Главная  /   Пресс-конференции  /   Пресс-конференция «Итоги работы Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы в 2020 году и планы на 2021 год»
06 мая 2021, четверг, 03:38

Пресс-конференции

03 февраля 2021 Пресс-конференция «Итоги работы Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы в 2020 году и планы на 2021 год»

3 февраля состоялась пресс-конференция «Итоги работы Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы в 2020 году и планы на 2021 год»

Пресс-конференция «Итоги работы Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы в 2020 году и планы на 2021 год»


ВЕДУЩИЙ

Начинаем пресс-конференцию заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства А.Ю. Бочкарева.

Хотим поблагодарить Информационный центр Правительства Москвы за содействие в организации мероприятия. Прежде чем мы приступим, давайте вспомним этот тяжелый год. Мы подготовили вам видеоролик.

Андрей Юрьевич, давайте подведем итоги.

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Коллеги, я рад вас всех видеть в 2021 году. Надо рассказать об итогах прошедшего года. Ролик мы посмотрели. Год был точно не самый обычный, причем, во всех направлениях. Безусловно, в разгар пандемии коронавируса город Москва был на переднем крае и самой эпидемии, и борьбы с ней – большой город, столица родины, большой транспортный хаб и т.д.

Чуть подробнее расскажу о мерах, которые принимались стройкомплексом г. Москвы. Перед нами, стройкомплексом, компаниями, государственными заказчиками, частным бизнесом, подрядчикам, поставщиками, изготовителями изделий стояла задача не снижать темпов строительства, несмотря на то, что были периоды, когда мы останавливали стройки по санитарным нормам, чтобы наших людей, инженеров, строителей, рабочих уберечь от заболевания. Задача была поставлена мэром Москвы: темпы строительства, как по городским программам, так и по негородским, как минимум удержать в том же темпе. У нас получилось еще и ускориться. Экономика города, страны зависит от работ, связанных со строительством объектов. Мультипликативный эффект строительного комплекса, строительных инвестиций достаточно высокий – до 25% только прямых доходов. На каждый вложенный рубль – 3-5 рублей возникает в смежных отраслях экономики. У строительной отрасли такой мультипликативный эффект не только в России. Это политэкономическая категория, применимая в любой стране мира. Поэтому от работы строительных объектов зависело, как быстро экономика города, страны будет приходить в нормальное состояние, связанное с тем, что пришлось людей поберечь наших. Все меры, которые принимались, однозначно повлияли на то, что мы эту волну, которую встретили наши коллеги в других странах - США, Италии - немножко успокоили. Количество людей, которые болели, которым нужно было оказывать помощь, было немножко ниже, чем в других странах. Не буду на этом акцентировать, потому что об этом подробно рассказывает С.С. Собянин, мои коллеги из комплекса социальной защиты, медицины. Потому что они были настоящими героями этого года, они спасали людей. Ежедневно продолжает работу штаб, заммэра Анастасия Ракова, ее коллеги, Департамент здравоохранения, все наши врачи в государственных клиниках, частных, медработники и т.д. Т.е. те люди, которые каждый день спасают 1000 людей от этого заболевания.

Давайте я пройдусь по тому, что сделал строительный комплекс. Как я уже говорил, мы не только не снизили наши темпы, мы их удержали, развили, двинули вперед, будем продолжать это делать. Продолжается главная задача, которую решает бюджет города Москвы, Правительство Москвы – это программа, которая последние 10 лет является приоритетной в работе стройкомплекса. Это развитие транспортной инфраструктуры. Мы продолжаем строительство объектов метрополитена. В прошлом году мы ввели 7 станций, 18 км линий метро. Еще 2 станции - Карамышевская и Мневники - были на 100% готовы. Они уже полностью оснащенные. Ведутся работы по интеграции этого участка БКЛ с существующей линией. Возводятся установки магистральной вентиляции и пуско-наладочные работы. Мы планируем в ближайшее время, в феврале-марте, запустить этот участок.

Дорожное строительство – большое количество объектов. 124 км мы сдали в этом году. Большие важные объекты, более 24 крупных искусственных сооружений мы сдавали, несмотря на коронавирус и все ограничения. Дорожное строительство как второй приоритет в развитии транспортного строительства у нас был продолжен.

