Главная  /   Пресс-конференции  /   Пресс-конференция «О проведении независимых диагностик»
22 мая 2019, среда, 21:45

Пресс-конференции

21 февраля 2019 Пресс-конференция «О проведении независимых диагностик»

21 февраля состоялась пресс-конференция «О проведении независимых диагностик»

Пресс-конференция «О проведении независимых диагностик»


ВЕДУЩАЯ

Начинаем нашу пресс-конференцию на тему: «О проведении независимых диагностик».

В пресс-конференции принимают участие Кузьмин Павел Владимирович, директор Московского центра качества образования, Легостаев Богдан Леонидович, руководитель Центра независимой диагностики, Левченко Василий Анатольевич, председатель Ассоциации по управлению качеством образования, Кулагин Александр Сергеевич, директор школы № 1591 и Гализина Анастасия, учащаяся школы № 1517.

П.В. КУЗЬМИН

Добрый день, уважаемые коллеги. Мы не в первый раз обсуждаем тему независимых диагностик. Но сегодня мы будем говорить о ней в ином ракурсе. Понятно, что когда мы говорим о независимых измерителях, мы понимаем, что к разработке таких инструментов привлекаются специалисты по всем ведущим областям. Это и авторы учебников и пособий, разработчики ГИА, методисты и практикующие учителя. Формат независимой диагностики подразумевает абсолютно объективную форму проведения, проверку работ независимыми аттестованными экспертами, прошедшими соответствующую подготовку. Есть большой  парк измерителей по всем предметам, метапредметной диагностики. Мы понимаем ценность оценки того или иного задания. Мы помним из собственной практики, когда преподаватели комплектовали и компоновали контрольную работу, давали ее ребятам, после чего проходила оценка этой работы. Мы понимаем, что абсолютно разные задания, разных вес этих заданий, что важно понимать, какое задание валидно, какое – нет. Да и вообще, можно ли выполнить данную работу за 40 минут? Может быть, мы получим низкие результаты детей за счет того, что работа не была рассчитана на такое короткое время?

Постоянно развивается инструментарий. В диагностиках Московского центра качества образования берем за основу международные подходы к оценке качества и ведущие разработки российских ученых, то, как развивается современный мир. Ведь очень много практикоориентированных заданий, сочетающих достижения науки и техники. Каждая школа, каждая семья получает определенную статистику по решению тех или иных заданий и может видеть дефициты, которые показал ребенок на той или иной диагностике.

Понятно, что оценка любого педагога субъективная. Учитель оценивает не только реальный результат ребенка, но и отношение, прилежание к учебе и многое другое. В этом плане объективная оценка - оценка динамики реальных достижений ребенка. Еще один важный момент: мы не сравниваем ребенка с другими учащимися класса. Это тупиковый вариант. Каждый в перспективе будет успешным человеком в своей области. Нельзя ко всем подходить с одной меткой. Любая оценка должна давать перспективы развития ребенка и грамотно сравнивать ученика с самим собой – какое идет продвижение? Поэтому, во всех диагностиках нет никаких оценок – есть процент выполнения работы и по динамике этого процента мы можем видеть, как развивается ребенок относительно самого себя, какие новые навыки он приобрел, а в каких есть дефициты. Мы говорим о современных диагностиках, об оценке тех детей, которые живут в современном мире. Нам окружает цифровой мир. Электронная форма диагностики. Которую мы развиваем, позволяет максимально быстро внедрять в систему оценки качестве, те достижения, которые есть сейчас и в технологиях, и в содержании. Мы говорим о заданиях с возможностью доступа в сеть Интернет, о критическом мышлении, о подборе информации и работе с ней, о виртуальных лабораториях, о самых разных формах, которые внедряем, используя цифровые ресурсы. Конечно, это и «МЭШ», сервисы «Мои достижения». Быстрая обработка в центрах независимой диагностики позволяет сразу получать результат. Объективность оценивания тоже связана с цифровыми технологиями, когда работа сразу же попадает на проверку и деперсонифицирована. Но есть критерий, и система подсказывает педагогу и позволяет контролировать правильность оценки педагога. Цифровая оценка и цифровая независимая оценка – это большие преимущества для ребенка, учителя и семьи в правильном и объективном оценивании.

