Информационный Центр Правительства Москвы
29 мартa 2024, пятница, 11:34
Пресс-конференции

Пресс-конференция Андрея Бочкарева

16 декабря состоялась пресс-конференция Андрея Бочкарева

Пресс-конференция Андрея Бочкарева
Важное:

С начала 2019 года в городе введены в эксплуатацию четыре спортивных объекта

До конца года в Москве введут еще два дошкольных образовательных учреждения на 350 мест

В 2020 году в рамках Программы реновации планируется сдать в эксплуатацию 65 жилых домов

С начала 2019 года в Москве введено два объекта здравоохранения

С начала 2019 года в городе введено 17,9 км линий метро, 8 станций и 1 электродепо

В 2020 году в столице планируется завершить строительство около 60 км дорог

За истекший период 2019 года в Москве введено в эксплуатацию около 80 км дорог

 

ВЕДУЩИЙ

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию руководителя Департамента строительства города Москвы Бочкарева Андрея Юрьевича на тему: «О предварительных итогах реализации адресной инвестиционной программы в 2019 году».

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Добрый день, коллеги. В 2019 году Строительный комплекс продолжал реализовывать задачи по строительству объектов капитального строительства, включенный в Адресную инвестиционную программу, нацеленную на то, чтобы строить новые объекты, здания, сооружения по всем основным отраслям жизни города.

Напоминаю, что АИП – это документ, который Правительство Москвы каждый год выпускает, в процессе года корректирует. АИП является планом для города, для нас, для строителей, по реализации строительных задач. Этот документ делится на 3 большие группы. Первое – это объекты социального назначения (жилые дома, детские сады, школы, поликлиники, объекты административного назначения, социального назначения).Два других больших секции – это дорожно-мостовое строительство (1/3 программы) и строительство объектов Метрополитена.

Давайте пройдемся по дорожно-мостовому строительству. Планом 2019 года Департаментом строительства города Москвы предусматривалось строительство и ввод в эксплуатацию: 82,4 км дорог, 26 искусственных сооружений (эстакада, путепровод и т.д.) и 12 пешеходных переходов.

В настоящее время Департамент строительства завершил строительство дорог общей протяженностью 79,5 км; 23 единицы искусственных сооружения и сдали 10  пешеходных переходов. Остальные планируем завершить до конца года строительством и пуском. По большему счету все строительные объекты завершены физически. Ведется документационное оформление документов, необходимых для сдачи объектов в эксплуатацию.

Среди построенных объектов наибольшее значение имеют следующие объекты. Мы завершили все работы по возведению Северо-Западной хорды. Это новый элемент дорожной инфраструктуры г. Москвы, который включает в себя дорожно-мостовые объекты, соединяющие Дмитровское шоссе, ул. Большая Академическая, соединение двух районов через Алабяно-Балтийский тоннель, реконструкцию ул. Алабяна, ул. Народного Ополчения, строительство винчестерного тоннеля на Берзарина, мост через шлюз и канал им. Москвы, реконструкция ул. Нижние Мневники, ул. Ярцевская, Кубинка, Толбухина с выходом на Можайское шоссе и, по сути, продление ее расширения к Рябиновой улице с выходом на Мичуринский проспект. Это огромный, мощный каркас в западной части города, который, по сути, является дублером МКАДа и дублером ТТК, соединяющий сразу несколько секторов города очень удобной, быстрой, фактически, бессветофорной транспортной связью для общественного, личного и коммерческого транспорта.  Этот элемент существенно разгрузил данные магистрали и влияет на то, чтобы движение между районами города было более эффективным и менее интенсивным с точки зрения транспортных потоков и времени пересечения. Очень важный поток для города. Мы рады, что завершили работы по созданию  Северо-Западной хорды пуском моста.

Далее, мы завершили участок Северо-Восточной хорды от Щелковского шоссе до Лосиноостровской улицы. Пустили транспортную развязку на пересечении МКАД с ул. Генерала Дорохова, завершили крупный пешеходный переход с траволаторами из станции метро «Технопарк» через проспект Андропова – это соединение «Технопарка и территории будущего «Острова мечты», который уже в следующем году будет пущен в эксплуатацию. Там частный инвестор возводит объект. Сам объект находится на финальной стадии строительства, а мы обеспечиваем транспортную доступность, в т.ч., связь с Метрополитеном.

Далее, мы завершили транспортную развязку на пересечении МКАД с Бесединским шоссе и в конце прошлой недели запустили участок продления Южной Рокады на соединение между Варшавским и Каширским шоссе через Пролетарский проспект .пробились на пересечение павелецкого направления железной дороги, строили целую серию мощных эстакад. Таким образом, завершили соединение Балаклавского проспекта с Пролетарским проспектом и продлили Южную Рокаду в направлении на восток. Дальше продлим ее в сторону МКАД. Очень важный и сложный для нас объект. И, так же, запустили, фактически, дублер с востока Варшавского шоссе – это ул. Дорожная. Дорогу превратили из 2-полосной в 4-полосной, т.е. по две полосы в  каждую сторону с межквартальными связями. Таким образом, создали новый дублер Варшавского шоссе, который его разгрузит.  Очень мощные, сложные объекты – почти более 10 км ул. Дорожной. Мы считаем, что помимо просто выполнения планов реконструкции дорог, введены важные, очень сложные дорожные объекты, которые серьезно повлияют как на ситуацию в тех местах, где они возведены, так и на общую ситуацию в городе.

