Главная  /   Пресс-конференции  /   Пресс-конференция «Спасение и помощь. Авиация столицы»
17 июня 2019, понедельник, 10:18

Пресс-конференции

19 декабря 2018 Пресс-конференция «Спасение и помощь. Авиация столицы»

19 декабря состоялась пресс-конференция «Спасение и помощь. Авиация столицы»

Пресс-конференция «Спасение и помощь. Авиация столицы»


ВЕДУЩАЯ

Добрый день. Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию по теме: «Спасение и помощь. Авиация столицы».

В пресс-конференции принимают участием Иванов Андрей Игорьевич, заместитель руководителя Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы, Святенко  Кирилл Витальевич, директор государственного казённого учреждения города Москвы  «Московский авиационный центр» и Орешникова  Екатерина Петровна, командир воздушного судна государственного казённого учреждения города Москвы «Московский авиационный центр».

А.И. ИВАНОВ

Добрый день. ГКУ «Московский авиационный центр» входит в единую систему Москвы по предупреждению ЧС, ликвидации их последствий, а так же в суточном режиме реагирует на происшествия, связанные с тушением пожаров, ликвидацией ДТП и эвакуацией пострадавших и иные работы с учетом имеющейся техники. В парке техники МИЦ находится 10 единиц воздушных средств, 2 из которых в санитарном варианте, вертолеты среднего класса, два стоит на дежурстве в пожарном варианте. Этот год был знаковым для МАЦ: отметили свое 15-летие. Все оперативные службы столицы, имея аналоги в других субъектах РФ, могут позавидовать МАЦ тем, что данное учреждение включает силы и средства, которые ликвидируют все ЧС, только с воздуха – это спасательные подразделения воздушной составляющей Москвы. Данное учреждение развивается с учетом всех технологий, существующих в мире. Спасательная составляющая тоже наращивается за этот 15-летний период. В 2019 году по решению Правительства Москвы на дежурство встанет еще дополнительное спасательное подразделение в авиационном борту «КА-32», который будет закуплен в 2019 году, и будет нести суточные дежурства вместе со спасателями на борту. Это, помимо тушения пожаров, транспортировки пострадавших, будут проводиться уникальные работу в условиях мегаполиса с использованием спасательных технологий и самих спасателей на борту. Отрабатываются технологии беспарашютного десантирования с возможностью производить высадку десантников без посадки воздушного судна на крыши высотных зданий Москвы, в сложных условиях мегаполиса и развитой дорожной инфраструктуры. Эти технологии позволяют на внешней подвеске переносить инженерные грузы и инженерное оборудование, такие как электростанции. Допустим, если в ТиНАО будет отключена электроэнергия из-за неблагоприятных погодных условий, МАЦ будет способен в период времени до 3 часов перенести необходимые электростанции к нужным объектам, где они будут подключены в автономном режиме. В паводковый период, при подтоплении территорий, возможна переноска спасательных средств и откачивающих устройств типа крупной мотопомпы «Сигма», и многое другое.

Работа МАЦ неоднократно отмечалась Правительством Москвы и Департаментом ГОЧС. Работники учреждения постоянно показывают свой высокий профессионализм и умение работать в сложных ситуациях. В этом году 17 сотрудникам объявлена благодарность мэра Москвы. 1 спасателю МАЦ вручена государственная награда за спасения погибавших. 8 сотрудникам выданы награды ведомственного взаимодействия МЧС РФ и множество поощрений от других служб и организаций Москвы.

Сегодня МАЦ на самом высоком уровне выполняет поставленные задачи, используя самые эффективные решения.

