Информационный Центр Правительства Москвы
14 июля 2024, воскресенье, 00:33
Пресс-конференции

Пресс-конференция «Московская этнографическая олимпиада "Москва – столица многонациональной России"»

В среду, 26 июня 2024 года, в 11:00 состоялась пресс-конференция Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы на тему: «Московская этнографическая олимпиада "Москва – столица многонациональной России": от Черного моря до Тихого океана». В ходе мероприятия представители средств массовой информации узнали о целях и порядке проведения олимпиады, итогах полугодия и новых направлениях развития.

Пресс-конференция «Московская этнографическая олимпиада "Москва – столица многонациональной России"»
фото: РИА Новости/Алексей Мальгавко
Важное:

Дети от 7 до 10 лет впервые примут участие в этнографической олимпиаде «Москва — столица многонациональной России»

Сучков: Большой интерес к Московской этнографической олимпиаде проявили студенты технических вузов

Омельченко: Цель Московской этнографической олимпиады — рассказать про народы России

Пресс-конференция Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы на тему: «Московская этнографическая олимпиада "Москва – столица многонациональной России": от Черного моря до Тихого океана»

Виталий Сучков — руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы;

Александр Джеус — директор ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Орленок»;

Елена Омельченко — руководитель АНО Центр содействия межнациональному образованию «ЭТНОСФЕРА», член Президиума Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы;

Дарья Кудрявцева — проректор по дополнительному образованию Московского педагогического государственного университета;

Юлия Косолапова — начальник управления образовательных программ ФГБОУ «ВДЦ «Океан».

В. СУЧКОВ

Добрый день, дорогие друзья. Рад всех видеть. Давно мы с вами не встречались. У нас сейчас сезон, который включает многие мероприятия, фестивали. Сегодня мы будем говорить об Этноолимпиаде «Москва — столица многонациональной России». Я немного расскажу об истории этого проекта. Начинается Олимпиада с 2018 года. Почему мы решили проводить ее? В 2017 году впервые в России прошел Этнодиктант. Участвовали в том числе и москвичи. Тогда вносились 30 вопросов. И каждый вопрос «весил» один балл. Максимальное количество баллов должно было быть 30. Средний балл по стране был 17 с небольшим. В Москве — на балл выше. Тогда я попросил своих коллег дать мне информацию о том, как разные возрастные группы написали этот диктант. Хорошие результаты показала группа старше 25 лет, но школьники не набрали и 12 баллов. Тогда у нас возникла идея проведения Этнографической олимпиады для школьников. Нас поддержал Департамент образования и науки. И в 2018 году впервые прошла олимпиада для школьников в Москве. Прошла успешно. И после олимпиады у нас возникла идея пригласить к участию учителей и родителей. С 2019 года уже участвуют школьники, учителя и родители. А затем к нам подключились студенты Москвы, а сейчас мы стараемся подключить практически все регионы нашей страны к этому прекрасному проекту.

Мы попросили экспертную группу подготовить вопросы для Олимпиады. Их 40. В течение 90 минут участники отвечают на эти вопросы в онлайн-формате. У каждого школьника, учителя, родителя есть свой кабинет, через который они заходят на сайт нашей олимпиады и отвечают на вопросы. Мы не ограничиваемся ответами на наши вопросы, но дополнительные баллы участники могут получить, если они участвуют в этномероприятиях, которые проходят в Москве. Для этого нужно прийти на мероприятие, сделать снимок и прикрепить к своему ответу. Поэтому дополнительные баллы многие с удовольствием получают.

Недавно были подведены итоги последнего этапа этого учебного года. В Олимпиаде приняли участие 16 369 участников из 598 образовательных организаций. Из них обучающихся — 12 357, родителей — 229, педагогов — 3783. Я попросил дать мне сведения по участию прошедших лет. Март-апрель 2018 года — 2030 участников, 227 образовательных учреждений. 2018-2019 — 2932 участника, 305 образовательных учреждений, 2019-2020  — 3109 участников, 312 образовательных учреждений. 2020-2021 — 5213 участников, 343 образовательные учреждения. Количество у нас растет. В 2022-2023 учебных годах — это чуть более уже 10 000, за год в два раза увеличилось количество участников. Дополнительно в 2018 и 2019 году для популяризации нашего проекта, мы предложили руководству «Артека» провести олимпиаду там. Два года мы проводили. 11 победителей этой олимпиады приехали в Москву с родителями на несколько дней и посмотрели достопримечательности нашей столицы. Конечно, мы подводим итоги олимпиады в конце года. У нас есть Детский фестиваль национальных культур «Мой дом — Москва». В ходе этого фестиваля мы подводим итоги и награждаем наших победителей. Победителей из регионов мы приглашаем всегда в ноябре также в Москву. Они приезжают на несколько дней, и для них подготовлена очень интересная программа. Есть стимул ребятам участвовать в нашем проекте.

