Информационный Центр Правительства Москвы
29 мартa 2024, пятница, 14:33
Пресс-конференции

Пресс-мероприятие «Тренировка московских спасателей на универсальном пожарном корабле «Полковник Чернышев»

19 августа состоялось пресс-мероприятие «Тренировка московских спасателей на универсальном пожарном корабле «Полковник Чернышев»

Пресс-мероприятие «Тренировка московских спасателей на универсальном пожарном корабле «Полковник Чернышев»
Важное:

Столичные спасатели показали, как ликвидируют пожар с корабля «Полковник Чернышев»

 

Д. СКОРКИН

Меня зовут Скоркин Дмитрий Владимирович, заместитель руководителя Департамента по делам ГОЧС и ПБ г. Москвы. Сегодня мы проводим тренировку по взаимодействию двух учреждений, подведомственных Департаменту по делам ГОЧС и ПБ. Это Пожарно-спасательный медцентр и МГПСС на водных объектах. На данной тренировке будут отработаны элементы поисково-спасательных работ на водных объектах, тушение пожаров, а так же будет отработан элемент взаимодействия с комплексом городского хозяйства по ликвидации загрязнения нефтепродуктами акватории.

Москва – это очень крупный мегаполис, крупнейший в России, который насчитывает на своей территории по статистике более 1100 рек, водоемов, озер, прудов и т.д.  Для обеспечения безопасности москвичей в Москве создано 24 ПСС. Ежедневно 70 пожарных спасателей и водолазов заступают на дежурство для обеспечения безопасности. Благодаря Правительству Москвы и разработанной программе «Безопасный город» наши спасатели на воде имеют современнейшее оборудование для спасения людей. Это более 170 плавсредств, 5 квадрокоптеров и большая система видеонаблюдения, которая позволяет спасать людей. На сегодняшний день время реагирования составляет не более 5 минут. Так же на сегодняшний день мы имеем очень большие взаимодействия с другими службами городского хозяйства г. Москвы по ликвидации различных ситуаций. 

Сегодня на данной акватории вы увидите взаимодействие наших плавсредств, спасательных катеров и корабля «Полковник Чернышев». Корабль многофункциональный, предназначен для ликвидации всевозможных аварий на воде. Это спасение людей. Он является базой для водолазной станции. Он принимает участие в тушении пожаров и принимает участие в ликвидации загрязнений водоемов от разливов нефти.

Какие будут вопросы в процессе наших с вами тренировок, мы готовы ответить. Спасибо.

А. ДЕРГАЧЕВ

Представьте себе, что какое-то маломерное судно, слилась солярка, допустим. Из какого-то коллектора в ливневку какой-то автосервис слил солярку – это все попадает в Москве-реку. В тот момент, когда это происходит, мы получаем сигнал о том, что есть факт загрязнения акватории и по технологии мы туда высылаем свой катер на разведку. Приходит, устанавливает, что это имеет место и таких случаев достаточно много. Дальше по технологии мы что можем сделать? Если разлив большой, то то, что вы видите,  выставление боновых заграждений. Боновым заграждением можно ограничить коллектор, если это истечение из коллектора, аварийное судно, можно вокруг пятна поставить боны. Внутри боновых заграждений или если пятно очень большое и бонов не хватает, то мы используем специальный состав – гидробрейк. Это специальные микроорганизмы, которые перерабатывают органику (нефть это органика) в безопасные соединения. Мы вам сейчас покажем. Но технология заключается в том, что боны нужны, чтобы перекрыть источник. Когда загрязнение – это просто пятно, тогда это будет гидробрейк просто по всей площади. Работаем мы в тесном контакте с «Мосводостоком». Т.е. катера МГПС. Для разведки применяем беспилотную авиацию при необходимости. У МГПСС есть БАС – беспилотная авиационная система, которую мы активно используем для разведки акватории.

«Мосводосток» - это их основная задача, потому что наиболее часто загрязнение происходит в результате слива каких-то сточных вод. Аварии на Москва-реке к счастью, почти не случаются. Мы работаем в тесном контакте.

Человек может обратиться по телефону «112». Диспетчер принимает заявку. Она направляется во все ведомства и службы, которых здесь на самом деле больше. Это экологический надзор, полиция на водных объектах. В принципе, наша основная задача – провести разведку, установить факт загрязнения и провести первоочередные действия. А дальше уже совместно с «Мосводостоком», эконадзором или собственником, на территории которого  наступает ликвидация.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СМИ

А часто бывает такие случаи, когда приходится применять боновое заграждение?

