Пресс-конференция «290-летие со дня рождения Екатерины II — выставочные проекты музея-заповедника “Царицыно”»
26 марта состоялась пресс-конференция «290-летие со дня рождения Екатерины II — выставочные проекты музея-заповедника “Царицыно”»
Музей-заповедник «Царицыно» отметит 290-летний юбилей императрицы Екатерины II
20 апреля в столице откроется новая постоянная экспозиция «Царицыно Екатерины II»
ВЕДУЩИЙ
Добрый день. Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию по теме: «290-летие со дня рождения Екатерины II — выставочные проекты музея-заповедника «Царицыно».
Пресс-конференцию проведет Фокина Елизавета Борисовна, генеральный директор музея-заповедника «Царицыно».
Е.Б. ФОКИНА
Сегодняшняя пресс-конференция посвящена одному из главных наших событий - 290-летию со дня рождения Екатерины II. Мы задумали целых 4 больших, в т.ч., международных выставочных проектов, которые будут сопровождаться публичной программой и яркими выставочными проектами.
Я бы хотела представить наших гостей, участников пресс-конференции. Это Аджус Пьер Клайв, посол Республики Мальта в России, Орлов Степан Владимирович, депутат Московской городской Думы, Маркина Людмила Алексеевна, доктор искусствоведения, заведующая отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Третьяковской галереи, куратор выставки «Екатерина Великая. К 290-летию со дня рождения» и Докучаева Ольга Владимировна, заместитель генерального директора музея-заповедника «Царицыно» по научной и издательской деятельности, куратор постоянной экспозиции «Царицыно Екатерины II».
На протяжение последнего года мы говорим о том, что «Царицыно» - уникальное место, охватывающее обширный исторический период времени. Это место, в котором рассказываются истории, порой, детективные. Первая такая история – международная. Мы очень благодарны посольству Республики Мальта в РФ, которые помогли в этом году осуществить нашу мечту и привести в Москву портрет Екатерины II с георгиевской лентой кисти Левицкого. Это полотно никогда не приезжало в столицу. Оно было подарено Екатериной II Великому магистру мальты как посольский дар. На сегодняшний день она украшает посольский зал Президентского дворца в Валлетте, столице Мальты. В рамках Года Екатерины премьера портрета состоится в «Царицыне».
С удовольствием передаю слово Пьеру Клайву Аджусу.
П.К. АДЖУС
Спасибо большое. Позвольте извиниться за то, что я не говорю по-русски. Я обещаю, что в следующий раз я улучшу свой русский язык и дипломатические навыки. Вы сказали, что это мечта, которая стала реальностью для вас. С моей стороны – это тоже мечта, которая стала действительностью. Для дипломата нет большей радости, чем когда страна может поделиться своим достоянием с другой страной. Поэтому, мечта здесь общая. Думаю, что эта выставка и портрет Екатерины показывает, как долго длятся отношения между нашими странами. Портрет возвращается в Россию с чувством большой гордостью и большой историей, которую он может рассказать. Эта история стоит на столпах дружбы. Надеюсь, что этот приезд картины и выставка дадут повод к еще большему укреплению отношений между Мальтой и Россией. Поэтому, я очень взволнован выставкой, которая откроется в «Царицыно» и очень благодарен вам. У нас есть много чего, чем можно поделиться.
Е.Б. ФОКИНА
Спасибо большое. Мы очень благодарны посольству Мальты в России. На сегодняшний день ведется реставрация работы, которую записывают реставраторы и представители музея на Мальте. Она будет показана в виде ролика в нашем Екатерининском дворце, в Екатерининском зале, где будет представлена работа «Екатерина II с Георгиевской лентой».