Я уже сказал, что мы начали организовывать олимпиаду для студенческой молодежи. Начали это делать с Москвы. Увидели, что также интерес очень большой к нашему проекту. Что интересно, в олимпиаде активно участвуют не только гуманитарные ВУЗы. Для меня очень интересно, что в Москве активность большую проявляют студенты МИСиС. Большие молодцы. Когда был последний тур, даже помещения не хватило, сидели люди на полу и с удовольствием решали наши задачи. Общее число участников за весенний период 2024 года — более 1200 студентов. 11 ВУЗов из шести регионов нашей страны, включая Москву. В рамках проведения этнографических олимпиад учащиеся ВУЗов прослушали просветительские лекции по различным темам: «Татуировки в культурах народов мира», «Межэтнические конфликты: почему они возникают, и как их избежать?», «Экспедиции трех веков», «Миграционные процессы в современном мире: влияние на страны и народы», «Современная российская культура в поисках культурной самобытности», «Русская пляска, как выражение национального характера», «Удивительная Россия: как живут за Полярным кругом», «Знаки и символы народной культуры», «Культурный контекст современного мегаполиса», «Зооморфные мотивы в архитектуре Москвы», «Этномузеи и этнопарки как способ сохранения этнокультурного разнообразия России». Последние четыре темы читались в этом году в рамках проекта впервые. Различные интересные темы, и студенты их тоже с удовольствием слушают. Каждый год у нас экспедиция отправляется в регионы нашей страны. Университеты Челябинска, Адыгеи, Чечни, Марий Эл в этом году впервые приняли участие в Этнографической олимпиаде. Я уже говорил о том, что у нас очень активный МИСиС. 175 человек прибыли в то место, которое мы обозначили для проведения Олимпиады, и с удовольствием отвечали на наши вопросы. Самый высокий бал среди победителей был у студента МИСиС — 58 из 60. А самый высокий средний бал среди студентов показали студенты Финансового Университета — 45. Лучшие региональные результаты продемонстрировали студенты из Йошкар-Олы — 53 балла. И это не удивительно, потому что в олимпиаде участвовали студенты профильных специальностей Института национальной культуры и межкультурной коммуникации. Видно, что их не зря учат этой профессии.

Что для нас стало неожиданным? Традиционно самыми сложными из всех заданий стали открытые вопросы, на которые участники должны дать свой ответ. Нередко вопросы из региональных блоков, а мы обязательно включаем региональный блок, когда выезжаем в тот или иной регион, оказывались сложными для студентов того или иного региона. И остались без ответа как раз вопросы о регионе. Например, на вопрос про особенную букву русского алфавита «Й» даже студенты из Йошкар-Олы, где есть памятник этой букве, дали очень много неверных ответов.

