Информационный Центр Правительства Москвы
18 апреля 2024, четверг, 06:21
Публикации

Комиссия по экономической и социальной политике городской Думы рекомендовала принять проект бюджета Москвы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов в первом чтении

Комиссия по экономической и социальной политике городской Думы рекомендовала принять проект бюджета Москвы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов в первом чтении

Комиссия по экономической и социальной политике городской Думы рекомендовала принять проект бюджета Москвы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов в первом чтении Об этом сообщила пресс-служба Департамента финансов города Москвы.

Обсуждение законопроекта продолжалось около 5 часов. От депутатов поступило порядка 70 вопросов представителям органов исполнительной власти города.

На заседании Комиссии по экономической и социальной политике Московской городской Думы министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов Елена Зяббарова представила законопроект о бюджете города Москвы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.

Основные показатели проекта бюджета города Москвы сформированы с учетом базового варианта прогноза социально-экономического развития Москвы на 2022-2024 годы, который предусматривает восстановление экономики в текущем году и устойчивые темпы экономического роста в следующие три года. Рост валового регионального продукта в 2022-2024 годах прогнозируется на уровне 3% ежегодно.

Елена Зяббарова отметила, что в текущем году ожидаемый рост доходов бюджета Москвы по сравнению с уровнем сложного 2020 года составит 20%. Высокие темпы роста доходов бюджета обусловлены активным восстановлением городской экономики, которому способствовали своевременно реализованные московские и федеральные меры адресной поддержки наиболее пострадавших от пандемии отраслей.

В 2020 году городские меры поддержки общим объемом около 90 млрд рублей получили 50 тысяч организаций в 13 отраслях экономики, а с учетом федеральных мер общая стоимость поддержки за счет средств бюджета Москвы составила 109 млрд рублей.

В 2021 году Правительством Москвы инициированы дополнительные меры поддержки на сумму более 10 млрд рублей, включающие продолжение программы льготных стабилизационных кредитов для организаций и индивидуальных предпринимателей, а также субсидии на мероприятия по профилактике коронавирусной инфекции.

«Еще одно важнейшее обстоятельство, позволившее бюджету преодолеть последствия пандемии – это высокая диверсификация московской экономики. В бюджете столицы нет бюджетообразующих отраслей, а самые крупные отрасли: финансово-кредитная отрасль, торговля составляют 16% в общем объеме поступлений в городскую казну. Доля доходов нефтегазовых компаний – менее 5%, а в 2011 году вклад нефтегазовых компаний в доходную часть бюджета составлял 17 процентов.

Поступления от малого и среднего бизнеса, напротив, ежегодно возрастают и в текущем году составят почти 24%. Это лучший показатель за все годы.

В настоящее время высокий восстановительный рост доходов бюджета практически завершен. В предстоящие три года ежегодное увеличение доходной части будет происходить более умеренными темпами: 5,2% в 2022 году и по 5,6% в 2023 и 2024 годах», - отметила руководитель Департамента финансов Москвы.

Основными доходными источниками бюджета Москвы выступают налог на доходы физических лиц, налог на прибыл организаций и поступления по упрощенной системе налогообложения.

Поступления налога на доходы физических лиц прогнозируются в 2022 году в объеме 1 трлн 465 млрд рублей. Доля налога на доходы физических лиц в структуре доходов бюджета около 45%. НДФЛ является наиболее стабильным и надежным источником городского бюджета. Многолетняя политика по стимулированию занятости высокотехнологичных инновационных компаний обеспечила устойчивость московского рынка труда и создала условия для его быстрой адаптации к меняющейся ситуации.

Поступления по налогу на прибыль организаций в 2022 году прогнозируются в объеме 1 трлн 55 млрд рублей. Доля налога на прибыль в структуре доходов городской казны – 32%. Основные объемы налога на прибыль в бюджет города Москвы поступают от организаций, так называемого, стабильного сектора экономики, в который включаются все отрасли городской экономики, за исключением финансовой и нефтегазовой. Несмотря на пандемию, в 2020 году поступления от стабильного сектора сохранились на уровне 2019 года. Устойчивость данного сектора позволяет прогнозировать в следующие три года сохранение высокого темпа роста поступлений налога на прибыль – в среднем около 5% в год.

Ежегодно возрастает значимость специальных налоговых режимов для городского бюджета. В текущем году упрощенная система налогообложения выйдет на третье место по объему поступлений в городской бюджет после НДФЛ и налога на прибыль. В 2022 году объем поступлений по данному источнику прогнозируется на уровне 183 млрд рублей и достигнет доли в 5,6 процентов.

Елена Зяббарова подчеркнула, что в предстоящем трехлетнем периоде соблюдена преемственность бюджетной политики: «Бюджет является программным, социальным и инвестиционным. Сохраняются главные приоритеты бюджетных расходов – это социальная направленность, безусловное выполнение всех обязательств города и развитие городской инфраструктуры.

Расходы на социальную поддержку, здравоохранение, образование, культуру, спорт и другие социальные мероприятия составят более 53% от общего объема расходов городского бюджета, или свыше 1,9 трлн рублей. А с учетом средств обязательного медицинского страхования, общий объем финансирования социальных расходов – порядка 2,3 трлн рублей. Темп роста социальных расходов в 2022 году составят 8,4% к уровню 2021 года», - рассказала Елена Зяббарова.

