Информационный Центр Правительства Москвы
02 мая 2024, четверг, 01:37
Пресс-конференции

Пресс-конференция «Реализация адресной инвестиционной программы Москвы и программы реновации»

Во вторник, 27 июня 2023 года, прошла пресс-конференция руководителя Департамента строительства города Москвы Рафика Загрутдинова на тему: «Реализация адресной инвестиционной программы города Москвы и программы реновации — итоги первого полугодия и планы до конца года»

Пресс-конференция «Реализация адресной инвестиционной программы Москвы и программы реновации»
фото: РИА Новости/Алексей Майшев
Важное:

Около 430 объектов находятся в стадии строительства в Москве

Загрутдинов перечислил знаковые дорожные объекты, которые достроят в 2023 году

В Москве под заселение передали 14 новостроек по реновации с января

Загрутдинов рассказал, какие работы проведут при реконструкции Дворца Спорта в Лужниках

Депстрой: Почти 60 социальных объектов строятся в Москве

Пресс-конференция руководителя Департамента строительства города Москвы Рафика Загрутдинова на тему: «Реализация адресной инвестиционной программы города Москвы и программы Реновации — итоги первого полугодия и планы до конца года»  

Р.  ЗАГРУТДИНОВ:

Здравствуйте. Всех рад приветствовать. Мы сегодня подводим предварительные итоги полугодия. Все планы, которые определялись трехлетним планированием, мы идем четко в графике и с точки зрения ввода объектов в эксплуатацию, и с точки зрения финансирования. В настоящее время в Департаменте строительства города Москвы осуществляется строительство порядка 430 объектов, площадью около восьми миллионов квадратных метров. У нас огромный объем строительства в работе. Мы формируем задел на последующие три года. На сегодняшний день уже мы ввели 56 объектов, общей площадью 1 миллион 280 тысяч квадратных метров. 2023 год очень насыщенный, у нас много значимых инфраструктурных объектов. 1 марта была полностью открыла БКЛ метро. Это программа развития московского метрополитена. За первые три месяца БКЛ воспользовались около 80 миллионов пассажиров, что говорит о высокой востребованности линии. После пуска БКЛ разгрузились существенно радиальные линии, и БКЛ развязывает руки по строительству новых радиальных линий. Большая работа ведется по дорожному строительству — развитие Московского скоростного диаметра. 21 июня Сергей Собянин открыл два отрезка на южном направлении МСД от Шоссейного проезда до станции МЦД-2 Курьяново. Это существенно разгрузило прилегающие районы.

А в целом, этот участок в полной мере себя проявит, когда мы по поручению мэра в этом году откроем целиком южный участок МСД. Также в этом году запущено движение на южном участке МСД от Покровской ул. до Зининского шоссе — это северный участок. Также в этом году мы должны до конца года дойти до федеральной трассы М-12 Москва-Нижний Новгород — Казань. С начала года завершена реконструкция Старо-рублевского путепровода через ж/д пути МЦД- 1. Введены в эксплуатацию участки магистрали Солнцево-Бутово — Варшавское шоссе от Боровского шоссе, и новая эстакада соединения Аминьевского шоссе с проспектом Генерала Дорохова. По поручению мэра с опережением срока введена в эксплуатацию детская и взрослая поликлиника в Молжаниново. Несмотря на то, что район молодой и не очень большой, там идет активное строительство. И мэр поставил задачу объекты социальной инфраструктуры вводить в эксплуатацию досрочно. Детское отделение рассчитано на 120 посещений и взрослое — на 200, включая женскую консультацию, а также расположен пункт скорой помощи на 2 машино-места. И мы продолжаем строить объекты социальной инфраструктуры в Молжаниновском районе. В этом году мы также планируем вводить объекты образования. Мы ввели 3 спортивных объекта: бассейн для Школы олимпийского резерва им. Гомельского. Профессиональный спортивный комплекс получился с хорошим паркетом для игры в баскетбол с бассейном. Футбольное поле в Зеленограде и спортивный комплекс в Северном Бутово. Еще во время строительства спортивного комплекса Качаловский на Бульваре Дмитрия Донского, жители отмечали его привлекательный внешний вид. Как вы знаете, все объекты спорта проходят тщательную проработку с точки зрения внешней архитектуры, чтобы они были точками притяжения, не скучными, внешне и внутри чтобы они были технологичными. А жителей района скоро ждут два бассейна, специальный игровой зал, где можно будет заниматься волейболом, баскетболом, теннисом, гандболом, мини-футболом и тренажерный зал. Получается хороший спортивный комплекс.

Дорожно-мостовое строительство. В 2023 году в рамках адресной инвестиционной программы нашим департаментом запланировано строительство 70 кмилометров дорог, 77 искусственных сооружений, 19 пешеходных переходов. По состоянию на сегодняшний день введено 11,9 километра дорог в том числе три искусственных сооружения. Важнейший проект в этом году — Это Московский Скоростной Диаметр. На сегодняшний день, в круглосуточном режиме, в три смены задействовано порядка шести тысяч строителей, более 400 единиц строительной техники. Мы двигаемся четко в плане и поставленную нам мэром задачу по запуску южного участка МСД мы выполним. Также в сентябре 2023 году планируется завершить строительство участка МСД от Лухмановской улицы до улицы Покровской, тем самым МСД мы замкнем с федеральной трассой М-12 Москва-Нижний Новгород — Казань. На этом участке мы также откроем мост через реку Пехорка. Среди основных объектов 2023 году отмечу Дмитровский путепровод. Давно были накопившиеся проблемы по этому путепроводу. В этом году планируем завершить его строительство. Транспортная развязка на пересечении МКАД с улицы Верхние Поля, с улицы Капотня. Прилегающая территория активно застраивается,  и давно назревало строительство этой развязки. Транспортная развязка на пересечении МКАД с улицы Липецкая и участок южной  рокады от улицы Марьинский парк до МКАД. Кроме МСД есть у нас еще ряд знаковых объектов, которые мы планируем в этом году ввести. Другой важный транспортный проект — это южная рокада, общая протяженность трассы 6,53 километра. Строительство разделено на восемь участков, из которых четыре — в строительстве, и еще четыре — построено. Общий процент готовности — 82%. Завершить строительство планируем во втором полугодии 2023 года. Автодорожная магистраль Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе — это еще один крупный инфраструктурный проект. От Минского шоссе мы практически дошли до Коммунарки. Остался существенный участок вдоль строящейся линии метро. И до 2026 года планируем замкнуть с южным участком МСД, тпким образом МСД будет бессветофорно, плавно в районе Варшавского шоссе переходить в магистраль Солнцево-Бутово — Варшавское шоссе. Это дублер будет МКАДа по новым территориям, и можно будет дойти до Минского. Это тоже является еще одним знаковым проектом, который существенно разгрузит. Территория Новой Москвы активно застраивается, и бессфеторофорно можно будет доехать до Севера и Востока. В 2023 году планируем завершить строительство трех автомобильных мостов. Это мост через затон Новинки на территории ЗИЛ, мост через Москву-реку в рамках строительства южного участка МСД, от Курьярновского бульвара до улицы Кантемировская, мост через реку Пехорка для соединения северного участка МСД с автомобильной дорогой Москва-Нижний Новгород — Казань.

