Пресс-конференция «Итоги градостроительного развития ТиНАО в 2023 году»
В среду, 17 января 2024 года, прошла пресс-конференция руководителя Департамента развития новых территорий города Москвы Владимира Жидкина на тему: «Итоги градостроительного развития ТиНАО в 2023 году». Журналистам рассказали, какие изменения произошли в Новой Москве в уходящем году и реализация каких проектов ожидается в перспективе
Более 2 млн кв. м жилья ввели в ТиНАО в 2023 году
Почти 30 образовательных объектов появилось на территории Новой Москвы за год
Пять станций метро возведут для жителей ТиНАО в 2024 году
Появление новых объектов в ТиНАО обеспечило прирост в 12,5 тыс. рабочих мест
Пресс-конференция руководителя Департамента развития новых территорий города Москвы Владимира Жидкина на тему: «Итоги градостроительного развития ТиНАО в 2023 году»
ВЛАДИМИР ЖИДКИН:
Добрый день. Закончился очередной год. 11 лет уже, как присоединили новые территории. В этом году будет 12 лет. Мы не меняем своего курса. Он общим трендом является для большинства городов нашей страны. Но, самое главное, не только говорить об этом, а в проектах реализовывать формат комфортной среды для жизни людей, которые поселяются в новой Москве — это транспорт, социальные объекты, спортивные объекты, культурно-досуговые центры, комфортные придомовые территории, места приложения труда, рекреация, объекты образования. Для нас важно с каждым годом улучшать комфортную среду для населения. Это также влияет и на доступность. Мы также стремимся к тому, чтобы у нас был «15-минутный город», подъезд к любому объекту. Понятно, что когда Новая Москва в полтора раза больше по размерам, чем Москва в старых границах, и не везде за 15 минут проедешь, но во всяком случае, в локациях, в центрах развития, точно можно добраться за 15 минут до любой точки. Учитывая, что мы сегодня строим и радиальные связи, и поперечные, дороги, которые соединяют между собой Калужское шоссе, Варшавское шоссе, Киевское шоссе, то вот эта сетка позволяет в короткие сроки доехать внутри территории между населенными пунктами. Об этом тоже постоянно думаем при реализации любых проектов. Хочу отметить, что население Новой Москвы и дальше молодеет. 44% квартир приобретают жители 26-35 лет, 25% —36-45 лет, 65% — до 25 лет. Получается, что 90% — до 50 лет, 75% — моложе 35 лет. Тренд не меняется. Новая Москва молодеет. При этом не меняется и второй тренд — это увеличение жителей Москвы в старых границах, на новой территории, которые приобретают квартиры в Новой Москве. В 2016 году у нас всего 18% квартир приобретали жители Москвы, 45% были жители Московской области, 30% — из других регионов. Сейчас из других регионов — всего 10%. 63% — это москвичи. Новая Москва — 13%. Если сложить, получается, что 76% квартир приобретают москвичи. И мы понимаем, насколько Новая Москва является привлекательной территорией для москвичей. По итогам ввода жилья: в 2023 году мы ввели более 2 000 000 квадратных метров (многоквартирные многоэтажные жилые дома и ИЖС, в том числе). За 2023 год Новая Москва приросла на 65 тысяч человек. В 2012 году у нас проживало 240 000 человек, а сейчас более 730 000 человек. За 11 лет мы приросли на полмиллиона человек. Это очень высокий показатель. Сейчас, в основном, строятся квартиры комфорт-класса и бизнес-класса. Высокий уровень у потребителя, соответственно, деволоперы, застройщики сдают именно такое жилье. По-прежнему Новая Москва и ТиНАО является лидером предложений на первичном рынке жилой недвижимости. Это лидерство сохраняется за нами. Думаю, также будет и на будущий год.