До конца года мы введем мост через Нагатинский затон - сейчас уже ведется документационное оформление, - который обеспечивает транспортную доступность «Острова мечты» и всей застройки бывшей территории «ЗИЛ». Планируем до конца года его оформить и запустить на нем движение. Строительные работы там полностью завершены. Так же, до конца года планируем завершить документационное оформление и  может даже запустить участок Южного дублера Кутузовского проспекта от Аминьевского шоссе до Минской улицы.

В 2020 году Департаментом строительства города Москвы планируется завершить строительство 62,5 км дорог, 21 искусственное сооружение, 24 крупных пешеходных перехода.

Наиболее важные объекты, как я уже сказал, - это завершение Южного дублера Кутузовского проспекта от Аминьевского шоссе до Третьего транспортного кольца,  транспортная развязка на пересечении Волоколамского шоссе с МКАД,  автомобильная дорога от МКАД до поселка Коммунарка, путепровод через железнодорожные пути Малого кольца Московской железной дороги от ул. Пруд Ключики до 1-й Фрезерной ул. Эти объекты будут сданы в следующем году.

В этом году мы уже приступили к подготовительным работам на участках Юго-Восточной хорды и на участке Северо-Восточной хорды от Ярославского шоссе до Дмитровского. Мы начинаем подготовительные работы – вынос коммуникации, освобождение территории, - чтобы начать устанавливать основные опорные конструкции для будущих элементов эстакад Северо-Восточной хорды.

Дорожное строительство идет мощнейшими темпами. За эти годы много чего было введено. Северо-Западную хорду мы наконец-то запустили, очень хороший объект. Лично я считаю его очень важным. Он нелегко давался с точки зрения освобождения территории, технических решений, коммуникаций, особенно, через канал им. Москвы, где мы переходили конструкции, возведенные в 1953-1954 гг. – их укрепляли и т.д. Очень много было решено технических и инженерных задач, которые с блеском были выполнены.

Теперь Метрополитен. С начала 2019 г. введено 17,9 км линий, 8 станций и 1 электродепо («Руднево».). 3 июня открыт первый участок Некрасовской линии от ст. «Некрасовка» до ст. «Косино» (7,9 км, 4 станции: «Некрасовская», «Лухмановская», «Улица Дмитриевского», «Косино»). 20 июня открыто движение на участке Сокольнической линии от ст. «Саларьево» до ст. «Коммунарка» (10 км, 4 станции: «Филатов луг», «Прокшино», «Ольховая», «Коммунарка»).

В этом году мы планируем завершить строительство на втором участке Некрасовской линии – от «Косино» до ст. «Нижегородская» и участок БКЛ, который, видимо, будет создаваться совместно с участком Некрасовской линии: от «Нижегородской» до ст. «Лефортово».

Строительные работы завершаются, и в этом году мы хотим провести технический пуск, начать обкатку поездами, чтобы в первые месяцы 2020 года уже запустить с пассажирами. Конкретную дату пуска мы объявим чуть позже.  Сейчас ведутся работы по благоустройству. Мы освобождаем 2 улицы, которые были заняты  на время строительства – ул. Ферганская на станции «Юго-Восточная» и Окская, где мы строим новую станцию – ст. «Окская». До конца года по этим улицам хотим пустить движение. Внешняя часть благоустройства  для жителей города уже будет фактически подготовлена в том новом облике, какой будет действовать на протяжении функционирования метро.

Сейчас у нас под землей находятся 16 из 33 тоннелепроходческих комплексов. Остальные находятся в стадии монтажа, демонтажа, санации и т.д. Вообще, город Москва является №1 по энерговооруженности в части тоннелепроходческих комплексов, взятых в пересчете на 1 город в мире. Ни в одном городе мира нет такого интенсивного строительства. Даже в Китае это все равно распределено среди нескольких городов. У нас для создания каркаса скоростного подземного – мы по интенсивности №1 в мире, причем, по темпам, превышающим даже плановые темпы Советского Союза.

Реновация – большая программа. Мы ежедневно занимаемся этим вопросом. Еженедельно Мэр проводим совещания по реновации, решает технические, стратегические вопросы. По программе реновации введено в эксплуатацию 49 жилых домов, из них передано под заселение 44 дома. 143 здания  находятся в стадии строительства, в проектировании -  65 объектов мощностью 1,4 млн.кв.м.

Таким образом, в следующем году мы хотим ввести в эксплуатацию 65 жилых домов. Это почти 10 000 квартир. Мы, начав со стартовых площадок, т.е. фактически таких «плацдармов» в каждом районе города, разместив первые объекты, начинаем переселение жителей из 5-этаже, потом освобождаем территорию от старых домов и уже начинается более интенсивная волна, чтобы нам программу в 10-15 лет завершить. Это очень большая программа  - более 1,2 млн жителей в ней будет переселяться. Это амбициозная и беспрецедентная задача по обновлению жилого фонда города, и вообще ландшафта, потому что помимо жилых объектов будет реновироваться и среда вокруг них: благоустройство, подъездные площадки, социальная сфера и т.д. Это очень важная программа не только для жителей, которые переселяются в новые дома, но и для тех, кто проживает в районах.

По здравоохранению, с начала года мы ввели  2 объекта здравоохранения. Это подстанция скорой медицинской помощи в Некрасовке и детско-взрослая поликлиника в районе Бутырский.

