Показательная тренировка аварийно-спасательных работ Московского авиацентра
В среду, 7 июня 2023 года, была проведена показательная тренировка Московского авиацентра по выполнению аварийно-спасательных работ и пожаротушения. Представителям СМИ продемонстрировали ликвидацию условного пожара с применением вертолета Ка-32А11ВС, оснащенного уникальной системой горизонтального и вертикального пожаротушения, и эвакуацию «утопающих» с воды путем подъема людей на борт воздушного судна
Около 230 пожаров потушено с участием Московского авиацентра за 20 лет
«Командная работа»: В Московском авиацентре рассказали об алгоритме спасения пострадавшего в ДТП
Показательная тренировка Московского авиационного центра по выполнению аварийно-спасательных работ и пожаротушения с применением авиации.
Иванов Андрей Игоревич — заместитель руководителя Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы;
Ивлиев Вячеслав Леонтьевич— заместитель директора по организации летной работы Московского авиацентра;
Панормов Александр Юрьевич — начальник службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения Московского авиационного центра.
А. ИВАНОВ:
Двадцатилетний период формирования и функционирования нашего Московского авиационного центра — единственного аварийно-спасательного подразделения, которое выполняет функции по трем направлениям деятельности — это функция в области пожаротушения, которое производится вертолетами среднего и тяжелого класса Ка-32 и Ми-26. Второе направление деятельности — это санитарная авиация, в круглосуточном режиме не менее двух вертолетов, как ночью, так и днем, выполняют санитарные рейсы на происшествиях с массовым вовлечением, от трех и более, есть у нас такой критерий в Москве. Это и ДТП, и техногенные происшествия, в том числе связанные со взрывами, обрушениями и так далее. Третье направление деятельности — это организация аварийно-спасательных работ на базе Ка-32 и наземной группировки спасательного подразделения Московского авиационного центра, так называемые спасатели-десантники, в круглосуточном режиме выполняют задачи по реагированию на происшествия как наземным, так и воздушным способом, прибывая на место происшествия, при невозможности посадки воздушных судов, выполняют беспарашютное десантирование. Например, в данном ДТП необходимо деблокировать пострадавшего и гидравлическое оборудование с медицинскими укладками и эвакуационными мероприятиями, которые исполняются на специальных щитах, поднимаются на лебедке воздушного судна и также воздушным судном пострадавший может транспортироваться в лечебное учреждение. Также спасательные подразделения работают на акватории. Сегодня мы будем демонстрировать вам эвакуацию пострадавших с поверхности воды. В связи с этим, уровень подготовки, как пожарных спасателей, так и летного состава выполняется в условиях мегаполиса. Это значит сложные условия выполнения всех полетов и посадок на неподготовленные площадки. Все это выполняется в круглосуточном режиме, в том числе и в ночное время. Все три направления деятельности страхуются и выполняются с воздуха во взаимодействии с Департаментом здравоохранения, Департаментом транспорта, Главным управлением МЧС по городу Москве и всеми возможными субъектами и ведомствами. Акцент я бы хотел сделать на совершенствовании технологий в области пожаротушения разными способами на Ка-32 и Ми-26. Здесь используются не только традиционные устройства, емкостью от трех, пяти и 15 тонн, но и разные элементы горизонтального тушения, особенно, которые можно применить в сложной застройке города Москвы. Огнетушащие средства — в основном, вода, мы добавляем еще пену для большей плотности и площади покрытия пожара. В связи с этим летчики готовятся не только на управление и манипулирование судном, но и на правильное тушение пожара. Можно сказать, что Московский авиационный центр - это сопряжение многих специальностей, которые взаимодействуют с наземной группировкой и группировкой на водных объектах.
СМИ:
Скажите, в чем сложность тех операций, которые сегодня будут показаны? Если говорить про спасение утопающих, что требуется от пилота в этой ситуации, как он будет действовать?
