Информационный Центр Правительства Москвы
24 апреля 2024, среда, 13:26
Пресс-конференции

Пресс-мероприятие «Центр педагогического мастерства: помощь школам Москвы в развитии талантов школьников»

29 мая состоялось пресс-меропиятие «Центр педагогического мастерства: помощь школам Москвы в развитии талантов школьников»

Пресс-мероприятие «Центр педагогического мастерства: помощь школам Москвы в развитии талантов школьников»
Важное:

Московские школьники завоевали 943 диплома на Всероссийской олимпиаде школьников в этом году

Победителей и призеров Всероссийской олимпиады этого года подготовили 227 школ - это более 40% всех школ города

В этом году более 160 тыс. московских школьников стали участниками основного этапа олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы»

 

 

И.В. ЯЩЕНКО

Дорогие коллеги, большое спасибо, что пришли сегодня в Центр педагогического мастерства. Учебный год завершается на волне радости успеха московских школьников на Всероссийской олимпиаде школьников. В этом году еще больше дипломов – 943 диплома. Подавляющее преимущество по большинству предметов, больше половины – 55%, - дипломов победителей, больше 40%  - призеров. Радости ребятам, которые выиграли олимпиаду, добавил Мэр Москвы, который позавчера объявил о том, что в этом году повышены премии и гранты Мэра для победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в составе Москвы: 500 000 рублей победителю, 300 000 призеру. Это не просто достойнейшая оценка тяжелейшего труда ребенку. Каждый, кто погружен в олимпиады, кто участвовал или плотно общался с победителями и призерами олимпиад, понимают, что это тяжелейший многолетний труд, который начинается в школе с интереса к предмету, который, как правило, связан со своим учителем, с кружком, или с городским проектом. Например, посещением «Университетской субботы». Путь всех ребят, которых поздравлял Мэр Москвы, для которых играл блестящий маэстро В. Спиваков, начался со школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Фундамент побед – честное и массовое проведение школьного этапа в каждой школе. в 2010 году половина школ Москвы не проводила школьных олимпиад.  Отчеты сдавали, но просто записывали отличников и отправляли их на следующий этап. Только благодаря внедрению электронных систем мы смогли реально обеспечить проведение школьного этапа во всех школах. Многие таланты нашлись благодаря этому. Дальше, муниципальный, региональный этапы, подготовка к заключительному. Центр, где вы сегодня находитесь, созданный по инициативе И.И. Калины, после того как начались системные изменения в московской образовании, помогает школам развивать талант школьников. Наш главный принцип в том, что мы не собираем в отдельных школах одаренных детей, как в некоторых регионах. У нас 227 школ дали дипломы заключительного этапа. Наш центр помогает школам и методически, организовывая массовые олимпиады, и на заключительном этапе олимпиады, при подготовке мы собираем ребят со всего города на профильные семинары, выездные сборы, подключаем к работе специалистов ведущих вузов, НИИ, которые делятся с ребятами своей любовью к соответствующему предмету. Абсолютно большинство ребят потом – успешные студенты ведущих вузов. Их будущее в этом контакте и создается. Мы создаем уникальную атмосферу единомышленников по каждому предмету. Эта атмосфера расходится по всем школам города.

Победа – успех ребенка. Массовая победа – успех всей системы образования. Но еще это приглашение ребятам к следующему олимпиадному сезону, ведь в сентябре в каждой школе стартует школьный этап Всероссийской олимпиады школьников. Победители олимпиады начинали со школьного этапа. Кто-то из них имел тройку по предмету и потом заинтересовался предметом. Поэтому, участвуйте в школьных этапах! А летом посмотрите на электронных ресурсах, в МЭШ, на «Олимпиаде.ру» задачи прошлых лет. Выберите интересную, причем, не только по предмету, который вам нравится. Вдруг вас заинтересует новый предмет? Решенная задача может изменить вашу жизнь.

В 2010 году Москва брала меньше дипломов, она тогда выигрывала просто за счет объема. Сейчас Москва, имея 7-8% населения школьного возраста, берет 55% дипломов, далеко опережая все регионы. Этот резкий рост начался в 2013 году, через 3 года после системных изменений, таких как равное подушевое финансирование школ, оборудование в школах, рейтинга школ, который стимулирует школу работать на успех каждого ребенка, который делает яркого учителя, который иногда бывает неудобен школьной администрации, ценным и нужным и школе, и всему коллективу.

Сегодня мы подобрали вам несколько разных активностей по разным предметам, начиная от одной из самых массовых олимпиад, которая приглашает ребят к занятиям практически по всем школьным предметам, показывая, насколько город открыт для школ, насколько школы интегрированы в пространство города. Мы особенно гордимся успехами по таким предметам, как физика, биология, математика, химия, информатика – наиболее востребованным и перспективным в умном городе. Сегодня у вас будет возможность посетить занятия по физике и информатике, задать вопросы тренерам сборной Москвы и педагогам Центра, которые работают по развитию талантов школьников. По физике как раз сейчас идет занятие по эксперименту.

Сегодня мы специально пригласили тренера сборной Москвы по китайскому языку. Запланирована чайная территория.