Параллельно мы с коллегами из «РЖД» ведем - существует совместная программа Правительства РФ, компании «РЖД» и Правительства Москвы по развитию железнодорожного транспорта на территории г. Москвы - соинвестирование в части капитальных вложений. Буквально в еженедельном режиме руководитель г. Москвы С.С. Собянин, О.В. Белозеров, наши команды занимаются вопросами реализации программы. Мы по линии строительства МЦД ввели 15 остановочных пунктов. На разных из них почти 55 км путей уже подготовили для реальной эксплуатации. Работы развернуты у нас в этом направлении по всему городу. Большие работы мы делаем на участке Каланчевская – Карачарово. Этот участок берет начало на площади трех вокзалов. Масштабные работы ведутся по возведению дополнительных главных путей. Это просто одна из видимых частей той большой работы, которую мы ведем и в части развития железнодорожной инфраструктуры, приведению ее к стандартам работы нашего метрополитена, завязыванию в единую интегрированную систему наземного транспорта. Большая задача стоит перед нами – это мегапроект в части строительства метрополитена – БКЛ. Это 70 км метро, 31 станция. Охватит она все сектора города Москвы – это 25 районов. Ее задача - позволить москвичам, гостям столицы перемещаться на метро не только по радиальным направлениям и делать пересадку на нашей традиционной, исторически важной Кольцевой линии. Но и пересаживаться на рубежах, удаленных от центра города, чтобы при необходимости не нужно было делать петлю: ехать в центр, переходить на другую линию и возвращаться обратно.  Важнейший объект, который позволит перемещаться между секторами города и разгрузить центральную часть радиальных частей и Кольцевой линии. Очень важный для нас объект. Мы полностью обеспечены финансированием, необходимыми ресурсами. У нас стояла задача, Сергей Семенович об этом говорил, что БКЛ будет запущена в 2023 году полностью. Сейчас в планах запустить движение в 2022 году.

В этом году мы планируем ввести в эксплуатацию 11 станций, и будем вас информировать по ходу работ.

Мы завершаем проходку тоннелей на БКЛ – более 90% завершили (результат предыдущих лет). Осталось буквально два основных участка. Мы планируем к лету завершить проходку на БКЛ.

По работе строительного комплекса. Не только городской бюджет занимается строительством объектов. У нас большую роль играют частный сектор, коллеги из инвестиционного блока, которые возводят объекты жилого и нежилого назначения. Это большая составляющая строительного комплекса Москвы, которая играет огромную роль в развитии города. Мы очень благодарны нашим коллегам из инвестиционного блока, частного сектора. Они очень дисциплинировано подошли к вопросу остановки строительства, приняли решение города о необходимости остановки работ, чтобы сократить число заболевших, не подвергать их риску. С середины апреля до начала мая мы держали этот режим. Они полностью выполнили эти требования. Темпы строительства мы не снизили. В прошлом году суммарно в городе введено 10,88 млн квадратных метров разной недвижимости, из них 4,97 млн метров – это объекты жилого назначения. Буквально чуть-чуть меньше, чем мы сделали в 2019 году. Но там было связано с ускорением, сменой формы финансирования. Тем не менее, это очень важный рубеж. Мы работаем в тесном сотрудничестве с Правительством РФ. Существует федеральный проект развития жилищного строительства. Мы полностью выполнили и перевыполнили все наши планы. Помимо этого, мы большое внимание уделяем строительству объектов социальной инфраструктуры, поддерживающей объекты жилого назначения, которые строятся в Москве. Было введено 22 дошкольных учреждения – это детские сады. Было построено 14 новых школ, введено 7 объектов культуры, 16 крупных и средних спортивных объектов. Мы вам список дадим.

Следующий блок работы, который мы в прошлом, 2020 году, ввели, - очень напряженно происходил этап развертывания работ на большом количестве объектов - это программа реновации. Сейчас в работе находится почти 478 стартовых площадок. Они покрывают весь город. Мы фактически за предыдущие годы ввели первый миллион метров, построенных по программе реновации. В программе находится всего 5175 домов. Мы уже построили и ввели с начала программы 97 домов. Большинство из них находятся в стадии переселения. 175 домов находятся в стадии строительства, 101 дом - в проектировании. Мы в этом году начинаем массово выходить на дополнительные строительные площадки. Начинается вторая волна во многих районах. Когда переселение из 5-этажек уже состоится, мы приступим к демонтажу домов, которые вошли в реновацию. Это дает возможность выходить на свободные площади, чтобы ускоренно начинать строить новые дома, чтобы эту огромную программу, не имеющую аналогов в мире, как Сергей Семенович всегда называет, выполнить в обозначенные нами сроки, чтобы людей быстрее переселить в дома, которые формируют иной ландшафт в городе, иную среду. Мы  замечаем, что в дома, построенные по реновации, большинство людей, особенно в последние полгода, переезжают гораздо быстрее, чем мы предполагали. Мы плановый срок на переезд людей закладываем в 6-8 месяцев, а сейчас у нас 1-2 месяца максимум. Особенно интересно, когда люди переезжают в том же самом районе. Мы видим, что люди очень довольны тем, где они будут жить, чем пользоваться: не только домом, но и инфраструктурой вокруг них.

Еще в 2019 году С.С. Собяниным была поставлена задача плюсом к усилиям, которые мы в предыдущие годы делали в части развития здравоохранения (не только стройкомплекс, но и вообще Правительство Москвы), придать дополнительные ускорение, начать работы по строительству дополнительных новых объектов в здравоохранении. Мы еще не знали, что столкнемся с коронавирусной инфекцией. Мы сейчас занимаемся проектированием и строительством большого количества таких объектов. В прошлом году мы 14 объектов здравоохранения ввели в эксплуатацию. А всего в ближайшие 4 года будет введено 64 новых объекта, 33 новых поликлиники, 6 или более  крупных объектов скорой помощи, 18 крупных многопрофильных центров. Мы приступили к проектированию всех из них, а в прошлом году - к работам на большинстве из них. Параллельно сдавали объекты, которые были запланированы в части развития московской медицины, созданию объектов, где можно будет получать ВМП, распределенные по всему городу. Там будет построено 6 крупных скоропомощных центров по стандартам, качеству соизмеримых с тем, чем обладает наш НИИ Склифосовского.

Безусловно, в начале года, когда стало понятно, что эпидемия подступает к границам страны, придет в город, в конце февраля - начале марта в Москве под руководством мэра Москвы был создан оперативный штаб по борьбе с эпидемией. Этим штабом, который заседал почти круглосуточно, был разработан план обороны Москвы от этой заразы. Согласно плану, строительному комплексу была поставлена задача в кратчайшие сроки плюсом к имеющимся  объектам здравоохранения экстренно построить многофункциональный междисциплинарный центр, специализированный инфекционный центр, где будет проходить лечение люди, болеющих этой инфекцией. Центр должен был построен так, чтобы в будущем он стал инфекционной больницей, где в плановом порядке будут проходить лечение люди, больные сложными инфекционными заболеваниями. Задача была поставлена произвести эти работы очень жестко, потому что в Москве рассматривались разные сценарии протекания эпидемии. Рассматривался итальянский вариант, а также самый тяжелый - американский. В этом режиме мы готовились к самым тяжелым последствиям, поэтому, мэром Москвы были приняты самые жесткие меры к подготовке не только строительных мер:  вся медицина переходила на военные рельсы. Я все рассказывать не могу, но на том объекте, который нам был поручен - лично мне было дано персональное поручение - строительный комплекс показал всю свою мощь, весь свой профессионализм, все свои возможности. Был задействован не только стройкомплекс Москвы, но и компании, которые занимались производством оборудования. Объект – 80 000 квадратных метров на 800 – 1200 койко-мест, оборудованный по самому современному слову техники, самыми современными инженерными коммуникациями, в чистом поле вместе с проектированием, изготовлением всего оборудования, строительством, пуском-наладкой был построен за 34 дня. Это, безусловно, мировой рекорд. Ничего подобного ни в одной стране мира в таком объеме не делалось. Наши китайские коллеги построили похожие объекты еще в декабре, но это были объекты временного назначения, и они 2 месяца готовились, проектировали, изготавливали конструкции и потом блестяще произвели сборку на объекте в течение 10-14 дней. Мы же сделали этот объект суммарно за 34 дня в чистом поле. Только на объекте суммарно работало более 24 000 человек: 11 000 - в дневную смену, 7000 - в ночную. Более 25 крупных инженерных компаний подрядных работало у нас на объекте, 350 изготовителей оборудования, конструкций, материалов работали по всей стране. Скажем,  вентиляционное оборудование, несколько сотен крупных установок, которые сделаны по медицинским стандартам из нержавеющей стали, 10 заводов РФ сделали за 21 день – выполнили годовую программу производства такого оборудования. Работали, фактически, в 4 смены, не переставая. Все участники этого процесса помимо профессионализма, помимо знаний, явили собой пример беспрецедентного героизма, полной самоотверженности. К сожалению, были у нас люди, которые заболели в процессе строительства. Тем не менее, объект очень нужный, который позволил иметь резерв в случае протекания ситуации в самой острой фазе. Мы начали работы в середине марта прошедшего года, а в середине апреля Сергей Семенович доложил  президенту о готовности этого объекта. Через двое суток туда поехали десятки и десятки машин скорой помощи, где их принимали врачи. Было построено большое общежитие на 1500 мест, полностью оборудованное («вай-фай», техника). Объект был оснащен на 3 месяца полностью всеми расходными материалами, включая питание и медикаменты. Чтобы этот объект функционировал, было приобретено в разных странах мира 24 000 единицы медицинского высокотехнологичного оборудования. Воздушным путем они были переброшены из США, Великобритании, Канады, Китая, Бразилии. Мы по всему миру собирали это оборудования в тот период, когда на него шла настоящая охота. Не буду все детали рассказывать. Вы все это знаете. Этот объект – пример мужества и героизма московский строителей и строителей, которые  вместе с нами бок о бок трудились.  Объект функционирует. Более 10 000 человек прошли там успешное лечение. Мы очень рады, что такой объект появился и вместе с другими объектами медицины г. Москвы служил задаче борьбы с коронавирусом.

