Информационный Центр Правительства Москвы
20 апреля 2024, суббота, 15:29
Пресс-конференции

Пресс-конференция Владимира Жидкина

23 июня состоялась пресс-конференция Владимира Жидкина

Пресс-конференция Владимира Жидкина
Важное:

Порядка 2,2 трлн рублей потрачено на строительство жилых зданий, инфраструктуры и дорог в ТиНАО

Более 20 млн квадратных метров недвижимости ввели в ТиНАО за 9 лет

Восемь станций метро появилось в ТиНАО за четыре года

С 2012 года в ТиНАО появилось 270 километров магистральных дорог

ВЕДУЩИЙ

Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию руководителя Департамента развития новых территорий г. Москвы Жидкина Владимира Федоровича.

Тема нашей пресс-конференции: «Итоги градостроительного развития ТиНАО с 2012 года».

В. ЖИДКИН

Давайте вернемся на часок в 2012 год. Действительно, было непросто понять, как правильно развивать новую территорию. Потому что проектов похожих не было. У кого-то подсмотреть тоже было сложно. Сейчас мы уверенно движемся по намеченному курсу и все, слава богу, получается. Но тогда было сложно очень и мы различные варианты для себя определяли, как правильно развиваться. Тот же международный конкурс был, поездки в различные страны, где реализовываются крупные проекты. Было непросто. Благодаря совместной работе Москомархитектуры и Правительства Москвы, нашего департамента, всего строительного комплекса, других департаментов – все же в этом принимали участие, - к счастью, нашли модель и по этой модели мы сегодня работаем.

Это городской проект, потому что это территория города. Но земля вся практически оказалась в момент передачи в руках различных компаний, получается, что проект совместный и мы не можем отдельно его сами реализовывать, учитывая, что все свободные участки находятся в собственности у инвесторов. Ну, практически все – 93%. Поэтому, кроме генплана, международного конкурса, модели развития, что мы вырабатывали, мы в ежедневном режиме идем в общении  и в работе совместно с девелоперами, застройщиками и собственниками земельных участков, потому что по-другому не получилось бы, учитывая, что земля находилась у них в собственности.  Благодаря этому взаимодействию мы видим, какие у нас финансовые результаты. На сегодняшний день проинвестировано только в одну стройку Новой Москвы 2,2 трлн рублей. Из них 600 млрд – это бюджет города, ¼ практически. И 1,6 трлн – деньги инвесторов и застройщиков. Я уже говорил о том, что с каждым годом шкала начинает увеличиваться в пользу инвесторов по вкладу денег, учитывая, что мы опережающим темпом очень много профинансировали в Новую Москву.

По-прежнему главным драйвером развития является транспортная инфраструктура. Мы каждый год прирастаем. Сейчас построено 277 км. К концу этого года мы уже перейдем шкалу 300 км магистральных дорог. Это 4-, 6- и 8-полосные дороги с освещением, тротуарами, велодорожками,  всей инженерной инфраструктурой, не считая 1000 км дорог, которые построены к СНТ и сельским населенным пунктам, 1- и 2-полосные.

В ближайшие 3 года мы еще построим 200 км дорог. За 9 лет – 300 км, за 3 года – еще 200 км. На лицо динамика более чем в 2 раза нас ожидает по строительству дорог.

Метро так же является очень важным фактором развития. 8 станций уже открыто на сегодня. Порядка 200 млрд рублей вложено в метро городом. В ближайшие 3 года планируется открыть еще 7 станций: «Славянский мир», «Мамыри», «Бачуринская», «Коммунарка», «Новомосковская», «Пыхтино» и «Внуково». Уверены, что эти станции дадут очередной новый импульс по созданию мест приложения труда. Потому что жилье там итак строится сегодня. Нам самое главное ежегодно увеличивать динамику строительства рабочих мест. Я позже об этом скажу, как станция метро повлияла на формирование очень крупного проекта.

Также важным проектом для интеграции Старой и Новой Москвы является МЦД. В последние 2 года у нас на «Д-4» появились станции «Крекшино», «Санино»,  «Мичуринец», «Внуково». На втором диаметре МЦД-2 появилась станция «Остафьево». Там же мы ранее построили путепроводы через железную дорогу. Поэтому, здесь идет такое пересечение и появляются ТПУ именно на этих транспортных диаметрах. Также появление этих станций дало очень существенный рост передвижения жителей  Новой Москвы на общественном транспорте и, соответственно, снижение нагрузки на дороги по прохождению личного транспорта.