Реновация. В 2023 году мы планируем построить 54 дома. Это более 14 тысяч квартир. С начала года уже ввели в эксплуатацию 26 домов на 7832 квартиры. Лидер по вводу СВАО и САО, здесь введено по пять жилых домов. Самый главный показатель реновации — это у нас заселение граждан. По состоянию на 26 июня передано к заселению 14 домов-новостроек — это 5476 квартир. В процесс переселения с начала года задействовано порядка 14 тысяч жителей. Всего в 2023 году планируем передать под фактическое заселение 62 дома. В процесс переселения будет вовлечено 47 тысяч человек. Активно ведется работа по демонтажу ветхих домов. Освобождаются площадки под новые дома. В этом году у нас в планах демонтировать 153 дома, 97 домов уже снесли. В ЮВАО и САО снесено по 18 домов, в ЗАО и ВАО — по 17 домов. Чтобы сохранять планы по вводу и переселению новых домов, конечно, у нас на сегодняшний день находятся в проектировании и строительстве более пяти миллионов квадратных метров жилой недвижимости. Это большой объем. Продолжается подбор новых стартовых площадок. Активно вовлекаем программу комплексного развития территорий. Для реализации программы реновации сейчас у нас формируется бюджет. Принято решение четко в рамках реализации проектных планировок построить объекты социальной инфраструктуры. Это объекты здравоохранения, поликлиники, стоматологические пункты. Это объекты спорта, и, конечно, огромное количество объектов образования.

Здравоохранение. На сегодняшний день у нас в строительстве находятся 15 объектов здравоохранения, общей площадью более 300 тысяч квадратных метров. С точки зрения строительства у нас беспрецедентный объем строительства таких флагманских центров. Недавно Сергей Семенович дал старт заселению Больницы им. Логинова. Все строящиеся больницы  действительно флагманские. Они уникальны по оснащению, по технологии. Они все спроектированы и строятся по самым современным стандартам. Они насыщены медицинским оборудованием. За первое полугодие введено в эксплуатацию семь объектов — это корпус больницы в поселке Коммунарка, многопрофильная детская больница с хорошими палатами, где могут находиться и родители, и дети. Пять поликлиник ввели в эксплуатацию — это детская и взрослая в районах Солнцево, Дмитровский, Молжаниновский, детская в Ховрино и взрослая —  в Измайлово. Все поликлиники, которые мы вводим в эксплуатацию, построены по новому московскому стандарту, где правильная догистика, внутреннее обустройство, они пациентоориентированные, создаются комфортные условия и для пациента, и для врачей, и для сопровождающих в детских поликлиниках. Появляется совершенно новая инфраструктура, новая среда. Они существенно отличаются от старых. Также ввели подстанцию скорой медицинской помощи в Щербинке на 20 машино-мест. До конца 2023 году планируем ввести в эксплуатацию еще 13 объектов здравоохранения, площадью 233 тысячи квадратных метров — это семь поликлиник по новому стандарту, три флагманских центра, три больничных корпуса. Все эти флагманские скоропомощные центры, больничные корпуса, — все передовое, и оборудование, и стены, несмотря на все ситуации, связанные с логистикой. Вся идея, заложенная еще несколько лет назад в проектах, на 100% реализована. Во втором полугодии планируем начать строить еще две поликлиники — это детская поликлиника на 320 посещений в Зеленограде, стоматологическая поликлиника в районе Перово. Также мы начнем строить подстанцию скорой медицинской помощи в районе Царицыно.

