Информационный Центр Правительства Москвы
02 мая 2024, четверг, 01:40
Пресс-конференции

Пресс-мероприятие «Итоги работы Департамента градостроительной политики города Москвы за 1-й квартал 2024 года»

В среду, 17 апреля 2024 года, в 10:00 состоялось пресс-мероприятие в формате «Открытый диалог» с участием руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы Сергея Лёвкина на тему «Итоги работы Департамента градостроительной политики города Москвы за 1-й квартал 2024 года». Журналисты пообщались с руководителем департамента об успехах в реализации программы реновации, городских программ «Градостроительная политика», «Жилище».

Пресс-мероприятие «Итоги работы Департамента градостроительной политики города Москвы за 1-й квартал 2024 года»
фото: РИА Новости/Евгений Биятов
Важное:

Лёвкин: Строительство социальной инфраструктуры идет синхронно с вводом жилья

Почти 1 млн кв. м жилья ввели в Москве за январь-март 2024 года

Акцент в застройке ЦАО сделан на социальных объектах и гостиницах

Пресс-мероприятие в формате «Открытый диалог» с участием руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы Сергея Лёвкина на тему «Итоги работы Департамента градостроительной политики города Москвы за 1-й квартал 2024 года»

С. ЛЁВКИН

Доброе утро, друзья. Мы проводим сегодня пресс-конференцию в новом месте, и я предлагаю формат пресс-конференции тоже сегодня поменять. Новое место – новый формат. Построим работу в виде «Открытого диалога». Я не буду ничего докладывать. Я буду внимательно слушать ваши вопросы и честно на них отвечать. Слово «честно» – ключевое. Поговорим об итогах работы в первом квартале не только Департамента, но там много вопросов межотраслевых, межпрограммных. Я в вашем распоряжении.

ВЕДУЩИЙ

Я могу утверждать, что с того момента, как Сергей Иванович был назначен мэром на должность руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы, стали происходить очень большие изменения в плане документооборота, оценки качества и всего остального, чего раньше никогда не делалось. В прошлом году была оценка качества по 36 показателям, и, насколько я помню, мы там набрали очень хорошие баллы. Больше 300, по-моему. Строительство – это локомотив российской экономики. В самые трудные времена он всегда вытягивал, в самые хорошие – преумножал. И самый главный вопрос: сколько ввели жилья? И второй – жилье и социальные объекты: их соотношение, достаточно ли их?

С. ЛЁВКИН

На самом деле исследования, где использовались 36 индикаторов, связаны не только со строительством инфраструктуры, жилья, социальных объектов, но в принципе со многими факторами: городская среда, парки, благоустройство. Мы со своей стороны дали показатель в этот результат. С моей точки зрения, ничего удивительного в том, что Москва – лидер в этой части, нет. Такое направление было задано Сергеем Семеновичем с первого дня, как он пришел в мэрию в 2010 году. Это было ключевое, вне зависимости от программ и проектов. Главное, чтобы город из года в год становился более комфортным, доступным для жителей и гостей столицы. Итог прошедших лет налицо. Мы с вами, взглянув на картинку, видео или фильм в 2010 году про Москву и сегодня увидим, что город изменился в лучшую сторону до неузнаваемости. Мы за первый квартал этого года ввели почти миллион квадратных метров жилья, а недвижимости – 2,3 миллиона квадратных метров. У нас основной индикатор – это федеральный национальный проект «Жилье и комфортная городская среда». Мы должны построить 5,2 миллиона квадратных метров. Миллион мы ввели уже.