Что касается социальных объектов, этот год, как и по другим направлениям, стал знаковым по количеству объектов. Всего за 9 лет мы построили 92 социальных объекта. Если говорить про 2021 год, то по плану постройки у нас ввести 31 объект. Сегодня мы практически ни по одному из них не видим срывов, проблем о том, что они будут введены. В среднем, 10 объектов в год, 92 на 9 лет, но тут получается 30 объектов в текущем году мы планируем построить. Причем, эта необходимость особенно назрела в начале прошлого года – конце позапрошлого. Было тут же принято решение о том, чтобы мобилизовать силы на строительство соцобъектов. Вот вам результат – 30 объектов в текущем году. Но они и необходимы. Я уже говорил, что основная причина увеличения роста – не только жилье, вновь строящееся, но и люди, которые прописываются в домах, где ранее проживали и не прописывались. Ну и те, кто проживал в СНТ и СНП, они раньше не претендовали на необходимое количество мест в школах и садах, а сейчас ситуация поменялась и все стали горожанами.

В ближайшие 3 года мы не планируем снижать темпов. У нас, включая этот год и 2022-2023 – 110 социальных объектов мы планируем построить за 3 года.

Инженерная инфраструктура, которая крайне необходима, чтобы развивать территорию, город, со схем перешла в очень активную фазу строительства и на сегодня проинвестировано только в магистральные сети более 100 млрд рублей (не говорю про внутриплощадочные, подводящие сети, только про магистральные). Таким образом, мы создаем все необходимые условия, чтобы в любой точке, где идет активное развитие, у нас не было проблем ни с теплом, ни с электричеством, ни с газом, ни с водой.

По недвижимости к концу прошлого года было построено 22 млн квадратных метров. В этом году мы темпы не снижаем – будет более 2,5 млн квадратных метров построено. Но первоначально, когда проект начали реализовывать, считали, что в 2021 году объем недвижимости чуть больше построим. Но учитывая ряд факторов, в т.ч., пандемию и другие моменты… На самом деле мы жилье немного сдерживаем, потому что такие темпы не нужны. Надо обеспечивать полностью все инфраструктуры. Поэтому у нас идет небольшая динамика роста. Спрос есть, предложение спросу соответствует. Поэтому сегодня с недвижимостью пока идет в намеченных планах.

Вот так выглядят сегодня проекты. Очень рельефно, красиво, зелено, парки. Благодаря территориям, где был рельеф, в частности, слева там дубы стоят вековые. Ни одного дерева не спилили. Все деревья остались. Они сегодня формируют большой парк, который объединяет 3 жилых комплекса. И так в остальном. Следующий слайд показывает, насколько комфортна сегодня в новых проектах общественная территория рядом с жилыми домами. Соответственно, социальные проекты тоже выглядят по-новому, с новыми проектными решениями. По-новому сформированы объемы внутри школ и детских садов, что тоже создает комфортную среду не только внутри жилого комплекса, не только на первых этажах, где есть все необходимое обслуживание, не считая торговли, но и объекты социального назначения тоже современные и комфортные.

По реновации 2 жилых дома уже были  введены в эксплуатацию. В ближайший месяц будет введено еще 5 жилых домов в Мосрентгене и начнется чуть позже переселение, процедурно, как уже принято. Такой серьезный ввод, либо в конце первого полугодия, либо в июле мы уже введем эти 5 жилых домов в Мосрентгене. Туда переезжают жители Мосрентгена и еще небольшая часть из других районов.

По рабочим местам мы сегодня перешли планку увеличения мест приложения труда более чем в 3 раза на новой территории с момента присоединения. Сейчас делается все необходимое, чтобы места приложения труда создавались все больше и больше, все больше появлялось новых проектов большого спектра, чтобы люди могли находить себе места приложения трудам по своим профессиям. Я уже говорил, что город предоставляет земельные участки по МАИПу практически бесплатно под производство. Постоянно улучшается система льготного налогообложения и других льгот для тех, кто создает рабочие места. Ну и появляются новые проекты. Это на слайде «Техноспарт». Вот новый объект, который сейчас строится, «А101». Опят же, показывает синергию финансирования городом инфраструктуры. Это станция метро «Прокшино», где к моменту открытия станции было чистое поле. Сейчас появляется бизнес-центр, уже идет строительство. Весь проект в целом около этой станции метро будет включать в себя более 20 000 рабочих мест. В прошлом году мы только говорили, что наверное, появится, а сегодня мы уже находимся на 4-5 этаже строительства этого офисного центра.