А. ИВАНОВ:
Оперативное событие, которые мы будем сегодня показывать, имеет комплексный подход. Сложность заключается в том, чтобы сразу получить определенные координаты, где находится пострадавший, поэтому наземная группировка службы или просто через систему 112, поступает вызов, пилот, подготавливая воздушное судно к реагированию, принимает на борт спасателей, и прибывает в указанную точку. Одновременно проводится разведка, без координат специальных, навигационных на земле, командир воздушного судна определяет тактику воздушного судна, на борту есть специальные выпускающие десантников, которые выполняют спуск за пострадавшим. Определяется высота с учетом всех условий погодных и условий на местности. Дальше выполняется очень тонкая ювелирная работа при спуске спасателя — десантника для того, чтобы он спустился надо удержать вертолет на определенной точке, чтобы не доставить страданий спасаемому ,и не причинить вреда самому десантнику. И эта команда: наземная группировка, экипаж на борту, десантник — работают в едином системном ключе, опыт, который нарабатывается годами. И пострадавшего, конечно, нужно направить в лечебное учреждение. Направляют заявку, как скорая помощь на земле, получают наряд-задание, определяется место, куда его нужно доставить. У нас есть специальные площадки у лечебных учреждениях, таких, как 15 больница, Институт Склифасовского и так далее, и там уже медицинские бригады самого учреждения встречают вертолет, тем самым применяя правило «золотого часа» при спасении пострадавших.
ВЕДУЩИЙ:
Какие задачи выполняют вертолеты, которые за вашей спиной, чем они известны и характерны?
В. ИВЛИЕВ:
Основная задача нашей организации — это тушение пожаров. Эти вертолеты Ка-32 в пожарном варианты используют водно-сливное устройство для тушения пожаров и систему Симплекс для тушения пожаров с использованием горизонтального, вертикального и бокового стволов.
ВЕДУЩИЙ:
Расскажите, для чего горизонтальное используется?
В. ИВЛИЕВ:
Система уникальная. Она позволяет тушить пожар прицельно, то есть с помощью горизонтального ствола подается струя длинной до 40 метров, просто вода или с пенообразователем, и выполняется прицельное тушение пожара. Например, в окно здания. Система уникальна для тушения пожаров в высотных зданиях, на тех высотах, где невозможно выполнить тушение с использованием наземной техники, высота лестниц не позволяет или высота пожара.
ВЕДУЩИЙ:
Может, какие-то итоги подведете, цифры назовете?
В. ИВЛИЕВ:
За 20 лет работы мы участвовали в тушении более 230 площадных и объектовых пожаров. Например, на Заводе «Серп и молот», Вернисаже Измайлово, в Академии Жуковского, в Театре имени Немировича-Данченко, тушение площадных пожаров в Москве в 2010 году, в Тверской области в 2014 году, и в прошлом году в Рязанской области в течение месяца всем составом авиационной техники выполняли тушение пожаров с перебазированием в Деулино.
СМИ:
Какой состав у летной группы?
В. ИВЛИЕВ:
Состав экипажа три человека — два пилота и один бортовой механик. Тушением управляют сами пилоты. Бортовой механик производит только открытие и закрытие клапана слива.
СМИ:
Существуют ли какие-то погодные запреты?
В. ИВЛИЕВ:
Если производится тушение пожара с использованием водно-сливного устройства, то высота нижней границы должна быть не ниже 200 метров. И полетная видимость не менее двух километров.
СМИ:
Каким образом данные вертолеты используются для спасения утопающих?
В. ИВЛИЕВ:
Данные вертолеты оборудованы помимо пожарных устройств еще и системой лебедки — это механизм для спуска-подъема людей. Как они спасают утопающих на воде, вы сегодня сможете увидеть.
СМИ:
Сколько лет они уже у вас?
В. ИВЛИЕВ:
Данные два вертолета у нас самые новые, два года назад пришли к нам в организацию. Современные вертолеты, кабина уже выполнена не с использованием аналоговых приборов, а жидко-кристаллические приборы, дисплеи, мощная навигация стоит, радар. Оборудование вертолета позволяет ему выполнять полеты в любых условиях днем и ночью.
