Игорь Реморенко: Нужно уметь в бурной школьной жизни найти самое интересное и пытаться увлечь этим детей

- А.П.: Изменилось ли за последние годы отношение молодежи к профессии учитель?
- И.Р.: Наша организация – Московский городской педагогический университет – прежде всего городской университет, учредитель которого – мэрия столицы. Мы плотно связаны с городской жизнью, с исследованием её особенностей. И тут уместно заметить, что произошли общие сдвиги в отношении к профессиям. Сегодня профессиональная деятельность перестаёт быть сословной, профессиональные династии теряют свою привлекательность. Если раньше работа на одном месте в течение всей жизни символизировала собой успешность - приверженность некоторому ремеслу, то сегодня проектный характер профессиональной деятельности вытеснил этот идеал. Вполне прилично и интересно работать сначала в одной компании, потом в другой, сделать сначала один проект, потом увлечься другим. И так в течение жизни набирать своё портфолио успешных проектов в смежных сферах труда. То же самое происходит и в образовании. Не зазорно сначала поработать в школе, потом в кадровом агентстве, потом в системе консалтинга, затем в рекреационной сфере, торговле и пр. Одним словом везде, где требуется общение с людьми, где навыки и знания нужно передавать от одних поколений другим. Это и есть современная педагогика.
- А.П.: Можно ли сказать, что в последнее время больше молодых людей хотят стать учителями?
- И.Р.: Применительно к Москве точно можно так сказать, потому что средняя заработная плата педагогов в столице отличается от других регионов в два и более раз. В этом смысле стабильная работа с достойной заработной платой является привлекательной. И все больше людей идут в эту профессию.
- А.П.: Какие отделения самые популярные среди педагогических направлений подготовки?
- И.Р.: Есть ряд направлений, которые всегда были и остаются популярными. Это, в первую очередь, иностранные языки. Причем с каждым годом все более популярными становятся азиатские языки, такие как японский и китайский. Ребята с удовольствием изучают восточную культуру. С одной стороны, это мода, с другой - мир расширяется, все больше торгово-экономических, культурных связей с востоком. Помимо этого, очень популярна информатика, история, филология, специальности коррекционной педагогики. Но у нас ведь не только бакалавриат, бюджетных мест магистратуры ещё больше. Там учатся инженеры, предприниматели, психологи, медики, различного рода узкие специалисты – все те, кто сначала не собирался идти в школу, но потом, когда работа учителем стала привлекательной, решил получить педагогическое образование.
- А.П.: Считается, что профессия учителя - женская. В основном в школах учителя - женщины. Какой процент поступающих в городской педагогический университет молодые люди?
- И.Р.: Как говорится, лучшие учительницы - женщины, а лучшие учителя - мужчины. В процентном соотношении молодых людей около 20%. Конечно, на такие направления подготовки, как начальное образование, парней меньше, а больше всего они идут на информатику (там их больше половины). На начальном образовании юношей всего 3-5%, но, тем не менее, они тоже есть.
В состав нашего университета входят колледжи, где готовят воспитателей детских садов. Что интересно - там тоже есть молодые люди.
- А.П.: Все ли выпускники находят работу?
- И.Р.: С этим проблем нет. 98% выпускников находят себе занятие в первый же год после выпуска. Есть те, кто не ищет постоянную работу, но работает как фрилансер. Например, все, что связано с информационными технологиями. По некоторым данным анализа рынка труда, в этом году в летний период будет заметно меньше рабочих мест для молодых людей, чем в прежнем году, в связи с кризисными явлениями в экономике. Будем помогать нашим выпускникам трудоустраиваться.
- А.П.: Что касается новых программ обучения, какие дисциплины вводятся в школах, и, соответственно, чему новому обучают будущих учителей?
- И.Р.: Последняя новация министерства - основы религиозных культур и светской этики. Сейчас это начинают преподавать в 4 классе - дети один час в неделю изучат религиозные культуры по выбору. Есть некоторый общий модуль, а есть часть, где можно выбрать буддийскую, иудейскую, мусульманскую либо православную культуру. Для нас это сигнал к тому, чтобы учителей начальных классов или тех, кто преподает историю, тоже ориентировали на знакомство с мировыми религиозными культурами, что мы и делаем, вводя соответствующие спецкурсы и корректируя учебные планы.