Этот слайд показывает количество объектов, по которым сегодня предоставлены земельные участки по МАИПу. Об этом я уже говорил, всего 37 гектар.

Вот один из проектов, по которому предоставлен земельный участок по МАИПу. Объем инвестиций – 15 млрд рублей. Это завод по крупноблочному домостроению.

Ну и в завершение, я надеюсь, что вопросы будут и я на все отвечу, по паркам так же активно работа ведется. Сегодня построено 19 парков. Все они находятся в активной стадии. Эта работа ежегодно продолжается как силами города, так и, соответственно, силами застройщиков. Я уже вам показывал парк, который построен (это самый крупный из инвестиционных, почти 80 гектар) сегодня в Коммунарке.

В качестве напоминания основные цифры. Ориентир на 2035 год – 1,5 млн жителей, 1 млн рабочих мест, 2100 км магистральных дорог( с учетом 1100км, которые сегодня есть и столько же будет построено новых). Более 25 станций метро, 12 станций МЦД, 125 объектов здравоохранения, 86 парков, 700 спортивных объектов, учитывая, что территория сегодня заселяется как правило молодыми семьями, мы считаем, что  она должна быть здоровой. Объекты спорта должны быть обязательно. 170 школ, 320 детских садов.

Еще один слайд показывает, насколько эта территория интересная сегодня коренным москвичам. Если в 2013 году из всех, кто покупал квартиры, было 18% москвичей, то сегодня это 63%. Думаю, что цифра будет постепенно возрастать.

С презентацией все. Основное и по цифрам, и по направлениям в презентации показал. Если есть дополнительные вопросы, с удовольствием на них отвечу.

В. ВОЛКОВА – «Комсомольская правда»

В этом году ожидается завершение строительство МЦКД. Какие бонусы вы ожидаете от этой дороги для Новой Москвы?

В. ЖИДКИН

Главное, это трафик дополнительный. Увеличится возможность прохождения больших грузов, улучшится транспортная доступность к середине территории Новой Москвы. Я сам частенько пользуюсь ЦКАДом. Это серьезная артерия. Она дает возможности, которых раньше не было. Ожидаем, что у нас вдоль ЦКАДа будут появляться большие проекты по созданию мест приложения труда. Они уже появляются. У нас сегодня предусмотрено в генплане порядка 3 млн квадратных метров недвижимости по рабочим местам. ЦКАД – это очень важный объект, нужный и полезный. Он точно даст развитие еще одной точки роста в центре ТиНАО.

Д. ВЕСЕЛОВ – «Метро»

Как в ТиНАО обстоят дела с наличием парковочных мест?

В. ЖИДКИН

По-разному дела обстоят. Потому что есть разные жилые комплексы. Где-то их больше, где-то меньше. Общая проблема с парковками – когда люди не хотят ставить машину на многоэтажные парковки. Это общая проблема, она известна всем. Они для того, чтобы пешочком пройти меньше 50 метров, лучше воткнут машину на проезжую часть и не хотят ставить на парковки. Но во всех проектах, как правило, предусмотрены парковки плоскостные, и парковки многоэтажные, многоярусные.

Когда мы были у «А101» в «Скандинавии», они сейчас все жилые дома строят с подземными парковками. Они даже если чуть-чуть дороже, больше востребованы, чем парковка многоярусная на расстоянии 200 м от жилого дома. поэтому сейчас многие застройщики переходят на строительство подземных парковой, учитывая, что и цена возросла на квадратный метр, и эта стоимость позволяет в экономику проектов включить парковки подземные.

ВЕДУЩИЙ

Вы сейчас сказали: «чуть дороже». Это действительно «чуть» или в разы?

