить. При этом её надо приложить не просто в границах города Москвы, а желательно максимально близко к месту проживания. Поэтому получилось достаточно объёмное постановление с большими приложениями и таблицами, где вплоть до каждого кадастрового квартала рассчитана у нас нехватка либо избыток рабочих мест. Исходя из этого, установлены определённые коэффициенты, связанные с софинансированием создания мест такого приложения труда. Инвестиционное сообщество анализирует в настоящее время те проекты, которые были либо запущены, либо находятся в глубокой стадии проработки для того, чтобы посмотреть, что помимо строительства жилья и каким образом можно было бы перенаправить те средства изменения вида разрешённого использования именно в такую социальную инфраструктуру. С нашей точки зрения и логике этого постановления выходит, что эти повышенные платежи можно не оплачивать, если эти средства будут направлены именно на создание такой вот инфраструктуры. Поэтому я думаю, что нужно пересмотреть, скажем так, свои планы, связанные с не просто строительством жилья, а с созданием дополнительных рабочих мест, под которые попадает всё: и офисная недвижимость, и торговая, и социальная, и инфраструктурная – по сути, все сферы использования недвижимости, за исключением жилищной функции. Поэтому я думаю, что время покажет, но мы полностью уверены, что это действительно будет в интересах, прежде всего, москвичей, для создания вот такой полноценной районной инфраструктуры в месте своего проживания.

О. ГАХОКИДЗЕ – «РИА Новости»

Можно ещё уточнение. Ещё раз представлюсь: «РИА Новости», Ольга Гохакидзе. В продолжение вопроса. На сколько больше город планирует зарабатывать на этом?

М. ГАМАН

Я уже сказал, что нет задачи именно на этом направлении зарабатывать. Здесь исключительно стоит вопрос сбалансированности строительства в городе.

Г. ШЕЙКИНА - «Аргументы и факты»

Добрый день, Максим Фёдорович. У меня два вопроса. Первый касается ведомственных общежитий, которые перешли в собственность города Москвы. Насколько сейчас велика эта проблема? Остались ли ещё общежития, которые не перешли к Москве? Потому что в этом году были случаи, насколько я помню, в районе Щукино, на улице Маршала Соколовского есть общежитие, другие есть адреса. Вот какая сейчас ситуация с ведомственными общежитиями?

М. ГАМАН

Это достаточно такое сложное направление, которым мы занимаемся. Прежде всего, что оно социальное и от решения в той или иной степени этого вопроса зависит во многом, не побоюсь сказать, судьбы людей. Углублюсь в историю вопроса. Это такое тяжёлое наследство историческое. Ещё в советский период времени в Москве было достаточно большое количество общежитий, ведомственных общежитий, когда те или иные предприятия привлекали иногороднюю рабочую силу, заселяли своих работников в такие общежития и при этом, зачастую,  абсолютно не соблюдали требования, связанные с какой-то легализацией, с оформлением этих людей в этих объектах недвижимости. Законодательство менялось, трансформировалось, и такие ведомственные общежития перешли в собственность, соответственно, каждого муниципального образования. Это не только проблема или сложность Москвы, это сложность для всей страны. В настоящее время у нас, если я не ошибаюсь, порядка 247 таких общежитий, которые были переданы в силу законодательства в собственность города Москвы. Порядка 90% этих общежитий нам удалось легализовать и оформить жилищные права данной категории. Осталось порядка 10%. Понимаю всю эту сложность, но всё-таки жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов. Мы провели несколько этапов такой, она так и называлась, амнистии бывших общежитий. Начинали ещё в 12 году, когда предусмотрели возможность, скажем так, отклонения от того перечня документов, который предусматривает Жилищный кодекс. На бывшие общежития в полной мере распространяется регулирование, связанное с многоквартирными жилыми домами. При этом у людей нет ордеров. Общества, которые были ведомственные, давно уже ликвидировались, каким-то образом реорганизовались, не существуют. А архивы надлежащим образом не формировались, на хранение ничего не передавалось. Поэтому основная проблема, связанная с отсутствием этих документов, подтолкнула нас на то, что нужно как-то легализовать или упростить эту процедуру. Первая волна, которую мы провели, позволила нам дополнительно оформить порядка 8 тысяч таких семей. Осталась эта дельта, которая всё равно не попала в рамках этой амнистии, поэтому мы, если не ошибаюсь, в 18 году дополнительно упростили эту процедуру. Ещё больше тысячи семей нам удалось оформить для того, чтобы появились законные права, связанные и с возможностью регистрации, и устройством детей в социальные учреждения, чтобы это было предметом гарантированности их жилищных прав. Тем не менее, остаётся эта дельта. Для этого мы в августе 2020 года ввели ещё дополнительную возможность, связанную в случае отсутствия даже тех документов, которые являются минимальной, для отдельных категорий социальных, — это пенсионеры, многодетные семьи - заключения договоров краткосрочного найма с последующей пролонгацией уже в коммерческий найм. Норма достаточно свежая, в августе принятая. Поэтому в отношении этих сложных объектов мы сейчас осуществляем информирование, доводим практически до каждой этой комнаты, квартиры возможность воспользоваться такой легитимизацией своего жилищного состояния. Надеюсь, что это нам позволит сократить ту долю людей, которые сейчас являются бесправными в части своих жилищных условий.