К.В. СВЯТЕНКО

Мы ведем свою историю с 2003 года, когда распоряжением Москвы был создан МАЦ. В 2018 году МАЦ принял участие в обеспечении ЧМ-2018 по футболу. Ключевой особенностью стала подготовка к несению дежурства в ночное время суток. Ночные полеты обладают рядом особенностей и накладывают определенные ограничения на функционирование и подготовку пилотов. Ночная подготовка строится из нескольких этапов, об этом Екатерина Петровна расскажет подробнее. Но наработки, которые мы внедрили в жизнь, после ЧМ-2018 позволили нам перейти на ночные дежурства на постоянной основе. Теперь вертолеты МАЦ дежурят круглые сутки. Это как санитарный вертолет, так и противопожарный «КА-32». Подготовка к ночным полетам разбивается на 3 этапа: ночные полеты, работа с прожекторами и полеты с посадкой на площадку, подобранную с воздуха. Кроме этого, развивается большая работа по облету и возможностям производить посадки на площадки в ТиНАО. Их надо облетать, установить светосигнальное оборудование, демаркировать, внести в наши аэронавигационные карты, проложить маршруты, чтобы можно было безопасно ночью туда летать и забирать пострадавших. В основном, оттуда мы забираем больных.

Все городские площадки были переоборудованы для работы в ночное время (аэро- и светотехническое оборудование), организовано дежурство диспетчерского состава, который готов принять вертолет в любое время.

За этот год мы перевезли в городские лечебные учреждения более 500 пострадавших. Из них с июня более 50 человек – наши ночные госпитализации, т.е. 10% вызовов приходятся на темное время суток.

Основная задача МАЦ – быть всегда готовым к выполнению задач. В отличие от авиакомпаний, мы не знаем, когда нам необходимо лететь, поэтому вынуждены держать всю систему в постоянной готовности.  Обычно в сутки бывает 5-7 вылетов, иногда даже приходится дозаправлять вертолеты, чтобы обеспечить все заявки. Иногда бывают более спокойные времена.

Наши вертолеты представляют собой летающую реанимацию. Здесь человеку можно провести все необходимые манипуляции, чтобы безопасно и стабильно довезти до городского лечебного учреждения.

Мы принимали участие в госпитализации пострадавших из Керчи – доставляли их из аэропорта в городские лечебные учреждения.

В этом году мы принимали участие вертолетами «КА-32» в тушении пожаров. Мы показали высокую эффективность в тушении пожаров.

Одной из задач является проведение мониторингов пожарной, паводковой обстановки, которые производятся практически ежедневно. Это параллельная задача для экипажей МАЦ.

Основная задача МАЦ – быть в постоянной готовности к вылету, реагированию на любую ЧС в городе.

Екатерина Петровна подробнее расскажет о подготовке. Она является единственной женщиной-пилотом в системе экстренного реагирования.

Е.П. ОРЕШНИКОВА

Добрый день. Важным направлением деятельности МАЦ является выполнение полетов по оказанию медицинской помощи. Задача оказания ее ночью стоит уже очень давно. У меня большой опыт работы над Москвой, начиная с времен Центроспаса, МЧС, поэтому мне есть, что сравнить – и технику, и задачи. Но выполнить эту задачу было сложно из-за того, что была другая техника и условия. В нашей организации работают очень квалифицированные пилоты с большим опытом работы. У нас существует программа подготовки членов экипажа, согласно которой каждый пилот, планирующий получить допуск к ночным полетам, выполняет определенное количество учебно-тренировочных полетов с инструктором, предварительно сдав теоретический зачет, и только после этого он допускается к ночным полетам. Это еще не полеты с подбором площадок в районе мест ДТП или ЧС. Это просто ночные полеты. Когда он набирается дополнительного опыта и сдает очередные зачеты, он получает допуск на перелеты с посадками методом самоподбора. Первые мои ночные полеты были на ЧМ-2018. Тогда они были редкими и мы их подробно разбирали. Сейчас ночные полеты приходится совершать чаще, потому что световой день намного меньше и, к сожалению, пострадавших может быть больше – нам приходится оказывать помощь. Потому что перевозка из ТиНАО для Скорой помощи очень длительная из-за расстояния, и авиаперевозка здесь предпочтительнее и эффективнее.

Любой водитель на машине знает о специфике вождения в ночное время. Так же и на вертолете, ночью все воспринимается по-другому – высота, скорость. Пилот должен быть готов профессионально к такому вылету.

Е. СТЕПАНОВА – «Московский комсомолец»

Хотелось бы подробнее узнать про беспарашютное десантирование. Было ли такое раньше?