В. ЖИДКИН

Раза в 1,5 дороже. Не «чуть», но при этом все равно люди берут охотнее подземные парковки, чем многоярусные. Но есть парковки, где вообще бесплатно можно ставить. Но даже там не ставят, а лишь бы машину поближе к дому, на проезжую часть.

А. МАСТРЕНКОВ – «Интерфакс»

Уточняющий вопрос по ЦКАДу: когда все-таки запуск?

В. ЖИДКИН

Это не наш объект. Думаю, где-то в 4 квартале. Хотя обещали в 3. Поэтому мы ждем в 3 квартале.

А. МАСТРЕНКОВ – «Интерфакс»

И по инвестициям хотел уточнить. 2.2 трлн на сегодня уже вложено в стройку. До конца года какой еще объем можно спрогнозировать?

В. ЖИДКИН

До конца года миллиардов 120-130, до 150 млрд. Это не только инвестиционные объекты, это все вместе, и бюджет и внебюджетные источники – до 150 млрд рублей может быть вложено.

П. ГРЕБЕННИКОВА – «Icmos.ru»

Скажите, пожалуйста, Владимир Федорович, будет ли «Новая» Москва представлена на Московском урбанистическом форуме, который будет буквально через неделю?

В. ЖИДКИН

Да, конечно, будет. У нас будет контент в общем стенде строительного комплекса и все, что я сегодня показываю, с дополнительной информацией будет размещено на этом стенде. Будет несколько девелоперских проектов, которые также будут представлены на форуме. Это «А101», «Монарх» и другие. Учитывая, что сейчас в Новой Москве реализовываются проекты высокого качества, особенно, по формированию общественных пространств внутри комплексов, мы уверены, что наши проекты будут интересны на Урбанфоруме.

Л. ИСАКОВА – «ИД-41»

Из вашей презентации мы видим явный акцент на строительстве объектов социальной сферы в Новой Москве. Это действительно так?

В. ЖИДКИН

Все, что я показывал, для нас является приоритетом – и дороги, и метро, и инженерия, инженерные коммуникации, МЦД, социальные объекты и т.д. Все является важным. Мы не хотим ни одно из направлений оставлять без внимания. Но при этом получилось, что с учетом регистрации жителей в различном жилье и там, где они просто жили, но не были прописаны, в один момент увеличился рост населения, прогнозируемо увеличился. Поэтому мы, понимая факт определенного дефицита, резко сакцентировали свои усилия, внимание на строительстве социальных объектов, чтобы это направление не оказалось в не совсем комфортной ситуации для города. Поэтому мы в 3 раза увеличиваем темпы строительства. Если до этого мы в год строили по 10 социальных объектов, то начиная с этого года – по 30 объектов.

В. ЧЕРНЯВСКАЯ – «Вечерняя Москва»

Инвесторы, все строительные компании уже больше года живут в условиях пандемии. Какие-то свои планы, объемы всех объектов, не только жилья, они корректируются в связи с нынешней ситуацией? Не упущены ли некие темпы? И как идет работа по привлечению рабочей силы на стройки?

В. ЖИДКИН

Да, вы знаете, они могли бы построить чуть больше, если бы не было пандемии. Мы же понимаем, что есть проблема с трудовыми ресурсами. Сейчас ко всему прочему добавилась еще одна проблема, буквально в последние месяцы – это стоимость материалов. Об этом все знают. Решение есть, но оно еще не формализовано до конца, каким образом компенсировать, особенно для бюджета, это увеличение стоимости для бюджетных строек. А для инвестиционных объектов, у них просто цена возрастает. Понятно, что из-за этого происходя какие-то небольшие приостановки. Они же хотят найти по старой цене материалы, или не так дорого, не в 2-2,5 раза дороже. На эти поиски уходит время. Соответственно, дефицит рабочей силы и стоимость материалов дают небольшие сбои по темпам строительства. Но при этом динамика роста в текущем году у нас предусмотрена по строительству жилья и коммерческой недвижимости. Могло быть чуть больше, если бы не было проблем с трудовыми ресурсами. Материалы не так сильно влияют, все-таки больше рабочие. Да и пандемия сама, она же тоже влияет. Но главное, что темпы не снижаются. Это важно.

Р. ПОПОВ – «Звездный бульвар»

Скажите, пожалуйста, а вы сами уже  вакцинировались? Если да, то что можете посоветовать тем, кто находится в раздумьях?