Б.Л. ЛЕГОСТАЕВ

Добрый день, уважаемые коллеги. На сегодняшний день существующий сервис позволяет проходить все диагностики, проверочные работы полностью в электронном виде. Он изначально был так спроектирован. Более 300 000 диагностик уже укомплектовано в сервисе и каждый день их количество увеличивается. Существуют еще различные сервисы, тренажеры (математические и т.д.). Кроме этого, на базе Центра независимой диагностики у нас существуют диагностики, которые так же проводятся в компьютерном формате. Т.е., учащиеся, приходя к нам в Центр, выполняют работу на компьютере, что позволяет сразу получать  результаты (если нет развернутой части, требующей проверки эксперта). Сразу же у нас есть система проверки и система, которая  позволяет для каждого ребенка формировать материалы индивидуально. Таким образом, рядом сидящие дети не получают одинаковый вариант. Дополнительно с этим – сроки отработки. Самое важное – это дополнительная оперативная полная аналитика и статистика.

Вспомним, как выглядели наши проверочные работы в школе. Это были простые задания, изложенные сухим текстом. Посмотрите на шаблоны наших заданий. Это графика, видео в формате «360», это работа с оперативными картами  и т.д. – это целая система, которая позволяет нам проверять знания и умения ребенка.

Сразу после выполнения работы учащийся сразу получает подробную информацию о том, с какими элементами содержания он справился, какие умения и знания он освоил, какие дефициты у него существуют и над чем ему стоит поработать. Не нужно ждать, пока работа будет до конца проверена, если там есть экспертная часть проверки. Можно сразу приступить к исправлению дефицитов, которые есть самостоятельно, либо с учителем, либо дома, с родителями вместе.

Компьютерный формат доведения и форма проведения таких проверочных работ позволяет внедрить очень важную и современную систему, система, о которой мало кто еще говорит, но она уже используется у нас – это система «Проксима». Это видеонаблюдение не в целом, за аудиторией, а за конкретным участником диагностики. Мы смотрим, какое у него поведение, отвлекается ли он от экрана, есть ли посторонние шумы и разговоры, использует ли он мобильный телефон или запрещенные материалы, смотрит ли он на экран или нет. Так же мы видим, что происходит у него на экране монитора: открыто другое приложение, или нет, использует ли он дополнительные или запрещенные программы, или нет. Все записывается, анализируется в автоматическом режиме и может выдать те зоны риска, в которых могли быть допущены нарушения. Тогда уже вступает в роль проктор, так называем мы специалистов, которые дополнительно просматривают видеозаписи и говорят, можно ли доверять участнику или нет. Данная технология позволяет проводить любые оценочные процедуры в перспективе на любых территориях – в школе, в доме,- верить данным результатам и засчитывать их в будущем.

Сервис «Мои достижения» является инструментом развития независимого оценивания и формирования культуры самооценивания. Использование технологий сервиса «Мои достижения» в работе Центра независимой диагностики, да и в целом, школьной диагностики, позволяет говорить о том, что в перспективе не обязательно нужно будет посещать Центр независимой диагностики, чтобы пройти ту или иную диагностику  - можно будет использовать то, что сейчас есть, чтобы получить достоверный результат.

Использование цифровых ресурсов обеспечивает сбор различных данных оценочных процедур в одном месте с едиными требованиями и подходами по безопасности хранения этих результатов.

Вот еще один пример работы с «личным кабинетом». Если ребенок сдавал ЕГЭ, ОГЭ, участвовал в различных конкурсах, олимпиадах, предпрофессиональных экзаменах – все эти результаты доступны в одном месте и представляются в виде обобщенного анализа, с которым можно работать. Современные цифровые технологии позволяют нам упростить процедуру, сделать ее более надежной, информативной, увеличить скорость обработки результатов. Мы даем глубокую аналитику и статистику результатов. Все это ребенок может увидеть в одном месте.

В.А. ЛЕВЧЕНКО

Добрый день. Независимая диагностика прочно вошла в жизнь московских школ и стала основой для формирования культуры независимого объективного оценивания. Об этом говорит доверие московских семей к независимой диагностике и ее результатам. За последние годы заметно снизилась тревожность родителей и учеников перед проведением независимой диагностики. Свою роль здесь сыграла Ассоциация по управлению качеством образования, потому что перед проведением проверочных процедур мы проводили работу с учителями, родителями, классными руководителями и отправляли информационные письма с рассказом о том, для чего это делается. Сегодня мы видим спокойное отношение ребят к присутствию независимых наблюдателей, онлайн-наблюдениям. Все понимают преимущества независимой оценки. Главным становится получение достоверной и своевременной информации о том, как происходит процесс обучения. Отмечается и интерес учителей к независимой диагностике, который вызван не только тем, что тебя освобождают от подготовки и проведения работы с учениками. Для учителя главное – это возможность получить результаты, провести многофакторный анализ и посмотреть на то, как соотносится внутришкольная отметка и независимая оценка. Кроме того, независимая диагностика позволяет учителю увидеть свои дефициты в работе и вовремя внести коррективы.

