Информационный Центр Правительства Москвы
24 апреля 2024, среда, 15:52
Пресс-конференции

Пресс-тур ВДНХ «О реставрационных работах в павильоне №51 «Мясная промышленность»

В понедельник, 13 марта, состоялся пресс-тур Выставки достижений народного хозяйства на тему: «О реставрационных работах в павильоне №51 «Мясная промышленность». В программу мероприятия вошло посещение павильона №51, а также павильона №64 «Оптика», где производится реставрация бетонных скульптур быков с фасада павильона №51

Пресс-тур ВДНХ «О реставрационных работах в павильоне №51 «Мясная промышленность»
фото: vdnh.ru
Важное:

ВДНХ: Скульптуры быков выполнят в исходных габаритах при реставрации павильона № 51

Пять поросят и панно из керамики: Архитектор рассказал, что восстановят в павильоне № 51 на ВДНХ

П. НЕФЕДОВ:

П. Нефедов, куратор Музея ВДНХ.

ВЕДУЩАЯ:

Расскажите нам об основных этапах истории самого павильона.

П. НЕФЕДОВ:

Павильон изначально назывался «Главмясо». Сейчас он носит название «Мясная промышленность». Это тоже историческое название. Павильон был создан в 1954 году и был посвящен достижениям Министерства мясной и молочной промышленности. Это было курирующее ведомство, которое строило этот павильон  и потом обеспечивало здесь показ продукции. Хотя, надо сказать, что еще в 1939 г., когда Выставка еще только создавалась, примерно на этом месте был другой павильон, он тоже назывался «Главмясо», но он был гораздо скромнее, и когда проходила реконструкция выставки после Войны, то старый павильон был снесен, потому что расширялся павильон «Космос», тогдашний «Механизации». Соответственно, примерно на этом месте стоял павильон. Само по себе местоположение павильона очень важно, потому что это такая знаковая точка для выставки: с одной стороны – животноводческий городок, где были живые экспонаты, а с другой стороны – начинается зона отдыха, где были заведения общественного питания и более развлекательные объекты. Этот павильон связывает две территории выставки, причем это обе территории, которые находятся за современным павильоном «Космос», это более неформальная, более зеленая зона. С другой стороны этим объясняется его импозантный внешний вид. Внешний вид – это, конечно, то, что запоминается всем посетителям ВДНХ. Это гигантский бык с рабочим, который стоит на крыше и большое количество быков в оформлении павильона, в самом здании. В этом оформлении архитекторы и скульпторы дали волю фантазии, здесь довольно много мифологических античных мотивов использовано. Потому что человек-бык – это мотив, который с античных времен вдохновляет художников, скульпторов. И здесь этот мотив явно очень ярко представлен.

ВЕДУЩАЯ:

Скажите, пожалуйста, а новый дизайн будет отражать наследие и традицию прошлого дизайна?

П. НЕФЕДОВ:

Безусловно, мы имеем дело с наследием советских скульпторов и художников, и, в некотором роде, дизайнеров, потому что здесь много интерьерных элементов. Павильону «Мясная промышленность» повезло, потому что здесь очень хорошо сохранился интерьер. Это уникально для Выставки, потому что с годами тематика павильонов все время менялась, и часто получалось, что старое оформление, картины, их просто убирали или закрашивали, а здесь в оформлении преобладает керамика, и все это оформление сохранилось. Кроме того, тематика павильона очень долгое время не менялась. Изначально павильон назывался «Главмясо» - это значит Главное управление мясной промышленности, и здесь на стене вы можете увидеть эмблему этого Главмяса, которая выглядит, как коровья туша разделанная и надпись- «Главмясо». Очень интересный артефакт, который сохранился как графический элемент еще с 1930-х гг., хотя это все оформление 1950-х гг. Сейчас происходит реставрация павильона, т.е. задача – по возможности сохранить то оформление и то общее настроение, которое было заложено в 1950-е гг. И, говоря о настроении, нельзя не отметить торжественность и парадность этого павильона.  Это может выглядеть немного странно и гротескно сейчас, потому что, казалось бы, такая прозаичная история, как мясная промышленность, здесь представлена практически в дворцовых интерьерах. Мы имеем такую парадную лестницу при входе, мы имеем очень высокие ярко оформленные залы, которые похожи на бальные залы, похожи на дворянское поместье, и при этом, это все было посвящено таким вещам, как мясная промышленность, и на первом этаже стояли действующие линии, которые показывали производство сосисок, сарделек, пельменей, что по тем временам было большой редкостью, потому что хозяйки все это делали вручную. А здесь можно было увидеть, как это производится промышленным образом, а на втором этаже это все можно было попробовать. Этот павильон был выставочным, торговым, дегустационным. В советские времена мясная продукция была дефицитом, особенно, разнообразная мясная продукция. Для советских людей это было невероятным аттракционом – возможность посмотреть, попробовать эти чудесные продукты питания. Я упомянул быков. Конечно, этот бык наверху, который известен по всем фотографиям, он, конечно, в какой-то степени похож на критского быка. Капители колонн, которые выходят на фасад, это тоже бычьи головы. Перед павильоном стояли еще два быка, которые не сохранились до наших дней, и сейчас происходит их воссоздание. Об этом вам расскажут отдельно. Но мы видим такое изобилие быков в этом оформлении, которое стало символом мясной промышленности здесь на ВДНХ. Также в оформлении вы видите эти керамические картины, которые показывают все разнообразие мясной продукции.  Здесь есть и овцы, и водоплавающие птицы и мн.др. – это тоже черта художественного оформления того времени. Тогда художественное оформление было очень декоративным, очень конкретным, не допускалось никаких абстрактных изображений. Нужно было очень точно показать, что если речь идет про овцу, нужно очень конкретно показать, даже если она исполнена в таком дорогом материале.

