Пресс-конференция «Москва переходит на самые высокие стандарты оказания медицинской помощи детям при ВИЧ-инфекции»
1 декабря 2017 года состоялась пресс-конференция на тему: «Москва переходит на самые высокие стандарты оказания медицинской помощи детям при ВИЧ-инфекции»
ВЕДУЩИЙ
Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию на тему: «Москва переходит на самые высокие стандарты оказания медицинской помощи детям с ВИЧ-инфекцией. О запуске благотворительного проекта медико-социального сопровождения инфицированных детей».
В пресс-конференции принимают участие Мазус Алексей Израилевич, главный внештатный специалист по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, руководитель Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом Департамента здравоохранения города Москвы, доктор медицинских наук, Колтунов Игорь Ефимович, главный внештатный специалист по педиатрии Департамента здравоохранения города Москвы, главный врач ГБУЗ «Морозовская детская городская клиническая больница Департамента здравоохранения г.Москвы», доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации, Новиков Руслан Юрьевич, генеральный директор ЗАО «Аргументы и факты» и Широкова Маргарита Александровна, директор благотворительного фонда «АиФ. Доброе сердце» еженедельной газеты «Аргументы и факты».
А.И. МАЗУС
Добрый день. Тема важная. Речь идет о здоровье детей. В последние дни мы видим широкую полемику в прессе по поводу цифр - сколько больных в России, в Москве, в мире и т.д. На сайте Департамента здравоохранения и Центра «СПИД» мы вывешиваем наши данные.
Всего в Москве мы выявили 88 000 больных с 1987 года. Жителей Москвы среди них чуть больше половины. Небольшой прирост, искусственный, у нас был за счет Новой Москвы. Традиционно статистика озвучивается за предыдущий год, но наша система надзора позволяет фактически каждый день знать, сколько у нас выявлено новых больных. В этом году количество выявленных иногородних больных выросло на 38%. К Новому году у нас будет очередное небольшое снижение числа новых больных ВИЧ-инфекцией среди жителей города.
Сейчас идет большая полемика по более или менее пораженным ВИЧ регионам. Москва сильно отличается от среднероссийских регионов в меньшую сторону.
Молодежь в Москве не заражается и не болеет ВИЧ-инфекцией. Это наша устойчивая динамика. В основе этого комплексная работа, в т.ч., со школьниками, которую ведет город. Но, к сожалению, в этом году у нас выявилось 8 детей старших школьников. Да, это немного для Москвы, но каждый такой ребенок – это нехорошо.
Важнейшие данные, отражающие качество лечения, в т.ч., больных ВИЧ-инфекцией – устойчивое снижение смертности среди больных ВИЧ-инфекцией в Москве. Здесь самое главное – это качество лечения больного с момента выявления. У нас очень хорошая выявляемость, один из самых высоких в мире показателей скрининга на ВИЧ-инфекцию. С учетом того, что мы обследуем каждый год, - уже 4,5 миллиона человек прошли скрининг - то в течение двух лет с момента заражения мы выявляем больного. Ему предлагается квалифицированная медицинская помощь, чтобы не доводить до иммунодефицита.
Москва – один из регионов, который первым начал комплексную работу с беременными женщинами, в основе которой – раннее выявление ВИЧ-инфекции у женщины и проведение комплекса мероприятий по предупреждению передачи ВИЧ от матери к ребенку. Здесь у нас статистика на уровне минимума, которого может достичь мировое здравоохранение – менее 1% детей рождается от женщин с ВИЧ-инфекцией и имеют ВИЧ-инфекцию, практически все дети рождаются здоровыми.
Детей у нас немного, но каждый ребенок – это особая зона внимания со стороны медиков. Дети лечатся у нас достаточно успешно. Сегодня в мире используются инновационные схемы, методики и алгоритмы лечения. Синтез этого опыта был представлен московскими врачами, в частности, Морозовской детской больницей ученому совету Департамента здравоохранения. Это методичка, которая содержит информацию о том, что дети, болеющие ВИЧ-инфекцией, также могут болеть и другими болезнями, требуют повышенного внимания врачей разных специальностей; помощь им должна быть оказана на самом высоком профессиональном уровне.
Дети-сироты с ВИЧ, которые приезжают в наш город, сегодня уже находятся в приемных семьях. Каждый год мы видим 20 новых детей, но это дети, которых московские семьи усыновляют в иных регионах России, и они встают у нас на учет.