Небольшие планы на 2021 год. У нас в этом году стоит задача пустить 11 станций на БКЛ - 28 км, 74 км дорог, 18 крупных искусственных сооружений. Я думаю, мы превысим эти планы по дорожному строительству, потому что мы уже принимаем меры по ускоренному вводу в эксплуатацию ряда объектов дорожного назначения. По планам у нас стоит задача построить не менее 8,5 млн квадратных метров недвижимости, а по федеральному плану жилищного строительства нам нужно ввести не менее 4 млн квадратных метров жилья. Мы все эти вещи знаем, занимаемся. Возможно, все эти показатели мы будем превышать.

В этом году в планах комплексного развития городских территорий 12 дошкольных учреждений, 16 школ, 21 спортивных объект, 9 объектов культуры, 16 крупных объектов здравоохранения. Будет введена в 2021-2023 гг, вторая очередь больницы в Коммунарке. Первую очередь мы сдали. Как раз первая очередь – 84 000 квадратных метров - вместе с проектированием и строительством заняла у нас 3 года. Объект соизмерим по уровню оснащения. Там мы имели порядка 12 000 медицинского оборудования. В Вороновском мы закупили 24 000. Там мы плотно и напряженно строили 3 года, а Вороновское мы построили за месяц, имея тот опыт, который получили, когда строили другие объекты здравоохранения. Итак, Коммунарка.  Мы будем сдавать в этом году вторую очередь. Мы с Сергеем Семеновичем проезжали, смотрели. Никаких проблем нет. Мы ударными темпами строим большой многопрофильный комплекс больницы св. Владимира, лечебно-диагностический корпус им. Логинова. Это просто фантастический объект, многофункциональный, где будут лечиться самые сложные заболевания с применением самых ультрасовременный методик. Он будет очень классно оснащен. Мы очень плотно работаем с коллегами из Департамента здравоохранения. Получится шикарный объект. На Волоколамке инфекционная больница №1. Мы тоже будем возводить новые корпуса, уже приступили  к их строительству. Много также других интересных объектов. Вот так, в двух словах, чем занимался строительный комплекс. Есть, что вспомнить, есть, чем гордиться. Есть, о чем мечтать, о каких победах в году 2021, 2022 и 2023. Спасибо, что вы были с нами, освещали нашу работу. Готов ответить на вопросы, если таковые  имеются.

В. ЧЕРНЯВСКАЯ – «Вечерняя Москва»

Андрей Юрьевич, расскажите, пожалуйста, когда закончится продление Люблинско-Дмитровской линии до станции «Физтех»? Будет ли она после этой станции иметь свое продолжение?

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Люблинско-Дмитровская линия - очень важный проект для всей нашей программы развития метрополитена, строительства метрополитена. Начали мы от Марьиной рощи. До Селигерской, тяжело пробивались, глубокое заложение. Вышли на рубежи, сдали его в 2018 году до Селигерской. И Сергеем Семеновичем уже в этот момент было принято решение начинать двигаться на север, в поселок Северный, в район Физтеха, построить еще 3 станции. Мы развернули там работы. Приняли решение, что вся линия будет построена в подземном исполнении. Мы пытались сэкономить средства, и часть участка провести открытым способом. После глубокого анализа, особенно, в точке пересечения тоннелей в районе МКАД, мы поняли, что уровни и горизонты нам будет очень сложно соблюсти, и было принято решение делать линию полностью закрытым способом. Работы развернуты. Выполняем мы их в плановом режиме. Сложные этапы, будет прохождение под МКАД, тяжелая перекладка коммуникаций, которые были ранее построены, интеграция с железнодорожным направлением. В планах у нас стоит завершение в 2023 году. Никаких подвижек в этом плане нет. Мы выполним этот график. Пока мы не рассматриваем продление этой линии за границы Москвы дальше, на север. Но такую техническую возможность мы оставим. Мы возведем конструкции таким образом, чтобы в случае принятия решения в более поздний период, мы могли иметь возможность продления  и этой  линии дальше. Пока таких утвержденных планов нет. Но, в любом случае, при проектировании крупных объектов всегда рассматривается развитие территории на период дальше 15-25-30 лет. Но в планах АИПа пока такого объекта нет.

В. КЛИМОВ – ИА «Москва»

Андрей Юрьевич, расскажите, пожалуйста, о планах на строительство и реконструкцию электродепо для московского метрополитена в ближайшие 3 года.

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Такой важный  вопрос. Когда мы рассказываем про метро, всех интересуют станции, тоннели, убранство станций, сроки ввода. Тем не менее, важнейшим объектом с точки зрения работы метрополитена является депо – это место, куда подвижной состав каждую ночь приходит, где проводится техническое обслуживание по целой серии регламентов. Они обеззараживаются и в стандартном режиме, и, особенно, сейчас. Проводится проверка их технического состояния, проведение различных регламентных работ. Если этого не сделать, то готовность подвижного состава будет невысокая, и наши коллеги из метрополитена не смогут перевести то количество пассажиров, которое они перевозят, которое является рекордным во всем мире. Сердце метрополитена – депо. Они не видны простым пассажирам, но это важнейшие объекты для того, чтобы метро эксплуатировалось ритмично, качественно, безопасно, комфортно.

Мы в этом году выполняем работы на двух важных объектах. Это реконструкция метро «Сокол», фактически его расширение, которое позволит нам обеспечить переброску части подвижного состава. Это наши технические вопросы с депо «Замоскворецкая», чтобы равномернее распределить подвижной состав для БКЛ. Будем выполнять работы на метро «Нижегородская». Также в планах у нас депо «Аминьевское». В этом году мы его начинаем строить. Это недалеко от станции «Аминьевская». Все подготовительные работы мы начинаем буквально в ближайшие недели. Большие у нас работы по депо «Братеево», «Южное», «Саларьево». Большой объем будет выполняться при строительстве Троицкой линии. Это депо «Ильинское», «Троицкое-1», «Троицкое-2» и т.д. Большая программа. Мы нечасто про нее говорим – не успеваем. Но это важнейшие объекты. Весной мы будем сдавать депо «Сокол». Всех вас приглашаем. Эти объекты также не менее важны, чем станции и тоннели. Сложнейшие объекты с точки зрения технологий, их оснащения. Мы до этого построили большое количество очень мощных объектов, и это помогает метрополитену работать настолько эффективно, что удивляются все их коллеги из-за рубежа, Европы, США, Китая и т.д.

Р. СОЛДАТОВ – «РИАМО»

Скажите, пожалуйста, как идет продление Калининско-Солнцевской линии метро до Внуково?

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Хорошая линия, еще одна. Мы обещали, что в Солнцево метро все-таки придет, и Сергей Семенович сказал, что обещание, которые государство еще 35 лет назад давало жителям Солнцево, Переделкино, выполнено - в 2018 году ее там запустили. Было принято решение продлить эту линию до Внуково. Это логично, потому что потоки пассажиров из аэропорта включили в работу новой линии метро. Работы мы там развернули. Сейчас как раз занимаемся выносом инженерных коммуникаций. Возводим ограждающие конструкции. Где-то там 10-15% у нас уже готовность есть. В плановом режиме работаем. Сложная будет операция по интеграции станций метро с объектами самого Внуково. Потому что строить мы будем прямо рядом с железнодорожными терминалами, будем примыкать к самому зданию терминала Внуково. Как раз в этом месте станция «Внуково» будет возводиться. Мы долго решали, где она будет возводиться, но все решения уже приняты. В 2023 году по плану завершение работ на этом участке. Никаких сомнений это не вызывает. Если получится, будем ускоряться. Важный объект у нас. Мы в нем уверены, работаем.

А. ЧЕРНЫШЕВА – ИА «Москва»

Здравствуйте. Интересует МЦД. Когда сформируют МЦД-4 и МЦД-5, проекты? В чем сложности их проработки?

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Как я уже говорил, вся созданная ранее железнодорожная инфраструктура была направлена на перевозку грузов, пассажиров дальнего следования и пригородное сообщение. В настоящее время перед стройкомплексом стоит задача запустить радиальные направления, соединить их путем прокладки дополнительных путей фактически в центре застроенного города и запустить их в режиме, приближенном к работе московского метрополитена, чтобы циклы пересадки людей совпадали, чтобы пассажиры, живущие в Подмосковье, могли планировать свои поездки в новом режиме. Плюс, чтобы часть наземной инфраструктуры забрала себе пассажиров, пользующихся метро по примеру МЦК. Сейчас у нас рост пассажиропотока на железнодорожном транспорте идет даже быстрее, чем мы планировали по реалистичному сценарию развития. Это очень хорошо. Зачастую перемещаться по железнодорожному объекту может быть приятнее – все-таки открытое пространство, солнце, комфортные объекты подвижного состава. И многие люди говорят, что на МЦК стало ездить интереснее и приятнее, чем на метро. Мы видим, что многие люди изменили свою модель поведения и пользуются железнодорожным транспортом больше, чем метрополитеном. Мы это заметили по тому, как уменьшаются потоки движения. Это коллеги из блока транспорта – Максим Ликсутов. Даже люди, которые пользовались автомобильным транспортом, пересаживаются на объекты МЦД.

