Информационный Центр Правительства Москвы
13 декабря 2024, пятница, 00:25
Пресс-конференции

Пресс-конференция на тему: «Старт московского профессионального конкурса «Педагоги года Москвы»

Во вторник, 31 января, прошла пресс-конференция Департамента образования и науки города Москвы на тему: «Старт московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагоги года Москвы». Конкурс «Педагоги года Москвы» – главное испытание для московских учителей. Участники пресс-конференции расскажут о возможностях профессионального роста педагога, особенностях проведения конкурса в 2023 году

Пресс-конференция на тему: «Старт московского профессионального конкурса «Педагоги года Москвы»
фото: РИА Новости/Нина Зотина
Важное:

Глава столичного Депобра рассказал о пользе конкурса «Педагоги года Москвы»

Новая номинация для столичных учителей появилась в рамках конкурса «Педагоги года Москвы»

Более 60 тыс. московских педагогов прошли программы повышения квалификации за год

ВЕДУЩИЙ

Сегодня 31.01.2023 информационный центр правительства Москвы проводит пресс-конференцию Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования и науки города Москвы Молоткова Александра Борисовича на тему: «Старт Московского Городского Профессионального Конкурса Педагогического мастерства и общественного признания «Педагоги года Москвы». В пресс-конференции принимают участие: председатель комиссии по образованию и науке общественной палаты г. Москвы - Лазутова Мария Николаевна; директор Корпоративного университета московского образования – Русецкая Маргарита Николаевна; директор школы № 1520 им. Капцовых – Кириченко Вита Викторовна, которая являлась победителем конкурса в один из годов.

А. МОЛОТКОВ

Добрый день, дорогие коллеги. Мы действительно сегодня открываем новый сезон профессионального конкурса «Педагоги года Москвы», и надо сказать, что это не один конкурс, это целая серия конкурсов. Сейчас в ролике вы увидели те номинации, которые вливаются в один большой конкурс. Это возможность собрать очень широкое, очень яркое профессиональное сообщество. Объединить под одной идеей, чтобы представить московское образование во всем его многообразии. Конкурс – это возможность проявить себя вне школы наиболее ярким, талантливым, интересным педагогам. Это возможность педагогам найти для себя профессиональное сообщество и расширить свой кругозор, не ограничивая его только коллективом одной своей школы. Это возможность получения новых вектором своего развития, потому что среди финалистов и победителей «Педагогов года» есть и такие именитые авторитетные методисты Методического городского центра, чьи имена знает уже весь город, это и директора школ, один из заместителей руководителя департамента образования в свое время также был финалистом. Это удивительная, очень творческая, очень яркая, креативная атмосфера. Когда попадаешь на мероприятия конкурса, попадаешь в такую  удивительную среду, и очень важно, что общение педагогов друг с другом продолжается еще и после завершения всех конкурсных мероприятий. Есть возможность меняться интересными практиками, возможность подсматривать что-то друг у дружки, и приносить это в свои школы. У наших детей появляется больше ярких, интересных, талантливых творческих педагогов. Это очень важно. Почему еще мы считаем, что московский формат «Педагоги года», а не «Учитель года», почему он важен. Вообще, образование – это командный вид спорта. Не может один яркий педагог зажечь вокруг себя коллектив педагогический. Поэтому очень важно, чтобы по самым важным направлениям, самым разным специальностям в школе собирались интересные люди, тогда и обстановка в самом коллективе будет очень творческой, очень яркой. Конкурс обновляется, расширяется, появляются новые номинации. И в этом году у нас появилась новая номинация «Сердце отдаю детям» для педагогов дополнительного образования. У них появляется свой конкурс в рамках большого конкурса «Педагоги года Москвы». Нельзя не сказать о победителе прошлого года. Впервые им стал учитель ОБЖ, Геннадий Владимирович Струнов. Помимо этого он уже сейчас получил премию Российского Общества «Знание» за 2022 г., в номинации «За просветительскую деятельность» и награду Министерства Просвещения «Молодость и профессионализм». Это очень почетно, достойно, повод для гордости, что такой не самый популярный предмет, как ОБЖ, есть возможность представить интересно, есть возможность зажечь этим предметом и интересом к этой теме ребят.