Образование. В настоящее время на стадии строительства находятся 32 объекта образования. С начала года введено в эксплуатацию три объекта. Школа на 550 мест в 14 кв. Некрасовки, детский сад на 300 мест с бассейном в районе Косино-Ухтомский, детский сад на 125 мест в районе Соколиная гора. К 1 сентября планируем ввести еще девять объектов образования: пять школ и четыре детских сада, из них три школы большие, вместимостью более 1000 мест каждая. Это школа на 1100 мест в районе Молжаниновский. В Молжаниновской районе еще в прошлом году была острая ситуация с ученическими местами. Летом прошлого года с проектированием и строительством приступил, и Мэром была поставлена задача к сентябрю этого года уже ввести в эксплуатацию. Это большая школа на 1100 мест, и мы с этой задачей справились. В третьем квартале мы ее введем в эксплуатацию, и приступим к заселению этой школы. Школа на 1200 мест в Ватутинках. Там мы построили большой реновационный район. И школа на 1150 мест в 17-м квартале Некрасовки. И там мы завершаем формирование крупного образовательного центра, рассчитанного  на 2075 детей, с двуми школами и двумя детскими садами. В целом, в 2023 году будет введено 20 объектов образования. В 2024 году планируется строить 21 объект на девять тысяч мест. Сейчас идет формирование трехлетнего бюджета. Мэром поставлена задача объемы строительства объектов образования не сокращать. Спорт. На стадии строительства находится 11 объектов. До конца года планируем ввести четыре объекта: два спортивных комплекса и два ФОКа. Одним из самых крупных объектов спорта планируемых к вводу в 2023 году — Дворец спорта в Некрасовке, который призван стать центром приятижения для нового развивающегося района. Под одной крышей будет 12 видов спорта. Пропускная способность объекта — около 400 человек/смена. В сутки будут проходить более трех тысяч человек. Прилегающая территория также будет благоустроена. Сделаем хороший красивый парк с зонами ворк-аута, жители смогут заниматься и уличными видами спорта. Дворец спорта в ТПУ Некрасовка более 21 тысячи квадратных метров. Также у нас находится в активной стройке в Ясенево Дворец спорта. Все дворцы спорта стоятся не только для спорта высоких достижений. Они все районного значения, чтобы жители города могли заниматься. И по спортивной технологии они тоже являются уникальными. В этом году мы уже начали строить три ФОКа — в Крюково, Гольяново и в Сабурово. И к строительству еще одного — в Алексеевском районе — приступим к концу года. В рамках адресной инвестиционной программы у нас продолжается строительство объектов спорта. Поставлена задача мэром обеспечить жителей в шаговой доступности объектами спорта. Шаг за шагом мы ежегодно продвигаемся к этой цели и вводим большой объем объектов спорта.

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»:

Вы сказали, что сейчас продолжается одновременно строительство трех автомобильных мостов, а вы могли бы сказать, на какой стадии каждый из них, и примерно когда их планируют запускать?

Р. ЗАГРУТДИНОВ:

Мост через затон Новинки — высокая степень готовности. Мы его планируем к сентябрю ввести в эксплуатацию. Мост через Москву-реку, МСД — в рамках южного участка МСД поставлена мэром задача, ввести в сентябре. Мост через реку Пехорка — в рамках северного участка МСД — тоже введем в сентябре. Все три моста одновременно. МСД — крупнейший мега-проект автодорожного строительства. Задействовано огромное количество строительной техники. Все искусственные сооружения строятся в условиях плотнозастроенного города. На Волгоградском проспекте, например, когда мы строим, мы пересекаем две автомобильные дороги. Очень сильное движение. Мы пересекаем открытые линии метро, МЦД — и все это без остановки движения. Все объекты строительства МСД — в четком графике, но контрактные сроки по большинству объектов у нас — конец 2024 года, первый квартал 2025 года. Соблюдая всю технологию качества, мы идем с опережением сроков. Опережение сроков строительства таких инженерных сооружений требует четкого контроля, четкого управления. У нас в круглосуточном режиме задействованы заказчики. По МСД счет идет буквально на часы. Для нас критична любая сдвижка направо по строительству данных объектов. Мы на данный момент четко в графике, но даем задачу строителям по-возможности ускорять, соблюдая всю технологию строительства.

ВЕДУЩИЙ:

А неустойчивая московская погода сильно влияет на сроки? Или современные технологии позволяют не обращать на нее внимание?

Р. ЗАГРУТДИНОВ:

Строитель — это профессия и в жару, и в стужу, и в ветер, и в вьюгу, всегда находятся на работе. В любую погоду у нас профессиональная команда и заказчиков, и подрядных организаций — если аномальных катаклизмов нет, то это не влияет на сроки. При планировании строительства мы все эти нюансы предусматриваем.