Г. ШЕЙКИНА - «Аргументы и факты»

Спасибо за подробный ответ. И второй вопрос, который касается выморочных квартир. Ещё одна давняя история. Скажите, пожалуйста, решена ли эта проблема? Потому что был раньше департамент жилищной политики, и многие подавшие документы, которые ещё подавались в департамент жилищной политики, всё равно обращаются к вам. И я знаю, что многие ещё структуры подают в департамент имущества данные, например, о том, что появляются такие квартиры. То есть, остались ли какие-то правовые лакуны, которые не позволяют решить эту проблему, или уже всё хорошо? Спасибо.

М. ГАМАН

На наш взгляд, правовые сложности или неурегулированности в этой части в настоящее время отсутствуют. В этом году вышли соответствующие изменения в федеральном законе. До этого было у нас определение, постановление конституционного суда, которое в этой части высказало свою правовую позицию. Поэтому, что касается именно возможности сохранить свои права, то законодательно у нас в этой части все регламентировано. Да, есть определённая сложность, что это надо будет именно подтверждать судебным разбирательством, порядком. Но, по крайней мере, мы понимаем, что появилась гарантия возможности сохранить своё право. Я объясню, здесь тоже из двух частей состоит вопрос. Первая. В отношении того имущества, которое является выморочным. Для возможности его именно оперативного, первичного принятия в собственность города, для того, чтобы не было каких-то мошеннических схем с дальнейшими перепродажами, здесь существенную роль играет именно временной период. Чем быстрее мы это будем делать, тем меньше будет возможности для реализации таких схем. Вот именно цифровые технологии позволяют нам сейчас (и межведомственное взаимодействие) поставить эту заплатку на этот сложный процесс, связанный с обменом информацией в части ЗАГСов, МВД, наших ЕИРЦов, и, соответственно, нас по поводу выбытия собственников и необходимости принятия этого в собственность города Москвы. Действительно, остаётся часть квартир, по которым текущее законодательство нам позволит этот клубок разорвать. Только отмечу, что исключительно в судебном порядке. Но мы стараемся в этой части идти на встречу и там, где исторически мы уже в этот процесс вошли. Даём рекомендации, каким образом в суде аргументировать свою правовую позицию. Это, единственное только, применяется в отношении тех, кто является добросовестным приобретателем.

Ю. ЗЫКИНА – «Вечерняя Москва»

Максим Фёдорович, здравствуйте. Периодически видим сообщения о том, что город выставил на торги партию машиномест. Можете рассказать, что это за машиноместа? Где они находятся? Как их купить?

М. ГАМАН

Да, действительно мы с постоянной частотой выставляем машиноместа на торги. При этом проходит эта процедура в несколько этапов. У жильцов многоквартирных домов есть преимущественное право арендовать такое машиноместо. В случае отсутствия какого-то волеизъявления мы такие остатки машиномест выставляем на продажу. Спектр — это вся Москва, во всех, фактически, административных округах. Цена определяется по результатам оценки. Зачастую она в случае спроса или конкуренции значительно возрастает по результатам таких торгов. Количество достаточно значительное. Связано это с тем, что при вводе социального жилья, которое город создает самостоятельно или в рамках реализации инвестконтрактов, часть машиномест переходила в собственность города Москвы. Поэтому весь этот актив мы сейчас активно предлагаем населению для удовлетворения своих непосредственных нужд.