В. ЖИДКИН

Я вакцинировался «Спутником V» и планирую еще ревакцинироваться завтра. Потому что прошло полгода, титры упали. Поэтому планирую проводить ревакцинацию в ближайшее время.

ВОПРО,ОС ИЗ ЗАЛА

Владимир Федорович, по поводу делового центра в Коммунарке. Там активно строятся объекты, административные здания на инвестиционных участках. Когда начнется строительство жилья и других объектов?

В. ЖИДКИН

Проектирование идет сейчас. Строительство жилья и объектов с местами приложения труда начнется в будущем году. А сейчас идут проектирование.

ВЕДУЩИЙ

Насколько я знаю, у вас постоянный контакт с жителями. Люди, которые уже заселились, что они сейчас, есть обратная связь? Что они сейчас хотят видеть в 2026-2028 году? Эта связь налажена с жителями в вашем Департаменте? Вы ориентируетесь на это?

В. ЖИДКИН

Мы постоянно находимся в контакте с префектурой, с населением. У нас есть различные механизмы общения с ними, взаимодействия с жителями Новой Москвы. Понятно, что они хотят видеть продолжение строительства и развития транспортных инфраструктур, потому что мы, в частности, в ближайшее время будет открывать дорогу от Бутово до Щербинки. Там была грунтовая дорога, но она настолько была нужна для жителей,  потому что это два крупных района. Щербинка – уже Новая Москва, Бутово – Старая Москва, можно так считать. Появляется эта дорога. Из Коммунарки до Бутово дороги появились, эстакады через железные дороги, где раньше люди по 30-40 минут стояли на этих переездах и т.д. Поэтому, первое, конечно, транспорт. Транспорт повышается, они это видят и хотят, чтобы это продолжалось и дальше. Второе – это, конечно, улучшение качества, комфорта общественных пространств. Когда мы месяц назад были с Сергеем Семеновичем в ЖК «Скандинавии», мы там гуляли по парку почти час. Потому что настолько было комфортно видеть мамаш, гуляющих с колясками, погода была шикарная, парк очень комфортный, рельефный, с вековыми дубами. Они говорят: «да, нам очень нравится это все, и мы хотим, чтобы так и дальше продолжалось и в других проектах были реализованы такие комфортные территории».

О чем спрашивала Лидия из Зеленограда, конечно, они хотят видеть, чтобы везде были школы, детские сады, поликлиники. Но мы так и стараемся строить. Там, где были населенные пункты ранее, уже сформированные, там были школы и сады, мы делаем реконструкции,  создаем новые объекты. Социальные объекты – тоже важный фактор комфорта. Ну и четвертое – рабочие места. Если из всего выбрать основное – это 4 позиции, транспорт, социалка, рабочие места и общественные пространства и комфорт.

ВЕДУЩИЙ

Был такой момент, когда инженерные коммуникации немножко отставали от строительства жилых домов и всего остального. Был в свое время такой революционный прорыв достигнут – вы построили очень много всего этого. Больше нигде в стране не строилось столько, сколько было построено здесь. Учитывая, что когда мы получили эти территории, то огромное количество СНТ, деревень и все остальное. А на сегодняшний момент этого количества очистных сооружений достаточно? Или это тема вечная, когда это все нужно развивать и развивать, и вы находитесь к графике?

В. ЖИДКИН

Очистных сооружений сегодня достаточно, но не все из них имеют 100% качество очистки. Потому что многие очистные сооружения принадлежат небольшим частным компаниям. За этим, понятно, что следят различные службы, штрафуют их, заставляют доводить до соответствующего качества. Но, чтобы это все управлялось более надежно, для этого мы строим крупные канализационные коллекторы, крупные насосные станции и все это будут перекачивать основные очистные сооружения – в Москву, Бутово и Троицк. И, кстати, в Бутово мы сейчас реконструкцию проводим очистных сооружений – они увеличатся на 30 000 кубометров. То же самое в Троицке, чтобы максимально централизовать стоки. Это очень важно. Эти работы проводятся. Мы строим объекты, КНС, очистные сооружения, коллекторы.

М. ДМИТРИЕВА – «РИА МО»

Насколько актуальна для Новой Москвы программа социальной газификации? Будут ли газифицированы какие-либо дома в частном секторе?

