Билеты на новую выставку Музея космонавтики доступны в «Мосбилете»
Сервис «Мосбилет» приглашает москвичей и гостей города на новую выставку в Музее космонавтики. «Девять лет девятого отдела» — это девять масштабных стенгазет, которые создавали работники отдела № 9 Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) по проектированию космических объектов — те, кто открывали человечеству космос. Об этом сообщили на официальном сайте мэра Москвы.
В обычной комнате Особого конструкторского бюро, где зарождался путь человечества в космос, каждый декабрь происходило маленькое чудо. Инженеры, проектировщики и конструкторы — те самые, которые днем разрабатывали космические ракеты и корабли, вечерами собирались, чтобы рисовать карикатуры на самих себя. С 1962 по 1974 год на свет появлялись удивительные стенгазеты: смешные, дерзкие, полные намеков, понятных только своим. Это была летопись великой мечты, рассказанная не официальным языком отчетов, а живыми штрихами тех, кто эту мечту создавал.
В 1957 году Сергей Королев создал в ОКБ-1 головной проектный отдел № 9 по проектированию космических объектов. Руководство он поручил старому соратнику Михаилу Тихонравову — человеку, с которым они еще в Группе изучения реактивного движения мечтали о межпланетных полетах. Теперь мечты становились реальностью.
Отдел набирали по принципу самодостаточности, чтобы решить любую проблему, с которой человечество пока не сталкивалось. Коллектив был разнообразным: выпускники вузов и техникумов и совсем молодые специалисты, как вспоминает один из ветеранов отдела Владимир Бугров, космонавт-испытатель и заслуженный инженер России.
«Это была атмосфера этакого "оголтелого" творчества», — делится Владимир Бугров в своей книге «Советская и российская космонавтика».
Домой вовремя уходили только кормящие мамы, остальные засиживались допоздна. Однажды табельщица для «укрепления дисциплины» установила немецкий аппарат для фиксации рабочего времени. Через месяц выяснилось, что всем нужно выплатить зарплату в полтора раза больше, и устройство благополучно убрали.
Но даже в таком плотном графике коллектив не только успевал решать сложнейшие профессиональные задачи, но и находил возможность для творчества и совместного досуга. В обед весь отдел выходил во двор играть в пинг-понг и запускать самодельные «ракеты» из баночек валидола и горючей кинопленки. Однажды они устроили товарищеский легкоатлетический матч. В свободное время выезжали на пикники, все вместе отмечали праздники.
В 1962-м в отделе родилась еще одна традиция — выпускать к Новому году итоговые стенгазеты. Но не обычные, с текстами и лозунгами, а особенные: главные рабочие события года представляли карикатурно, персонажи походили на реальных людей. Редактором практически всех газет был Владимир Бугров. Редколлегия состояла из лучших работников отдела: Галины Балашовой, Леонида Горшкова, Виктора Любинского, Александра Максименко и других. Каждый рисовал в своем стиле.
«Чтобы очередная газета появилась, мне нужно было за две недели до Нового года нарисовать общую компоновку, подготовить комнату, планшет с ватманом размером два на один метр, "согнать" всех вместе для создания "критической массы"», — вспоминает Владимир Бугров.
«Согнать» было непросто: некоторые уже стали начальниками своих отделов, но значимость общего дела понимали все.
Портретного сходства добивались вместе. На куске пергамина один рисовал кружок, а следом, наложив сверху еще пергамин, кто-то другой добавлял характерную деталь — и через две-три минуты портрет очередного героя становился узнаваемым. Готовые фрагменты переносили на планшет, обводили тушью и раскрашивали акварелью.
В те времена громко произнесенное в коридоре слово «ракета» могло считаться нарушением режима. Работа шла в условиях строжайшей секретности: рядом создавали новые виды вооружения. Но газеты, за редким исключением, не вызывали нареканий у начальства, ведь они обходились без слов, только рисунками.
«В них не было злобы — был здоровый юмор», — отмечает Владимир Бугров.
Заместители Сергея Королева, чаще других становившиеся персонажами карикатур, относились к газетам благосклонно. Один из них, Константин Бушуев, подходя к газете, всегда надевал очки, чтобы все внимательно рассмотреть, и спрашивал: «Так, ну где здесь я?»
