Главная  /   Пресс-конференции  /   Пресс-конференция «Из Forbes в школу»
21 июля 2019, воскресенье, 22:28

Пресс-конференции

04 июля 2019 Пресс-конференция «Из Forbes в школу»

4 июля состоялась пресс-конференция «Из Forbes в школу»

Пресс-конференция «Из Forbes в школу»


ВЕДУЩИЙ

Здравствуйте.  Сегодняшняя пресс-конференция посвящена теме: «Из Forbes в школу».

Сегодня у нас в гостях коллеги из МГПУ: Реморенко Игорь Михайлович, ректор Московского городского педагогического университета, Агранат Дмитрий Львович, проректор по учебной работе Московского городского педагогического университета, Баранников Кирилл Анатольевич, руководитель управления стратегического развития Московского городского педагогического университета и Данилушкин Алексей Юрьевич, учитель информатики школы № 1228 «Лефортово», выпускник Московского государственного технологического университета «СТАНКИН» и программы «Новый учитель новой информатики», реализуемой институтом непрерывного образования МГПУ.

И.М. РЕМОРЕНКО

Спасибо за организацию этой пресс-конференции. Спасибо всем, кого заинтересовала эта тема и кто пришел на сегодняшнюю встречу. Действительно, в последние годы, и в этот год особенно, очень много стало различных рейтингов вузов. Это означает. Что каждый вуз внутри себя организует подразделение, которое внимательно это анализирует и делает выводы с точки зрения развития самого вуза. Один из таких новых рейтингов  - это рейтинг «Форбс», который проводится на основе параметров, находящихся в открытом доступе, а так же по специальным параметрам, которые установила сама эта организация. Попадание вуза в такой рейтинг приводит к вопросу: должны ли попадающие туда вузы, особенно, связанные с гуманитарной сферой, которые работают на бюджетную сферу, затрагивать вопросы предпринимательства внутри своих образовательных программ? Этот вопрос требует обсуждения.

 Одно время Министерство образования и науки публиковало мониторинг трудоустройства выпускников вузов. В прежние годы наш вуз лидировал  среди вузов, имеющих весомый профиль педагогической подготовки. В прошлом учебном году, если проанализировать заработные платы, то мы можем говорить о том, что по сравнению с другими вузами у нас эти заработные платы лидирующие по стране. Но это формальная сторона дела.

Вопрос, который мы бы хотели сегодня обсудить, связан с тем, что внутри образовательной программы вуза присутствует, что каким-то образом актуализирует навыки его выпускников по эффективному поведению на рынке труда? Поэтому мы пригласили коллег, которые расскажут о разных аспектах этой ситуации.

Д.Л. АГРАНАТ

Добрый день, дорогие друзья. Мир изменив, мы все живем в информационном обществе. Конечно, общество, из которого человек поступает в университет, оно будет совершенно другим, когда он из него выходит. В этом отношении наш университет актуализировал программу бакалавриата и магистратуры с учетом этих тенденций. Мы задумались над тем, что человеку необходимо прививать универсальные навыки, которые будут нужны ему по жизни, и которые не будут меняться в зависимости от изменчивости профессиональной деятельности. В частности, это возможность управлять собой и другими, умение выводить себя из зоны комфорта, формировать системное, креативности и т.д. На это направлен целый пул дисциплин, существующих в нашему университете.

 Например, есть курсы «Основы проектирования и презентации», есть «Мышление и письмо» и другие. Сегодня важно развивать коммуникацию и на иностранном языке, и наши студенты совершенно бесплатно на протяжение 3 лет в рамках своей образовательной программы изучают английский язык. В образовательных программах мы используем инфраструктурные аспекты Москвы. У нас в программах есть социокультурная практика, когда студент выполняет в пространстве Москвы различные учебные задачи. Например, когда студент в рамках такой социокультурной практики идет в театр и после этого пишет рецензию на просмотренный спектакль: с одной стороны он выполняет поставленную задачу в рамках своего курса, с другой – осваивает социокультурное пространство города.

Наряду с этим важно формировать и профессиональные качества. В частности, такие как принятие решений. У нас есть специальный проект, ориентированный на развитие человека, находили себя. Это проект – элективный курс. Все студенты нашего университета могут выбрать 15% по своей образовательной программе. Они заходят в специальную и информационную среду и набирают интересующие их курсы, от философии до театральной подготовки. В этом отношении они ищут себя и могут реализовать свои интересы. Это абсолютно самостоятельный выбор. Но не все студенты могут сами сделать этот выбор. У нас спрашивают, можно ли, если курс не понравится, поменять его? Мы объясняем, что нет. Потому что выбор – это определенная свобода и ответственность за то, что ты делаешь. Это как раз те предпринимательские качества, которые формируются не только в рамках своих дисциплин, но и того, что они в университете делают.