Находимся на финальных стадиях документационного оформления нашего большого объекта в Коммунарке – 80 000 квадратных метров, первая очередь многофункционального медицинского центра, 4 корпуса. Уже передано в эксплуатацию, проверено более 7500 единиц т.н. мобильного немонтируемого оборудования (аппараты УЗИ, аппараты контроля физического состояния и т.д.). Помимо этого, там несколько тысяч единиц мебельного и вспомогательного оборудования. Это огромный, уникальный объект. Сами медики, которые его принимают, говорят, что такого крутого объекта в стране еще не было – по уровню проектирования, его замысла и оснащенности. Он будет обслуживать как жителей, проживающих на территории Новой Москвы, так и остальных жителей города, и не  только нашего города, где будет необходимо проводить высокотехнологичную медицинскую помощь. Объект оборудован по самым последним тенденциям. Мы привлекали иностранных разработчиков для технологических решений, оснащения. С точки зрения инженерного оборудования и его оснащенности – это тоже очень сложный объект. Вторая очередь будет строиться в течение 2020-2021 гг. – это еще 4 корпуса, которые, в целом, составят большой комплекс почти в 150 000 – 160 000 квадратных метров. Таких в Москве, да и в стране, наверное, не было.

Из спортивных объектов введены в эксплуатацию ряд базовых объектов, таких как ФОК с бассейном в ВАО, многофункциональный спортивный комплекс для занятий гимнастикой, акробатикой, спортивными танцами, плаванием и общей физической подготовкой, BMX-велодром в ЮЗАО, спортивный комплекс для занятия борьбой на улице Седова в СВАО и так далее.

Из объектов образования сдано в эксплуатацию 5 объектов образования на 3600 мест. До конца года еще 2 будет сдано.

Готов ответить на ваши вопросы.

И. БАКЛАНОВ – «Звездный бульвар»

Есть какая-нибудь информация по объектам эстакады у м. «Рокоссовского» и скверу и мосту через Яузу у м. «Электрозаводская»?

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Эти объекты находятся в АИПе, в проектировании, в  рамках строительства ТПУ. Технические детали сейчас прорабатываются. Там есть многовариантное проектирование. Чуть-чуть попозже мы расскажем, какие решения были приняты. Помимо технической обоснованности тех или иных объектов, необходимо правильно их увязать с градостроительной точки зрения, их местоположения и технические характеристики, чтобы можно было выполнить техническую задачу и чтобы хватило сил и средств, чтобы это построить. Поэтому, всегда выбирается и техническая целесообразность, и экономическая обоснованность строительства тех или иных объектов.

И. БАКЛАНОВ – «Звездный бульвар»

Что можно сказать про сроки?

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Детали по каждому из них я не знаю. В первом полугодии 2020 года будут понятны проектные решения. В апреле-мае имеет смысл еще раз задать вопрос по срокам. Мы подробнее уже расскажем.

Команда инженеров работает. Там технические и экономические вопросы. Разрабатывается несколько вариантов. Решается, как будут выстраиваться, например, те же мосты в районе «Электрозаводской».

А. ЧЕРНЫШЕВА – «ИА Москва»

Андрей Юрьевич, в справке написано, что по программе реновации в эксплуатацию введено 58, а Вы сказали 65. Какая цифра все-таки?

А.Ю. БОЧКАРЕВ

65 мы хотим ввести в эксплуатацию. Объекты,  которые мы строим, не привязаны к декабрю. Некоторые мы начинаем в сентябре и они будут сданы в мае. Но в целом, мы хотим сдать в эксплуатацию 65 жилых домов. Эти цифры там совпадают: в проектировании 65. Это не значит, что мы их сдаем. Потому что у нас в стройке находится 143 здания, и все они сдаются в разные периоды. Поэтому, мы всегда отчитываемся, что у нас в проектировании находится, что в строительстве и какой план на пуск объектов в эксплуатацию. Поэтому, пока плановая цифра – 65 сдать в эксплуатацию в следующем году и, соответственно, передать под заселение. Если получится, мы постараемся, как всегда, все объекты ускорить. Потому что итак сроки очень сжатые, агрессивные. их тяжело исполнить. Но Мэр поставил задачу и мы пытаемся с ней справиться. Если получиться, где-то, может, вырвемся вперед. Хотя и эта цифра на первых этапах, программа, она рекордная. Как только мы освободим площадки, нам будет проще начать широким фронтом в большем количестве проектировать и строить объекты, чтобы за такой короткий период такую программу исполнить.

А. ЧЕРНЫШЕВА – «ИА Москва»

И по поводу Центра единоборств в «Лужниках», там уже начали строительство?

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Да, у нас там будет большой комплекс, фактически 2 центра, объединенных в один – это Цент бокса и Центр самбо. Сложный объект, поскольку мы хотим быстрее его завершить, чтобы закончить строительство в Лужниках, чтобы сделать там доступную и удобную для жителей территорию. Подготовительные работы мы уже ведем, чтобы ускорить процесс. Позднее расскажем о строительстве этих объектов подробнее.

Г. ИВАНОВ – «На Западе Москвы»

Какие работы сейчас ведутся на участке строительства единого дублера Кутузовского проспекта от Аминьевского шоссе до Минской улицы?  Какие объекты дорожной инфраструктуры появятся на этом участке?

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Мы завершаем строительство основных направлений, т.е. крупные эстакады, крупные переходы через дорожную сеть, водные преграды, делаем, в т.ч., дороги, которые будут соединять въезды и съезды на дублер. Главная проблема, с которой мы сталкиваемся – это освобождение территории, необходимой для строительства наших объектов – опор эстакад, тоннелей и т.д. 60% усилия уходит на освобождение территорий с точки зрения выноса существующих коммуникаций (водоснабжение, канализация и т.д.), которые ранее были там построить, когда южный дублер еще не планировался. Например, чтобы мы могли построить опоры будущей эстакады, нам необходимо перенести коммуникации и построить их в другом месте. По большому счету, в городе 60-70% строительства дорог – это перекладка крупных инженерных коммуникаций из пятна застройки. Потому что оставлять инженерные коммуникации под полотном дороги запрещено нормами. Иначе, в случае аварии старой сети будет необходимо перекрывать движение, ремонтировать и т.д.

Если бы мы строили в чистом поле, мы бы спокойно строили трассу, земляное полотно, верхнее строение и т.д. А здесь нам приходится заниматься именно коммуникациями. Это самая тяжелая задача. Само строительство дорог, путепроводов занимает 30% наших усилий и капитальных затрат. Поэтому, когда говорят, что строительство дорог в крупном городе дороже – да, дороже, в первую очередь, за счет того, что мы должны найти место, чтобы это дорогу проложить. Примерно этим мы сейчас и занимаемся. Основные работы выполнены, но дорожный объект нельзя сдать в эксплуатацию, пока не будут сданы в эксплуатацию все косвенные подпроекты, в т.ч., по переносу коммуникаций, которые было необходимо выполнить, чтобы построить дорогу. Поэтому, помимо оформления дороги, мы оформляем все сети – водопровод, канализация и т.д. А это такое «мини-метро», потому что, чтобы построить систему канализационного коллектора – это 3-4 метра, а труба, которая проходит под землей, тоже строиться с применением щита, только меньшего размера. Поэтому это огромные, тяжелые работы. Мы вскользь о них говорим. Но, в т.ч., на Аминьевском мы столкнулись с тем, что нам нужно было перенести такие тяжелые коммуникации. Сейчас занимаемся завершением их оформления, чтобы приступить к следующим этапам и подготовить к сдаче объект эксплуатации. Сама дорога уже готова, но нельзя ее эксплуатировать, пока не будут переключены сети, не будет вода запущена по новым трубам. Это касается всех дорожных объектов, которые мы строим и запускаем.

С. ВОЛКОВА – «Комсомольская правда»

Андрей Юрьевич, расскажите, пожалуйста, про проекты новых инфекционных корпусов у детской и взрослой больниц. Будут ли они хоть чем-то похожи на те, что делаются в Коммунарке?

А.Ю. БОЧКАРЕВ

В деталях не смогу рассказать, потому что это очень серьезная, большая работа. Мы с коллегами из Департамента здравоохранения и блока социальной политики г. Москвы серьезно подходим к созданию новых московских стандартов объектов здравоохранения. Это касается не только оснащения объектов. Это новые планировки, и внутренние, обеспечивающие по-другому движение пациентов, движения посетителей, клиентов наших объектов здравоохранения. Внешнее убранство очень важно. Есть такое понятие – исцеляющая среда. Человек, приходят в объект здравоохранения, не должен чувствовать, что он находится в давящем пространстве дискомфорта и боли. Важно, чтобы он чувствовал себя комфортно и спокойно. На это будут направлены цветовые решения, расположение пункта регистратуры. Первые такие объекты мы уже проектируем. Поэтому,  наша работа будет направлена не только на красивые архитектурные решения, но и на продумывание внутреннего пространства, чтобы оно психологически людьми, нами с вами, воспринималось более позитивно, приятно, с меньшим уровнем стресса, с большим уровнем спокойствия. Это не простая работа, которая зависит не только от решений архитекторов. Мы привлекаем, в т.ч., зарубежных консультантов. Департамент здравоохранения над этим очень много работает. Лично А.В. Ракова, ее команда над этим работаем, чтобы эти новые стандарты московских поликлиник мы смогли реализовать. Это не просто новая эмблема. Это переработанные технические задания, в т.ч., архитектурно-планировочные решения. Как они будут выглядеть? Они будут чуть-чуть друг от друга отличаться. Мы не будем копировать какое-то одно здание. Все будет зависеть от того, какая территория вокруг, какие архитектурные стили вокруг. Но, в целом,  это будет следующий шаг в развитии здравоохранения. Этому С.С. Собянин уделяет лично очень  много внимания, чтобы Москва создавала новые поликлиники. Реконструкция существующих так же будет делаться в этом ключе. Потому что закупка ультрасовременного оборудования проводилась все эти годы, но его размещение требует еще и создание другого типа медицинских учреждений. Для это необходимо все правильно продумать. Мы и раньше этим  занимались, но сейчас мы тратим на это в 5 раз больше времени, усилий, чтобы правильно проработать эти вопросы. Появляться такие объекты будут на рубеже 2020-2021 гг. Сейчас мы занимаемся проектированием. По каким-то уже в стройку вошли.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Уточняющий вопрос. Когда вы говорите про исцеляющую среду, это речь идет о новых объектах?

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Это инициатива наших коллег, мы обсуждали ее вместе с ними. Это касается как новых объектов, так и объектов, которые будут реконструироваться. Это не простая задача. Мы же не волшебники. Но когда человек приходит в поликлинику, он же приходит не от того, что ему заняться нечем. Он приходит, потому что у него что-то болит, испытывает недомогание. Психологическое восприятие любого учреждения у него иное, чем у здорового человека. Внутреннее убранство, отношение персонала к человеку, как все устроено, насколько удобно и где пациент дожидается приема – все это очень сильно влияет на его восприятие и состояние. Поэтому, в т.ч., зарубежные клиник тоже очень много внимания уделяют этому вопросу. Сейчас стоит задача реализовать такие задачи не только в новых объектах, но и реконструкции существующих, что очень сложно. Потому что мы не можем просто вставить новые витражи. Стоит задача сделать по восприятию эти поликлиники другими. Это не только новую плитку или дверь поставить. Это где-то добавить какие-то элементы архитектурного убранства, какое-то оснащение, перепланировать расположение зон ожидания, приема и т.д.  Большая работа. Причем, люди, даже не посещая ультрасовременные, оснащенные объекты здравоохранения, когда они построены в традиционном смысле, все равно не чувствуют, что они находятся в профессиональном объекте. У них начинается такое восприятие, которое искажает картинку. Плюс, само нахождение в больнице довлеет над человеком.

Здесь нет готового ответа. Мы с коллегами работаем над этим вопросом. Там нужна комбинация архитектурных решений, организации лечения, приеме пациентов. Мы ряд клиник сейчас сдаем и место, где идет регистратура делаем по тому же принципу, как ресепшен в отеле, т.е. абсолютно открытого пространства, где человек взаимодействует с персоналом поликлиники совсем в другом формате. Уже от этого снижается уровень стресса. Кругом диванчики, больница. Человек чувствует, что пришел в место, где ему помогут. Это новое слово, и сейчас у нас на это появились ресурсы, понимание того, что мы сняли первую волну напряжения  с точки зрения оснащения объектов самыми необходимыми вещами. Сейчас следующий этап – создание другого уровня. Мы общаемся со специалистами самого высокого уровня, в т.ч., из-за рубежа. Мы привлекаем компанию «Филипс» - это один из крупнейших поставщиков медицинского оборудования в мире. У них есть подразделение по созданию медицинских учреждений. Мы их привлекаем. Привлекаем коллег из Голландии. Ездили смотреть в США. Мы смотрим, как самые лучшие решения применить в России. Причем, повторюсь, огромную работу ведет Департамент здравоохранения. Они здесь застрельщики. Они вам больше расскажут. Мы тоже с удовольствием этим занимаемся, хотя нам это тяжелее. Это больше времени занимает в проектировании. Это сложнее строить – качество решений и т.д. Но мы считаем, и Сергей Семенович считает, что мы должны строить другие, более качественные с точки зрения ощущения, объекты. Мы идем в тренде общемировых тенденций. Готового ответа нет. Каждое здание, помещение будут отличаться друг от друга. Идет огромная работа, выстраивается новая концепция. Но с каждым новым объектом будут видны какие-то наработки.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Извините, уточнение. Это та самая, анонсированная реновация здравоохранения?

А.Ю. БОЧКАРЕВ

По сути, да. Там сотни существующих поликлиник, которые коллеги будут сейчас самостоятельно реконструировать вместе с коллегами из Департамента капитального ремонта -  приведение к этому стандарту, который сейчас в стадии формирования, существующих поликлиник. На новых объектах мы специально выделаем стадию разработки концепции, разработки здравоохранения, прямо сидим, с ними занимаемся, обсуждаем возможные вопросы планировки. Здесь застрельщики -  Департамент здравоохранения. Это новые технологии организации лечения человека. Это новое восприятие даже для страны: поликлиника начинается не с помещения, а с пациента. Все перемещения по поликлинике должны быть удобны для пациента, а ведь люди приходят с разными болячками. Нужно организовывать их потоки, движения и т.д. Это сложная, но интересная задача. Она в первую очередь концептуальная, технологическая, и только во вторую очередь строительная. Этому сейчас уделяем гораздо больше внимания. Специально создано подразделение в строительном комплексе, которое занимается только объектами здравоохранения. Это наше автономное учреждение, где мы целенаправленно собираем все компетенции по проектированию таких объектов, в т.ч. зарубежный опыт. Немалую роль здесь сыграли наши работы по международному медицинскому кластеру. Оттуда мы узнали много идей, которые участники медицинского кластера, проектирующие сейчас объекты, принесли, в т.ч., в наш кругозор, наше поле дискуссии. Это как раз и есть трансфер технологий – вообще весь процесс организации, проектирования, замысла объектов, которые мы строим. Думаю, что москвичи отметят плоды этой работы. Уже объекты, которые мы успели немножко приспособить и сдаем, они уже воспринимаются по-другому – люди говорят: «Ух ты!». Мы на финальных стадиях строительства привнесли элементы нового стандарта, не в полном объеме, а только чуть-чуть. Но дальше будет здорово. Мы стараемся не просто количеством, но глубинным, не только качеством стройматериала, но концепцией создания. Будет хорошо.

Человек, попадая туда, чувствовать себя должен по-другому. Все врачи говорят, что настрой пациента влияет на возможности организма к самовосстановлению.

В. КОЗУБОВА – «РИА Новости»

Сейчас вместе сколько подрядчиков работает по программе реновации? Какой объем был сторгован Фондом?

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Сейчас, с ходу, я не готов сказать. У нас десятки подрядчиков. Давайте, мы отдельную справку дадим. Потому что у нас ситуация меняется – мы торги проводим каждую неделю. Фактически, мы 140 объектов ведем – это несколько десятков подрядчиков. Кто-то делает 1-3 объекта, кто-то 1 объект. Подробнее мы отдельно скажем. По памяти я не скажу. Сколько расторговано, то же самое. У нас большой объем выделен. Я по памяти могу не помнить. Пресс-служба вам даст такую справку. Просто у нас 1880 объектов на 800 млрд. Каждый объект я уже не помню. Суммарно у нас уже больше чем на 3 млн квадратных метров мы раскрыли программу. Каждую неделю мы добавляем новые площадки. Появляются новые подрядчики, новые объекты. Мы дадим вам справку более подробную.