Очень важно, что жилье существенно отличается от жилья, которое было лет 10-15 назад в городе. Его качество, внешний вид, внутреннее содержание, инженерное обеспечение и благоустройство – это две больших разницы. Очень важной составляющей этого жилья является программа реновации, которая тоже внесла свою лепту в понимание девелоперов. Задав очень высокую планку реновации, жилье комфорт-класса, девелоперам деваться некуда было. Город строит так, а они абы-как, никто покупать не будет. Мы эту планку держим с первого дня, с 2017 года, а в чем-то даже превышаем. Стандарт есть, и мы его придерживаемся,  но появилось понимание в среде строителей, проектировщиков, отделочников, что по-другому уже не будет, тут такой контроль, что не пройдешь мимо. Второй аспект ввода первого квартала – мы обеспечиваем строительство социальной инфраструктуры синхронно с вводом жилья. Мэр в личном блоге как-то сказал, что прошлый год вообще был рекордным по вводу социальных объектов. Было введено 119 объектов, из которых 72 были построены за счет инвесторов. Первый квартал не исключение. Введено 13 объектов социальной инфраструктуры (7 детских садов на 1000 мест, одна школа на 1200 мест, один объект здравоохранения, один объект спорта – это крытая ледовая арена в Щербинке, три объекта культуры. Один из них федеральный, очень интересный знаковый – это новое здание Третьяковской галереи). Это помимо того, что идет строительство и дорог, развязок, эстакад, хорд. Развивается нашей наземное метро. Появляются целые железнодорожные вокзалы на МЦД. Просто это вокзал не на миллион пассажиров в день, а на 50 тысяч в день. Но это вокзал.

СМИ

В продолжение темы жилья, скажите, пожалуйста, несколько слов о программе реновации. Если вернуться в 2017 год и вспомнить те планы, которые тогда строились, посмотреть, что сейчас вы имеете, и видение, как все это будет расти и расти. Как вы оцените то, что было, и то, что произошло в первые месяцы этого года?

С. ЛЁВКИН

Если вернуться в памяти к 2017 году, когда программа была утверждена постановлением правительства, когда туда вошло 5175 зданий, когда мы приступили к разработке проектов планировки на каждую территорию, было немного трепетно. Еще 15 лет, а надо построить для переселения 22 миллиона квадратных метров жилья. Это миллион человек, 350 тысяч квартир. Понимая, что все очень сложно, мы подходили к этому сверх-щепетильно. При разработке проектов планировки, я собирал весь город, как координатор программы, у меня сидели все отрасли, представители с доверенностями для голосования, потому что я понимал, что мы должны учесть культуру, детские сады, школы, поликлиники, дороги, парковки, озеленение, парки – это все вместе должно быть. А не просто построить дом для переселения. У нас практически год ушел на разработку документации. Без чего следующий шаг сделать невозможно. Градостроительная деятельность живет спланировано сначала на карте. Дальше у нас появилась, благодаря Сергею Семеновичу, рабочая группа по программе реновации, где мы рассматривали все вопросы: технические задания на жилой дом, технологические задания на инженерные сети, комплексы и схемы обеспечения, и другие вопросы. Мы даже пришли к тому, что проектирование, которое выполнял фонд, как заказчик, разбили на два этапа: мы сначала выдавали техническое задание стандартное по программе реновации и квартирографию, которая нужна в этом доме для переселения других домов.  И не ждали, пока они придут в экспертизу, получат заключение и начнут строить. А если они в пути допустили ошибки? Я решил, что в середине пути мы будем проводить рабочую группу и смотреть архитектурно-планировочное решение конкретного дома, где я вижу каждый этаж, каждую квартиру, площадь, туалет раздельный или совмещенный, кухня в виде пенала шесть метров на три, или три на три метра. На рабочих группах мы каждый дом смотрим. Мы 300 домов построили, все 300 мы посмотрели на рабочих группах. Ни одного нет, чтобы прошел мимо нас. Сформировался пул проектировщиков, которые просто начали жить в этой парадигме.