Большая новация в образовании связана не с введением новых предметов, а с введением нового поколения стандартов, ориентированных не только на предметные компетенции, но и на так называемые метапредметные навыки. Например, умение взаимодействовать, работать в команде, понимать и слушать других, коммуникативные способности и так далее. Поэтому мы должны не только формировать соответствующие навыки у студентов, но и учить их работать с детьми с целью создания условий овладения метапредметными компетенциями. Для этого мы развиваем не только учебные, но и внеучебные виды занятий - это различного рода конференции, интеллектуальные состязания, КВН, спортивные соревнования и другие конкурсы, которые сопровождают студенческую жизнь. В мае у нас пройдет конкурс студенческих инициатив в отношении городского развития, он пройдет по нескольким номинациям - студенты будут предлагать проекты на тему улучшения городской среды.
- А.П.: В каком ключе реформа московского образования положительно повлияла непосредственно на будни школьников?
- И.Р.: Вероятно, Вы имеете в виду укрупнение школ. Эта реформа положительно повлияла на предпрофильную подготовку школьников 8-9 классов и на профильную подготовку школьников 10-11 классов. Смысл в том, что когда в 10-11 классе ребята выбирают, куда поступать, и готовятся к этому выбору в 8-9 классе, им важно, чтобы было из чего выбирать. Школьники, которые пойдут в медицину, углубленно изучают химию, биологию. Ребятам, которые пойдут в инженерное направление, нужна углубленно математика и физика. В то же время тем ребятам, которые пойдут на гуманитарные направления подготовки, нужна углубленная литература, русский язык и так далее. Также есть те, кто не определился и хочет попробовать всё. Вот чтобы такую учебу организовать, необходимо иметь много классов в одной параллели - когда на часть занятий ребята ходят все вместе, а на часть занятий они перегруппируются, расходятся в разные группы и аудитории. Реализовать такой процесс в маленькой школе практически невозможно, а в большой получается намного эффективней. Применительно к той реформе, которая в Москве проходила в последние годы, в этом есть безусловный плюс для школьников.
- А.П.: Правильно ли, что после реформы образования в школе, по сути, нет директора?
- И.Р.: У каждого комплекса сегодня есть директор. И не важно, что он не сидит одновременно во всех зданиях. Мне хочется ответить на этот вопрос с точки зрения руководителя. У нас вместе с повышающими ежегодно квалификацию порядка 30 тысяч обучающихся. И когда я вижу, что в каком-то месте проходит какое-то очень нужное событие без моего участия, я, как руководитель, очень этому рад. Это значит, что людям действительно интересно, и даже без надзора начальства они делают то, что им нравится. Это же здорово. Самоорганизации в нашей жизни должно быть больше, а постоянного пригляда, контроля и начальственной опеки – меньше.
- А.П.: Но университет - это несколько другая реальность. Раньше школьный директор был человеком, которого все знали и даже порой боялись, теперь же он не может постоянно присутствовать в одной школе, так как у него их несколько. Идет ли это на пользу учебному процессу?
- И.Р.: Безусловно, когда организация становится больше, тёплые отношения с начальством и более контактный разговор с руководством утрачиваются, какие-то процессы технологизируются, становятся более алгоритмизированными. Конечно, тут есть определенные потери. Меньше, например, задушевных разговоров за чашкой чая. Нельзя сказать, что в объединении школ одни лишь преимущества. Но преимуществ все же больше.
Самоорганизация и самостоятельность ценнее. Мне кажется, что это как раз то, чего у нас в стране не хватает. Когда люди без оглядки на начальство делают то, что им интересно. Всё больше организаций работают сегодня по матричной структуре, когда горизонтальные связи с коллегами важнее и прочнее вертикальных.
- А.П.: Что Вы думаете о школах - трансформерах? Есть ли вероятность того, что вскоре в Москве будут строить только такие школы?