В. ОГРЫЗКО - «Литературная Россия»

Максим Федорович, Вы сказали о том, что город очень много помогает несоциально защищенным бизнесменам, предприятиям и т.д. В очень трудной ситуации оказались у нас литературные издания за последние годы. Даже сейчас мы знаем, что практически прекращает свое существование журнал «Огонек», «Вокруг света». Еще раньше были очень большие проблемы у журнала «Москва», литературно-художественного  издания «Новый мир». Департамент, к сожалению, не всегда проводил дружественную политику по отношению к литературным изданиям, требовал, например, выселить журнал «Москва» с Арбата под предлогом, что надо улучшать туристическую привлекательность Арбата, а журнал мешался. После выступления нашей газеты была проведена серия встреч советника президента по вопросам культуры В.И. Толстого и нашего градоначальника С.С. Собянина. Несколько лет назад было принято постановление Правительства Москвы, очень важное и нужное, о том, что несколько литературных изданий, находящихся в статусе АНО, на 10 лет получают помещения в безвозмездное пользование. Те помещения, как правило, были предоставлены редакциям еще в советское время. Но газета, которая больше всех на эту тему выступала, оказалась без ничего. Ей была объявлена беспрецедентная травля. Еще с 2015 года департамент без объяснения причин отказался тогда продлевать договор, хотя были все документы завизированы и т.д.

Вопрос касается всех и созданной писательской ассоциации, которая объединяет 10 000 писателей, а не конкретно одного издания. Получается, что Ассоциация писательских союзов, созданная при помощи нашего президента, никому не нужна. Заканчивая вопрос, получается, что сначала идет обман, что под видом это будет капитальный ремонт. Потом это передается Преображенскому рынку, потом бумага, что у департамента нет никаких видов на это использование имущества. Мы ставим вопрос о том, что тогда все издания равны в форме АНО, и просим распространить это и на нас. Вместо этого мы получаем сообщение от вашего заместителя Прусаковой, давление на «МОЭК» - отрубить им коммуникации в разгар пандемии, морозов. Как-то напоминает действия 1941-1942 гг., когда с блокадным Ленинградом так поступали враги. Но государство наше и департамент же не враги? Мы живем в социальном государстве. Есть ли желание у Департамента городского имущества все-таки конструктивно развивать и помогать и писателям, и писательским ассоциациям, работать на конструктив или выборочно делить литературные издания на чистых и нечистых, угодных и неугодных, одним предоставлять преференции, других вычеркивать. Хотя все издания изначально были в равных отношениях: и с долгами, и т.д. Спасибо за понимание.

М. ГАМАН

Я с вами не соглашусь, честно говоря, насчет выборочности подхода даже в одной структуре, связанной с издательской и литературной деятельностью. Первое, есть базовые принципы управления имуществом. При этом департамент является представителем собственника, осуществляющего определенные функции и наделенного определенными полномочиями. Базовый принцип заключается в том, что имущество предоставлено на определенных условиях, и условия второй стороной должны соблюдаться в полном объеме. Если этого не происходит, то есть санкционные механизмы, вытекающие из этих обязательств. Либо это расторжение отношений, либо взыскание в добровольном или в судебном порядке.

Не скажу сейчас про конкретный адрес, о котором вы говорите. Если мне память не изменяет, мы находимся в судебных разбирательствах в этой части. Там есть требования департамента, по-моему, даже ваши встречные требования в этой части. Но если рассматривать вообще подход к управлению, нужно понимать, что имущество, которым владеет город, это достаточно ограниченный ресурс. При этом мы должны соблюдать баланс интересов. С одной стороны, в отношении социально ориентированных организаций оказывать имущественную поддержку, с другой стороны, имущество должно приносить доход в казну, которая направляется на ту же расходную часть соответствующего бюджета. Поэтому обеспечить всех и всем и еще и предоставить безвозмездно – просто такого ресурса в городе нет. Поэтому есть распределение. Есть имущество, которое работает на доходную часть, которое мы выставляем либо на продажу, либо на арендные отношения. Есть значительный объем, который в рамках конкурсных процедур, которые у нас проводят префектуры и управы по отбору социально ориентированных организаций. Им оказывается имущественная поддержка в виде предоставления нежилых помещений. Также имущественная поддержка осуществляется, исходя из ранее заключенных отношений, связанных с льготными ставками арендных платежей. При этом, как я сказал в начале, мы исходим из того, что если есть обязательства, при этом эти обязательства являются льготными, то мы исходим из того, что они и второй стороной должны исполняться. Поэтому я освежу вашу конкретную ситуацию. Мы сможем отдельно тогда посмотреть, каким образом нам в досудебном порядке ее урегулировать.

ВЕДУЩИЙ

Спасибо. Максим Федорович, спасибо Вам большое.

М. ГАМАН

Спасибо большое. Мы уже практически переходим в Новый год. Надеюсь, что следующий год все-таки будет лучше, чем год текущий, все-таки будет больше позитивных новостей. Всем желаю, прежде всего, здоровья и, наверное, хороших, качественных, позитивных инфоповодов. Спасибо.

ВЕДУЩИЙ

Спасибо. Пресс-конференция завершена.