По сравнению с 2017 годом то же самое сейчас или нет? Конечно, нет. Мы другие уже. Не опасаемся и не переживаем. Команда города большая: Департамент градостроительной политики, Департамент строительства, Департамент городского имущества, Департамент жилищно-коммунального хозяйства – как главные игроки в программе. Ребята, которые были профессиональными, стали супер-профессиональными именно в этом направлении со своими тонкостями, нюансами. Мы понимаем, как работают информационные центры на местах в домах жилых для населения. Мы понимаем, что видят люди и их требования. Сейчас если этаж не нравится, предлагаем другой вариант. Думали никто на верхние этажи не поедет. Нет, кто помоложе, с удовольствием занимает верхние этажи. Вся Москва видна. А люди жили на втором или третьем этаже, видели либо деревья, либо – соседний дом. Больше ничего не видели. Программа набирает обороты. Программа набирает команду высоких профессионалов. Мы ничего не срывали за эти годы. Все планы, которые были по переселению поставлены, мы выполняли. Не исключение и прошлый год. 47 тысяч был план в начале года прошлого поставлен. В финансово-экономическом разрезе мы эти показатели сформировали уже в 2018 году. И около них держимся. Не было так, что было 20 тысяч, а мы только пяти тысяч выполнили. Такого нет. 47 тысяч – прошлый год. В этом году у нас в планах 49 тысяч начать переселение. Не переселить, а предоставить возможность начала переселения. Дом сдан, передан под заселение. Жильцу передается смотровой ордер. Этот момент означает начало переселения. Сегодня у нас уже 12 миллионов квадратных метров подобрано строительных площадок. 4,3 миллиона мы ввели в эксплуатацию. Более девяти миллионов проектируются и строятся.

Для ускорения программы было принято решение, что из программы Комплексного развития территорий, которая сегодня активно развивается, 44 площадки отданы чисто под жилье, 24 площадки сейчас в стадии проработки с комплексом экономической политики и земельно-имущественных отношений, сколько чего там можно разместить. КРТ нам позволит ускорить реализацию программы в 26 районах Москвы. Были этапы, туда относилось некоторое количество домов. Если у нас появляется КРТ, мы с третьего этапа можем передвинуть что-то во второй этап – это 2025-2028 года. А это почти 80 тысяч жителей смогут раньше переехать. Когда раньше, мы пока не скажем, пока не будет планировки территории, плана реализации этого проекта планировки. Еще один аспект программы, который позволяет нам двигаться поступательно, но не замедляясь, а ускоряясь, – это проект «Суперсервис». Это прямая связь с жителем дома, которому предстоит переселяться. Это электронная система, позволяющая удаленно, не выходя из дома, получить уведомление о начале переселения, подать заявление со стороны жильца с просьбой оказать помощь при переезде. При наличии цифровой подписи можно прикрепить все необходимые документы для оформления переезда в ДГИ. В дальнейшем мы планируем сервис развивать и максимально, все, что связано с отношениями жилец – чиновник – город –дом, перевести в электронный вид. Ключи он, конечно, получит вживую, и устранение замечаний, которые он выдал, тоже нужно посмотреть глазами. Никто за него не примет эту работу.

ВЕДУЩИЙ

Сергей Иванович, в продолжение темы реновации. Я очень хорошо помню, и многие, сидящие здесь тоже были тогда, когда Сергей Семенович выступил, рассказал, что будет реновация, как она будет происходить. Потом в прессе появились такие статьи, что реновацию придумали, чтобы Москву заселить. Мы тогда проводили большую пресс-конференцию, вы на ней выступали. Все продвигали идею, что это будет именно так, но время показало, что это совсем не так. А то, что мэр продекларировал, то строительный комплекс и делает, и еще расширяет, и даже интереснее получается. Но у меня такое ощущение возникает, что мы так много уделяем времени реновации, но не забываем ли мы исторический центр Москвы? Понятно, что здесь идет реконструкция, здесь сосредоточены все архитектурные, исторические ценности не просто города, но и страны. Многие работают в центре, туристы приезжают. Но есть и жители, которые здесь живут. Вот они у нас не забыты? Что для жителей ЦАО за последнее время построено?