Однажды к Константину Бушуеву в кабинет зашел его коллега Сергей Охапкин. Протиснувшись через толпу желающих почитать стенгазету, он возмутился: «Константин Давыдович, что у вас за безобразие — толпы людей стоят в коридоре в рабочее время, разглядывают газету, смеются…». Бушуев, посмотрев на часы, ответил: «Сергей Осипович, мои с утра уже посмотрели, а это твои смотрят».
Первую газету — 1962 года — посвятили важному решению руководства о создании тяжелого межпланетного корабля (ТМК). На планшете был нарисован старинный парусник, символизировавший этот корабль и устремившийся под парусами в просторы Вселенной. На парусе написали девиз Per aspera ad astra — «Через тернии к звездам», который станет лейтмотивом космических стенгазет на несколько лет.
Во время создания газеты поздравить Михаила Тихонравова с Новым годом приехал сам Юрий Гагарин. Пользуясь случаем, Владимир Бугров попросил первого космонавта оставить пожелание отделу прямо на парусе. Вместо короткого поздравления без особых раздумий Юрий Алексеевич написал целый текст на 15 строчек, в котором были слова благодарности за корабль «Восток» и пожелания новому кораблю счастливого плавания.
Владимир Бугров вспоминает, что поразился, насколько красивым и содержательным получился текст, хотя это была импровизация. Скорее всего, именно пожелания, оставленные первым человеком в космосе, стали причиной того, что первая и вторая газеты были «утеряны» еще в 1970 году, попав в чью-то частную коллекцию. Из 11 выпусков для всеобщего обозрения сохранилось девять.
При жизни личность и имя Сергея Павловича были засекречены — о нем знали только как о главном конструкторе. В газете 1965 года есть уникальное изображение — единственный портрет Сергея Королева в стенгазетах отдела. Владимир Бугров создал его с натуры: для этого он специально зашел в кабинет к главному конструктору по незначительному поводу и сумел сделать набросок. Через две недели после выхода стенгазеты, 14 января 1966 года, Сергей Королев ушел из жизни.
Ни одна стенгазета не могла обойтись без главного символа праздника — елки. Но в творческом взгляде отдела в новогоднем образе скрывалась сверхтяжелая ракета Н-1 и связанные с ней исторические изменения. В выпуске от 1967 года, например, ей придали форму самого высокого на тот момент сооружения в мире — только что открытой Останкинской башни.
В стенгазете 1971-го праздничное дерево изображено в виде спиралевидной дороги по разработке долговременных орбитальных станций (ДОС). Уже в следующем году елку на рисунке заворачивают в упаковочную бумагу в виде парашюта, что символизирует завершение программы. Обломки новогоднего символа в последней стенгазете 1974-го отражают четвертый неудачный старт ракеты Н-1 в конце 1972-го.
Корабли серий «Восток» и «Восход» с их сферическими спускаемыми аппаратами изображались как бильярдные шары. Разработчики Владимир Молодцов и Виктор Благов катают их из года в год, пока программа также не закрывается и стол не пустеет.
Лунный посадочный корабль (ЛК) — это избушка на курьих ножках. Инженеры решают, какими должны быть посадочные опоры при условии, что еще неизвестна поверхность Луны. Так, вместо конструкции в виде валенка предлагается поставить опору, напоминающую более модный тогда ботинок на «манной каше» (толстой пористой подошве, часто изготавливаемой из каучука).
Ракета-носитель «Протон» узнаваема по головному убору в форме морды акулы. В стенгазетах ее не один год пытаются «выдать замуж» за космический корабль «Союз 7K». В газете 1969-го показана настоящая свадьба: жених-корабль «Союз» обнимает невесту-ракету «Протон», но она улетает.
Часто ракеты представляли в виде коней. Два неудачных пуска ракеты Н-1 в 1969-м, например, сдержанно отражены огненными гривой и хвостом лошади. На стенгазете 1970 года изображена запряженная тройка ракет-носителей УР-500 («Протон»), Н-1 и «Союз» (последняя, кстати, нарисована в образе конька-горбунка, что подчеркивает ее надежность). Механизированный воз, который тянет тройка, символизирует космическое предприятие того времени.
