Информационный Центр Правительства Москвы
18 января 2025, суббота, 11:09
Пресс-конференции

Пресс-конференция Рафика Загрутдинова

15 июля состоялась пресс-конференция Рафика Загрутдинова

Пресс-конференция Рафика Загрутдинова
Важное:

На 2020 год в Москве запланирован ввод 158 объектов общей площадью порядка 1,5 млн кв. м

В 2020 году Москва запланировала строительство и реконструкцию 62,5 км дорог

В первом полугодии 2020 года в столице введены в эксплуатацию 6 новых станций метро

В 2020 году в рамках программы реновации в городе планируется ввести в эксплуатацию 66 жилых домов

До конца 2020 года в Москве планируется ввод в эксплуатацию 8 объектов культуры

В 2020 году в городе предусмотрено к вводу 8 объектов здравоохранения

В этом году в столице предусмотрено к вводу 11 спортивных объектов

ВЕДУЩИЙ

Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию,  руководителя Департамента строительства города Москвы Загрутдинова Рафика Равиловича на тему: «Об итогах реализации Адресной инвестиционной программы  города Москвы в первом полугодии 2020 года и планы до конца года».

Р.Р. ЗАГРУТДИНОВ

Добрый день. Вкратце доложу об итогах деятельности Департамента. У нас этот год нестандартный. Мы переживали определенные периоды приостановки строительно-монтажных работ, поэтому этот отчет отличается от других наших отчетов. Тем не менее, мы по показателям двигаемся вперед, как работали в круглосуточном режиме, так и продолжаем нашу деятельность.

Первое полугодие 2020 года Департаментом строительства Москвы было направлено на строительство более 210 млрд рублей. Если сравнивать с предыдущим годом, то это на 42% больше, чем в 2019 году. Это связано с 3 большими программами, моховик раскручен. Это строительство объектов метрополитена, дорожное строительство и активными темпами мы реализуем программу реновации.

Если говорить по планам на 2020 г., то Департаментом строительства запланировано ввести в эксплуатацию порядка 158 объектов общей площадью около 1,5 млн квадратных метров, в т.ч. это не менее 62 км дорог, не менее 19 искусственных сооружений и 19 пеших переходов. За первое полугодие мы, как всегда, идем опережающими темпами, сокращаем сроки строительства. По дорогам на сегодняшний день мы ввели в эксплуатацию более 40 км дорог – 65% от годового плана. Думаю, как и в предыдущие годы, перед нами Мэр Москвы ставит задачи, особенно по дорожному строительству, чтобы мы двигались опережающими темпами, сокращали сроки. Мы в этом направлении работаем и показатели, которые перед нами стоят, обязательно выполним.

Второе полугодие – в строительной отрасли основной ввод объектов приходится на 3-4 квартал. Есть определенный строительный период ввода объектов, особенно жилья. Поэтому, нам предстоит ввести порядка 130 объектов – 1,2 млн квадратных метров. Огромным объем нам предстоит выполнить.

Вкратце пройдусь в разрезе отраслей. Дорожно-мостовое строительство – основной акцент мы делаем на строительство хорд (Северо-Западная, Северо-Восточная в активной стадии строительства, Юго-Восточная хорда и Южная рокада).

Пройдусь по знаковым объектам за первое полугодие. Это участок проспекта Генерала Дорохова от Аминьевского шоссе до ул. Минской. Большая магистраль, а далее, после ул. Минской до ТТК, мы планируем ввести до конца года. По сути, это появляется новая вылетная магистраль от МКАДа до ТТК, что существенно разгрузит МКАД, Кутузовский проспект, ТТК. По сути, когда будет введен в эксплуатацию весь участок, это будет бессветофорное движение.

Продолжаем строительство путепроводов. У нас активная программа по строительству путепроводов. В этом году мы ввели очень важный путепровод, было много обращений жителей. Это через МЦК соединили ул. Пруд Ключики с ул. Фрезерной. Благодаря этому перепробег по автотранспорту мы сократили в 10 раз. 2 района были практически разорваны железной дорогой, а теперь они соединены и переезд занимает не более 5 минут.

