Пресс-конференция Максима Комарова
15 июля состоялась пресс-конференция Максима Комарова
Число пожаров с 2015 по 2019 годы в Москве сократилось на 33,7%
С начала 2020 года в столице проведено более 2 тыс. противопожарных проверок объектов защиты
ВЕДУЩИЙ
Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию, заместителя начальника Главного управления - начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Москве, полковника внутренней службы Комарова Максима Валерьевича.
Тема нашей пресс-конференции: «18 июля — день создания Государственного пожарного надзора МЧС России».
М.В. КОМАРОВ
Уважаемые коллеги, добрый день. От себя хочу поблагодарить, что откликнулись на наш призыв. Тема у нас, можно сказать, позитивная. Она не связана с какими-то происшествиями, негативной обстановкой. Она посвящена нашему знаменательному дню – 18 июля мы отмечаем 93-ю годовщину со дня образования Государственного пожарного надзора. Кратко хочу небольшой экскурс в этой связи сделать в историю образования этой службы. Естественно, ее нельзя выделять в отдельный вид службы. Вся история создания и развития Государственного пожарного надзора была неразрывно связана с развитием и становлением пожарной охраны в нашей стране. Мы понимаем, что не 93 года назад люди задумались о предупреждении пожаров, о высказывании, которое есть у нас уже на протяжении веков: пожар легче предупредить, нежели потушить. История уходит на десятки веков назад. Люди уже понимали, насколько страшные последствия нес за собой пожар. Москва, наверное, один из тех городов, который ощутил это в полном объеме, т.к. Москва выгорала полностью более 5 раз за всю свою историю. Это и начало пожаров с 14 века – 1356 год, где за 2 часа пожар уничтожил всю Москву, включая Кремль и Замоскворечье. Это и пожар в 18 веке – 1737 год, когда в день Св. Троицы в Москве вспыхнул один из самых крупных пожаров, который практически полностью уничтожил город. В истории он имеет такое название – Троицкий. Поэтому, о предупреждении пожаров и их тушении задумывались и наши государственные деятели той эпохи. Наибольшее внимание было при таких правителях, как Иван III, Иван IV Грозный и при Петре I предупреждение пожаров, с учетом строительства и Санкт-Петербурга, стало переходить в нормообразующую составляющую. Первые зафиксированные исторические вехи содержит Наказ о городском благочинии, который был подписан в 1649 году 30 апреля. В этот день мы отмечаем День пожарной охраны России. Тогда уже прописывались определенные меры по предупреждению пожаров и несению ответственности за нарушение определенных мер и правил, которые были сопоставимы с тем периодом времени. Нельзя не сказать, что и в императорской России не уделялось этому внимание. В 1892 году состоялся Съезд пожарных деятелей России, который впоследствии своим решением ознаменовал создание Соединенного российского пожарного сообщества, которое вырабатывало значительное количество требований в области пожарной безопасности, которые обязаны были соблюдать на всех уровнях, начиная с государственных служащих, так и заканчивая простым гражданином на тот период императорской России. В более государственную плоскость предупреждение пожаров перешло в советские годы. Изначально, даже после Гражданской войны, советские деятели стали уделять значительное внимание обеспечению пожарной безопасности, тем более все имущество переходило в национальное достояние, государственную собственность. Исходя из этого уже 17 апреля 1918 года был подписан Декрет об организации государственных мер борьбы с огнем, который положил начало национальной политике в области обеспечения пожарной безопасности и, в первую очередь, так же нацелен на предупреждение пожаров. С учетом анализа ситуации, которая происходила в то время, с обстановкой с пожарами и тем, что Советская Республика стала активно развиваться – в 20-е годы начался период индустриализации и серьезное развитие страны, - это повлекло за собой создание специальных органов, которые непосредственно в своей деятельности целенаправленно и последовательно обеспечивали деятельность, которая могла дать значительные результаты в борьбе с этой страшной стихией и недопущением уничтожения уникальных, в т.ч., объектов, которые строились для развития страны. Исходя из этого было принято решение - 18 июля 1927 года было подписано Советом народных комиссаров, ЦИК партии Положение об органах государственного пожарного надзора. Отсюда мы ведем летоисчисление организации и создания этой службы. В этом документе впервые законодательно утверждаются функции Государственного пожарного надзора, важнейшей из которых на тот момент являлась разработка государственного плана противопожарных мероприятий и его реализации, и руководство, надзор и контроль за состоянием пожарной безопасности как на территории, так и во всех видах организаций, которые на тот момент функционировали в стране. Уже в 1936 году данное положение было переработано и функции Государственного пожарного надзора значительно расширены. В т.ч. на органы Государственного пожарного надзора легло все нормативно-правовое обеспечение деятельности в области обеспечения пожарной безопасности в стране и нормативно-правовое регулирование требований пожарной безопасности, которое существовало.