Для педагогов в Москве открыты очень широкие возможности: это и достойная оплата труда, это и современные рабочие места, инструменты современные, и, конечно,  большая широкая линейка различных инструментов для собственного  развития (это и конкурсы, это и различные мероприятия, связанные с повышением квалификации, причем тут может идти речь не только об официальном повышении квалификации формальном, но и о неформальном, когда педагоги собираются для обсуждения тех или иных тем, и у них есть возможность создания большой копилки знаний, из которой каждый из них для себя может черпать какие-то новые интересные вещи). В этом году, помимо всего прочего, Москва принимает финальный этап конкурса «Директор года», потому что в прошлом году, директор московской школы «Покровский квартал» Павел Станиславович Терехов стал победителем всероссийского конкурса , и, соответственно, в этом году Москва с радостью примет всех коллег из других регионов на финал «Директора года».

М. РУСЕЦКАЯ

Корпоративный университет московского образования – это ведущая организация, которая обеспечивает непрерывное профессиональное сопровождение более 90 тыс. педагогических работников московской системы образования. Это не только привычные для нас программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки, которые за последний год прошли более 60 тыс.педагогов и руководителей московских школ. Конечно, мы видим и активно предлагаем московским педагогам новые форматы профессионального и личностного развития. Корпоративный университет является оператором почти 20 городских, региональных конкурсов, связанных с профессиональным мастерством педагогов. И, несмотря на то, что так много конкурсов мы проводим в течение года, «Педагоги года Москвы» - это центральное место, внимание коллектива Корпоративного университета, и всей системы образования г. Москвы. Ключевой конкурс, очень значимый, очень важный.

Современная школа требует от учителей постоянного развития. И не только совершенствования профессиональных компетенций, знаний и умений пользоваться новыми методическими приемами, новыми технологиями. Сегодняшняя школа включает учителя, предлагает ему целый ряд дополнительных профессиональных ролей. Это не только классное руководство, которое сегодня получило особый статус, значение, внимание, но это и готовность работать медиа-педагогом, педагогом по краеведению, истории, культуре родного края. Это и новые компетенции, связанные с цифровыми ресурсами, и, конечно, работа в МЭШ формирует эти новые компетенции цифрового кураторства, эксперта. И целый ряд дополнительных ролей, которые требуют от учителя дополнительной подготовки. Конкурс – это именно тот формат, который в опережающем формате дает возможность учителю попробовать свои силы по этим новым направлениям деятельности, выйти за рамки требований только школы, только профессии педагога, примерить и театральное мастерство, и ораторское искусство. Конечно, выработать у себя дополнительные навыки стрессоустойчивости, формировать у себя готовность к новой форме сетевого профессионального сотрудничества, коммуникации.

Мы приглашаем для подготовки конкурсантов специалистов из самых разных отраслей, организаций, наших партнеров, которые помогают учителю достойно подготовиться и представить свой педагогический методический опыт. В этом году Корпоративный университет отмечает своей 85 –летие. Конечно, название у нас новое. Это продиктовано не только данью времени, моде. Безусловно, это и новые задачи, которые стоят перед системой образования. Создание системы сопровождения каждого педагога на основе понимания индивидуальных потребностей каждого: и педагога, и управленца. Создание индивидуальных траекторий, маршрутов. Все это так, но мы помним, что мы стоим на плечах и являемся правопреемниками Московского Городского Института Усовершенствования Учителей. Храним традиции, помним наших наставников. Активно представляем конкурс, как формат, где мы сначала находим таланты, помогаем развиться им, и сегодня уже говорилось, что много руководителей московских образовательных организаций выросли из этого конкурса, и, конечно, институт наставничества поддерживается нашими профессиональными конкурсами. Традиционно этот конкурс поддерживается целым рядом партнерских организаций, среди которых и издательство «Просвещение», банк «ВТБ», Яндекс-учебник, образовательная платформа «Сферум», онлай-платформа «Учи.ру», ВКонтакте – образование, Ум-Скул,  «Учительская газета», и сетевое издание «Учительская газета». Благодарим партнеров, и надеемся, что число их будет расти.