Мы ввели связку между Мичуринским проспектом и проспектом Вернадского, которая разгружает поперечную связь в городе. Вчера буквально Сергеем Семеновичем был открыт пешеходный переход через железнодорожные пути в районе Марфино. Очень много было обращений граждан. Кстати, это самый длинный пешеходный переход в Москве – 192 метра. Там были сложные геологические условия. Мы строили без перекрытия Октябрьской железной дороги. Он был построен без остановки железнодорожного транспорта. По статистике было огромное количество смертей, потому что не функционировал переход, и люди между двумя районами постоянно перебегали. Со вчерашнего дня этот пешеходный переход Сергеем Семеновичем открыт. Это очень важная связка для пешеходов.

До конца года мы планируем завершить еще 13 пешеходных переходов и построим еще не менее 20-25 км дорог.

Еще ключевые объекты, которые мы планируем сдать в эксплуатацию, - это участок от МКАД до Коммунарки. По сути - это дублер Калужского шоссе, и будет прямая связь между МКАДом и Коммунаркой. Следующая – это транспортная связка на Киевском шоссе в районе ст. Саларьево. Тоже большой транспортный узел, загруженность которого с каждым днем растет. Очень востребованная транспортная развязка. Планируем открыть очень востребованный пешеходный переход на Павелецком направлении МЖД – Варшавское шоссе, д. 12. Много жителей обращалось. И путепровод в районе ст. платформа «Жаворонки».

В этом году у нас очередной этапм когда мы вводим огромное количество станций метрополитена. В этом году мы планируем завершить строительство 9 станций и порядка 25 км линий метрополитена. Мы уже ввели в первом полугодии 6 новых станций – это «Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская», «Нижегородская», «Авиамоторная» и «Лефортово». Очень был загруженный узел. С первых дней данная линия перераспределяет существующие пассажиропотоки и существенно разгружает Калининскую линию и юго-восточный участок Таганско-Краснопресненской линии.

До конца года планируем ввести в эксплуатацию ст. «Электрозаводская», «Улица Народного ополчения» и «Карамышевская» БКЛ. Кроме того, есть ряд электродепо и оборотные тупики. Мы в данной программе работаем. На сегодняшний день одновременно работают 17 тоннелепроходческих  комплексов в стадии проходки. Если говорить про БКЛ, то основные работы по проходке в этом году будут завершены.

С момента старта программы реновации введено в эксплуатацию 58 жилых домов. Сегодня у нас в активной  фазе строительства находится 170 жилых домов, проектируем порядка 100 жилых домов и уже оттуда переселили, мы снесли 27 жилых домов. В 2020 году в планах ввести 66 жилых домов, из которых 6 уже ввели. Напряженная серьезная программа. В рамках реализации данной программы с 11 апреля по 12 мая по указу Мэра была приостановка. Непрерывно продолжались процессы в основном, по метрополитену и основным дорогам. Поэтому сегодня у нас огромный объем работы. Нужно наверстывать те объемы, увеличить количество людей. У нас пока ограничение в других субъектах еще есть, на границе тоже. Но мы видим, что по поставленной перед нами задаче ввода жилых домов мы в графике. До конца года поставленную задачу мы решим. Под заселение передано 55 жилых домов. До конца года мы планируем под заселение передать  еще 29 жилых домов.

По отрасли культуры мы ввели один объект долгожданный – в районе Строгино на месте кинотеатра «Таджикистан» открыли культурно-досуговый центр. До конца года планируем ввести еще 8 объектов. Из них знаковые: завершим строительство «Уголка дедушки Дурова», театра, здание детской школы им. Глинки и ряд других объектов. Мы приступили к активной стройке нового входа в зоопарк, пешеходного перехода в зоопарк и павильона «Ластоногие».