В школах, где работают члены Ассоциации по управлению качеством в образовании, за 6 месяцев текущего года уже прошло 600 компьютерных тестирований. Самыми популярными оказались диагностика метапредметных познавательных умений в 8 классах и диагностика финансовой грамотности в 8 и 9 классах. Компьютерный формат соответствует интересам ребят. Не требуется времени на заполнение бланка и оформление работы.

В каждой московской школе вектор независимого оценивания задает заместитель директора по управлению качеством образования. Он работает с учителями по изучению современных материалов и проводит большую работу по анализу результатов. Все это нацелено на то, чтобы в каждой школе выстроить объективную внутреннюю систему оценки качества образования.

В рамках независимой диагностики развернутые ответы проверяются экспертами. Эта оценка основана на принципах критериального оценивания – используется электронный сервис удаленной проверки. Здорово, что у                                 членов Ассоциации с сентября 2018 года есть возможность освоить эту технологию. Такое оценивание позволяет заметить даже самое незначительное достижение ученика и отобразить его, чтобы выстроить образовательную траекторию.

А.С. КУЛАГИН

Здравствуйте, коллеги. Наша школа участвует в независимых диагностиках практически во всех классах, с 4 по 11. Этот инструмент зарекомендовал себя в качестве очень эффективного. Диагностики проводятся по стандартизированным материалам, что позволяет оперативно и объективно посмотреть дефициты каждого конкретного ребенка, в т.ч., в динамике. Огромную роль играет отсутствие классической оценки, когда у ребенка при выполнении такой работы мотив сдвигается с получение оценки на работу со своими собственными дефицитами. Дефициты или достижения, которые рассматриваются в динамике, позволяют заранее спрогнозировать результат, который будет получен на ГИА. Это позволяет узнать о своих сложностях намного заранее и готовиться планомерно и постепенно.

Огромную роль играет постепенная работа с профессиональным ростом, самоопределением каждого ученика. Работы с каждым годом содержат все больше практических задач, тесно связанных с реальной профессиональной деятельностью.

Метапредметные работы оценивают не конкретный предмет, а навыки работы с информацией, логические и коммуникативные навыки.

Независимая диагностика здесь позволяет выявить эти навыки и организовать работу над ними. Компьютерная диагностика позволяет снизить нагрузку на ученика и учителя и получить совершенно оперативно результаты, практически в режиме реального времени.

ВЕДУЩАЯ

Вы сказали, что все диагностики проводятся по стандартизированным материалам. Мы говорим так же о том, что они адаптивны к постоянно меняющимся потребностям, которые диктует время, т.е. они меняются?

А.С. КУЛАГИН

Разумеется, меняется, актуализируется, приспосабливается под возрастные особенности ребенка. Каждое задание тщательно взвешивается с точки зрения того, насколько такой формат, формулировка заданий пригодны для детей определенного возраста.

ВЕДУЩАЯ

Как учителя воспринимают наличие такого инструмента и его растущую популярность?

А.С. КУЛАГИН

Если диагностику не использовать как кнут для учителя и учащегося, то она делает труд учителя более эффективным. Учитель знает и делает поправку на особенности каждого ребенка, а здесь такой возможности нет и учитель работает с дефицитом каждого ребенка. Такие диагностики помогают сделать деятельность более результативной.

А. ГАЛИЗИНА

Я учащаяся 11 класса. Мое будущее – моя профессия, поэтому моя главная цель сейчас – результативное участие в ГИА. Любой экзамен является серьезным этапом в жизни учащегося. Поэтому наша школа проводит тренировочные работы в сотрудничестве с Центром независимой диагностики. Как участник таких работ, могу сказать, что такие тренировки позволяют нам лучше понять свой итоговый результат и в дальнейшем успешно справляться со стрессом.

Независимая оценка интересна тем, что в ней нет субъективности. В этом большое преимущество.