В завершение весеннего этапа 3 мая в рамках проекта организаторами для участников олимпиады был проведен этноквест. Задания, связанные с историческим центром Москвы и известными личностями, жившими на старейших улицах города и в прилегающих переулках, разгадывали студенты различных московских ВУЗов. Эти мероприятия продолжатся у нас и осенью. В летний период выездные мероприятия в рамках Этнографической олимпиады ждут детей и подростков, отдыхающих во Всероссийском детском центре «Орленок». Это у нас уже третий заход. Как и в предыдущие годы участниками проекта станут вожатые, и ребята из лагерей центра. Завершить серию мероприятий планируется концертом, который пройдет в амфитеатре детского центра. Особенностью этого года стало участие в олимпиаде ребят из единственного в «Орленке» лагеря для ребят младшего школьного возраста, «Солнышко». Таким образом, впервые в проекте будут принимать участие дети в возрасте 7-10 лет. Методической комиссией разработаны специальные вопросы. Нам будет интересно, как ответят ребятишки на эти вопросы. Мы как бы протестируем их для того, чтобы уже в будущем году подключить движение «Орлята России». Дальше в этом году у нас будет выезд еще в один детский центр. Он называется «Океан»; во Владивостоке. Мы ожидаем, что в олимпиаде в «Океане» примут участие более 1000 отдыхающих и вожатых. Для нас тоже очень интересно, какие будут результаты. Всего в 2024 году мы ожидаем участие более 4000 студентов. Подведение итогов будет в ноябре. Сюда приедет значительное количество людей. Думаю, около 100 человек вместе с москвичами. Мы их будем здесь чествовать и организуем соответствующую программу. Вот то, что я хотел сказать в начале нашей пресс-конференции. Потом мои коллеги расскажут более подробно о том, что мы думаем делать в этом году. Очень приятно, что Александр Васильевич, директор Центра «Орленок», у нас сегодня в гостях. Я хотел бы передать ему слово.

А. ДЖЕУС

Виталий Иванович, я хотел бы вас поблагодарить, потому что вы инициатор этого проекта. Проект имеет непреходящее значение не только для Всероссийского детского центра «Орленок», а для всей нашей многонациональной страны. Я бы хотел поблагодарить Правительство Москвы и лично мэра, Сергея Семеновича Собянина, который дает возможность такие проекты реализовывать. Наверное, не случайно, что мы проводим этот Этнографический диктант, и он проходит под знамением нашей столицы. Не случайно, что наши победители — на Красной площади на фоне Собора Василия Блаженного. В его архитектуре как раз ярко выражены национальные этнографические особенности нашей многонациональной страны, которая в тот период складывалась, как многонациональное государство. Что очень важно объяснять нашим детям — что национальная политика тогда тоже складывалась, начиная с Ивана III, Ивана IV и последующих правителей нашей страны. Большую часть этого периода столицей нашей родины была Москва. Она вообще олицетворяет все, что происходит в нашей стране. Не знать, что происходит в нашей столице, кто в ней проживает, какие исторические особенности в тот или иной период происходили в столице нашей Родины, и как это накладывалось на национальные, этнографические возможности, и как это влияло в целом на всю страну, нельзя. Для нас этот проект важен еще потому, что во время проведения специальной военной операции наши вооруженные силы, которые являются многонациональными, проявляют сплоченность и единство. По этому же признаку в девяностые годы нас хотели расчленить. Нас столкнули на почве межнациональной, межэтнической, межрелигиозной розни. Пытались прививать это нам. Слава Богу, мы преодолели этот страшный период нашей истории. Сегодня нас испытывают на еще более сложный излом. Но как раз проявление мудрости наших народов, а их чуть меньше 200, населяющих нашу страну, демонстрирует единение, а не разъединение. Наши враги делают ставку на молодых людей. Виталий Иванович в своем выступлении отмечал, что начало Этнографического диктанта было связано с тем, что при тестировании оказалось, что молодые люди очень плохо знают историю, культуру своей страны, ее истоки, происхождение. Мы каждый год принимаем до 25 000 детей всех этносов и народностей нашей страны. Все 89 регионов и более 40 стран мира приезжают к нам. Для того, чтобы научить детей межкультурному, межэтническому, межрелигиозному взаимодействию, надо научить их знать эту культуру других народов. Что мы и делаем. У нас открыт Центр языковой китайской культуры, других народов. Мы это делаем постоянно.