Надо сказать, что профессиональная подготовка у нас складывается интересным образом, потому что мы приглашаем для реализации профессиональной части образовательной программы ведущих представителей практической сферы. В частности, проводят мастер-классы ведущие представители отрасли, которые участвуют и в разработке этих образовательных программ, и сами их реализуют. У нас широко развита видео-практика, когда студент может увидеть себя на записи, проанализировать свои профессиональные пробы со специалистами-психологами, социологами, педагогами. В Университете уже 3-й год существует проект сертификации профессиональных компетенций наших студентов, когда лучшие из них проходят определенную селекцию через специальные экзамены и дальше получают сертификат «Московский учитель» и финансирование, работая в системе московского образования – получают повышенную зарплату.

Особое внимание мы уделяем программам магистерской подготовки. Существует магистратура, связанная с формированием исследовательских компетенций. Например, когда студент хочет продолжить свое исследование, которое начал в программе бакалавриата, то он продолжает его в программе магистратуры. Но есть работы чисто практические в магистратуре, связанные исключительно с решением профессиональных задач, в рамках которых они осваивают практические компетенции. У нас есть дополнительная образовательная услуга, в рамках которой ребята приезжают в другие страны и изучают интересующую сферу профессиональной деятельности. Например, в этом году наш студент посетил Финляндию для знакомства с их опытом организации школьного образования.

В этом году мы планируем, что в рамках программы по менеджменту студенты, которые обучаются вопросам управления, чтобы получить первые пробы управления, будут руководить детскими коллективами после школы вожатых в детских лагерях.

В силу того, что педагогические компетенции становятся нужны в различных сферах деятельности, приходит много ребят, которые, не получив  первоначально педагогического образования, хотят сформировать педагогические компетенции. У нас есть целый набор магистерских программ для этого. Это, например, программа вокально-хорового искусства, программы для инженеров, не имеющих педагогической практики и т.д.

У нас есть проект, когда студенты других вузов, обучаясь на старших курсах, проходят программу повышения квалификации параллельно со своим обучением. В частности, в ряде технических вузов обратились к нам и более 200 студентов прошли такую программу. Они получили диплом инженера и удостоверение по прохождению такой переподготовки по программе «Стратегическая деятельность: современные технологии и практики» одновременно со своим дипломом.

Большое количество жителей Москвы проходят программы переподготовки, активно используя наши возможности, чтобы получить педагогические компетенции.

В этом году более 100 пенсионеров Москвы в рамках различных программ нашего «Серебряного университета» получили возможность освоить педагогические компетенции, например, в рамках таких программ как «педагог дополнительного образования», «педагогическая деятельность и репетиторство» и т.д.

К.А. БАРАННИКОВ

Добрый день, коллеги. Есть один очень важный тренд, связанный с тем, как переосмысляются стратегии, на основе которых выпускаются рейтинги. Рейтинги все меньше становятся инструментом маркетинга, а становятся инструментом стратегирования. Это влияет на то, что они становятся более профильными. Один из молодых рейтингов – это рейтинг «Форбс». Он строится на 3 факторах, один из которых – это качество образования (наибольшая доля, 50 баллов из 100). Второй блок связан с качеством выпускников. Еще один фактор определяет инновационную деятельность университета. Рейтинг вовлекает достаточно большое количество университетов – в этом году уж 1000 университетов, а в прошлом  - 600.  1600 экспертов участвуют в опросе, чтобы сформировать эти данные.