Наша школа проводит тренировки ЕГЭ в условиях, максимально приближенных к реальным для всех выпускников школы. За месяц до ЕГЭ я понимала примерно свой результат, что позволило мне улучшить его. Компьютерная диагностика намного ближе современному ученику. Так. Например, учащиеся медицинских классов уже имеют опыт проведения экзаменов и знают свой результат. Есть доступный эффективный инструмент в «Московской электронной школе», «Мои достижения». С его помощью можно эффективно оценивать свой уровень по различным предметам. Он очень удобен в использовании – перейти в него можно из электронного журнала. Воспользоваться этим могут и родители. Также, он предлагает статистику по успеваемости и помогает понять, где есть дефициты.

П.В. КУЗЬМИН

Был задан вопрос по поводу отношения учителей. Наши диагностики -  не против и не вместо учителя. Мы даем инструменты учителю, ребенку и семье по определенным затруднениям, чтобы в момент появления дефицитов можно было сразу организовать эффективную с ними работу, чтобы ребенок мог действительно системно развиваться. Кроме того, при наличии независимой оценки между учителем и ребенком складываются доверительное партнерское взаимодействие. Ценность независимой оценки велика для грамотной, эффективной подготовки.

А. БЕЗМАН – «Edutainme»

Какую конкретно статистику по заданиям в итоге получают учащиеся? Что в нее входит? Кто имеет к ней доступ, кроме ученика?

П.В. КУЗЬМИН

Статистика бывает двух видов. Первая с точки зрения разработчиков. Разработка любой диагностики – многомесячный процесс, когда несколько ее вариантов апробируются на разных классах. Есть группы, где идет эта апробация. Мы там получаем статистику по заданиям, насколько они валидны, правильны, точно ли понимают их дети разных школ. После такой апробации данная работа идет в массы и проводится в школах.

Если мы говорим о диагностиках в бумажной форме, то здесь мы смотрим по контролируемому элементу содержания, т.е. определенные темы. В диагностике 6-7 тем. По степени освоения есть цветовой маркер: зеленый, желтый и красный. Если мы говорим о диагностике в электронной форме, то там все интереснее. Мы видим, сколько времени потрачено на каждое задание, с какого задания начал ребенок, какое пропустил и т.д. У нас есть вся история выполнения заданий в той или иной работе. Эти данные доступны в полном варианте учителю, который заказывал данную работу. Ребенку доступен более урезанный вариант – ему такая детализация, конечно, не нужна. Он видит процент выполнения работы, задания, которые он выполнил правильно и не правильно, видит всю разбивку по темам.

Если в 9 классе понимаем, что есть проблемы, например, с решением текстовых задач, то мы можем видеть всю историю, что в 7 классе были проблемы с решением, например, квадратных уравнений, потому что ребенок не усвоил правило возведения в квадрат. Т.е. проблема 5 класса как снежный ком проявилась в 7 и 8 классе и стала совсем большой в 9. Эти технологии позволяют оказывать адресную помощь ребенку в решении его проблем.

А. БЕЗМАН – «Edutainme»

Нет ли риска, что ребенок, у которого нет возможностей регулярно дома тренироваться, выполнять задания ГИА, придет, потратит очень много времени на то, чтобы разобраться, как здесь все непривычно, и не сможет выполнить задание достаточно качественно?

П.В. КУЗЬМИН

Мне самому было сложно, например, построит сечение – это тема 10 класса. Кода приходят школьники, то это настолько для них понятная и привычная среда, что 3-4 минуты – и они освоились, и даже задают вопрос, почему так мало заданий? Прошло минут 20, и все уже закончилось.

Б.Л. ЛЕГОСТАЕВ

Тем более, у нас же есть еще Мобильный центр независимой диагностики, который приезжает в любую школу с этим оборудованием. Все желающие на базе школы диагностики доступны во второй половине дня, и они могут потренироваться.

А. СОРОКИН – «Образование в комплексе»

По поводу надзирателей, который назвали красивым словом «прокторы», - что это за люди? Как их готовят, отбирают? По каким критериям они работают?

Б.Л. ЛЕГОСТАЕВ

Это специалисты, которые долгое время работали организаторами в аудиториях и они знаю, как организовать процесс проведения ГИА, независимой диагностики. Это следующий уровень специалистов – люди, которые могут полностью использовать информационные системы, определить, есть ли какое-то влияние на ребенка (мобильный телефон, подсказки, диалог по парте и т.д.).

А. ЛАПШИН – «Образование в комплексе»

Вы говорили, что снизился уровень тревожности. По сравнению с чем? Как это измерялось? Какая картина сейчас?