С. ЛЁВКИН

Очень важный момент. Изначально, когда обновлялась градостроительная политика, мэром было поставлено главной задачей решение транспортных проблем не только путем расширения  магистралей, строительства развязок, эстакад, метро, МЦК и МЦД, но и другими инструментами, которые снизят маятник миграции. Утром – на работу в центр, вечером с работы – на периферию. А для этого надо было правильно срежиссировать строительство рабочих мест в центре, и начинать их максимально распределять по городу в пределах ТТК, за ТТК, желательно, ближе к МКАДу, где у нас спальные районы. Надо общественный транспорт развивать, чтобы он был чистым, комфортным, точным и так далее. Сегодня тенденции развития центра связаны не с новым строительством, а с реконструкцией, реставрацией, приспособлением зданий старинных. Конечно, стройка все равно в центре идет, но она не идет в исторических местах. В основном, когда мы смотрим, что в прошлом году у нас был почти миллион – это гостиницы и социальные объекты. Гостиницы в центре это хорошо. И они нужны разноплановые. Сейчас много туристов. Я иду на работу рано, и группы уже гуляют по Александровскому саду. Строительство идет, но это не строительство грандиозное под миллион квадратных метров. Нет. Это другие объекты, которые реально нужны городу в центре. А то, что еще появляется – это точечные места, как офисные центры. Я говорю про Москва-сити. Да, там продолжается строительство, но только там оно и продолжает, как кластер сосредотачиваться. Там идет развитие. Я сказал про Третьяковку, которая была введена в прошлом году. Дальше идет реконструкция с реставрацией и приспособлением Политеха. Интересный, но, к сожалению, долго реализуемый федеральный проект. Подготовка к вводу идет производственно-художественных мастерских Большого театра. Мы ведем проекты в комплексе зданий Академии Ильи Глазунова на Мясницкой улице. Консерватория им. П.И. Чайковского – третья очередь общежития на Малой Грузинской. И ряд знаковых, в том числе федеральных, объектов на территории Москва-сити. В Хамовниках построена школа «Новый взгляд» для МГИМО. Учебно-административные корпуса РЭУ им. Плеханова и МГТУ им. Баумана. Сегодня Сергей Семенович в прессе анонсировал ввод двух корпусов Бауманки – общежитий для студентов. Это очень известный и важный для развития страны университет.

ВЕДУЩИЙ

Год назад Вы нас приглашали. Мы были в Бауманке, смотрели какие-то этапы строительства. Было интересно. Все остались довольны.

С. ЛЁВКИН

Проблема ЦАО еще в чем? Сейчас в Москве она, практически выравнивается. В центральном округе все плотно, паутина инженерной инфраструктуры под землей. Более того, в центре метро больше, чем на периферии. Это все особые зоны использования территорий, охранные зоны, санитарные зоны и так далее. Очень непростая задача, что-либо реализовать в центральной части города. Кто это делает – настоящий профессионал.

СМИ

Вы упомянули про работу электронных сервисов, можно подробнее об этом? Какие есть электронные сервисы в сфере строительства?

С. ЛЁВКИН

Все государственные услуги, которые осуществляются в градостроительной деятельности, мы регламентировали: когда, в какой срок, в какое окно подается. Какие причины, по которой могут отказать в этой услуге. За какой срок она реализуется. Это все что необходимо. Это был первый этап. Вторым этапом мы перевели их в электронный вид и разместили на одной цифровой платформе. Теперь при минимальном количестве документов, подаешь электронную заявку на получение ГПЗУ. Если раньше на первом этапе надо было прикрепить правоустанавливающие документы на землю, сейчас это не надо, потому что в информационной системе города, мы даем компании место, и мы видим, что эта земля на него оформлена, и мы автоматически это сами осуществляем, как госуслугу. Но мы посчитали, что этого недостаточно.