Л. СИМОЧКИНА ОКРУЖНАЯ ГАЗЕТА ЗЕЛЕНОГРАДА:

Вы упомянули, что в Крюкове начато строительство ФОК. Скажите, пожалуйста, какие у него будут особенности, как он будет выглядеть, и когда планируется завершить строительство?

Р. ЗАГРУТДИНОВ:

Детальную информацию по Крюково сегодня Вам после пресс-конференции с архитектурой дам. Мы их строим десятки, могу ошибиться. Они у нас универсальные. Универсальный зал и бассейн, либо ледовая площадка.

Н. ЛУЖНОВА «НА ЗАПАДЕ МОСКВЫ»:

По поводу МЦД. Работы на каких остановочных пунктах планируется завершить?

Р. ЗАГРУТДИНОВ:

МЦД — еще один мега-проект. Это по сути наземное метро. Большой эффект показали МЦД-1 и МЦД-2. И Сергеем Семеновичем поставлена задача к осени еще два МЦД запустить — МЦД-3 и МЦД-4. В этом году мы планируем выполнить реконструкцию остановочных пунктов Тимирязевская, Лианозово и Белорусская. Лианозово еще интегрируем со станцией метро. А также мы завершаем Ольгино, Курская и соединительная ветка между Киевским и Смоленским направлением московских железных дорог. Эта ветка тоже большой объект. В рамках этой ветки предусмотрена укладка 8,6 километра путей, строительство трех новых остановочных пунктов: Кутузовская, Камушки, Поклонная, трех новых искусственных сооружений — это мосты через Москву-реку, мост через пути киевского направления московской железной дороги, и железнодорожной эстакады в районе Сити. Реализация проекта МЦД предполагает строительство огромного количества искусственных сооружений. Совместно с с РЖД мы в еженедельном режиме держим эту ситуацию на контроле. Проект находится на личном контроле мэра Москвы, потому что в рамках реализации у нас появляется огромное количество вопросов, связанных с городскими службами. В условиях плотной застройки вся железнодорожная инфраструктура требует четкой слаженной  работы, поэтому в еженедельном режиме Сергей Семенович рассматривает эти вопросы, там есть сложные вопросы, которые все своевременно решаются. Скорость принятия решений в строительстве — самый главный вопрос, который у нас в Москве обеспечен, поэтому у нас такие результаты.

СМИ:

По поводу южной рокады хочу уточнить — четыре участка уже введены в эксплуатацию, и четыре — во второй половине года будут сданы. Единомоментно все четыре участка будут запущены?

Р. ЗАГРУТДИНОВ:

Рокаду мы будем запускать этапами. Мы должны будем дойти до МКАДа и у нас есть расписанный график на сегодняшний день, мы будем до конца года будем запускать его поэтапно. Много съездов, разгонных полос, поэтому для того, чтобы комфортным было движение, будем запускать этапами. До конца года южная рокада на всем протяжении будет запущена.

Ю. ЗАХАРОВА ПОРТАЛ ICMOS.RU:

Расскажите, пожалуйста, какие работы будут проведены при реконструкции Дворца спорта в Лужниках?

Р. ЗАГРУТДИНОВ:

Лужники получился такой хороший спортивный кластер. Там у нас есть здание 1956 году, морально устаревшее, которое уже не соответствует современным требованиям. Мэром города принято решение построить обновленный Дворец спорта, площадью 60 тысяч квадратных метров, где можно будет проводить соревнования, в том числе, континентальной Хоккейной Лиги, Московской Хоккейной Лиги, прочих спортивных, культурно-массовых и зрелищных мероприятий. Будет возможность массового катания на коньках. Предполагается основная ледовая арена — 17 тысяч зрителей, тренировочная ледовая арена — 1500 зрителей, два универсальных зала, буфеты, раздевалки, музейное пространство. Это предварительные параметры этого объекта. Сейчас идет разработка окончательной концепции. Мы окончательно сформируем техническое задание, разработаем концепцию, визуализацию, согласуем у мэра города, и потом приступим к проектированию и строительству.