А. ЧЕРНЫШЕВА – «ИА Москва»

Сколько планируется ввести поликлиник в 2020 году? Я так поняла, что планируете приступить к строительству 12 поликлиник?

А.Ю. БОЧКАРЕВ

У нас почти 26 крупных объектов. Всего их 43, 26 уже в работе. Мы хотим приступить к 12 новым поликлиникам, которые будут строиться по стандартам, о которых я сказал. 5 скоропомощных стационарных комплекса поликлинических больниц. Это, например, как при ГКБ Боткина будет построен огромных корпус скоропомощной, по типу того, что мы имеем в НИИ Склифосовского. Это корпус, принимающий больных  с экстренными, уникальными заболеваниями, травмами и еще чем-то таким. Таких будет 5. По всему городу будут возведены ультрасовременные модели. Может быть, помните американский сериал начала 2000  гг. «Скорая помощь»? Вот такого типа будут корпуса, с вертолетными площадками. Не только НИИ Склифосовского будет оказывать медицинскую помощь. Таких будет 5, огромных корпусов. Это, по сути, отдельно стоящие больницы. Но они будут в составе общегородских клиник. Потому что весь потенциал городских больниц, который требует не только экстренного вмешательства, но и потом сопровождения пациента по выздоровлению, проведения процедур реабилитации и т.д., будет синергетически задействован. Мы начинаем строительство. Практически весь год мы занимались уточнением технического задания, вместе с коллегами из Департамента здравоохранения, формировали подходы к тому, как будет организовано. Большей частью, конечно, это была задача департамента здравоохранения, сделать очень эффективными поступление пациента и экстренные операционные помещения на первом этаже, где врачи могут сразу приступить к мероприятиям по спасению жизни, не дожидаясь его оформления, а потом уже поднимать на мощные стационарные операционные блоки в зависимости от стабилизации ситуации. Это новая постановка задачи, в т.ч., создание таких корпусов, по сути, мощных отделениях скорой помощи в городских больницах. Их будет 5. По сути, мы в 5 раз увеличиваем оснащенность Москвы по таким скоропомощным вещам. Это травмы, ранения, отравление, сердечные, онкология. Причем, я уверен, что не только для Москвы, но и для ближайших регионов, потому что бывают ситуации, когда, к сожалению, в стране происходят крупные аварии, инциденты, когда людей со сложными состояниями перебрасывают в Москву в НИИ Склифосовского, а теперь у нас будет 5 таких.

Мы начнем строительство крупного комплекса лучевой терапии в составе больницы Коммунарка, т.е. у нас к 150000, которые мы сейчас возводим, появляется еще один корпус. 80  000 мы сдаем в этом году (4 корпуса), еще 4 в 2021 и сейчас начнем строительство лечебного комплекса лучевой диагностики.

Мы начинаем строительство крупного лечебно-диагностического комплекса им. Логинова. Это будет огромный медицинский центр, в т.ч., онкологических заболеваний, сложных операций. Тоже будет ультра оснащенный. Мы с коллегами уже год занимаемся разработкой медико-технологического задания, формированием архитектурного облика, логистических схем и т.д.

Крупный инфекционный комплекс на территории больницы св. Владимира и крупный инфекционный лечебно-диагностический корпус на Инфекционной клинической больнице №1 Департамента здравоохранения. Это такие крупные и мощнейшие объекты, которые мы начинаем строить в следующем году. Некоторые начнем в первом полугодии, некоторые во втором. Сроки строительства разные. Поликлиники- где-то полтора года, крупные корпуса – около 2-х лет, потому что помимо стройки, это еще оснащение сложными инженерными системами (чистые газы, распределенная система кондиционирования, электроэнергия, вентиляция, чтобы операционные корпуса были с отдельной вытяжкой и т.д.). Чистые газы – подача кислорода, просто сжатого воздуха, чтобы в каждом из операционных блоков и мест, где находятся палаты, обеспечивать функционирование систем жизнеобеспечения в любом из них на самом современном уровне. Сложные объекты с точки зрения оснащения инженерными системами. Все они будут завязаны в единые информационные системы, которые будут создаваться в этих объектах, которые, в свою очередь, будут запитаны в Единую систему управления здравоохранением г. Москвы. Сложнейшая работа, чтобы наших пациентов обеспечить самым современным медицинским обслуживанием.

По поводу ввода, некоторые объекты, по которым уже начато проектирование, мы немножко приостановили, потому что они не вмещали в себя, не учитывали новые стандарты, которые мы хотим применить. Не стояла задача любой ценой построить какой-то объект. В принципе, их достаточно много. Необходимы объекты именно нового качества. На это была нацелена задача. Мы построим очень быстро. Москва очень много уделяет изменению качества медицинского обслуживания, всей системе, начиная от приема пациента, его сопровождения через все этапы его лечения и т.д. Это сложная задача, имеющая не только техническую сторону, но и психологическую, отношение персонала. Мы работаем в совместно режиме с Департаментом здравоохранения и уделяем этому очень-очень много времени, в разы больше, чем раньше, потому что сейчас кардинально иная задача, еще более глубокая, высокотехнологичная на всех этапах – проектирования, учета и т.д.

Е. РУДНИЦКАЯ – «За Калужской заставой»

Скажите, пожалуйста, о строительстве велодромов - чем они отличаются? Или все по одному стандарту, общему?