Мы со Степаном Владимировичем в воскресенье открыли выставку, посвященную скульптуре Опекушина «Екатерина II», и с сегодняшнего дня она открыта для публики. Это самый крупный предмет из музея-заповедника «Царицыно», который располагается в Екатерининском зале. У этой скульптуры не простая судьба. Прежде, чем попасть в музей, она много путешествовала: находилась в Московской городской Думе, в Государственном музее им. Пушкина, в Армении, а в начале 2000-х гг. возвратилась к нам, в Царицыно. Я бы хотела, чтобы об этом рассказал Степан Владимирович.
С.В. ОРЛОВ
Царицыно напоено историей и историями. Царицыно – близкий родственник Московской городской Думы. Царицыно было создано Екатериной Великой также, как и Московская городская Дума, в 1785 году, когда императрица подписала свою знаменитую жалованную грамоту городам. Согласно этой грамоте и была создана Московская городская Дума.
Прошло 100 лет, и в 1885 году Московская городская Дума принимает решение рядом с новым зданием на Воскресенской площади (сейчас это Площадь Революции), поставить статую великой императрицы. Этому предшествовали долгие дискуссии. Изначально создавать скульптуру должен был великий скульптор Марк Антокольский, и он уже сделал проект. До нас дошли фотографии, слепки – считается, что это тоже было произведение искусства. Но тогдашнее правительство Александра III отклоняет проект, считая, что на площади императрица стоять не должна, много технических проблем и, вероятно, идеологических (скульптура не понравилась Министерству внутренних дел). Принимается решение, что уже А.М. Опекушин, не менее великий скульптор, будет делать скульптуру уже для внутренних помещений Московской городской Думы. В 1896 году, в день 100-летия смерти Екатерины Великой, статуя работы Опекушина была там открыта. В этом здании после революции размещался Государственный музей Ленина. Сейчас это филиал Исторического музея, где находится экспозиция, связанная с войной 1812 года. Прекраснейшая скульптура, с которой связана практически детективная история. После революции было принято решение, что она должна быть разобрана на мрамор, который должен быть использован в других работах. Только благодаря подвигу сотрудников музея Пушкина, в первую очередь, директора музея Меркурова, статуя была спасена сначала в запасниках, потом у Меркурова на даче. Когда далее хранить ее в Москве было опасно, в 1952 году Меркуров отправляет ее своим друзьям в Армению, где она тоже сначала находится в запасниках, а потом занимает достойное место в Государственной картинной галерее Еревана. В 2003 году Правительство Москвы договаривается с Правительством Армении о том, что статуя возвращается в Москву. Несколько лет реставрировалась в Третьяковской галерее и заняла свое место в Екатерининском зале музея «Царицыно». Раздавались голоса, что она должна вернуться в Городскую Думу, но депутаты решили, что негоже забирать у общества, музея, эту статую, и она должна быть в общественном доступе. Мне кажется, место, где она сейчас находится, было предназначено самой историей. Именно в этом зале открыта выставка «Скульптура Опекушина «Екатерина Великая»: от Думы до Царицыно». Выставка очень интересная.
Современная Московская городская Дума, которая в наши дни празднует свое 25-летие, не мыслит себя в отрыве от традиций московского парламентаризма. 12 декабря мы провели торжественное заседание Московской городской Думы в залах дореволюционной Думы – залах Государственного исторического музея, - где когда-то стояла статуя Екатерины. Тем самым мы подчеркнули свою преемственность с традициями наших предков. У нас есть идея – мы хотим установить в парке Московской городской Думы копию в натуральную величину статуи Опекушина. Помимо скульптуры в музее, в Москве нет ни одного памятника Екатерине Великой, хотя она очень многое сделала для Москвы. Надеюсь, нам удастся реализовать нашу идею.
После того как выставка «Скульптура Опекушина «Екатерина Великая»: от Думы до Царицыно» завершиться, мы приглашаем ее в Московскую городскую Думу. Мы предлагаем нашу выставку «Московская городская Дума – 25 лет», в которой говориться и о дореволюционной Думе, и о роли Екатерины Великой в ее создании, мы предлагаем эту выставку провести в удобное время на площадях музея «Царицыно».