Мы в таком тесном сотрудничестве с Департаментом национальной политики города Москвы с удовольствием работаем уже много лет и благодарим Виталия Ивановича за это взаимодействие. Из тех цифр, которые приводил Виталий Иванович, только в прошлом году 2000 детей и 350 вожатых, студенты различных ВУЗов нашей страны, принимали участие. Четвертый год подряд идет проект «Орлята России». Это проект для младших школьников, с первого  по четвертый класс. Таких детей в нашей стране 7 500 000 человек. За четыре года реализации данного проекта уже вовлечено более 3 000 000 детей, среди которых было проведено исследование ВЦИОМ, и оно показало, что воззрения детей и их родителей в сторону любви в своей стране, патриотизма выросли многократно. Все очень просто. С детьми нужно заниматься. Мы с ними занимаемся. Важнейшим аспектом этих занятий как раз является воспитание межэтнического, межконфессионального, межкультурного взаимодействия и понимания культуры, языка, традиций других народов ребятами из других конфессий. Это крайне важно и крайне актуально, поэтому мы будем идти по пути расширения этого взаимодействия, и по пути вовлечения максимального количества детей в эту работу. Еще хочу поблагодарить, что порядка 10 победителей и вожатых, и детей приедут по приглашению Правительства Москвы в столицу нашей Родины, где познакомятся с чудесными возможностями нашей любимой столицы. Спасибо огромное.

В. СУЧКОВ

Я хочу добавить еще, что по инициативе Александра Васильевича в прошлом году после того, как была проведена олимпиада, была проведена пресс-конференция. Я был просто поражен тому, с каким интересом задавали вопросы, необычные вопросы, ребята, которые отдыхают в лагере. В этом году мы тоже планируем провести такую пресс-конференцию. Ребята даже дают нам определенные идеи. По «Орлятам России» появилось предложение провести с ними олимпиаду, и мы откликаемся позитивно на все эти предложения.

А. ДЖЕУС

Виталий Иванович, спасибо. И сами ребята инициируют, что параллельно с теми заданиями, которые им дают в течение года, нужно изучать тот или иной этнос или народы, населяющие нашу страну. Я коллегам перед пресс-конференцией рассказывал, что я для себя тоже открыл такой народ, как нагайбаки, они живут в Челябинской области. У них официальный язык — татарский, вероисповедание — православие на протяжение 500 лет. Ближайшие к ним народы — это татары, башкиры и марийцы. Вот, удивительный народ, о котором Наполеон когда-то сказал: «Если бы у меня был полк нагайбаков, я бы покорил весь мир». Среди представителей этого народа очень много людей героического склада, награжденных самыми высокими наградами и Российской  Империи, и Советского Союза, и Российской Федерации. Очень важно знать о разных народах и этносах, которые проживают в нашей стране, какую они веру исповедают, какие у них традиции, культура, обычаи. Это нас сближает. Спасибо.