Мы вышли с инициативой на Сергея Семеновича, а потом – на федеральный уровень. У нас есть мероприятия, которые связаны не с государственной функцией, а с взаимодействием с другими структурами, которые не являются государственными, такими как ресурсноснабжающими организациями. МОЭСК, МОЭК, Водоканал, и т.д. У строителей, проектировщиков и заказчиков с ними еще больше взаимодействия, чем по госуслугам. А там было у каждого свое государство в большом государстве, со своими правилами, законами, нормативными актами, приказами и так далее. Бедный крестьянин ходит кругами ада. Он приходил, а ему отказали. Пришел по-новому, а ему говорят идти в тот кабинет, а там окошко закрыто, сотрудник в отпуск ушел, вот тогда и приходи. Получив одобрение Мэра и федерального правительства, мы выпустили постановление 955 Правительства Российской Федерации и провели эксперимент в Москве. К Москве быстро присоединилась Московская область и Санкт-Петербург, потому что понимали, что это очень интересно. За два года мы всех, кого я называл, и еще Мосгаз и Мособлгаз, разложили по полочкам, регламентировали шесть услуг и перевели в электронный вид. Две стороны -  застройщик и ресурсноснабжающая организация – стали в правила, в которых все видно. Подали заявку на выдачу техусловий, что в ней должно быть (два документа), какой срок получения техусловий (25 дней). Нарушил – иди сюда. И так по шести услугам: договор техприсоединения, выполнение техусловий (справка), справка о выполнении техприсоединения, и так далее. Когда все становится прозрачным и регламентированным, отпадает  рутинная ненужная часть работы. Мы пошли дальше. Мы увидели, что эта повестка сегодняшнего дня, мы близимся к завершению, что при разработке проектной документации по любым объектам, требуется согласование разделов этой документации с теми же ресурсноснабжающими организациями.  А там – то же самое, что я говорил пять минут назад. Мы договорились, не меняя федеральный государственный норматив, что мы заключим соглашение между Правительством Москвы и ресурсниками об определенных правилах, регламентах, сроках и так далее. Мы эту работу заканчиваем. Я уже последнее совещание проводил, со всеми все обсудили.

Сейчас выходим на формирование соглашений и подписание. Там тоже будет все прозрачно. Исполнитель, проектировщик, заказчик подает документацию в Водоканал на согласование. Согласование происходит только в трех пунктах, условно. Срок согласования – две недели рабочих. После этого отказ с причиной, либо согласование. Сейчас это пока будет на платформе Мос.ру, потом мы перейдем на единую цифровую платформу, когда это будет летать, как по нейросети. Но это следующий шаг. В проектировании большинства объектов мы используем Технологии Информационного Моделирования. Ключевая проблема во внедрении информационного моделирования – это отсутствие полноценного российского софта у программного продукта. Софт есть, но он не от начала и до конца. Это ключевой вопрос, который вместе с внедрением, проходит его развитие, и разработчики софта его тоже совершенствуют и вырабатывают конечные продукты. Я уверен. Что через какое-то время мы справимся с этим и не будем зависеть от иностранного софта. Кстати, мы и задачу такую поставили, что мы не будем работать на иностранных софтах, которые «раз» и отключил. Сейчас регламентировали, перевели в электронный вид услуги.

Дальше надо двигаться в сторону предоставления комплексных услуг, когда по одной заявке тебе оказывают три, четыре услуги. Подал заявление на разрешение на ввод, тебе помимо этого еще ставится на кадастровый учет объект. Это называется «комплексная услуга». Мы в этом направлении двигаемся. Второе направление – это «проактивная услуга», когда мы видим, в какой стадии находится объект, стройка. Мы не ждем заявление от заявителя. Мы за него уже оказываем ему услугу. Компания получила ЗОС (заключение о соответствии). В системе уже висит, что получен ЗОС. За него уже подается заявление на ввод. Он ничего не делает – это называется «проактивная услуга».