У нас в планах МЦД-4 и МЦД-5. Мы думаем, что в 2024 году, пока решений нет. Главная сложность – это застроенные территории города Москвы. Нам необходимо построить дополнительные пути. Не всегда под это есть пространство. Например, для участка Карачарово-Каланчевская, буквально рядом с площадью трех вокзалов, в районе Басманный мы буквально вгрызаемся в стенки, ставим отсечные конструкции и там прокладываем, выигрывая сантиметры, дополнительные пути. Потому что город застроен. К сожалению, не все градостроительные решения, принятые в прошлые годы, учитывали развитие - там проложены коммуникации, объекты дорожного назначения, створы опор путепроводов, эстакад и т.д. И вот эти все вещи, связанные с тем, как спланировать наиболее эффективным образом, отодвигают реализацию данной задачи. Плюс ресурсы, которые необходимо построить, тоже диктуют: мы хотим что-то конечное построить как можно быстрее. Это комплекс вопросов, связанных, в первую очередь, с технической сложностью, которая не давала в прошлые годы возможности приступить к этим объектам. Только Сергей Семенович с его видением, смелостью начал эту работу. Мы к этим объектам приступили и плотно ведем, вводим на введенных диаметрах дополнительные остановочные пункты, чтобы качество работы железнодорожного транспорта повысить и сделать его важной составляющей жизни каждого человека.  Поэтому работы сложные. Именно по этим двум диаметрам пока такие сроки. Вообще, задача почти неисполнимая. Мы пытаемся, ищем, смотрим, занимаемся. Будем вам рассказывать, бог даст, ускоримся и по этим объектам.

ИА «ТАСС»

Вопрос по поводу вокзала в Черкизово.

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Так, вокзал в Черкизово мы называем «Восточный». Начали мы его активно строить в прошлом году. В прошлом году, по сути, было принято решение и обеспеченно финансирование. Мы планируем на рубеже конца апреля – начала мая подготовить его к пуску. Он нам необходим будет также для строительства наших диаметров, особенно МЦД-3, чтобы обеспечить реверсивное движение. Это наш тактический важный пункт. Работы там ведутся хорошо. Мы периодически проводим совещание с коллегами из РЖД, инспектируем, рассказываем нашим руководителям. Темп работы очень напряженный. Думаем, что в апреле-мае этого года мы уже подготовим его к сдаче. Понятно, есть этап физического завершения работ, есть этап оформления и есть этап пуска с пассажирами. Самое тяжелое – это построить объект. Но мы его готовимся сдать, запустить с пассажирами в апреле-мае этого года. Точную дату не назову. Потому что сложнейший объект. Работы ведутся отделочные, мы возвели основные конструкции. 60% усилий на любом современном объекте – это обеспечение начинки, инженерных коммуникаций, вентиляции, кондиционирования, системы управления движением, подачи электроэнергии, информационные технологии и т.д. Кроме того, обеспечение информирования пассажиров, локальные компьютерные сети и т.д. Также уходит время: на строительство, на монтаж и на пуско-наладочные работы, когда ведется работа по настройке всех этих систем в работу. К этому этапу мы как раз сейчас приступили. Вернее, коллеги из РЖД и подрядчики, они выступают заказчиками, а мы являемся соинвесторами, соответственно, и на еженедельных штабах контролируем строительство, поскольку это совместная программа Правительства Москвы и «РЖД». Работаем мы очень слаженно, напряженно, интересно. Результат вы увидите.

С. ВОЛКОВА - «Комсомольская правда»

Сейчас стартовал конкурс на разработку концепций архитектурных решений для реновации. Многих жителей районов, которые выставлены на этот конкурс, волнует, насколько увеличиться объем застройки в их районах. В конкурсе так же прописан какой-то «уникальный стиль». В чем он будет выражаться? Какие идеи городские власти ожидают получить от участников этого конкурса?

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Все правильно. Этот конкурс, его идея родилась на совещаниях у мэра Москвы, когда шли доклады об архитектурном облике районов, кварталов, домов, которые будут строиться по программе реновации. Стоит задача возвести не только комфортное внутри жилье, но и чтобы внешний облик этих зданий был приятен, актуален еще долгое время, многие долгие годы, когда будут стоять эти объекты, чтобы они радовали глаз, были приятны. При этом, чтобы районы города не были похожи друг на друга. Сергеем Семеновичем была поставлена задача сделать так, чтобы авторские коллективы, в том числе зарубежные, подсказали некоторые решения, которые будут специфичны для каждого района. Мы это и с людьми будем обсуждать. Сейчас мы как раз готовим концепции. Но сложность состоит в том, чтобы это было красиво, приятно, интересно, и чтобы решения, которые будут предлагать коллеги, не приводили к резкому удорожанию архитектурных решений. Задача в том, чтобы мы остались в этом балансе, когда внутреннее убранство, ремонт, отделочные работы, которые мы ведем по программе реновации, реально очень качественное позволили нам сделать жилье. Люди сами удивляются, им настолько нравится, что переезд получается очень быстрым. Но и внешний облик районов должен быть интересен, приятен, чтобы он формировал ландшафт на долгие годы вперед. Именно этому мы уделяем особое внимание. Причем эти коллективы будут участвовать не только на этапе разработки концепции. Мы их так же будем привлекать на этапе согласования технических решений, чтобы фасады и архитектурный облик зданий совпадал с тем стилем, который будет этой командой предложен. Это большая работа. Отдельное направление деятельности стройкомплекса – следить за тем, что при строительстве объектов реновации соблюдался стиль этих районов, кварталов, чтобы сделать город интересным, комфортным, классным.