Обе выставки очень интересные. Приглашаю всех посетить эти выставки и следить за нашими совместными планами, а у нас их много.
Е.Б. ФОКИНА
Еще одним из наших грандиозных планов в этом году является создание постоянной экспозиции «Царицыно Екатерины II». Эта экспозиция задумывалась еще 2 года назад. Располагаться она будет в наших центральных выставочных залах, мимо которых не проходит ни один посетитель. Сейчас у нас идет глобальная застройка нашей новой экспозиции. Эта экспозиция для нас – большой эксперимент. В ней затронуты самые основные темы, связанные со строительством дворца, дворцами Баженова и дворцами Казакова. Эта экспозиция создается силами не только научных сотрудников, специалистов-экспозиционеров, дизайнеров, куратора О.В. Докучаевой, которой я сейчас передам слово, но и целой командой мультимедиа-сценаристов, актеров. Нам кажется, что это будет «ноу-хау» в новом виде музейного экспонирования.
О.В. ДОКУЧАЕВА
Действительно, у нас в музее уже давно существует экспозиция, посвященная истории создания и возникновению Царицыно. Это не очень часто бывает в музеях, даже расположенных и исторических зданиях и местностях. Но Царицыно – это особое место. Судьба его создания и бытования очень драматична и неординарна. Мы не хотим расставаться с идеей экспозиции создания архитектурного ансамбля, но мы радикально обновляем нашу историю. Так сложилось, что экспозиции, посвященные архитектурным памятникам – это, в основном, планы и чертежи. Иногда такой материал не очень понятен большинству наших посетителей. Мы хотим нарушить эту традицию и представить архитектуру в человеческом измерении. Помимо наших дворцов, героями этой экспозиции становятся исторические персонажи, стоящие у истоков Царицыно. Прежде всего, это Екатерина II. Без нее это была бы богатая дворянская усадьба. К 20-летию, когда создавался ансамбль, когда Екатерина купила Черную грязь и переименовала в Царицыно – этому выставка посвящена. Кроме императрицы, героями выставки стали два выдающихся русских архитектора В.И. Баженов и М.Ф. Казаков. Это не одна история. Создание ансамбля сопровождалось неординарными коллизиями. Чтобы после 10 лет строительства гтовый ансамбль заказчица решила перестроить и изменить, когда один знаменитый архитектор был заменен на другого, часть дворцов была разрушена – так и возник на большой дворец, на руинах разрушенного, разобранного дворца В.И. Баженова. Эти истории имеют и большую эмоциональную нагрузку. Мы сейчас делаем 3D-модель исчезнувшего ансамбля Баженова. Мы вносим эмоциональное человеческое измерение. У нас появляются мультимедийные продукты, где оживают наши исторические персонажи. Роль Екатерины II играет известная актриса Юлия Ауг, которая уже неоднократно выступала в таком амплуа. Есть замечательный исполнитель роли Баженова. Мы предложим эти мультимедийные продукты нашим зрителям. Конечно, погружение в историческую среду – это панорамы исчезнувшего и современного Царицына. Это и научная основа, которая обязательно сохраняется. Рассказы об исторических перипетиях обязательно опираются на точные и правильные исторические материалы. Открывать эту экспозицию мы будем практически ко дню рождения великой императрицы – для посетителей экспозиция начнет работать с 20 апреля. Милости просим! Думаю, всем будет интересно.
Е.Б. ФОКИНА
Наряду с постоянными экспозициями, у нас есть несколько гастролирующих проектов. Часть выставки «Екатерина Великая. К 290-летию со дня рождения» является гастролями. С одной стороны, это гастроли с Мальты, а с другой - мы откроем вторую часть этой выставки шедеврами с изображениями Екатерины II. Идея привоза как самой работы Екатерины Левицкого, так и самой выставки, принадлежит нашему куратору Л.А. Маркиной, с которой это уже не первый наш успешный проект. Мы очень гордимся нашим сотрудничеством.