- И.Р.: Демографическая структура у нас в стране очень неравномерная. В Москве, например, каждый год увеличивается рождаемость. У нас через какое-то время начальная школа будет очень хорошо наполненной, а старшая школа пока ещё невелика. Зато еще через десять лет всё будет наоборот. Такие демографические волны связаны с целым рядом причин: это отчасти ещё отголоски Второй мировой войны, когда мало людей рождалось в военное время, и бурный рост рождаемости случился в послевоенные годы. Естественный спад был в период реформ 90-х годов. Теперь эти волны повторяются. И они волей-неволей приводят к тому, что иногда в школах приходится наращивать начальную ступень, а иногда старшую. Всё, конечно, ещё зависит от конкретных районов Москвы и временных периодов, но так или иначе школы, которые трансформируются под разный возраст, под разные типы образовательных программ - это объективная необходимость, что к 2025 году у нас будет очень много образовательных площадок, где будут учиться люди пенсионного возраста. В это время вообще появится много людей пожилого возраста, которые уже ушли на пенсию, но еще что-то могут делать, и их ещё чему-то можно научить. Мы этим сейчас занимаемся. В нашем Университете обучаем пожилых людей действительно нужным им навыкам, таким, как оплата коммунальных услуг посредством электронных сервисов. Кроме того, учим пользоваться социальными сетями, предостерегаем о возможных опасностях в интернете. К примеру, учим старшее поколение, как снять короткий фильм о любимых внуках и правильно разместить в сети. Мы добиваемся того, чтобы жизнь на пенсии была не менее увлекательной, чем во время работы.
- А.П.: А где вы проводите подобные занятия?
- И.Р.: У нас по Москве 31 адрес и 42 здания. Поэтому обучаем мы в разных местах, в зависимости от имеющейся потребности.
- А.П.: Последнее время много говорят об интеграции общего и дополнительного образования. В чем она заключается?
- И.Р.: Об этой интеграции стали говорить тогда, когда появилась тема сквозных навыков. Например, та же коммуникативная компетентность. Школьник учится говорить и понимать других - когда он этому больше учится, во время уроков или после них? Если на уроках получается дискутировать, то на уроках. А если он посещает какие-то кружки, общается со сверстниками, то может и после уроков. Вот таким образом мы стали задумываться об образовательных результатах и поняли, что формы занятий – вот здесь урок, а здесь не урок - становятся вторичными. Важно то, чему мы хотим научить. Поэтому это различие между основным и дополнительным образованием уходит на второй план. Сейчас стоит вопрос об обеспечении дополнительного образования: как выделить деньги на то, что действительно нужно детям. Чтобы не было такого, что на дополнительное образование кого-то насильно загоняют. Но, одновременно, чтобы не финансировались места тех, кто не ходит на занятия. Это не такая простая проблема.
- А.П.: То есть дополнительное образование предоставляется школьникам бесплатно?
- И.Р.: Что-то платно, что-то бесплатно. Абсолютно бесплатного дополнительного образования нет ни в одной стране. У нас сейчас вводят нормативное подушевое финансирование, что с латиницы (per capita) правильно было бы перевести как «ориентированное на раскрытие потенциала».
- А.П.: Что нужно делать, чтобы быть эффективным учителем сегодня?
- И.Р.: Нужно уметь слушать и не бояться неожиданных ситуаций. Нужно уметь в бурной школьной жизни найти самое интересное и пытаться увлечь этим детей. Это принципиально важно. В этом смысле все эти информационные технологии и гаджеты - это всё вторично. Если человек открыт к новому и разному, может это воспринять, увлечь окружающих, - у него все получится.
- А.П.: Спасибо, Игорь Михайлович.
Последние обновления:
- Столица каждый год проводит мониторинг состояния зеленого фонда
- Мэр показал, как будет выглядеть станция «Народное ополчение» Рублево-Архангельской линии
- Почти 80 школ и детских садов построили в Новомосковском административном округе с 2020 года
- Гаман: Около 50 объектов в центре столицы суды признали самостроем
- Почти 3 тыс. единиц cовременного оборудования появится в обновленных школах Москвы