В 1969 году на попоне центрального «скакуна» — ракеты Н-1 — появляется новый девиз «В своих дерзаниях всегда мы правы». Замену традиционного «Через тернии к звездам» сделал Леонид Горшков, что символизирует победу ДОС над лунной программой Н1-Л3.
Отдел иронизировал над событиями, с уважением относясь к трагическим потерям коллег и выражая собственное, зачастую отличное от руководства, мнение. В стенгазете 1971 года Константин Феоктистов изображен в виде аиста, несущего в люльке «новорожденную» станцию «Салют-1» напрямую секретарю ЦК КПСС Дмитрию Устинову, курировавшему ракетно-космическую промышленность.
Последняя стенгазета — 1974 года — отражает, как одна часть коллектива продолжает двигаться в сторону ДОС и совместного полета с американцами, а другая (в разваливающемся автомобиле) направляется на прежний путь, ведущий к Луне.
В 2023 году девять сохранившихся стенгазет поступили в фонды Музея космонавтики от их автора и редактора Владимира Бугрова — космонавта, ведущего конструктора пилотируемых космических комплексов для полета на Луну и комплекса «Энергия-Буран», заслуженного инженера России.
Десятилетиями стенгазеты хранились в свернутом виде, из-за чего бумага потеряла эластичность, на ней появились изломы, краска потрескалась, а многие места были проклеены скотчем. Полная реставрация экспонатов и их обработка специальным закрепляющим составом, проведенная Музеем космонавтики, позволила научным сотрудникам заняться атрибуцией рисунков и определением героев и фактов.
«В девяти стенгазетах — более сотни персонажей и десятки сюжетов, многие из которых еще подлежат изучению и определению. Благодаря Владимиру Евграфовичу Бугрову, дарителю и редактору этих газет, нам удалось узнать уникальные в своем роде подробности о марсианском проекте, о котором известно мало и которым занимался Сергей Королев», — рассказал заместитель директора Музея космонавтики по научной работе Вячеслав Климентов.
В стенгазетах сохранились данные о главном конструкторе Сергее Королеве, инженерах-конструкторах Василии Мишине и Михаиле Тихонравове, космонавтах Константине Феоктистове, Олеге Макарове, Владиславе Волкове и многих других выдающихся фигурах советской космонавтики. Особенно важны сюжеты, где отражена история создания тяжелого межпланетного корабля для полетов на Луну и Марс.
«Нам удалось ввести в научный оборот комплекс стенгазет — подлинный первоисточник, бесценный исторический памятник, раскрывающий неизвестные ранее подробности жизни коллектива ОКБ-1. Посетители смогут взглянуть на знаменательные события глазами реальных героев прошлого и даже познакомить детей с этой сложной темой через необычные для сегодняшнего дня иллюстрации», — отметила Наталья Артюхина, директор Музея космонавтики.
Новогодние стенгазеты Особого конструкторского бюро № 1 — не просто увлекательный артефакт эпохи. Это живая летопись великой мечты, рассказанная теми, кто ее создавал. В каждом штрихе, в каждой карикатуре — дыхание времени, когда казалось, что до освоения Марса и Луны осталось совсем немного, когда идея была превыше всего, когда одни и те же люди в обеденный перерыв запускали «валидолы» во дворе, а вечером творили настоящую историю. Сегодня посетители Музея космонавтики могут увидеть эти газеты в экспозиции «Девять лет девятого отдела» — увидеть глазами тех, кто шел через тернии к звездам.
Приобрести билеты в Музей космонавтики можно с помощью сервиса «Мосбилет».
Следите за важными новостями в Телеграм-канале Информационного центра Правительства Москвы
- Торжественная встреча в честь Дня защитника Отечества пройдет в столице 18 февраля
- Около 17,5 тыс. семей переехали в новые квартиры по программе реновации в 2025 году
- Собянин утвердил планы развития дорожно-транспортной инфраструктуры
- «Желтый» уровень опасности из-за гололедицы объявлен в Москве до вечера
- Перегон между станциями метро «Рублево-Архангельское» и «Новорижская» пройден более чем на четверть