А. ДЕРГАЧЕВ

Нет, к счастью, не часто. Гидробрейк используем достаточно часто – наверное, 1-2 раза в месяц. Поймите, здесь очень сильно все зависит от многих вещей: от погоды, времени года. всего событий в среднем около 50 за год. Мы говорим о загрязнениях. Авария – это если у нас не дай бог посреди Москва-реки нефтеналивное судно и т.д. и тому подобное. Такого никогда не было. Мы готовы к этому. У нас все для этого есть. Вы видите, мы постоянно тренируемся. Есть боновые заграждения. Мы готовим большие учения по вопросу ликвидации последствий нефтеразливов. Но такого никогда не было.

Тренировки происходят фактически раз месяц, даже чаще, потому что мы говорим о больших тренировках. Но есть план внутри каждой ПСС, конечно, тех, которые находятся в акватории Москва-реки, а не только внутренние. Есть план и этот план отрабатывается. Но большие учения – раз в квартал. Если уже с применением всех, то раз в полгода.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СМИ

Скажите, пожалуйста, гидробрейк – это жидкость?

А. ДЕРГАЧЕВ

Да. Гидробрейк – это жидкость с микроорганизмами.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СМИ

Из чего сделано боновое ограждение?

А. ДЕРГАЧЕВ

Это, собственно говоря, пластик. Он чисто механически препятствует распространению нефтяной пленки по акватории. Потому что нефть и любой нефтепродукт легче, чем вода. Она и горит хорошо, потому что она не внутри, а снаружи.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СМИ

А боновое заграждение часто используют?

А. ДЕРГАЧЕВ

Мы фактически в Москве не использовали ни разу. Один раз?

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СМИ

Мы использовали одноразовые боновые заграждения, когда у нас есть локальный источник. У нас есть одноразовые боны, которые предназначены для локализации маленького источника, когда мы видим выброс нефтепродуктов из коллектора или трубы. Даже не выброс, а загрязнение.

А. ДЕРГАЧЕВ

Смотрите, у нас как минимум три порта в Москве. У нас есть Северный порт, Южный порт и Западный порт. Соответственно, по сути есть грузовой и пассажирский и везде ходят теплоходы. Мы должны быть готовы к какой-либо неприятности. Они работают на солярке, но так или иначе это нефтепродукты, что бензин, что соляра, что дизель.

Мы находимся на всей акватории г. Москвы. Но акватория разделена шлюзами на верхний, нижний и средний бьеф. Мы сейчас с вами находимся в нижнем бьефе. Но вопросов нет, везде есть спасательные станции. Допустим, подход корабля, его нужно шлюзовать, а первичные катера, они готовы в любой момент.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СМИ

Скажите, пожалуйста, а в чем хранится гидробрейк? В канистре?

А. ДЕРГАЧЕВ

Да. И на корабле, и на спасстанции. Это обычные емкости, которые разливаются по сути в садовые опрыскиватели.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СМИ

Выливают его?

А. ДЕРГАЧЕВ

Именно  мелкораспыленный.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СМИ

Как называются пушки, из которых льет вода?

А. ДЕРГАЧЕВ

Лафеты, лафетные стволы. У пожарных все, из чего льется вода, называется стволами. У нас с вами это  шланги и наконечники, а у пожарных  - стволы.

В принципе, до 60 метров лафетный ствол работает, чуть поменьше – 30 метров точно. Это дальность. Можем сейчас уточнить.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СМИ

Т.е. если даже где-то в лесополосе, на берегу?

А. ДЕРГАЧЕВ

Конечно. Корабль для этого и предназначен. Он по сути имеет двойное целевое назначение. Он многоцелевой, но первая буква «М» - многоцелевой пожарно-спасательный катер. Соответственно, у него 3 ствола.  Он может подать 3 ствола с очень большим расходом воды для тушения либо объектов на берегу, либо объектов на акватории.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СМИ

А часто случается?

А. ДЕРГАЧЕВ

К счастью, тоже редко. Но, тем не менее, случаются. И самый известный, собственно, боевое крещение – «Викинг» тушили.