Значительный вклад органами Государственного пожарного надзора был сделан и в годы Великой Отечественной войны. Деятельность не прекращалась. С учетом создания Государственного пожарного надзора уже к 1930 году после подписания 1927, количество пожаров тогда в РСФСР сократилось в 1,5 раза, а к началу Великой Отечественной войны 1941 года тенденция была к сокращению в 2 раза ежегодно. Это очень существенно и значительно по показателям обстановки дало свои результаты. Не перечисляя остальные десятилетия развития нашей службы, деятельность Государственного пожарного надзора всегда неразрывно была связана с тенденциями развития страны, с положением в стране, с экономикой и решениями, которые принимались по развитию инфраструктуры тех или иных объектов. Служба всегда подстраивалась, под это разрабатывались новые нормативные документы. В те годы это были строительные нормы и правила, куда входил весь комплекс требований пожарной безопасности для той или иной категории объектов и, естественно, это за собой вело и создание новых структурных подразделений внутри пожарной охраны и органов Государственного пожарного надзора, создание дополнительных научных институтов и структурных подразделений, как, например, испытательная пожарная лаборатория, которые как занимались исследованием, так и стали выступать в виде экспертов в расследовании пожаров.
На протяжении этих лет служба развивалась. Мы были в структуре МВД. С 1 января 2002 года Государственная противопожарная служба вошла в структуру МЧС РФ. С этого момента новый этап развития получили и органы Государственного пожарного надзора, в первую очередь, связанный с внесением определенных изменений в законодательную базу. В этот период с 2004 года в системе МЧС России и, в целом, в пожарной охране органы Государственного пожарного надзора были выделены в отдельную вертикаль. Соответственно, начиная с центрального аппарата и заканчивая каждым территориальным органом, на территориях есть соответствующие структурные подразделения. Это Управление надзорной деятельности и профилактической работы. В центральном аппарате - это Департамент надзорной деятельности и профилактической работы, который осуществляет, организует, координирует всю деятельность касаемо обеспечения пожарной безопасности и контроль за соблюдением требований пожарной безопасности. В этот же период в 2008 году органы ГПН получили дополнительные виды надзора. Исходя из того, что мы стали функционировать в системе МЧС РФ, образовался единый надзор МЧС, исходя из того, что на органы Государственного пожарного надзора также возложили функции надзоров в области предупреждения ЧС и обеспечения мероприятий ГО. На данный момент все эти полномочия у нас сохраняются, и мы являемся единым надзорным органом и можем смело говорить, что мы не только осуществляем свои функции в области пожарной безопасности.
В ГУ по г. Москве у нас создано соответствующее Управление надзорной деятельности и профилактической работы. Штат этого Управления составляют 703 единицы. С 1 июля 2019 года он был увеличен, поэтому сохраняется в такой рабочей некомплекции. В среднем он осуществляет деятельность - фактически чуть более 550 человек, сотрудников, наделенных полномочиями по организации и осуществлению Государственного пожарного надзора.
Сразу отмечу, что у нас есть устойчивая тенденция снижения количества пожаров в столице. За последние 5 лет количество пожаров сократилось на 33%. В среднем, в год число пожаров сокращается на 7% или порядка 1000 случаев. То же касается тенденции по гибели людей, она имеет динамику снижения. Сегодня ГПН – это результативная система предупреждения и профилактики пожаров, реализации эффективных мер по защите населения, материальных ценностей от огня.