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Понятно, что у нас большая потребность – молодежь любит велосипеды, всякими трюками заниматься и т.д. Главная сложность во всех этих вещах – правильно вписать комплект аттракционов или малых архитектурных форм (трамплины, горки и т.д.) в территорию, на которой это находится. Не то, чтобы это сложный объект с точки зрения строительства. Но с точки зрения согласования радиуса закругления – это же еще и вопросы безопасности. Плюс, часто мы это делаем в районах, где парковые зоны. там необходимо согласование с Департаментом защиты окружающей среды. Но все велодромы, имея стандартный набор элементов оснащения, они друг от друга отличаются. Там есть интересные решения. Это не самые большие для нас объекты, но свои сложности там есть. Это увязывание правильным образом всех элементов велодрома, чтобы они обеспечивали удобное пользование и безопасность. Архитектурно они оформляются в зависимости от места, где они находятся. Есть большие, есть поменьше. Пользуются спросом, штука интересная.

В. Козырева - «Московская перспектива»

Скажите, пожалуйста, сколько в следующем году планируется ввести домов, которые построены по программе реновации? В каких районах это удастся сделать?

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Районы будут практически все. Думаю, что около 40 объектов будет сдаваться, которые прямо были запроектированы полностью по стандартам. Точную цифру я сейчас не назову. Потому что вы знаете, что первая волна жилых домов – это дома, которые были перепрофилированы под стандарты реновации. Они чуть-чуть отличались некоторыми нюансами. Но люди довольны – в пос. Северном все переехали, и никто даже лампочку не меняет – такой уровень отделки и оснащения, что они говорят, что никакой ремонт им больше не нужен. Новые объекты включают эти стандарты с самого начала. Поэтому, нам удобнее их проектировать, потому что мы точно знаем, какое количество квартир туда переедет, и будем четко под переезжающую семью ее проектировать. Будет еще лучше. Но даже те, кто переезжает по первой волне, 99% людей довольны и счастливы. Обычно недовольны люди, которые не участвуют в программе, но рядом с которыми строится новый дом. Это понятно – рядом идет стройка. А те, кто переселяются, хотят быстрее переехать. Мы стараемся, но, к сожалению, не прыгнешь в пока еще застроенную территорию. Нужно сначала построить один дом, переселить людей, снести пятиэтажки и строить следующие дома. Как раз эту волну мы поднимаем, т.е. построили, переселили, демонтировали, построили новые и т.д. Новые стартовые площадки начинают входить в эксплуатацию в 2020 году, туда будут переселяться.

Точную цифру мы скажем вам позже.

ВЕДУЩИЙ

Много критики в свое время вызывал Хордовое кольцо. Сегодня, наоборот, пишут, когда закончится строительство. Можете какие-то сроки обозначить?

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Хордовое кольцо столицы – важный объект Правительства Москвы. Мы начали в 2010 году его планировать, в 2011 приступили к его проработке. Некая волна недовольства возникала, например по подпроекту Большая Академическая, но там было 6 очень активный человек, что они со всеми поговорили. Я лично с ними встречался во вермя строительства. Когда мы сдали этот объект, никто нам не звонил с плохими замечаниями, даже из жителей, которые сомневались. Все опросы говорят о том, что спасибо, что сделали. Сейчас Москва делает опросы общественного мнения, в т.ч., ч применением «Активного гражданина». Так вот, 88% опрошенных полностью поддерживают программу по строительству хордовых связей. Просто проблема в том, что те, кто недовольны, более активны, а те, кто «за», либо более заняты, либо думают, что все само-собой. 88% опрошенных, а это несколько сотен тысяч человек, полностью поддерживают нашу работу. Мы абсолютно уверены, что без строительства хордовых связей, ситуация с наземным транспортом была бы катастрофической. Но при этом, не смотря на то, что  количество автомобилей в Москве растет с каждым годом на 150 000 – 200 000 новых автомобилей, количество пробок у нас не увеличивается. Мы ситуацию догнали и перегоняем. Ситуация в городе была стабилизирована, количество пробок, интенсивность, перегрузка уменьшена, и мы эту работу продолжаем. И хордовые направления являются одними из главных элементов решения транспортной проблемы Москвы, в т.ч., для строительства направленных полос общественного транспорта, перераспределения потоков с основных магистралей, ТТК, вылетных магистралей и МКАДа. Мы перенаправляем потоки и делаем дублеры наших основных магистралей. Большинство людей «за». Это важнейшие проекты, и их надо продолжать. Больших технических проблем мы не видим. Транспортная ситуация на примере Большой Академической, когда люди опасались пробок, а после проделанной работы движение улучшилось, как и экологическая ситуация в этих районах. Когда автомобили стоят в пробках, они наносят больше вреда, чем когда они двигаются. Потому что уровень потребления топлива другой, степень сгорания другой, когда они стоят в пробках.