Он реально многоцелевой.  Иногда нет необходимости или нет возможности подать ствол с корабля, но нужна вода. И тогда с корабля, у него есть специальные дизель-генераторы и насосы, которые запитывают рукавную линию. Лодка или катер МГПСС доставляет рукавную линию на берег и соответственно с каждой рукавной линии мы можем запитать 4 машины, а каждая машина может подать еще некоторое количество стволов. Из того,  что недавно было – тушение пожара на Лужнецкой набережной, на складе пиротехники. Корабль применялся. Он подошел, с него проложили магистральную линию, запитали определенное количество пожарных насосов. Брать воду с реки несомненно дешевле, чем из водопровода. Плюс и интенсивность подачи воды больше, пропускная способность. Корабль в этом используется. Перекачиваем воду на берег.

Немножко расскажу, как это устроено. Смотрите, у нас есть водопровод, в т.ч. противопожарный. Вы видите надпись «ПК» или «ПГ», чаще всего «ПГ» - пожарный гидрант. На стенах домов видите «ПГ», стрелочки. Если по этим стрелочкам подойти, на каждой пожарной машине есть планшет водоисточника. Он подъезжает, открывает крышку специальным крюком и внутри есть оголовок, т.е. колонка. Свою колонку, которая есть в каждой пожарной машине, автоцистерне или автонасосе он накручивает на пожарный гидрант и забирает оттуда воду. Есть проблема, что гидранты установлены на разных трубах. Есть водопровод большого диаметра, а есть небольшого, есть кольцевой, магистральный. Они дают разное количество воды и, самое главное, там давление разное. Может быть 4 атмосферы, может быть 8. Дальше эта вода попадает в цистерну. Насос цистерны качает воду непосредственно в линию и потом ствол, ствольчек работает по огню. Теперь представьте, что у нас рядом есть река. Это неограниченный запас воды, который мы не забираем. Большое пожар, стоит 30 машин, 30 стволов. Если у нас происходит, к сожалению, такое все-таки иногда случается, происходит загорание в прибрежной зоне, где мы можем использовать корабль в качестве насосной станции, мы это всегда делаем.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СМИ

Прибрежная линия -  это какой примерно масштаб? 1 км, 2-3 км?

А. ДЕРГАЧЕВ

Километр, наверное, не имеет смысла. Возможно, линии хватит, но потери будут больше. Где-то метров 500-800. Поймите правильно, нет смысла тушить здание в километре, потому что, скорее всего, есть гидранты. Бывает ситуации, на той же Дербеневской набережной и еще где-то, где есть еще промзона, а допустим, этот заводской водопровод уже не используется.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СМИ

500-800 метров – такая гигантская длина этих гидрантов?

А. ДЕРГАЧЕВ

Рукавов. Они собираются и прокладываются. Сама рукавная линия может быть проложена. Просто в этом как правило нет необходимости. Как правило, 200-300 метров от реки, а дальше машина на перекачку и все, нам нужен водоисточник. Вот, собственно говоря, и все.

Пожарный корабль периодически применяется нами. В основном, именно как насосная станция. Потому что непосредственно, чтобы горело прямо на берегу и мы со стволов работали, таких случаев не очень много. К счастью.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СМИ

Сила напора там может деревце маленькое сломать?

А. ДЕРГАЧЕВ

Если подойти в упор, конечно. Расход в стволе большой даст, 60 литров в секунду минимум. Это штука такая, мощная.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СМИ

Т.е. если там кто-то на пикнике, то ему не повезло?

А. ДЕРГАЧЕВ

Я думаю, что если пришел корабль, то там не до пикников. Я думаю, там настолько хорошо горит, что людей там уже нет.

Для сегодняшних учений у нас там специально обученный человек.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СМИ

Можете, пожалуйста, представиться под запись?

А. ДЕРГАЧЕВ

Дергачев  Александр Владимирович, начальник службы применения пожарно-спасательных сил Департамента ГОЧС и ПБ г. Москва.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СМИ

Скажите, пожалуйста, какой принцип работы у корабля? Он забирает насосом воду? Характеристики его обозначить можете?

А. ДЕРГАЧЕВ

По памяти, конечно, могу, если подсказку открою. Про принцип расскажу. Но вы сейчас все равно пойдете на корабль и непосредственно  капитан вам расскажет значительно лучше, чем я.

Принцип следующий. Насосы корабля забирают воду и со стволов подают ее на очаг. Представьте себе, что это пожарная цистерна, только на воде.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СМИ

Т.е. тушить он может только водой?

А. ДЕРГАЧЕВ

Почему? Есть пена.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СМИ

Т.е. есть какой-то бочек для пены?

А. ДЕРГАЧЕВ

Собственно говоря да. Но водяные стволы используются чаще.

По поводу, как часто используется корабль, зависит от обстановки. К счастью, очень нечасто. Но 2-3 раза в год мы его используем по прямому назначению, по пожарному. А так я уже говорил, что это многоцелевой пожарно-спасательный корабль, поэтому задач у него много. Он используется не только для нужд пожаротушения, но и для патрулирования акватории. Сейчас мы будем проводить тренировку на канатной дороге, значит, для эвакуации людей с канатной дороги тоже мы его используем. Большой пласт, где мы можем использовать данное судно.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СМИ

Есть аналоги этого корабля?

А. ДЕРГАЧЕВ

Аналоги где? В Москве есть пожарно-спасательный катер «Надежда». Они стоят вместе на причале. По функционалу они разные. Этот – многоцелевой. Он и ледокольного класса. Зимой он  у нас тоже ходит, стоит на дежурстве. Поэтому, возможности его применения шире.  Это, конечно, не ледокол. Но мы сможем задать вопрос капитану корабля. Мне кажется, до 10-15 см он точно пробьет.  Москва-река замерзает, соответственно, при необходимости в тесном взаимодействии со службами Канала им. Москвы можем запросить, чтобы нам пробили лед. Можно и так сделать. По большому счету, и так, и так возможно.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СМИ

Когда спасают людей, дальше что с ними происходит?

А. ДЕРГАЧЕВ

Им оказывают первую помощь, а дальше доставляют на берег.

Первую помощь мы, конечно, оказываем на том судне, куда доставлен пострадавший. Все сотрудники спасательных и пожарных ведомств обязаны оказывать первую помощь. Специальные правила есть ФЗ №323, Приказ 477«А» «Оказание первой помощи» четко гласит, что мы все обязаны оказывать первую помощь. Вопрос в другом, что в условиях мегаполиса чем быстрее мы доставим человека в стационар, тем лучше. Поэтому, чаще мы стараемся доставлять людей на берег, где мы можем использовать скорую помощь, спасательный санитарный вертолет. Это проще. Все зависит от ситуации. На таком маленьком корабле нет отдельного госпиталя. Но все для оказания первой помощи есть.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СМИ

Я заметил, что когда начали работать водолазы, повесили флажки.

А. ДЕРГАЧЕВ

Совершенно верно. По правилам легководолазных спусков любое судно, с которого работает легкий водолаз, должно установить определенный флаг бело-синего цвета, что и было сделано. Это всегда происходит. Не важно, с «Чернышева» мы работаем, с маленького катера, обязательно устанавливается флаг, который указывает, что рядом работает легкий водолаз и остальные судоводители это видят.

Легкий водолаз – это водолаз в легком снаряжении. Имеется в виду именно с воздушным аппаратом, аквалангом. Тяжелый водолаз – это в скафандре. Но здесь у нас нет таких глубин и необходимости.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СМИ

По поводу плавсредств, было два катера. А вот это маленькое как называется?

А. ДЕРГАЧЕВ

Это гидроцикл.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СМИ

Можете назвать те операции, где корабль применяли?

А. ДЕРГАЧЕВ

Ну, вот я в 2010 году – это «Викинг», тушение плавучего ресторана. 18 июня 2021 года тушение пожара на Лужнецкой набережной. Совсем недавно мы его применяли.

Еще раз, судно, не смотря на то, что многоцелевое, к счастью в городе за последние 10 лет произошло снижение больше, чем в 1,5 раза происшествий и пожаров на водных объектах в прибрежной зоне. Поэтому поводу у нас нет необходимости его задействовать. Судно находится в режиме постоянной готовности и мы тренируемся не только потому что вы приехали, а просто потому что мы тренируемся.

А.В. ТКАЧЕВ

Я Ткачев Александр Владимирович, начальник службы применения пожарно-спасательных сил Департамента ГОЧС и ПБ г. Москвы.