Р.Ю. НОВИКОВ
В 2005 году был создан благотворительный Фонд «АиФ. Доброе сердце». Уже 12 лет Фонд помогает детям, и тысячи детей получили помощь. Мы как СМИ поддерживаем информационно Фонд. Основным нашим активом всегда была разветвленная федеральная сеть и сеть зарубежная – у нас более 60 редакций в России и 17 – за рубежом. Наша задача всегда состояла в том, чтобы привлекать деньги на помощь и лечение детям. В последние годы в Фонд все чаще стали приходить родители, обращаясь за помощью по ВИЧ-инфицированным детям, и мы не могли оставаться в стороне. Когда накопился серьезный объем этих просьб, мы решили, что необходимо выделить эту работу в отдельный проект, и очень рады, что обратились к коллегам и нашли отклики у них.
И.Е. КОЛТУНОВ
В этом году город построил новую Морозовскую больницу и получил в результате детский многопрофильный стационар, в котором оказывается любая медицинская помощь, начиная от лечения зубов под наркозом и заканчивая трансплантацией тканей костного и головного мозга.
Самое главное сегодня – это неинформированность нашего населения. Не все в курсе о том, какую помощь любой жителей Российской Федерации может получить в рамках столичного здравоохранения.
У ВИЧ-инфицированных детей может быть любая патология. С 1 января вступает закон о телемедицине, и мы может лечить человека из самого удаленного уголка страны. Морозовская больница готова принимать ВИЧ-инфицированных детей с любой патологией. Будет очень здорово, если все будут знать о том, что ВИЧ-инфицированных детей готовы принять в столице, где они могут получить любую квалифицированную помощь абсолютно бесплатно по системе обязательного медицинского страхования. Москва – не для москвичей, Москва – столица России, поэтому все дети России имеют право и могут лечиться тут. Мы готовы принимать всех.
М.А. ШИРОКОВА
Наш Фонд работает на всей территории нашей страны, но в активной ротации у нас 50 регионов. Мы активно работаем с департаментами здравоохранения и социальной защиты по всей России.
Наш фонд оказывает помощь всем нуждающимся – и детям, и взрослым, и пожилым, - начиная от эпилепсии, заканчивая таким диагнозом как онкология. У нас сформировались авторские программы, по которым мы работаем с московскими клиниками. В одном случае – РНЦХ им. Петровского, где дети имею возможность получить пересадку донорской почки. Эта программа существует более 10 лет. Есть еще одна программа, в рамках которой мы помогаем детям с синдромом удлиненного интервала Q-T. Сейчас мы сотрудничаем и с Морозовской клиникой в направлении помощи детям с этим заболеванием.
И.Е. КОЛТУНОВ
В отличие от федеральной медицины, московская работает по Скорой помощи. Ни в одно федеральное учреждение по Скорой больных сегодня не принимают.
В Морозовской больнице ежедневно присутствуют палатные лечащие врачи, включая выходные и праздничные дни. Круглосуточно работают 18 специалистов различных профилей, дежурящих в приемном покое. Наша больница – объект двойного назначения. Мы работаем всегда. На сегодняшний день у нас плановая госпитализация – это 20-30%. Остальное – экстренная. В федеральных учреждениях – все наоборот. Зачастую от «федералов» по «03» везет к нам пациентов.
О. КУЛИНЧИК – «РИА МО»
Какие новшества в работе с ВИЧ-инфицированными детьми будут привнесены?
А.И. МАЗУС
Речь идет о качественных схемах лечения, новых подходах, принятых в развитых странах мира, которые уже апробированы. Мы переносим их с учетом наших возможностей. Здесь речь идет не только о лекарствах, но и о качественной новой системе диагностике разных нозологий больного ребенка.
И.Е. КОЛТУНОВ
Далее, через Фонд, через «АиФ», будет информировано население о возможностях получения бесплатной медицинской помощи в нашем городе. Мы внедрять будем, совместно с Фондом достижения современной медицины, в т.ч. телемедицины. Фонд будет помогать этим детям «эвакуироваться» из того места, где они проживают, в лечебное учреждение. Может быть, помогать родителям снимать гостиницу и т.д. Вся лечебная часть будет проходить в полнопрофильном стационаре в рамках ОМС.
Р.Ю. НОВИКОВ
Наше издание выходит почти во всех странах СНГ, и дети из СНГ тоже поедут в Москву. Это и привлечение денег на лечение, это уже совершенно новый проект.
А. ЗЮЗЯЕВ – «Комсомольская правда»
Все ли разнопрофильные специалисты, оказывающие помощь ВИЧ-инфицированным детям, обладают профессиональными знаниями по ВИЧ-инфекции? Как они эти знания получают? Или с ними в команде работают инфекционисты?