ВЕДУЩИЙ

Коллеги, в работе нашей пресс-конференции планировал принять участие Филиппов Владимир Михайлович, Президент РУДН, но в силу рабочих обстоятельств, не получилось. Однако, он направил нам свое выступление, сейчас мы его послушаем. Напомню, что он является председателем высшей аттестационной комиссии Министерства Образования России, Зам.председателя Оргкомитета конкурса, председатель большого жюри номинации «Учитель года Москвы».

В. ФИЛИППОВ

Конкурс «Педагоги года Москвы», и «Учитель года Москвы» уже стартовал с 30 января, и он проходит по определенным принципам: главное, это открытость, демократичность участия, каждый учитель Москвы может участвовать в этом конкурсе, и, конечно, это профессионализм, оценки со стороны жюри наших учителей, участников конкурса. В течение недели участники конкурса регистрируются, и затем посылают свои медиа-визитки. Но если в прошлые годы мы просили в медиа-визитке просто рассказать о себе, то в этом году есть очень важная составляющая: надо прислать материал, запись «Моя педагогическая находка», а это уже серьезней, чем просто самого себя рекламировать. После этого вступает в силу работа экспертов.

ВЕДУЩИЙ

Теперь я хочу предоставить слово председателю комиссии по образованию и науке общественной палаты г. Москвы - Лазутовой Марии Николаевне.

М. ЛАЗУТОВА

Уважаемые коллеги, на моем жизненном пути практически родился конкурс. «Учитель СССР», это было в 1989 г., когда «Учительская газета» объявила конкурс ко всем педагогам Советского Союза. А вы не хотели бы поучаствовать в таком мероприятии, чтобы каждый, кто захотел, проявил свои лучшие качества и стал педагогом года Советского Союза? В 1990 г. такой конкурс стартовал. Вот я сейчас слушаю цифры Александра Борисовича, Владимир Михайлович приводил примеры, Маргарита Николаевна. Если в 1990 г. в заочном этапе конкурса принимало участие всего 70 чел. из Советского Союза, а приехало 15 чел. в Москву, им тоже были даны такие задания, за два часа они должны были провести урок открытый, и тема выбиралась не ими, она назначалась жюри. И, конечно, это было непросто, учителя приехали из разных союзных республик, а урок надо было давать в московских школах. Все прекрасно понимали, что Москва есть Москва, и самые лучшие методики, самые лучшие педагогические технологии безусловно рождаются и сегодня в Москве. Они транслируются, они совершенствуются, они переводятся на свой педагогический лад. Естественно, в результате этого достигается очень открытый серьезный педагогический диалог на пространстве всей России. Когда в 1992 г. конкурс проводился как всероссийский, и Москва принимала уже тогда 118 педагогов только из субъектов РФ.

В этот год победителем стал Артур Заруба, который написал гимн на стихи Роберта Рождественского о школьном учителей, который до сих пор исполняется на конкурсах. С 1992 г. эстафету конкурса взяли государства содружества. Мне пришлось побывать на разных мероприятиях и в Минске, и в Казахстане,в Киргизии – везде сохранялся дух педагогического особого настроя. Этот дух, который и сегодня сохраняется во всей системе российского образования. В Москве это особый дух. Я могу сказать, что поиск талантливых педагогов Москвы – это выбор самого педагога, и насколько интересными становятся и те задания, что дает жюри, и тот разговор, который состоится с министром, и нам даже иногда в жюри бывает очень трудно определить, где эта изюминка педагогическая, с который выступает будущий педагог года Москвы. Традиции сохраняются. Они только совершенствуются в соответствии с временем, задачами. И на самом последнем этапе все учителя, которые входят в 5, 15 человек, они принимаются, как главами государств, так и председателями правительства, членами правительства. Правительством города. Это говорит о том, какое внимание есть к нам, педагогам, потому что они несущая конструкция образования наших детей. Следовательно, эта конструкция будущего.