Уважаемые коллеги, мы с вами сегодня присутствуем на тренировке  многоцелевого пожарно-спасательного корабля «Полковник Чернышев». В ходе тренировки отрабатывались  учебные вопросы применения данного корабля в условиях мегаполиса. Мы с вами увидели, первое, тушение ландшафтного пожара. У нас корабль многоцелевой, но первая буква «П» предполагает, что он пожарный, соответственно, корабль предназначен для тушения объектов на акватории, т.е. кораблей, не дай бог, сооружений на береговой линии, лесопарковой зоны. Для этого на корабле имеются 3 лафетных ствола с расходом 90 литров в секунду. Чтобы вам было, с чем сравнить, ручной пожарный ствол в среднем – от 5 до 7 литров в секунду расход. Наш корабль имеет на вооружении 3 ствола с расходом 90 литров в секунду. Представляете, какое количество воды единовременно мы можем подать на очаг пожара? Это одна из задач этого корабля.

В рамках работы на пожаре мы можем использовать данный корабль как насосную станцию. Соответственно, на корабле находится 4 насоса производительностью 90 литров в секунду каждый. При необходимости мы можем проложить от него магистральную линию и запитать наземные силы водой, существенно упрощая процесс пожаротушения, потому что Москва-река дает огромное количество воды. Это не водопровод московский. Плюс, мы не забираем питьевую воду, а используем воду из водоемов. Вот. Это была первая задача. Мы с ней успешно справились, после чего показали вам следующий элемент – спасательные работы. В рамках спасательных работ что может сделать корабль? Непосредственно обеспечить работу водолазной группы. В случае кораблекрушения или происшествий на воде корабль может  стать большой водолазной станцией, на которой находится водолазная группа, и фактически в любом месте мы можем организовать поисковые работы. Чаще всего мы ищем машины, которые падают в реку на набережной, возможно, тела утонувших людей, какие-то предметы. Это все относится к поисково-спасательным работам на акватории. Мы с вами видели этот элемент, отработку водолазной станции.  С точки зрения спасательных работ наш корабль применяется на канатной дороге. По расчету сил в случае аварии на канатно-кресельной дороге «Лужники» этот корабль будет принимать участие, именно в него будут спускать пассажиров канатно-кресельной дороги из гондол, потому что по-другому не получится.

Сегодня это не отрабатывалось, но тем не менее корабль, у него есть два дизель-генератора и при необходимости мы можем запитать любой объект на берегу электричеством, что тоже достаточно важно.

Мы с вами сегодня видели постановку бонных заграждений. Данный корабль, совместно с МГПСС, участвует в ликвидации последствий загрязнения акватории Москва-реки и при необходимости может выставить боны, чтобы локализовать источник загрязнения. Установку бонов вы видели. Для этого используется либо шлюпка с корабля, либо катер МГПСС. для нейтрализации розлива нефтепродуктов мы будем использовать раствор гидробрейка – вы видели оранжевые цилиндры, похожие на садовые опрыскиватели. Когда люди обрабатывают с борта катера поверхность или акваторию внутри бонов или само пятно. Это тоже то, чем занимаются пожарно-спасательные силы г. Москвы на акватории. Экипаж корабля, состоящий из 5 спасателей, активно в этом принимает участие.

Такие тренировки спланированы на год. Большие тренировки проводятся раз в квартал, а  тревоги – регулярно, т.е. не менее 2 раз в месяц проводятся тренировки с корабля, но по разным темам, поэтому каждая смена отрабатывает свое. Правильнее говорить, что тренировка на корабле ежедневная. Такая масштабная – наверное, раз в месяц. В ежедневных тренировках задействована дежурная смена и при необходимости, если тема подразумевает взаимодействие, задействуют спасательный катер ближайшей ПСС. Скорее всего, это Кожухово. Если это большая тренировка, как сейчас, то мы задействуем все силы. В следующий понедельник экипаж многоцелевого корабля будет принимать участие в тренировке эвакуации пассажиров канатно-кресельной дороги «Лужники». Соответственно, он будет задействован. В ней будет более 5 расчетов участвовать. Сегодня у нас принимают участие 4 расчета, корабль и 3 катера.

Какие еще вопросы? Спрашивайте! Расскажу вам про корабль, про работу, про тактику.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СМИ

Спасибо!