Е. ОМЕЛЬЧЕНКО

Уважаемые коллеги, здравствуйте. Давайте я продолжу. Прежде всего, я тоже хочу поблагодарить за возможность участия в реализации этого проекта Правительство Москвы, потому что мы сами как организаторы, как ведущие олимпиады, которая работает со студентами, с детьми, получаем огромное удовольствие от того, что у наших детей, у нашей молодежи открываются новые горизонты. Удивительных традиций, необычных событий, черт много у различных народов Российской Федерации. Очень приятно видеть, как это открывает наше подрастающее поколение. Когда говорят «олимпиада», всегда кажется, что это соревнование. Конечно, в определенной степени это соревнование, потому что все равно выбираются победители. Но эта не та олимпиада, в которой школьники участвуют, чтобы набрать баллы и поступить в ВУЗ. Мы принципиально разрешаем ребятам пользоваться различными материалами, если они успевают. 40 вопросов ребята решают за 40-45 минут. В принципе, у всех там лежат телефоны. Особенно, у студентов, разумеется. Со школьниками и отдыхающими в «Орленке» по-другому, у них там свой регламент использования телефонов, но у студентов, конечно, все рядом. И я сама, неоднократно проводившая олимпиаду среди студенческих команд, вижу, как они пытаются быстро что-то найти в поиске. Не всегда у них это получается, потому что вопросы мы формулируем так, чтобы с ходу не нашлось, но интерес пробудился. Наша задача, чтобы стало интересно узнать больше о том или ином народе. Здесь не главное дать правильный ответ. Главное — узнать побольше. Неоднократно мы слышали потом и от студентов, и от ребят-старшеклассников отклики о том, что они потом почитали и узнали, что, оказывается, это так интересно. Особенно это бывает любопытно, когда мы выезжаем в регионы, и в блок вопросов обязательно включаем вопросы, которые имеют отношение к этнокультурным особенностям конкретного региона. В педагогике всегда должна быть история успеха, чтобы не все вопросы были незнакомые. Чтобы ребята видели, что вот, они в Марий Эл, и обязательно будет вопрос про марийцев или какую-то особенность этой республики. Удивительно, что эти вопросы оказываются сложными для ребят, живущих в конкретном регионе. Далеко не всегда они эти вопросы берут, хотя, вроде бы, они о них самих. В «Орленке», конечно, обо всех не спросишь, потому что там такое многообразие, многоголосье. Здесь действительно представлены абсолютно все ребята. Но с вожатыми такая ситуация была, когда они вдруг с удивлением увидели на экране вопрос о том народе, представителем которого они являются, и это служило определенным мотиватором для того, чтобы дальше этот вожатый в рамках своего круга и детям, и своим друзьям, работающим в «Орленке», рассказал побольше о том, откуда он происходит, о своем регионе, о своем народе. Вот это главное. Просветительская задача, а не столько соревновательная, хотя этот тоже  компонент присутствует. С этой точки зрения  очень важно, что мы будем задействовать ребят младшего возраста, потому что это возраст, когда наиболее активно идет познание мира в начальной школе. И, пробудив интерес на этом этапе, практически точно ребенок сохранит его на всем протяжении взросления. Посмотрим, как это получится. Надеемся, что дальше мы подключим гораздо больше ребят, и, если мы будем говорить об «Орлятах России», конечно, педагогов. Потому что в этом проекте ключевую роль в работе с ребятами имеют именно учителя начальных классов. А они не всегда бывают компетентны с точки зрения знаний о народах, культурах мира. Это мне кажется важным. Виталий Иванович упомянул о том, что активно участвуют студенты технических специальностей. Если вы сейчас посмотрите слайд с теми московскими ВУЗами, которые участвовали в весеннем цикле этого года, то вы увидите, что интерес у технарей бывает часто выше, чем у гуманитариев, потому что гуманитарии и так слышат об этих моментах на лекциях, семинарах, а для технарей это нечто новенькое, где они могут себя попробовать. Высший бал, который в этом году набрал студент именно Финансового Университета, показывает, что здесь большие возможности для дальнейшей просветительской работы именно с этой категорией студентов. Регионы, когда знают, что к ним приезжает Москва, всегда пытаются выставлять лучших студентов и наиболее профильных, чтобы дать хорошие результаты. Но есть ситуации, когда участвуют ребята не совсем профильных специальностей, и показывают хорошие результаты. Но для региональных ВУЗов подключение к нашему проекту — это некий повод задуматься о том, чтобы просветительскую работу у себя в ВУЗе на этот счет развернуть. Для многих из них это нечто новое, что они раньше не делали, поэтому они, поучаствовав в олимпиаде, задумываются о том, как бы это у себя сделать в каком-то формате. И про квесты начинают задумываться, и ходят перенять этот способ знакомства молодежи с этнокультурными особенностями нашей страны. Я передаю слово Дарье Александровне Кудрявцевой.

Д. КУДРЯВЦЕВА

Добрый день, уважаемые коллеги. Наш Московский Педагогический Государственный Университет (МПГУ) уже более 6 лет занимается научно-методическим сопровождением Московской этнографической олимпиады. Начиналась эта олимпиада, как олимпиада для московских школьников, но уже через год расширились задачи, категории участников, подключились московские педагоги и родители. На базе нашего университета была создана методическая комиссия по разработке этих олимпиадных заданий. Параллельно с этим в 2019 году, Виталий Иванович, глава Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы уже сказал об этом, стартовал проект «Москва — столица многонациональной России». Этот проект был адресован не только школе, стали участвовать студенты сначала московских ВУЗов, а затем и других субъектов Российской Федерации.