Никоим образом не меняются параметры плотности застройки. Это регламентируется нашими документами, проектами планировки. Они все спокойно утверждены, прошли публичные слушания. Это касается только внешнего облика зданий, а также нежилых (детских садов, школ и т.д.) помещений. На это направлен конкурс – внешний вид фасадов наших объектов.

О. ГАХОКИДЗЕ - «РИА Недвижимость»

Андрей Юрьевич, сейчас власти Москвы готовят  предложение в законодательство, чтобы предотвращать и решать споры по застройке приаэродромных территорий. Работа уже достаточно давно ведется, и Вы наверняка готовы нам рассказать, что это за предложения.

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Да-да, сейчас как раз через час будет совещание у вице-премьера Правительства РФ М.Ш. Хуснуллина, посвященное, в том числе и этому вопросу. Речь о том, что зона строительства аэропортов - часть требований, направленных на обеспечение безопасности полетов. Чтобы не возводились здания, которые своей высотой мешают воздушным судам. С этим у нас нет никаких проблем. Стоит вопрос, связанный с шумовым воздействием самолетов на окружающие территории, на людей. И вопросы регулирования этой зоны. И тут есть  ряд решений, наиболее оптимальных с нашей точки зрения, которые позволяют и аэропортам эффективно работать, и близлежащим районам города и их жителям тоже чувствовать себя комфортно. Т.е. это путь в обе стороны – определенные режимы полетов, техника этих аэропортов, режимы градостроительного регулирования, которые будут применяться. У меня нет готовых решений, потому что создана комиссия, рабочая группа. Два региона обращались в Правительство РФ. Председатель правительства М.В. Мишустин поддержал, поручил Марату Шакирзяновичу этим заниматься. Марат Шакирзянович очень точно это ведет. Мы участвуем в рабочей группе. Надо все интересы учесть: и авиации, и жителей. Это же решение не только для Москвы, но и для всех субъектов РФ. Очень много аэропортов находится в черте города, не только в Москве. Непростая задача. Мы с коллегами в очень хорошем диалоге – Министерство строительства, Росавиация, Министерство транспорта, Роспотребнадзор.  Думаю, мы очень грамотное решение найдем. Пока не готов его детально комментировать.

Высота уже не является вопросом обсуждения. Высота касалась других зон, с 2-й по 6-ю зону регулируется высотность. Мы никаких проблем в этом не видим. Основной вопрос касается зон шумового воздействия аэропорта. Вот и все. 

Рабочую группу возглавляет М.Ш. Хуснуллин, и вместо него отвечать за сроки я бы не хотел. Думаю, в ближайшие месяцы в этом году вопрос будет решен. Очень грамотно работает Правительство РФ, Марат Шакирзянович. Вы знаете, он владеет вопросом. Лучше него не так много людей в стране. Поэтому, я думаю, очень грамотно, сбалансировано он будет решен. Но этот вопрос решает Правительство РФ.

Это актуально более чем для 200 крупных населенных пунктов, т.е. везде, где есть аэропорты. Еще около 1000, где есть аэропорты местного назначения. Это фактически любой город РФ. Это касается не только Москвы. Просто в Москве большее количество аэропортов на территорию, поэтому мы с этим столкнулись, может быть, быстрее, чем другие города. Это решение для всей страны. Все стороны, участвующие в этом обсуждении, четко понимают проблематику. Есть сбалансированное понимание, как этот вопрос решать. Очень конструктивно мы работаем. Сложная проблема, потому что есть исторические аэропорты, которые были очень приближены к черте города. Тем не менее, этот компромисс нужно найти. Будет методика, которая позволит правильным образом решить вопрос с шумовым воздействием, чтобы защитить наших людей от шума самолетов, и позволить аэропортам эффективно и безопасно летать. Что касается высотности, там проблем вообще нет. Определены зоны подходов к взлету, посадке. Они не вызывают проблем. Какие-то вещи локальные будут решены. Я проблем больших не вижу.

О. ГАХОКИДЗЕ – «РИА Недвижимость»

С лета этого года Клуб инвесторов остался без главы. В декабре стало известно, что Сергей Гордеев его возглавил. Изменились ли полномочия организации с приходом нового человека? Как ведет диалог власть? Будут ли новые задачи у клуба?