В. КИРИЧЕНКО

Добрый день, уважаемые коллеги. Так складывается моя профессиональная биография, что в разные периоды жизни моя жизнь очень тесно переплетается с профессиональными конкурсами. В 1996 г. в Москве проводился конкурс «Самый классный классный». Я тогда работала в Школе 656 им. Макаренко, и участие в конкурсе стало замечательной возможностью продемонстрировать то, чему я научилась сама к этому времени, и представить то, чем по праву гордилась школа. И моя победа в этом конкурсе – это результат работы и моей, и работы школы. Я с уверенностью могу сказать, что участие в конкурсе обогащает учителя, оно открывает двери в те тайники нашей профессии, о которых вне конкурса ты не всегда можешь знать, не всегда можешь их увидеть. Когда в 2011 г. директор школы предложила мне участвовать в конкурсе «Учитель года Москвы», мне казалось, что уже так много времени прошло, я уже давно и состоялась, и реализовалась, было очень странно входить в реку, пусть другую, но второй раз. Но так сложились обстоятельства, что я приняла участие в конкурсе, победила, победила в конкурсе «Педагоги года Москвы», и в качестве победителя Москвы принимала участие во всероссийском конкурсе «Учитель года России», в котором тоже победила. Так что, сегодня я могу говорить, что участвуя в разных конкурсах, я видела разные его грани, и все чему я научилась, это связано, в том числе и с участием в профессиональных конкурсах. Москва в этом отношении уникальный регион, потому что те возможности, которые предоставляет город, наша система образования, это, на мой взгляд, самые лучшие курсы повышения квалификации, это копилка педагогического опыта, это возможность увидеть профессию по-другому, себя в профессии по –другому, найти те пути к выполнению наших задач, без которых мы можем в итоге получить меньше.  А мы все нацелены на очень высокий результат, этого заслуживают наши дети.

Город все сделал для того, чтобы каждая московская семья получила максимальный результат в области образования. Надо сказать, что последние 10 лет уже в качестве победителя Москвы, я наблюдаю за жизнью конкурса уже в другом статусе, не переставая касаться жизни конкурсного движения в Москве и в России. Изменения в конкурсе за последние 10 лет, продиктованы жизнью, обстоятельствами, задачами, те. Конкурс не остается неизменным, меняются условия его проведения, те, или иные этапы, но неизменным остается высокий уровень профессионализма, подготовки, проведения, организации, а самое главное, послевкусие этого конкурса. Потому что, для того, чтобы в нем участвовать  - нужен результат, но и итогом участия становится новый результат ради наших детей, ради Школы, и на мой взгляд, это самое важное, что дает конкурс системе, городу в целом. Мы больше умеем, больше делаем, выигрывают наши дети, а, значит, выигрываем все мы. Наше настоящее и будущее – в надежных руках.

С. КОЗЛОВ «ЭКОГРАД»

Москва большое внимание уделяет экологии, в частности,  руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды А.О. Кульбачевский регулярно 1 сентября проводит урок экологии. Александр Борисович, скажите, пожалуйста, будут ли какие-то требования к педагогам в части популяризации экологических проблем?

А. МОЛОТКОВ

Я бы не говорил здесь о каких-то обязательных требованиях. Опыт последних лет показывает, что участники конкурса, так или иначе, темы экологии, устойчивого развития включают в свои представления, мастер-классы, уроки, которые они дают. Эта тема на поверхности, и к которой  не надо призывать.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА

Скажите, пожалуйста, популярность конкурса среди учителей растет. Сколько человек подает заявки на начальном этапе? 90 отбирают из какого количества?