По всему миру, наряду с привычными функциями университета, такими как образование и наука, возникает третье направление – производство инноваций.  Инновации, стартапы и бизнес в университете – это вполне реальные истории. Многие известные компании, продуктами которых мы пользуемся – стартапы, возникшие на территории университетов. По статистике зарубежных университетов стартапы, бизнес и инновации имеют значительную долю в своем бюджете. В российской реальности, в вузах, в т. ч., педагогических сильнее и сильнее история о том, что давайте развивать стартап инфраструктуры, стартап управления, проектные компетенции студентов, чтобы они помогали им продвигаться в жизни. Кейс МГПУ в том, что в университете строится соответствующая инфраструктур – это специальные курсы для студентов, а так же преакселератор в университете. Это специальная площадка, которая развивает стартап-компетенции в университете. Она имеет интересное название «Моло.Ко»: история про развитие молодых команд. Это уже межуниверситетская площадка, проект очень сильно растет. В нем возникают яркие проекты. Один из таких – проект-победитель на всероссийском конкурсе, это Дарья Малахова, в рамках проекта которой шью тактильные нашивки на одежду для слабовидящих детей, чтобы они могли правильно одеваться. Есть и другие интересные проекты, такие как проект, который позволяет собирать ненужные вещи на территории университетов, перерабатывать их и отправлять деньги на благотворительность. Все эти проекты не возникают сами по себе, хотя у студентов есть инициативная позиция. Есть специальная методология, которая представляет собой ряд образовательных событий, позволяющих ребятам развивать свои проекты. Они проходят и на территории университета, и за его пределами. Это и встречи с экспертами, и реальная проектная работа, тренинги и другие интересные форматы.

Одной из ключевых задач этого направления является развитие определенного типа компетенций. Именно поэтому эта история важна для педагогического университета. Не все из проектов ребят потом становятся стартапами. Но большинство из них формирует особые типы компетенций: коммуникации, командная работа, культура формирования проектов. Они помогают им быть впоследствии эффективными в работе.

А.Ю. ДАНИЛУШКИН

Моя история началась еще 3 года назад, в моем вузе МГТУ «СТАНКИН». В рамках Центра технологической поддержки образования мне дали роль тьютора, которая включала в себя необходимость доступно и наглядно объяснить детям основы робототехники и другое. Весной, незадолго до защиты моего бакалаврского диплома, директор ЦТПО рассказал нам о новом проекте «Новый учитель новой информатики», организованном МГПУ. Я заинтересовался тем, что это не только достойная заработная плата и возможность начать работать сразу после выпуска, но и еще получить творческую профессию или направленность. У меня были опасения, что моих инженерных навыков не хватит и т.д. Но после того как у нас начались занятия, эти сомнения развеялись. Наши лекторы вселили в нас уверенность. Нам рассказывали о педагогике, психологии, мы разбирали различные ситуации, как нужно реагировать, на что обращать внимание. Нас водили в различные московские школы на открытые уроки и показывали процесс изнутри. Спустя год могу сказать, что мне очень нравится моя работа. Мне нравится объяснять детям, как и что нужно сделать, отвечать понятно на сложные вопросы.

Важно отметить, насколько меня хорошо приняли в школе. администрация отлично отнеслась к тому, что я малоопытен в педагогике. На протяжении всего учебного года мои коллеги поддерживали и помогали мне. Огромную роль сыграла и техническая оснащенность школы в проектах «Инженерный класс» и «МЭШ». Современные технологии позволяют наглядно показать как и что работает и помогают развивать творческую направленность не только у школьников, но и у учителей.

И.М. РЕМОРЕНКО

Уважаемые коллеги, у нас информационно сложная тема. У нас меньше статистики. Но наша тема связана с тем, что без изменения учительского корпуса, без его реновации школа не сможет реально удерживать у себя детей, она станет местом, не интересным ни детям, ни семьям. Поэтому, для нас это важнейшая задача.

Б. СТАРЦЕВ – «Учительская газета»

Есть ли шанс у педагогического вуза или такого вуза как МГПУ войти в международные рейтинги на топовые позиции? Есть ли такие примеры?

Какой рейтинг для вас самый важный?

К.А. БАРАННИКОВ

Университет уже входит в один из крупнейших международных рейтингов топ-300 QS BRICS. Он основывается на совокупном индикаторе по показателям научной и публикационной активности, трудоустройства выпускников и других факторах.

И.М. РЕМОРЕНКО

Что самое важное? Дело в том, что большинство рейтингов, о которых мы сегодня говорили, в особенности, российские рейтинги, они используют данные мониторинга эффективности вузов, который делает Министерство, и каким-то образом по-разному их интерпретируют. Наверное, базовый рейтинг из тех, на который ректор обращает внимание – это мониторинг эффективности, потому что там незримо он у Министерства связан с аккредитацией и из него другие рейтинги берут основную базу. Хотя для вузов разных профилей есть свои особенности. Например, для участвующих в программе «5-100» больше времени уделяют на то, чтобы увидеть себя в зеркале международных показателей. Городские университеты, как наш, это делают меньше. Но мониторинг эффективности, как и международное позиционирование имеет большое значение. Понятно, что крупный мегаполис, конкурирующий с другими крупными городами, так же обязан уделять внимание международным контактам. Поэтому, мы в тех рейтингах тоже себя смотрим все время, смотрим на динамику.