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Тут такая история. Выбор нового председателя по уставу самого клуба, которого коллеги избрали. У них каждый год идет ротация председателя. Формально она была плановая. К сожалению, трагический уход Андрея Юрьевича Грудина. Тем не менее, коллеги собрались, прошло у них голосование, и на ближайший период выбран Сергей Гордеев. Собственно, все участники клуба – владельцы крупных инвестиционных компаний. Человек, который является одним из крупнейших, будет полезен. Полезна его работа, его мысли, идеи, как и остальных коллег. Никаких проблем или крутых изменений не последует. Это объединение, которое позволяет городу обсуждать проблемы развития городской среды с участниками рынка. Мы продолжим эту работу, как делали ее раньше.  Мы находимся в диалоге по целому кругу их инициатив, вопросов, касающихся законодательного характера, взаимоотношений между органами власти, города, обсуждения планов развития Москвы, его стратегии, вопросов развития зон, не только строительства жилья, но и создания рабочих мест. Работа будет продолжена в стандартном режиме. Поэтому никакого глобального изменения мы не чувствуем. Безусловно, каждый человек немножко придает акцент разным вопросам. Но мы с Сергеем. Гордеевым давно знакомы, давно работаем. Все коллеги его поддержали, и выдвинули его кандидатуру. Мы очень рады, что  в этот период Сергей Гордеев будет возглавлять. В следующие выборы будет выбран другой человек.

Вопросы, которые мы обсуждаем, касаются развития города, например, в части развития зон комплексного развития территорий - КРТ. Это один из резервов градостроительного и экономического развития города. Сбалансированному развитию этих территорий как раз посвящена работа Правительства Москвы, С.С. Собянина, стройкомплекса, наших коллег из блока экономического развития, других областей. Чтобы мы создавали на этих территориях не только промышленные зоны, не только жилые, а зоны сбалансированного развития, где места проживания, приложения труда, досуга очень грамотно распределены, созданы и запушены в эксплуатацию. Один из вопросов, который мы будем плотно обсуждать с коллегами, смотреть их идеи, предложения, видение. Это очень полезно, потому что многие вещи они видят чуть по-другому. Мы с ними в эффективном диалоге. Мы уже много-много лет друг друга знаем, работаем. Поэтому сложных вопросов я даже не предвижу. Мы работаем всегда очень динамично. Уверен, что и в этом году работа будет полезна для развития города.

А. МАСТРЕНКОВ – «Интерфакс»

Андрей Юрьевич, какая работа была проведена в прошлом году по решению вопросов обманутых дольщиков? Какова динамика? В  период пандемии их становится больше или удается сокращать даже в это время? Перспективы по решению проблемы в город?

А.Ю. БОЧКАРЕВ

Мы сделали ряд инициатив в предыдущие годы, в 2018-2019. В 2020 году мы работу продолжили. У нас рекордная задача – 34 объекта были построены и введены, переданы людям, которые участвовали в долевых договорах. Почти 2900 человек, которые числились у нас в списках, обеспечены жильем. Это люди, которым была необходима помощь в этом направлении. В этом году мы планируем завершить строительство на 58 объектах. Стоит задача в ближайшие 2 года проблему обманутых дольщиков и дольщиков, перед которыми не выполнены обязанности, решить. Что касается появления новых, то очень активно работает у нас комитет по работе с инвесторами. Очень щепетильно мы отслеживаем любые проблемы, связанные с реализацией объектов, помогаем нашим инвесторам, чтобы они в срок, без задержек решили свои вопросы, построили объекты и передали их под заселение. Мы не видим пока увеличения этой цифры. Это большая работа Правительства Москвы, стройкомплекса, наших подразделений. Она, может быть, не так видна, но это ежедневная работа, работа с самими дольщиками, чтобы они понимали, что ими занимаются, успокаивались. Мы им объясняем, разъясняем и т.д. Это колоссальный блок работы. В прошлом году мы такой рывок сделали. Уверены, что сделаем следующий шаг – 58 объектов. Большая амбициозная цель поставлена. Мы перед Сергеем Семеновичем отчитываемся каждые 2 недели, он на контроле это держит. Принимаем необходимые тактические решения на совещаниях. Уверен, что мы с этой задачей справимся. В этом году будет 58, и есть еще целый ряд объектов.

ВЕДУЩИЙ

Коллеги, спасибо большое. У нас график поджимает. Как сказал Андрей Юрьевич, год был тяжелый и мы вам благодарны за помощь, которую вы нам оказываете в работе. Давайте оставшееся время посвятим приятному мероприятию. Самым активным из вас, кто был с нами в субботние объезды, на строительстве инфекционного центра «Вороновское» мы хотели бы вручить благодарность и дипломы. Давайте пройдем в фойе.