Мы покажем, что честное проведение школьного этапа с использованием интернет-технологий, позволяет выявлять ребят, интересующихся практически любым предметом, который даже в школе может не изучаться, и позволяет обеспечить равный доступ ребят к развитию таланта по любому предмету, тем более, крупный московский комплекс для этого имеет гораздо большие возможности, в т.ч., в разном языковом пространстве.

Мощный предмет, по которому Москва долгое время отставала и но уже начинает нагонять, опережая многие регионы, которого нет как отдельного во Всероссийской олимпиаде школьников (он включен как отдельная номинация), но на ряде других соревнования мы успешно выступаем – это робототехника, которая объединяет инженерное дело, математику, программирование и т.д. Мы вам это тоже покажем.

И. ОГИЛЬКО -  «Российская газета»

А есть такие школы в Москве, которые не имеют результатов?  Что с ними делают?

И.В. ЯЩЕНКО

Ну, что с ними делают – это вопрос к руководству Департамента. Что касается развития таланта, у нас не осталось школ в городе, которые не имеют результатов на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Раньше таких школ было огромное количество: нас на заключительном этапе 5% школ давали результаты, на региональном – меньше трети. Сейчас практически не осталось школ, где нет результатов на региональном этапе. За последние 3 года более половины школ дали результаты на заключительном этапе и это количество растет. Нет школ, которые выписывают себе индульгенцию, говоря, что это не к ним, а в лицей, гимназию и т.д.  Наша задача, которую, как мне кажется, мы успешно решаем, – перевернуть в сознании директоров, учителей, а главное, родителей представление об обычной школе. Обычная московская школа – это школа, в которой есть победители олимпиад, в которой идет работа по развитию талантов. Мощным подспорьем в этой работе является кружок от чемпионов, о котором расскажем Артем Шишов. В школы, в которых результатов не было, в первую очередь вошли студенты, победители, призеры олимпиад. Сейчас у нас более 1500 победителей и призеров прошлых лет ведут кружки в школах, и в первую очередь, в тех школах, которые находятся не в топе по результатам олимпиад.

А.А. ШИШОВ

Ассоциация победителей олимпиад – это одна из возможностей в Москве. Как и Центр, так и Ассоциация - это не учреждения, которые работают за школу, а работают только совместно со школой и добиваются результатов.

3 года назад появился проект «Кружок от чемпионов», где благодарные выпускники школ возвращаются к себе в школу и ведут кружки по различным предметам, где ребята знакомятся с удивительным миром. Потому что олимпиаде – это и про знакомство, и про интересные задания, нестандартный формат получения знаний. Сейчас эти занятия проходят в тандеме со школьным учителем. Школы дают сильную базовую программу, на которую строятся олимпиадные знания. И вот совместно, в тандеме  с учителем, выпускники школ преподают в кружке от чемпионов. Насчитывается более 5000 таких кружков в Москве, в которых каждый ребенок может прийти к олимпиадному тренеру, выпускнику, и получить необходимые знания для начальной подготовки к олимпиадам, а Центр педмастерства подхватывает ребят и ведет к региональному и заключительному этапам. Подчеркиваю, что это совместная работа со школой, которая дает такой результат. Может быть, есть вопросы?

И. ОГИЛЬКО -  «Российская газета»

 С какого возраста это начинается?

А.А. ШИШОВ

Есть множество олимпиад для любого возраста. Это не только про победы, это много больше. Участие в олимпиадах может начинаться с начальной школы.

И.В. ЯЩЕНКО

Но хочу отметить, что олимпиады, где выявляют супер-топ, там, победитель в Москве, России – это, конечно, старшая школа. Потому что такие крутые соревнования, которые совмещают науку со спортом, требуют взросления и психологической подготовки. У нас целая психологическая служба, которая помогает ребятам отходить от этого интенсива. В начальной школе олимпиады должны быть массовыми, пригласительными, в которых соревнуются с задачами, в которых нет выявления «лучшего математика Москвы во втором классе» - это вредно и тому, кто не выиграл, и тому, кто выиграл. Мы должны работать в интереса ребенка. Поэтому, все соотносительно возраста.

Только что завершилась олимпиада «Готов к жизни в умном городе», и 30 000 ребят стали победителями и призерами. Одно из заданий было открытым, и в нем ребята должны были дать предложения по развитию портала Госуслуг Москвы. Очень интересно читать детские мнения, многие из них очень тонкие и пошли в работу.

С 4-5 класса начинается школьный этап. С 7-8 начинается муниципальный этап, а с 9 уже региональных и заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников. Плюс, зависит от предмета.

Е. ПУГНО - Московский образовательный телеканал

Иван Валерьевич, расскажите, пожалуйста, какие навыки, знания развивает у школьников участие в олимпиадах? Что это им дает?

И.В. ЯЩЕНКО

Во-первых, мотивацию и интерес к предмету, даже если ты не станешь победителем. В этом году победителей и призеров у нас 943, но за ними стоят десятки тысяч ребят, которые получили дипломы других этапов, заинтересовались, стали углубленно заниматься и блестяще поступают в вузы через олимпиады или хорошо сдав ЕГЭ.