Огромный объем работы в отрасли здравоохранения. В том году была принята огромная программа по вводу, по строительству объектов здравоохранения. Если сравнивать 3-летку до 2019 года и до 2022 года по объемам строительства, то мы прирастаем в 3 раза. Причем строительство объектов здравоохранения идет в рамках программы развития здравоохранения Москвы. Это поликлиники по новому стандарту «+», это совершенно новые больницы. Мы приступили к строительству многопрофильной больницы  - Центра Логинова с онкологическим направлением. Строим огромную инфекционную больницу на Волоколамском шоссе. Это современнейшая больница с мельцеровскими боксами. Будет более 500 коек. В этом году в активном режиме, в круглосуточном режиме мы работали и за 34 дня ввели инфекционную больницу в Вороновском. Это полноценная больница с замкнутым циклом, это 80 000 квадратных метров. Строители совершили подвиг. Была проведена огромнейшая работа. На пике было задействовано порядка 10 000 строителей. Было необходимо придерживаться всех предписаний организационного характера, санитарно-эпидемиологических требований Роспотребнадзора, чтобы люди не болели. Над этим проектом - спасибо - работали все городские комплексы. Объект был вовремя введен в эксплуатацию и в нем успешно проходят лечение больные. Это не временная больница, а полноценное капитальное сооружение, которое будет служить городу много лет, с замкнутым циклом, современнейшим оборудованием, местами проживания для медперсонала. Мы построили из железобетонных конструкций 12 секций для жилья. Современнейшее жилье, где врачи после работы могут жить, отдыхать. И для медперсонала, и для персонала созданы мельцеровские боксы, которые могут быть использованы не только для моно-инфекции. Эта больница может работать как полноценная инфекционная больница.

Также мы ввели детскую и взрослую поликлинику в Замоскворечье, и еще одну поликлинику мы ввели в марте.

До конца года планируем ввести еще 5 объектов. Это 4 подстанции скорой медицинской помощи. Как показала практика в период прохождения коронавируса, подстанции скорой помощи очень востребованы в Москве. И как не раз отмечал Сергей Семенович, также и на открытии подстанции, что для оказания медицинской помощи необходимо строить эти подстанции. Мы в ускоренном темпе вводим в этом году 4 подстанции. У нас в АИПе они так же включены.

В этом году мы планируем ввести  новый патологоанатомический корпус, экспериментальную лабораторию в Институте скорой помощи им. Склифосовского. Мы приступили к строительству, в т.ч. на территории института Склифосовского, современнейших 5 полноценных объектов здравоохранения, которые будут оказывать и скоропомощные услуги, и выполнять роль полноценных диагностических центров для приема больных.

В первом полугодии мы ввели детское образовательное учреждение на 350 мест в районе Некрасовки. До конца года планируем ввести порядка 12 объектов образования на 5700 мест. В рамках этой программы активно строим и развиваемся. В этом году планируем ввести очередную крупнейшую школу в районе Левобережной – определенное ноу-хау, на 1900 мест.

По объектам спорта тоже активно развивается город. В рамках программы «Мой район» очень много объектов у нас включено в АИП. Мы разработали типовые проекты по спортивным объектам. Было поручение Мэра, чтобы ускорить строительство, проектирование у нас на сегодняшний день согласованы с Департаментом спорта типовые объекты спорта. К примеру, универсальный зал с катком, бассейн с универсальным залом. Просто бассейн, отдельно крытый каток. Это нам позволяет сократить много процедур формирования технологического задания и саму процедуру строительства.

Недавно ввели очередной уникальный объект – дворец пятиборья в районе Северном. Это впервые в России и, я думаю, в Европе. Это единственный объект, где под одной крышей мы собрали все составляющие современного пятиборья: фехтование, плавание, конкур, бег и стрельба. Получился уникальный современный объект, где могут заниматься спортом в т.ч. и жители ближайших районов. Ввели также футбольное поле с инфраструктурой на северо-востоке страны,  BMX-скалодром в Печатниках, спортивный комплекс на Малой Филевской улице. До конца года планируем ввести 7 объектов, в т.ч., футбольное поле, 2 ФОКа, легкоатлетический манеж. Крупный ФОК вводим на территории Мневниковской поймы.

Я вкратце прошел по основным отраслям. Готов отвечать на вопросы.

А. МАСТРЕНКОВ – «ИНТЕРФАКС»

Можно уточнить по первому блоку, по общему количеству объектов финансирование? В первом полугодии профинансировано приблизительно 210 млрд рублей. До конца года еще 131 объект. Какова сумма средств на второе полугодие?

Р.Р. ЗАГРУТДИНОВ

Антон, по АИПу мы полностью обеспечены финансированием. Это публичный документ. По Департаменту строительства – это порядка 600 млрд рублей. Но вы прекрасно понимаете, программа – это предельная стоимость в АИПе. То, что я говорю «профинансировано», означает, что строители выполнили работу, принесли документы, и мы проверили, оплатили. На сегодняшний день вся наша программа обеспечена финансированием по всем отраслям.