Третье направление – когда мы максимально сокращаем сроки предоставления услуг, в том числе и государственных, при этом услуга осуществляется самостоятельно в момент «Х», когда не требуется никаких заявлений от застройщика или от подрядной и генподрядной организации. Сейчас в таком ключе уже работает услуга выдачи ордера на производство земляных работ. Уже сейчас. 14 дней мы сократили до одного дня. Они не подают заявление, они просто уведомляют, что приступили к производству работ, и услуга оказывается автоматически. Вот это направление мы развиваем. Последнее по поводу цифровизации, и всего, что связано с облегчением жизни застройщиков — это использование искусственного интеллекта. Мы только в начале пути. Мы сегодня уже сделали программный продукт, который КПЗУ раскладывает по кусочкам. Раньше человек должен был его структурировать в той или иной части, как нам нужно. Сегодня загружается КПЗУ в обычной стандартной форме, в которой его требуют федералы, и искусственный интеллект расскладывает его в любом виде: сверху, снизу, сбоку, как нам надо, какие мы параметры зададим, что мы хотим получить. Первую часть мы попробовали, у нас получилось. Мы дальше двигаемся по этому направлению. Есть идея создать центр компетенций искусственного интеллекта. Есть задумки, есть идея. Мы понимаем задачи, цели, но надо немного поработать еще, чтобы выйти, Сергею Семеновичу доложить, и получить поддержку. Именно Центр искусственного интеллекта градостроительной деятельности.

СМИ

Сергей Иванович, уточнение по поводу искусственного интеллекта. Какое практическое приложение продукт по раскладке КПЗУ имеет? Для чего он? Как это можно объяснить? И когда он будет уже широко применяться?

С. ЛЁВКИН

Сформировалась градостроительная политика, проектная документация, планы реализации, КПЗУ, ПЗЗ. А моя задача с моим коллективом — реализация этой градостроительной политики. Что, кем, когда, за что должно быть построено? Правильно, связано. Если жилье, значит должна быть социальная инфраструктура. Мне нужно максимально много аналитического материала, чтобы понимать, это происходит так или не так. КПЗУ был первый эксперимент, чтобы понять, мы можем это сделать? Как всегда, начинаем с маленького. Эта аналитика мне очень важна. Сейчас приведу пример, диаметрально противоположный по объему. Мы сегодня занимаемся мониторингом реализации градостроительных решений на 164 миллионах квадратных метров. Это более четырех тысяч объектов. Они в разных стадиях: одни построены, другие проектируются, третьи строятся, на четвертых разрабатывается какая-то документация. Коллективом даже в 400 человек мы в состоянии это все в онлайн-режиме сделать? Нет. Вот эта аналитика, которая будет укладывать, раскладывать в нужном формате, в нужное время, с нужными точками (нарушено/не нарушено; находимся в графике/не находимся), очень нужна. Без нее не получится. И взаимодействие города и бизнеса нужно постоянно держать во внимании. Для этого и нужен искусственный интеллект, который помогает. Количество объектов увеличивается. Мы вводили три миллиона, потом пять миллионов, в прошлом году семь миллионов жилья. Мы же не можем постоянно расширять штат. Нет. Мы за счет робота с искусственными мозгами, можем не увеличивать штат.

СМИ

А этот продукт уже начал применяться сейчас?

С. ЛЁВКИН

Да. КПЗУ мы уже раскладываем по полочкам у себя.

СМИ

Можно подробнее по поводу долгостроев? Статистику мы видим. С начала года по 9 адресам решены вопросы. В целом, что это за объекты? Это объекты недостроенные, пустые, брошенные площадки? Когда Вы решаете эти проблемы с помощью оперативной группы, Вы ищете новых инвесторов всегда? Или это частично за счет бюджета? Это обязательно достройка объекта, или это может быть снос и освобождение площадки для последующего выставления на торги?