За каждой олимпиадной задачей обычно тянется длинный сюжет, который стимулирует изучать по электронным ресурсам, МЭШ, что-то более углубленно.

Д. КАРАТАЕВ - Телеканал «Москва24»

А Вы говорили про интеграцию с городом. Как Вы взаимодействуете?

И.В. ЯЩЕНКО

Центр педагогического мастерства объединяет и координирует все ресурсы города в интересах развития талантов школьников, и ведущие вузы, НИИ, музеи с помощью массовых мероприятий – все это работает в интересах развития талантов школьников. Конечно, успех достигается благодаря тому, что в массовой школе создается прекрасная база благодаря городским проектам: академический класс, медицинский, кадетский, курчатовский проект, математическая вертикаль – все это работает на то, что школьник получает прекрасное базовое образование и интерес к познанию. Проявивших себя на олимпиадах ребят мы, как бриллианты из алмазов, делаем супер-топовыми.

Д. КАРАТАЕВ - Телеканал «Москва24»

А в олимпиаде, по крайней мере, на начальном этапе, могут участвовать все школьники?

И.В. ЯЩЕНКО

Абсолютно все! Приглашаем участвовать любого школьника, независимо от школьной оценки. Мы знаем огромное количество примеров, где троечник обыгрывает отличника на олимпиаде. Потому что иногда отличник – это человек, выучивший алгоритмы, который все делает аккуратно, и не выходит за рамки предмета. А некоторые троечники наоборот, пускай с ошибками, но мыслят более широко.

Участвуйте в олимпиадах! Тогда, кстати, и оценки улучшаться.

Д. КАРАТАЕВ - Телеканал «Москва24»

Чем данный центр отличается принципиально от других центров, просто от школ?

И.В. ЯЩЕНКО

Центр педагогического мастерства почти не имеет постоянных сотрудников. Наша задача делать так, чтобы НИИ, вузы и школы работали в интересах всех московских школьников. У нас очно и в электронной форме собираются ведущие учителя города, причем, ведут кружки и профильные семинары для всех ребят города. Достаточно проявить себя и попасть на выездные сборы, где все вместе – лучшие педагоги и преподаватели институтов, готовят нашу сборную. В этом отличие от спорта – никто не смотрит, где чей ребенок. Мы все работаем в интересах города и детей. Важна общая победа.

Д. КАРАТАЕВ - Телеканал «Москва24»

Вы говорили о том, что гранты в этом году увеличены. Можно коротко об этом?

И.В. ЯЩЕНКО

Мощнейшей поддержкой талантов, достойной оценкой труда являются гранты Мэра Москвы, который в этом году, как только что объявил Мэр, увеличены: 500 000 победителям, 300 000 призерам. Можем уверенно сказать, что это не просто достойная награда, но и мощнейший сигнал к тому, что поступив без экзаменов в выбранный вуз, человек не должен думать о том, что ему нужен какой-то еще заработок. Он может спокойно учиться 1-2 курса, используя эту блестящую финансовую поддержку. Любой олимпиадник ко второму курсу, если он будет хорошо учиться,  уже войдет в какой-то научный проект, грант, научный руководитель начнет его поддерживать дополнительной стипендией. Кстати, все эти ребята у нас имеют право участвовать в конкурсе на получение Президентской стипендии – 20 000 рублей на все время обучение. Поэтому, мы может уверенно сказать, что все эти ребята финансово обеспечены, чтобы успешно учиться и быть готовыми работать на интересы города и России.

Н. ЛОСКУТНИКОВА – информационный портал «Москва24»

А как вообще вы отслеживаете дальнейшую судьбу ребят? Какой процент из них попал в НИИ и т.д.?

И.В. ЯЩЕНКО

Мы находимся в плотном контакте с бывшими победителями олимпиад. У нас создана Ассоциация победителей олимпиад. Больше 1500 ребят работают, ведут кружки в московских школах и в Центре педагогического мастерства. Конечно, их главная задача – это успешная учеба. Но найти пару часов в неделю, чтобы поделиться своей любовью к предмету они могут. И это очень мощная мотивация для ребенка – слово человека, который на 2-3 года старше. Чаще студент-первокурсник имеет больший авторитет у 11-классника, чем все, вместе взятые академики.

Многие становятся успешными учеными или уходят в бизнес, что тоже не плохо. В зависимости от предмета, но они востребованы. Благодаря стипендиям Мэра Москвы, Президентским стипендиям, которые существуют уже 2 года, мы видим траекторию, оценки, успехи в учебе, научные результаты.

И. Алейникова – «Аргументы и факты»

На каких сайтах можно порешать задания?

И.В. ЯЩЕНКО

У нас есть блестящие материалы в МЭШ. Все задания Олимпиады школьников лежат на сайте «Олимпиада.ру». кстати, обратите еще внимание на Турнир Ломоносова, который проходит сразу по 10 предметам, в конце сентября. Заинтересовал предмет? – попробуй порешай! Не получилось? –  прочитай решение!