По стоимости квадратного метра этот год для нас позитивный в части выравнивания цены. Если в предыдущие годы мы постоянно прирастали по стоимости квадратного метра, начиная со 100 000 и до 240 000, то в 2023 году цена практически не менялась. Всего на 0,6 %. В январе 2023 года было 237 000, сейчас — 240 000. Это хороший показатель. Наконец-то все выровнялось. Для покупателей и для рынка это очень важно. Более 50% жилья реализуется с отделкой. Порядка 80% — это однокомнатные и двухкомнатные квартиры. Сегодня девелоперы, инвесторы создают максимально комфортные условия для того, чтобы именно их квартиры приобретали. Это связано и с большой конкуренцией. На рынке крупные игроки, уже очень профессиональные, опытные — это «ПИК», «Абсолют», «А 101», «Самолет». У каждого из них не один миллион квадратных метров в портфеле на рынке жилой недвижимости. По рабочим местам для новой территории 2023 год стал знаковым. Мы построили более 700 000 квадратных метров нежилой недвижимости. При этом сюда не входят первые этажи жилых домов — это тоже нежилая недвижимость, где создаются малые предприятия. Прирост по рабочим местам — 12 500. Думаю, 2024 год станет более динамичным в плане увеличения рабочих мест. Мы указываем цифру + 20 000. Объясню, почему такой прирост. Объекты, которые построены в 2023 году — это роботизированный Мосархив, один из дворцов спорта, который построила компания Винер, объекты второй очереди технополиса «Монарх», большое количество объектов социальных — поэтому и такая цифра большая, 20 000 рабочих мест. В 2024 году планируется ввести такие крупные объекты, как «Озон» — 7000 рабочих мест, реконструкция ритейл-комплекса «МЕГА» — 2500 рабочих мест, первая очередь бизнес-центра «Прокшино» — там планируется очень крупный объект, рекреационный, в том числе, завершение строительства второй очереди технополиса «Монарх» —1500 рабочих мест. Это только четыре объекта, которые дают прирост рабочих мест — более 10 000. Мы рассчитываем, что активность девелоперов, инвесторов по строительству объектов с местами приложения труда, будет только увеличиваться. Территория развивается, появляется современная интегрированная транспортная инфраструктура: дороги — МЦД — метро, большое количество социальных объектов, современного жилья. Мы видим, как будут развиваться и другие локации по рабочим местам. Уже приняты решения по первым крупным объектам пищевого кластера, строительного кластера общей площадью почти 800 000 квадратных метров. Это только первая очередь на ЦКАДе. Мы говорили, что ЦКАД будет являться центром развития. Тогда у нас были только проекты планировок. Кто-то приобретал, продавал земельные участки. Сегодня уже видно, что город развивает эту территорию. Там семь резидентов, которые уже начали реализовывать свои проекты. В пищевом секторе — это «Крост», «Веспер», «Гранд Девелопмент». Это, в общей сложности 573 000 квадратных метров. В Троицке в 2023 году начали строительство крупного завода по изготовлению литиевых батарей. Крупные проекты начинают появляться. Мы в это верили и знали, что это будет происходить. Для этого были все предпосылки: инфраструктура транспортная, инженерная, население, элементы льготирования и мотивации. По социальным объектам мы темпы не снижаем. Как и планировали в этом году мы построили 26 объектов: 11 школ, 15 детских садов. 2024 год будет выше по показателю. 30 объектов образования планируется построить, три объекта культуры, одна поликлиника и три пожарных депо. В 2025 году мы программу по пожарным депо завершим. И мы накроем всю территорию десятиминутным подъездом к любому объекту от пожарного депо. Это важный показатель.
Объекты образования соответствуют новому московскому стандарту объектов образования. Это открытые многофункциональные пространства, остекленные перегородки, которые также увеличивают ощущение пространства, трансформируемые спортзалы, в которых могут заниматься не только школьники, но и жители прилегающих жилых домов, дополнительные площади для организации учебных и рабочих процессов, инженерные лаборатории различные. По дорогам также не снижаем темпов. В 2023 году построили 37 километров магистральных дорог. Сегодня общий показатель по дорогам — 387 километров. Дороги всегда и везде были одним из основных драйверов развития. Мы раньше читали об этом в книгах, а сейчас мы сами это создаем. Например, в Прокшино, где земельный участок А101 и раньше говорили, что туда не добраться, а сейчас там и метро есть, и дорога, и тут же в чистом поле появился бизнес-центр. Кроме Киевского и Калужского шоссе у нас уже почти сформировались два дублера между Киевским и Калужским шоссе. Они выходят дальше за Троицк. Это уже в рамках программы строительства дорог 2024 — 2030 года. Шесть поперечных связей уже сформировано между Киевским и Калужским шоссе. По метро год также оказался показательным. Две станции метро открылись, шесть платформ МЦД. И на сегодня уже в Новой Москве 10 станций метрополитена работают, восемь станций на МЦД. В 2024 году планируется открыть пять станций метро: «Тютчевская», «Мамыри», «Бочуринская», «Коммунарка» и «Потапово». Одно из важных событий для Москвы — метро «Внуково» пришло в аэропорт. По инженерной инфраструктуре, учитывая скорость появления, строительства и размещения новых объектов — это направление было и остается крайне важным. Например, в этом году мы построили водовод между Троицком и Щербинкой, что позволяет обеспечить чистой водой все эти прилегающие территории. На сегодняшний момент уже проинвестировано в инженерную инфраструктуру около 200 миллиардов рублей.