О. ГАХОКИДЗЕ – «РИА Новости»

Возможна ли ситуация пересмотра АИП из-за пандемии?

Р.Р. ЗАГРУТДИНОВ

Я могу констатировать ситуацию на сегодняшний день. В рамках Департамента строительства у нас в основном, как я говорил, строительный маховик раскручен, контракты, в основном, по всем объектам в разрезе программы заключили. У нас ограничения по финансированию нет. Но наши уважаемые коллеги из экономического блока, наверное, сделают прогнозы. Из практики,  я думаю, что мы с вами не первый кризис переживаем в РФ. Это окончательно ясно будет ближе к осени. Пока по Департаменту строительства у нас никаких сокращений нет. Работали и работаем, как работали.

С. БАБКИН – «Российская газета»

Уточните, пожалуйста, по Северному дублеру Кутузовского проспекта. Когда будет готова развязка у ТТК? Она будет платной?

Р.Р. ЗАГРУТДИНОВ

Это по городскому заказу мы в районе Сити строим, заключили контракт. Наша задача - обеспечить транспортную связь строящегося Северного дублера с районом ТТК. Конечно, наш объект строится в рамках АИПа и будет бесплатный. Там 3 этапа. На сегодняшний день мы на первом этапе ввели улично-дорожную сеть. Рядышком мы строим дома для реновации. На 95% завершили работы. На втором этапе мы сейчас активно достраиваем 4 эстакады для связки Северного дублера с ТТК. В активной фазе строительства находимся. По контракту у нас завершение в первом полугодии 2023 года, но, как обычно, будем сокращать. На сегодняшний день все работы там развернуты.

Третий этап – это благоустройство набережной между ТТК и Третьим Силикатным проездом. Мы там работаем, эстакада наша будет бесплатная, также там строят Северный дублер, он не в рамках нашего департамента.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Вопрос тоже про дороги. Вы достаточно подробно сказали, что 65% плана по дорогам в этом году выполнено в связи с тем, что федеральное правительство в лице Хуснуллина сейчас заявляет о том, что крупные федеральные дороги должны строиться быстрее, и это стратегически важно. Есть ли в Москве дороги, которые стратегически важно строить раньше установленных планов? За счет чего можно ускорить их строительство?

Р.Р. ЗАГРУТДИНОВ

10 лет мы строили, но, как вы видите, дороги опережающими темпами везде вводим. На сегодняшний день проходит на федеральном уровне Марат Шакирзянович просто те правила, которые у нас действуют. Это оптимизация бизнес-процессов на уровне всей Российской Федерации проводят активно, чтобы сроки строительства были сокращены в целом, в Федерации. В целом, у себя, в Москве, мы тоже не останавливаемся. Перед нами Мэром ставится задача сократить еще больше сроки. Мы все для этого делаем. Строительство – это очень большой объем организационных мероприятий, согласительных мероприятий. Чтобы приступить к строительству дороги, особенно в плотной застройке, это огромная перекладка коммуникаций, соглашения, договориться нужно со всеми. Если в Москве пылесосом разобрать весь земельный участок, наверное, по коммуникациям можно будет пешком перескакивать и ходить. Само строительство – эстакады, тоннели, искусственные сооружения, - профессиональное сообщество готово их строить и сокращать сроки. В большинстве случаев речь идет о сокращении бизнес-процессов организационного характера, по проектированию. К примеру,  в Департаменте строительства мы все бизнес-процессы описали, сегодня оцифровываем. На каждом этапе мы ввели у себя информационный продукт «Мосгорзаказ», в рамках которого все наши сотрудники могут работать со своим бизнес-процессом в автоматическом режиме. Мы сократили движение бумаг. Следующий этап, и это огромная работа, на уровне федерального центра тоже работы проводятся – это технологии информационного моделирования (ТИМ). Мы должны подготовить инфраструктуру, огромный объем, в т.ч. с Маратом Шакирзяновичем мы строим,  совместно с коллегами в Москве готовится пакет документов и изменений в  федеральное законодательство, субъектовое, чтобы переходили на технологии информационного моделирования. Это большой, длительный процесс, который нужно сократить для перехода. Это нам позволит сократить сроки, увеличит качество проектирования. Когда мы проектируем, если подключается к проектированию еще Искусственный интеллект, это позволяет сократить т.н. конфликты. Например, если взять это здание и ТИМ, снять потолки – там огромное количество коммуникаций. Порой бывает, когда проектировщики чертят, эти плоскости пересекаются, и когда на стройплощадке производители работ сталкиваются с этим, им приходится корректировать документацию. Когда мы полноценно перейдем на ТИМ, компьютер будет показывать эти конфликтные ситуации, исправлять. И, главное, ТИМ позволяет качественно эксплуатировать дороги. Когда мы построили по ТИМ дорогу, то при эксплуатации дальше есть определенные нормативные сроки эксплуатации дороги, капитального ремонта. В трехмерном изображении понятны все подземные коммуникации. В любой аварийной ситуации можно быстро реагировать на это. Весь этот комплекс мероприятий как проводился в Москве, так и проводится. Думаю, в РФ тоже будет внедряться многое из того, что мы использовали в Москве. У нас на сегодняшний день получение разрешения на строительство, экспертиза, получение положительного заключения – все перевели в электронный вариант. Все это сокращает сроки строительства. Потому что пока мы не пройдем все процедуры, мы не можем начать строительный процесс. Поэтому, весь этот комплекс мероприятий приведет к сокращению сроков. А на вопрос о том, какие дороги – мы все дороги пытаемся сократить. Мы иногда сокращаем нормативные сроки, потому что прекрасно понимаем, что чем быстрее мы строим, тем меньше неудобства мы приносим гражданам. Во-вторых, дороги по всем мировым расчетам дают огромный кумулятивный эффект для экономики города – сокращение времени в пути имеет огромный экономический эффект в целом, для развития города.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Еще один вопрос, если позволите, про метро. Рублево-Архангельская линия, одно время про нее много говорили. В какой стадии там проектирование?