Многие интересуются полномочиями, которыми мы на данный момент обладаем. Мы обладаем полномочиями по проведению проверок по практически всем категориям объектов по соблюдению требований пожарной безопасности. ГПН отличается от иных видов надзора тем, что работает на всех уровнях объектов и все входит в сферу нашей ответственности, начиная от жилищного сектора, в первую очередь, многоквартирного жилого дома, объектов всех видов социальной сферы и заканчивая крупными промышленными объектами, уникально сложными и т.д. На все виды объектов существуют определенные требования пожарной безопасности и все виды этих объектов нами контролируются. У нас очень обширная и где-то даже творческая деятельность, потому что к каждой отрасли и видам объектов нужен свой подход и соответствующая подготовка специалистов.
Столько лет и веков существования этой службы, актуальна ли она в современных условиях? Об этом говорят цифры. Только за последние 5 лет в Москве произошло 54 902 пожара, на которых погибло 703 человека. Травмы различной степени тяжести получили 2586 человек. Это говорит о том, что сама проблема неискореняемая и актуальность государственного контроля в этой сфере деятельности остается актуальной. Можем привести характерные пожары только за ближайшее время, этот период года взять – 8 апреля 2020 года у нас был страшный пожар в частном доме престарелых в Москве на ул. 3-я Мякининская, где погибло 10 и травмировано 11 человек. Еще свеж в памяти наверняка пожар 4 февраля 2019 года, в многоквартирном жилом доме на Никитском бульваре 12, когда произошла гибель 8 и травмировано 3 человека. Все эти факты говорят о том, что в этой области контроля нам нужно совместными усилиями продолжать работу, совершенствовать ее, чтобы добиться результатов – в первую очередь, недопущения гибели людей. Пожары бывают разные, начиная от горения мусора, свалки, которые сейчас берутся на учет и заканчивая такими трагичными последствиями, когда горят объекты с массовым пребыванием людей и мы имеем массовую гибель людей. Нам этим еще очень много предстоит работать и мы прикладываем все усилия, чтобы нашу деятельность усовершенствовать и нацелить на соблюдение требований пожарной безопасности собственников разных категорий объектов. Но, в первую очередь, конечно, нас беспокоят объекты с массовым пребыванием людей.
С точки зрения показателей органы Государственного пожарного надзора в Москве проводят более 10 000 проверок в год, как плановых, так и внеплановых, более 7500 выданных предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности, более 5500 как юридических, так и должностных лиц, привлеченных к административной ответственности, более 75 000 ежегодно выявляемых нарушений требований пожарной безопасности. Есть положительная тенденция, которую мы считаем результатом своей работы, что на протяжение 10 лет у нас идет динамика изначально увеличения степени выполнения предписаний до 80% и сейчас поддержание этой планки – не ниже этого уровня ежегодно.
По результатам проведения проверок у нас существует в рамках КоАП свои статьи, которые определяют ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. В рамках них, начиная от предупреждения и заканчивая штрафными санкциями, можем налагать соответствующие административные взыскания. Наиболее больной вопрос, и часто мы слышим, что сотрудники МЧС, Государственного пожарного надзора закрыли тот или иной объект. На этот счет тоже могу пояснить, что должностные лица органов надзорной деятельности МЧС РФ не вправе самостоятельно принимать решение о закрытии тех или иных объектов. Мы имеем полномочия только на составление протокола в этой связи и направление его для рассмотрения в суд, и то он составляется только в случае повторного невыполнения предписаний – это минимум на 3-й раз посещения объекта, когда мы убедились, что в очередной раз значительная часть указанных мероприятий в нашем предписании не выполняется, только тогда мы имеем право составить протокол и направить его на рассмотрение в суд для принятия решения об административном приостановлении деятельности того или иного объекта.