Л.А. МАРКИНА
Сегодня у меня счастливый день, потому что исполняются многие мои заветные мечты. Более 30 лет назад, в ноябре 1998 года, я оказалась на Мальте, где была выставка, посвященная 300-летию российско-мальтийских отношений. Тогда впервые я увидела в посольском зале Дворца великий магистров в Валлетте произведение Левицкого – портрет Екатерины. Буквально за год до этого я была куратором выставки в Третьяковской галерее «Екатерина Великая и Москва». Как раз был юбилей Москвы. Тогда многие мне говорили, что Екатерина не любила Москву. А я хотела найти те черты, которые показывали обратное, что Екатерина Москву не любит, но отдает ей должное, что она указом сделал для Москвы, нашли хронику, связанную с событиями ее приезда в Москву. Целый раздел был посвящен Царицыну. Но тогда еще Царицыно не было отреставрировано. И вдруг возрождается Царицыно, появляется этот замечательный ансамбль. Неужели приедет с Мальты к нам Екатерина? Просто не верится!
Портрет 1787 года. Появился в 1789-1790 гг. – есть свидетельства в Архиве внешней политики России, что портрет на Мальте. С тех пор он не покидал этого острова. Правда, в 1935 году. в Лондоне был выставка русских произведений, и в каталоге зафиксирован этот портрет, но никто не предоставил документальных свидетельство того, что картина все-таки в Лондон привозилась. Еще один момент, когда она покидала свой дворец на Мальте – начало 40-х годов. Мальта подверглась блокаде, их бомбардировали фашисты. Многие произведения искусства были эвакуированы, в т.ч., портрет кисти Левицкого (там его подпись и дата). Может быть, это легенда, что когда Раиса Максимовна возглавляла советский Фонд культуры, и Михаил Сергеевич встречался с Рейганом, хотели показать этот портрет, но это не удалось. И когда в прошлом году мы начали говорить о юбилее Екатерины, и я очень благодарна руководству Царицыно, за отношение к этому материалу, и я говорю: «слабо привезти картину с Мальты?». К слову, будет несколько шедевров из «Третьяковки» - мы дадим портрет Рокотова из экспозиции на эту выставку, еще целый ряд из провинциальных музеев мы подготовили. Я так понимаю, что предполагают транспортировать ее морем с Мальты? Царица приедет в Царицыно! В свою резиденцию, которую, правда, она по каким-то причинам отвергла. Это какая-то фантастика! Из руин возродился этот архитектурный шедевр. То, что она с Георгиевской лентой – это очень важно. В ноябре 1769 года ей был учрежден орден Святого Георгия, который сейчас обрел новую символику, в новой России. Так что, это еще и юбилей ордена. На портрете в руке Екатерины меч, не обнаженный, а обвитый оливковой лентой. Там есть соответствующая надпись: «И меч твой, лаврами обвитый. Не обнажен, войну пресек». Это очень важный факт – она не воительница, а миротворица. Это же связано и с Крымом! Для нас, музейных сотрудников, бывают свои радости. И смотрите, статуя Опекушина, была несколько лет у нас, в галерее, на реставрации. Мы хотели оставить ее в «Третьяковке»! Она не могла быть в наших залах – очень тяжелая. Наверное, это судьба –конечно, ей место в Царицыне.
Е.Б. ФОКИНА
Спасибо. Наверное, всему свое время.
Хотела бы показать ролик, который мы сделали в преддверии Года Екатерины. Он сейчас находится и на нашем сайте, и в наших социальных сетях.
Э. ОВЧАР – «Турист»
Проект очень большой. На какое время рассчитано прибытие картины из Мальты? Как вы предполагаете, сколько посетителей захотят увидеть этот шедевр?