Р.Р. ЗАГРУТДИНОВ

Сейчас по ней ведется работа архитекторами по согласованию прохождения трассы. Принимая решение по трассировке, нужно будет смотреть максимальные потоки людей, удобство людей и при этом не забывать технологические решения о количестве перекладок, стоимость, бюджет. На сегодняшний день мы прорабатываем эти вопросы. Думаю, до конца года мы сообщим по трассировке и по срокам реализации.

О. КУЛИНЧИК – «ТАСС»

Скажите, пожалуйста, о строительстве линии метро из Коммунарки в Троицк. Как вы планируете его запускать, сразу весь целиком?

Р.Р. ЗАГРУТДИНОВ

У нас от БКЛ первый участок в активной стадии находится. Проходческая машина работает до станции Коммунарка. Мы сейчас находимся в стадии строительства. Полностью обеспечены финансированием. Следующий участок – от Коммунарки до Троицка. Сейчас  определяем его окончательную трассировку, находимся на этапе проектирования. Мы будем его вводить, технологические решения будем принимать такие, чтобы мы могли его включать участками. Первый участок мы планируем от Новаторов до Коммунарки запустить на первом этапе.  Потому что технологические вопросы, оборудуем тупики, а следующим этапом будем двигаться в сторону Троицка.

Сроки  я вам не назову, потому что мы находимся на этапе проектирования. Определим окончательно бюджет,  трассировку и после этого вам сообщим. До конца года мы должны эту трассу посмотреть. Прохождение этой трассы, в каком исполнении будем делать. Потом вам сообщим.

ВЕДУЩИЙ

В Московском зоопарке последние несколько лет ведутся большие работы. Можете об этом рассказать?

Р.Р. ЗАГРУТДИНОВ

Огромный объем работы по зоопарку – это внутри по перекладке коммуникаций. Первую фазу всех мероприятий по московскому зоопарку мы завершили. Сейчас у нас остается вход со стороны м. «Баррикадная», пешеходный переход, который у нас там есть и рядышком построим еще один пешеходный переход и павильон «Ластоноги».  Мы определялись с технологией. Нужно было посоветоваться и с москвичами, и архитектурный облик этого. На сегодняшний день у нас есть полное понимание. Определили подрядчика. Планируем его к осени 2021 года работу завершить. На сегодняшний день на всех этих трех объектах (вход в зоопарк, пешеходный переход и «Ластоногие») проводятся  земляные работы, подготовительные работы, перекладка коммуникаций. Проектной документацией обеспечены, подрядчик определен. Введем его в следующем году, потому что там еще 76-я ежегодная конференция Всемирной ассоциации зоопарков и аквариумов планируется проводить в Москве. К этому мероприятию мы работы планируем завершить.