Более 10 лет самое пристальное внимание мы уделяем не только надзору, а мы движемся к тому, чтобы провести предупредительную работу, обучить людей, нежели просто банально выйти с проверкой и привлечь к административной ответственности и на этом считать, что наша функция по обеспечению пожарной безопасности выполнена. Нет. Мы расширяем ежегодно круг профилактических мероприятий, чтобы за счет этого свою предупредительную функцию в части обучения населения, информирования о выполнении требований и мер пожарной безопасности выполнить. На данный момент только за 2019 год наш показатель – это 97500 профилактических мероприятий в Москве, которые мы провели на разных категориях объектов. Повторюсь, что акцент мы делаем на объекты с массовым пребыванием людей, где либо размещаются, либо временно пребывают дети – это особый приоритет. Профилактические мероприятия включают в себя профилактическое обследование объектов, которые мы проводим и завершаем его консультациями, актами соответствующими и нацеливаем руководителей организаций и собственников объектов на выполнение тех или иных требований пожарной безопасности. Это проведение практических тренировок по эвакуации людей из зданий и проверка в этой связи всего алгоритма обеспечения этой деятельности, начиная от работоспособности систем противопожарной защиты и заканчивая содержанием эвакуационных выходов и знаний и навыков действия персонала, который обеспечивает эвакуацию. Это профилактические беседы, инструктажи как в ходе надзорных мероприятий, которые мы проводим, так и отдельно. Объекты социальной сферы мы в течение года охватываем на 100%. Также, работаем на территориях путем сходов граждан, например, когда идет проверка многоквартирных домов, так же обеспечиваем собрания граждан, где проводим подобного рода инструктажи. И, конечно, это информационное освещение благодаря вашей деятельности и самостоятельными силами мы обеспечиваем разного рода информационные материалы, чтобы они были доступны для населения, в т.ч. в социальных сетях, мессенджерах, интернет-площадок, где возможен достаточный охват населения. Это все виды информационного оборудования на улицах, те же экраны, где так же ведется пропаганда соблюдения мер пожарной безопасности. В этой связи прошу нас и дальше поддерживать и выражаю еще раз благодарность, что вы совместно с нами этой работой тоже занимаетесь.
Мы всегда шли в ногу с экономической ситуацией в стране. Вы знаете, что за последние годы много административных реформ проводилось и сейчас идет регуляторная гильотина по пересмотру всей нормативно-правовой базы, в которой мы активно участвуем. Мы при начала таких реформ стараемся идти на шаг впереди, чтобы, когда они в полную силу заработают, мы уже были к этому готовы. Последний пример – когда вводился рискориентированный подход практически для 90% видов надзорных органов в нашей стране. Мы ведомственными нормативно-правовыми актами организовали его на год раньше, чем он вошел в ФЗ №204 «о защите прав юридических лиц и ИП при организации осуществления надзора и контроля», что нам помогло, когда на законодательном уровне рискориентированный подход был утвержден и все должны были к нему переходить, мы этот переход уже практически прошли и плавно то, что было наработано за год опытным путем, мы реализовали достаточно быстро и с первых месяцев в рамках рискориентированного подхода государственный пожарный надзор осуществлялся у нас с 2017 года и далее. Естественно, это касалось соблюдения всех требований надзорных каникул, которые на протяжение 3-х лет у нас действовали. Здесь мы тоже пошли немного дальше – не только малый бизнес, но и большая часть объектов среднего предпринимательства мы в этот период так же не проверяли, а осуществляли на них профилактическую и информационную деятельность по доведению до собственников необходимости соблюдения требований пожарной безопасности.
Сейчас на этом современном этапе мы прошли переработку нормативно-правовой базы. Мы ушли от всех строительных норм и правил и сейчас имеем свой технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Это наш ФЗ №123. Мы имеем для обеспечения эксплуатации объектов, соблюдения правил противопожарного режима соответствующее постановление №390, которым эти правила утверждены, и мы смело ими руководствуемся, как руководители организаций, так и мы. Поэтому, фактически сейчас мы находимся на том уровне, что к дальнейшим тенденциям развития экономической ситуации в стране, так и внедрения каких-то современных технологий, мы тоже к этому готовы и ежегодно занимаемся совершенствованием этой деятельности, чтобы, в первую очередь, в тенденции развития нашего государства наши требования не были каким-то затормаживающим фактором и обеспечивали всю необходимую безопасность наших граждан в любом месте, на любой категории объектов, где бы они ни находились, где бы они ни проводили свое время.
Наверное, вступительную часть завершу. Какие, уважаемые коллеги, будут вопросы?
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, обязаны ли должностные лица органов пожарного надзора как-то предупреждать о предстоящей проверке? Какова периодичность таких проверок?