Сейчас мы продлеваем Южную Рокаду, Северо-Восточную хорду, Юго-Восточную хорду мы делаем. Таким образом, можно передвигаться между районами без выезда в центр и т.д. По такому же принципу работают объекты строительства Метрополитена. Мы строим Большую кольцевую линию. Это соединение радиусов и секторов Москвы на рубежах. Удаленных от центра и Центральной кольцевой линии. Вводом МЦК объем и интенсивность пассажиров на кольцевой линии снизился на 10-12%. С помощью БКЛ линии мы планируем до 20-25% перераспределить потоки. Это тоже важнейшие объекты – подземный скоростной транспорт и Хордовое кольцо. Мы очень довольны, что проявили волю, приложили усилия, много лет решая эту задачу. С гордостью можем сказать, что Северо-Западная хорда демонстрирует, что мы решили проблему в застроенном городе, причем, используя существующие улицы – встроили новую скоростную артерию и продолжаем эту работу. Какие-то участки будут новыми, например, между Ярославкой и Дмитровкой, где много промзон. Там будем большие сектора, Западный, Восточный и Северный, соединять между собой. Там выход на трассу «Москва-Санкт-Петербург» от Большой Академической. Незаметно все эти объекты повлияли на общую ситуацию с транспортом. По некоторым улицам люди по нескольку недель не ездят, потому что не знают, что ими можно пользоваться, как, например, с Рябиновой улицей. Она зеленая, потому что ее загрузить трудно, она пролетает. То же самое с соединением Алабяно-Балтийского тоннеля. До него мы ехали 40-45 минут, сейчас – 2-3 минуты. Такие мощные объекты, как магистрали, влияют на всю ситуацию в городе.

К. УБОЖКОВА – «Пресс-служба Департамента строительства г. Москвы»

Какова транспортная ситуация на северо-востоке Москвы в направлении Балашихи?

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Балашиха – это Московская область и вопрос транспортного обслуживания – это больше решение вопросов между Москвой, Московской областью и федеральными структурами. С точки зрения транспорта, сама развязка на шоссе Энтузиастов, была одной из наиболее правильно запроектированных и построенных в 2008-2009 гг. Она сама по себе очень эффективна. Но трасса очень загружена и населенные пункты там.. Решение лежит в плоскость взаимодействия федерального центра и Московской области. Это не задача, которая стоит перед Департаментом строительства. Безусловно, планы есть и  скоростного трамвая и т.д. Эти вопросы прорабатываются. Там есть технические ограничения, которые надо снимать на уровне Московского транспортного узла, куда входит Правительство Москвы, Правительство Московской области, Министерство транспорта РФ. Эти вопросы многократно обсуждались и планы такие есть. Буквально, были выезды на местность, в т.ч., с помощниками президента, Сергеем Семеновиче и Андреем Юрьевичем Воробьевым. Вопросы есть. Я пока не готов их комментировать. Но такие проблемы обсуждаются и настрой на то, чтобы эту задачу решать, тоже есть, и не только касаемо Балашихи, а с учетом всех крупных населенных пунктов вокруг Москвы, которые являются единым транспортным каркасом. Но готовых решений я не готов озвучить. Но еще раз, это не прерогатива Департамента строительства. Это уровень Министерства транспорта и взаимодействия двух наших крупных субъектов.

Мы очень много делаем и, зачастую, даже не успеваем рассказывать. Это труд тысяч людей и сотрудников Департамента строительства, Стройкомплекса, Правительства Москвы. День и ночь мы решаем вопросы лично с М.Ш. Хуснуллиным. С.С. Собянин каждую неделю по 2-3 часа проводит штаб по решению градостроительных вопросов. 80% из них – строительство объектов (метро, дороги и т.д.). Без такой поддержки мы бы не решили, потому что очень много вопросов, которые нужно решить на уровне руководства субъектов федерации.

Большая работа ведется сейчас на уровне федерального правительства с привлечением регионов по совершенствованию законодательства в строительстве. За прошедший год в сфере улучшения и принятия конструктивных решений на уровне модернизации законодательства были сделаны прорывы с точки зрения контрактации, градостроительного регулирования, ускорения вопросов проектирования, разрешительной документации. Это решает серьезные вопросы в строительстве. Просто фантастические решения принимаются на уровне Президента, Правительства РФ. О них много лет говорили, но не получалось их согласовать и решить. Теперь сделан большой пласт работы и не только в  Москве, но и в других регионах. Это облегчит и ускорит строительство объектов и вообще экономическое  развитие страны, потому что строительство является мультипликативным процессом – на каждый рубль, вложенный в стройку, дает от трех до 5 рублей инвестиций в сопутствующие сектора экономики. Поэтому любое строительство этому способствует. Это закупка материалов, машин, механизмов, продуктов питания для рабочих, билеты, проезд, инструмент, одежда. Все это закручивает экономическое развитие страны. Поэтому стройка – штука хорошая. Это 30% экономики любого государства. А когда еще облегчаются вопросы его проведения, причем, разумно, а не просто откидываются какие-то процедуры. Вы знаете, что РФ даже по консервативным подсчетам Международного банка, начиная с 2010 года по критерию «Doing business» по сфере градостроительной деятельности со 170-какого-то места перешла на 28-20 место. И это по консервативным оценкам. Мы считаем, что продвинулись еще дальше. Шаги идут не только в Москве, но еще на уровне федерации наши коллеги из Министерства строительства нас здорово поддерживают такими инициативами и на уровне Правительства РФ. Можете отдельно задать этот вопрос М.Ш. Хуснуллину. Он очень вовлечен в это, особенно, в последний год. Решения на госсоветах, посвященные строительству, транспорту, здравоохранению – блистательные решения, которые полностью руководством страны, руководителями Правительства, федеральными министрами. Поэтому, настроение у нас в этом плане очень хорошее.

Строительство – сложная отрасль. Там много организационных вопросов, земельных отношений, организации градостроительной, генпланов, нормы, регулирование. Мы же от плановой экономики Советского союза перешли, а это огромный пласт. Западные страны никогда не сталкивались с плановой экономикой. Поэтому они 300 лет органично развивались. Мы сейчас должны их догнать и то, что они делали 300 лет, сделать за 5-10 лет.

ВЕДУЩИЙ

Спасибо, Андрей Юрьевич. Благодарен коллегам за вопросы. Пресс-конференция завершена.