Тема парков ни в коем случае не заканчивается. На сегодня построено уже 32 парка и сквера. В прошлом году было 20 с небольшим. Мы каждый год прирастаем на несколько парков. Этот тренд продолжается. Рекреации создаются не только за счет средств города Москвы, но и за счет застройщиков, девелоперов, инвесторов. Инвестиции в развитие ТиНАО. Общий показатель был семь триллионов рублей до 2035 года в ценах разработки этого проекта в 2012-2013 годах. Сегодня уже проинвестировано 3 триллиона 650 миллиардов рублей. При этом 2,8 триллиона — это деньги внебюджетные, и почти 800 миллиардов рублей — это деньги бюджета. Они пошли на дороги, метро, МЦД, социальные объекты, инженерию, и другие объекты. На один рубль бюджетный приходится порядка четырех рублей внебюджетных. Это также высокий показатель по реализации крупных проектов такого уровня. Готов ответить на ваши вопросы.
АЛЕКСАНДР ФЕОКТИСТОВ «ЗА КАЛУЖСКОЙ ЗАСТАВОЙ»:
Перечислите, пожалуйста, причины, почему так хорошо идут инвестиции в ТиНАО.
ВЛАДИМИР ЖИДКИН:
Первое — это инфраструктура. Это самое основное. Время подъезда, качество дорог, возможность подъезда к объектам, которые строятся, не только на личном, но и на общественном транспорте. Появились 10 станций метро, восемь станций МЦД, почти 400 километров магистральных дорог. В разы увеличилось количество маршрутов общественного транспорта. Второе — это развивающаяся инженерная инфраструктура. Для любого объекта нужно тепло, газ, электричество, вода. Третье — создание комплексных жилых проектов на всей территории Новой Москвы до ЦКАДа. Четвертое — льготирование или компенсации смены ВРИ. Каждый девелопер, когда строит объект, должен платить в бюджет за изменение вида разрешенного использования приличные деньги. Но если он строит рабочие места, то ему эта оплата компенсируется. На половину уменьшаются затраты. Он должен был заплатить 20 миллиардов за смену ВРИ, а, построив объекты, он платит не 20, а пять. Но в каждом случае применяется свой коэфициент, свой расчет. Но это очень существенная помощь застройщикам, поэтому они активно ищут разные варианты по созданию объектов с рабочими местами. Вот, в частности «Гранель» планирует построить на территории Коммунарки спортивный комплекс, 70 000 квадратных метров. Это огромный спортивный комплекс, который позволит сократить оплату за смену ВРИ, но бюджету тратить деньги на это уже не надо, все построит инвестор. И другие девелоперы также реализуют свои проекты. Плюс большой перечень льготирования. Список большой, он есть на сайте Департамента инвестиционной политики. Плюс — высокий уровень потребления. Одно дело, когда вы строите на такой большой территории, где проживает всего 200 000 населения, а тут уже почти миллион скоро будет. Спрос высокий, потребителей много, Москва рядом, подъехать легко. Создание инфраструктуры является импульсом по созданию крупных проектов. Если говорить про объекты рекреации, то эта территория очень интересна с точки зрения таких объектов. В Новой Москве больше половины территории — это леса. И будут появляться объекты рекреации и дальше.
ЛИДИЯ СИМОЧКИНА «ОКРУЖНАЯ ГАЗЕТА ЗЕЛЕНОГРАДА»:
Какие флагманские проекты для создания рабочих мест будут реализованы в ближайшее время?