ВЕДУЩИЙ:

Я хочу уточнить, на протяжении достаточно большого времени уделялось много внимания жилищному строительству, в последнее 10-летие Москва рванула, ФОКи появились, мы посмотрели в ролике все красиво. Полугодие закончилось, наверняка Вы знаете, что будет строиться в 2024-2025 году.

Р. ЗАГРУТДИНОВ:

По спорту у нас масштабная программа. Летний период — это важно приянть еще трехлетнюю программу. В следующем году мы приступим к строительству еще пять объектов спорта. Четыре ФОКа — два в Выхино-Жулебино, по одному в Бутырском районе и Чертаново Южное, а также начнем реконструкцию Дворца спорта в Лужниках. У нас получаются не просто ФОКи, а полноценные Дворцы спорта, которые позволяют не просто готовить спортсменов, но они в шаговой доступности, с большой проходимостью, чтобы они могли обеспечить занятия спортом горожан. Совместно с Правительством РФ Сергеем Семеновичем было принято решение о реконструкции Центрального Ипподрома. Сейчас там практически завершились работы по выселению ипподрома. Мы сейчас приступили к подготовительным работам, выносу коммуникаций, строительный городок формируем. До конца разрабатываем финальную версию концепции. Предварительную концепцию мы докладывали Сергею Семеновичу, коллегам из Министерства сельского хозяйства РФ. Сейчас идут незначительные доработки. Когда мы окончательно определимся с концепцией, перейдем к активной фазе проектирования и потом перейдем к реконструкции. Мэром поставлена задача сделать Центральный Ипподром новой точкой притяжения для горожан. На первом месте вся спортивная технология, это уникальный ипподром, где могут проводитья соревнования и по скачкам, и по бегам. Построить объект по всем мировым стандартам, который позволит по этим видам спорта заниматься. Также это должно быть со стороны зрителей зрелищно, и мы не должны забывать — это центр города, 40 гектаров площадка, и прилегающую территорию надо благоустроить, сделать пеший променад красивый. Получается красивая концепция, когда все будет согласовано, обязательно вас пригласим и все расскажем.

В. ЧЕРНЯВСКАЯ «ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА»:

Большую работу город проделал в плане достройки корпусов ЖК «Царицыно», пора уже наполнять и объектами образования столь большой жилой комплекс. Какая работа в этом направлении будет проведена в ближайшие годы?

Р. ЗАГРУТДИНОВ:

Департаменту строительства поручено построить пять объектов образования. Ведется строительство детского сада на 140 мест — 85% готовности, в этом году введем в эксплуатацию. Началось строительство школы на 825 мест. У нас еще три объекта — садик, школа на 825 мест, образовательный центр на 1175 мест. К моменту заселения ЖК будет обеспечен объектами образования.

Е. КОРЕНИН «МОСКОВСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА»:

На сегодняшний момент реновация — только индивидуальное строительство или сохранились панельки? И если есть, то сколько разновидностей панельных домов?

Р. ЗАГРУТДИНОВ:

В программе реновации все дома строятся по индивидуальному проекту. Они все монолитные. Мы шаг за шагом переходим в цифру, оцифровываем нашу деятельность. У нас идет увеличение ввода в строительство, мы ищем пути типового строительства, но они заключаются не в панельном домостроении, а типовом решении, где трудоемкие решения, узлы, сантехузлы в заводском изготовлении. Также у нас идут типовые стояки инженерные, потому что они очень трудоемкие. Таким образом, в Москве панельных домов по реновации не строится, они все монолитные с универсальной квартирографией. Построили этап завода, из блоков будут собираться многоэтажные дома. Сейчас мэр поставил задачу построить пилотный такой дом. Этот дом нам позволит сократить сроки строительства. У нас по реновации утверждены стандарты отделки, благоустройства. Программа реновации нормативно четко прописана.