ВЕДУЩИЙ

Стройкомплекс Москвы всегда был локомотивом московской экономике. Сколько человек занято в строительстве в Москве? Есть ли нехватка каких-то специалистов в строительстве?

Р.Р. ЗАГРУТДИНОВ

Я всегда говорю, что самый главный в строительных процессах – это человек труда. Я приводил пример и по Вороновскому. На сегодняшний день мы практически в круглосуточном режиме выстроили работу, потому что у нас есть технологические процессы, которые нельзя останавливать даже ночью. Там, где заказчиком является только Департамент строительства – на сегодняшний день это порядка 70 000 строителей трудится у нас. Даже в пик пандемии, когда по указу Мэра приостанавливали строительство, физически нельзя было остановить некоторые технологические процессы. В период пандемии у нас работало 25 000 человек. Представляете, в начале года маховик мы раскрутили, и работало порядка  60 000-65 000 человек. Потом мы практически в 3 раза, на месяц в встали. Это очень сложная организационная задача, потому что мобилизовать людей. Вахтовым методом люди работают..  И после коронавируса, когда 12 мая был издан указ и разрешили по всем отраслям возобновить работу, буквально строители мобилизовались в течение недели  и начали наращивать объемы.

Если говорить по специальностям, то очень важно иметь профессиональных заказчиков. Последние годы мы ежегодно в Департаменте строителей готовим курсы, готовим руководителей проектов, активно работаем с нашим Московским государственным строительным университетом, с магистратурой, берем ребят на практику.  Ежегодно на курсах мы готовим наших специалистов, плюс выпускников – 500 человек минимум проходят 2-месячные образовательные процессы, потому что когда люди учатся в ВУЗе, они не знают специфику и поэтому этих людей надо готовить. Мы на это обращаем большое внимание. Ежегодно у нас эта программа обновляется.

По рабочим специальностям, благодаря программам целевого развития, формирования АИП, в Москве сформирована государственная программа в разрезе каждой отрасли. Это долгосрочные программы. В России такого нет. Мэром была поставлена задача с первых дней его работы, что в Москве должно быть целевое развитие программы, на многие годы вперед. Мы, например, свои программы строительства отмеряем пятилетками. Мы четко видим 5-летнюю свою программу, обеспеченную финансами. Когда мы проводим конкурсы, наши контрагенты строительных и подрядных организаций видят гарантированную работу, они начинают вкладывать в образовательную деятельность, в т.ч., не только в Москве. Субъекты готовят бригады. Мы сейчас, к примеру, для программы реновации видим, что необходим огромный объем отделочных работ. В этом году мы вводим порядка 700 000, потом на следующий год не менее 1 млн, в пике мы дойдем до 3 млн квадратных метров. Это означает, что в Москве должен появиться огромный объем отделочников, которые должны иметь соответствующую квалификацию. Для этого мы сейчас проводим организационные мероприятия с нашими контрагентами, чтобы они рассчитывали на тот объем работ и готовили кадры. Подготовка кадров для коммерческих организаций – для них важно иметь гарантированный заказ, а следующие вопросы – они сами ситуацию разруливают. Поэтому я цифры назвал. Образовательные мероприятия мы проводим как на уровне заказчика, так и на уровне подрядчика.

А. МАСТРЕНКОВ – «ИНТЕРФАКС»

Можно поподробнее по «Лужникам», какие там работы, по каким объектам и с какими сроками.

Р.Р. ЗАГРУТДИНОВ

Спасибо за вопрос. Я «Лужники» очень люблю. В период подготовки Чемпионата мира я там практически жил, работал, вводили объекты. Уникальнейший объект, крупнейший спортивный кластер в мире. На сегодняшний день акционерное общество «Лужники» застраивает огромный Центр тенниса. Более 20 площадок будет. Реконструируется универсальный спортивный зал «Дружба». Мы в рамках АИП приступили практически к подготовительным работам – строим уникальный в мире объект, очередной будет шедевр – это Центр самбо и бокса. Под одной крышей по всем международным требованиям построим объект. Технологию мы полностью утвердили, архитектуру тоже. На территории «Лужников» будет порядка 50 000 квадратных метров. Это одновременно 3600 зрителей. И по боксу, и по самбо. Задача перед нами поставлена, чтобы это был уникальный объект, который соответствует всем международным требованиям и там могли проводить международные соревнования, в т.ч., чтобы там могли жители заниматься спортом. Потому что в комплексе под одной крышей будет у каждой федерации и бассейн, и ринги, и универсальный спортивный зал, и реабилитационное направление. На мой взгляд, это уникальный, красивый объект. Сейчас мы занимаемся подготовкой территории, выносом коммуникации. К активной фазе строительства приступим в конце года и в кратчайшие сроки постараемся ввести этот объект в эксплуатацию – очередная изюминка «Лужников».  