Для этой категории учащихся также наш университет стал разработчиком вопросов. В структуре нашего университета есть факультет регионоведения и этнокультурного образования. Его возглавляет присутствующая здесь, доктор исторических наук, Елена Александровна Омельченко. Именно команда этого факультета, команда энтузиастов этнографического просвещения занимается и организацией и содержательным наполнением олимпиады. В целом университет здесь обладает большим очень потенциалом. Елена Александровна привлекает и другие структуры. У нас в составе есть Институт истории и политики, Географический факультет, Институт филологии, Институт журналистики и коммуникаций, Институт педагогики и психологии, где читаются курсы этнопедагогики и этнопсихологии. Мы готовы и масштабировать эту деятельность, и развиваться.  За эти шесть лет работы коллегами, сотрудниками  факультета регионоведения и этнокультурного образования была наработана большая база олимпиадных заданий. Это более 700 вопросов по направлениям науки, театра, народных промыслов, народной медицины, традиций и обычаев народов России и мира. Таких тематических направлений у нас больше 10. Для каждого тематического направления разрабатывается категория заданий повышенной сложности. Надо отметить, что задания, которые разрабатываются для Московской этнографической олимпиады, служат основой для Большого этнографического диктанта, который проводится по всей стране накануне Дня народного единства.

Из новостей этого года, коллеги уже сказали, что подключается аудитория младших школьников и включаются в качестве площадок, соорганизаторов, детские лагери. В этом году это Всероссийский детский центр «Орленок»  и «Океан». Дальний Восток в первый раз подключился у нас к этому олимпиадному движению. Очень важно, что в этом году в олимпиаде будут принимать участие и вожатые. Мы занимаемся подготовкой вожатых много лет. Мы делали это всегда и не прерывали этих традиций. Для понимания масштабов нашей работы скажу, что в 2023 году мы выпустили свыше 5000 вожатых для всех регионов России. Ежегодно наши студенты, порядка 2000-2500, проходят практику в летних лагерях разных регионов России и столичных городских лагерях. Кому, как не нам понимать те сложности, с которыми сталкиваются молодые педагоги, которые впервые пробуют себя в профессии, в качестве вожатого. Мы вынуждены констатировать, что один из таких дефицитов — это невысокая, если не сказать, низкая культурная компетентность.

Нам кажется, что наша Этнографическая олимпиада — это какая-то мягкая сила. Это очень эффективный механизм этнокультурного образования и этнографического просвещения, который действительно должен возбудить интерес у нашей молодежи, привить определенные навыки культуры межнационального общения, поскольку работать нашим будущим педагогам не только в лагерях, хотя там это особенно ярко, так как дети съезжаются со всей страны, и сами вожатые приезжают из разных регионов работать, но и просто научить нашу молодежь жить в мире и согласии. Это залог процветания нашей большой многонациональной родины. Спасибо.

В. СУЧКОВ

Друзья, с нами на связи Косолапова Юлия Викторовна, начальник управления образовательных программ ФГБОУ «ВДЦ "Океан"». Расскажите о том, как вы готовитесь.