В 2022 году увеличивается финансирование государственных программ развития здравоохранения на 7,0%, а с учетом средств ОМС на 8,6%, социальной поддержки жителей - на 5,5%, образования - на 8,1%, культурно-туристической среды и сохранения культурного наследия - на 10,0%, спорта - на 17,0% по сравнению с показателями 2021 года.

Расходы бюджета города Москвы на 2022 год запланированы в объеме 3,6 трлн рублей, на 2023 год – 3,7 трлн рублей, на 2024 год – 3,9 трлн рублей.

В бюджете города предусмотрены средства на увеличение оплаты труда работников бюджетной сферы – педагогических, медицинских, социальных работников, персоналу учреждений культуры, научных сотрудников и работников иных категорий. Будет продолжено осуществление всех установленных выплат и надбавок.

Предусмотрены средства на индексацию с 1 января 2022 года размеров социальных выплат семьям с детьми, гражданам старшего поколения и инвалидам на 4,8%. В полном объеме сохраняется система мер социальной поддержки в натуральной форме. В целом, мерами социальной поддержки за счет средств городского бюджета охвачено 4,5 млн москвичей.

В проекте бюджета обеспечивается необходимый для столичного мегаполиса баланс средств, направляемых на функционирование и развитие социально-экономического комплекса города.

Значительные ассигнования предусмотрены на проведение ремонтов, оснащение оборудованием социальных учреждений в целях повышения комфортности условий, качества и доступности образовательных, медицинский, культурных и других услуг в соответствии с новыми повышенными стандартами обслуживания граждан.

На реализацию Адресной инвестиционной программы, то есть на инвестиции в развитие транспорта, строительство объектов социального назначения в 2022 году планируется направить 727 млрд рублей, их них инвестиции в социальную сферу в 2022 году составят 150 млрд рублей - на продолжение программы масштабного развития инфраструктуры здравоохранения, образования, культуры и спорта.

В обсуждении проекта бюджета приняла участие Председатель Комиссии по экономике, бюджету и перспективному развитию города Общественной палаты города Москвы Надежда Косарева. Она отметила, что Общественной палатой города Москвы проведена независимая общественная экспертиза проекта закона о бюджете. Были рассмотрены проект закона «О бюджете города Москвы на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов» и проект заключения на законопроект, подготовленный по просьбе Общественной палаты Москвы Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации. «Было принято решение одобрить представленный проект закона, как соответствующий требованиям Бюджетного кодекса РФ, законодательству города Москвы и национальным целям развития на период до 2030 года. В проекте бюджета города обеспечивается выполнение в полном объёме публичных нормативных обязательств Москвы. Бюджет сохраняет социальный и стимулирующий характер в условиях высокого уровня экономической неопределенности, связанной с последствиями пандемии», - подчеркнула Надежда Косарева.

Председатель Контрольно-счетной палаты города Москвы Виктор Двуреченских отметил, что палата также провела экспертизу законопроекта. «Законопроект и представленные одновременно с ним материалы соответствуют требованиям Бюджетного кодекса РФ, закона о бюджетном устройстве по составу, содержанию и представлению. В законопроекте учтена необходимость решения задач, поставленных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, соответствующих Указах Президента Российской Федерации», - подытожил руководитель КСП города Москвы.

В заключении палаты отмечается, что законопроект соответствует установленным Бюджетным кодексом принципам сбалансированности бюджета и общего совокупного покрытия расходов бюджета. Доходная часть бюджета сформирована с учётом требований, предусмотренных налоговым и бюджетным законодательством. Расходная часть сформирована в соответствии с законодательно обусловленными расходными обязательствами. Проект бюджета сформирован в программном формате, обеспечен необходимыми ресурсами для реализации 13 государственных программ.

«Палата считает основные показатели законопроекта обоснованными, подтверждает их актуальность и достоверность и предлагает принять законопроект в первом чтении», - резюмировал Виктор Двуреченских.

Об отсутствии замечаний к проекту закона о бюджете Москвы на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов заявили также представители Прокуратуры города Москвы и правового управления аппарата Московской городской Думы.

Обсуждение проекта на заседании профильной комиссии Московской городской Думы продолжалась около 5 часов. Депутаты задали редактору законопроекта – руководителю Департамента финансов Москвы Елене Зяббаровой – и представителям органов исполнительной власти города порядка 70 вопросов. Парламентарии затронули широкий круг вопросов, связанных с повышением качества жизни москвичей, развитием социальной инфраструктуры и обеспечением устойчивого экономического роста городской экономики.

В завершении заседания Председатель комиссии по экономической и социальной политике Людмила Гусева обратила внимание, что «представленный законопроект позволяет реализовать основные цели бюджетной политики на 2022 - 2024 годы: обеспечение устойчивости и стабильности бюджетной системы города Москвы, безусловное выполнение действующих и принимаемых обязательств, усиление социальной направленности бюджета города Москвы, сохранение достаточного для развития города объема бюджетных инвестиций и ряд других целей.

На основании изложенного и по результатам предварительного рассмотрения законопроекта на заседаниях комиссий Московской городской Думы комиссия по экономической и социальной политике считает, что внесенный законопроект может быть рекомендован для принятия в первом чтении».

Члены комиссии приняли решение одобрить представленный проект бюджета города Москвы на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов и рассмотреть законопроект в первом чтении.

 

Последние обновления: