Главная  /   Пресс-конференции  /   Пресс-конференция «Итоги номинации «Учитель года» Московского городского профессионального конкурса «Педагог года Москвы – 2019»
23 сентября 2019, понедельник, 18:19

Пресс-конференции

16 мая 2019 Пресс-конференция «Итоги номинации «Учитель года» Московского городского профессионального конкурса «Педагог года Москвы – 2019»

16 мая состоялась пресс-конференция «Итоги номинации «Учитель года» Московского городского профессионального конкурса «Педагог года Москвы – 2019»

Пресс-конференция «Итоги номинации «Учитель года» Московского городского профессионального конкурса «Педагог года Москвы – 2019»


ВЕДУЩАЯ

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня наша пресс-конференция посвящена теме: «Итоги номинации «Учитель года» московского городского профессионального конкурса «Педагог года Москвы – 2019».

В пресс-конференции принимают участие Лукутин Андрей Владимирович, заместитель директора Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы, Горбун Сергей Владимирович, заместитель председателя Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, заместитель председателя Большого жюри номинации «Учитель года» в 2019 году, Игнатов Игнат Андреевич, аналитик Московского центра развития кадрового потенциала образования (МЦРКПО), учитель информатики, победитель номинации «Учитель года Москвы - 2018», призер Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2018 году и Макарова Анна Игоревна, учитель начальных классов школы № 2033, победитель номинации «Учитель года» в 2019 году.

А.В. ЛУКУТИН

Здравствуйте, уважаемые коллеги. с прошедшими праздниками! В следующем году мы будем праздновать 30-летие конкурса «Учитель года Москвы».

С 2015 года входом в конкурс является московская метапредметная олимпиада «Московский учитель». 25 августа более 11 000 московских учителей, а за последние 5 лет через метапредметную олимпиаду прошло более 40 000 московских учителей, вступили в борьбу за звание «Учитель года Москвы». В декабре были определены победители и призеры метапредметной олимпиады, к которым присоединились победители и призеры еще двух учительских олимпиад – «Новый учитель новой информатики» и «Учитель школы большого города». В январе 2019 года стартовал первый этап конкурса «Учитель года Москвы». Он состоял из 3 конкурсных испытаний. В этом году новым конкурсным испытанием была монологическая речь конкурсанта, где должен был за 3 минуты рассказать о передовом научном исследовании, которое легло в основу его практики и привело к новым образовательным результатам школьников. Традиционное конкурсное испытание – это публицистическая статья (их можно будет прочитать в конце мая в «Учительской газете» на тему «Идея школы, которая учит придумывать идеи»). Третье – небольшая управленческая задача для учителей. По итогам этих испытаний были выбраны 29 финалистов, которые выехали в начале апреля в Дом учителя, в Поведники, где Большое жюри во главе с В.М. Филипповым определило победителя.

В этом году у нас было новое задание, которое теперь останется в конкурсе и в следующем году, – это разговор со школьниками. Конкурсанты в незнакомой школе незнакомым детям должны были предложить тему для разговора и заинтересовать им школьников. По итогам двух последних конкурсных испытаний – «Разговор со школьником» и «Разговор с министром», - было объявлено имя победителя.  

С.В. ГОРБУН

Для членов жюри сложно быть объективными абсолютно во всех отношениях ко всем участникам. У нас Профсоюз образования и Департамент образования являются соучредителями конкурса, и мы хотели, чтобы Большое жюри было максимально независимым и объективным. Поэтому туда, кроме членов Профсоюза работников образования и науки, были включены представители СМИ, бизнеса, высшей школы, бывшие победители «Учителя года». Жюри всегда находило правильный вектор понимания этого конкурса в своих решениях. На обсуждение у нас практически не было времени, потому что оценки выставлялись сразу после просмотре и их тут же забирали, чтобы посчитать. В.М. Филиппов задавал тон работы нашего жюри.

В первую очередь мы обращали внимание на педагогическое мастерство конкурсантов, профессионализм, знание предметов, понимание государственной политики в области образования, то, как может победитель представлять столичное образование уже на российском конкурсе.  

В основном, в предыдущие годы, победителем конкурса становились молодые люди. Очень приятно, что в этом году Анна Игоревна Макарова победила в этом конкурсе. Вчера, на нашем селекторном совещании «Профсоюзный час», мы поздравили всех победителей во всех номинациях, в т.ч. победителя «Учителя года» - Анну Макарову.

И.А. ИГНАТОВ

Добрый день, уважаемые коллеги. Главным победителем в этом конкурсе является московское образование, которое из года в год показывает выдающиеся результаты. Всероссийский конкурс, который ждет Анну Игоревну в сентябре, из года в год является профессиональной площадкой, в рамках которой московский участник выполняет важную задачу - показать и рассказать о московском образовании и продемонстрировать опыт Москвы. Это конкурс, к которому нужно готовиться и учесть регламент конкурсных испытаний, положение о конкурсных испытаниях. В этом конкурсе вместе с участником участвует вся его семья, друзья и коллеги. До конкурса нужно обязательно отдохнуть и четко спланировать все свои подготовительные действия. Для меня подготовка к этому конкурсу – это переосмысление опыта, который был в прошлом году, опыта, который есть у учителя, у города, поиск новых смыслов и выход на новый уровень некого обобщения и системного применения. Надеюсь, что Анне Игоревне удастся удачно подготовиться к этому конкурсу и удачно выступить на нем в сентябре.

А.И. МАКАРОВА

Спасибо, Игнат. Всем добрый день. Я убеждена, что участие в профессиональных мероприятиях способствует развитию и личностному росту педагога. Процитирую Льюиса Кэрролла: «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, нужно бежать как минимум вдвое быстрее!». Если мы хотим, чтобы наши дети добивались высоких результатов, то мы сами должны совершенствоваться. У меня не было ни капли сомнения в том, принимать участие в метапредметной олимпиаде, или нет – конечно, принимать! В этом году в олимпиаде было очень много интересных заданий. Можно было выбрать любые 3 предмета не из той области, которую я преподаю. Я остановилась на английском, литературе и истории. Были методические задания, связанные с разработкой сценария или мероприятия, его анализом.

В этом году могли стать участниками конкурса только победители и призеры профессиональных олимпиад. Скажу сразу, что участие в олимпиаде далось нелегко – задания были очень сложные. Но результат меня порадовать – я стала призером, и решила не упускать шанса, заполнив анкету на сайте конкурса «Учитель года». Приходилось выступать перед профессионалами своего дела, творческими коллегами. Подготовка занимала много времени. Но это были приятные моменты. Я получила колоссальный опыт и удовольствие от пережитого этапа в моей жизни. Победа -  для меня большая честь и ответственность, в частности, перед своим родным городом. Понимаю, что должна достойно представить опыт московского образования на всероссийском конкурсе. Буду очень к этому стремиться.

ВЕДУЩАЯ

Анна, Игнат, что для вас значит быть «Учителем года» столицы?

И.А. ИГНАТОВ

В прошлом году, после объявления результатов московского конкурса, меня пригласили пройти в первых рядах на шествии по Красной площади на 1 мая, вместе с работниками всех организаций. Громким дикторским голосом объявили, что вместе с работниками идет «Учитель года Москвы» Игнат Игнатов. В тот момент я ощутил, что за мной идут тысячи и тысячи людей, что я не имею права недостойно представлять Москву каждый день, каждую минуту, каждый свой шаг, каждый свой вдох и т.д. Это такое ежеминутное ощущение ответственности.

А.И. МАКАРОВА

Не могу не согласиться, что это очень ответственно. Быть «Учителем года Москвы» - это, прежде всего, быть человеком, быть ориентиром для тех, для кого ты работаешь, с кем общаешься, быть надежным плечом и опорой.

А.В. ЛУКУТИН

В 17:30 с Курского вокзала я отправлюсь в Орел, потому что большое количество регионов нашей страны хочет узнать, каким образом в последние годы ежегодно Москва готовит таких победителей конкурса «Учитель года» Москвы, а потом и России. Поедем рассказывать орловским учителям и управленцам не все, конечно, секреты подготовки, но какими-то секретами мы поделимся. Для Игната Андреевича это уже пройденный этап. Для Анны Игоревны впереди есть время отдохнуть перед подготовкой ко всероссийскому конкурсу. В этом году он немного изменился. Он включает в себя 3 этапа, начиная с создания сайта учителя, написания эссе, прохождения через установочный семинар в июле и очное испытание. В этом году будет урок, небольшое представление опыта работы. Всем 85 конкурсантам будет необходимо показать внеурочное мероприятие, мастер-класс, создать образовательный проект. Новое конкурсное испытание – публичная лекция в Москве перед Министром просвещения и вместе с Министром просвещения, и ответы на вопросы Министра просвещения РФ. 4 октября в Кремле будет объявлен победитель конкурса «Учитель года России», которому в этом году исполняется 30 лет. Маленькая ремарка: в этом году основные конкурсные испытания будут проходить в Чеченской Республике, в Грозном, откуда родом абсолютный победитель прошлого года.  Мы начинаем готовиться!

М. ГОНЧАРОВ – «Комсомольская правда»

Анна, ваше участие в конкурсе и победа повлияли на интерес ваших коллег по школе к этому конкурсу?

А.И. МАКАРОВА

Они переживали вместе со мной, помогали мне и видели, каких результатов можно добиться. Можно сказать, их вдохновляла. Они сказали, что в следующем году с удовольствием примут участие.

И. АЛЕЙНИКОВА - «Аргументы и Факты»

Анна Игоревна, как Вы работаете с неуспевающими учениками?

А.И. МАКАРОВА

Индивидуальный подход к каждому. Раскрыть способности и таланты каждого ученика – моя первостепенная задача. Поэтому делаю все, чтобы таких детей не было.

Сейчас мы имеем возможность общаться с детьми и в первой половине дня, и во второй, и работаем в единой образовательной среде. Я взаимодействую со своими учениками и во внеурочное время, и как педагог дополнительного образования. Поэтому сейчас мы всячески пытаемся направить все свои силы, чтобы каждый наш ученик стал успешным и был им.

Просто у каждого свое время. Каждый обязательно проявит себя, но только в какой-то определенный период своей жизни. Может быть, сейчас ему тяжело, а через полгода усилия, которые были приложены к достижению результата, мы их почувствуем и видим, я как учитель и мой ученик.

М. ПЛАТОНОВА – «Московская правда»

Подготовка конкурсанта каким образом будет осуществляться?

А.В. ЛУКУТИН

Я в конкурсе уже 16 год. Я понимаю механизмы конкурса, и на что необходимо обращать внимание, в т.ч., в зависимости от города, в котором мы выступаем. Только московский учитель может победить в конкурсе, если он выигрывает с явным преимуществом. Конкурсант создает ресурс, хотя для московского учителя это не сильно актуально, поскольку все его наработки можно посмотреть в МЭШ, и когда он будет полностью открыт, мы, может быть, договоримся с Федерацией о том, что не будет перегруза, чтобы делать еще один ресурс. Технологически, безусловно, московскому победителю помогают. Но прошлогодний победитель – блестящий учитель информатики, который поможет нынешнему победителю создать сайте. Но все материалы и содержание сайта – это тот бекграунд, тот опыт, который есть у Анны Игоревны за 12 лет работы в школе.