П.В. КУЗЬМИН

Волнуются, по большому счету, не столько дети, сколько родители. ЕГЭ представляется этапом жизни. Вся тревожность связана с неуверенностью в себе, в своих знаниях. Независимая диагностика дает возможность проверить свои знания в реальных условиях проведения экзамена. У нас есть школы, которые проводят 3-4 таких диагностики для детей. Когда дети попробовали свои силы, увидели динамику, что подготовка идет хорошо, действительно, возникает уверенность. Мы проводим опросы на выходе из Центра независимой диагностики и получаем статистику. Абсолютно точно  раза в два возрастает количество положительных отзывов и позиций по пунктам «уверенность в своих результатах ЕГЭ», «уверен в возможности поступить в выбранный ВУЗ» и т.д. Статистика такая есть, можем отдельно ее показать. Уверен, что в реальности даже более, чем в два раза возрастает такая уверенность. У нас процент совпадения результатов, полученных школьниками в апреле-мае с реальными результатами ЕГЭ – порядка 88%. Хорошо, что есть 12% несовпадений – это говорит о том, что за этот период времени школьники успевают хорошо подготовиться и улучшить результат.

А. ЛАПШИН – «Московский образовательный телеканал»

Есть ли какие-то ограничения по здоровью для прохождения диагностик?

Б.Л. ЛЕГОСТАЕВ

Да, такие ограничения есть. Первое встречаем на уровне производителя оборудования. Как правило, это оборудование предназначено для лиц, старше 13 лет. Второе – ограничение по времени использования. Мы считаем, что использовать стоит не более 20 минут.

Мы предупреждаем, при каких заболеваниях нельзя использовать это оборудование. Но, в целом, ограниченное количество времени, соответствующий возраст и правильно подготовленный контент (цветность, динамика и т.д.) – все это вместе не вызывает никаких неприятных эмоций.

П.В. КУЗЬМИН

Мы первыми в России внедрили в электронные диагностические работы возможность паузы для гимнастики глаз. В зависимости от возраста, после определенного промежутка времени, работа принудительно ставится на паузу, ребенок отвлекается, отдыхает от экрана, а потом продолжает. Мы постарались учесть все требования Санпина.

Н. СМОЛЕНСКАЯ - «Москва 24»

Вы говорили о том, что сейчас больше родители волнуются во время экзаменов. В прошлом году была акция, когда можно было ЕГЭ сдать вместе с родителями. А в этом году будет что-то подобное?

П.В. КУЗЬМИН

Надежда отвечает за важные мероприятия в ближайшее время. Вы подводку сделали, чтобы она объявила ближайшие пресс-конференции.

ВЕДУЩАЯ

Подобная акция будет проведена и в этом году. Кроме того, она будет расширена. Мы ждем и всех вас, и семьи с учащимися в этот же зал Департамента. Время мы сообщим в пресс-релизе на следующей неделе. В течения дня каждый из вас ощутит на себе, что значит сдавать ЕГЭ.

П.В. КУЗЬМИН

Это очень хорошая диагностика, которая объединяет семьи. Родители избавляются от стереотипов о ЕГЭ. Родители начинают уважать достижения ребенка.

Б. СТАРЦЕВ – «Учительская газета»

Можно какую-то статистику привести, сколько детей этим воспользовалась и сколько воспользуется? Будет ли рост?

П.В. КУЗЬМИН

Если вы по поводу независимой диагностики, то в год у нас проходит примерно 1,5 млн ученико-диагностики. Что касается роста, это дискуссионный вопрос. Мы видим их не как замену всей школьной системе оценивания. Они направлены на определенные точки надежности в этой школьной системе качества образования. У нас нет задачи, чтобы эта цифра росла постоянно. Она должна быть оптимальной и позволять учителям и школе вовремя получать объективную оценку.

Сейчас у нас достаточно оптимальное число.

Если говорить про Центр независимой диагностики, то за последние годы его посетило 300 000 человек и еще 300 000 являются пользователями сервиса «Мои достижения». Хочу заметить, что это все – культура самооценивания и желания получить определенную объективную самооценку. Это мотивация к самооцениванию. Не знаю, есть ли такой результат в других регионах. ЦНД уже  3 года. Это уникальная структура. Я не слышал, чтобы где-то еще были такие центры .такие возможности. Мало того, что это есть в Москве, это еще и пользуется большой популярностью.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо. Пресс-конференция завершена.