А.И. МАЗУС
Для нас важно, чтобы врачи разных специальностей знали медицинские особенности больных с ВИЧ-инфекцией. Уже давно организована система обучения врачей разных специальностей вопросам ВИЧ-инфекцией. Регулярно, каждую неделю проводятся специальные семинары. Есть возможность получения специальности по ВИЧ-инфекции врачам, которые не имеют этой специальности, есть сертификационные циклы, организованные в Москве. Есть тесты на право «Московский врач», куда входят знания по ВИЧ-инфекции. При этом всегда московский центр выезжает к больному, если он находится в городе. Порядка 2-х врачей выезжают каждый день в больницы для разбора сложных ситуаций. Сейчас более тесное сотрудничество налаживается с Морозовской больницей.
В. ГЛЯНЦЕВА – «27 сайтов ЗАО»
Прозвучало, что большинство детей с ВИЧ-инфекцией воспитываются в семьях. Будет ли оказана какая-то психологическая или социальная помощь этим семьям?
М.А. ШИРОКОВА
Этот вопрос не менее важен, чем лечение этих деток, потому что их социализация оставляет желать лучшего. Я говорю о регионах. Зачастую до 4-5 лет эти дети находятся в отделении для «отказников», и никто не занимается их социализацией, образованием. Только, попав в семьи, у них появляется возможность иметь будущее. Поэтому вторая часть нашей деятельности – помочь детям пройти путь социализации. Мы планируем эту деятельность.
А.И. МАЗУС
Поправлю, если позволите. Эти дети – часть общества. Работа с детьми-сиротами налажена в Москве, мы занимаемся этим «прицельно». Сейчас наши семьи берут детей из сиротских учреждений других регионов России, потому что у нас уже нет таких детей, и их практически не добавляется, за исключением иногородних.
Но эти дети могут жить в сложных семьях. В Москве очень серьезная работа проводится по контролю качества жизни детей коллегами Департамента соцзащиты. Серьезно за этим смотрит наша школа. Кроме того, в Москве создана целая сеть дружественных НКО, которые оказывают помощь московским семьям.
П. ЕРМИЛОВА – «Вечерняя Москва»
Прозвучала информация, что население Москвы будет серьезнее информироваться об угрозе ВИЧ. Будут ли какие-то новые методы применены в этой сфере?
Есть цифра об обследовавшихся за год. Есть ли конкретные цифры по округам Москвы?
А.И. МАЗУС
По округам делить не очень корректно. Что касается выявления больных по округам, то это отслеживается. К сожалению, разница между северо-востоком и западом Москвы - примерно в 2 раза по пораженности. Северо-восток и восток у нас являются наиболее пораженными в плане ВИЧ-инфекции округами. Эти данные у нас есть, они публичные. Работа там идет. Прежде всего, это связано с мигрантами, которые там находятся, с повышенным уровнем потребления наркотиков в этих округах.
Новые методы нам диктует жизнь. Если раньше мы работали с газетами, журналами, то сейчас мы серьезное внимание уделяем интернету, особенно, разъяснительной работе, что так делать нельзя. Выяснилось, что люди выясняют все у каких-то там «секс-блогеров», и эта тема популярна. Мы делали анализ этой работы, и нас это пугает. Информирование о неверных знаниях и моделях поведения, которые там рекламируют – одна из важнейших задач нашей работы с населением.
Е. СЕМЕНОВА – «Аргументы и факты»
Алексей Израилевич, на одной из встреч вы упоминали о том, что ВИЧ – это вирус, и в разных странах он немного отличается. Это так? Есть какие-то новости в этом смысле? И что относительно детей?
А.И. МАЗУС
Вирусы разные, верно. Но лечатся они одинаково. Принципиальных отличий по схемам лечения у нас и за рубежом нет. А вирусы разные, т.к. высок уровень мутации, и у каждого человека получается свой собственный вирус. Другое дело, что это нужно учитывать при разработке вакцины. Важно и то, что чем больше мы лечим, тем больше мутации, тем более устойчивым к лекарствам он будет. Пока в нашей стране количество резистентных штаммов небольшое. Среди наших больных не более 10% вируса, который резистентен к тем или иным препаратам. Тем не менее, это вопрос будущего.
Конечно, пока не будет вакцины и качественных лекарств, которые вылечивают человека, справиться с этой инфекцией будет сложно.
Е. СЕМЕНОВА – «Аргументы и факты»
Как ВИЧ-инфекция влияет на продолжительность жизни у детей?
А.И. МАЗУС
У нас уже есть дети, которых мы наблюдаем по 20 лет, которые уже не дети и имеют своих детей. Тут вопрос в качестве жизни ребенка. Не зря мы говорим про индивидуальный междисциплинарный подход к ведению каждого ребенка. Будущее ребенка и качество его жизни зависит от того, насколько качественно мы его лечим. Это дает возможность ребенку жить полноценной жизнью и тоже быть родителем.