СМИ:

По поводу развязок на МКАДе. Сейчас в работе остаются три развязки. Рассматриваете ли Вы возможность реконструкции еще каких-либо развязок строительство дополнительных съездов или вообще новых развязок?

Р. ЗАГРУТДИНОВ:

У нас на МКАДе проведена огромная работа. Три развязки находятся в стройке и, таким образом, ту масштабную программу по МКАДу 22 развязок реконструкцию, мы завершаем. В ближайшие году у нас больших развязок нет. Но в ближайшую пятилетку предусматривается строительство съездов на участке от Шоссе Энтузиастов до улицы Молдагуловой. Рассматриваем возможность до 2030 года реконструкции транспортной развязки на пересечении с Мякининским проездом, но решение пока не принято. И у нас остался участок на пересечении с Киевским шоссе нужно реконструировать правоповоротный съезд. Незначительные такие работы. Шоссе Энтузиастов, Щелковское шоссе — там коллеги с федеральными трассами будут подходить, и по мере подготовки, возможно, на этих участках что-то будем рассматривать. А в целом, можно сказать, что в этом году, мы работы по реконструкции развязок на МКАД заканчиваем.

ВЕДУЩИЙ:

Как сейчас у нас с молодыми специалистами? Приходят молодые инженеры? Довольны Вы качеством образования?

Р. ЗАГРУТДИНОВ:

На уровне РФ разрабатывается большая программа по повышению производительности. Это означает —  с меньшими трудовыми ресурсами можем выполнить задачу. Где большая производительность, там больше и заработная плата. В этом направлении в Москве проводится огромная работа. В Департаменте строительства мы проводим большие образовательные программы в рамках Московского Университета. Мы активно сотрудничаем с Московским строительным университетом, входим в состав попечительского совета. Мы плотно принимаем участие в разработке образовательных программ, так как мы знаем потребности для службы заказчика, для подрядных организаций. Мы в стройке всегда в графике. К сожалению, в летний период у нас всегда нехватка трудовых ресурсов. Есть дефицит на строительных площадках. Это происходит у нас ежегодно. И поэтому мы сейчас проводим пероприятия по повышению производительности. В стройке главное — своевременное принятие управленческих решений. Скорость вдижения денег влияет на весь инвестиционно-строительный цикл. Практически по всем объектам мы исполнительную документацию перевели в цифровой вид. Коллеги по строительному контролю тоже переходят в цифровой вид, чтобы все замечания мы давали в цифровом формате. Активно проводим работу, чтобы вся проектная, рабочая документация тоже была вся в цифре. Это намного сокращает сроки строительства. Чтобы построить один объект нужно пройти порядка трех тысяч бизнес-процессов. Очень много возникает нюансов. Внешняя среда меняется, по материалам ситуация меняется. Мы стремимся в городе создать единую цифровую платформу, где будут работать и заказчики, и подрядные организации.

Мы идем к созданию личных кабинетов для подрядных организаций, для ресурсо-снабжающих организаций. У нас огромное количество перекладок, инженерных сетей, мы должны обеспечить наши строящиеся объекты. И именно в переходе в цифру мы видим большие возможности по увеличению производительности. Активно ведем работу по новым материалам, ресурсам. У нас не только трехлетние программы, но и пятидесятилетние есть. Нашим подрядным организациям это позволяет долгосрочно планировать свои ресурсы. Когда подрядная организация видит свою загрузку, они начинают вкладывать в основные средства, строить заводы, вкладываться в новые технологии. И это очень важно. Наличие долгосрочной программы будет позволять нам повышать производительность, а, в конечном итоге, сделать отрасль привлекательной для молодежи, По охране, культуре, безопасности труда мы тоже активно двигаемся, работаем. Строительная площадка — площадка повышенной опасности. Нужно создать достойные хорошие условия на наших строительных площадках.