Е.Б. ФОКИНА
Выставка «От Думы до Екатерины» работает с сегодняшнего дня и вплоть до 18 августа. сразу же после ее закрытия, 19 августа, в День истории «Царицына», мы открываем шедевры Екатерины II, вместе с привезенной картиной с Мальты, вместе с шедеврами из музеев, которые будут в рамках нашей измененной основной экспозиции. Эта выставка продлиться с 19 августа до конца января 2020 года. В конце апреля мы открываем нашу основную экспозицию, посвященную Екатерине и строительству дворцов.
Если говорить о посетителях, мы считаем, что Год Екатерины должен привлечь еще больше посетителей в наш музей. Но по итогу 2018 года мы имеем более 6 млн посетителей территории парка и 1,3 млн посетителей музея. Мы стремимся к тому, чтобы каждый второй стал посетителем музея. Мы считаем, что наша центральная и главная героиня Екатерина заслуживает достойного внимания.
ВЕДУЩИЙ
Как выстроены отношения со школьниками, школами на этот период?
О.В. ДОКУЧАЕВА
Вообще-то говоря, у нас идет постоянная работа со школами. В рамках Года Екатерины все выставки и экспозиции, которые у нас открываются, по ним будут проходить экскурсии. Это обязательно и для школьной аудитории. Планируется проведение занятий. У нас есть опция «Урок в музее», в т.ч., по истории, посвященный эпохе Екатерины II. Мы эту линию будем развивать. Самое главное, один из наших инновационных проектов последнего времени – это «Детский музей». В рамках этого «Детского музея» на аудиторию совсем малышей от 3 лет и до подростков 12-14 лет – там есть, что посмотреть всем возрастным категориям, экспозицию, посвященную истории Царицына, времени Екатерины, строительству ансамбля. Рассчитываем, что в перспективе, в будущем году, у нас откроется экспозиция, посвященная пейзажному парку. Там есть масса всего, что будет интересно детям и родителям с детьми. Мы видим, что взрослые, зачастую, играют вместе со своими детьми даже более увлеченно. О «Детском музее» надо говорить. Этот проект живет и развивается. На его базе планируется проведение специальных занятий, которые уже начаты. Это целая линейка продуктов, рассчитанная на детскую, школьную и юношескую аудиторию и на семейную аудиторию, в том числе.
ВЕДУЩИЙ
Вы заранее начали информационную работу. Каждый москвич об этом прочитает. Как будет организовано посещение? Могут ли возникнуть очереди?
Е.Б. ФОКИНА
В сезон, если мы говорим про летний период, к нас приходит порядка 3 млн человек. В выходные дни у нас порядка 30 000-40 000 человек, если мы не проводим никакие специальные мероприятия, такие как День города, День семьи, любви и верности, День истории Царицыно, который проходит как бесплатный день и у нас было очень много посетителей. Мы стараемся быть максимально гибкими и стараться заранее предусмотреть все возможные логистические и организационные сложности. Как и в большинстве крупных музеев, у нас можно купить билеты в онлайн-режиме, можно заказать экскурсию. Зачастую, люди могут принять решение посетить музей, просто гуляя в парке. Мы предлагаем целую программу в музее, когда можно провести весь день в музее: посетить выставку, послушать концерт, зайти перекусить и покататься, провести время на наших прудах, если погода хорошая. Поэтому, когда у нас бывают очереди, а они действительно бывают, большей частью по выходным дням, мы стараемся публику дружелюбно разводить в подземном пространстве, чтобы очереди не скапливались, чтобы они успевали получить какую-то другую услугу вместо простаивания в очереди, а потом возвращались к нам. Наш музей-заповедник отличается от просто музея тем, что у нас большая уникальная историческая территория, несколько дворцов. Покупая комплексный билет в любом из дворцов, они могут пройти как в Третий кавалерский корпус, в котором в этом году запланирована большая фестивальная программа, так и в Оперный дом, зайти в наши малые дворцы, Центральный, Большой в Хлебный дворец, и просто побыть, послушать музыку на территории музея.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо. Пресс-конференция завершена.