Е. СЕМЕНОВА – «Аргументы и факты»
Сколько в год у московской медицины уходит денег на лечение одного ВИЧ-инфицированного человека? Имею в виду только антиретровирусную терапию.
А.И. МАЗУС
Всего почти 2 миллиарда рублей расходуется в городе на лечение больных ВИЧ – инфекцией в год. Эти деньги не только города, но и федеральные. Сегодня принято решение о централизации поставок лекарств именно в виде лекарств, а не деньгами, соответствующие заявки получает Минздрав. Мы получаем необходимые препараты в полном объеме, а дальше город закупает лекарства для сложных больных, если необходимо.
Лечение – это не только ВИЧ-инфекция. Это ребенок, который может болеть разными другими заболеваниями. Например, у нас с Игорем Ефимовичем есть ребенок, который болеет муковисцидозом, которого мы ведем уже много лет более чем успешно. Наши врачи работают в тесном контакте.
У нас много детей нуждаются в неврологах. Часто, если у ребенка ВИЧ-инфекция, это значит, что его мама употребляла наркотики. Этот фон дает необходимость ведения больного с такими сложными диагнозами. Таких детей достаточно много.
ВЕДУЩИЙ
Руслан Юрьевич говорил о том, что больные из СНГ тоже смогут получать в Москве помощь. Как будут расставляться приоритеты?
А.И. МАЗУС
Здесь зависит от Фонда, потому что мы не можем лечить иностранцев лекарствами, которые закуплены для россиян. Это понятно. Другое дело, что если это помощь неотложная, то любой человек, иностранец или нет, получает ее в полном объеме в любой нашей больнице, в т.ч., если речь идет о ВИЧ-инфекции.
И.Е. КОЛТУНОВ
Давайте разделим две истории: экстренная медицинская помощь и плановая. Экстренная оказывается любому человеку в Москве бесплатно, и Москва терпит от этого убытки. Но по закону нельзя ни одному человеку отказать в помощи. Что касается плановой истории, то это называется международный туризм, и ничего нового в этом нет. Мы прекрасно понимаем, что государство не в состоянии оплачивать все, что угодно. Дополнительная «копейка», которая падает медицинскому учреждению, идет на его развитие и косвенно на повышение качества оказания медицинской помощи самим москвичам.
М.А. ШИРОКОВА
Фонд, оказывая помощь нуждающимся, в первую очередь рассматривает социальный статус – имеет ли возможность семья за свои средства оказать ребенку помощь. Если нет, то Фонд берет на себя это обязательство. Когда мы говорим о зарубежных подопечных, здесь все обстоит также. Фонд запрашивает пакет документов о социальном статусе семьи. Мы оплачиваем ребенку поездку в Морозовскую больницу, проживание и лечение.
В. ГЛЯНЦЕВА – «27 сайтов ЗАО»
Бесплатны ли лекарства для детей?
ВИЧ – это навсегда. Когда заканчивается медицинское сопровождение детей? Как дальше передается эстафета по сопровождению больного?
А.И. МАЗУС
Конечно, ребенок передается из детской поликлиники во взрослую. Также это происходит в нашем Центре. Он просто переходит в другое здание, где находится взрослое отделение.
Ясно, что лекарства бесплатные. Тем более, что ребенок с ВИЧ-инфекцией считается инвалидом, поэтому все лекарства, не только антиретровирусные препараты, такой ребенок получает бесплатно. Так же, как и молоко с рождения для ребенка, рожденного от женщины с ВИЧ-инфекцией, то с этого момента бесплатно женщина получает необходимые препараты для вскармливания ребенка.
Е. СЕМЕНОВА – «Аргументы и факты»
Каким образом ребенок, скажем, из Екатеринбурга, будет направлен в Морозовскую больницу лечить ВИЧ?
И.Е. КОЛТУНОВ
Чтобы попасть в любое городское учреждение, никаких направлений не надо, ни москвичам, ни не москвичам. Это забытый миф. Пациент, приходя в любое лечебное учреждение Москвы, может обратиться в консультативный центр и там получить направление на госпитализацию. Пациент может обратиться напрямую в приемные покои городской больницы, и там он будет обследован, и ему будет оказана помощь, и при необходимости он будет госпитализирован.
Что касается иностранных граждан, пациенты могут к нам эвакуироваться всеми доступными видами транспорта и попадать к нам без всяких направлений. В том и состоит задача Фонда, чтобы люди знали о том, что есть такая бесплатная помощь.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо, пресс-конференция закончена.