Росреестр по Москве рассказал о регистрации ипотеки у нотариуса
Упрощение юридически значимых процедур, новации в сфере регистрации прав и обременений на недвижимость обсудили на Общественном совете при Управлении Росреестра по Москве. Отдельное внимание уделили результатам электронной подачи документов на оформление права собственности через нотариуса посредством Единой информационной системы нотариата, а также Личный кабинет нотариуса. Об этом сообщили в пресс-службе ведомства.
«По итогам девяти месяцев 2025 года в столичное Управление от нотариусов поступило 156 тысяч заявлений на учетно-регистрационные действия, что составляет 13% от общего числа электронных заявлений. При этом за год количество заявлений от нотариусов увеличилось на 19% (131 тысяча — за девять месяцев 2024 года). Положительная динамика обусловлена налаженным электронным взаимодействием и скоростью оформления права собственности. В случае подачи нотариально удостоверенных документов госрегистраторы не проводят правовую экспертизу, так как полная имущественная ответственность при осуществлении сделок с недвижимостью возложена на нотариуса», — отметил Игорь Майданов, руководитель Управления Росреестра по Москве.
По результатам проведенного в управлении анализа поступивших заявлений самые востребованные нотариальные сделки — это электронная подача документов на регистрацию недвижимости с обременением в виде ипотеки.
Ключевым преимуществом регистрации ипотеки, возникшей на основании нотариальной сделки, является то, что она осуществляется в срок не более одного рабочего дня с момента получения госрегистратором пакета документов от нотариуса (пункт 9 статья 16 Закона N 218-ФЗ).
«Система подачи заявления на государственную регистрацию ипотеки через личный кабинет нотариуса в Москве построена так, чтобы максимально освободить стороны сделки от технических процедур. Вся работа по подаче документов и взаимодействию с Росреестром входят в зону ответственности нотариуса. Это современный, высокоэффективный и удобный для граждан механизм, который полностью отвечает задачам цифровой трансформации государственных услуг, обеспечивая максимальную скорость, безопасность и прозрачность процедуры», — отметил Антон Фролкин, председатель Общественного совета при Управлении Росреестра по Москве, нотариус города Москвы.
Инструкция для подачи заявления через нотариуса: тороны (например, заемщик и банк) заключают договор, содержащий условие об ипотеке, и обращаются к нотариусу Москвы, который проверяет правоспособность сторон, законность сделки, отсутствие противоречий в документах. Договор ипотеки должен быть удостоверен нотариально, иначе подать его на регистрацию через ЛКН нельзя.
После удостоверения бумажного экземпляра договора нотариус, формирует пакет электронных документов для Росреестра, который включает электронный образ договора, электронное заявление о государственной регистрации права и обременения ипотеки в силу закона, подаёт на государственную регистрацию права (переход права) и ипотеки в силу закона.
Нотариус через свой Личный кабинет направляет сформированный электронный пакет напрямую в Росреестр. Происходит это мгновенно в режиме онлайн. Нотариус действует как полномочный представитель сторон. Росреестр проводит юридическую проверку документов и при отсутствии препятствий сведения об ипотеке в силу закона вносятся в ЕГРН. Далее нотариус получает из Росреестра электронную выписку из ЕГРН, подтверждающую регистрацию, и уведомляет об этом стороны.
Следите за важными новостями в Телеграм-канале Информационного центра Правительства Москвы
- Возможности ИИ-сервиса для изучения английского языка расширили в «МЭШ»
- Москва стала лидером первого рейтинга регионов РФ по развитию экономики замкнутого цикла
- Фестиваль колледжей продлится до 1 ноября в Москве
- Горожанам рассказали, какие услуги и сервисы помогают автомобилистам в столице
- Opensource-решения ОС Аврора стали доступны на Mos.Hub