СМИ:
А сколько всего вертолетов в вашей службе?
В. ИВЛИЕВ:
11 вертолетов в парке: четыре вертолета Ка-32, вертолет Ми-26, пять вертолетов — ВК 117 и один — bell 429.
СМИ:
На какое минимальное расстояние можно подлететь?
В. ИВЛИЕВ:
Полет должен проводиться не ниже, чем над 50 метров, над открытым пламенем. С учетом того, что на этих вертолетах водно-сливное устройство 20 метров, а на Ми-26 — 40 метров. От условий пожара зависит, с какой высоты мы работаем, с какой скоростью, от размера пожара, от направления ветра. Очень много факторов, которые передаются с земли. После первого пробного тушения— корректируется. Может корректироваться и направление захода, и скоростной режим, и высота. На данном вертолете резервуар — пять тонн. На Ми26 — 15 тонн. Можно тушить и просто водой, если нужно — то есть резервуар и для пены.
СМИ:
В каких случаях требуется вода, а в каких — пена?
В. ИВЛИЕВ:
Лесные, площадные пожары, мы тушим, в основном, при помощи воды. С использованием пены тушим пожары химические, разлитие нефтепродуктов, например, лакокрасочные продукты. Сами составы находятся на вертолете, а использовать или нет — с землей мы согласовываем свои действия.
СМИ:
Какое у вас время готовности?
В. ИВЛИЕВ:
На тушение пожаров мы прилетаем в течение 20 минут. После поступления команды. Оперативные дежурные передают экипажу команду о переводе в первую готовность. Дается 10 минут экипажу, чтобы из второй готовности перевести вертолет в первую, занять рабочие мета и приготовиться к полету. И 10 минут. На взлет из первой готовности. Для санитарной авации — сроки поменьше, через 10 минут после поступления команды, вылетает на место ЧС.
… и водяная пушка, струя достигает 40 метров. Вертолет может подходить близко. Вертолет многоцелевой. Применяется Московским авиационным центром. Ведет круглосуточное дежурство. У нас два экипажа, один находится днем на дежурстве, другой — ночью. После поступления сигнала, через 10 минут вертолет поднимается в воздух. Эта модификация Ка — 32 А — более современная, современные приборы используются. Как вы заметили, у вертолета нет хвостового винта, что очень выгодно для пилотирования в плотной городской застройке. Он мало подвержен направлению ветра, он очень устойчив и хорошо управляется. Это наиболее подходящая модификация для города.
А. ПАНОРМОВ:
Начальник спасательной службы Московского авиационного центра. Служба была создана 20 лет назад, тогда, когда создавался Московский авиационной центр. Потом служба была реформирована, и вошла в состав территориального пожарно — спасательного гарнизона, как подразделение постоянной готовности. С тех пор она работает, как на земле, так и в воздухе. Основная задача при создании службы стояла — создать инструмент спасения для оказания помощи пострадавшим сверху, если невозможно к нему подъехать, подплыть, подойти. Третья стихия — воздух — это наша стихия, для того, чтобы подойти и забрать пострадавшего тоже. За 20 лет существования службы порядка двух тысяч спасательных, тренировочных операций мы провели. Слава Богу то, к чему мы тренируемся, пока не применялось, но ребята не расслабляются, постоянно тренируются сделать то, что Родина прикажет. В подразделении спасательном 27 человек. 26 из них — профессиональные спасатели высокого класса.
СМИ:
На какие операции выезжают спасатели? Может это быть поиск в лесных зонах?
А. ПАНОРМОВ:
Весь территориальный пожарно-спасательный гарнизон заточен на выполнение практически любых операций. Можно и кошку с козырька спасти, а можно и многодневными поисками людей заниматься. Москва — крупнейший мегаполис мира, но в ТиНАО такие есть буреломы, что человеку легко потеряться. Ну, и пожары, ДТП, обрушения. Все неприятности, которые случаются в нашей зоне ответственности, на земле, в воздухе, на воде, можем отработать.