О. ГАХОКИДЗЕ – «РИА Новости»

Вы  говорили, что в начале  года было 65 000 строителей, а сейчас 70 000?

Р.Р. ЗАГРУТДИНОВ

Да. Во-первых, нужно наверстывать упущенное время. Мы сейчас находимся на пике строительного сезона. По домам пик ввода – 3.4 квартал. Поэтому, нам нужно наверстать месяц, который мы стояли. Это очень тяжело. Плюс, у нас увеличиваются объемы строительства, особенно, по реновации. Нам необходимо наращивать количество людей. Из года в году  нас будет расти количество работников.  

О. ГАХОКИДЗЕ – «РИА Новости»

Каких специальностей не хватает сейчас?

Р.Р. ЗАГРУТДИНОВ

В целом по строительным специальностям в Москве для выполнения программы реновации индустрия полностью позволяет строить объемы строительства по монолитным конструкциям, по сопутствующим инженерным системам. Наверное, это сегодня самый острый вопрос. Пока мы его сильно не ощущаем. Последнее время инвесторские застройки – там не чистовая отделка, а отделываются только места общего пользования. Когда инвестор застраивает дома, они сдаются без отделки. Люди, которые заезжают, начинают ремонтировать. А бюджет на строительство в рамках реновации – это такой пик огромный и будет востребованность в этих специальностях. Исходя из того, что у нас городской гарантированный заказ, мы могли бы перенять у других инвесторов. Поэтому, я вижу, что по отделочникам на следующий год это будет острый вопрос. Потому что нам же нужно обеспечить качество. Это очень важно. По программе реновации мы утвердили улучшенное качество. По реновации это практически бизнес-класс. Это и места общего пользования улучшенной отделки, и благоустройство улучшенное, в квартирах улучшенная отделка. Предстоит и огромный объем проектных работ. Проектировщики – этот вопрос решается проще. Утвердив стандарт реновации, мы задали типовые проекты. На сегодняшний день, благодаря новым технологиям проектировщики могут, по сути, работать на удаленке. Это в целом по миру. Проектная профессия, проектировщики, работают на удаленке и без ущерба производственной деятельности. Я говорил, что 25 000 у нас непосредственно на площадках работали, а работа заказчиков, проектировщиков практически не останавливались. Все программные продукты позволяют работать на удаленке. Думаю, будут задействованы проектировщики всей РФ.

ВЕДУЩИЙ

В Москве потихоньку были реконструированы почти все путепроводы. Решено что-то с Дмитровским путепроводом?

Р.Р. ЗАГРУТДИНОВ

Большой путепровод. Мэром принято решение его реконструировать, мы приступили уже, буквально определились с подрядной организацией. По сути, мы построим без остановки  Дмитровского шоссе новый путепровод, без остановки железных дорог. Нам предстоит огромный объем перекладки коммуникаций, не только городских, в т.ч., инженерных коммуникаций Октябрьской железной дороги. Мы по проекту организации строительства должны построить путепровод, не останавливая Дмитровское шоссе, железные дороги. Огромный объем работы. Приступили. В активной фазе строительства сейчас находимся. По контрактным срокам – это 2023 год. Будем стараться его в кратчайшие сроки сократить. Простой путь – это, конечно же, перекрыть трассу и быстро построить. Но нам нужно оказывать минимальное воздействие на улично-дорожную сеть. Вот, по планам у нас 2023 год. Будем ускоряться. Очень нужен путепровод. Состояние у него не очень хорошее. Это будет полностью новый путепровод.

ВЕДУЩИЙ

Благодарю Вас. Пресс-конференция завершена. С наступающим Днем строителя!