ВЕДУЩАЯ:

Вот эти быки, которые сейчас на реконструкции, они потом вернутся на прежнее место, и вообще, когда уже люди смогут приходить сюда и смотреть?

П. НЕФЕДОВ:

Про сроки я вам не скажу, это не мой вопрос. Идея именно в том, чтобы воссоздать в современных материалах эти скульптуры и поставить их на то место перед павильоном, где они стояли изначально. Те быки, которые не сохранились, были созданы еще в 1930-е гг. В 1950-е их перенесли, но потом они разрушились. Это неудивительно, т.к. в те времена основным строительным материалом был бетон, железобетон, и с годами он разрушался, и когда создавалась ВДНХ , наверное, никто не думал, что они строят на десятилетия вперед. Вот уже более 80 лет, так долго этот выставочный материал продержаться не мог. Сейчас все это создается в современных технологиях, в расчете на более долговечную жизнь этих экспонатов, элементов художественного оформления. Задача именно в том, чтобы создать внешний вид и общую идею максимально по состоянию на 1954 г. Если считать возрождение ВДНХ, которое началось в 2014 г. единым комплексным проектом, то, когда этот процесс начался, то была постулирована идея, что нужно воссоздавать Выставку по состоянию на 1954 г. Там где это возможно, потому что не все павильоны, имеющие историческую ценность создавались в 1954 г., некоторые создавались раньше, некоторые – позже. Задача заключается в том, чтобы реставрация охватила все исторические постройки Выставки. Каждый год очередь доходит до очередной группы павильонов, и мы видим павильоны, где еще не начинались вообще работы. Это означает, просто, что они стоят на очереди. Задача в том, что общее впечатлении от Выставки было максимально цельным, и тот замысел, который в 1954 г. был реализован и в  генеральном плане, и в художественном плане в виде архитектурных проектов  - это и составляет легенду, настроение ВДНХ. То настроение, где была и архитектурная часть, и вода, и зеленые насаждения – единая сказка, которая создавалась как цельный комплекс. Насколько возможно, это сейчас и воссоздается.

ВЕДУЩАЯ:

Расскажите нам про павильон, на какие части он разделяется.

П. НЕФЕДОВ:

Планировочное решение павильона выполнено из двух частей. Основная его часть, состоящая из парадных залов, обращена в сторону главного фасада, имеет два зала на первом этаже и два зала на втором этаже. В центре расположен  вестибюль, т.н.называемый вводный зал. В сторону дворового фасада обращены все хозяйственные и технические помещения. В данный момент мы с вами находимся в парадном зале, это торговый зал, еще у него есть название «мраморный» зал, потому что практически все стены здесь отделаны оселковым мрамором, панно имеет из керамической плитки и картины художника-анималиста Трофимова, которые в верхней часть стен находятся, ниже потолочного карниза. Больший объем работ по этому залу уже завершен, и сейчас идут уже работы по реставрации напольного покрытия из метлахской плитки. Все картины Трофимова отреставрированы, там было много утрат. Большой объем работ был проведен по укреплению плитки, т.к. была большая площадь отслоения плитки от стены. Вся плитка укреплена. Также панно из плитки, которая имеет бриллиантовый руст, имела значительные утраты. 30 % было. В данный момент плитка полностью установлена на место. Сейчас это панно имеет завершенный вид. Работы по восстановлению напольного покрытия должны закончиться весной.

Здесь у нас завершена реставрация потолка, отреставрированы три люстры замечательные бронзовые. Лепнина потолочного карниза уже отреставрирована. В данный момент идут работы по монтажу деревянных панелей, которые будут полностью идти по низу по периметру этого зала. В центральной части этого зала будет зеркало. И там утрачена была скульптура Трофимова – там пять поросят. В данный момент эта композиция восстановлена по историческим фотографиям. И тут будет фонтан, который будет иметь свой первоначальный вид. Паркет также отреставрирован, очень большой объем работы был проведен по выравниванию пола. Также витражи были полностью расчищены от ржавчины, от коррозии. Конструкцию витражей вообще не меняли, она первоначальная. В нижней части витражей открывающиеся фрамуги. При повороте ручки, открывается одновременно внутреннее и наружное остекление.

Хотелось бы добавить несколько слов про фонтан. На фотографиях вы видите четырех поросят, но на самом деле, их пять, потому что, если присмотреться к историческим фотографиям, видно, что в отражении зеркала есть абрис пятого поросенка. И в этом фонтане у нас их будет 5 штук, мы это уже практически воссоздали. Облицовка нижней части фонтана частично сохранилась. Мы ее вставим на свое место, утраченные детали воссоздаются. Фонтан будет работать.