А. МОЛОТКОВ

Точно цифру я не назову, но это меряется не одной тысячей.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА

А учителя сами решают, участвовать в конкурсе или нет? Или их школа выдвигает?

А. МОЛОТКОВ

Это самостоятельное решение каждого учителя, никаких выдвижений.

ОКРУЖНАЯ ГАЗЕТА ЗЕЛЕНОГРАДА

Чем можно объяснить популярность среди учителей этого конкурса? Престиж, или вознаграждение? Что можно поставить на первое место?

А. МОЛОТКОВ

Престиж даже, не столько, получить эту премию, сколько войти в состав участников. Входя в состав участников такого конкурса, уже оказываешься в потрясающей среде единомышленников, учителей, которые хотят развиваться, которые хотят быть интересными, которые хотят взаимообогащаться опытом со своими коллегами.

Ю. ЗАХАРОВА  ПОРТАЛ ICMOS.RU

Александр Борисович, Вы уже упомянули, что помимо конкурса существуют разные формы поддержки профессионального роста учителей. Не могли бы Вы рассказать подробнее, что организует Москва для того, чтобы педагоги развивались и совершенствовали свое мастерство?

А. МОЛОТКОВ

Наверное, об этом лучше расскажет Маргарита Николаевна, т.к. это вотчина Корпоративного университета. Это огромное количество различных форматов, начиная от официальных курсов повышения квалификации, заканчивая онлайн – педсоветами, которые у нас проходят в регулярном режиме. Не выдается никаких корочек, но есть возможность действительно заинтересованным учителям подсмотреть, что делают интересного коллеги, что можно притащить  к себе в школу.

М. РУСЕЦКАЯ

Повышение квалификации, профессиональное развитие сегодня может осуществляться по формальному пути и неформальному. По формальному – это традиционная система повышения квалификации, профессиональной переподготовки, которая завершается выдачей документов установленного образца. 60 тыс. педагогов из 98 тыс. у нас за последний год прошли то или иное обучение.

В среднем на одного педагога приходится около 20 часов такого формального повышения квалификации. Планируем мы его, исходя их тех задач, которые связаны с федеральными инициативами, с Московскими проектами, и с индивидуальными потребностями самих педагогов. Большой блок занимает и неформальное повышение квалификации, к которому относятся и профессиональные конкурсы, и взаимообучение коллективов – этот формат реализуется и заслужил интерес и признание в Москве. Коллектив одной школы – это несколько сотен человек. Большой методический потенциал, который накаливается, и который является системой внутришкольной дополнительного развития профессинального, когда педагоги взимопосещают уроки, проводят методические обсуждения, и это тоже стимулирует профессиональное развитие. Но есть и форматы, выходящие за пределы московского образования.

Уже несколько лет Корпоративный университет реализует программу взаимообучения городов, когда на площадках Корпоративного университета организуются мероприятия по обмену опытом. Мы делимся нашими достижениями и смотрим, что появляется в регионах. За последний год – более 70 тыс участников из различных регионов страны стали членами этого большого сообщества в рамках проекта «Взаимообучение городов». И, конечно, помощь педагогам по осознанию своих потребностей, дефицитов. И возможностей спланировать горизонтальное развитие, попробовать себя в новых ролях (организатор детского отдыха, вожатый, деятельность создания в школах театров), и, конечно, то, что непосредственно связано с профессиональными компетенциями педагогов – предметные диагностики, которые проходят Московские учителя. И мы точно знаем о взаимосвязи между уровнем предметных знаний педагогов и результатов по предметам наших школьников.

Такая большая работа, начиная от индивидуальных диагностик, карьерного консультирования, индивидуальных программ развития, повышения квалификации, и мотивирования к участию в конкурсах профессионального мастерства, как возможность, в том числе, и вертикальной карьеры. Многие руководители московских школ выросли из профессиональных конкурсов.

А. ДУБОВКА «МОСКВА –ЦЕНТР», «НОВЫЕ ОКРУГА», «ЮЖНЫЕ ГОРИЗОНТЫ»

Маргарита Николаевна, скажите, пожалуйста, должен ли меняться конкурс и его испытания?

М. РУСЕЦКАЯ

Многие спикеры уже говорили сегодня об этом. Он не только должен и может, он меняется. Конкурс – это не про учителя вчерашнего или сегодняшнего дня. Конкурс – это про учителя будущего, про учителя, готового к изменениям, которые происходят в нашей жизни, в нашем обществе, и, конечно, в образовании. Это всегда опережающий формат. В этом году тое есть новшества, изменения в регламентах конкурса, и это финальное испытание – 7-минутная лекция, которую готовят на заданную тему финалисты, и выступают с ней перед аудиторией. За короткое время уметь концентрированно донести свою позицию, аргументировано выступить «за» или «против» какого-то тезиса, продемонстрировать свое ораторское мастерство, умение системно мыслить, креативность при подаче материала. Это тот формат, который набирает популярность во всех странах, Сейчас время коротких емких текстов, и эта та компетенция, которую мы подсвечиваем на конкурсе, и даем возможность учителям попробовать свои силы в этом направлении.

«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»

Чем было вызвано появление новой номинации? Насколько часто появляются в конкурсе новые номинации?

М. ЛАЗУТОВА

Само название «Сердце отдаю детям» говорит о том, что это не только продолжение какой-то серьезной работы с детьми, в этом конкурсе могут принять участие не только педагоги, воспитатели, но все те, кто действительно отдает свое сердце детям. Это могут быть работники социальных служб, работники и деятели культуры, т.е. те, кто действительно себя отдает, чтобы детям было хорошо, чтобы детям помогать, особенно там, где касается работы с детьми, которые имеют проблемы в развитии, где нет доступа определенной категории детей , правда , это не касается Москвы, к тем услугам, которые должен иметь каждый ребенок. Это конкурс для всех желающих. В том числе, и для журналистов, потому что они много подмечают того, что нужно сегодня детям, нужно обществу, и нужно нашему будущему.  

С. КОЗЛОВ «ЭКОГРАД»

Сейчас в интернете случай о том, что подростки – восьмиклассники начали ломать железную дорогу. Вот как учителя должны противостоять этому тлетворному влиянию наших врагов?

В. КИРИЧЕНКО

Мне кажется, мы имеем дело с примером кейса конкурсного. Это прямо конкурсное задание. Надо вас поблагодарить, записать и передать тем, кто готовит конкурсные задания. Это прекрасная педагогическая воспитательная ситуация для решения,  которой нужно посидеть подумать.

М. ЛАЗУТОВА

Подобных ситуаций бывает много. Это практические вопросы. Александр Борисович рассказал про одного из финалистов, который сделал нам такую презентацию, и такой мастер-класс, от которого мы и до сих пор находимся под великим впечатлением. Учитель живет не только в ритме жизни, но и, в какой-то мере определяет, как этот ритм будет ускоряться , либо этот ритм будет для ребят очень нужным, важным и необходимым. 

А. МОЛОТКОВ

Престиж конкурса определяют те люди, которые в нем участвуют. Личность председателя большого жюри – В.М. Филиппова, который на протяжение многих дет является неизменным председателем, при том что, сейчас он председатель РУДН, до этого он был ректором РУДН, председатель Высшей Аттестационной Комиссии, можно представить, что человек занятой. Он находит и время, и силы и энергию на то, чтобы участвовать в конкурсе, в оценке, в общении в конкурсантами. И это тоже один из факторов, который обуславливает авторитет конкурса и желание педагогов участвовать в нем.