ВЛАДИМИР ЖИДКИН:
Вторая очередь технополиса «Монарх». Строится завод по изготовлению крупных блоков, из которых можно собирать не только жилые дома, но и другие объекты общественного назначения. Один блок размером 15 на шесть метров, полностью готовый со всей чистовой отделкой. Это 90 квадратных метров, размер трехкомнатной квартиры. Этот блок изготавливается на заводе, потом его везут на объект, и как из конструктора Лего собирают жилой дом. Дом можно собрать за месяц. Уже реализован первый проект в Яковлево. В этом году они должны завершить вторую очередь своего завода. У них стали появляться заказы не только на жилые дома, но и на объекты социального назначения. Далее, фулфилмент-центр «Озон». Это промышленная складская территория, которая строится в Десеновском поселении, семь тысяч рабочих мест. Бизнес-центр «Прокшино». Если вы сейчас там проедете — то это чистое поле. Там есть первый жилой комплекс, который подошел к этому бизнес-центру. Конечно, там все будет и дальше развиваться. «КАМАЗ» и «Ренэра» в Троицке. Само производство будет уже в 2025 году, но сами корпуса появятся в текущем году. Планируется выпускать литиевые батареи. Это очень важно не только для Москвы, но и для страны, потому что литиевые батареи нужны и для автобусов и электротранспорта. Первые коробки могут появиться в пищевом кластере около ЦКАДа. Это концерн «Крост» строит там первый объект крупный, «Гранд девелопмент». Там же на ЦКАДе начато строительство строительного кластера. Есть два инвестора «Внуково-логистика» и «Брусника». Вот я вам назвал 10 крупных объектов, которые строятся в 2024 году. Какие-то будут введены в этом году, какие-то — в 2025. Это серьезный прорыв в создании мест приложения труда на новой территории Москвы. Ну, и 30 социальных объектов дает значительное количество мест приложения труда. За год построили.
ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО «ТАСС»:
Ранее Вы заявляли, что во Внуковском может появиться площадка «Экспо». Там варьировалась площадь, решение не было еще принято. В декабре было сделано заявление, что площадка «Экспо» появится все-таки на ВДНХ, а не в Новой Москве. В связи с чем принято решение перенести площадку, и как будет использоваться та территория, которая изначально планировалась для «Экспо»?
ВЛАДИМИР ЖИДКИН:
Да, принято решение, что на ВДНХ появится Экпо-центр, но при этом территория свободная, которая планировалась под «Экспо 2030», пока зарезервирована именно под экспо-направление. Пока нет решения, что именно там будет, но направление пока зарезервировано. Позже будет приниматься решение, но направление мы не меняем.
ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО «ТАСС»:
Вы тогда говорили об этой территории и ее транспортной доступности. Эти территории расположены недалеко от станции метро «Внуково», или они ближе к шоссе расположены?
ВЛАДИМИР ЖИДКИН:
Если мы едем по Киевскому шоссе, справа — аэропорт «Внуково», а эти территории — с левой стороны. Если будет принято решение, и там появится какой-нибудь крупный экспо-центр, то не так далеко от станции метро «Внуково», продлить можно было бы. Пока об этом рано говорить.
ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО «ТАСС»:
Если говорить о крупных объектах, то не планируется ли на территории Новой Москвы строительство парка развлечений и религиозных объектов: мечеть, храм, синагога?
ВЛАДИМИР ЖИДКИН:
Что касается религиозных объектов, то сейчас активно работают четыре конфессии: буддисты, христиане-молокане, мусульмане и иудеи. Четыре храма должны появиться в Коммунарке. По срокам сложно сказать, это от многих факторов зависит. В этом году первые строительные работы могут начаться. Это рядом с Калужским шоссе. По поводу объектов рекреации. Рядом с первой очередью административного центра А101 планируется строительство крупного рекреационного центра. В их концепции эта локация подразумевает развитие территории на 16-17 тысяч рабочих мест. Называется рекреационный центр «Прокшино».
ДАРЬЯ РОСТОВА «МОСКВА ЦЕНТР»:
Хотела задать вопрос про адресную инвестиционную программу. Как вырос объем вложений с 2012 года?