Ю. КОСОЛАПОВА

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Рада вас всех приветствовать. В контексте названия нашей сегодняшней встречи, я так понимаю, что Черное море представляет Александр Васильевич, а я передаю вам привет от Тихого океана. Мне очень приятно, что у нас появилась возможность включиться в этот проект  Этнографической олимпиады. В нашем Всероссийском детском центре «Океан» есть все предпосылки стать участниками этого проекта, потому что подобных программ, связанных с этой тематикой, у нас много. Мы уже имеем многолетний опыт разных программ, которые реализуются и развивают у наших обучающихся межкультурные компетенции и навыки. Всероссийскому детскому центру «Океан» уже 40 лет. В Год педагога и наставника у нас был юбилей. Наш центр состоит из пяти больших дружин. Каждая дружина имеет свою историю. В этом году мы еще запустили Центр образовательных технологий «Маяк». Наше образовательное пространство расширяется, и  с каждым годом мы получаем возможность приглашать все больше российских ребят и ребят из других стран на наши программы. Если посмотреть, сколько ребят за годы бывает в нашем центре, то если в 2020 году мы за год приняли 13 500 человек, то в текущий момент мы уже приняли почти 16 000, а к 2030 году, в соответствии с нашей программой развития, к нам будет приезжать 25 000 ребят за год. Мы рады, что у нас есть такая возможность, потому что каждый год мы разрабатываем новые программы дополнительного образования, чтобы эти программы помогали нашим ребятам развиваться творчески, находить себя, развивать свои способности и получать возможности самореализовываться и понимать, чем бы им хотелось заниматься во взрослой жизни. Более 65 программ мы разрабатываем последние пять лет, а уже к 2030 году у нас будет более 90 программ, которые будут позволять ребятам расти успешными взрослыми. Мы находимся на Дальнем Востоке, но к нам приезжают ребята из разных субъектов Российской Федерации. Если в 2020 году было всего 43 субъекта, то в текущем году уже 78 субъектов, а к 30 году будет уже 89 субъектов. Я позволю себе процитировать миссию нашего центра, потому что она звучит очень созвучно с этнокультурной практикой. Миссия нашего центра — быть центром притяжения лучших людей страны для самоактуализации и самореализации детей и молодежи на основе ценностей и традиций многонациональной культуры российского народа. У нас есть несколько программ, которые мы разрабатываем в рамках этнокультурных практик. Например, есть программа, которая называется «ЭтноРоссия». В этой программе проходит Всероссийский фестиваль-конкурс национального творчества «ЭтноРоссия». В прошлом году это уже был XXIII Всероссийский конкурс-фестиваль. Есть у нас специально разработанный образовательный курс  «Этностиль». Мы проводим выставки детского творчества «Мотивы родины моей». У нас есть различные курсы, связанные с этнокультурным развитием. Мы находимся на Дальнем Востоке, и здесь очень близки Тихоокеанские и Азиатские страны. Одно из направлений программ развития — это международное сотрудничество. У нас существуют программы, связанные с сотрудничеством ребят из ближайших стран. Этнография предполагает изучение культур народов мира, их историческое развитие тоже в контексте этнокультурной практики очень важно, значимо, и опыт у нас такой есть. Есть такая программа, которая называется «Дети мира». Девятая смена будет как раз посвящена этой программе. На эту программу к нам приезжают ребята не только из Российской Федерации, но также ребята из Китая, Лаоса, Монголии, Северной Кореи, Республики Беларусь и Таджикистана. В эту программу заложено много разных активностей, связанных с межкультурными компетенциями: Ярмарка народов мира, Международный День дружбы. Мы строим город дружбы. У нас есть много различных практик, которые позволяют всем ребятам сдружиться, обменяться своими интересами. Создается атмосфера диалога культур. Предложение, которое нам поступило, включиться в проект проведения Этнографической олимпиады, показалось нам привлекательным. Мы готовимся провести олимпиаду. Это будет впервые в нашем опыте, чему мы очень рады. Мы надеемся включиться и быть членами вашего сообщества. Нам это очень созвучно. Этнографическая олимпиада будет проводиться в 12 смене. В рамках этой смены будет несколько программ, и они очень созвучно называются в контексте этого проекта. Это программы «Близкий Дальний» о Дальнем Востоке, это программа «ЭтноРоссия»,  программа «Мой край, горжусь тобой», программа «ЭкоЛогика». На эту смену к нам приедет 1014 человек. Мы очень надеемся, что у нас все получится. Мы готовимся к проведению проекта. К проведению олимпиады мы подключим и вожатых, и педагогов дополнительного образования, и наших учителей. Все, кто смогут и будут готовы, включатся. С представителями этого проекта мы уже проговорили конкретные детали: как это будет проходить, в каком формате. Очень ждем, готовы подключиться, быть сопричастными этому событию. Думаю, это будет очень полезно всем.

В. СУЧКОВ

Спасибо, Юлия Викторовна, я надеюсь, что будут участвовать и те, кто готовы и те, кто не готовы. Время еще есть.

Ю. КОСОЛАПОВА

Педагогика — это наука о человеке. Мы будем очень стараться, чтобы была мотивация к участию. Педагогика поддержки нам поможет.

В. СУЧКОВ

Коллеги, я рассказал о том, что у нас прошло в первой половине года, но ничего не сказал о том, что будет во второй половине года. Олимпиада для школьников продолжится с нового учебного года. Мы будем проводить олимпиаду и в студенческих коллективах. В Москве — это Московский Педагогический Государственный Университет и Российский Государственный Университет нефти и газа имени Губкина. Какие регионы будут участвовать: Алтайский Государственный Университет г. Барнаул; Бурятский Государственный Университет, г. Улан-Уде; Набережночелнинский Государственный Педагогический Университет, г. Набережные Челны; Луганский Государственный Педагогический Университет, г. Луганск. Вот такие у нас планы до конца года.