К.В. СВЯТЕНКО

Просто так прыгать никто не собирается. Все зависит от поступившей задачи. Одним из способов доставки спасателей к месту ЧС является беспарашютное десантирование при помощи спусковых устройств – плотного кабеля, закрепленного на вертолете, по которому спасатели спускаются к месту высадки. Как правило, это происходит с высоты 10-15 метров. Если необходимо десантировать спасателей с большей высоты, для этого используется лебедка – до 90 метров.

Это один из способов доставки на высотные здания и любые другие поверхности, куда нужно доставить спасателей. Но при спасении с высотных зданий применяются другие технологии. Все зависит от поставленных задач.

Как уже говорилось, отдельное подразделение спасателей, которое будет создано в 2019 году, в качестве одного из видов подготовки пройдет беспарашютное десантирование, быстрая доставка к месту ЧС. Один из способов доставки – вертолет. Если нет возможности вертолету в зоне ЧС сесть, то спасатели будут спускаться беспарашютным способом. Вообще, эта технология распространена. Но подготовка спасателей, которые способные это выполнять, специфическая, дорогостоящая и опасная. Об этом подробнее расскажет Андрей Игоревич.

Такой группы раньше не было. Кроме того, помимо вертолетов, есть же еще группировки наземного транспорта.

Сергей Семенович принял решение и в этом году был заключен контракт на приобретение вертолета «КА 32А 11 ВС». Это вертолет в противопожарном варианте, который так же может использоваться для доставки спасателей. Вертолет – многофункциональная машина, который от задачи может быть сконфигурирован. Это универсальный инструмент. Закуплен этот вертолет, потому что старый вертолет уже выработал свои ресурсы. Поэтому куплен вертолет такого же типа и класса, чтобы не было дополнительных затрат на переучивание и т.д.

А.И. ИВАНОВ

Я начинал спасательную деятельность в отряде Центроспаса, где отрабатывались пилотные технологии, не прописанные ни в одном нормативном акте. Они отрабатывались в открытых пространствах, в природной среде, не в условиях мегаполиса. Сегодня создается такое уникальное подразделение для подготовленных спасателей (здесь новичков точно не будет), за плечами у каждого из которых подготовка не ниже 2 класса. Эти люди знают все спасательные технологии и имеют опыт работы на высоте. Но мы дополняем этот опыт работы работой с борта вертолета. отрабатывались технологии в виде разовых пилотных проектов. Такие способы есть в системе МЧС РФ и Минобороны. Но мы создаем технологию, которая позволит с учетом имеющихся штатных сертифицированных спусковых устройств, находящихся на оснащении, спасательных средств, делать это в рамках наработанных за это время методик. Да, у других ведомств это есть. Но у нас задача – спасение не на открытых пространствах, а именно в условиях мегаполиса. Если невозможно с земли достать подъемником, а у нас есть 100-метровый подъемник, то мы будем применять способ беспарашютного десантирования. Такие способы отработано, но каждый – под свою задачу. Москву нельзя сравнивать с другими регионами. Одно дело в поле десантироваться, другое дело – с учетом сложной инфраструктуры нашего города.

Е. СТЕПАНОВА – «Московский комсомолец»

А были ли внесены новые технические решения в эти спусковые средства для условий города?

К.В. СВЯТЕНКО

В зависимости от задач есть несколько способов десантирования: существующие и перспективные. Существующие включают десантирование на лебедке и спусковых устройствах. Перспективные -  это транспортно-спасательные кабины. Это отдельные технологии, которые сейчас в разработке. Это кабина на внешней подвеске вертолета, способная забрать с крыши горящего здания какое-то количество людей и оказать им помощь. Здания в городе доходят до высоты 400 метров, поэтому с земли до них не дотянуться. В случае ЧС снять с крыши можно только вертолетом. Под эту задачу мы сейчас прорабатываем технологии. Одна из них – транспортно-спасательные кабины. Но пока что она существует только на бумаге. Процесс ее реализации относительно длительный. Все это – основные авиационные технологии.

А.И. ИВАНОВ

Но ничего больше и не требуется. Все, что эволюционно сложилось в пожарно-спасательном деле, оно успешно применяется: с земли, на воде и с воздуха. Строительство высотных зданий предусматривают историю эвакуационных выходов. Те высоты, о которых мы говорим – это разовые события. Но мы все равно к ним готовы.