ВЛАДИМИР ЖИДКИН:
С 2012 года объемы выросли в разы. Тогда было три или пять миллиардов рублей бюджетного финансирования через наш Департамент. В этом году планируется профинансировать из бюджета только через наш Департамент — 53 миллиарда рублей. В прошлом году было 45. Эти средства идут на школы, детские сады, поликлиники, пожарные депо, дороги, инженерные объекты. Кроме того, есть еще бюджетное финансирование через Департамент строительства. Крупные транспортные объекты строят они — это метро, например. Объем инвестирования увеличивается, и это закономерно, потому что увеличивается объем инвестирования из внебюджетных источников. Для поддержания активного инвестирования в новую территорию инвесторами, девелоперами, застройщиками, мы должны, соответственно, параллельно развиваться. Я еще не сказал про объекты культуры. У нас планируется построить девять объектов культуры. Это культурные центры, досуговые центры, центры искусств. Три мы планируем ввести в этом году. И еще шесть — в ближайшие три-четыре года.
ЕВГЕНИЙ КАЛИНИН «МОСКОВСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА»:
Что с полигонами ТБО и предприятиями по переработке отходов?
ВЛАДИМИР ЖИДКИН:
Не моя тема. Не корректно мне комментировать эту тему. Во всяком случае, никаких решений по созданию таких объектов на новой территории не было.
АНТОН МАСТРЕНКОВ:
Вы упомянули, что пять станций метро планируется построить в этом году. На базе станций метро активно возводятся городские вокзалы, пересадочные узлы. Крупные такие комплексы можете назвать?
ВЛАДИМИР ЖИДКИН:
Крупный комплекс — это «Тютчевская». Рядом со МКАДом, где рынок «Славянский мир». Туда будет приходить большое количество общественного транспорта, потому что этот узел рядом со МКАДом, рядом с Москвой в старых границах. Там благоприятная для этого территория, и место для этого есть.
АЛЕКСАНДР РУЛЬКОВ:
Когда Вам мэр ставил задачу по развитию и началу строительства, Вы верили, что к 2030 году будет миллион?
ВЛАДИМИР ЖИДКИН:
С каждым годом эта цифра становится все реалистичней и реалистичней. В 2012 году, когда мы только разрабатывали концепцию развития новых территорий, когда проводили международный конкурс и были разные идеи, было сложно. Опыта по реализации таких проектов ни у кого не было. Конечно, было тяжело осознавать, как это, будет миллион? Всего за 15 лет? Миллионники создавались столетиями. Нет в России ни одного города -миллионника, который был бы построен меньше, чем за 100 лет. Нелегко было в это поверить, но когда мы видели, как формируются отраслевые схемы, транспортные схемы, какой интерес вызывает территория у девелоперов, застройщиков, то приходило понимание, что это произойдет, несмотря ни на что. Город становился все интереснее для жителей. И надо принимать во внимание опыт нашего Мэра в реализации других проектов в нашей стране. Я считаю один из факторов основных — уверенность, целевая направленность, опыт мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина — позволил нам так успешно реализовывать проект.
АЛЕКСАНДР РУЛЬКОВ:
А что бы хотелось реализовать еще?
ВЛАДИМИР ЖИДКИН:
Хотелось бы, чтобы в Новой Москве появились крупные проекты, которые привлекали бы жителей всей страны. Сафари-парк, Москино, может быть, трасса «Формулы-1», крупный кибер-центр. Редко бывает такое сочетание, когда есть огромное количество свободных территорий. Когда мы начинали, в Новой Москве было порядка 35 000 гектаров свободной земли. Где еще такое есть, что и инфраструктура есть, и метро, и дороги, и МЦД, но при этом 35 000 гектаров свободной земли? Только имея такой огромный земельный ресурс, можно создать проекты, который будут интересны жителям всей страны. Но так и будет. Сюда поедут туристы не только с России, но и из других стран. Этого бы хотелось. Все остальное — системная, планомерная работа, а нестандартные крупные проекты — это будущее новых территорий. Уникальный завод, где «Монарх» делает свои блоки. Нигде в мире такого больше нет. Вот уже уникальный объект на территории Новой Москвы. Можно организовать туда пресс-тур. Мы еще предметно расскажем про другие проекты. Поставим там планшеты по каждому проекту, где будет видна основная продукция. Будет важный пресс-тур, посвященный созданию рабочих мест на новой территории.