Вопрос про СНТ: не осталось ли проблем с инфраструктурой, дорогами, магазинами и общественным транспортом? Спасибо.

В. ЖИДКИН

По газификации, что касается магистральных сетей, у «Мосгаза»  есть программа и мы сейчас по всей Новой Москве строим магистральные газовые сети, чтобы не было ни одной локации без обеспеченности газом. Параллельно уже ведутся работы по газификации сельских населенных пунктов и СНТ. В частности, в Толстопальцево газопровод проводится, проектируются газопроводы к другим районам, где есть дефицит. Это остается. Вы знаете, что есть указ президента, по-моему, 2030 год. Идет строительство магистральных сетей и уже начаты проекты по обеспечению конкретных населенных пунктов.

По поводу СНТ, по дорогам, твердое покрытие везде уже есть. Я уже сказал об этом, что там 1000 км было сделано твердых покрытий. Что касается электричества, тоже везде у нас. Когда мы присоединялись, были некоторые СНТ без электричества. По поводу других сетей, там не все так просто. В частности, по газоснабжению. К нам обращаются некоторые граждане с просьбой провести газ в СНТ. Потом происходит общение с другими жителями и 95% не хотят. Старое СНТ, 6 соток. Потому что там же надо к каждому объекту подвести, поставить оборудование, смонтировать систему отопления. Такие конфликты интересов: 5% хотели бы, остальные 95% - нет. Есть и такие СНТ. Мы подходим индивидуально к этому вопросу. Но мы и другие строим. Мы построили несколько плотин там, где они были в почти аварийной ситуации. Про дороги я уже сказал, про электричество тоже. Есть у нас объекты водоснабжения. Поэтому, мы программу обеспеченности инженерной инфраструктурой в Москве продолжаем, и не только в Москве на новой территории, но и в Московской области, где москвичи проживают. Буквально последние 3 года по линии нашего Департамента субсидия была, по линии ЖКХ – порядка 6 млрд рублей выделено было на дороги. И сейчас, в этом году, принято решение еще 1 млрд выделить на дороги на территории Московской области в СНТ, где проживают москвичи. Т.е. эта программа не завершается.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

В Московской области сегодня активно обсуждается вопрос интенсификации движения по Большому кольцу железной дороги, БМО. Для Новой Москвы это может быть каким-то новым проектом? Какой потенциал у территорий, которые там рядом расположены?

В. ЖИДКИН

БМО проходит чуть дальше, чем ЦКАД. На территории Новой Москвы расположены самые крупные сортировочные станции, в Киевском, по-моему, Бекасово – самая крупная сортировочная станция в московском регионе, мощнейшая. Поэтому, если по БМО появится новый дополнительный трафик, учитывая, что у нас такая станция есть и там рядом есть свободные земельные участки, в т.ч. городские, крупные, которые сегодня есть у города, тот небольшой процент, о котором я говорил, в нем есть определенные земельные участки, расположенные рядом с БМО. Поэтому, БМО, как ЦКАД, может явиться одной из осей градразвития на территории  Новой Москвы, особенно по местам приложения труда, что важно. Это крупные логистические центры, производство. Сейчас появились новые проекты, как в частности, «Озон». У них не логистика в чистом виде, а логистика с производством смешана, когда им приходится пересортировывать всю продукцию. Логистика – это когда приехал контейнер, и его перегрузили на другую машину. А у них, как и в «Почте России», идет большой объем сортировки, упаковки и т.д. Поэтому, 70-80% рабочих мест – не чисто перегрузочная работа, а именно производственная часть. Производственно-логистические центры будут там появляться.

ВЕДУЩИЙ

Еще есть что-то уточнить?

В. ЖИДКИН

По-моему, мы все проговорили. Если что-то есть, пожалуйста, я готов.

Ну что, спасибо вам большое. Всегда приятно общаться с вами. На этом контакте появляются какие-то новые инсайты, новые мысли. Вы вопросы задаете, которые подталкивают на новые предложения у себя внутри, в комплексе, департамента. Всегда рад с вами общаться. Будем и впредь продолжать, пока работаем.

ВЕДУЩИЙ

Будем ждать вас осенью. Спасибо!