Е. РУДНИЦКАЯ – «За Калужской заставой»

В связи с тем, что у вас прибавились ночные дежурства, достаточно ли авиатехники? Используются ли беспилотники, в т.ч., ночью?

Пожарные вертолеты универсальны, или могут тушить только сверху и вертикально?

К.В. СВЯТЕНКО

В МАЦ беспилотников нет. У нас 10 вертолетов, из которых 5 легкого класса для медицинских задач, в основном, а остальные – противопожарные. У нас вертолеты «КА-32» и «МИ-26». «МИ-26» способен сбросить на очаг пожара 15 тонн воды. Он на днище подвески использует ВСУ-15 на 15 тонн воды. «КА-32» использует ВСУ-5 на 5 тонн. Также, один вертолет оборудован системой горизонтального, вертикального и бокового пожаротушения – водяная пушка. Он принимает на борт 3200 литров воды. Кроме этого, 280 кг пенообразователя у него есть в баках. Путем насоса, через горизонтальный ствол он подает в место пожара горизонтально воду. 3 тонны воды – это как пожарная машина. За 45 секунд эти 3 тонны в очаг пожара сбоку он подает. Вертолет был разработан для целей ликвидации пожаров в высотных зданиях. Он уже применялся при тушении Москва-Сити и показал свою эффективность.

М. ЕГОРОВА – «Аргументы и факты»

Вы - единственная женщина командир вертолета? Как вы оказались в профессии?

Поиск места посадки с помощью прожектора – почему для этого нужен дополнительный допуск?

Е.П. ОРЕШНИКОВА

Я оказалась в авиации очень давно. Это моя места с детства. Профессионально я летаю с 1992 года, закончила Летное училище, МАИ. Считаю себя счастливым человеком, потому что смогла реализовать на практике то, чему училась.

Трудно ли быть женщиной-пилотом? – Нет. Если человек – профессионал, и ему нравится его работа, чем бы он ни занимался, то ему не может быть трудно. Главное, чтобы человек был профессионалом и работал с душой.

Прожектор очень помогает, он освещает место. Это дополнительный допуск, потому что мы учимся от простого к сложному, как в любом деле.  Это допоборудование и имеет специфику, которую тоже нужно освоить.

ВЕДУЩИЙ

Ранее Вы говорили о методе самоподбора. Не могли бы Вы пояснить, что это?

Е.П. ОРЕШНИКОВА

Когда поступает вызов, у нас есть 6 площадок в ТиНАО, где мы имеем право садиться, и МКАД. Я должна сама подобрать место посадки. Оно должно быть максимально приближено к месту ДТП, если это МКАД. Важна безопасность посадки. Я сама выбираю место для нее.

ВЕДУЩИЙ

Кроме ДТП и ЧС, каких пострадавших вы еще забираете?

Е.П. ОРЕШНИКОВА

Вызов происходит так: к нам приходит врач и говорит, что поступил вызов. Это может быть и ДТП, и санитарная перевозка. Список медицинских показаний у врачей есть. Они за это время выясняют срочность перевозки. Пока они решают эти задачи, мы решаем свои навигационные, авиационные, организационные момент – это максимум 10 минут до взлета. Мы должны принять решения на вылет, как быстро и безопасно долететь.

Н. НЕСТЕРОВ – «Москва. Центр»

Сколько раз в день приходится задействовать санитарные вертолеты? В какой сезон их чаще используют?

К.В. СВЯТЕНКО

День ото дня не приходится. В один день 5-7 вылетов, а не следующий -1 или ни одного. В летнее время количество вылетов увеличивается. Весной и осенью – чуть-чуть поменьше. Если летом 5—7 в день, то сейчас 1-3. Что касается качественных показателей, т.е., куда мы вылетаем, сейчас Правительство Москвы провело колоссальную работу по организации дорожного движения. Из-за того, что движение стало упорядоченнее, мы на себе ощущаем снижение вызовов на серьезные ДТП. Сейчас статистика склоняется в сторону функциональных заболеваний: инфаркты, инсульты и другие. Конечно, ДТП остаются, но это больше не пик вызовов.