М.В. КОМАРОВ
Спасибо за вопрос. В этой связи мы ни сколько не отличаемся от всех надзорных органов, алгоритм проверки которых регламентирован уже упомянутым ФЗ№294. Да, мы обязаны уведомлять о проведении наших проверок. Сроку уведомления разница, исходя из вида проверок. Согласно плану проведения плановых проверок, мы должны уведомлять за 3 суток до начала. О проведении внеплановых проверок мы уведомляем за 24 часа до начала проведения. Сроки проведения проверок так же регламентированы данным ФЗ. Они составляют 20 суток, 20 рабочих дней. Но только в случае необходимости проведения каких-то исследований, экспертиз этот срок может быть продлен на 20 дней. Но, как правило, мы эту практику используем крайне редко и укладываемся в сроки проведения проверок.
Можно выделить малые предприятия и микропредприятия. Для них установлен особый срок – в течение года не более 50 часов для субъектов малого предпринимательства и 15 часов для микропредприятий. Эти сроки учитываются и соблюдаются нами при проведении проверок.
С. НАМ – «Объединенная редакция ЮО»
Скажите, пожалуйста, во время пандемии надзорные органы проводили профилактические мероприятия в режиме онлайн, дистанционно рассказывали о чем-то, напоминали. Эта практика сохранится на будущее?
М.В. КОМАРОВ
Эта практика была и до пандемии, но, исходя из того, что мы могли попасть и другими видами профилактически охватывать объекты, непосредственно находясь на них, все равно мы о ней думали. Она обеспечивает более широкий охват населения столицы, мы ее применяли, но не в таких масштабах. Пандемия заставила нас сделать это на масштабной основе. Эффект от нее нас даже удивил, что столько мы увидели интересующихся нашей тематикой и обращающих внимание на нашу тематику, когда мы начали размещать те или иные материалы в соцсетях, на интернет-площадках и на базе наших социальных сетей проводить обучающие мероприятий – это получило соответствующий отклик. Эту положительную практику мы будем продолжать и наращивать, совершенствовать, в т.ч., сейчас находимся в тесной связи с локальными телеканалами, например, такими как «МособрТВ», охватывающим значительную часть школьников. Все коммуникации у нас налажены с группами в образовательных учреждениях, как родительскими, так и внутриклассными, и иными интернет-площадками, где мы эту работу будем продолжать.
ВЕДУЩИЙ
Какое процентное соотношение исполнения выданных вами предписаний? Вы следите за выполнением и проводите повторные проверки?
М.В. КОМАРОВ
Контроль за предписаниями, т.к. это наши предписания, осуществляем мы. Сроки этих внеплановых проверок соответствуют периоду срока, который включен в предписание для его устранения. Степень исполнения предписаний за последние 3 года не снижается меньше 80%. 5 лет назад где-то около 70% было, сейчас меньше 80% нет. Но этот год не показательный. Потому что период пандемии внес свои изменения, в т.ч., мы получили особый порядок осуществления надзора на 2020 год. Если брать 2019 год, то он у нас составлял 87,5%, 2018 год – 85%. В этих цифрах мы держимся и приложим все усилия, чтобы этот показатель не снижать.
ВЕДУЩИЙ
Кадры, которые вы берете на работу, вы берете только после окончания специализированных ВУЗов или после гражданского ВУЗа можно тоже прийти к вам на работу?
М.В. КОМАРОВ
С учетом того, что несколько лет назад вышел ФЗ №141, который регламентирует, в целом, основные положения службы в Федеральной противопожарной службе, более жестко стали регламентированы квалификационные требования к образовательному цензу наших сотрудников и, фактически, на должности инженерно-инспекторского состава мы берем только людей с нашим высшим специализированным образованием. Что касается категории дознавателей и старших дознавателей, которые занимаются расследованием пожаров, мы допускаем и берем туда лиц, которые имеют юридическое образование, не имея нашего, но с последующим получением специализированного. У нас есть ряд наших образовательных учреждений, и практически в каждом округе они представлены. Это Сибирская пожарно-спасательная академия, и Академия гражданской защиты в Москве. Основное для органов ГПН учреждение – это Академия ГПС МЧС России в Москве. Это Санкт-Петербургский университет, Воронежский институт, Ивановская пожарно-спасательная академия. Это наиболее для нас подходящие учебные заведения. Кроме этого, у нас есть соответствующие рекомендации, и мы допускаем на должность инспекторского состава лиц, которые имеют определенную квалификацию в строительном образовании, электротехническом, промышленном и т.д. Индивидуально мы рассматриваем и под определенные категории инспекторского состава мы тоже принимаем на службу, но с условием последующего получения нашего специализированного образования.