Самое главное при подготовке – это то, о чем сказал Игнат Андреевич – внимательно посмотреть на критерии, отнестись, собрать все то, интересное, чем владеет конкурсант, и упаковать. Анна Игоревна – лауреат премии за вклад в развитие МЭШ. Каждый этап должен быть связан с другим этапом. Когда московский конкурсант едет на Россию, он показывает на своем примере, начиная от информационного ресурса и завершая публичной лекцией, каким образом работает московская система образования. Мы будем немного показывать МЭШ, мы будем показывать, каким сильнейшим дополнительным образованием обладает Москва, будем показывать мастер-класс учителя начальной школы – и это всегда будет высокий уровень, и не только про начальную школу, а про будущее наших учеников. Если мы создаем образовательный проект, то это проект, который можно применить в любой системе московского или не московского образования. Поэтому сначала внимательно изучаем бэкграунд, потом упаковываем его. И, да, проходят  определенные репетиции, потому что необходимо показать урок. Тогда мы приглашаем наших «учителей года» Москвы, которые приезжают, смотрят, дают советы. Но после урока Игната Игнатова у жюри были вопросы, но когда они вышли из класса в гимназии №56 Санкт-Петербурга, они были впечатлены. Потому что в 10 классе за 45 минут показать, что такое высокая информатика и программирование, на уроке может не каждый из учителей. Поэтому подготовка, вне зависимости, начальная это школа, или информатика или физика, будет на высоком уровне. Мы хотим показать высокий уровень московского образования с учетом того, что это учитель начальных классов, который будет работать с четвероклассниками, показывать именно такой мастер-класс. Надеюсь увидеть Анну Игоревну на сцене, сначала с Малым хрустальным, а затем с Большим хрустальным пеликаном уже в Кремле.

К. АСАФОВА – «ТАСС»

Как я поняла, «Учитель года» - это номинация в конкурсе «Педагог года». А когда будет известен «Педагог года»? Это более масштабный отдельный конкурс?

А.В. ЛУКУТИН

«Учитель года», или «Дефектолог года», или «Воспитатель года» - это номинации большого московского городского конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы». В каждой номинации в конце апреля уже определен и награжден свой победитель. На сайте конкурса «Педагог года Москвы 2019» уже можно увидеть победителей и призеров. Всего 5 номинаций в конкурсе «Педагог года Москвы».

С.В. ГОРБУН

Абсолютного победителя конкурса «Педагог года» нет. Есть только победители по номинациям: учитель, педагог-дефектолог, воспитатель, психолог, учитель дополнительного образования.

К. АСАФОВА – «ТАСС»

Анна, как Вы будете готовиться ко всероссийскому этапу?

А.И. МАКАРОВА

Я уже это делаю. Я изучаю информацию на сайте Всероссийского конкурса, стараюсь много читать профессиональную, художественную и психологическую литературу, попытаюсь отдохнуть. Даже идя по улицам родного города, у меня все равно возникают какие-то мысли, потому что когда ты видишь цель – Хрустальный пеликан, - то все сейчас тебе помогает. Ты начинаешь генерировать идеи. Потом я начну выстраивать все это в логическую последовательность. Хочется, чтобы во всех конкурсных испытаниях была единая цель и концепция - вот это донести до членов Большого жюри.

С.В. ГОРБУН

От Профсоюза прошу вас отдых поставить на первое место после такого тяжелого конкурса.

А.И. МАКАРОВА

Я сегодня думала о том, что учителя можно сравнить со спортсменом. Ведь чтобы спортсмен завоевал высокую награду, он долго тренируется, и его тренировки изнурительны. Учитель тоже, чтобы оттачивать свое мастерство, должен тренироваться.

А.В. ЛУКУТИН

Когда рабочая группа собралась, первый вопрос, который был задан Анне Игоревне – «Когда у Вас отпуск? Когда Вы будете отдыхать?». Она сказала, что у нее нет отпуска. Нет, после сложного конкурса «Учитель года Москвы» необходимо отдохнуть, потому что потом будет серьезный марафон, который завершится только 4 октября. А для победителя – не завершится.

ВЕДУЩАЯ

Благодарю всех за внимание. Пресс-конференция завершена.