Летом мотоциклисты выезжают, и некоторые из них могут стать причиной серьезных ДТП, поэтому в такой сезон работы у нас прибавляется. Но сейчас в любом случае, благодаря проделанной работе по упорядочению этого процесса, организации дорожного движения, эта статистика по ДТП уменьшается.

Н. НЕСТЕРОВ – «Москва. Центр»

В какие районы Москвы чаще приходится вылетать?

К.В. СВЯТЕНКО

Во все. Мы пытались анализировать вызовы, чтобы спрогнозировать вызовы, но там действует равномерно закон распределения. Нет мест, где что-то происходит чаще.

П. ЕРМИЛОВА – РИА «Новости»

Указано, что половина ваших пилотов получили допуски к ночным полетам. Сколько это человек? Есть ли предварительные сроки, когда закончится эта профессиональная переподготовка?

К.В. СВЯТЕНКО

Всего у нас в штате 74 человека летного состава на все типы. Мы не останавливаем эту деятельность, потому что ввод в строй «ночника», как мы его называем, это кропотливый труд, и он зависит и от налета, и от способностей, и от умений. И только когда инструктор возьмет на себя ответственность и даст допуск, он вольется в когорту «ночников». Тем составом, который у нас есть, мы в состоянии обеспечить круглосуточное дежурство нашего авиационного центра.

П. ЕРМИЛОВА – РИА «Новости»

Есть 6 площадок в ТиНАО, которые вы можете использовать для ночных вылетов. Сколько таких в Москве? Планируется ли расширение таких площадок?

К.В. СВЯТЕНКО

На сегодняшний день в ТиНАО 21 площадка. Они все используются, а 6 – это те, которые мы определили для себя как ночные, потому что облетали их, составили подробные карты, ввели их в навигационные компьютеры и знаем, что на них можно ночью безопасно приземлиться. Все остальные мы тоже планируем сделать ночными, т.е. облетать, ввести. Это занимает определенное время, потому что их надо демаркировать, чтобы они светились ночью, чтобы не было посторонних предметов, перетяжек и т.д.

В городских клинических больницах Москвы все площадки оборудованы светосигнальным оборудованием, аэротехническим оборудованием, на них организовано дежурство, поэтому они используются практически каждый день.

В. ШАРАПОВА – «Звездный бульвар»

Кто принимает решение об участии вертолета в тушении пожара и в каких случаях это обычно бывает?

А.И. ИВАНОВ

В Москве все ситуации имеют классификацию по видам и численности пострадавших. Например, если в ДТП 3 и более пострадавших – это идет в разряд массового происшествия с большим количеством пострадавших, и автоматом врач, который через Департамент здравоохранения принимает заявку и эта команда автоматом вылетает на место ДТП, садится и принимается решение о госпитализации.

Крупные пожары – номерные, 2 и выше; затяжные пожары -  так же принимается заявка через Центр управления кризисными ситуациями в Москве. Руководители в ЧС для тушения пожара принимают решение о привлечении той или иной техники, в т.ч., вертолетной.

Н. НЕСТЕРОВ – «Москва. Центр»

Каковы особенности в городе с плотной застройкой?

К.В. СВЯТЕНКО

Есть особенности. Допустим, горит 5-й этаж высотного здания. Есть смысл применять авиацию? –нет. Если горит кровля крыши верхних этаже, открытое горение, где можно сбросить сразу 5 тонн воды, что даст ожидаемый эффект, то это повод для команды на вылет противопожарного вертолета. Что касается полетов и забора воды в условиях города – здесь свои особенности. Это сложная задача. Условия плотной городской застройки с огромным количеством препятствий в виде слаботочных линий, линий электропередач, столбов, перетяжек – все это является источником опасности для вертолета. Поэтому, нужно выбирать места, где можно безопасно зайти на пожар определенным курсом, выполнить свою работу, забрать воду в месте забора воды и снова прилететь, чтобы сбросить ее на очаг. Прежде всего – соблюдение безопасности. Потому что мы не имеем права совершать ошибки над городом, потому что такие ошибки – фатальны.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо. Пресс-конференция завершена.