А. ЗЕЛЕНЬКОВА – «Российская газета»

Выпускники в 2017 году получали почти 89 000 рублей. сколько сейчас получают выпускники вуза?

И.М. РЕМОРЕНКО

По этому году нам еще не давали данные. Не думаю, что они сильно отличаются. Министерство остановило мониторинг трудоустройства выпускников, к нашему большому сожалению. Для многих это потрясающая возможность увидеть, в каких регионах трудоустраиваются выпускник, какая у них средняя зарплата. При этом, вуз сам никакие данные туда не дает. Это абсолютно объективные данные, рассчитанные обратным счетом из объема налога.

А. ЗЕЛЕНЬКОВА – «Российская газета»

Вы говорили, что в учебной программе можно выбрать 15% каких-то дополнительных курсов. Это дополнение к программе?

Д.Л. АГРАНАТ

Это внутри образовательной программы все студенты обязаны выбирать.

Б. СТАРЦЕВ – «Учительская газета»

Какая доля выпускников идет открывает свое дело, связывает свою жизнь с бизнесом?

И.М. РЕМОРЕНКО

Это очень интересный вопрос. Мы исходим из того, что представление о карьерном росте, какое было органичным в СССР с ее плановой экономикой, когда пришел в школу и работаешь там до пенсии, такое представление о карьерном росте несколько изменилось. Люди живут скорее проектами: нарастил компетенции, реализовал проекты, дальше нужно заставлять себя проявлять творческий потенциал в других местах -  постоянно меняющаяся ситуация. Конечно, можно говорить о «средней температуре по больнице» - она составляет где-то 10% от тех видов экономической деятельности, которые связана с предпринимательством. Но абсолютным лидером предпринимательская деятельность является в вузах культуры. Почему-то ВГИК, «Щука» лидеры. Потому что актерам, работающим на рынке труда, выгоднее по нашей налоговой системе зарегистрироваться как ИП. В статистике они так и отражаются как индивидуальные предприниматели.

Мы тоже сейчас ведем подготовку актеров. Уже второй курс. Приглашаем вас всех на открытые показы, которые у нас обычно проходят в зимнее и летнее время. Сейчас завершился сезон открытых показов. Это очень интересно, как растут актеры, раскрываются. То, наверное, потом они будут ИП, если система на рынке труда останется такой.

Но нам кажется, что предпринимательские навыки возможны не только в вузах, связанных с экономикой, инженерной деятельностью, но и в гуманитарных и педагогических.

К.А. БАРАННИКОВ

Сейчас все больше и больше сама категория образования и науки переосмысляется, что педагог – это не просто тот, кто стоит у доски. Это  тип мышления, который употребим не только в школе. И когда мы говорим о таком новом педагоге, мы говорим о таком типе компетенций, которыми он обладает. Это истории про проектные компетенции,  про способность создать проект, его сформулировать, представить и реализовывать. Это очень важная стратегическая социальная компетенция. Мы помогаем ребятам обрасти теми компетенциями, которые через 1-2 года сделают их дороже. Ребята вкладываются в свой будущий потенциал, обрастают дополнительными возможностями, чтобы быть полезными и для города, и для себя.

Б. СТАРЦЕВ – «Учительская газета»

В эти 15% входит и обучение новым технологиям, которые сейчас есть в московских школах? Например, работа с Московской электронной школой. Есть ли это вообще?

Д.Л. АГРАНАТ

Мы уделяем особое внимание новым трендам московской системе образования и понимаем, что ребята, которые пойдут их реализовывать и будут агентами изменений. У нас существует такой генеральный курс для всех студентов, которые занимаются вопросами педобразования. Они изучают практику использования «МЭШ». У них есть практика в московских школах в этом отношении. Надо сказать, что университет участвовал в этом проекте еще на этапе эксперимента, и студенты работали в первых 8 московских школах на протяжении 3-х лет, осваивая практику «МЭШ». Они стали теми первыми учителями, которые профессионально освоили технологию.

Сегодня я зашел в приемную комиссию и на сегодняшнюю дату людей, которые пришли для поступления на 2000 человек больше, чем в прошлом году. Это показывает высокую оценку технологий, которые мы используем.

 Завтра состоится интересный проект, который мы второй год проводим – это «Ночь приемной комиссии». Мы будем всю ночь принимать документы, показывать кино. Все это будет проходить на Малом Казенном, в Институте иностранных языков. Там прекрасно оборудованный зал. Приглашаем всех!