Информационный Центр Правительства Москвы
25 мая 2024, суббота, 15:17
Жизнь в городе

Старинные печи и расписные стены: В Таганском районе отреставрируют главный дом усадьбы Хрящева — Шелапутиных

Старинные печи и расписные стены: В Таганском районе отреставрируют главный дом усадьбы Хрящева — Шелапутиных
фото: mos.ru/dkn

Главный дом усадьбы Хрящева — Шелапутиных отреставрируют. Историческая часть здания датируется концом XVIII — началом XIX века. Дом расположен по адресу: Андроньевская площадь, дом 6, строение 1. Ему присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения. Департамент культурного наследия города Москвы согласовал проект реставрации этого памятника архитектуры. После завершения реставрационных работ в здании планируется разместить администрацию Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Об этом сообщили в пресс-службе Мосгорнаследия.

«Главный дом городской усадьбы Хрящева — Шелапутиных требует масштабных реставрационных работ. Сейчас он находится в неудовлетворительном состоянии. Мы согласовали проект реставрации, в котором представлены все необходимые решения для сохранения исторического облика памятника. В том числе специалисты восстановят утраченные элементы декора и создадут специальные экспозиционные зондажи для демонстрации горожанам и гостям столицы кирпичной и белокаменной кладки. Благодаря этому любой желающий сможет увидеть, как выглядели стены дома в разные исторические периоды. После окончания работ это здание сможет стать еще одной городской точкой притяжения», — отметил глава столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

Главный дом усадьбы Хрящева — Шелапутиных — это пятиэтажное здание с цокольным этажом. За более чем двухсотлетнюю историю его архитектурный облик менялся несколько раз. Изначально каменный дом из двух этажей построили в 1790-х годах в стиле классицизма. В 1850–1860-х был надстроен третий этаж, для фасадов сделали новую отделку в стиле эклектики. В таком виде здание сохранялось до конца 1930-х годов. В 1940-м дом надстроили еще двумя этажами, со стороны главного фасада появился новый вход с бетонной лестницей. В это же время был полностью сбит лепной декор второй половины XIX века. Главный и боковые фасады гладко оштукатурили и выкрасили в охристо-желтый цвет. Под штукатурным слоем оказались архитектурные элементы оформления внешних стен конца XVIII–XIX веков. В результате советской перестройки был искажен исторический облик здания.

Однако некоторые архитектурные черты прошлых исторических периодов сохранились до наших дней. Больше всего таких элементов относится ко второй половине XIX века. Например, ажурный чугунный балкон, оконные проемы и многое другое. Согласно утвержденному проекту реставрации, дому планируют вернуть исторический облик именно второй половины XIX века. При этом все надстройки, появившиеся позже, будут сохранены.

Планируется восстановить кирпичную кладку фасадных стен и белокаменного цоколя. Также специалисты воссоздадут на центральном фасаде утраченный декор в стиле эклектики. Стенах вновь появятся пилястры, а над окнами второго этажа — сандрики (полочки над наличниками). Для воссоздания эклектичного декора будут использовать архивные фотографии 1938 года.

На главном, боковом и дворовом фасадах планируется открыть для демонстрации фрагменты белокаменной и кирпичной кладки XVIII–XIX веков. В процессе реставрации изменят расположение главного входа в здание. Его сделают со стороны двора. Существующий вход со стороны главного фасада частично заложат и превратят в оконный проем. По аналогам второй половины XIX века будут установлены новые слуховые окна. Реставраторы воссоздадут утраченные части кирпичных труб и дымники. Кроме того, они приведут в порядок чугунный балкон.

Внутри дома восстановят историческую планировку помещений. Комнаты будут располагаться по анфиладному принципу (ряд соединенных друг с другом помещений, расположенных по прямой линии). Такая планировка в доме существовала на протяжении 150 лет — с 1790-х до конца 1930-х годов. Для воссоздания анфилады раскроют дверные проемы в комнатах, которые заложили в советский период.

Во всех помещениях демонтируют деревянные перегородки, а также другие элементы (проемы, ниши), появившиеся здесь в 1940-е годы, когда в доме располагались коммунальные квартиры.

В интерьеры комнат вернут ранее демонтированные печи. Облик помещений воссоздадут по фотографиям, сделанным в 1914–1915 годах. Также планируется вернуть исторические размеры дверным проемам и восстановить орнаменты на дверях. В комнатах положат паркетные полы. Рисунок паркета специалисты воспроизведут по сохранившимся фрагментам старого напольного покрытия.

Во время реставрации особое внимание уделят раскрытию декоративной росписи на стенах. При исследовании дома реставраторы обнаружили на стенах первых трех этажей трафаретные росписи. Растительные орнаменты более 60 лет были скрыты под слоем бумажных обоев. Всего было выявлено 11 видов трафаретных узоров.

В боковой части здания предлагается восстановить чугунную лестницу 1880-х годов, утраченную в начале прошлого века.

Известно, что первым собственником участка на Андроньевской площади был Иван Хрящев, крестьянин из подмосковного села Дединово, впоследствии ставший купцом первой гильдии. Он приобрел землю и деревянный дом в середине XVIII века. После его смерти владение перешло к сыну — Петру Хрящеву. Новый хозяин скупил несколько соседних участков и начинал строительство усадьбы в распространенном тогда стиле классицизма. Имя автора архитектурного проекта неизвестно. Как выглядел дом Петра Хрящева, можно увидеть на рисунке, сохранившемся в одном из альбомов архитектора Матвея Казакова. В конце 1790-х годов особняк представлял собой двухэтажное здание на высоком цоколе из белого камня. Вход в дом украшал портик (крытая галерея) с четырьмя колоннами, увенчанный треугольным фронтоном. Над крышей возвышалась центральная ротонда — бельведер. Это была своеобразная смотровая площадка. Отсюда открывался живописный вид на Москву и окрестности. Перед домом был устроен въездной пандус, украшенный скульптурами или вазонами.

В начале XIX века купеческая династия Хрящевых оказалась на грани разорения. Усадьбу продали с аукциона московскому купцу первой гильдии Филиппу Шелапутину. Во время пожара 1812 года огонь охватил дом. Внутри особняка выгорели все деревянные конструкции, остались лишь каменные стены. Более 20 лет обгоревший дом не удавалось полностью восстановить. Его привели в порядок лишь к концу 1830-х годов. Об этом свидетельствует литография, сделанная в то время.

В середине XIX века Шелапутины продали усадьбу. И на протяжении нескольких десятилетий она переходила от владельца к владельцу.

В 1920-е годы бывший усадебный дом стал жилым и принадлежал жилищно-арендному кооперативному товариществу (ЖАКТ) при заводе «Серп и Молот». Согласно постановлению Моссовета и в соответствии с техническими требованиями, в доме провели канализацию и водопровод.

В здании долгие годы были коммунальные квартиры, часть помещений занимали различные учреждения. В 1985 году главный дом передали Центральному музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, однако отселение жильцов происходило медленно. Коммуналки полностью расселили только в начале 2000-х годов.

Последние обновления: