Главная  /   Пресс-конференции  /   Пресс-конференция "Основные экспоненты и ключевые активности форума «Город образования»"
23 октября 2019, среда, 11:02

Пресс-конференции

08 августа 2019 Пресс-конференция "Основные экспоненты и ключевые активности форума «Город образования»"

Пресс-конференция "Основные экспоненты и ключевые активности форума «Город образования»"


ВЕДУЩАЯ

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы проводим пресс-конференцию на тему: «Основные экспоненты и ключевые активности форума «Город образования»«.

Спикерами сегодняшней пресс-конференции являются Кузьмин Павел Владимирович, директор Московского центра качества образования, программный директор форума «Город образования», Лукша Павел Олегович, профессор практики Московской школы управления «Сколково», Чеботарь Наталья Алексеевна, директор по стратегии проекта «Яндекс.Учебник», Новопавловская Евгения Польевна, HR-директор московского банка ПАО «Сбербанк», Денисенко Илья Сергеевич, заместитель директора Федерального института развития качества образования, Русецкая Маргарита Николаевна, ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, Лукутин Андрей Владимирович, заместитель директора Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы, вице-президент группы компаний «Просвещение» Алексей Владимирович Шаповалов и Жданова Ирина Дмитриевна, директор школы № 1560 «Лидер».

П.В. КУЗЬМИН

Предлагаю по традиции начать с небольшого видео.

Итак, коллеги, в прошлом году мы поставили абсолютный мировой рекорд, став самым крупным образовательным форумом. Нас было 133 000 участников ФОРУМА «Город образования». Мы убеждены, что в этом году точно, как минимум, 100 000  человек посетят форум, который начнется 29 августа.

Ключевые проекты системы образования – это, во-первых, Московская электронная школа. Нас ждет большое количество мастер-классов, демонстрация тех сервисов, которые есть для юных москвичей, для их родителей, соревнования по решению задач, по работе в интерактивных приложениях. Также, будет большая экспозиция предпрофессиональных классов с очень интересной программой. Впервые мы представим отдельные стенды медицинского, инженерного, кадетского, академического класса. Впервые представим проект IT-класса в московской школе, и можно будет, фактически, стать учеником IТ-класса, попробовать, какое оборудование будет в московских школах с 1 сентября в IT-классах. И можно почувствовать себя участником курчатовского проекта. Все стенды абсолютно открыты, доступны для всех посетителей форума «Город образования». Это хорошая возможность увидеть современное оборудование в московских предпрофессиональных классах.

Если мы говорим про кадетские классы, нас так же ждут встречи с экспозициями московских музеев, а так же возможность оказаться на корабле – это особый виртуальный симулятор, - почувствовать себя капитаном большого корабля. Я думаю, что это всем будет очень-очень интересно.

Также, ключевые проекты – возможность создать собственный фильм о виртуальной реальности, пройти диагностики на стендах «Мои достижения», а так же создать собственный квест в дополненной реальности – мы впервые такую возможность дадим для всех участников, и все мастер-классы по дополненной реальности. Для всех желающих возможность попробовать свои силы и пройти тестирование на должность директора московской школы. Может быть, кому-то удастся, но сначала потребуется серьезная подготовка. И мне кажется, что очень интересно, - у нас будет отдельная зона «World Skills». Вы знаете, что москвичи получили самое большое количество золотых медалей на чемпионате «World Skills». Чемпионы и золотые медалисты «World Skills» будут все дни давать мастер-классы в зоне «World Skills». Приглашаю всех. Думаю, что будет очень-очень интересно.

Нас ждет суперсовременная студия «Мособр ТВ», красивая, полностью цифровая, причем, по последнему слову техники. В этой студии будут работать наши школьные телестудии. Все дни будут идти прямые трансляции со всех ключевых мероприятий форума.

Также, коллеги, мы приглашаем родителей и с маленькими детьми. У нас будет отдельная зона дошкольного образования. Даже самые юные москвичи смогут посмотреть на оборудование, наши дошкольные зоны, поиграть, получить первые интересные образовательные навыки. Очень серьезная интерактивная развивающая среда. Приглашаем всех молодых мам.

Ну и, конечно, новинка этого года – зона киберспорта, знаю, насколько киберспорт популярен у молодежи. У нас будет большая экспозиция, возможность поиграть в самые интересные мировые игры, поучаствовать в соревнованиях и выиграть призы.

Безусловно, мы говорим про открытое образование. Невозможно не сказать о наших бизнес-партнерах. В этом году у нас в числе партнеров: «Просвещение», «Яндекс», «LEGO», «Coca-Cola», «re:Store», «HP», а также такие важные партнеры для нас, полезные, как «Сбербанк» и многие-многие другие компании, которые активно инвестируют образование, работают с образованием и полезны для наших московских школьников. Без них бы, наверное, не могли говорить о единой городской экосистеме образования.

Нас ждут специальные тренинги по профориентации,лекции о профессиях будущего, о современных навыках, которые должны быть у молодежи для того чтобы быть успешными в карьере. Ну, и, конечно, большое количество конкурсов и мероприятий.

Если говорить о ключевых треках деловой и выставочной программы, я еще раз подчеркиваю, что стенды -  это не музейная экспозиция. Любой стенд – это большая интерактивная программа, которая в течение 4 дней будет сменяться мастер-классом. Итак, ключевые направления: «Содержание образования 21 века», «Современные практики и модели обучения», «Как спроектировать образование будущего?». Мы будем говорить о большой городской экосистеме, которая включает в себя все принципы образовательного процесса. Это и такие институты, как школы, это наше традиционное образование, и все то, что есть в городе: музеи, театры, технопарки, социально ответственный бизнес и все другие структуры, в центре которых находится московский школьник и его интересы. Впервые будем говорить об ассоциации городов, ассоциации экосистем городов, которые являются городами образования.

Ключевые спикеры, которых мы ждем  в этом году: Вячеслав Фетисов (думаю, что не нуждается в презентации), Евгения Воскобойникова - «Google», Елена Дугина - «Яндекс». Более 30 лидеров крупнейших российских бизнес-компаний принимают участие в течение всех дней в деловой программе.

Мы очень долго ждали Джо Брауна. Мы понимаем, что журнал« Pop Science» - это крупнейшее мировое научно-популярное издания науки. В этом году с большой радостью приезжали к нам и примет участие в деловой программе.

Ждем мы представителей «Википедии», крупнейших библиотек открытых данных, которые сейчас активно используются в образовательном процессе. Ждем  Шляхера, уже постоянного участника форума «Город образования», идеолога исследований «PISA». Ждем Саймона Бартли, президента «WorldSkills». Ждем представителей «Кидзания». Ну, и, наверное, первый «ударник» в области образования – это  Кэри Токерс примет участие в форуме. Это малая часть. На сайте «Moscowglobalforum.ru» можете посмотреть еще большое количество спикеров. Кстати, хочу отметить, что мы уже сейчас в нашей программе – у нас 800 иностранных гостей. Это абсолютный рекорд. Я не знаю даже других российских форумов, где приезжает такое количество иностранцев. Еще только идет регистрация, и, наверняка, их количество будет гораздо больше.

Ожидаются официальные делегации из других стран: из Индии, из Финляндии, Бразилии, Италии, Китая. Всего на данный момент у нас более 50 государств присылают своих представителей для участия в форуме «Город образования.».

Я хочу подчеркнуть, что в этом году  нас ждет большая делегация из Арабских Эмиратов.

Ключевые события: 29 августа – Открытый педагогический совет с участием Мэра Москвы, международная конференция «Итоги систем образования» всех стран и городов мира, конференция, которую готовит Рособрнадзор про школьное образование в 21 веке.  30 августа пройдет очень интересная международная конференция по большим данным в образовании, заседание Совета по науке г. Москвы и заседание Общественной палаты г. Москвы. 1 сентября, впервые мы проводим торжественную линейку кадет. Ожидаем более 10 000 участников этой линейки. Фестиваль ветеранов педагогического труда в рамках важнейшей для города программы «Московское долголетие». Большое, яркое интересное мероприятие – церемония открытия Олимпиады мегаполисов. И очень важно сказать про слет Детского движения школьников 31 августа в рамках форума «Город образования». Безусловно, большая спортивная программа. Нас ждет открытые тренировки, соревнования среди детских команд. Напомню, что в прошлом году у нас было более 3000 участников нашего забега на ВДНХ. В этом году мы увеличиваем дистанцию – на 500 м и 5 км. Впервые будет дистанция по южной петле – 10 км для всех желающих. Еще раз всех желающих, всех журналистов принять участие в забеге. Думаю, это будет полезно для всех для нас.

Я уже сказал, мы проводили отдельную пресс-конференцию по взаимодействию с форумом. Это крупнейший образовательный форум Арабских Эмиратов. В этом году коллеги приезжают к нам. Им интересно изучить московское образование. Они готовы привести свои идеи. Недавно обсуждали, так же, технологии позитивного мышления. Они будут рассказывать о своих наработках и с большим интересом изучать те наработки, которые уже есть в  московском образовании.

Большая программа для родителей и молодежи. Здесь мы привлекаем наших партнеров из компаний «Яндекс», «Сбербанк» и др. Будем говорить про мотивацию, про профориентацию, про работу с молодежью, про современные коммуникации. Здесь мы постарались выбрать ключевых партнеров форума – всего более 40 компаний взаимодействуют с нами в рамках форума «Город образования». Хочу отметить, что в этом году мы впервые пригласили активный бизнес для работы на форуме в зале «Б». У нам будет выставлено более 40 крупнейших российских компаний, которые работают в рамках системы образования.

На самом деле, мы уже открыли аккредитацию журналистов и регистрацию на мероприятия форума. Сайт остался прежним: «Moscowglobalforum.ru». Работают страницы «ВКонтакте», в «Фейсбуке», в «Инстаграме». Так что всех приглашаем к участию. Пресс-центр «Город образования», как работал в прошлые годы, так же работает в этом году все дни форума. Спасибо.

П.О. ЛУКША

Добрый день. Я и мои коллеги уже много лет занимаемся темой исследования глобальный трендов и российских в образовании.  Мне кажется, что повестка форума этого года как раз работает на крайне актуальные вопросы, которые стоят и перед Москвой, и перед нашей страной и, в целом, перед миром. Мы стараемся в повестку заложить крайне перспективные и востребованные всем миром тематики. Мы понимаем, что мир, окружающий нас, стремительно изменяется. Одно из его характерных свойств – что мы входим в ситуацию, где крайне сложно представить завтрашний день. Мы живем в мире с возрастающей, стратегической неопределенностью, но, одновременно, с растущей сложностью этого мира. Следствие этого – то, что раз и навсегда подготовиться к профессии, к определенной сфере деятельности не получится. Люди за свою жизнь будут менять профессию, и уже начинают менять, 6-8 раз. Отсюда возникает спрос на то, чтобы образование было непрерывным и происходило в течение всей жизни. Идея «Города образования» - это город, в котором созданы условия для обучения и развития всех возрастов, всех типов учащихся. Естественно, основная тема – что делать школьникам, что делать дошкольникам, с молодежью. Одновременно с этим есть огромная масса взрослых учащихся, огромная совокупность даже пожилых учащихся, которые все больше будут важны для системы образования. Ответить на их запросы – это задача именно городской системы образования.

В этой ситуации ускоряющихся изменений возрастает запрос на то, что называется «мягкие» навыки – «Softskills». Их особенность заключается в том, что нельзя просто организовать курсы по этим навыкам. Нужно создавать и обучать им в логике образовательной среды. Например, чтобы научить креативности, надо просто создавать творческую атмосферу в школах, университетах. Это совершенно другие требования к тому, как должен быть выстроен учебный процесс. Он предполагает гибкую образовательную траекторию, которая строится под персональный запрос и которая собирается как из того, что есть внутри традиционных учебных учреждений, так и из разнообразия возможностей, которые каждый учащийся может взять из онлайн-среды, из дополнительного образования и т.д. Здесь следующий важный тренд, связанный с тем, что в образование приходит все больше новых игроков. Это стартапы, частный бизнес, различные НКО. Все они меняют ландшафт и уже невозможно думать только в терминах той формальной системы образования, которой традиционно управляют руководящие государственные органы. Но нужно думать об этой совокупности разных игроков в этой экосистеме. Она связывается через различного рода электронные инструменты, через инструменты настраивания индивидуальных траекторий,  через новые модели оценки. Мы понимаем, что в мире идет активная работа по поиску новых систем оценки. Тот же Андреас часто подчеркивает, что это одна из сфер, где происходили наименьшие изменения до сих пор. Но совершенно необходимо эти изменения внедрять и Москва – это один из лидеров. То, что организовано внутри МЭШ и других систем, того, как можно создавать портфолио учащегося, как можно измерять компетенции. На самом деле в России целый ряд образовательных экспериментов, которые являются передовыми для мира. Конечно, на форуме об этом будет говориться. Здесь же вопрос о том, как использовать данные, цифровые технологии, то, что, например, делают коллеги из «Яндекса», чтобы отслеживать развитие учащегося на длинной траектории.

Следующий критический вопрос – как этим всем управлять. Появляются новые инструменты и способы управления, которые называются «экосистемный подход», когда практически речь идет о полицентричном подходе к управлению множества разных центров управления этой сложной системы, где есть и государственные, и негосударственные игроки, и некоммерческие ассоциации, и бизнес, работающие вместе, в общих интересах. Естественно, развитие системы финансирования, чем, в т.ч., занимается «Сбербанк» и другие коллеги. Это крайне важный вопрос, как эта система будет развиваться. Поэтому, подход этого года в программе заключается в том, что мы переходим от идеи образовательной системы к этой сложно многопозиционной экосистеме, многослойной системе образования, возникающей вокруг нас. Это требует учета разных игроков: школьников, учащиеся, родители, бизнес, руководство городов. Разворот будет строиться вокруг того, что мы должны выстраивать сложную систему, которая развивается из многих позиций. Мы переходим от классического деления «Школа-университет» и т.д. к логике экосистемы, тех ключевых вопросов, по которым она развивается. Спасибо.

И.С. ДЕНИСЕНКО

В рамках форума «Город образования» уже пройдет уже 5 летняя международная конференция Рособрнадзора при поддержке Московского центра качества образования и Федерального института оценки качества образования. Тема конференции – это формирование оценки гибких компетенций. Как вызнаете,  Рособрнадзор участвует в реализации национального проекта «Образование». Когда мы говорим об образовании, речь, конечно, не идет о каком-то соревновании или забеге. Однако мы понимаем, что  сильная образовательная система – это, безусловно, основа стабильного социального развити. Мы точно знаем, что предметные компетенции очень важны. У нас есть множество предметов, подходов, методик от федерального уровня до уровня отдельно взятого учебного кластера. Мы все понимаем, насколько они важны. Являются, в общем-то, основой трудового жизненного пути. Однако, чем больше мы занимаемся международной оценкой качества образования, мы убеждаемся в том, что предметные навыки и знания, к сожалению, этого недостаточно. К сожалению, они уже не могут гарантировать человеку путь к успешности и благополучие в будущем. На сегодняшний день такие понятия как «Soft skills» становятся все более развиты. Среди них не только творческое мышление, логическое мышление, и креативное мышление. но и очень большое количество других компетенций, даже юмор, который дает возможность относится к жизни легко, и принимать разные неурядицы и ситуации, и реагировать на них легко, и, в то же время, люди способны брать ответственность за свои поступки. Действительно, это показывает, каким же образом формировать весь этот спектр и навыки. Об это, собственно, и поговорим на нашем маленьком заседании. У нас так же Дик Хаз будет один из спикеров. а так же специалисты и эксперты в области оценки «Soft skills», оценки «мягких» навыков. Уже есть такие проекты, которые покажут первые результаты чего-либо не только в рамках формирования этих навыков. Что касается нашего стенда, то там можно будет познакомиться с принципами ЕГЭ. Спасибо.

А.В. ЛУКУТИН

30 августа состоится уже 7-й съезд учителей г. Москвы, который в третий раз пройдет не как отдельное событие, а в рамках самого крупного в мире международного форума «Город образования», и это дает дополнительную возможность для наших педагогов принять участие в выставочной и деловой программе. Съезд учителей – ставшее традиционным мероприятие, которое проводится в начале учебного года. Его проводит  Межпредметная ассоциация столичных учителей вместе со своими партнерами. В этом году основной темой на ежегодной встрече учителей будет технология метапредметного образования в школе. тема непростая, дискуссионная, требующая профессионального разговора, детального обсуждения. Проектные сессии учителей будут длиться с 11 утра до 6 вечера в павильоне №75 ВДНХ. Здесь и теория, и практика, активное взаимодействие всех участников, возможность каждого участника в режиме реального времени научиться конструировать метапредметный день в своей школе.

Спикерами этого съезда будут финалисты, лауреаты, победители московских учительских олимпиад, конкурсов, обладатели грантов за вклад в развитие МЭШ, ведущие учителя предпрофессиональных классов. На проектной сессии «Диалог» учителя будут говорить о метапредметных занятиях в 5-7 классах. Именно понятие «диалог», связывающее одни предметы с другими, чаще всего встречается в учебных программах для школьного возраста. Обращу ваше внимание, каждый из спикеров каждой проектной сессии – это специалист не только в своей узкой предметной области. Вторая сессия называется «Элемент» и коснется 8-9 классов. Спикеры вместе с участниками займутся интеграцией знаний из различных областей наук, поработают с универсальными способами решения задач, с алгоритмами достижения целей в разных сферах жизнедеятельности. На завершающей съезд проектной сессии «Процесс» максимально эффективно наши московские учителя постараются показать, какой инструментарий важен для каждого учителя. Это обучение школьников практически действовать на основе умений, навыков и знаний, которые формируются как в школе, так и вне ее. Это работа в команде, проведение исследований, использование информационных ресурсов и т.д. Все, что мы называем компетенциями, которые необходимы для успешной самореализации личного потенциала.

Традиционно ровно за месяц до съезда была открыта онлайн-регистрация для участия. Не  отходя от своего гаджета, зарегистрированный участник может скачать электронное приглашение себе на свой гаджет, и программу. В этом году в съезде московских учителей примут участие не только московские учителя. Судя по листку регистрации, сейчас в списке (перечислю только несколько городов) Липецк, Ростов, Калининград, Крым, Карелия, Омск, Тула и Владимир. Те же, у кого по тем или иным причинам не получится очно присутствовать на съезде – будет организована прямая онлайн-трансляция на сайте съезда учителей г. Москвы. Само собой, после съезда мы сделаем запись, выложим на сайте съезда.

Благодарю присутствующих здесь коллег за помощь в подготовке съезда учителей и оперативном реагировании на любые запросы учителей. После завершения каждой проектной сессии участники смогут посетить зал форума, воочию смогут убедиться, каким образом на практике уже сейчас реализуется технология метапредметного образования в московской школе. Так что, коллеги, уважаемые журналисты мы ждем вас уже на 7-м съезде учителей г. Москвы. Спасибо большое.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо. И я с удовольствием передаю слово ректору Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Маргарите Николаевне Русецкой.

 

М.Н. РУСЕЦКАЯ

Добрый день. Еще некоторое время назад встречали по одежке, а провожали по уму. В последнее время ситуация такова, что уже не только провожают, но и встречают нас по нашей речи, в т.ч. в электронных коммуникациях. Мы, как и многие присутствующие здесь, не только следим за трендами, но и прогнозируем тренды, и не  только в части коммуникаций, в части языка. Один из таких трендов, конечно, проявляется в настраивании брендов, брендов не только компаний, не только процессов и проектов, но и личных брендов. У каждого из вас теперь тоже есть свой бренд, и значительной частью этого бренда является, несомненно, способность к коммуникации и, прежде всего, к коммуникации электронной. Со многими нашими знакомыми, партнерами, коллегами мы теперь не знакомы лично вообще, а коммуницируем только в электронной среде. Об это и о многом другом мы и собираемся говорить на форуме «Город образования». Действительно, базовость русского языка, не смотря на всю цифровизацию, базовость коммуникативных компетенций я бы считала главной среди всех «софтскиллсов» и вообще среди всех метапредметных компетенций, которая дает нам максимальную независимость от изменений рынка труда и максимальную возможность гибкой адаптации ко всем изменениям, которые происходят. Об этом мы и будем говорить.

Мы следим, конечно, за всем, что происходит в школе, за всем, что происходит в мтеодиках преподавания русского языка. Конечно, последние данные, которые обнародовал С.С. Кравцов не так давно, - данные о результатах экзаменов в 9-х классах, экзамене по русскому языку, - они, к сожалению, пока не такие радужные, как хотелось бы. 30% детей не справились с частью составления устного высказывания, 60% допустили речевые ошибки. Очевидно, эти ошибки и нарушения возникают не в школе. Поэтому, безусловно, мы будем говорить и о речевом развитии ребенка в дошкольный период, и о роли семьи, и, конечно, о роли всех педагогов и школы в этом процессе. И они, конечно, апробированы во всех школах благодаря Министерству образования, благодаря партнерству с Департаментом образования и работе через школьный совет. В наших программах «Русский язык для всех», которые предназначены и для родителей – это наш лекторий всех заданий по русскому  и литературе, это и «Секреты 100- балльного ЕГЭ», это и программы различных классов для детей. Все это будет как для того чтобы овладеть русским языком в классическом варианте, так и в современном формате цифровой коммуникации. И сейчас эксперты думают о том, как оценить речевую коммуникацию, эту тонкую, мягкую компетенцию каждого из нас, Институт Пушкина уже имеет свои диагностики, тесты, т.н. «Пушкин-100», которые адаптируются к различным задачам и академическими профессионалами. Во все дни работы форума мы предлагаем диагностическую стойку, где можно будет проверить свои навыки, свои компетенции для самых разных целях, начиная от речевой готовности ребенка в обучению в школе, проверить для иностранных учащихся владение русским языком как иностранным, так и родным, оценить свои возможности использования русского языка в профессиональных целях, что немаловажно, ну, и, в т.ч., в целях подготовки к будущим экзаменам ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку. Мы тоже даем консультации и советы родителям и детям, как максимально правильно и эффективно построить свою образовательную траекторию и подготовиться к этим экзаменам. Приходите на стенд Института Пушкина, а так же на другие площадки, где мы будем выступать экспертами или участниками, и откроем секреты современной, успешной коммуникации в образовании и не только. Спасибо.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо.

Как сегодня уже не раз отмечалось, в этом году очень плотно и плодотворно идет работа с бизнесом во всех отношениях. Она ведется достаточно давно на системной основе. У нас уже есть множество общегородских проектов, которые помогают реализовывать наши партнеры. Передаю слово вице-президенту группы компаний «Просвещение» Алексей Владимирович Шаповалов.

А.В. ШАПОВАЛОВ

Добрый день, коллеги. Еще раз хочу поблагодарить организаторов за приглашение принять участие в форуме. Уверен, что начинания, заложенные в предыдущих форумах получат продолжение в этом году.

Группа компаний «Просвещение» уже достаточно давно образовательный интегратор всероссийского масштаба. «Просвещение» - постоянный партнер системы образования, московских школ. Если раньше, начиная с 30-х годов прошлого столетия, нашей основной задачей было обеспечение московских и российских школьников учебниками, то в последние годы я был в группе компаний «Просвещение» и это еще и партнер системы образования в части комплексных решений для московских школ и московских классов. В частности, мы активно принимаем участие в таких проектах, как инженерные классы в московской школе, лицейские классы в московской школе. Хочу особенно сказать и отметить: буквально недавно, 2 июля на базе нашего офиса группы компаний «Просвещение» открыли RND-пространство, где представлены все наши решения, которые так или иначе уже существуют в школах и классах. Это большое пространство. Сегодня у нас проходит день открытых дверей - день без турникетов. Это московская программа, которую мы поддерживаем. Также группа компаний «Просвещение» активно участвует в развитии проекта «Московская электронная школа», мы представляем в электронном виде наши учебники, но при этом не планируем на этом останавливаться. Мы также активно наполняем «Московскую электронную школу» другими нашими электронными продуктами. Также, работая с системой образования Москвы, мы активно предлагаем стратегические продукты для московских школьников. Одним из этих продуктов стал продукт «City stars» — это английский язык с пятого по восьмой класс, который сделан специально для московской системы образования. Целью этого продукта является то, чтобы дети, пройдя обучение по этой программе могли правильно изъясняться с гостями нашей столицы, умели рассказать о наших достопримечательностях и показать свою эрудированность. Наше участие в форуме «Город образования» уже становится традиционным, это уже третье наше участие. Мы в этом году немножко решили изменить наше позиционирование и сформировали его на принципах единения четырех стихий. Что мы под этим понимаем? Земля — это, в первую очередь, экология, современные информационные технологии в рамках школы. Вода — это олицетворение проекта «Здорово быть здоровым», который также мы представим на нашем стенде. Будет освещена проблема патриотического воспитания, кадетские классы, духовно-нравственное воспитания и цивилизационное в сфере России. «Просвещение» представит разные сервисы, уже готовые для практического применения в Москве и в других регионах. На форуме будет огромное количество иностранных гостей, в том числе будут представлены продукты для зарубежных стран. Для нас это хорошая возможность получить обратную связь от гостей, от посетителей, от профессионалов, которые в большом количестве будут посещать форум. На стенде группы компаний «Просвещение» будет представлено большое количество программ. 29 и 30 августа это будет программа «Гостиная авторов», где все желающие смогут побеседовать с нашими авторами, смогут задать вопросы, получить необходимую консультацию, если такая необходимость возникнет у преподавателей, которые будут присутствовать там в большом количестве. 30 августа мы приглашаем на подписание соглашения и презентацию нового проекта, совместного с Роскосмосом. 30 августа мы приглашаем вас в лабораторию «Современные технологии в пространстве». 30-31 августа будет программа для учителей иностранных языков. И 31 августа мы будем проводить мастер-классы. Также «Просвещение» традиционно на своем стенде создает удобные условия для проведения переговоров, для встреч, можно даже получить консультации наших методистов, посмотреть литературу и оборудование современных классов, те цифровые продукты и сервисы, которые мы представляем в системе образования. Также будут интервью известных персон. Ждем вас на стенде. И еще раз хочу пожелать всем удачи в этом году всем нам. Спасибо огромное. Еще раз приглашаем вас на наше мероприятие.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо большое. С такими активностями, с такой серьезной загрузкой у вас есть все шансы реализовать ваши планы и улучшить результаты прошлого года. Я передаю слово директору по стратегии проекта «Яндекс.Учебник» Наталье Алексеевне Чеботарь.

Н.А. ЧЕБОТАРЬ

Здравствуйте. В последние несколько лет мы совершаем беспрецедентное по масштабу и по содержательности событие. Несмотря на то, что мы не знаем, что нас ждет в будущем и наших детей, мы тем не менее имеем единое понимание в системе образования тех задач, которые есть. В решении этих задач мы стараемся участвовать. Что мы будем показывать в рамках «Города образования»? Мы будем представлять два ключевых проекта «Яндекс.Учебник» и «Яндекс.Лицей». Также мы плотно взаимодействуем с образовательной аудиторией Москвы по IT-классам. В IT-классах «Яндекс» является стратегическим партнером, но стратегический партнер не только индустриальный, но еще и содержательный. Потому что более 12 лет «Яндекс» занимается образовательными программами в сфере IT. Это и кафедры, и факультеты, и школы анализа данных. Те работы, которые у нас есть, позволяют нам участвовать содержательно и помогать коллегам в разработке и программ обучения в этих классах по направлению программирования, и в разработке программ обучения учителей, и в проведении выпускного экзамена, который будет в конце года проходить. В этом году открываются 10 классов в школах с математической вертикалью. Будет осуществлен набор в «Яндекс.Лицей» — это достаточно большой проект, который развивается третий год, существует в 120 городах российских и за рубежом тоже. 59 площадок в Москве. Это дополнительное образование для школьников. Будет рассказано для руководителей образовательных учреждений в Москве, как устроен продукт, как устроена программа, как с этим можно работать. Прием открывается для школьников 30 августа. Надо сказать, что обучение бесплатное, но на него непросто поступить. В зоне IT-классов специалисты «Яндекса» будут проводить веселые мастер-классы, которые будут интересны и детям, и взрослым, и учителям. Для учителей будет разработана отдельно программа для решения задач такого рода программы. Про «Яндекс.Учебник». Для нас очень важно то, что мы можем выбирать дополнительные возможности образования «Московскую электронную школу». Прежде всего, речь идет о сервисе электронных домашних заданий. Сейчас это - «Яндекс.Учебник», сервис заданий по русскому языку и математики. Он разработан на основе программ соответствия ГОСТ. В прошлом году сервис активно развивался, им воспользовались 37 учителей в России, и около 600000 детей, которые решают задачи. Сейчас будет возможность выдавать домашние задания в «Яндекс.Учебнике». Будет представлена автоматическая проверка всего многообразия задач. А для ребенка будет еще и мгновенная обратная связь. Иногда она более сложная, чем можно себе представить. Она позволяет дома доучиться, подтянуть какие-то темы, если есть сложности с домашним заданием. В прошлом году в мае мы провели проект о музыке, который осуществлялся вместе с «Яндекс.Музыкой» и Дирекцией образовательных программ Департамента культуры города Москвы. Это 9 уроков для классов с 1 по 9, которые прошли в 20 регионах России. Мы обучили около 1300 учителей. Проект тоже был направлен на образование. С точки зрения программы, мы планируем семинары для учителей начальной школы читательской грамотности. Потому что, мы видим, что это одна из ключевых проблем. В начальной школе проблема с чтением. По этому поводу наше издательство будет проводить семинары по решению нестандартных задач по математики и будут семинары для учителей музыки. Это совершенно все бесплатно. Отдельно хочу сказать, что во взаимодействии с Городским методическим центром мы планируем реализацию нашей программы профессионального развития учителей. Мы начали разрабатывать эту программу в начале года, в январе. За период с февраля по июнь через нее прошло около 11 500 учителей по России. Мы много что узнали для себя и разработали. Нам нравится, что мы доросли до сотрудничества с Городским методическим центром и с Департаментом образования Москвы. Большое спасибо. Приглашаем всех родителей, детей на наши IT-классы и в школу «Яндекс.Лицея», а учителей приглашаем на сервис «Яндекс.Учебник», который существует в большей степени для учителей.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо большое. Я передаю слово HR-директору московского банка ПАО «Сбербанк» Евгеньевне Польевне Новопавловской.

Е.П. НОВОПАВЛОВСКАЯ

Здравствуйте. «Сбербанк» традиционно много вкладывает в развитие своих сотрудников. Существуют высокотехнологичные инструменты и самые современные методики для развития наших сотрудников. Спасибо большое Департаменту образования и науки за то, что мы с ними смогли совместно реализовать несколько масштабных проектов. С участием «Сбербанка» мы делали по теме «Искусственный интеллект и машинное обучение» открытый урок в школах не только города Москвы, но и во многих регионах. Также мы вступили в проект «Субботы московского школьника». У нас есть свои площадки, секции не только для детей, но и для родителей. Мы получили обратную связь. Остались сами этим довольны. И решили не останавливаться на достигнутом. В мае мы делали мероприятие для учителей школ. Мы решили поделиться опытом с нашей администрацией в части изменения культуры и национального интеллекта. Мы убедили многих директоров школ делать это и дальше. Также мы планируем проведение конференций для директоров школ, которые будут на наших площадках. Чтобы прониклись атмосферой также участники из руководства «Сбербанка», наши лидеры. Мы продолжим районные «Субботы московского школьника», они пройдут во всех районах города Москвы. Пройдет также конференция на тему частного и государственного образования. В том числе мы делаем доступным для старшеклассников проект по предпринимательству. Конечно же, ближайшее мероприятие, которое пройдет в августе - форум «Город образования». Мы хотим, чтобы у наших детей было больше возможностей для развития, и, как следствие, больше возможностей для будущего. Мы будем участвовать в панельной дискуссии на тему «Анализ данных, как основа системы управления». Один из лидеров московского банка примет участие. Также мы примем участие в дискуссии по молодежному предпринимательству. Также на площадке московского «Сбербанка» мы проведем мастер-классы по финансовой грамотности и развитию национального интеллекта. И благотворительный фонд «Сбербанка» «Вклад в будущее» на стенде издательства «Российский учебник» представит учебно-методический комплекс по социально-эмоциональному развитию детей от дошкольного возраста до старшеклассников. Мы будем очень рады видеть родителей, детей, учителей на нашем мероприятии. Спасибо большое вам за предоставленную возможность выступить.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо большое. В завершении нашей сегодняшней пресс-конференции я бы хотела вернуться подробно к московскому проекту Департамента образования, который будет представлен на выставке. Если говорить о «Городе образования», мы сделали обстановку в «Московской электронной школе» в среде профессиональных классов. Ирина Дмитриевна Жданова, директор школы № 1560 «Лидер».

И.Д. ЖДАНОВА

Добрый день, уважаемые коллеги. Я еще раз бы хотела остановиться на тех активностях, которые, я уверена вызовут самый большой интерес. В первую очередь — это «Московская электронная школа», которая после успешного прохождения апробации 2017 года, успешно внедряется во все школы Москвы. Это действительно очень серьезный и содержательный акцент, который будет сделан на форуме «Город образования». «Московская электронная школа — это Интернет-платформа, которая включает в себя образовательный контент, который может создать любой учитель, и, соответственно, использовать те материалы, которые находятся внутри этой платформы. Для многих гостей выставки это не будет новым. Особенно для тех, которые работают, учатся, являются родителями в Москве. А для тех гостей, которые приедут из других городов и других регионов это будет новым. «Московская электронная школа» включает в себя все абсолютно ресурсы. Одним кликом, зайдя на одну платформу родитель, учитель, ученик, может узнать абсолютно все о своих уроках, о переменах, о содержании, о самостоятельных работах, которые предлагаются для наших детей. И, самое важное, «Московская электронная школа» не стоит на месте. Ежегодно в этот контент добавляются новые и новые функции. Например, сегодня любой родитель может дистанционно сообщить о том, где находится ребенок и почему сегодня он не может по той или иной причине прийти в школу. Или, например, родитель может узнать о том, где, в каком месте на территории города проходит тот или иной урок. Также внутри «Московской электронной школы» находится вся абсолютно информация об аттестации, о формах контроля, о самостоятельных заданиях, которые выполняет ребенок. На сегодняшний день «Московская электронная школа» — это огромнейшая библиотека. Это тот ресурс, которые использую наши учителя в течение всей своей работы. Он, безусловно, облегчает жизнь учителю, избавляя его от рутинной работы. Там есть сценарии уроков, электронные учебные пособия, художественная и учебная литература. Я думаю, что цифры на слайде сами за себя о многом говорят. Конечно, на форуме «Город образования» будут представлены новые возможности для наших учителей. Огромное количество вопросов поступает от наших гостей о том, как правильно применять сервис, как разработать сценарий, какие возможности практические ежегодно добавляются в «Московскую электронную школу», как распространяется педагогический опыт. Ответы на все эти вопросы будут представлены на «Городе образования». Там будут мастер-классы, панельные дискуссии, ответы на вопросы и, соответственно, практика для любого желающего окунуться в мир «Московской электронной школы» и попробовать себя в роли учителя. Еще раз хотела бы обратить ваше внимание на мастер-классах и панельных дискуссиях, а также на то, что в игровой форме будут представлены соревнования с решениями заданий, кинотеатр с видео-роликами о «Московской электронной школе» и, конечно же, школа консультаций не только лучших педагогов-практиков, но и специалистов Городского методического центра и Московского центра качества образования. Огромное внимание привлечет социальное образование. У каждого гостя не только московского, но и тех, кто приезжает из других городов и других стран вызывают вопросы наши профессиональные классы: медицинские классы и инженерные классы московской школы. И это не только уникальное современное оборудование, на котором работают наши учителя и дети, но это и то содержание, которое на сегодняшний день выполняют эти предпрофессиональные проекты. Хотелось бы обратить ваше внимание на мастер-классы, которые проведут учителя-практики и сотрудники Высшей школы. Это мастер-классы на оборудовании инженерных классов и медицинских классов в московской школе. Эти мастер-классы будут проходить и для детей, и для родителей, и для учителей. Курчатовский проект и академические классы в московской школе — это те проекты, которые уже известны московской системе образования. Результаты не заставили себя ждать, и многие дети наших побеждают в международных олимпиадных соревнованиях. Проект IT-классы вызовет, я думаю, большой интерес. На сегодняшний день 34 класса готовы открыться 1 сентября этого учебного года. Дети прошли очень серьезный отбор. Еще более серьезный отбор прошли наши учителя. Они прошли обучение. Спасибо нашим бизнес-партнерам, которые в этом нам помогают. Конечно, мастер-классы и консультации, наполненные интересным содержанием, будут представлены на форуме «Город образования». Академический класс будет представлен большим количеством мастер-классов. Особое внимание хотелось бы обратить на активности, которые будут проводить учителя - получатели гранта мэра Москвы. Кадетский класс в московской школе также не нуждается в особом представлении. Это, действительно, очень умный и очень современный класс. Обращаю ваше внимание на демонстрацию 10 лучших виртуальных экспозиций школьных военных музеев в городе Москве. Очень интересный интерактивный космический аттракцион, который запланирован и пройдет на форуме «Город образования». Ну и, безусловно, там будет фотозона, консультации, общение с профессионалами, которое тоже будет очень интересным. В заключении я бы хотела анонсировать: в период проведения «Города образования» пройдет очень значимое событие - заседание первого клуба директоров ассоциации, которое будет посвящено очень интересной теме «Может ли современный урок оставаться интересным и результативным?». Также в рамках форума «Город образования» состоятся встречи директоров с родителями, которые уже сейчас идут еженедельно в залах Московского центра качества образования, где директора проводят встречи и отвечают на вопросы наших родителей. Тем более, я уверена, что вопросов в преддверии нового учебного года будет достаточно. Я думаю, что такие разговоры будут интересны. Мы ждем вас на «Городе образования». Я уверена, что будет еще интереснее, чем в прошлом году. Спасибо.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо большое. Коллеги, я в завершение первой части пресс-конференции призываю всех как можно раньше регистрироваться и аккредитовываться, поскольку программа насыщенная, и желающих посетить ее будет хоть отбавляй. Посетить физически все мероприятия будет невозможно, а если не захочется ничего пропускать, вы можете это все отследить на Московском образовательном телеканале, поскольку на нем постоянно будут проходить прямые трансляции важнейших событий. Коллеги, пожалуйста, ваши вопросы.

Д. КРАВЧЕНКО.

Добрый день, Денис Кравченко. Я представляю журнал «EdExpert». У меня вопрос к Павлу Владимировичу. Я поймал себя на мысли, что для меня это уже третья пресс-конференция в таком благословенном месте. Павел Владимирович, Вы сказали о насыщенной, плотной экспозиции, которая будет на форуме, о насыщенной программе. Вы также сказали о росте посещаемости. Как Вы считаете, это свидетельствует о развитии рынка образования, о конкуренции на нем или о росте общественного интереса к теме образования? Или может быть о росте популярности самого форума, который уже в третий раз проводится? Или это особая позиция городского руководства и руководства Департамента образования Москвы? Или может быть это четыре в одном? Спасибо.

П.В. КУЗЬМИН

Я, наверное, сказал бы очевидные вещи. Конечно, растет интерес к образованию не только у тех, кто исторически связан с образованием: учителя, родители, учащиеся, руководство школ. Растет интерес общества к системе образования, к тому, как образование будет развиваться, как образование реагирует на те вызовы, которые сейчас есть. Вторая составляющая - интерес к тем новым решениям, которые есть в образовании, в частности, в московском образовании. Потому что мы активно делимся с регионами инструментами, механизмами, результатами, которые есть в Москве. Мы видим, что это интересно иностранным гостям. Сейчас уже около 80 регионов России собираются на московский форум. Есть интерес к московским образовательным решениям, которыми мы охотно будем делиться. Мы изучаем то, что есть в регионах в системе образования и готовы оказывать поддержку. Мне кажется, тут две составляющие: общий рост интереса к системе образования и рост интереса к московским решениям образования. А все это влечет за собой расширение системы образования, количества партнеров. У нас есть директор школы, у нас есть учительское сообщество, есть представители бизнеса, у нас есть сотрудники «Сколково», у нас есть вы, как представители СМИ, в том числе организатор одного из крупных мероприятий. Мы все здесь в одном зале присутствуем, плюс журналисты, которые каждый день пишут, вовлекают все большее количество читателей, зрителей к мероприятиям форума. Мы тоже все работаем над популяризацией системы образования. Все это вместе и повышает рост интереса к форуму.

Л. ЗУЕВА

Павел Владимирович, а будет ли в этом году работать на форуме детская пресс-служба или будут какие-то изменения?

П.В. КУЗЬМИН

У нас в этом году будет традиционно выпуск «Учительской газеты» по форуму. Обо всех событиях ключевых и о самых интересных спикерах форума там будет информация. В том числе в этом выпуске мы напишем про работу детских телевизионных студий, которые будут работать на форуме. У нас будет взрослый пресс-центр, детский пресс-центр. Еще мы договорились о том, что на всех ключевых мероприятиях форума мы обязательно оставляем квоту для работы детских студий. Я думаю, что на МосОбрТВ будет традиционно большое количество сюжетов детских телевизионных студий. Очень важно, что мы на форуме не проводим границы между взрослыми журналистами и журналистами-детьми. У нас всегда есть возможность любому количеству детских студий принять участие во всех ключевых мероприятий, задавать вопросы, готовить сюжеты. В этом году мы эту традицию, безусловно, будем продолжать.

Если можно, я еще скажу. Тут коллеги в СМС пишут, спрашивают о цифрах. На данный момент на восьмое августа у нас зарегистрировалось 800 иностранных гостей. Эта цифра будет больше. У нас сейчас подтверждены более 80 делегаций из регионов России. Подтвердились делегации из 50 стран мира. Думаю, что это количество тоже может вырасти.

ВЕДУЩАЯ

Уважаемые коллеги, я думаю, что прошедшая пресс-конференция была крайне продуктивной, информации хоть отбавляй о том, что будет представлено на форуме, и это далеко не все, что будет представлено.

Б. СТАРЦЕВ

Короткий вопрос: в прошлом году был такой месседж «Город лидерства без отстающих», все присутствующие знают, что за этим месседжем стоит. А какой слоган, какой месседж будет в этом году?

П.В. КУЗЬМИН

У нас несколько слоганов. Мы говорим про город, который учит и учится — это, наверное, ключевая и правильная идея. Мы не забываем про тот слоган, который пошел в массы, стал очень любимым... Вообще, на самом деле, что бы мы не придумывали, жизнь всегда утверждает какую-то вещь, понятную для всех. Слоган, который вы видели в ролике «Стань частью «Города образования», полезен абсолютно всем. И на самом деле, когда мы в этом году продумывали определенную информационную компанию к форуму, мы поняли, что не надо позиционировать совсем общие вещи. Есть разные целевые аудитории. Мы должны дать возможность любой целевой аудитории найти что-то интересное на форуме образования. Мы говорим, например, про молодых мам с маленькими дошколятами. У нас есть великолепная лаборатория дошкольного образования. Мы говорим про наших школьников, мы делаем целевую, сильную, молодежную программу с интересными мероприятиями и спикерами. Мы будем говорить о построении образовательной карьеры, о профориентации, о многом другом. Наша задача в том, чтобы любая целевая аудитория нашла интересные для себя мероприятия в рамках «Города образования». Тогда можно будет говорить о серьезном форуме для всех. «Город образования» для всех и форум наш тоже для всех! Спасибо.

ВЕДУЩАЯ

Коллеги, вопросов больше не вижу. Благодарю всех за внимание. Напоминаю о том, что через 20 минут начнется селекторное совещание руководителя Департамента образования и науки, после которого вы сможете задать ему вопросы. Спасибо всем.