С. ЛЕВКИН

На федеральном уровне какое-то время назад озадачились тем, что очень много брошенных объектов в разной стадии. Счетная Палата сделала доклад большой, что столько-то объектов, стране надо что-то с этим делать. Недострой — это деньги замороженные, которые не превратились в объект, в том числе объект налогообложения. Эти деньги надо либо списать, либо превратить в объект имущества, который будет работать и приносить пользу. Москва уже давно этим занималась. Была создана оперативная группа, в которую были внесены объекты с определенными критериями, почему они туда попадают. Туда попал весь пул объектов: бюджетные московские, федеральные. Все в одну копилку. Мы этим занимались: 71 объект мы сняли с контроля, потому что они были достроены из 877, либо начато строительство. Одновременно с этим появилось постановление Правительства Российской Федерации, где появилось такое понятие НОКС (незавершенный объект капитального строительства). Это только бюджет и федеральный, и региональный. По этому постановлению было поручено субъектам сформировать у себя комиссии по рассмотрению и включению в реестр таких объектов для последующего наблюдения и каких-то действий с ними. Сейчас у нас есть долгострой — это все, что связано с внебюджетом, и есть комиссия по НОКСу. Она уже работает. Что касается внебюджета: мы никогда не принимаем решение, чтобы бюджетными деньгами достроить. Если это начальная стадия, то мы его сносим и дальше используем этот земельный участок под какие-то цели. Либо мы ищем, кто возьмет и достроит. Либо тот, кто застрял, он живой, и причины там земельно-правовые, какие-то еще, то мы помогаем двигаться вперед. Часть объектов такие есть, которые ушли из долгостроя. Но бюджетных средств на строительство мы ни разу не выделяли. Сложнее всего с федеральными объектами, поскольку там грандиозные федеральные больницы, на Каширке, например. Что касается НОКСов, есть критерии, установленные на федеральном уровне. Мы с заказчиками разрабатываем план мероприятий по дальнейшим действиям с этим объектом. Есть вариант, что они получают деньги, пройдя комиссию Мэра, на дострой. В данном случае, мы не прекращаем контроль за объектом после получения разрешения на строительство. Мы ведем его до получения разрешения на ввод, в отличие от долгостроя.

СМИ

206 объектов в работе оперативной группы. Какая динамика? Объектов новых меньше появляется, чем Вы решаете? 

С. ЛЁВКИН

Меньше. Новых появляется меньше, чем тех, которые исключаются из перечня долгостроя. Это точно.

СМИ

В Москве в этом году в 25 раз пройдет конкурс «Лучший реализованный проект в сфере строительства». Расскажите, пожалуйста, есть ли уже те, кто хочет побороться за звание победителя?

С. ЛЁВКИН

Конечно есть. Не видел пока официальной заявки, там есть регламент и формы. Но работа недавно началась. Активная фаза у нас обычно май. Сейчас все готовят материалы, а после майских праздников начинают заявляться. В среднем, это 100 заявок в год. От года к году интерес к конкурсу растет. Мэр лично уделяет конкурсу большое внимание. В последнее время все, что касается архитектуры проектов, даже не самых крупных, Сергей Семенович сам смотрит на своем совете с Главным архитектором, с коллегами. Бизнес тоже понимает: что-то банальное строить в Москве — это прошлый век. Москва живет уже чем-то оригинальным и уникальным. Уверен, что количество участников будет не меньше, хотя конкурс не приносит никаких преференций с точки зрения наград, денежных призов. Это просто внимание, и на уровне города представление компании, которая в своем сегменте реализует лучшее, что было построено в Москве.

СМИ

Возвращаясь к вопросам Реновации. Девять миллионов квадратных метров строится и проектируется. Объемы ввода до конца программы колоссальны. Мэр говорил о том, что нужно программу ускорять. За счет чего? Какими ресурсами? На какие темпы нужно ежегодно выйти, чтобы программу в установленные сроки закончить?

С. ЛЁВКИН

То, что мы построили за последние годы, до 2024 года, мы в ближайшие годы сделаем в два раза больше. В этом году мы планируем более 1,5 миллионов. На следующий год мы опять прирастем в объемах. В наших расчетах, наших задачах, нашей программе, мы видим что 2024, 2025, 2026 года от предыдущего периода будут умноженные на два. Это не значит, что мы раньше плохо работали. Просто на входе в программу у нас не было ни проектов планировок, ни стартовых площадок, ни требований, которые уложены в два постановления, ни пулов проектировщиков, которые привыкли работать в определенных условиях. Сейчас мы разработали все методики и набрали темп, о котором я сейчас говорю. Через год мы должны выйти на два миллиона в год.