Сталинские высотки и тоннели под Красной площадью. Канонические проекты столичных архитекторов на новой выставке Музея Москвы
В 2022 году российская столица отпразднует свое 875-летие — внушительная дата и, вместе с тем, очередной юбилей. За годы своего существования ныне цветущая и хорошеющая Москва прошла по тысяче ступеней своего «взросления», бессчетное множество раз подвергалась разрушениям, но всегда возрождала свой неповторимый, величественный облик. А каким наш город только не представляли проектировщики: парящим над землей, утопически индустриальным, но всегда — комфортным и доступным. Части их задумок удалость сбыться, другие идеи остались лишь линиями на сохраненной по сей день кальке. Посмотреть воочию на эти чертежи, эскизы, карты, а также посидеть в кресле архитектора можно на выставке «Москва: Проектирование будущего», которая открылась в Музее Москвы 17 декабря.
При входе в зал с экспозицией гостей встречает панорамный экран-трансформер. Его сегменты выдвигаются и возвращаются в исходную плоскость во время показа инсталляции, посвященной разным периодам жизни Белокаменной. Прогуливаясь по пространству выставки, можно остановиться у одного из экранов, на которых транслируются документальные фильмы о развитии мегаполиса.

«Выставка предлагает небанальную оптику истории города, ожидаемый хронологический нарратив заменен историей "сущностей": историей Земли, историей Дорог, историей Воды и Зелени, историей Города как центра религиозной и светской жизни. Проект фокусируется на фигурах не столько знаковых, сколько значимых; посетители не встретят многих иконических персонажей отечественной архитектуры, но узнают о малоизвестных творцах, реально повлиявших на развитие Москвы», — так концепцию выставки объяснил куратор Дмитрий Ликин.
По его словам, эта экспозиция о том, «как сложилась знакомая нам ткань города, как она могла бы измениться, если бы реализовались головокружительные фантазии градостроителей, чьими руками она меняется прямо сейчас, и как мы, горожане, можем в этом участвовать. Составные части выставки формируют объемную картину проектирования будущего».
Утопическая столица — несбывшаяся Москва
Нереализовавшимся фантазиям архитекторов на выставке уделили особое внимание. На чертежах и набросках показана Москва, какой ей стать было не суждено. В частности, речь идет о мечтах конструктивистов и сталинском Генплане. История генеральных планов развития столицы представлена при помощи мультимедийной инсталляции, которая в доступной форме доносит основные концепции, лежавшие в основе сложных градостроительных документов. Эти смелые идеи преобразования города нередко имели с реальностью мало общего. Например, одно время в планах было сделать автомобильный тоннель под Красной площадью и создать так называемый «Летающий город» Георгия Крутикова. На выставке можно увидеть серию открыток «Москва будущего» 1914 года, фотографии Бориса Томбака, Александра Капустянского, Эммануила Евзерихина и других известных художников и корреспондентов, а также книги из собрания краеведа и историка Петра Васильевича Сытина.

Звезды градостроения
Продвигаясь по залу, попадаешь в коридор внушительных размеров, поделенный на зоны, каждая из которых принадлежит работам того или иного архитектора, навсегда оставившего памятную насечку на облике столицы. Среди них оказались Владимир Семёнов и Сергей Чернышёв, разработавшие Генеральный план Москвы 1935 года, Дмитрий Чечулин, привнесший идею знаменитых высоток. Организаторы не упустили из виду Александра Власова, благодаря которому в Москве появился стадион «Лужники», Иосифа Ловейко, чье творчество ознаменовало начало массового жилищного строительства, Михаила Посохина, руководившего разработкой «оттепельного» Генплана 1971 года, Александра Кузьмина, возглавившего авторский коллектив двух постсоветских планов 1999 и 2010 годов и ставшего автором более 70 крупных проектов, в числе которых реставрация Старого Гостиного двора, восстановление Манежа, строительство «Москвы-Сити».
Кабинет советского проектировщика
В дальней части музейного пространства располагается локация, воссоздающая быт проектировщика из СССР. Шкаф-стенка, столы, кресла и напольные лампы в стиле ар-деко, а также кульман с закрепленными на нем чертежными кальками, заняли свои места в импровизированном кабинете градостроителя.

«Эта зона — кабинет архитектора 60-х-80-х годов. Мы возвращаем человека в то время, когда проектирование осуществлялось не на компьютере, а на бумаге — гость оказывается в «додиджитальной» реальности. Проектирование раньше осуществлялось без компьютеров. Кульман, циркуль, карандаш — то, что использовалось специалистами для создания чертежей. Они наносились на кальку от руки, требовалось делать отмывки — все это было крайне тяжелой, кропотливой работой. Сегодня мы одержимы BIM-системами, когда в одной 3D-модели соединяются все городские системы, инженерная инфраструктура и архитектура, однако раньше подобные технологии были немыслимы. В этой локации гости будут проводить мероприятия и просто отдыхать: можно сесть и посмотреть на книги, которые издал Институт Генплана, узнать, как велось проектирование в прошлом, и сыграть в игру на мультимедийных экранах — попробовать построить собственный город. Кстати, на следующей неделе Москомархитектура проводит здесь конференцию», — пояснила директор Музея Москвы Анна Трапкова.
Взгляд главного архитектора Москвы
Сотрудники культурного учреждения рассказали, что для создания экспозиции было задействовано более 200 объектов — архивные снимки, негативы, литографии, гравюры и открытки XIX-XX веков, а также карты и планы застройки Москвы с XVII века до 1960-х годов. Вместе они составляют карту метаморфоз, оставивших вечную печать на истории развития и становления столицы.

Размышляя об изменениях, которые претерпела Москва за годы своего существования, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов пришел к выводу, что облики нашей столицы в разные времена являются по-своему современными и актуальными — упустить хоть один из этих этапов было бы ошибкой:
«Если говорить об архитектуре, то я не верю ни в какой «большой стиль», которому мы должны следовать, — говорит главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Москва — город очень эклектичный. С точки зрения истории каждый стиль современен, будь то белокаменные храмы или сталинский ампир. Каждый слой создавался лучшими представителями своего времени, и зачастую это были иностранные зодчие. Сегодня мы также не должны уклоняться от интернациональной повестки, от глобализации. Не надо бояться приглашать зарубежных архитекторов и проводить международные конкурсы, находиться в поиске новых форм и способов выражения. Сама идея выбрать один стиль и законсервировать в нем Москву является большой ошибкой. Модерн, авангард, классицизм, барокко — все они были релевантны своему времени. Важно чувствовать развитие, преемственность. Мы работаем в городе, который до нас строился очень долго, и после нас будет строиться очень долго. И наша задача — свою часть сделать максимально качественно. Тогда город будущего будет также прекрасен, как Москва, которую мы получили в наследство».
Выставка «Москва: Проектирование будущего» находится в Музее Москвы по адресу: Зубовский бульвар, 2. Экспозиция доступна для всех желающих с 11:00 до 21:00 каждый день кроме понедельника по 14 мая 2022 года.
Aвтор: Полuнa Улucкuнa
- Премьерные показы детских видеоработ проекта «Объектив Победы» прошли в Музее Победы
- Электробусы вышли на два новых маршрута на востоке столицы
- Город выделил участок для постройки инновационного предприятия на востоке столицы
- Выставка «Ватерлоо. Последняя битва» начинает работу в Музее-панораме «Бородинская битва»
- Выставка ко Дню архитектора открылась в Библиотеке архитекторов и урбанистов