ВЕДУЩИЙ
А женщины принимаются на это направление?
М.В. КОМАРОВ
На данный период в органах Государственного пожарного надзора г. Москвы 28% от личного состава – это сотрудники-женщины.
А. ПЕРЕПЕЧКО – «Экоград»
Вы упомянули, что проводили занятия, консультации с жильцами домов. Что именно это такое? Потому что сейчас идет программа реновации, строятся новые здания. Что изменилось по сравнению с 80-ми годами, с нулевыми, когда из пожарной техники на этаже был только пожарный рукав?
М.В. КОМАРОВ
Вы затронули значительную тему. Чтобы вы понимали нашу компетенцию между 80-ми годами и сегодняшним временем, то, во-первых, изменился сам подход к контролю на стадии строительного блока. В 80-е годы органы Государственного пожарного надзора полноценно, с правом решающего голоса, входили в комиссии, начиная от выбора земельного участка, а также во все рабочие комиссии на всех этапах строительства. Потом мы принимали участие в приемочной комиссии любого вида объектов капитального строительства. Сейчас, с 1 января 2007 года, этого нет. У нас фактически один надзорный орган, который осуществляет контроль за строительством объектов и их последующей приемкой. Мы в этой деятельности не участвуем, а уже проверяем объекты, когда они введены в эксплуатацию и эксплуатируются.
Что касается сравнения самих строений и их оснащения с 80-го года и нынешними, то Москва совсем изменилась. Это полностью пересмотр оснащения всеми видами систем. Сейчас жилые дома обеспечиваются как системами противопожарной защиты разного рода, начиная от автоматической противопожарной сигнализации, системы оповещения, внутренним противопожарным водопроводом, системой дымоудаления. Вводится несколько видов незадымляемых лестничных клеток и т.д., чего раньше не было. В высотных домах на определенном уровне этажей ставятся повысительные насосы, чтобы обеспечить подъем уровня воды на вышележащие этажи. И, вы сами упомянули, это оснащение нашего пожарно-спасательного гарнизона. Конечно, такого вида техники, возможностей и тушения на высотных зданиях любого уровня, спасения людей с вышележащих этажей – о таком в 80-е мы не могли и мечтать. Сейчас у нас даже есть авиационная техника, позволяющая осуществлять тушение с воздуха, и это доказывает свою эффективность. Кроме того, появилось много средств спасения в оснащении наших пожарных подразделений. Например, средства для органов дыхания – те же «Фениксы», благодаря которым пожар на 4-м мы можем спасать с 8-9 этажа элементарно, по лестничным клеткам, благодаря этим приспособлениям, оберегая от опасных факторов пожара и, тем самым, спасать людей в любом количестве.
ВЕДУЩИЙ
Из-за пандемии для школьников пока что не будут проводиться тренировки по эвакуации?
М.В. КОМАРОВ
Пока этого решения не принято. У нас ежегодно, традиционно, с 1 сентября проводится месячник безопасности, где мы уделяем внимание обучению в разных категориях классов, распределяя по группам детей с проведением практических тренировок. Пока что мы считаем, что, если ситуация не улучшиться, не изменится, мы будем проводить тренировки более локальным методом, беря не в целом, всю школу или значительное количество классов, а, может, поклассово. Хотя бы эвакуация одного класса. Просто растянем этот период месячника, но профилактическую работу проведем. Если ситуация совсем ухудшиться, не дай бог, все равно в каждом классе эта работа будет проведена путем показа видеоматериалов, проведением каких-то обучающих мастер-классов и т.д.
ВЕДУЩИЙ
Коллеги, если вопросов больше нет, то пресс-конференция завершена. Спасибо большое за нашу сегодняшнюю встречу. С наступающим праздником! Здоровья всем!
М.В. КОМАРОВ
Спасибо всем.